Обучение на мото права. Водительское удостоверение категории «А». Управление мотоциклом без категории

Дети не всегда будут маленькими. Они растут, увлекаются новыми интересами. Мальчикам и девочкам нравится водить технику. И многих подростков и их родителей интересует, со скольки лет можно ездить на мотоцикле или скутере по отечественным законам. Чтобы не возникало проблем, важно знать специальные правила.

Скутером управлять очень просто и удобно. Конечно, это не автомобиль, но подросткам нравятся их мобильность, маневренность и экономичность. Правила гласят, что на скутере имеют право ездить молодые люди, достигшие шестнадцатилетнего возраста. При этом нужно обязательно знать правила дорожного движения. Таким образом, можно уберечь себя от многих неприятностей, которые могут случиться на дороге.

Чтобы ездить на мотоцикле, нужно обязательно иметь права. Поэтому ездить на мотоцикле официально разрешается только по достижении восемнадцати лет. Выезжая на дорогу, водитель мотоцикла должен обязательно иметь с собой паспорт и необходимые документы на своего железного друга. Без прав на мотоцикл водить его вы не имеете права, а для этого нужно пройти специальное обучение в мото или автошколе.

На наших дорогах, к сожалению, аварии случаются постоянно и их количество только увеличивается. Поэтому минимальный возраст, чтобы управлять мотоциклом, может быть увеличен.

Совсем недавно сдать на права на мотоцикл можно было либо после обучения в мотошколе, либо подготовившись самостоятельно. Сегодня правила немного ужесточили. Уж очень много на дорогах ДТП с участием мотоциклов стало происходить. Поэтому сегодня самостоятельная подготовка не дает право на сдачу экзаменов, чтобы получить права на вождение мотоцикла. Для получения прав нужно обязательно пройти обучение в автошколе или мотошколе.

Записываетесь в автошколу, и проходите обучение на категорию А. Вместе с документом, который подтверждает ваше обучение в мотошколе, вы должны подготовить в ГАИ и другие документы. Обязательно паспорт, что вы гражданин России, медицинская справка, квитанция об уплате государственной пошлины.

Если все документы в порядке, вам назначат день, когда вы будете сдавать теоретическую часть экзамена. На сдачу теории дается двадцать минут. На каждый вопрос вам нужно выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, которые вам даются.

В случае успешной сдачи теории в течение одной-двух недель будет назначена сдача практической части экзамена. Желающие получить права на вождение автомобиля сдают практическую часть экзамена на площадке и на улицах города. Права категории А предполагают только вождение на площадке.

Здесь вам нужно будет подтвердить, насколько вы умеете управлять мотоциклом. Из восьми упражнений вам нужно будет выполнить три.

Что требуется показать сдающему экзамен? Умение ускоряться, используя переключение передач. Ехать по заданному направлению. Уметь сигналы поворота подавать рукой. Правильно останавливаться. Уметь правильно подготовить мотоцикл перед поездкой.

Сдача на права категории А потребует от будущего мотоциклиста пройти обе части экзамена, как теоретическую, так и практическую. Если обе части экзамена успешно сданы, через неделю вы можете получить ваши официальные готовые права. Если же что-то сдать вам не удалось, сдать экзамен повторно можно будет не раньше, чем через пять-семь дней.

Мотоцикл считается таким же средством передвижения, что и автомобиль. Даже более опасный транспорт, хоть и более мобильный. И от водителя мотоциклов требуются определенные знания, навыки и умения для управления этим видом транспорта.

Поэтому если вы хотите иметь мотоцикл и ездить на нем, в первую очередь нужно получить права на него. А чтобы получить права, нужно пройти обучение в авто или мотошколе. До недавнего времени назначался штраф за вождение без прав в размере двух с половиной тысяч рублей, или лишением свободы на срок до пятнадцати суток.

Но в связи с ужесточением правил штрафные санкции стали немного другими. Управлять мотоциклом можно только в восемнадцать лет при наличии прав категории А. Для этого нужно пройти обучение в специализированной школе, сдать экзамены и получить права.

Если вы будете задержаны в связи с вождением мотоцикла без прав, вас имеют право оштрафовать на сумму от пяти до пятнадцати тысяч рублей. Если мотоцикл не ваш, то его хозяин будет оштрафован на сумму тридцать тысяч рублей.

Исходя из вышесказанного, получается, что официально отучиться, получить права будет намного дешевле и безопаснее. Чистых вам дорог, без неприятных ситуаций.

Для управления мотоциклами и мопедами необходимо наличие прав с открытыми категориями, позволяющими управлять данными транспортными средствами. На какие категории управления транспортными средствами нужно пройти обучение и в чем особенности сдачи экзаменов на вождение мотоциклами и мопедами?

Категория «А», «А1», «М»: в чем различие?

Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения», категории «А», «А1» и «М» имеют следующие характеристики:

  • Категория «А».

Категория «А» даёт право на управление любыми видами мотоциклов, в том числе с коляской, трёхколёсными и четырёхколесными, имеющими в снаряженном состоянии массу до 400 кг. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие 18 лет.

  • Подкатегория «А1».

Подкатегория «А1» даёт право на управление легкомоторными мотоциклами с небольшой мощностью: с объёмом двигателя не больше 125 см 3 и максимальной мощностью не больше 11 киловатт. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие 16 лет.

  • Категория «М»

Категория «М» даёт разрешение на управление мопедами и лёгкими квадроциклами. Также, водители, имеющие другие открытые категории прав, могут управлять транспортными средствами, которые относятся к категории «М». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие 16 лет.

Обучение в автошколе

Пройти курс на получение водительского удостоверения можно в автошколе, которая имеет специальную лицензию на право обучения. Автошколы имеют прикрепление к определенному экзаменационному отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения. При наборе группы школа обязана регистрировать каждого учащегося в базе курсантов ГИБДД.

Во время обучения вы должны будете освоить теоретический и практический материал, после чего выдается свидетельство о прохождении обучения транспортными средствами категории «А», «А1», «М».

Если у автошколы закончился срок лицензии и вас не допускают до сдачи экзаменов, обратитесь к нашим юристам, которые помогут решить данную проблему.

Экзамен

Экзамен сдается в ГИБДД. По окончанию курса автошкола проводит экзамен или выдает документы на руки, с которыми учащийся идет сдавать самостоятельно.

Экзамен проводится в два этапа:

При успешной сдачи теории кандидат на получение водительских прав допускается к практике. При неудавшейся попытке сдать теорию, учащийся к пересдаче допускается не раньше, чем через две недели. Сданный экзамен по теории действует полгода, поэтому, если вы не смогли пройти практическое испытание за это время, то теорию придется снова пересдавать.

В случае несдачи практического экзамена, учащийся допускается к пересдаче через неделю (три первые попытки). Затем, не чаще одного раза в месяц.

Получение водительских прав

Для получения водительских прав необходимо оплатить госпошлину в размере 2000 руб.

Срок

Согласно законодательству, срок обучения на категории А, А1, М составляет 2,5 месяца. Только по истечении этого времени вам вправе выдавать документы или организовывать экзамен.

Стоимость

Стоимость обучения в среднем варьируется от 7 до 34 тысяч, в зависимости от цены на прохождение медкомиссии, топлива, наличия собственного транспортного средства и размера госпошлины.

  • До 12 тыс. руб. за теорию, которая состоит из 16 занятий.
  • До 26 тыс. руб. за теорию и практику (18 часов вождения).
  • До 34 тыс. руб. за теорию, часы вождения, медкомиссия, регистрация в инспекции безопасности дорожного движения и сопровождение, экипировка и др.

Получение категории «А», «А1», «М»

Во время сдачи экзамена на получение водительских прав категорий «А», «А1», и «М» учащийся должен иметь следующее снаряжение: защитный шлем, перчатки, куртку и брюки из плотной ткани и ботинки с высоким голенищем.

Теоретический экзамен

Теоретический экзамен проводится в виде ответов на билеты. За 20 минут учащемуся необходимо дать ответы на 20 вопросов. При допущении одной ошибки предоставляется дополнительное время в размере пяти минут и пять дополнительных вопросов из одного тематического блока.

В случае возникновения двух ошибок из разных тематических блоков экзаменующему предоставляется 10 дополнительных минут, чтобы ответить на 10 вопросов из двух тематических разделов. Если даны правильные ответы на все 20 вопросов за отведенное количество времени выставляется оценка «сдал».

Если кандидат на получение водительских прав за отведенный промежуток времени дал правильные ответы менее чем на 18 вопросов, или допустил две ошибки в одном из тематических разделов, или за определенное время не ответил на 2 вопроса в одном из тематических блоков, экзамен прекращается и выставляется оценка «не сдал».

В случае если вы не смогли сдать экзамен по каким-либо причинам, вы можете обратиться к нашим юристам, которые разъяснять вам все ваши права и помогут решить проблему.

Практический экзамен

В качестве практического экзамена ученику необходимо выполнить следующие упражнения.

  1. «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон – торможение», где экзаменуемому нужно:
  • плавно тронуться на первой передаче скорости с места в стартовых воротах;
  • в габаритном коридоре проехать по прямой и на середине длины коридора у контрольной стойки кандидат на получение водительских прав должен подать сигнал левого поворота (вытянуть левую руку горизонтально), как контрольная стойка будет минована, рука возвращается в исходное положение);
  • проехать по заданной траектории «габаритный полукруг» (представляет собой обычный разворот), на выходе необходимо разогнаться и переключиться на вторую скорость;
  • переключить передачу скорости с низкой на более высокую и наоборот;
  • остановиться возле финишной линии «СТОП» на расстоянии, не превышающем 0,4 м, и подать сигнал рукой.
  1. «Змейка», «Колейная доска», «Движение с малой скоростью», где ученику предстоит:
  • тронуться с места в стартовых воротах таким образом, чтобы при въезде на «змейку» первый разметочный конус оказался с левой стороны от вас и затем, выруливая, необходимо объехать четыре конуса и по большому радиусу въехать на «колейную доску»;
  • проехать по колейной доске, удерживая мотоцикл по прямой линии;
  • проехать в габаритном десятиметровом коридоре с малой скоростью за время не менее 5 сек, не касаясь поверхности площадки ногой;
  1. «Габаритная восьмерка», где экзаменуемому нужно:
  • тронуться с места в стартовых воротах;
  • проехаться по прямой в габаритном коридоре;
  • проехать по траектории «Габаритная восьмёрка» сначала по правому кругу и плавно перейти на левый;
  • остановиться перед финишной линией «СТОП».

Штрафные баллы

При сдаче практического экзамена начисляются штрафные баллы в случае допущения ошибок. Экзамен будет сдан в том случае, если вы наберёте не более четырёх штрафных баллов при выполнении каждого упражнения.

5 штрафных баллов, если допущено:

  • касание ногой поверхности площадки;
  • нарушение заданной траектории передвижения;
  • пересечение разметочной линии и наезд на оградительные конусы;
  • отсутствие подачи сигнала левого поворота с помощью жеста руки (1 упражнение);
  • остановка у стоп-линии свыше 40 см (1 упражнение);
  • пересечение финишной линии.

3 штрафных балла, если допущено:

  • остановка двигателя в стартовых воротах;
  • подача сигнала с помощью жеста руки за серединой габаритного коридора (1 упражнение);
  • непереключение передач скорости (1 упражнение);
  • непереключение на нейтральную скорость при работе двигателя после остановки;
  • несоблюдение временного норматива при низкоскоростном движении (2 упражнение).

1 штрафный балл, если допущено:

  • Выключение ближнего света фар;
  • Отсутствие подачи сигнала торможения жестом руки;
  • Резкое торможение перед финишной линией.

Необходимые документы

По вопросу сбора документов и разъяснений вы можете обратиться к нашим юристам, которые помогут правильно оформить пакет документов для поступления в автошколу. Чтобы пройти обучение на право управления мотоциклами и мопедами, необходим пакет следующих документов:

  • копия паспорта (главная страница + прописка);
  • фотографии цветные либо черно-белые – 2 шт. (3×4);
  • медицинская справка:
  1. для получающих водительские права впервые с обязательным включённым пунктом «Годен к управлению мотоциклом, мотороллером, мотонартами, мопедом»;
  2. для получающих водительские права с открытыми категориями с открытыми пунктами, дающими право управлять транспортными средствами имеющихся категорий и категории «А».

Для успешного прохождения экзаменов воспользуйтесь нашими советами.

  • Перед тем, как отправиться сдавать экзамен по вождению на мотоцикле или мопеде, узнайте, на какой модели вам предстоит проходить испытания. Как правило, отечественная марка может отличаться от импортной своими характеристиками.
  • Накануне перед сдачей экзамена:
  1. необходимо выспаться и воздержаться перед сном от распития горячительных напитков;
  2. не употребляйте перед сдачей успокоительные препараты, чтобы предотвратить заторможенность и сонливость;
  3. при плохом самочувствии лучше договоритесь о переносе экзамена.
  • Постарайтесь не поддаваться на провокации. Четко следуйте правилам дорожного движения и сохраняйте самообладание.
  • Не паникуйте, если экзаменатор ведет себя неуравновешенно. Особенно это касается людей, принимающих всё близко к сердцу. Поддаваясь эмоциям и панике, вы можете провалить экзамен.
  • Не давайте взятку. Добропорядочный сотрудник ГИБДД сразу поймет, что к экзамену вы не готовы. И помните, чем чаще вы даёте взятки, тем наглее экзаменаторы.
  • Обязательно требуйте справедливости. Если вас умышленно пытаются завалить, чтобы получить взятку, вы вправе потребовать другого экзаменатора. При возникновении подобной ситуации, наши юристы помогут добиться справедливости.
  • Если же инспектор открыто требует взятку, то запишите ваш разговор на диктофон и предъявите в прокуратуру, тогда взяточник будет наказан, а вам предоставят адекватного сотрудника ГИБДД.
  • Если вы совсем неуверенно чувствуете себя за рулем, пройдя полный курс обучения, то вы вправе попросить дополнительные часы. Пусть это платно, но так вы приобретёте уверенность и научитесь управлять транспортным средством.
  • Внимательно слушайте указания экзаменатора.

Если вы решили обзавестись мотоциклом или мопедом, обязательно пройдите обучение на получение водительского удостоверения с соответствующими категориями. Так вы избежите административной ответственности и научитесь правильно управлять транспортными средствами. При выборе автошколы обязательно убедитесь в наличии лицензии и обратите внимание на срок ее действия.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.

Согласно Правилам дорожного движения передвигаться на мотоциклах можно только при наличии водительского удостоверения одной из категорий - «А», «А1» или «М». Выбор такой категории напрямую зависит от объема двигателя транспорта. Какие особенности имеет процедура получения таких водительских прав? Как проходит обучение и сдача экзаменов? Сколько стоит процедура? Дадим ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое категория «А»?

Отметка о категории с литерой «А» говорит о праве водителя управлять мотоциклом. Если после буквы нет дополнительных отметок, то удостоверение позволяет водить абсолютно любые мотоциклы, в том числе с коляской. Такие документы предусматривают даже вождение мотоколясок, правда, сейчас на дорогах страны их уже почти не встретишь. Категория «А» - это разрешение на вождение двух-, трех- и четырехколесными транспортными средствами массой до 4 центнеров (например, квадроциклами). Отдельную подкатегорию А1 составляют мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3 и мощностью не более 11 киловатт. Она выделена специально для управления так называемыми легкими мотоциклами. При этом водители с указанной категорией «А» правомочны водить и их. Основное отличие подкатегории - возможность открытия с 16 лет.

С чего начинается процесс получения прав?

Для того чтобы сдать на права, нужно пройти обучение в автошколе. Сдача экзаменов без прохождения полного курса допустимо в единичных случаях. Выбирая школу, следует проверить, точно ли у нее есть выдаваемая ГИБДД лицензия. Организация, не прошедшая процедуру лицензирования, выдает документы без какой-либо юридической силы. Не менее важна предлагаемая программа: количество часов практики, материальная база школы. Лучше выбрать ту организацию, которая научит реальным практическим умениям и навыкам, а не даст информацию лишь на бумаге.

В автошколах и ДОСААФ стоимость полного курса обучения варьируется в пределах от 8-15 тысяч до 20-50 в случае получения навыков экстремального вождения. На расценки также влияет местоположение школы.

Продолжительность обучения зависит от установленного графика. По общему правилу будущие мотоциклисты должны освоить теорию в объеме не менее 106 академических часов. Практический блок составляет, как минимум, 17 часов. Обычно занятия проходят в течение 2-3 месяцев, хотя некоторые организации предоставляет возможность пройти экспресс-курс. Важный момент - транспорт, на котором осуществляется обучение. Так, если объем двигателя менее 125 см3, то сдать можно будет только на подкатегорию А1.

Как подготовиться и сдать экзамен?

Когда обучение подойдет к концу, нужно будет подготовить необходимые документы. К таковым относятся специальная медицинская форма 003-В/у, паспорт, заявление на сдачу экзамена, и документальное подтверждение уплаты государственной пошлины, размер которой составляет 2 тысячи рублей. После этого будущий мотоциклист должен сдать экзамен, состоящий из двух блоков - теории и практики. Первая часть предполагает тест: 20 вопросов с четырьмя вариантами ответа. На его решение отводится 20 минут, допустимо не более двух ошибок. Если у человека уже имеется категория В и она получена не более трех месяцев назад, то теорию можно пропустить, перейдя сразу к сдаче практической части. В программе экзамена всего три упражнения:

  • Движение прямо, поворот, разгон, торможение;
  • «Восьмерка»;
  • Слалом, проезд на малой скорости.

Вне зависимости от получаемой категории, у экзаменуемого нет права на серьезные ошибки. Больше пяти штрафов в упражнении, и придется прийти на сдачу еще раз. В этом случае придется снова уплатить пошлину и, если требуется, арендовать мотоцикл на время экзамена. Выездов на мотоцикле в город не предусматривается. Все испытания проходят только на площадке автошколы.

При сдаче вождения руками нужно показывать сигналы торможения, поворота ТС. Ни в коем случае нельзя пересекать разметку на площадке, сбивать конусы. Штрафные баллы назначаются за проход медленных участков быстрее 5 секунд, за касание ногами дороги.

После получения положительной оценки по итогам обеих частей экзамена нужно только узнать, как и когда получить удостоверение. Выдается оно в МРЭО. Не всегда выдача происходит в день сдачи, возможно, придется подождать пару дней. В случае выбора добросовестно оказывающей услуги автошколы проблем со сдачей и, как следствие, дополнительными расходами возникнуть не должно. Как утверждают специалисты, процедуры для получения прав (комиссия, аренда транспорта, если требуется и пр.) обходятся в 10-15 тысяч по регионам. Для Москвы и Санкт-Петербурга сумма значительно выше - до 60 тыс.

А, кажется, что это связано с огромными трудностями, но на самом деле все достаточно просто. Но всё-таки идти на сдачу экзаменов, не пройдя подготовку, тоже идея не лучшая. Вначале нужно хотя бы узнать обо всех нюансах и процедурах, которые придется пройти, чтобы получить права на мотоцикл.

Самостоятельное изучение теории

Первое, что понадобится в обучении - правила дорожного движения. Кажется, их продают в каждом журнальном ларьке и в любом книжном магазине. Можно взять книгу у знакомых, главное, чтобы книга была со всеми последними изменениями. Также необходимо купить экзаменационные билеты. Можно попробовать найти их в интернете, тем более что для нахождения актуальных придется потратить какое-то количество времени. Существует много сервисов, в которых можно пройти онлайн-тестирование по билетам, чтобы понять, хватает ли вашего уровня подготовки, чтобы сдать на права на мотоцикл. Один из подобных сервисов располагается на официальном сайте ГИБДД.

Отсутствие опыта не причина отказываться от прав

Если человек не имеет абсолютно никакого опыта вождения мотоцикла, ему не стоит расстраиваться, нужно просто записаться на курсы обучения. Эти курсы не похожи на те, которые проходят, чтобы открыть категорию B. Здесь будет больше практических занятий, на которых вам сразу дадут в управление мотоцикл, обучат тому, как он заводится, как тронуться с места. В теорию входит краткий рассказ о том, как работает двухтактный двигатель.

Целью курсов является именно подготовка человека в самый короткий срок таким образом, чтобы он мог получить права на мотоцикл без лишних хлопот. На подготовительной площадке будут изображения: "подковы", "зиг-зага" и "восьмерки". Как раз эти элементы и придется сдать на практическом экзамене. Цена курсов намного ниже, чем у желающих получить права для управления автомобилем, а длительность их составляет обычно 5 занятий. Время каждого - около двух часов.

Опыт вождения - несомненный плюс

Если опыт вождения мотоцикла есть (всё-таки многие начинают обучение, катаясь на стареньких "ИЖах" и "Восходах"), то можно не посещать все пять занятий. Достаточно будет прийти пару раз, чтобы отработать ключевые элементы, необходимые для сдачи. Так как получить права на мотоцикл можно, только сдав все экзамены, все же лучше посетить больше занятий, пока не будете уверены, что упражнения получится выполнить идеально. Для кого-то хватит одного занятия, а кому-то придется посетить все.

Какие нужны документы

Даже если опыт вождения мотоцикла насчитывает тысячи километров, а все билеты выучены, но кандидату на получение документа не исполнилось 16 лет, к сдаче экзаменов нельзя будет приступить, так как получить права на мотоцикл можно лишь по достижении этого возраста. И лучше повременить с увеличением опыта вождения, потому что без прав или инструктора это будет считаться нарушением закона.

Если же вам более 16 лет, в ГИБДД необходимо взять документы из следующего перечня:

  • Оплаченные квитанции.
  • Справка о прохождении медицинской комиссии.
  • Паспорт.
  • Если вы прошли курсы подготовки, то нужен документ, который это подтвердит.
  • Если есть права с другими открытыми категориями, придется взять еще и их.
  • С этих документов желательно сделать ксерокопии заранее.

Экзамены

Итак, билеты изучены, онлайн-проверка знаний пройдена на отлично, да еще и несколько раз, практические элементы отработаны и не вызовут сложности. Не спешите, получение прав на мотоцикл возможно только после сдачи экзамена, а сдать его можно не каждый день и не везде. Для начала требуется уточнить, в какой день можно прийти на экзаменовку.

Перед сдачей экзамена потребуется оплатить квитанции и только после этого прийти в отделение ГИБДД. Не забудьте взять с собой все необходимые документы. Их перечень будет написан ниже. Тут же необходимо купить экзаменационную карту, заполнить её и отдать в отдел, занимающийся теоретическим экзаменованием.

Экзамены состоят из трех частей. Сначала вы пройдете в комнату, где нужно будет проходить экзамен. Результат будет на мониторе: красный цвет - вернитесь на шаг назад и продолжайте учить билеты; зеленый - экзамен сдан, но это еще не всё. До того как получить права на мотоцикл, придется пройти последний тест - практический.

Вторая часть - практический экзамен

Для прохождения практического экзамена вам могут предоставить абсолютно любой мотоцикл. Чаще всего приходится ездить на стареньком "Минске" или "ИЖе". Техническое состояние железного коня, скорее всего, будет не самым лучшим. Он может и заглохнуть не вовремя, и для того чтобы завести его, придется потратить некоторое количество времени и сил.

Также мотоцикл может предоставить мотошкола, где проводились предэкзаменационные занятия. Вполне возможно, что у вас будет выбор между мощной "Ямахой" и 120-кубовым "Минском". Лучше выкинуть излишнюю самоуверенность и выбрать тот мотоцикл, который легче. На самом деле упражнения только кажутся простыми, а каждая ошибка может привести к необходимости пересдавать экзамен.

Если не терпится показать все свои навыки езды, лучше это сделать после экзамена, так как получить права на мотоцикл - ваша главная цель, а не испытать себя. На проверке умений нужно суметь сделать всё идеально. Люди бывают разные, кто-то не заметит вашу мелкую ошибку, а кто-то сразу скажет, что необходимо сходить еще на несколько занятий по вождению.

Завершающая часть

Больше сюрпризов на этом этапе не будет. Все те же три элемента, которые уже изучены на курсах. Не забывайте поднимать руки, обозначая повороты и торможения. Если всё сделано правильно, вас попросят пройти в центральное здание, где и будет проходить третья часть. Третья часть самая простая (а для кого-то самая сложная), она подразумевает долгое ожидание в очереди. Вам отдадут документы, а вместе с ними и водительские права.