Когда включаются противотуманные фары пдд. Ночь, улица, фонарь… Почему белорусы не умеют пользоваться "противотуманками"

В современном автомобиле установлены целых 8 разных световых приборов (есть ещё подсветка заднего номерного знака, но в данном случае она нам не интересна). И эти 7 световых приборов: фар, фонарей, противотуманок и прочего нам необходимо использовать по-разному в зависимости аж от 8 условий. Давайте перечислим световые приборы и условия их использования на 2019 год!

Итак, в автомобиле есть так называемые внешние световые приборы. К ним относятся:

  1. фары: ближний свет;
  2. фары: дальний свет;
  3. задние фонари;
  4. противотуманные фары (ПТФ);
  5. задние противотуманные фонари;
  6. габаритные огни;
  7. дневные ходовые огни (ДХО).

А среди условий включения тех или иных световых приборов в ПДД существуют следующие:

  1. светлое время суток;
  2. тёмное время суток: освещённая дорога;
  3. тёмное время суток: неосвещённая дорога;
  4. условия недостаточной видимости;
  5. стоящее/движущееся авто;
  6. прицеп/буксируемое авто;
  7. населённый/не населённый пункт.

Испугались? На самом деле не всё так страшно. Давайте узнаем, когда и в каких случаях нужно включать , противотуманные фары, дальний или ближний свет фар и габариты. Данные актуальны на 29 Марта 2019 года. Для удобства рассмотрим правила пользования светом автомобиля в зависимости от времени суток и других условий, и ответим на некоторые насущные вопросы. А в конце статьи приведём таблицу как простой способ запомнить, когда какие световые приборы необходимо включать на машине.

Какой свет использовать днём?

Днём, а именно, в светлое время суток нам можно пользоваться дневными ходовыми огнями (19.5 ПДД). Но вместо ДХО (не только если они не установлены в автомобиле, но и по желанию водителя) можно использовать ближний свет фар или противотуманные фары (19.4 + 19.5 ПДД).

В светлое время суток (при условии, что нет условий недостаточной видимости) нужно включать:

  • дневные ходовые огни;
  • ближний свет фар;
  • противотуманные фары (но не совместно с ближним светом или ДХО).

В светлое время суток нельзя включать:

  • дальний свет фар;


Какой свет использовать в тёмное время суток?

Тёмное время суток в ПДД определено как "промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек" (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.

В тёмное время суток нужно включать:

  • ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
  • габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
  • противотуманные фары - только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.

Также в тёмное время суток можно включать при наличии специальную фару-прожектор при условии движения вне населённого пункта и при отсутствии встречных автомобилей.

В тёмное время суток запрещено использовать:

  • дальний свет фар:
    • в населённых пунктах, если дорога освещена,
    • если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
    • в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;
  • противотуманные фары - на освещённых дорогах или на неосвещённых без ближнего или дальнего света фар;
  • дневные ходовые огни;
  • задние противотуманные фонари.

Какой свет использовать в условиях недостаточной видимости (в тумане)?

Условия недостаточной видимости также определены в Правилах, поэтому никакой неясности тут нет. Эти условия включают в себя видимость водителя менее 300 метров при тумане , в сумерках, в дождь, снегопад и тому подобное. В общем, если видимость дороги составляет приблизительно менее 300 метров, единственного случая, когда на данный момент ночь, то это и есть условия недостаточной видимости.


В условиях недостаточной видимости нужно включать:

  • ближний или дальний свет фар в движении (см. выше в описании освещения в тёмное время суток, в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
  • габаритные огни при остановке и стоянке - ближний свет фар, противотуманные фары или задние противотуманные фонари совместно с габаритными огнями могут быть также включены в условиях недостаточной видимости (в отличие от тёмного времени суток).
  • противотуманные фары - только совместно с ближним или дальним светом фар (и на дорогах любой освещённости, в отличие от тёмного времени суток).
  • задние противотуманные фонари (это единственное условие, в котором можно ими пользоваться).

В условиях недостаточной видимости нельзя пользоваться:

  • противотуманными фарами без ближнего или дальнего света фар;
  • дневными ходовыми огнями.


Какой свет использовать в тоннеле?

ПДД регламентируют обязательность включения в тоннелях (пункт 19.1). Правило здесь простое: условия использования тех или иных световых приборов такие же, как в тёмное время суток.

Когда можно пользоваться "аварийкой"?


Аварийная сигнализация - это тоже считается световым прибором, и ПДД чётко регламентируют возможность их использования. Итак, "аварийку" нужно включать:

  • при попадании в ДТП вместе со знаком аварийно остановки (2.5 ПДД + 7.1 ПДД);
  • при возникновении ситуации, когда Ваш автомобиль представляет опасность;
  • при вынужденной остановке в том месте, где остановка запрещена (совместно со знаком аварийной остановки);
  • при буксировке на буксируемом автомобиле;
  • если Вас ослепил встречный транспорт.

Когда можно моргать фарами?

Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:

  • для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
  • если Вас ослепляет встречное транспортное средство.

При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.

Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.

Условия/свет Светлое время Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог Тоннель Недостаточная видимость
Ближний свет + + + + +
Дальний свет - - + + +
Противотуманные фары + 1 - + 2 - + 2
Дневные ходовые огни + - - - -
Задние противотуманные фонари - - - - +

Сноски по таблице:

  1. Вместо ближнего света фар
  2. Только совместно с ближним или дальним светом фар

И, напоследок, официальная выдержка из актуального ПДД 2019 года главы 19 о внешних световых приборах.

19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

19.1. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни.

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

  • в населённых пунктах, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

19.3. При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

  • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
  • в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населённых пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населённых пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

Многие колесящие по дорогам отечества автомобили укомплектованы противотуманными фарами . Иные из них включены в базовую комплектацию транспортных средств, другие водители устанавливают самостоятельно. При этом мало кто руководствуется практическими соображениями, чаще заботясь об эстетическом виде своей машины.

Всякий раз, когда навстречу движется автомобиль , сверкающий многочисленными огнями, встречные водители получают стресс. Дело в том, что излишек света ослепляет их, мешая следить за дорожной обстановкой . Нередко это служит причиной возникновения опасных дорожных ситуаций. Поэтому каждый автомобилист должен знать о порядке использования противотуманных фар .

Уже само название говорит о том, что предназначены они для помощи водителям в условиях недостаточной видимости . Многие, особенно представители молодого поколения, плохо разбираются в терминологии, искренне полагая, что недостаточной считается видимость в тёмное время суток. На самом деле, этот термин применяется исключительно к погодным условиям.

Включать передние противотуманные фонари можно лишь во время сильного тумана, дождя или снегопада. Речь здесь идёт об использовании дополнительного света одновременно с основным. Когда дорожные условия из-за ухудшившейся погоды становятся сложными, благодаря противотуманкам , не только немного улучшается видимость, но и сам движущийся автомобиль становится заметнее, что помогает сидящему за рулём водителю гораздо лучше оценивать дорожную обстановку .

Однако, если погода стоит хорошая, использовать противотуманные фары одновременно с ходовым светом не стоит. Такое транспортное средство воспринимается остальными водителями как огромное сияющее пятно, являющееся источником повышенной опасности. Если вы не готовы отказаться от противотуманок , то хотя бы отключите ближний свет . Благодаря этому восстановится нормальный баланс в работе световых приборов, что неизбежно положительно скажется и на безопасности.

Также стоит напомнить о порядке использования заднего противотуманного фонаря . Тут стоит отметить, что далеко не каждый водитель знает о его существовании. Тем не менее, во всех современных автомобилях он есть. Включается с помощью нажатия или выдвижения тумблера, отвечающего за работу ближнего света и габаритных огней.

Свет задней противотуманной фары настолько ярок и, если так можно выразиться, ядовит, что раздражает глаза едущих за вами водителей. Поэтому использование этого прибора строго регламентировано. Заднюю противотуманку категорически запрещено включать в городском цикле. Впрочем, на трассе её можно задействовать тоже исключительно при условии недостаточной видимости , вызванной сильным туманом.

Кстати, обратите внимание на то, что установка дополнительных противотуманных фар должна производиться только в сертифицированных центрах и с одобрения производителя автомобиля. В противном случае, велика вероятность того, что световые приборы будут подобраны неправильно. Ну а в тех ситуациях, когда возникает угроза безопасности чьему-либо здоровью или жизни пренебрегать рекомендациями и предписаниями ни в коем случае нельзя.

Тот факт, что противотуманные фары существенно улучшают обзорность при плохой видимости и по боковым сторонам автомобиля, сомнений не вызывает. Отражатель противотуманки сконструирован таким образом, чтобы создавать равномерное освещение вокруг фары, этим и объясняется высокая эффективность ПТФ. Но вот что касается задних противотуманных фар, для многих водителей остается не совсем ясным вопрос зачем они нужны, и нужны ли вообще, ведь никакой очевидной практической пользы они не несут.

И даже напротив. Задние противотуманные фары при движении в темное время суток, по мнению многих автолюбителей, только мешают, поскольку препятствуют обзору, да и стоп-сигнал впереди идущего авто становится трудноразличим. Тем не менее, большинство ТС штатно оснащается задними противотуманными фарами, и самостоятельно убирать их из конструкции автомобиля незаконно - пройти техосмотр без них станет невозможно.

Нужны ли автомобилю ЗПТФ

Задние противотуманные фары, если они предусмотрены на автомобиле конструктивно, самостоятельно убирать их нельзя. ЗПТФ предназначены для более корректного обозначения транспортного средства в условиях недостаточной видимости. Как правило, такие фары рассчитаны на установку стандартных ламп накаливания - особой яркости здесь не требуется. Так же нет и четких нормативов относительно схемы подключения - при самостоятельной установке лучше использовать отдельное реле задних противотуманных фар.

Наличие задних противотуманных фар позволяет в плохую погоду избежать столкновения двух автомобилей. К примеру, при сильном снегопаде, ливне или тумане. Они изначально несколько ярче простых габаритов, и расположены на некотором от них удалении, поэтому оказываются достаточно эффективными. Естественно, что без необходимости включать задние противотуманные фары все же не стоит - при ясной погоде, в темное время суток они мешают другим водителям.

Если ЗПТФ отсутствуют

Не все автомобили оборудованы ЗПТФ на заводе. Согласно ГОСТ Р 51709-2001 наличие задних противотуманных фонарей на авто является обязательным. Поэтому многие автолюбители вынуждены устанавливать их самостоятельно - в противном случае возникают определенные сложности при прохождении техосмотра. Связано это с тем, что авто без ЗПТФ не соответствует ГОСТ. Стоит сразу отметить, что такие требования распространяются лишь на ТС 2006 года выпуска и старше.

Еще один важный момент, который часто «забывается» инспекторами ГИБДД - если задние противотуманные фары не предусмотрены конструктивно, самостоятельно их устанавливать водитель не обязан - требования ГОСТ относятся лишь к производителям, а не потребителям. Если же ЗПТФ все же устанавливается самостоятельно, то делается это не как попало, а согласно определенным правилам - при неверной установке отказ инспектора при попытке пройти ТО будет полностью правомерен.

Количество ЗПТФ может быть один или два. Если устанавливается одна фара, то она размещается только с левой стороны. Если ЗПТФ две, то размещаются они на высоте не выше одного метра от уровня грунта, и не менее 25 см от него же.

Важно! Ширина между ними никак не регламентируется, но есть важный пункт, обязательный к соблюдению - расстояние между ЗПТФ и каждым стоп-сигналом не может быть менее 100 мм.

Как использовать задние противотуманки

Когда задние противотуманные фары устанавливаются автопроизводителем, вопрос как включить задние противотуманные фары, и как их выключить определяет именно он - водителю остается лишь нажимать кнопочки. В случае самостоятельной установки этого оборудования, вариантов подключения имеется масса, но пользоваться ЗПТФ как заблагорассудится нельзя - этот порядок достаточно строго регламентирован, и самостоятельному изменению не подлежит.

Так, согласно закона, ЗПТФ могут включаться только совместно с головным освещением либо передними противотуманками, и гореть они должны лишь в постоянном режиме. Выключаются они параллельно другому наружному световому оборудованию, и в качестве отдельного оборудования включаться не должны. Ни в коем случае не допускается совместная работа задних противотуманных фар и стоп-сигналов, зажигающихся при торможении автомобиля.

При самостоятельной установке выбор типа фар остается на усмотрение автовладельца. Законом не предусмотрено каких-либо ограничений или условий для ЗПТФ. Фары могут врезаться в бампер, на манер передних, а могут использоваться и навесные варианты, на специальных креплениях. Главное соблюсти вышеприведенные особенности установки. При использовании навесных вариантов необходимо позаботиться о надежности крепления.

Некоторые особенности эксплуатации

В большинстве случаев для задней противотуманной фары используется корпус, предназначенный для галогеновой лампы или лампы накаливания, маркированный «Н». Это говорит о том, что устанавливать другой тип ламп, в частности ксенон, в них запрещено. При установке навесных ЗПТФ крайне важно выставить правильный угол наклона - фара не должна слепить водителей, находящихся сзади.

Поскольку задняя часть автомобиля достаточно сильно загрязняется при эксплуатации, необходимо постоянно следить за чистотой ЗПТФ, в противном случае смысл их включения полностью теряется, а при движении в условиях недостаточной видимости автомобиль может оказаться просто незамеченным на дороге, что неизбежно приведет в ДТП. Немного о ремонте ЗПТФ на видео:

Для эксплуатации автомобиля в условиях недостаточной видимости необходимо использовать специальные устройства — противотуманные фары или фонари. О том, что такое фара противотуманная, каких типов она бывает, как устроена и работает, и как правильно выбрать фару для автомобиля — читайте в этой статье.

Что такое противотуманная фара?

(ПТФ) — специальный автомобильный осветительный прибор, предназначенный для улучшения освещенности дороги в условиях недостаточной видимости. Данная фара применяется для улучшения видимости дороги и транспортного средства в условиях тумана, ливневого дождя, снегопада, пыльной бури и т.д.

ПТФ повышает безопасность движения на дорогах всех типов в наиболее сложных климатических условиях, поэтому автовладельцы часто устанавливают ее по собственной инициативе. Но прежде, чем выбрать и установить противотуманную фару, необходимо разобраться в существующих типах этих приборов, их конструкциях и особенностях эксплуатации.

Типы и конструкция противотуманных фар

Противотуманные фары можно разделить на группы по назначению и спектральному составу излучаемого света.

По назначению противотуманки бывают:

  • Передние — для освещения дороги перед автомобилем, устанавливаются в передней части ТС;
  • Задние — для улучшения видимости автомобиля, устанавливаются в задней части ТС.

Осветительные приборы, устанавливаемые в передней части авто, принято называть противотуманными фарами, так как они предназначены для улучшения характеристик освещенности дорожного полотна и улучшения условий видимости для водителя данного транспортного средства. Данные приборы выполняют те же функции, что и головной свет, но в условиях недостаточной видимости.

Прибор, устанавливаемый в задней части автомобиля, принято называть противотуманным фонарем, так как его основное назначение — улучшение видимости самого транспортного средства водителям движущихся позади автомобилей. Данные приборы выполняют те же функции, что и задние габаритные огни, но в условиях недостаточной видимости.

По спектральному составу света противотуманные фары и фонари бывают:

  • Белые — оборудуются обычным прозрачным рассеивателем;
  • Желтые — оборудуются рассеивателем желтого цвета;
  • Красные — только задние фонари, оборудуются рассеивателем красного цвета.

Особо отметим, что цвет ПТФ не влияет на качество освещения дороги во время тумана, однако влияет на восприятие дорожной обстановки водителем. Использование фар желтого цвета (а точнее — селективного желтого, в нем значительно ослаблена голубая часть спектра) обусловлено физиологическими особенностями нашего зрительного аппарата. Человеческий глаз наиболее восприимчив к желто-зеленому участку спектра, поэтому предметы желтого цвета и предметы, освещенные желтым светом, мы воспринимаем быстрее, лучше и четче прочих. Поэтому в свете желтой противотуманной фары предметы будут казаться более контрастными, что в ряде случаев повышает безопасность.

Однако принцип работы ПТФ заключен не в цвете ее рассеивателя, а в направлении и форме светового луча, и особенностях установки. Противотуманные фары имеют две ключевых особенности:

Формирование светового пучка

  • Формирование светового пучка, направленного непосредственно над дорожным покрытием — пучок имеет четкую верхнюю границу и направлен вперед-вниз;
  • Установка невысокого над дорожным покрытием, чем достигается освещение полотна под слоем тумана.

Таким образом, противотуманная фара светит не в сам туман, а непосредственно на дорожное полотно. Формирование направленного светового пучка предотвращает лишнее рассеивание света в тумане (на снежинках, каплях или пылинках), что и обеспечивает улучшение видимости дороги и дорожной обстановки.

Конструктивно ПТФ и фонари аналогичны фарам ближнего света. Их основу составляет корпус, внутри которого расположен рефлектор (отражатель) с лампой (или светодиодным излучателем), и закрытый прозрачным рассеивателем. Для обеспечения направленного светового потока, имеющего четкую верхнюю границу, используется рефлектор определенной формы, а лампа устанавливается не в самом фокусе рефлектора, а с некоторым смещением. При такой конструкции свет от лампы отражается верхней частью рефлектора вперед-вниз, поэтому световой пучок стелется над дорогой.

При этом противотуманные фары и фонари могут быть двух типов:

  • Корпусные — оформляются в собственный корпус, могут устанавливаться на различные транспортные средства, в том числе и на те, которые не были оборудованы данным типом огней;
  • Бескорпусные (встраиваемые) — имеют форму и конфигурацию для установки в штатные места, предусмотренные в конструкции транспортного средства.

Независимо от типа, все противотуманные фары и фонари изготавливаются и устанавливаются на транспортные средства в соответствии с действующими государственными стандартами.

ГОСТы и вопросы применения противотуманных фар

В нашей стране действует ряд норм, регулирующих производство, установку и эксплуатацию противотуманных фар и фонарей, основными являются два документа — ГОСТ 8769-75 и ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК №48).

Согласно этим стандартам, противотуманные фары устанавливаются в следующих случаях:

  • На легковых и грузовых автомобилях — факультативно (по желанию владельца транспортного средства);
  • На туристических и горных автобусах — обязательно;
  • На прицепах — использование противотуманных фар запрещено.

Количество ПТФ — две, они располагаются в передней части авто, на высоте не менее 250 и не более 800 мм от дорожного полотна, и не более 400 мм от крайних габаритных точек автомобиля. Причем противотуманные фары обязательно должны располагаться ниже фар ближнего света. Цвет — белый или желтый, но одинаковый для обеих фар.

Включение противотуманных фар должно быть независимым от включения фар ближнего и дальнего света, они могут выполнять функцию головного света в условиях недостаточной видимости.

Задний противотуманный фонарь устанавливается в следующих случаях:

  • На ТС выпуска до 1 января 1991 года — допускается их отсутствие, если это не предусмотрено проектом;
  • На ТС выпуска после 1 января 1991 года — обязательно наличие заднего противотуманного фонаря;
  • На колесных тракторах — установка факультативна.

Количество фонарей — один либо два, они располагаются на задней части ТС на высоте не менее 250 и не более одного метра над уровнем дорожного покрытия, и не менее чем в 100 мм от сигнала остановки. Если фонарь только один, то его необходимо размещать с левой стороны. Для автомобилей повышенной проходимости разрешается монтаж противотуманных фонарей на высоте до 1200 мм. Цвет рассеивателя — красный. Фонарь должен включаться вместе с передними противотуманками, а их параллельное включение со стоп-сигналами категорически запрещено.

Согласно действующим правилам дорожного движения (пункт 19.4 ПДД РФ), ПТФ могут включаться только в условиях недостаточной видимости и в темное время суток вместе с основным головным светом, в дневное время они могут выступать в роли дневных ходовых огней. А задние противотуманные фонари согласно пункту 19.7 могут включаться лишь при недостаточной видимости (туман, снег, пылевая буря), а за подключение данного прибора к стоп-сигналам следует административное наказание.

Как выбрать противотуманную фару?

При покупке ПТФ и фонарей необходимо учитывать марку и модель автомобиля, особенности его конструкции, а также напряжение питания бортовой сети.

Если на автомобиле предусмотрена установка противотуманных фар или задних фонарей, то необходимо покупать те приборы, которые рекомендованы производителем транспортного средства. Если вы впервые производите установку фар, то следует выбирать те приборы, которые подойдут по размерам и напряжению питания. Дополнительно придется позаботиться о покупке проводов, реле, предохранителя и т.д.

При выборе противотуманок необходимо обращать внимание на их маркировку — данный тип фар маркируется буквой B, поэтому ее легко отличить от других. Также следует отдавать предпочтение тем световым приборам, соответствующим действующим ГОСТ (о чем опять же свидетельствует маркировка), в противном случае фары будут не просто бесполезны, но и опасны.

При монтаже и регулировке противотуманных фар необходимо учитывать указанные выше нормы стандартов, в противном случае автомобиль может не пройти техосмотр.

Регулировка противотуманных фар производится довольно просто. Необходимо поставить автомобиль на расстоянии 7,6-8 метров от вертикальной поверхности (экрана), и добиться того, чтобы верхняя граница светового пучка от фар была на 10 см ниже оси фар. Только в этом случае будет обеспечиваться нормальное освещение дорожного полотна в условиях недостаточной видимости.

При правильном выборе и монтаже противотуманных фар и фонарей вы будете подготовлены к любым погодным условиям.

Как вам такая картина? В левой полосе трассы со скоростью 80 км/ч в ясную погоду едет автомобиль и слепит других водителей задними противотуманными фонарями.

Раздражает? Еще как! "Тихоходов" не в своей полосе в интернете уже сто раз обсуждали, а вот проблему включения противотуманных фонарей не к месту стоит рассмотреть внимательнее…

Недавно в редакцию abw.by обратился читатель, в его письме - гнев в сторону тех, кто не умеет пользоваться дополнительными световыми приборами:

"Обращаюсь к вам с просьбой подготовить репортаж о проблеме включения водителями световых приборов своего автомобиля. В частности, об использовании передних и особенно задних противотуманных фонарей в условиях достаточной видимости. В Европе за данное правонарушение полагается серьезный штраф. В нашей же стране этому уделяется очень мало внимания. Такое ощущение, что водители не в курсе, когда и зачем необходимо включать дополнительные световые приборы. А ведь данные действия могут спровоцировать аварийную обстановку за счет очень яркого ореола красного цвета, способствующего ослеплению едущего позади водителя. Также хотелось бы увидеть комментарии ГАИ по этой проблеме, поскольку автомобилистов, нарушающих ПДД, становится все больше. Очень надеюсь, что не проигнорируете данный вопрос. Большое спасибо. С уважением, Дмитрий ".

Дмитрий, не проигнорировали, репортаж сняли. Но есть один нюанс. Давайте заглянем в Правила дорожного движения.

О чем говорит закон?

1. Передние противотуманные фары

Для начала обратимся к ПДД. Начнем с противотуманных фар, которые расположены спереди.

165. Противотуманные фары на транспортном средстве могут использоваться водителем:
165.1. в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги совместно с ближним или дальним светом фар;
165.2. вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктами 166 и 167 настоящих Правил.

Здесь все понятно: передние "туманки" могут использоваться в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги совместно с ближним или дальним светом фар. Они могут использоваться вместо ближнего света фар с условиями пунктов 166 и 167.

166. В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии):
166.1. на мотоцикле и мопеде;
166.2. при движении в транспортной колонне;
166.3. на маршрутном транспортном средстве, движущемся по специально выделенной полосе навстречу движению;
166.4. при организованной перевозке группы детей;
166.5. при перевозке опасных грузов, движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
166.6. при буксировке (на буксирующем транспортном средстве);
166.7. во время обучения управлению механическим транспортным средством на дорогах;
166.8. на механических транспортных средствах при организации временного их движения по встречной полосе движения;
166.9. в период проведения Министерством внутренних дел республиканских специальных комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, предусматривающих движение транспортных средств в светлое время суток с включенными ближним светом фар или дневными ходовыми огнями (при их наличии).
167. При ухудшении видимости транспортного средства на дороге для его обозначения во время движения в светлое время суток могут быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии).

Как видим, ПДД в данном случае часто оперируют словом "могут". При этом прямого запрета на пользование противотуманными фарами днем в ясную погоду Правила тоже не содержат. Используя принцип "разрешено все, что не запрещено законом", приходим к выводу: пользоваться противотуманными фарами в ясную погоду можно.

Не всегда такой подход логичен или оправдан практикой. К примеру, ночью включенные противотуманные фары с внештатно установленным ксеноном или попросту неотрегулированные все-таки слепят встречных водителей. Поэтому вопрос о запрете на использование противотуманных фар без условий недостаточной видимости должен быть поставлен на повестку дня. Во многих странах Европы передние "противотуманки" можно использовать только в условиях недостаточной видимости. У нас - когда угодно.

2. Задние противотуманные фонари

169. Задние противотуманные фонари на транспортных средствах могут применяться только при недостаточной видимости дороги.

А вот с задними противотуманными ФОНАРЯМИ все понятно: ими можно пользоваться ТОЛЬКО в условиях недостаточной видимости дороги.

2.30. недостаточная видимость дороги - видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными (метеорологическими) условиями (дождь, снег и иные атмосферные осадки) и другими факторами, снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, туман, смог).

3. Как надо и что будет за нарушение

Так что передними "туманками" можно пользоваться когда угодно, а вот задними только тогда, когда видимость дороги в направлении движения составляет менее 300 метров.

Статья 18.14 КОАП. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения
3. Нарушение лицом, управляющим ТС, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами, буксировки ТС, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

Штраф за данное нарушение - до 2 б.в., или 360.000 рублей. И очень хотелось бы, чтобы штрафов за п.169 было больше, потому что уже глаза болят ездить по нашим дорогам.

А как у них?

Возьмем самую туманную страну Европы Великобританию. Их ПДД называются Highway Code и содержат специальный пункт, в котором черным по белому написано о включении противотуманных фар и фонарей.

236. You MUST NOT use front or rear fog lights unless visibility is seriously reduced (see Rule 226) as they dazzle other road users and can obscure your brake lights. You MUST switch them off when visibility improves.

236. Вы НЕ ДОЛЖНЫ включать передние и задние противотуманные огни в том случае, если видимость не сильно ухудшена (смотри правило 226), так как они могут ослепить других участников движения и скрыть ваши стоп-сигналы. Вы ДОЛЖНЫ выключить их, как только видимость улучшится.

В законе ясно и четко прописан запрет на пользование как ПЕРЕДНИХ, так и ЗАДНИХ "противотуманок" в условиях достаточной видимости. Причем MUST NOT выделено большими буквами. Штраф за неправильное пользование световыми приборами составляет 1000 фунтов, или 1500 долларов! Немало, правда? Будьте осторожны с включением противотуманных фар и фонарей на дорогах Туманного Альбиона.

А теперь посмотрим, что в Британии подразумевается под недостаточной видимостью.

226. You MUST use headlights when visibility is seriously reduced, generally when you cannot see for more than 100 metres (328 feet). You may also use front or rear fog lights but you MUST switch them off when visibility improves

226. ВЫ ДОЛЖНЫ использовать свет фар, когда видимость резко ограничена, как правило, когда вы не можете видеть более чем 100 метров (328 футов). Вы можете также использовать передние или задние противотуманные огни, но ДОЛЖНЫ выключить их, когда видимость улучшится.

Недостаточная видимость, по мнению британцев, составляет не 300, а 100 метров. И действительно, зачем при небольшом тумане использовать противотуманные фонари, как у нас любят?

В Бельгии тоже 100 метров. В Италии, например, задние противотуманные фонари вообще разрешается использовать только при условии, если видимость дороги ограничена 50 метрами.

Как видим, Highway Code в вопросе о использовании противотуманных фар и фонарей дает более однозначный и логичный ответ, чем наши ПДД. Надеемся, законодатель обратит на это внимание.

"Проверочка"

Далее у нас по плану незамысловатый эксперимент. Журналисты стали на мосту над МКАД, засекли на часах 30 минут и считали любителей слепить задними "туманками" в ясную погоду. Итак, ситуация: вечер до наступления темноты.

Передними "противотуманками" пользуются все кому не лень. Впрочем, это у нас пока не запрещено. Просто констатация факта.

Хватает на наших дорогах и "одноглазых пиратов" с одной фарой.

Патриоты ПДД соблюдают, противотуманными фонарями никого не слепят.

Хоть это и не относится к теме, но вот пример потенциального "паровозика". Соблюдайте дистанцию!

А вот и первый любитель слепить других участников движения.

Вот второй.

Третий в левой полосе…

… и, наконец, четвертый. Итого за полчаса проехало четыре автомобиля с включенными задними противотуманными фонарями. Не так уж много, если учитывать большую плотность потока.

Приезжаем на то же место через некоторое время. Уже стемнело, поток поредел. Сколько включенных "туманок" насчитаем за полчаса?

Десять! Целых десять водителей проехали с включенными противотуманными фонарями, ослепляя других участников движения. При этом в тот день не было ни намека на дождь, снег или туман…

Пока корреспондент ехал домой, насчитал еще двух таких водителей. Причем в какой-то момент они даже ехали рядом.

Планируется ли работа ГАИ по профилактике данного вида нарушения? - спрашиваем у начальника отдела агитации и пропаганды УГАИ УВД Миноблисполкома Олега Тюрина.

Водители привлекаются за неправильное использование внешних световых приборов, но рейды пока что не проводим. В условиях недостаточной видимости мы, наоборот, настоятельно рекомендуем пользоваться противотуманными фарами и фонарями.

Вердикт редакции

Итак, мы призываем водителей не включать задние противотуманные фонари без необходимости. Если на дороге слабый туман, это не значит, что нужно слепить других участников движения. В ясную погоду тем более нельзя пользоваться противотуманными фонарями. Будьте внимательны друг к другу!

ГАИ просим обратить внимание на соблюдение п.169 ПДД. Действительно, автомобили с включенными задними "туманками" в ясную погоду в последнее время встречаются все чаще. И еще есть ощущение, что ПДД касательно правил пользования дополнительными световыми приборами стоит привести к европейскому образцу. Или не стоит?