Мтз 80 рулевая колонка описание. Коммунальная тех

Рулевое управление – это объединенные в систему узлы, механизмы и устройства, обеспечивающие изменение направления движения трактора.

В колесных моделях тракторов изменение направления перемещения машины производится поворотом на различные углы передних управляемых колес. При повороте передние и задние колесные пары описывают дугу вокруг общего центра, расположенного на продолжении задней колесной оси.

Работа системы рулевого управления базируется на взаимодействии рулевого механизма, выполняющего функцию передачи управляющего воздействие от руля оператора с рулевым механизмом, преобразующим переданное ему усилие в поворот колес.

В систему управления направлением движения колесной тракторной техники входят:

  • Установленная на переднем мосту рулевая трапеция, образованная двумя соединенными друг с другом сошкой поперечными тягами, концы которых контактируют с поворотными рычагами;
  • Соединенные карданными шарнирами последовательно расположенные рулевой, промежуточный, средний и передний валы, передающее вращение рулевого колеса гидравлическому усилителю;
  • Закрепленное на размещенном в трубе рулевой колонки переднем валу рулевое колесо с изменяемой высотой и наклоном;
  • Рулевая колонка с механизмами, обеспечивающими наклон и изменение высоты рулевого колеса;
  • Смонтированные в одном корпусе, расположенном впереди радиатора, рулевой механизм и гидроусилитель, осуществляющий промежуточную гидравлическую и механическую связь руля оператора с колесами трактора;
  • Обеспечивающий работу гидроусилителя гидравлический контур, в который входят насос шестеренчатого типа, распределитель рабочей жидкости, силовой цилиндр и датчик, выдающий команду на блокировку дифференциала заднего моста;
  • Рулевой механизм, состоящий из червяка, размещенного в опирающейся на два радиальных подшипника эксцентричной втулке; двухвенцового сектора, находящегося в постоянном контакте с червяком и рейкой, соединенной со штоком силового цилиндра; и укрепленного в хвостовой части червяка, золотника;
  • Передающие перемещение сектора к узлам рулевой трапеции поворотный вал и сошка.

Гидравлический усилитель руля

Гидравлический усилитель руля (ГУР) – это гидромеханическое устройство, предназначенное для:

  • снижения уровня необходимых для поворота трактора физических усилий оператора;
  • улучшения управления изменением направления движения трактора;
  • уменьшения возникающих во время движения передних колес по неровностям ударов и вибраций на рулевое колесо.

Особенную актуальность устройство приобретает при увеличенных нагрузках на передние колеса – во время движения на высокой скорости и при работе с тяжелым навесным оборудованием.

Конструкция гидроусилителя

Основные конструктивные элементы гидроусилительного устройства:

  • Выполняющий функцию емкости для рабочей жидкости и основы для крепления деталей корпус;
  • Обеспечивающий циркуляцию масла в гидравлическом контуре устройства насос шестеренчатого типа;
  • Постоянно контактирующий с червяком рулевого механизма сектор, укрепленный на поворотном валу;
  • Имеющий три опорных точки поворотный вал, передающий поворотное движение сектора закрепленной на его конце сошке, соединенной с поперечными тягами передних колес;
  • Контактирующая с сектором рейка, передающая ему поступательное движение поршня цилиндра через связывающий их шток;
  • Зафиксированный тремя парами ползунов, подпертыми пружинами, золотник, укрепленный на конце червяка рулевого механизма;
  • Фильтр очистки циркулирующего в гидравлическом контуре масла;
  • Ограничивающий уровень давления рабочей жидкости в гидроусилителе предохранительный клапан;
  • Гидравлическая система автоматики блокирующей дифференциал заднего моста (АБД), в состав которой входят датчик, золотник, маховик, щуп и кран.

Схема работы рулевого гидроусилителя

Основной принцип работы гидравлического усилителя руля – увеличение гидравлического усилия при росте сопротивления повороту машины.


Возникающее во время поворота машины сопротивление вызывает осевое смещение червяка рулевого механизма, под действием которого сжимаются пружины ползунов, удерживающих золотник гидрораспределителя.

Когда сопротивление маневру превышает усилие предварительного сжатия всех трех пружин, золотник изменяет свое положение и открывает доступ рабочей жидкости в одну из полостей силового цилиндра.

Поданное в цилиндр масло перемещает поршень, усилие которого передается через соединенную с ним рейку на зубчатый сектор, который вращает поворотный вал.

После прекращения действия возникающего при повороте сопротивления пружины распрямляются и золотник устанавливается в нейтральное положение, перекрывая поступление рабочей жидкости в цилиндр.

Если возникающее при маневре сопротивление не превышает усилие предварительного сжатия пружин, поворот производится рулевым механизмом без подключения гидроусилительного устройства.

Управление режимами блокировки дифференциала заднего моста производится с использованием расположенной на рабочем месте оператора рукоятки, соединенной тросом с краном датчика АБД.

При автоматическом режиме работы АБД работает по следующему алгоритму:

  1. При прямолинейном движении трактора задний дифференциал заблокирован гидравлическим цилиндром, в который через золотник датчика поступает масло из корпуса гидроусилителя.
  2. При повороте передних колес на угол, превышающий 13 градусов, связанная с золотником рейка изменяет его положение, перекрывая доступ масла в блокирующий дифференциал цилиндр. Прекращение подачи масла сопровождается сливом находящегося в полости цилиндра масла. В результате дифференциал освобождается от блокировки.

Регулировка гидроусилителя

Основные настройки ГУР:

  • Настройка механического контакта червяка с зубчатым сектором. Регулировка производится при приподнятых над поверхностью грунта передних колесах. Введенным в паз втулки ключом ее проворачивают по часовой стрелке или против ее движения, добиваясь соответствия зазора сцепления секторно-червячного зацепления боковым зазорам червяка при находящейся в среднем положении сошке.
  • Регулировка реечно-секторного зацепления. Зацепление выставляют с использованием устанавливаемых под фланец упора рейки прокладками, добиваясь зазора между рейкой и упором 0,1-0,3 мм.
  • Регулировка затяжки гайки червяка рулевого механизма. Суть этой настройки состоит в надежной фиксации в правильном положении подшипников, поджимающих торцы золотника.
  • Настройка осевого перемещения поворотного вала. Регулировку производят с помощью регулировочного винта, установленного на торцевой поверхности вала, при ослабленных контргайках. Предварительно ослабив блокирующую откручивание винта контргайку, винт закручивают до упора, а затем отпускают, проворачивая на 1/10 или 1/8 оборота.
  • Настройка предохранительного клапана производится при работающем двигателе с использованием манометра, установленного вместо расположенной на клапанной крышке пробки. Давление нагретого до температуры 50 градусов масла при предельной скорости вращения коленчатого вала двигателя машины должно составлять 8,8 МПа. Настройку давления масла производят специальным подстрочным винтом, который после окончания регулировки законтривают и закрывают специальным колпаком.
  • Проверка свободного хода руля. Контролируется при работающем двигателе и настраивается путем проверки и выставления зазоров соединений рулевой системы, а также креплений поворотных рычагов, сошки и других деталей рулевого управления. Нормальным считается свободное перемещение руля, не превышающее 20 градусов.

Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ)

Гидрообъемная система рулевого управления – это совокупность узлов и агрегатов, обеспечивающих снижение уровня физических усилий оператора при изменении направлении движения трактора.

Основное отличие гидрообъемного управления от управления направлением движения трактора с использованием гидроусилителя – отсутствие механической связи привода и механизма руля.

В ГОРУ поворот колес осуществляется силовым цилиндром (цилиндрами), работу которого обеспечивает управляемый рулем насос-дозатор.

ГОРУ обеспечивает надежное управление машинами, передвигающимися со скоростью до 50 км в час.

Устройство гидрообъемной системы рулевого управления

Основными элементами конструкции гидрообъемного управления движением являются:

  • Соединенное маслопроводами с силовыми цилиндрами рулевой колонки и поворотными гидравлическими механизмами дозаторное насосное устройство с модулем клапанов аксиально-поршневого типа;
  • Установленные на переднем мосту силовые цилиндры, осуществляющие поворот колес;
  • Поддерживающий давление рабочей жидкости в системе ;
  • Гидроаккумулятор;
  • Автономная емкость для хранения рабочей жидкости;
  • Трубопроводные магистрали, уплотнительные элементы и соединители.

Схема работы гидрообъемной системы управления направлением движения

При движении трактора по прямой золотник насосно-дозаторного устройства перекрывает доступ рабочей жидкости в полости поворотного цилиндра (цилиндров).

Поворот рулевого колеса сопровождается смещением золотника, который открывает подачу в соответствующие полости силового цилиндра или силовые поворотные цилиндры масла в объеме, пропорциональном угловому перемещению руля.

При нерабочем питающем насосном устройстве насос-дозатор функционирует как насос, приводом которого служит рулевое колесо.

Достоинства и недостатки гидроусилительных и гидрообъемных систем рулевого управления

Достоинствами оснащенных гидроусилителями систем рулевого управления перед механическими являются:

  1. Меньшее время отклика на управляющее воздействие руля;
  2. Амортизация возникающих во время движения машины ударов и вибраций;
  3. Высокий коэффициент полезного действия при преобразовании вращения рулевого колеса в поворотное движение колес.

К преимуществам гидрообъемной системы рулевого управления перед гидроусилителями руля относятся:

  1. Меньший в сравнении с гидроусилителем уровень физических усилий оператора, необходимый для поворота трактора;
  2. Отсутствие люфтов при управлении направлением движения машины;
  3. Небольшой вес дозаторного насосного устройства;
  4. Возможность установки элементов гидрообъемной системы в различных частях трактора.

Общий недостаток таких гидравлических систем – необходимость использования в них исключающих утечки рабочей жидкости высококачественных материалов и соединителей.

Переоборудование гидроусилительного управления на гидрообъемное

В последние годы отмечается устойчивый рост оснащения тракторной техники гидрообъемными системами рулевого управления и переоборудования моделей с ГУР на ГОРУ.

Тенденция объясняется преимуществами гидрообъемного управления и относительной несложностью модернизации.

Переоборудовать гидроусилительную систему управления в гидрообъемную можно, используя один из вариантов предлагаемых поставщиками комплектов деталей для такого переоборудования.

Обычно в состав комплекта деталей входят:

  • поворотный гидроцилиндр;
  • правый и левый поворотные рычаги;
  • насос дозаторного типа;
  • штуцеры;
  • шланги, рассчитанные на транспортировку рабочих жидкостей под высоким давлением;
  • рулевая тяга;
  • соединительные и крепежные элементы.

Многие собственники тракторной техники, переоборудуя гидроусилительную систему управления в гидрообъемную, используют в качестве емкости для рабочей жидкости корпус гидроусилителя.

Использование такого подхода позволяет:

  1. Упростить пользование блокировкой дифференциала задних колес.
  2. Сохранить весовой баланс трактора.
  3. Отказаться от дополнительных балластов, необходимость в которых возникает при демонтаже гидроусилителя.
  4. Исключить попадание масла при утечке из насоса-дозатора в грунт. При использовании корпуса ГУР в качестве емкости для рабочей жидкости протекающее из насосно-дозаторного устройства масло попадает в нее.

Установка насоса-дозатора вместо гидроусилителя

Одно из преимуществ гидрообъемного управления – возможность установки соединяемого с рулевой колонкой и силовым цилиндром гибкими трубопроводами насоса-дозатора в различных частях машины.

Чаще всего насосно-дозаторное устройство устанавливают на корпус гидроусилителя или на крышку клапанов головки цилиндров, используя для фиксации насоса их элементы крепления.

Упрощенная последовательность переоборудования оснащенного ГУР трактора на гидрообъемное управление (вариант с использованием гидроусилителя в качестве емкости для рабочей жидкости гидроруля):

  1. Демонтируется червяк рулевого механизма и гидрораспределитель ГУР.
  2. Устанавливается насос дозатор. Основное условие правильного монтажа насоса – отсутствие действия на устройство осевых и радиальных нагрузок, для исключения которых может использоваться подшипниковый переходник, центрирующий рулевой вал.
  3. Рулевой вал соединяется с валиком насоса-дозатора, при необходимости вал укорачивается.
  4. Силовой цилиндр укрепляется на переднем мосту с использованием специального кронштейна.
  5. Штоки цилиндра соединяются с поворотными рычагами колес.
  6. Насосно-дозаторное устройство коммутируется с гидроцилиндром двумя трубопроводами, обеспечивающими в зависимости от направления поворота подачу масла под давлением в левое или правое пространство цилиндра.
  7. Забор и слив дозатора соединяется с соответствующими выходами используемого в качестве емкости для масла гидроусилителя.

Восстановление гидроусилительного рулевого управления

При необходимости восстановления гидроусилителя:

  1. Демонтируется насос дозатор.
  2. В гидроусилитель устанавливаются демонтированные червяк и гидрораспределитель.
  3. Поворотные рычаги отсоединяются от штоков силового цилиндра и подсоединяются к наконечникам рулевых тяг.

Неисправности гидроусилительных и гидрообъемных рулевых систем и их устранение

Основные неисправности гидроусилительной рулевой системы и варианты их устранения
Неисправность и ее признаки Причина неполадки Варианты устранения
Поворот рулевого колеса затруднен и требует значительных физических усилий. Повреждение подшипников червячного винта, деформация тяг. Произвести замену имеющих повреждения деталей.
Повышенный уровень сцепления зубчатого сектора и червячной передачи рулевого механизма. Отрегулировать зацепление деталей.
Недостаточно затянута гайка червяка. Подтянуть гайку.
Недостаточный уровень рабочей жидкости в гидравлическом контуре или ее утечка. Проверить уровень масла и довести его уровень до предусмотренного техническими требованиями.
Проникновение воздуха в систему. Проверить высасывающие трубопроводы и устранить их негерметичность.
Свободное перемещение руля, значительно превышающее обычное. Скопление воздуха в трубопроводной сети поворотных цилиндров, вспенивание масла во время работы гидравлики. Проверить герметичность трубопроводных магистралей и уплотнительных и соединительных элементов системы. Провести герметизацию мест подсоса воздуха, регулировку или замену уплотнителей и соединений. Произвести прокачку системы рулевого управления.
Основные неисправности гидрообъемной рулевой системы и варианты их устранения
Неисправность и ее признаки Причина неполадки Варианты устранения
Затрудненный поворот рулевого колеса. Питающий насос не создает необходимого для нормальной работы системы давления. Отремонтировать насос или произвести его замену на новый.
Низкий уровень масла в емкости для его хранения. Долить масло в бак.
Заклинивание карданного соединения рулевого вала с приводным валом насоса-дозатора. Устранить заклинивание.
При вращении руля отсутствует упор. Низкий уровень масла в системе. Долить масло в бак.
Вращение рулевого колеса при отсутствии прилагаемого к нему усилия оператора. Золотник насосно-дозаторного устройства не занимает нейтрального положения, из-за заклинивания карданного соединения приводного вала насоса с рулевым валом. Устранить заклинивание.
Несовпадение направления поворота рулевого колеса и изменения направления движения трактора. Неправильная коммутация выводов насоса с полостями силового цилиндра. Перекоммутировать выводы насоса и силового цилиндра.

____________________________________________________________________________________________

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности рулевого управления МТЗ-80, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.

Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют прибор НИИАТ-402.

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель - на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25-30°, допустимый - 35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие
свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30-50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3.

Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1-0,3 мм.

Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.

Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор поворотом регулировочной втулки

1 - лимб; 2 - стрелка-указатель; 3 - стопорный болт; 4 - регулировочная втулка червяка; 5 - червяк

Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУР МТЗ-80

1 - корпус ГУРа; 2 - крышка корпуса ГУР


Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор установкой прокладок

1 - корпус ГУРа; 2 - датчик блокировки дифференциала; 3 - регулировочные прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы МТЗ-80 управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер).

Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50-60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,7.

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля МТЗ-80 (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости.

Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).




Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУР

А - подключение прибора; б - схема проверки; 1 - прибор КИ-5473; 2 - нагнетательный трубопровод насоса; 3 - заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУР МТЗ-80

А - подключение прибора; б - схема проверки; 1 - прибор КИ-5473; 2 - входной рукав прибора; 3 - заливная горловина ГУРа; 4 - распределитель ГУР

Основные показатели работы распределителя ГУРа МТЗ-80 при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:

Номинальная - 2,0
- допустимая - 1,2

Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:

Номинальное - 7,5
- допустимое - 7,0-8,5

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа.

Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы рулевого управления МТЗ-80 проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки.

Для проверки пускают дизель трактора и при номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.

Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Нм и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля МТЗ-80 относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.

Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9-2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4-6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5-6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.

Рис. 2.3.10. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80

Регулировка гидроусилителя рулевого управления предполагает следующие регулировки: зацепление червяк-сектор, зацепление сектор-рейка, затяжка гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала. Для регулировки зацепления червяк-сектор ослабьте болт, заведите в паз фланца втулки ключ, поверните втулку по часовой стрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки, затем поверните против часовой стрелки на 10—12 мм по наружному диаметру фланца. Затяните болт, заведите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку против часовой стрелки до исключения заеданий.

Для регулировки зацепления сектор-рейка уменьшите толщину набора регулировочных прокладок под фланцем упора до получения зазора 0,1— 0,3 мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору. Сферической гайкой червяка обеспечивается затяжка упорных подшипников. Правильная затяжка упорных подшипников является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя.

Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота. Перед затяжкой гайки закрепите распределитель двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов шайбы на толщину фланца крышки. Затяните гайку червяка моментом 2 кгс/м (20Н-м), отверните ее на 1/12 — 1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте гайку. Выверните два болта крепления распределителя к корпусу, установите крышку и надежно закрепите распределитель.

Для регулировки осевого хода поворотного вала ослабьте контргайку, заверните регулировочный болт до упора в торец вала, затем отверните на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой. Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки подсоедините манометр со шкалой не менее 100 кгс/см2 (10 МПа). Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты и поворачивайте регулировочный винт предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет давление 88 кгс/см2 (8,8МПа).

После регулировки клапана законтрите колпачок проволокой. Регулировку производите при температуре масла 50±5°С. Свободный ход рулевого колеса проверяйте при работающем двигателе на стоянке трактора. Свободный ход должен быть в этом случае не более 20°. При повышенном свободном ходе проверьте люфт в соединениях рулевого привода, подтяните гайки крепления сошки, сектора и поворотных рычагов, отрегулируйте шарнирные соединения рулевых тяг, проверьте затяжку гайки червяка, зацеплений червяк-сектор, сектор-рейка и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.

Регулировку управления краном автоматической блокировки дифференциала производите в следующей последовательности:

а)поверните кран по часовой стрелке до упора (в положение «выключено») и зафиксируйте в этом положении;

б)закрепите трос в фиксаторе винтом;

в)натяните трос муфтой и зафиксируйте в этом положении винтами при этом штифт должен дойти в пазу направляющей вперед до упора, т. е. рукоятка установлена в положение;

г)освободите кран от фиксации;

д)установите рукоятку в положение II (установите ее в среднее положение на направляющей, повернув по часовой стрелке на 90°); при этом кран под действием пружины должен повернуться в положение «включено». Для проверки правильности регулировки рукоятку выведите из паза направляющей, повернув ее на 90° против часовой стрелки; при этом рукоятка под действием пружины должна переместиться до упора вперед, а кран повернуться в положение «выключено».

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.

Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют прибор НИИАТ-402 (рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Определение свободного хода рулевого колеса трактора:
1 - прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 - рулевая колонка

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель - на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25-30°, допустимый - 35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30-50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1-0,3 мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.



Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк- сектор поворотом регулировочной втулки:
1 - лимб;
2 - стрелка-указатель;
3 - стопорный болт;
4 - регулировочная втулка червяка;
5 - червяк

Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУРа:
1 - корпус ГУРа;
2 - крышка корпуса ГУРа



Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой:
1 - рейка;
2 - щуп;
3 - упор



Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк- сектор установкой прокладок:
1 - корпус ГУРа;
2 - датчик блокировки дифференциала;
3 - регулировочные прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер).

Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50-60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,7 L

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана:
1 - манометр; 2 - регулировочный винт с контргайкой

Для проверки пускают дизель трактора и при (номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.

Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Н*м и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности пред охранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.

Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9-2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4-6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5-6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.




Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР):
а - общий вид; б - взаимное расположение деталей
1 - корпус усилителя; 2 - рейка; 3 - силовой цилиндр; 4 - поршень; 5 - предохранительный клапан; 6 - золотник; 7 - поворотный вал; 8 - верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 - регулировочный болт поворотного вала; 10 - сектор; 11 - червяк рулевого механизма; 12 - датчик блокировки дифференциала; 13 - сливной патрубок; 14 - рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки:
1 - наставка;
2 - рулевая сошка;
3 - сливной патрубок;
4 - гайка поворотного вала



Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала:
1, 10 - болты;
2 - крышка;
3 - пружина;
4 - золотник;
5 - толкатель;
6 - кольцо;
7, 9 - корпуса;
8 - клапан;
11- кран



Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя:
1 - трубка подвода масла;
2 - корпус ГУРа;
3 - сетчатый фильтр;
4 - редукционный клапан



Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала:
1 - корпус ГУРа;
2 - поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу



Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала

Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала

Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала



Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки



Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня

Рис. 2.3.21. Снятие распределителя

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе



Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала:
1 - втулка;
2 - цапфа;
3 - винт съемника



Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 - метки;
2 - поворотный вал;
3 - сектор

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 - метки;
2 - рейка;
3 - сектор



Установка гидроусилителей рулевого управления (ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-80, МТЗ-82 вызвана необходимостью снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста, повышения безопасности движения и качества производимых работ.

В гидросистему рулевого управления входят масляный бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной конструкций.

При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления МТЗ-80, 82 насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота двустороннего действия.

Усилие от поршня силового цилиндра через рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси.

Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является распределитель рулевого механизма.

Неисправности гидросистемы рулевого управления управления МТЗ-80, МТЗ-82

Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность движения во многом зависят от технического состояния агрегатов гидравлической системы рулевого управления.

При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой передачи ГУР МТЗ-80, МТЗ-82.

Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали или регулируют.

Для определения зазоров в зубчатых или червячных зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом колесе, а указатель - на рулевой колонке.

Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса.

Номинальный свободный ход должен быть в пределах 25...30, допустимый-35 . С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса.

Для этого отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра прибора.

По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого механизма.

Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30...50 Н. Если свободный ход превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.


Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля (ГУР) трактора МТЗ-80, 82

1 - лимб-транспортир; 2- болт; 3- эксцентриковая втулка; 4- монтировочная лопатка

Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк - сектор) тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3, предварительно отвернув стопорный болт 2.

Если свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.

Его регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк - сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без заедания, вращения червяка.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителей руля (ГУР) трактора МТЗ-82, МТЗ-80 сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончательной сборки.

У гидроусилителей для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вынимают вертикальный вал в сборе с сектором.

Затем, сняв крышку корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в сборе с корпусом распределителя.

Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку и извлекают червячный вал из корпуса распределителя.

Если шариковые подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют. При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником. Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесенную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора.

При установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.

У ГУР МТЗ-80, 82 уплотнения поршня и штока силового цилиндра заменить несложно.

Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.

При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.

Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 являются регулировки осевого перемещения вертикального вала и зазора между червяком и сектором. .

Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3 (см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно использовать простое приспособление - транспортир 1 с нанесенным на нем циферблатом.

Ослабляют предварительно болт 2 фиксации эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода вала червяка. Он должен быть не более 6°.

Свободный ход (зазор в зацеплении червяк - сектор) регулируют эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной лопаткой или отверткой.

Иногда свободный ход уменьшается, однако возрастает усилие поворота рулевого колеса. Это свидетельствует о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка (вследствие их износа). В этом случае сектор и червяк подлежат замене.

_______________________________________________________________________________________________

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЛЯ ТРАКТОРОВ МТЗ-80/82, МТЗ-1221, МТЗ-320, ЮМЗ, Т-40, Т-150