Может ли молния попасть в закрытое окно. Последствия удара молнии. Чтобы не ударила молния, если вы в горах

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар. Особенно опасна молния для живых существ. Ее удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания создает для этого благоприятные условия.

Молния всегда движется к земле самым коротким путем. Поэтому молния чаще ударяет в высокие предметы , а из двух предметов одинаковой высоты - в тот, который является лучшим проводником.

Отсюда следуют меры предосторожности, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от молнии.

В доме

  • Закройте все окна и двери.
  • Выключите из розеток все электроприборы. Не прикасайтесь к ним, а также к телефонам во время грозы.
  • Не подходите к ваннам, кранам и раковинам, поскольку металлические трубы могут проводить электричество.
  • Если к вам в дом залетела шаровая молния (хотя по статистике таких "счастливчиков" крайне мало), не делайте резких движений и ни в коем случае не убегайте, так как можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами. Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов и постарайтесь оставить малоизученное атмосферно-электрическое явление в одиночестве. Не более чем через минуту молния исчезнет сама собой.

На улице

  • Постарайтесь зайти в дом или в автомобиль.
  • Если укрытия нет, выйдите на открытое пространство и, согнувшись, прижмитесь к земле. Очень опасно во время грозы стоять в полный рост! Но просто ложиться тоже нельзя! Мокрая земля является отличным проводником, и поэтому молния может ударить в почву.
  • Постарайтесь укрыться в самом низком месте, будь то канава, овраг или небольшая ложбинка.
  • В лесу лучше укрыться под низкими кустами. НИКОГДА не стойте под отдельно стоящим деревом. Молния в первую очередь направляет свое действие на высокие предметы, в том числе на деревья. Особенно хорошо молнию притягивают дуб, сосна, тополь, ель.
  • Избегайте башен, оград, высоких деревьев, телефонных и электрических проводов, автобусных остановок.
  • Держитесь подальше от велосипедов, мангалов, других металлических предметов.
  • Не подходите к озеру, реке или другим водоемам.
  • Снимите с себя все металлическое. Ни в коем случае не пользуйтесь в грозу зонтиком!
  • Не пользуйтесь мобильным телефоном.
  • Не стойте в толпе.
  • Если гроза застала вас в лодке и к берегу приплыть вы уже не успеваете, пригнитесь ко дну лодки, соедините ноги и накройте голову и уши.

В автомобиле

  • Если гроза застала вас в пути, необходимо остановиться, закрыть все окна и верх машины (если она с открытым верхом), опустить радиоантенну, и самое главное - не покидать этого убежища. Внутри полностью закрытого автомобиля вы вне опасности во время грозы. Дело в том, что, несмотря на то, что автомобиль состоит из металла, он создает эффект так называемой клетки Фарадея, то есть устройства, которое представляет собой заземлённую клетку, выполненную из хорошо проводящего материала. Такое устройство хорошо экранирует электромагнитные поля.
  • В случае, когда транспорт является открытым (велосипед, мотоцикл), нужно немедленно остановиться и отойти от транспортного средства метров на тридцать.

В этом стыдно признаться, но большинство людей испытывают необъяснимый суеверный страх перед грозой, прямо как наши первобытные предки. Когда видишь молнию, первое желание – убежать и спрятаться под кроватью. «Знаменка» задала 10 наивных вопросов о грозах и молниях заведующему лабораторией физики атмосферы Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Белгосуниверситета Александру Людчику. И многие из его ответов были неожиданными.

1. Может ли молния убить человека?

– Запросто. Сила тока в разряде молнии – 10 – 20 тысяч ампер. (Для сравнения, работающему утюгу достаточно всего 6 ампер). При таком разряде все белки в теле сворачиваются – и человек погибает, можно сказать, что он варится заживо. У меня на даче было дерево, пострадавшее от удара молнии: жидкость, находящаяся между корой и древесиной, мгновенно превратилась в пар, и со ствола сорвало всю кору.

2. Где безопаснее во время грозы: в лесу или в поле?

– Как известно, молния всегда ищет самый короткий путь и поэтому выбирает самые высокие объекты. В этом плане лес – хорошее место, чтобы спрятаться, ведь здесь много громоотводов – деревьев, готовых принять удар на себя. А в поле самый высокий объект – это вы, поэтому во время грозы обязательно нужно лечь на землю или присесть на корточки. Но, конечно, безопаснее всего переждать непогоду дома или в машине. У автомобиля – металлический корпус, поэтому даже если в него ударит молния, заряд «стечет» в землю и люди останутся живы. По сути, кузов выполняет функцию клетки Фарадея, не давая разряду проникнуть внутрь.

3. Что будет, если молния ударит в самолет?

– Такое происходит достаточно часто, и в большинстве случаев на самолет это никак не влияет. Как и в ситуации с автомобилем.

4. Зачем во время грозы выключать из розетки холодильник и теле­визор?

– Разряды молнии нередко попадают в линии электропередачи, возникают скачки напряжения. Приборы не выдерживают этого и сгорают.

5. Может ли молния ударить в зонтик?

– Если вы находитесь в городе, это маловероятно: здесь много высоких зданий, которые молния поразит с гораздо большим удовольствием. А вот если вы идете через поле – зонтик лучше сложить и лечь на землю.

6. Можно ли во время грозы говорить по мобильному телефону? Многие уверены, что нельзя.

– Я считаю, что можно. Излучение телефона крайне невелико, и оно неспособно существенно повысить электропроводность воздуха вокруг себя и притянуть молнию.

7. Нужно ли во время грозы снимать пирсинг? Ведь сережки металлические, а молния любит металл.

– Не нужно. Крошечное украшение никакой роли не играет.

8. Говорят, что ученые до сих пор не поняли, что такое шаровая молния.

– Это правда: есть много гипотез, но до сих пор никто точно не знает, из чего она состоит и отчего возникает. Есть химическая теория. По ней шаровая молния – это реакция горения газа. Есть плазменные теории, якобы молния – это сгусток плазмы. Но точного ответа нет.

9. Почему от шаровой молнии нельзя убегать?

– По одной из версий, она перемещается благодаря воздушным течениям. Если вы рванете к двери, возле вас образуется завихрение воздуха, и молния «побежит» за вами. Поэтому лучше стоять неподвижно, ожидая, пока она улетит. А если двигаться, то медленно и плавно.

10. По народному поверью, человека, в которого ударила молния, нужно закопать в песок, чтобы разряд ушел в землю. В этом есть смысл?

– Никакого. Разряд и так мгновенно уходит в землю – это происходит за сотые доли секунды. Лучшее, что вы можете сделать, – поскорее вызвать скорую помощь.

Шаром покати

Оказывается, шаровая молния – не такое уж и редкое явление. «Знаменка» разыскала белорусов, которым довелось встретиться с ней лицом к лицу.


Это было похоже на взрыв

Гомельчанка Ирина Напалкова встретилась с молнией в далеком детстве, но помнит об этом до сих пор:

– Мне было лет семь или восемь. Мы с бабушкой собирались в баню, и она решила расчесать волосы. А чтобы было лучше видно, села у окна. На улице начиналась гроза. Я хотела подойти к ней, но не успела – раздался взрыв, и комната наполнилась дымом. Будучи воспитанной на книжках и фильмах о войне, подумала, что это бомба. Но потом мы поняли, что это была молния: она залетела через печную трубу, прошла через дверь, ведущую в погреб, и исчезла в подвале.

Несмотря на случившееся, грозы Ирина не боится:

– Правда, если слышу раскаты грома, стараюсь не расчесываться и не шить – верю в то, что металлические предметы могут притягивать молнию.

Никаких экстрасенсорных способностей с той самой встречи у героини не появилось.

– Интуиция у меня действительно хорошая, но с молнией это никак не связываю.

Даже испугаться не успела

Минчанка Александра Исакова, на тот момент семилетняя школьница, отдыхала в деревне у бабушки недалеко от Бобруйска.

– Гроза заканчивалась, мы с бабушкой и тетей открыли окна, чтобы глотнуть свежего воздуха. Вдруг в зал залетел небольшой шар – сантиметров 15 в диаметре. Он издавал бело-голубое свечение, слегка потрескивал и двигался по комнате – медленно и хаотично. В эту же минуту выключился свет, перестал работать телевизор – прямо как в фильме ужасов. В итоге молния полетала по залу минуты три и ушла тем же путем, что и появилась, – через форточку.

Александра вспоминает, что тогда, в детстве, даже не успела толком испугаться. А уже потом, прочитав, какие беды порой причиняют шаровые молнии, поняла, что они легко отделались:

– Это чудо, что она ничего не сожгла и никому не навредила. Я читала, что от таких молний у людей бывают жуткие ожоги. Встретиться с ней во второй раз я бы точно не хотела.

Редкого человека могут оставить равнодушными раскаты грома и вспышки молнии. Реальная опасность, исходящая от грозной стихии, всегда будоражила воображение. Наш далекий предок с ужасом ожидал развязки того, что происходит в грохочущем и пылающем небе, угадывая в стихии природу божественного. Но и сегодня, в пору торжества науки и техники, в природе образования и проявления молнии далеко не все ясно.

Притягивающие молнию

В старые времена человека, пораженного молнией, закапывали в землю. И тем самым зачастую спасали ему жизнь. Даже сегодня иногда с пострадавшим поступают так же, понимая, что таким образом с несчастного можно снять электрический разряд.

Но молния вполне может вызвать у многих людей чувство растерянности, бессилия, ощущение загадочности происходящего. Рассказывают о таком случае. Дело было в Японии. Группа школьников, будучи в горах, попала в грозу. Чтобы не потеряться в непогоду, учитель заставил ребят связаться веревкой так, как это делают альпинисты. И что же? В цепочку ребят попала молния, и каждый третий в ряду оказался убит. Конечно, мокрая веревка – отличный проводник атмосферного электричества. Но почему погиб именно каждый третий? Ученые до сих пор теряются в догадках.

Известно, что выступающие вверх предметы притягивают к себе молнию, поэтому на селе она ударяет в кресты и купола храмов и церквей, в городах – в небоскребы и телебашни, на открытых пространствах – в отдельно стоящие высокие деревья, под которыми ни в коем случае нельзя прятаться в грозу. Замечено, что на открытых местах молния чаще всего попадает туда, где находятся скопления воды или проходят трубопроводы, залегают руды.

Эксперименты, проводимые с манекенами, на которые навешивают металлические предметы, показали, что молния проходит через металлические предметы, не задевая манекен. Но будет ли то же самое, если манекен заменить человеком? В отличие от куклы, человек обладает свойствами электрического магнита, а значит, по определению «не безразличен» для молнии.

Известно, что колдуны Америки обладают искусством вызывать молнию. Делается это так. В непогоду мужчины племени по знаку колдуна собираются в строго определенном месте в большой круг и начинают замысловатый танец с копьями. Ритуальная пляска продолжается до тех пор, пока в центр круга не ударяет молния. Но в демонстрируемом на потребу публике могуществе колдуна скрыта хитрость. Племя для вызывания молнии выбирает место, богатое подземными водами. Место, в которое обязательно должна ударить молния.

Молнии «любят» не только определенные места, но и определенных людей. Журнал «Фейт» рассказал историю майора Саммерфорда, который в 1918 году пострадал от стихии во Фландрии. Удар молнии сбросил его с лошади, парализовал нижнюю часть тела. Уволившись по инвалидности из армии, майор уехал в Ванкувер и в 1924 году подвергся новой атаке молнии, которая парализовала правую сторону тела. Прошло два года, майор оправился от второго удара молнией и даже начал прогуливаться по парку. Но летом 1930 года его вновь отыскала «огненная стрела». На этот раз парализовала все тело. Его через два года не стало. Но спустя два года после кончины майора, а именно в июне 1934 года, в кладбище Ванкувера ударила молния, и удар ее пришелся аккурат в надгробие несчастного мужчины, разбив его вдребезги.

В 1950 году журнал «Фейт» поведал такую историю. В 1899 году во дворе дома города Торонто (Италия) молнией был убит человек. Ровно через 30 лет от удара молнии погиб его сын. А 8 октября 1949 года «загадочная и ужасная» поражает, внука первого и сына второго несчастного. И что примечательно – молния убивала их на одном и том же месте.

Мифы и факты

Хотя статистика говорит нам, что гибель от удара молнии случается крайне редко, нельзя недооценивать эту опасность. Судя по прогнозам синоптиков, аномальная жара может смениться ливнями с грозами. Возможно, именно такой сценарий ждет наш регион. Предлагаем пополнить копилку знаний полезными и интересными фактами о молниях. Рассмотрим, насколько отвечают действительности некоторые мифы о молнии.

Миф 1: торнадо и ураганы опасней, чем молния.

Факт: молния убивает больше людей каждый год, чем торнадо или ураганы. Только от наводнений умирает намного больше людей, чем от молний.

Миф 2: даже дома в вас может попасть молния.

Факт: пожалуй, самое безопасное место во время грозы – в доме, но это не значит, что не нужно принимать мер предосторожности.

Если в здание попала молния, то электрический ток скорее всего пройдет по водопроводу или проводке, прежде чем уйти в землю. Поэтому во время молнии не разговаривайте по проводному телефону, держитесь подальше от проточной воды (не принимайте душ, не мойте тарелки и руки). Не используйте кухонную плиту, компьютер или другие приборы, присоединенные к электрической сети.

Миф 3: молния всегда сбивает самолеты.

Факт: в реальности молния регулярно попадает в самолеты, но редко приводит к крушению. В среднем, по меньшей мере, раз в год в каждый самолет попадает молния. Большинство самолетов сделаны из алюминия, который является хорошим проводником электричества, поэтому для самолетов предусмотрены строгие правила техники безопасности.

Миф 4: во время грозы необходимо выключать электронные приборы.

Факт: выброс тока может повредить электронику, даже если молния не попала в ваш дом. Если вы не уверены в надежности работы прибора по защите от выброса напряжения, то отключите компьютер, телевизор и другую электронику. Если вы начнете отключать приборы во время грозы, то есть шанс подвергнуться удару тока, поэтому это нужно делать до начала грозы.

Миф 5: во время грозы опасно находиться в машине.

Факт: на самом деле, машины представляют собой одно из самых безопасных мест во время грозы, если вы не имеете возможности зайти в здание. Только убедитесь, что у вашей машины надежная и крепкая крыша.

Миф 6: молния не попадает два раза в одно и то же место.

Факт: во время грозы молния может попасть несколько раз в одно и то же место.

Миф 7: во время грозы находиться на улице не безопасно.

Факт: если вы оказались на улице во время грозы, то постарайтесь укрыться в заземленном здании или в машине. Если это не представляется возможным, то следующие советы помогут минимизировать риск: избегайте открытых пространств и одиноко стоящих высоких объектов (например, деревьев). Держитесь подальше от воды – она хорошо проводит ток. Не ложитесь на землю – это увеличит площадь контакта, ведь если неподалеку от вас в землю ударит молния – то чем меньше площадь контакта, тем меньше тока перетечет в вас.

Миф 8: необходимо оставаться дома еще в течение получаса после окончания грозы.

Факт: в большинстве случаев, молния попадает в людей не в самый разгар грозы. Согласно данным национальной метеорологической службы США (НМС), молния может ударить с расстояния в 15 км от того места, где идет дождь, поэтому если вы слышите гром – значит вы в зоне угрозы попадания молнии. НМС советует придерживаться следующего совета: «Если слышите гром, то переждите дома. Из дома будет безопасно выходить через полчаса после того, как в последний раз прогремел гром».

Миф 9: можно определить расстояние до грозы, считая, сколько секунд прошло от вспышки света до грома.

Факт: удивительно, но этот детский трюк действительно работает. Свет распространяется быстрее звука, поэтому сначала мы видим вспышку света, а потом раскат грома. Чтобы определить расстояние до грозы, необходимо знать скорость звука: он движется со скоростью в 1 км за три секунды.

Интересно

Типичная молния длится около четверти секунды и состоит из 3–4 разрядов.

В мире каждую минуту сверкает 6000 молний.

Температура молнии может достигать более 27 тысяч градусов по Цельсию. Это в несколько горячее, чем поверхность Солнца!

Вероятность увидеть шаровую молнию хотя бы раз в жизни составляет 1 к 10000.

Ударяя в песчаную почву, молния способствует образованию стекла. После грозы в песке можно найти полоски стекла.

Молнии наблюдаются также на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.

Вероятность быть убитым молнией составляет 1 к 2000000. Такие же шансы у каждого из нас умереть от падения с кровати.

Греки верили, что жемчуг образуется, когда молния ударяет в море.

Вверх — Отзывы читателей (7) — Написать отзыв — Версия для печати

Изначально слышен разряд — треск — как у шокера, только нааамного громче — но это только доли секунды, и то слышат те, которые рядом с местом удара молнии: от вспышки до грома менее секунды. Слышал этот треск 3 раза, в разные года и на одном и том же месте, место открытое — берег Волги — ощущения скажу....Одна из нерассмотренных причин- наличие сильно заряженных воздушных потоков: разные "чудеса" с попаданиями молнии в предметы, в которые молния по законам физики казалось бы попадать не должна, связаны довольно часто именно с повышенной наэлектризованностью воздушных потоков, которые,как известно, обладают наименьшим электрическим сопротивлением.При чем, толщина этих потоков может быть всего лишь с пол метра(!!!)

А у нас в Япошке землятресения. Они ничем не лучше грозы

У меня бомбитмолния как не знаю где!(

Один из пилотов гражданского самолета в свой первый рейс очень беспокоился о том, какие последствия будут его ожидать в случае попадания молнии в борт самолета. Причиной волнений стала плохая погода. Летчик беспокоился, но напарник его всячески успокаивал. Эксперты утверждают, что при попадании молнии в самолет ничего страшного не произойдет, но в некоторых случаях самолеты все же проводили экстренную посадку.

Разновидности грозы

В метеорологии образование гроз происходит по общим принципам, но с точки зрения простого человека, они могут быть настолько непредсказуемыми, что их образование не укладывается в голове. Как говорят специалисты, грозы бывают 2 типов:

  • Фронтальные;
  • Отдельные.

Первый вид гроз образуется на теплых и холодных фронтах. Однако есть некоторые особенности. Грозы, образующиеся в холодных фронтах, максимально развиваются в дневное время, в сильную жару. Что же касается гроз теплого фронта, то их сила максимально замечается в раннее утро, когда земля еще холодная. Чем выше показатель разницы температур до и за фронтом, тем сильнее будет фронтальная гроза.

Отметим, что сильная разница температур может вызвать не только сильнейшую грозу, но и ураган. Метеорологи говорят о том, что все происходит согласно законам физики. Воздух при охлаждении насыщается влагой и становится облаком.

Летчики отмечают, что подобные облака могут находится на высоте более 16 км, но это только в районах экватора. Когда в облаке происходит трение частиц, то образуются электроразряды. Также бывают случаи, когда фронтальные грозы стоят стеной на протяжение до 400 км, что полностью перекрывает движение самолета в пункт назначения. Отдельные наоборот – происходят на больших расстояниях друг от друга.

Как пилоты, находясь в самолете, определяют грозовой фронт

Ни для кого не будет секретом, что град, гроза и мощнейшая турбулентность означает то, что пассажирскому самолету там опасно. Для определения таких мест в самолетах предусмотрены метеолокаторы. Принцип простой – локатор посылает сигнал вперед самолета, тот отражается и возвращается назад к самолету. Изменения, которые пришли в ответ и означают опасность впереди. Попросту говоря, локатор способен определить содержание воды в облаке. Чем ее там больше – тем опаснее туда лететь.

Очень важно определить высоту грозового фронта. Если командир самолета принял решение перелететь через него, это может быть невозможным. К сожалению пассажирским самолетам недоступны большие высоты.

Последствия от попадания грозы в самолет

Бывают случаи, когда пилоты не успели скорректировать курс и попали в грозовой фронт. Многие пассажиры боятся таких погодных условий и думают, что самолет обязательно упадет при попадании грозы в корпус самолета. Однако здесь все не так страшно. Эксперты уверяют, что все продумано и пассажирам ничего не грозит.

В авиалайнерах предусмотрены громоотводы. Разряды молнии собираются в пучок энергии, которая по специальным кабелям, абсолютно безопасно выводится за пределы самолета. Бывали конечно редкие случаи, когда на некоторое время выходили из строя приборы самолета. В таких случаях, все решение принимает капитан. Если есть опасность для жизни пассажиров, то будет произведена экстренная посадка. В большинстве же случаев, попадание грозы в самолет можно было заметить только при внешнем предполетном осмотре авиасудна.

Что происходит, когда молния попадает в самолет? August 21st, 2015

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -