Когда переключаться на вторую передачу. Обратное переключение передач. Когда переключать передачу

Появление автоматических коробок передач не вызвало восторга у автомобилистов, поскольку на сегодняшний день они считаются неэкономичными. А приобрести автомобиль с действительно хорошей и надежной коробкой-автомат по карману далеко не всем. Поэтому большинству водителей приходится пользоваться механической коробкой передач, освоить которую не так уж и просто. Чтобы помочь в этом вопросе новичкам, которые только осваивают все азы вождения автомобиля с механической КПП, мы и подготовили данную статью.

1. Начало движения и коробка передач.

Старт автомобиля возможен только при включении передачи и открытии подачи бензина. В целом эта задача выглядит достаточно просто, но когда садишься за руль автомобиля и тебе необходимо выехать на оживленную дорогу, можно и растеряться. Тем более, что в момент старта автомобиль может просто глохнуть, что приводит неопытных водителей в недоумение. Чтобы подобного не произошло, необходимо правильно балансировать нажатие педалей газа и сцепления. Для того чтобы мотор завелся и не заглох, в определенный момент они обе должны находится в нажатом состоянии.

Однако еще более важно правильно использовать механическую КПП. Если старт автомобиля начинается с ровной и сухой поверхности, рычаг коробки передач рекомендуется перевести на первую позицию. Поскольку она будет передавать на колеса достаточно интенсивный крутящий момент, автомобильный двигатель вряд ли заглохнет.

Еще один важный момент: включать передачу необходимо только после того, как педаль сцепления будет буквально вжата в пол автомобиля. При этом сам рычаг автоматической КПП передвигать нужно медленно. Во время его переключения вы будете ощущать естественное сопротивление, которое нельзя преодолевать резкими усилиями. Но если при этом вы услышали неприятный звук от работы рычага и резкое смещение точки сопротивления, переведите рычаг в нейтральное положение, после чего полностью отпустите педаль сцепления и попробуйте выполнить задачу еще раз.

Сигналом о том, что вы переключились на нужную передачу, будет пропавшее усилие и остановка движения самого рычага. В этот момент он натолкнется на ограничитель, расположенный в конце паза, который зафиксирует рычаг.

Но все эти рекомендации полезны для езды в сухое и теплое время года. Когда наступает зима и приходят холода, стартовать лучше со второй передачи, с чем также необходимо ознакомиться начинающим водителям. Начав движение со второй передачи, вы сможете избежать пробуксовки колес по скользкой и мокрой дороге. При таком старте также можно избежать заноса и зарывания автомобильных колес в рыхлый снег.

Выполняется такой старт аналогично вышеописанному, однако в нем есть небольшая особенность. Если балансировка между нажатием педали газа и сцепления будет резковатой, вы рискуете очень сильно нагрузить автомобильный двигатель. Поэтому балансировка между нажатиями двух педалей должна быть максимально тонкой. Выполняя старт на своем автомобиле, необходимо учитывать несколько простых рекомендаций, которые помогут избежать поломки и преждевременного износа механической КПП:

1. Нельзя резко передвигать рычаг КПП и пытаться переключиться с передачи на передачу, прикладывая к нему слишком много усилий.

2. Педаль сцепления необходимо отпускать максимально плавно.

3. Контролируйте интенсивность подачи топлива.

2. Использование механической коробки передач на ходу.

Правильное переключение передач во время движения автомобиля позволяет обеспечить хорошую динамику работы всех автомобильных узлов, снизить расход топлива и предотвратить возможность поломок самой КПП. Если вы ранее интересовались вопросом о правильном использовании коробки передач, то наверняка сталкивались со следующей рекомендацией: каждое из положений рычага КПП соответствует определенной скорости, с которой движется автомобиль. Но эта рекомендация не имеет никакого отношения к реальности. Не стоит забывать, что каждый автомобиль имеет свою индивидуальную мощность, которая зависит и от силового агрегата, и от состояния основных рабочих узлов всего автомобильного организма. Более того, каждое авто имеет свои передаточные числа, которые подбираются индивидуально.

Лучшая рекомендация для неопытных водителей – это следить за показателями автомобильного тахометра. Если на его циферблате вы видите показатель в промежутке от 2500 до 3500 оборотов в минуту, значит, двигатель работает наиболее экономично, и необходимости переключаться на другую передачу нет. Если же работа двигателя стала очень интенсивной, то необходимо переключиться на следующую, более высокую передачу. При этом не стоит забывать о сцеплении, педаль которого необходимо полностью вжимать. Если же обороты двигателя падают, снова необходимо переключить передачу, но в этом случае необходимо будет перейти на низшую.

Если же вы осуществляете разгон, то переключать передачи необходимо последовательно, переходя от первой ко второй, от второй к третьей и так далее. В целом можно перепрыгивать через одну или две ступени коробки передач, однако в такой ситуации необходимо быть предельно осторожным со сцеплением. Если педаль не будет выжата до конца, существует вероятность повреждения валов механической КПП.

Следует отметить, что непосредственно во время движения механическая коробка передач дает водителю целый ряд преимуществ. В частности, благодаря ей можно заблаговременно подготовиться к сложным дорожным ситуациям. К примеру, согласно правилам дорожного движения, переключаться на пониженную ступень коробки передач необходимо в следующих случаях:

1. Когда вы подъезжаете к очень крутому подъему.

2. Когда необходимо двигаться по достаточно опасному спуску.

3. Во время выполнения обгона.

4. На очень крутых поворотах.

Коробка передач может спасти вас даже в том случае, когда невозможно использование тормозов. К примеру, если вам приходится ехать по скользкому участку дороги или же ехать под уклоном. В таких ситуациях рекомендуется начать торможение при помощи двигателя. Для этого просто отпустите педаль газа и переключайтесь с высшей передачи на низшую до тех пор, пока скорость не спадет до необходимого предела. При этом не стоит очень сильно повышать обороты двигателя и если это возможно, то все же использовать тормозную систему.

Для водителей с большим опытом переключения передач не представляет никакого труда, поскольку они ориентируются на звук работы двигателя. Однако, пересаживаясь за руль другого автомобиля, все равно приходится учиться всему заново и адаптироваться к особенностями его мотора. Для настоящего профессионала подсказкой для переключения передач является наблюдение за реакцией автомобиля при нажатии . Когда двигатель достигает определенного уровня работы, он просто переключается на следующую передачу, тем самым улучшая работу автомобиля в целом.

Существует определенное отличие в переключении передач на спортивных карах, на которых установлены высокооборотные двигатели. Для того чтобы освоить вождение такого автомобиля, необходимо посещать специальные курсы, обучающие вождению скоростных авто.

3. Секреты экономичности механической коробки передач.

Даже зная, как переключать передачи на КПП, необходимо также освоить определенные правила, благодаря которым можно будет снизить расход топлива и уменьшить нагрузку на силовой агрегат. Заключаются эти секретные рекомендации в следующем:

1. Для снижения расхода топлива, набирая разгон, переключаться на ступенях коробки передач необходимо достаточно быстро. Как мы уже говорили, оптимальные точки переключения являются индивидуальными для каждой модели авто. Но в целом переход с первой ступени на вторую рекомендуется осуществлять в тот момент, когда автомобиль разгонится до 25 км/ч. На более высокие передачи можно переходить уже при разгоне до 50-60 км/ч.

2. Используйте основное правило использования механической КПП, которое гласит: если работа двигателя чрезмерно интенсивна, и автомобиль не нуждается в такой мощности для поддержания необходимой скорости, необходимо переходить на более высокую ступень.

3. Переход на более низкую передачу необходимо осуществлять в том случае, если без нажатия педали газа автомобиль начинает сбрасывать скорость. Нельзя выполнять медленную езду на высоких передачах, поскольку это способствует очень высокому расходу топлива.

Первое правило, которое поможет обеспечить исправную работу механической КПП, – это своевременное прохождение технического обслуживания автомобиля и всех его узлов. Но помимо этого, важно еще и правильно использовать коробку передач, что позволит увеличить срок ее службы в разы:

1. Для увеличения коэффициента полезного действия трансмиссии и предотвращения износа деталей, двигаться необходимо на прямой передаче, если она есть на вашем автомобиле. Благодаря этому вы сократите путь крутящего момента и снимете нагрузку с шестерен, которые будут меньше участвовать в передаче крутящего момента.

2. Нельзя оставлять выжатым сцепление, если при этом автомобиль уже разогнался до скорости в 20 км/ч. Особенно важно учитывать данную рекомендацию для автомобилей с задним приводом. Не менее важно знать о том, что нажатие педали сцепления необходимо осуществлять максимально быстро. Но вот отпускать эту педаль нужно плавно. Это позволит избежать пробуксовки и не будет вызывать преждевременного износа деталей.

3. Осуществлять остановку автомобиля исключительно через переключение ступеней коробки передач не рекомендуется. Для этого также необходимо использовать тормозную систему, параллельно с которой можно переходить с высших передач на более низкие.

4. Не оставляйте зимой свой автомобиль с включенной передачей.

5. Чтобы при езде по гололеду колеса не потеряли сцепление с дорогой, нельзя резко переключать передачи.

6. Уменьшить нагрузку на силовой агрегат во время переключения передач можно следующим образом: перед тем как переходить на более низкую передачу, немного сбрасывайте скорость при помощи тормозной системы.

7. Не забывайте чистить КПП и поддерживать необходимый уровень масла. Используйте только те смазочные материалы, которые рекомендует производитель вашего автомобиля.

Вместе с этим существует ряд действий, которые являются недопустимыми во время эксплуатации механической КПП. Речь идет о быстром и резком переключении с одной передачи на другую. Категорически запрещается осуществлять движение на автомобиле по скользкой дороге с выключенным сцеплением или же на нейтральной ступени коробки передач. Нельзя переключаться на заднюю передачу, если при этом авто движется вперед. Соблюдая все эти правила и обеспечивая механическую коробку передач необходимым и своевременным обслуживанием, вы избавитесь не только от возможных проблем в ее эксплуатации, но и максимально продлите срок ее службы.

Подписывайтесь на наши ленты в

Для начала нужно запомнить главный принцип переключения передач: при переходе с низкой на высокую передачу или наоборот необходимо выжимать сцепление. Иными словами, рычаг КПП и сцепление должны идти в тесной связке, словно альпинисты, штурмующие опасный траверс Эвереста. Если вы не будете соблюдать это правило, тогда заранее отложите определенную сумму денег, которая понадобится вам на покупку новой коробки передач.

Что нужно знать о переключении передач

Нужно учесть тот факт, что техники переключения разных передач отличаются друг от друга. Общей для них является схема «выжать сцепления - переключить передачу - отпустить сцепление».

Не так страшна МКПП, как ее рисуют

Если вы новичок, то для вас может стать новостью, что во время переключения передач автомобиль теряет скорость, превращаясь в «тело», которое движется по инерции. Именно по этой причине переключать передачи нужно плавно, но при этом довольно быстро, чтобы не тормозить машину.

Когда нужно переключать передачу

Существует точный расчет усредненного скоростного диапазона использования передач, который мы приведем в нижеследующей таблице.

Естественно, эти расчеты схематичны, потому как нужно учитывать другие факторы, которые могут влиять на езду. Как бы там ни было, но данная схема применима к негруженным автомобилям, которые движутся по дороге, на которой отсутствуют какие бы то ни было сопротивления. Если таковые имеются, к примеру, автомобиль едет по глубокому снегу, вязкому песку или взбирается на крутой подъем, то переключение передач следует осуществлять несколько позже - то есть выше озвученных скоростных режимов.

Полезный совет

Для выбора той или иной передачи есть универсальная рекомендация: первая передача предназначается для трогания автомобиля с места, вторую используют для разгона, третья позволяет осуществить обгон, четвертая подходит для езды в условиях города, а пятая - по автомагистралям и скоростным трассам.

Как переключаются передачи

Итак, для переключения передач нужно осуществить определенные действия:

  • при помощи резкого движения нужно до самого пола выжать сцепление, одновременно отпустив педаль газа;
  • быстро и плавно включаем нужную передачу, переводя сперва рычаг КПП в нейтральное положение, а потом сразу в положение передачи;
  • отпускаем педаль сцепления, при этом можно несколько увеличить обороты двигателя - это поможет компенсировать потерю скорости;
  • сцепление отпускаем полностью и ощутимо прибавляем газ.


Коробка-автомат - для ленивых или любящих глобальный комфорт

Никаких жестких условий на счет последовательности переключения передач нет: вы можете включать их не по порядку - с первой переходить прямо на третью, со второй перескакивать на пятую и так далее. Однако при этом на разгон тратится больше времени, а обороты существенно упадут.

Ошибки, которые допускают новички

Среди наиболее характерных ошибок, которые допускают начинающие водители, следует отметить то, что они неслаженно работают рычагом КПП, из-за чего автомобиль теряет скорость. При этом переключение, как правило, рассеянное и резкое, что становится причиной повреждения некоторых узлов коробки.

При трогании новички часто резко отпускают педаль сцепления, что заставляет авто дергаться, а трансмиссию - приходить в негодность.


Нужно правильно отрегулировать сидение

Типична ситуация, когда новичок при необходимости переключения со второй на третью передачу говорит, что он не собирается ехать больше 40 км/ч. А кто сказал, что повышенная передача предусматривает обязательно повышение скорости? На третьей можно смело ехать не быстрее 40 км/ч. Все дело в том, что повышенные передачи дают возможность ехать быстрее, но вас никто не заставляет пользоваться этой возможностью.


Еще один момент, который характерен для начинающих водителей - это запоздалое включение второй передачи. В сознании «чайника» (извините за прямоту) укореняется учебная схема: первая передача, разгон до 20 км/ч, а потом переключение на вторую. При этом не учитывается то, что эта скорость достигается уже тогда, когда вы отпустите сцепление после трогания. Это становится причиной того, что начинающие автолюбители запаздывают с включением второй.

Полезный совет

Если автомобиль движется в стабильном скоростном режиме, левая нога ни в коем случае не должна «зависать» над педалью сцепления. Правильное положение ноги - на полу, слева от сцепления. Нога, которая «висит» над педалью очень быстро устает, а также может возникнуть непроизвольное выжимание сцепления, что чревато его разрушением. Кроме того, водитель должен иметь третью точку опоры, дабы избежать таких неприятных моментов, как снижение эффективности руления и искривление позвоночника.

Правильное переключение передач

Важно сразу отрегулировать сидение, чтобы доставать до рычага КПП без наклонов туловища. Зачастую в этих целях регулируют также сам рычаг.

Своевременное переключение передач и умение не перегружать двигатель дает возможность опытным автомобилистам расходовать при езде по городу на 25% топлива меньше, чем используют начинающие водители.

При переключении передач очень важно переносить левую руку, которая остается на руле, из положения «без пятнадцати три» в верхний сектор рулевого колеса. Это позволит в случае необходимости совершить экстренный маневр. Что касается начинающих водителей, то при переключении передачи у них довольно часто наблюдается непроизвольный поворот руля влево, если рука находится не на верхней его дуге.


И даже такое вас потом не будет пугать

На первых порах момент переключения передачи будет подсказывать тахометр, потом достаточно будет слушать двигатель. Тахометр дизельного автомобиля должен показывать 1500-2000 оборотов в минуту, а частота вращения коленчатого вала у бензиновых машин должна составлять 2000-2500 оборотов в минуту.

Если в автомобиле вам нужно переключить передачу, например, «вверх» или наоборот, с более высокой на более низкую или, к примеру, с 5-й на 2-ую, запомните главный принцип автоинструкторов : перед тем как включить любую передачу, нужно обязательно полностью (не на половину или на треть) выжать педаль сцепления. Если вы забываете или игнорируете данное требование, то КПП вашего авто вам гарантирован.

Что нужно знать при переключении передач?

Стоит отметить, что техника переключения различных передач (ниже или выше) отличается друг от друга. Общим является то, что нужно выжать сцепление, включить передачу и отпустить сцепление, причем сделать это нужно быстро, если машина уже движется. Она не заглохнет.

А вот медленное отпускание сцепления на ходу грозит поломкой его диска, что обойдется вам недешево.

Итак, вы за рулем и едва-едва добрались до 3-ей передачи, но наверняка вы успели заметить, что при переключении передач машина теряет скорость. И это действительно так. Ведь в это время авто превращается в, так сказать, «телегу на колесах», которая движется по инерции.

При выключении сцепления тяга двигателя передается колесам, которые и начинают вращаться. Так что если вы при разгоне не хотите потерять скорость, лучше переключать передачи быстро, но в тоже время не стоит забывать, что вы на , а не на гоночной трассе.

Зачем коробка передач?

Для начала давайте разберемся, для чего нужны эти переключения. Все очень просто — для повышения скорости. Если на первой передаче машина едет максимум 50 км/час (зависит от ТС), то на второй — уже 90 и так далее. При изменении передачи вниз обороты мотора падают, и динамика разгона теряется, поэтому всегда выбирают уместное время для переключения.

Когда переключать передачу?

Кстати, в этом случае можно даже . А вот если переключение произойдет при 2 тыс., а потом вы вдруг решите разогнаться, то бензина и времени для этого потратиться больше.

Самая удачная зона для переключения передач — это горка, точнее при въезде на нее.

Здесь советуем оставаться на пониженной передаче, ведь если вы захотите ускориться и переключите передачу вверх, то двигателю придется работать упорнее, так как его обороты упадут, и увеличится расход топлива . К тому же повысится износ мотора, так как при увеличении оборотов, смазки требуется больше, а подача масла в этом случае уменьшается.

Конечно, никто не запретит вам переключаться на подъеме. Если у вас мощный двигатель, это можно делать без особых проблем и переживаний за мотор.

Как переключать передачи?

Давайте посмотрим видеоматериал, о правильном переключении передач:

Итак, чтобы переключить передачу, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Резким движением (не плавным) следует выжать педаль сцепления до самого конца, то есть до упора, при этом одновременно полностью отпустить газ.
  2. Плавно, но в тоже время быстро включается желаемая передача. Для этого нужно перевести рычаг КПП на «нейтраль», а затем быстро в положение передачи.
  3. Педаль сцепления можно отпускать, желательно до точки зацепления (место хода педали при начале движения автомобиля на первой передаче).
  4. Пока нога находится в этом положении (не более 1-2 секунд), можно немного увеличить обороты мотора нажатием на газ, что в какой-то степени компенсирует потерю скорости.
  5. Через пару секунд сцепление отпускается, а газ ощутимо прибавляется.

Еще одно важное замечание!

Переключать передачи «вверх» можно не по порядку, то есть первая и третья, вторая и пятая, первая и пятая и т.д. Но времени на разгон при этом затрачивается больше, так как и обороты упадут больше.

Ошибки новичков

А вот примеры наиболее характерных ошибок, допускаемых при переключении передач:

  1. Работают рычагом КПП рассеянно и неслаженно, от чего машина теряет скорость.
  2. Делают временные промежутки, что также не увеличивают динамику.
  3. Резко переключают рычаг, что приводит к повреждению некоторых узлов КПП.
  4. Выжимают сцепление очень плавно, что приводит к торможению двигателем и потере скорости.
  5. Резко отпускают сцепление после переключения передачи, не задерживая его в области зацепления. От этого авто сильно дергается, а трансмиссия ломается.

Удачного вам переключения передач и будьте аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта www.usport.3dn.ru

Существуют автомобили с ручным механизмом переключения передач и с автоматическим.

Если Ваша машина оборудована автоматической коробкой передач, то Вы можете смело переходить к изучению следующей главы. В таких автомобилях водителю не приходится прилагать каких-либо усилий по переключению передач – они меняются самостоятельно в зависимости от изменения скорости движения и нагрузки на двигатель.

После прочтения этих строк, наверное, многие для себя решили, что они будут ездить на машине только с автоматической коробкой передач, где ничего не надо переключать.

Вынужден Вас огорчить. Учиться водить автомобиль и сдавать экзамены Вам придется на автомобиле с ручным переключением передач – таково требование ГИБДД и логики.

Практика показывает, что «пересесть» на машину с автоматической коробкой передач можно легко и просто. А наоборот, не получается вовсе. Приходится переучиваться, и, как правило, дается это с большим трудом. Поэтому будет лучше, если мы с Вами сразу разберемся с тем, как правильно обращаться с рычагом переключения передач на «обычной» машине.

«А какие проблемы? Ну было раз, перепутал я первую передачу с третьей, ну и что? Двигатель заглох, инструктор отругал, и всего-то!» – это слова того «новичка», который еще не знает, что ошибка в управлении автомобилем может привести не только к мелким неприятностям, но и к крупным авариям.

Да, если при трогании с места «перепутать» передачу (вместо первой включить третью), то, может быть, и удастся обойтись лишь «нравоучением» со стороны инструктора. Но если «перепутать» передачу во время разгона (вместо третьей включить первую), то летом в сухую погоду произойдет неожиданное для других водителей резкое торможение автомобиля, а на зимней заснеженной дороге Вам будет гарантирован полноценный занос машины!

Еще большая беда может приключиться при неправильной или небрежной работе с коробкой передач на автомобилях типа ВАЗ 2109, где задняя передача находится рядом с первой.

Как Вы будете себя чувствовать, если, начиная движение на только что включившийся зеленый сигнал светофора, все поедут вперед, а Вы назад?

«Это как это???» – должны были бы ужаснуться не умудренные опытом читатели.

Да очень просто! Не умея грамотно работать рычагом переключения передач, Вы «случайно» включили заднюю передачу вместо первой! На переднеприводных автомобилях такое случается.

Кстати, водителя сзади стоявшего автомобиля абсолютно не интересует, недоучили Вас в автошколе или «не та» передача включилась случайно. Его теперь интересует лишь одно, как скоро Вы отремонтируете ему машину.

Во избежание «обидных» аварий, которые происходят из-за ошибок при работе с коробкой передач, следует внимательно отнестись к описанным в этой главе технике и тактике переключения передач.

На рисунке (1) изображена схема расположения только четырех передач, но они как раз и являются основными. О пятой передаче и о передаче заднего хода разговор будет отдельный.

Итак, Вы видите шарик на пружине, коридоры, по которым должен пройти этот шарик и пронумерованные «ямки» четырех передач. Под воздействием пружины шарик вынужден постоянно находиться в нейтральном положении в первом коридоре посередине между «ямками» третьей и четвертой передачи.

Шарик на пружине есть ничто иное, как набалдашник подпружиненного рычага переключения передач Вашего автомобиля. А что касается коридоров, то они символизируют принцип работы механизма переключения передач, который не позволяет переключать передачи по диагонали.

Как переключать передачи на автомобиле?

Первая передача

Первая передача включается следующим образом. Сначала, из нейтрального положения, преодолевая усилие пружины, шарик надо перевести налево в соседний коридор и слегка упереться в стенку.

Затем Вы передвигаете шарик вперед вдоль стенки левого коридора. Достигнув края «ямки» в конце этого коридора, шарик благополучно сваливается в эту «ямку», и у Вас получается – первая передача.

Несмотря на усилие растянутой пружины «ямка» в состоянии удерживать шарик в этом положении до тех пор, пока Вам не понадобится другая передача.

Еще раз о том, как включить первую передачу. Надо сделать два конкретных движения:

1. Налево – от нейтрального положения до стенки левого коридора, без «дикого» усилия и попытки проломить стенку;

2. Вперед – вдоль стенки левого коридора до падения шарика в «ямку» первой передачи в конце коридора.

Теперь о том, как выключить первую передачу. Если учесть, что пружина сейчас находится в растянутом состоянии, то достаточно лишь слегка подтолкнуть шарик из «ямки» назад. А дальше пружина сама проведет шарик по двум коридорам и поставит его в исходное нейтральное положение между «ямками» третьей и четвертой передачи.

Иными словами, выключается первая передача – одним конкретным, коротким, легким движением кисти руки назад.

Таким образом, мы сейчас с Вами благополучно включили и выключили первую передачу.

Вторая передача

Из нейтрального положения вторая передача включается так же, как и первая. Разница лишь в одном – шарик по левому коридору надо направить не вперед, а назад. Однако на практике водителям легковых автомобилей редко когда приходится включать вторую передачу именно из нейтрального положения, в основном вторая передача следует за первой.

Для безошибочного переключения первой передачи на вторую Вам надо выполнить три конкретных действия:

1. Слегка прижать шарик к левой стенке коридора (когда он еще находится в «ямке» первой передачи) и удерживать его около этой стенки во время последующих действий;

2. Коротким движением вытолкнуть шарик из «ямки» первой передачи в нейтральное положение в левом коридоре, не позволяя при этом пружине переместить шарик в правый коридор;

3. После кратковременной паузы в нейтральном положении 0′ провести шарик вдоль левой стенки назад до конца коридора и уронить его в «ямку» второй передачи.

Не следует переключать передачу с первой на вторую одним движением!

Причин для паузы в нейтральном положении много. Это и техническая сторона дела (работа синхронизаторов и шестеренок в коробке передач), и мгновения для планирования своих последующих действий. А самое главное, Вам необходимо изначально приучать свою правую руку к правильным действиям, поскольку все передачи должны переключаться с паузой в нейтральном положении.

Выключается вторая передача так же, как и первая, только шарик надо толкнуть не назад, а вперед. Кстати, все другие передачи выключаются таким же движением, только одни движением кисти руки вперед, а другие – назад.

Третья передача

При переключении второй передачи на третью начинающие водители очень часто допускают серьезную ошибку.

Путь «Б–В» шарик должен пройти под воздействием пружины, а не руки водителя!

Вы должны сделать не три, а всего лишь два движения с короткой паузой, отведенной для самостоятельной работы пружины.

Вот Ваши действия: короткий толчок в шарик вперед – пауза – и опять короткий толчок вперед.

«А что, трудно мне самому что ли, передвинуть шарик направо?»

Не трудно, если Вы уже «намотали» на колеса не одну тысячу километров и «набили» руку. Хотя и тогда не стоит тратить свою энергию на лишнее действие.

Если Вы хотите получить именно третью передачу, а не первую или пятую, то советую не забывать о пружине.

Четвертая передача

Это совсем просто. По основному коридору шарик надо просто перевести назад.

Правда, одна маленькая проблемка все же есть. Переводить шарик из «ямки» третьей передачи в «ямку» четвертой передачи следует не одним, а двумя движениями, с микропаузой в нейтральном положении.

Паузу в нейтральном положении необходимо делать в каждом коридоре при переключении любой передачи!

Пятая передача

Современные автомобили оборудуются пятиступенчатыми коробками передач. Пятую передачу частоназывают «повышающей». При движении с большой скоростью она позволяет двигателю работать в щадящем режиме, а водителю экономить топливо.

О тактике переключения передач мы с Вами поговорим чуть позже, а пока надо научиться включать и выключать пятую передачу.

Коридор пятой передачи выходит за пределы предыдущей схемы. Поэтому для ее включения необходимо соблюдать определенную последовательность:

1. Выталкиваем шарик из «ямки» четвертой передачи, и пружина тотчас ставит его в нейтральное положение;

2. Преодолевая встречное усилие пружины, переводим шарик в нейтральное положение, расположенное в третьем коридоре, и слегка упираемся в стенку. При этом пружина как бы выворачивается в другую сторону и будет пытаться вернуть шарик в основной коридор;

Выключается пятая передача так же, как и все другие – одним коротким движением кисти руки, лишь помогая шарику выбраться из «ямки». Дальше пружина сама ставит его в нейтральное положение между третьей и четвертой передачей в основном коридоре.

Передача заднего хода : а) слева; б) справа

У автомобилей различных марок и моделей варианты включения передачи заднего хода тоже различны. Поэтому прежде, чем внимательно изучать лежащую перед Вами книгу, имеет смысл заглянуть в заводскую инструкцию по эксплуатации Вашего конкретного автомобиля.

На отечественных автомобилях возможны два основных варианта включения передачи заднего хода: «налево – вперед» и «вниз – направо – назад» .

Что касается техники включения и выключения этой передачи, то, с учетом разговора о шарике на пружине, который мы выводили «погулять» по коридорам с «ямками», Вы теперь сможете включить и выключить любую передачу на любом автомобиле. Предварительно следует лишь узнать схему расположения «ямок» передач для конкретной машины.

Думаю, многие из вас уже успели не только теоретически овладеть вышеизложенной информацией, но и проверили все это на практике, сидя в автомобиле.

Это конечно хорошо, но есть один небольшой ехидненький вопросик: «А куда Вы смотрели, переключая передачи? Не на свою ли правую руку?»

«Ну, так. А что?» – недоуменный вопрос читателя.

Ответ будет мрачный: «Считайте, что Вы въехали в остановившуюся по середине дороги машину!»

Пока Вы увлеченно рассматривали работу своей правой руки, дорожная ситуация перед Вашей машиной несколько изменилась. И вместо того, чтобы переключать передачу, надо было тормозить!

Водитель не вправе отвлекаться от дороги, разглядывая свои руки и ноги! Вам надо лишь подумать о соответствии скорости и передачи для конкретной дорожной ситуации, а Ваша правая рука должна сама произвести все необходимые действия по замене передачи.

Поэтому Вам придется еще немного потренироваться в переключении передач, но теперь уже с закрытыми глазами! Причем «вслепую» надо научиться переключать передачи, как в восходящем порядке, так и в нисходящем.

При разгоне легкового автомобиля водитель переключает передачи последовательно: 1–2–3–4–5, а при торможении возможны различные варианты.

Варианты переключения передач в нисходящем порядке

Например, после пятой передачи может понадобиться вторая или после четвертой – первая. Иными словами, с любой высшей передачи Вам надо научиться переключаться на любую низшую, минуя промежуточные.

А сейчас закрывайте глаза, представьте в уме схему расположения «ямок» передач и «погоняйте» своей правой рукой наш «шарик» по коридорам, переключая передачи в различных комбинациях.

При переключении передач:

Не прилагайте излишних усилий.

Учитывайте самостоятельную работу пружины.

Всегда делайте паузу в нейтральном положении.

Никогда не смотрите на свои руки.

Тактика использования передач

В процессе разгона машины Вам придется переключать передачи. Это является вынужденной технической мерой, обусловленной конструкцией автомобиля.

При увеличении скорости движения двигатель машины начинает работать «на повышенных тонах». Сначала он негромко «ворчит», потом «ворчит» уже громко и недовольно, а затем «кричит во все горло» – требует следующую передачу!

Дело в том, что для каждой передачи есть определенный интервал скоростей.

Тактика переключения передач

Только учтите, этот график ни в коем случае не претендует на руководство к действию по цифрам. Здесь показана лишьнеобходимость переключения передач по мере изменения скорости. Все цифры (в графике и далее в тексте) даны только для того, чтобы Вы поняли, что невозможно использовать в этой жизни только первую или только третью передачу. Конкретные цифры для Вашего автомобиля при Вашей водительской квалификации определяются, исходя из реальных условий.

Тем не менее, любой автомобиль имеет конкретные интервалы скоростей для каждой передачи, и, наоборот, для каждой передачи существует определенный интервал скоростей. Поэтому, если Вы переходите в другой интервал скоростей, то Вам необходимо переключиться и на другую передачу.

Исходя из графика, для начала движения следует включить первую передачу. Затем, по достижении скорости, близкой к предельной для этой передачи, необходимо переключиться на следующую вышестоящую передачу.

А нельзя ли продолжить ускорение на первой передаче или, допустим, включить вторую передачу сразу же, только начав движение? Как узнать, что пора переключаться?

Ответы на все эти вопросы есть. Не вдаваясь в лишние подробности, могу сказать, что двигатель автомобиля может иметь как минимальные обороты коленчатого вала, так и максимальные. Устройство коробки передач таково, что уже на скорости около 40 км/ч (напоминаю, цифры даются приблизительно) на первой передаче двигатель развивает такие большие обороты, что всем слышно – по дороге едет «новичок». В то же время на скорости, близкой к нулю, на первой передаче автомобиль в состоянии двигаться без рывков и сотрясений.

Если у Вас включена, к примеру, третья передача, то на скорости 40 км/ч это нормально, но на скорости, близкой к нулю, автомобиль так дергается, что того гляди, рассыплется.

Запомните:

Двигатель автомобиля своим звуком (чаще ревом) и вибрациями «говорит» водителю о необходимости переключения на другую передачу.

А что получится, если мы попробуем увеличить скорость еще больше, не меняя первую передачу на вторую?

А ничего у нас не получится! Можно утопить педаль «газа» в пол, двигатель будет дико реветь, а скорость выше предельной для первой передачи не увеличится, потому что не может! Единственно, чего мы можем добиться, это поломки двигателя.

А если мы переключимся на вторую передачу, допустим, на скорости 3 км/ч?

И опять ничего хорошего из этого не выйдет. Если Вы хотели продолжить разгон, то он у Вас или вообще не получится (двигатель не в состоянии разгонять тяжелый автомобиль через маленькую шестеренку в коробке передач) или, содрогаясь всем телом, Ваша машина будет разгоняться долго и нудно. Чего добьемся? Опять же поломки двигателя или (и) агрегатов трансмиссии автомобиля.

Конечно, все эти поломки происходят не сразу, не моментально. Вы имеете возможность «поиздеваться» некоторое время над двигателем и автомобилем в целом, но потом они «обидятся» и выйдут из строя.

  • Если продолжать увеличение скорости движения, то, не дожидаясь затяжного рева двигателя (а только услышав недовольное его ворчание или самое начало рева), следует переключиться на следующую вышестоящую передачу;
  • Если скорость движения снижается, то, не дожидаясь страшных сотрясений двигателя и всего автомобиля (а только почувствовав намек на это или первые слабые подергивания), следует поменять передачу на нижестоящую.

А при необходимости значительного изменения скорости?

Что же касается «новичков», то им до «чутья» еще надо набраться некоторого опыта, с вытекающим отсюда выводом – первые сотни километров следует избегать резкого изменения скорости. А при плавном ее изменении у Вас есть определенный запас времени для того, чтобы прислушаться к двигателю и к своим собственным ощущениям, хотя и первые километры не мешало бы планировать действия по своевременному переключению передач.

«Что-то нам ничего не рассказали о хвостиках в графике на рисунке 41?» – должны были бы спросить заинтересованные читатели.

С хвостиками все очень просто. Достигнув скорости около 20 км/ч на первой передаче, двигатель своими «повышенными тонами» весьма ощутимо намекает Вам о второй передаче. Вы нажимаете педаль сцепления и отпускаете педаль газа. Затем Ваша правая рука меняет передачу с первой на вторую. Далее с помощью газа и сцепления Вы «подхватываете» машину и продолжаете движение.

А что происходит с Вашим автомобилем в тот промежуток времени, когда педаль сцепления находится внизу?

Автомобиль движется по инерции! Разумеется, запас инерции движения не бесконечен, и поэтому машина начинает терять скорость (хвостик в графике). Чем быстрее Вы «подхватите» машину газом и сцеплением, тем меньше потеряете скорость.

По мере приобретения навыков вождения хвостики в графике становятся все короче и короче, двигатель остается без нагрузки все меньше и меньше. Автогонщики в состоянии менять передачу, не теряя ни «грамма» скорости, хвостики у них практически отсутствуют.

Для «новичка» наличие этого «хвоста» – абсолютно нормальное явление. И не пытайтесь сразу от него избавиться, все равно не получится! Но в дальнейшем следует учесть, что автомобиль без связи двигателя с колесами (когда педаль сцепления находится внизу) получает слишком большую свободу и весьма неустойчив на дороге!

Движение на подъем

При движении на подъем в крутую гору только «бывалый» водитель, и то не каждый, отважится поменять передачу, например, со второй на третью.

У «новичка» (с «хвостами» из графика 41) за время, потраченное на замену передачи, автомобиль может весьма заметно потерять скорость движения, и эта замена окажется просто бессмысленной. Разогнавшись до определенной скорости, неопытный водитель хочет включить соответствующую этой скорости повышенную передачу, но неумелые действия приводят к тому, что окончательно перейти на другую передачу ему удается лишь тогда, когда скорость движения уже значительно снизилась.

Когда автомобиль движется на подъем с малой скоростью на несоответствующей этой скорости повышенной передаче, силы сопротивления движению могут спокойно остановить машину и даже заставить ее катиться назад!

А ведь были благие намерения – поберечь двигатель и ехать побыстрее, не задерживая остальных.

Нет, уж лучше мы там сзади немного послушаем рев двигателя Вашего автомобиля и будем вместе медленно ползти вверх, чем все вместе покатимся назад

Заранее готовьте подходящую передачу и не меняйте ее на подъеме.

Торможение двигателем

Давайте немного отвлечемся от движения в гору и поразмышляем о том, как понимать выражение «…рекомендуется применять торможение двигателем». Если каждый водитель поймет это выражение и будет использовать торможение двигателем в реальной жизни, то аварийность на дорогах может значительно снизиться. Да и в экзаменационных задачах постоянно спрашивают: «А как лучше тормозить?..»

Не хотелось бы углубляться в «Устройство автомобиля», но кое-что из этого предмета знать Вам все же необходимо. Попробуем обойтись принципиальной схемой силовой установки заднеприводного автомобиля в свете передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам!

Схема силовой установки заднеприводного автомобиля

После внимательного рассмотрения схемы непонятным может остаться лишь назначение коробки передач и двух дисков сцепления. Сейчас мы с этим разберемся.

Коробка передач содержит в себе набор шестеренок различного диаметра. Включая какую-либо передачу, Вы тем самым вводите в зацепление определенные пары шестеренок и связываете первичный вал коробки передач со вторичным. В результате этого связанными между собой оказываются также ведомый диск сцепления и ведущие колеса автомобиля.

Условно сцепление состоит из двух дисков. Если Вы соедините ведущий диск с ведомым, для чего необходимо отпустить педаль сцепления, то крутящий момент от коленчатого вала двигателя сможет передаваться на ведущие колеса и машина начнет двигаться. Однако устойчивое движение автомобиля возможно лишь в том случае, если Вы будете постоянно «кормить» двигатель, то есть давить на педаль «газа».

А если педаль «газа» отпустить?

Тогда двигатель прекращает отдачу крутящего момента и силы инерции движения, которые запас автомобиль, пытаются прокручивать коленчатый вал двигателя через ведущие колеса в обратном по схеме порядке. И это им удается, но с трудом.

Те из вас, кому хоть раз довелось поработать «кривым стартером» (пусковой рукояткой для запуска двигателя), знают, что не просто с трудом, а с большим трудом удается проворачивать коленчатый вал «мертвого» двигателя. Поэтому силы инерции, двигавшие автомобиль, как и силы человека, пытавшегося запустить двигатель, иссякают очень быстро. В результате многократно возросших сил сопротивления движению машина заметно теряет скорость и через некоторое время она полностью останавливается. Вот это и есть торможение двигателем.

Можно немного проще понять или, по крайней мере, почувствовать торможение двигателем, даже если у Вас сегодня только второй урок по вождению автомобиля.

Допустим, Вы включили первую передачу и начали движение. Что произойдет с машиной, если сразу после трогания с места убрать «газ»?

Правильно, скорость движения начинает активно падать, машина дергаться, а инструктор ругаться. Через несколько метров мотор заглохнет (хорошо это или плохо, будет понятно чуть позже), и машина остановится.

А что произойдет, если, прежде чем убрать «газ», сначала Вы нажмете педаль сцепления?

В этом случае машина проедет по инерции весьма значительное расстояние, в несколько раз больше, чем в предыдущем опыте!

Почему такая разница? Так Вы же разъединили два диска сцепления и тем самым отделили двигатель от ведущих колес! Теперь силы инерции не имеют сопротивления со стороны «некормленого» двигателя и могут двигать машину длительное время.

Конечно, позже машина все равно остановится, поскольку действуют и другие силы сопротивления движению (сила сопротивления качению колес, трения в подшипниках, сопротивления воздуха и пр.). Но «свободный выкат» автомобиля всегда будет в несколько раз больше, чем путь, пройденный им в процессе торможения двигателем.

Теперь пару слов о передачах. Вы знаете, что начинать движение с места надо на первой, самой «сильной» передаче. Когда машина разгонится и обеспечит себе некоторый запас инерции движения, можно переключаться на менее «сильную» вторую передачу, потом на «слабую» третью и так далее.

Передачи сохраняют свою «силу» и при торможении автомобиля двигателем. «Слабые» передачи тормозят слабо, а «сильные» – сильно.

Иными словами, переключая передачи, Вы можете регулировать интенсивность торможения двигателем. Умение подбирать передачу, необходимую для эффективного торможения двигателем в тех или иных условиях, позволит Вам избежать неприятностей в сложных дорожных ситуациях.

Движение на спуске дороги

«А на спуске-то какие могут быть проблемы? Катишься себе с горочки и катишься…» – это мысли тех, кто не знает, что на затяжных спусках может произойти полная потеря тормозов!

Во время обычного торможения исполнительные тормозные механизмы (барабаны, диски, колодки и пр.) изрядно нагреваются. Это происходит потому, что за счет сил трения в этих механизмах гасится скорость и запас инерции движения автомобиля. В окружающую среду отдается большое количество тепла, которое заметно нагревает все, что находится около тормозных механизмов.

Если отпустить педаль газа, когда машина на склоне движется «на передаче», то она будет как бы придерживаться двигателем («торможение двигателем»). При этом, чем ниже передача, тем сильнее автомобиль притормаживается. И отметьте для себя – торможение происходит без использования педали тормоза!

Если выключить передачу или просто нажать педаль сцепления, то двигатель отделяется от ведущих колес и машина получает слишком большую свободу, – она просто катится с горы, наращивая при этом скорость движения. Приходится часто тормозить, в результате чего нагрев деталей увеличивается все больше и больше. И вот как-то, при очередном нажатии на педаль тормоза, может случиться так, что педаль тормоза нажата полностью, а торможения нет!

Происходит это вследствие того, что тормозная жидкость в подводящих шлангах и трубках закипает! А дальше – школьная физика и устройство автомобиля. Пузырьки воздуха в отличие от тормозной жидкости сжимаются, вместо того чтобы передавать давление ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам. Эффективность торможения будет равна нулю до тех пор, пока многократными и быстрыми нажатиями на педаль тормоза водитель не сожмет весь воздух в трубках, шлангах и цилиндрах.

На эту тему даже существует известное выражение: «тормоза работают с третьего качка». Но в сложных дорожных условиях на эти самые «качки» как раз и не хватает времени либо расстояния.

Во избежание вышеописанных «перспектив» рекомендуется придерживаться следующих правил.

На затяжных спусках:

Не выключайте сцепление и передачу.

Используйте торможение двигателем.

Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача.

Зависимость передачи от скорости

Забудем на время о кошмарах на спуске с горы и продолжим движение по горизонтали.

После удачного старта с места и непродолжительного разгона двигатель Вашего автомобиля попросил следующую передачу. Вы переключаете первую передачу на вторую, затем опять разгоняетесь, меняете вторую передачу на третью и так далее.

Достигнув определенной скорости, Вы должны включить соответствующую этой скорости передачу. И вот тут-то начинаются известные проблемы.

«Я не буду включать четвертую передачу! Я боюсь!» – кричит «новичок» инструктору.

А чего бояться-то? Вы достигли той скорости, когда на третьей передаче двигатель Вашего автомобиля «надрывается» и просит дать ему четвертую передачу. Вам надо просто переключить шестеренки в коробке передач, при этом никто не заставляет Вас увеличивать скорость движения! Уж если чего бояться, так это скорости, а не передачи!

«Чтобы ехать побыстрее, я включу четвертую передачу!» – это тоже известное заблуждение.

Чтобы ехать «побыстрее», надо «побольше» нажать педаль «газа»! А четвертую передачу Вам придется включить, как следствие перехода в другой скоростной интервал!

«Мне говорили, что поворачивать направо надо на второй передаче!»

Какая вторая передача, если Ваша машина сейчас «подлетает» к повороту на скорости 60 км/ч! Сначала надо снизить скорость движения, чтобы она соответствовала ситуации, и уже затем менять передачу!

Известны и другие ошибочные мысли «новичков» на эту тему, но все они являются лишь частными случаями главного заблуждения.

Не скорость зависит от передачи, а наоборот – передача зависит от скорости!

Поймите и запомните – скорость движения зависит только от того, как сильно Вы давите на педаль «газа»!

Допустим, двигаясь по узкой дороге со скоростью 20 км/ч на второй передаче, Вы сделали несколько поворотов и, наконец, выехали на свободное от других машин широкое шоссе. Значит, теперь можно разогнаться и ехать побыстрее!

Так что для этого надо сделать? Включить четвертую (пятую) передачу или нажать на «газ»? Конечно же, сначала надо «накормить» двигатель, чтобы он смог разогнать машину, и лишь затем менять передачи.

Или другой пример. Со скоростью 55 км/ч на четвертой передаче, Вы подъехали к пересечению с трамвайными путями, причем состояние этого переезда нельзя назвать хорошим.

Чем Вы предпочтете заниматься? Думать о передаче или давить на тормоз? Полагаю, что сначала надо подготовить безопасную для Вашего автомобиля скорость и лишь после этого менять передачу.

Если говорить о въезде во двор, то независимо от того, какая у Вас была скорость и передача, сначала Вам надо снизить скорость до 5–10 км/ч, включить соответствующую этой скорости первую передачу, после чего можно будет приступать и к самому повороту.

Иными словами, в зависимости от изменения дорожной обстановки Вам необходимо осознанно менять скорость движения с помощью педалей «газа» и тормоза, и только, как следствие перехода в другой интервал скоростей, как вынужденная техническая мера, за этим должна следовать замена передачи!

Передача зависит от скорости, но не наоборот.

Неправильная работа рычагом переключения передач или ошибочно включенная передача (которая не соответствует скоростному интервалу в данный момент) влекут за собой как мелкие неприятности с точки зрения общей безопасности дорожного движения, так и приводят к крупным происшествиям на дороге.

Поломанный двигатель или коробка передач Вашей машины не очень сильно волнуют соседа по дороге, но когда Ваш автомобиль становится неуправляемым, то это уже затрагивает (в буквальном смысле слова) всех, кто в данный момент находится рядом с Вами.

Поймите, что в технике и тактике вождения автомобиля – мелочей нет!

Поверьте, каждая составная часть вождения или даже элемент подготовки к началу движения автомобиля являются крайне важными.

Видите, какой длинный разговор получился о «всего лишь» замене передач. Думаю, после прочтения данной главы имеет смысл сесть в машину и, не включая двигатель, потренироваться в технике переключения передач.

Если в ближайшее время Вам предстоит начать практическое вождение автомобиля, то постарайтесь часть своего сознания отдать тактике использования передач. Позже о передачах можно будет забыть вообще, поскольку у водителя «со стажем», пусть даже и с небольшим, голова в процессе переключения передач не занята. Его правая рука сама делает всю необходимую работу, доведенную до автоматизма за первые сотни километров осознанного вождения.

Когда Вы только начинаете осваивать вождение, то управлять автомобилем с механической коробкой передач (далее МКП) кажется достаточно непростым действием для новичка. Но, применив приведенные ниже советы, вы с уверенностью сможете овладеть управлением автомобилем с МКП и в дальнейшем вам будет легко управлять таким авто. На нашем блоге мы подготовили разумные и понятные инструкции "для людей" и разбор всех основных ситуаций, которые могут вызвать сложности у начинающего водителя.

Как правильно завести двигатель

Если двигатель и автомобиль в целом исправен, то надо знать всего несколько моментов, чтобы продлить срок службы авто.

  • После поворота ключа в замке зажигания, когда включилось электрооборудование, вы услышите несильное гудение, гул. Выждите 2-3 секунды, чтобы бензонасос успел подкачать топливо в двигатель. После этого заводите машину.
  • Когда вы провернули ключ, запустили стартер и двигатель завелся, сразу отпускайте ключ, чтобы не перегружать стартер.
  • Если двигатель все таки сразу не заводится, не работайте стартером более 3-х секунд. Делайте паузу и пробуйте снова.

Перед тем как заводить своего железного коня - всегда проверяйте стоит ли авто на нейтральной скорости. Если машина стоит на передаче, то при заводе произойдет рывок и можно врезаться например в бордюр или припаркованный впереди автомобиль. В результате такой забывчивости можно повредить бампер, даже не выехав на дорогу! Чтобы перестраховать себя от этой ситуации, рекомендуем водителям без опыта ставить ручной тормоз и только потом заводить машину. В зимний период стоит дополнительно перестраховаться, выжать педаль сцепления перед тем, как провернете ключ в замке зажигания. Это облегчит пуск двигателя.

Посадка за рулем


Удобство посадки за рулем очень важно, особенно если нет опыта. Зачастую из за лени в этом вопросе можно спровоцировать аварию на дороге, поскольку ваше внимание в решающий момент отвлечется на неудобное сиденье или неверно подобранную дистанцию до педалей. Отрегулируйте положения спинки сидения и расстояния до педалей, чтобы ноги легко дотягивались и выжимали их без проблем, чтобы правая рука удобно ложилась на рукоятку коробки передач. Рекомендуем приобрести дополнительную накидку на сидение, штатные варианты не всегда удобны, особенно в районе поясницы.

Начало движения

Классическая инструкция по шагам выглядит так:

  • Выжать сцепление до пола
  • Переставить рычаг на 1 передачу
  • Отпуская сцепление, постепенно нажимать акселератор, пока машина не тронется

Но главной проблемой у начинающих водителей является поиск баланса в работе сцеплением и газом. Мы предлагаем вам альтернативную методику, которая поможет вам избежать этой проблемы.

Выжмите сцепление до конца, включите первую передачу, нажмите на педаль газа до 2000 оборотов двигателя по тахометру. Далее плавно и одновременно отпускайте обе педали - газа и сцепления. Автомобиль начнет движение. Сразу же жмите на газ, чтобы двигатель не заглох. В этой технике педали движутся синхронно и проблемы балланса газа не возникает.


Переключение передач

Высшая передача

Инструкция по шагам:

  • Полностью отпустить педаль газа
  • Выдавить сцепление
  • Не отпуская педаль, перевести рычаг в нейтральное положение
  • Поставить следующую передачу
  • Медленно отпустить сцепление

Не забывайте отпускать газ до конца. Эта ошибка часто встречается даже у водителей со стажем.
Также всегда выжимайте сцепление до конца при переключении передач. В противном случае вы столкнетесь с повышенным износом и скорой заменой дисков сцепления.

Низшая передача

  • Полностью отпустить газ
  • Выжать сцепление
  • Перевести рычаг на одну передачу вниз
  • Дождаться падения скорости от начальной примерно на 10-20 км/ч
  • Отпустить сцепление

При переключении на более низкую передачу сцепление надо отпускать медленно, чтобы избежать перегрузки КПП и рывка машины.

Переключение при обгоне

Достаточно выжать педаль акселератора и набрать скорость, обойдя другой автомобиль. Складываются ситуации, когда поступать подобным образом не удается, так как стрелка тахометра слишком быстро приближается к пороговым показателям.

Чтобы получить дополнительные возможности для маневра переключайте передачи заранее.

  • Набрать скорость, совпадающую с машиной впереди и подтянуться к ней поближе
  • Переключить скорость на повышенную
  • Выйти на обгон, предварительно убедившись в отсутствии встречного и попутного транспорта
  • Выжать акселератор, совершить обгон и перестроиться в свою полосу

Перед выездом на полосу обгона всегда сначала смотрите в левое зеркало, убедившись что никто не начал обгон раньше вас. Новички часто сосредотачивают внимание на ситуации впереди, забывая контролировать движение сзади.


Экстренное торможение

Экстренное торможение - сложный маневр, которому не обучат во время подготовки к экзаменам на получение водительских прав.

  • Резко выжимая педаль тормоза, одновременно до пола выдавить сцепление
  • Сцепление отпускается в момент полной остановки


Какая передача на какой скорости?

Существуют стандартные показатели:

  • С 1 на 2 - 20 км/ч
  • Со 2 на 3 - 40 км/ч
  • С 3 на 4 - 60 км/ч
  • С 4 на 5 - 90 км/ч

Но к этим цифрам нельзя относиться однозначно. Данные напрямую зависят от мощности двигателя автомобиля. В некоторых случаях стрелка спидометра быстро отмеряет скорость, поэтому уже на 2-й скорости можно добраться до 70 км/ч за несколько секунд.

Старайтесь определять момент, когда надо переключаться, на слух. Это не так сложно как кажется. Уже через полгода опыта вождения вы вполне можете этим овладеть. Также всегда, когда позволяет дорожная ситуация, выбирайте более высокую передачу. Это позволит сохранть бензин и ресурс двигателя. Ни к чему перегружать двигатель повышенными оборотами, если для этого нет причин.

Научитесь пользоваться тахометром

В общем случае для переключения скорости на одну выше надо увеличить обороты двигателя на 500-1000 по тахометру. После переключения вы увидите, что значение на тахометре понизилось примерно на 500 оборотов.

На циферблате отмечена область, в которую стрелка попадать не должна. В этот момент двигатель начинает перегреваться, что приводит к быстрому износу деталей.


Отучитесь засматриваться на спидометр. Бросайте на приборы лишь короткие взгляды, уделяя основное внимание дороге впереди, также не забывайте про зеркала. Водитель должен понимать дорожную ситуацию на 360 градусов.

Двигатель заглох на склоне


Если двигатель заглох на подъеме, то здесь уже нужно уметь одновременно задействовать три элемента для того, чтобы продолжить движение вперед и не скатиться вниз. Нужно применить ручной тормоз, включить первую передачу и постепенно нажимая на газ, убедиться, что количество оборотов двигателя составляет более 2000. После этих несложных махинаций можно снять ручник, чтобы автомобиль начал движение вверх.

Есть другой вариант, который применяют более опытные водители. Во время остановки на подъеме зажмите основной тормоз ногой и выжмите сцепление. В момент, когда надо трогаться - быстро уберите правую ногу с тормоза и выжмите газ чуть сильнее, чем при начале движения на ровной поверхности. После чего без промедления но плавно отпускайте газ вместе со сцеплением, пока машина не начнет движение. Далее сразу жмите газ. После небольшой тренировки на учебной горке вы несомненно освоите этот прием.

Парковка на склоне


Когда поездка завершена и машина остановилась в любом случае активизируйте ручной тормоз. Это особенно важно, если машина припаркована на склоне.

Если склон крутой, ручник может не справиться с силой тяжести, вы опасаетесь что машина поедет пока вас не будет рядом или вы отвлечетесь - ставьте машину на первую передачу и, заглушив двигатель, оставляйте. Эта простая хитрость позволит припарковать автомобиль даже на крутых горках.

Неплохим вариантом будет также иметь с собой пару противооткатных упоров, например деревянных чурбаков треугольной формы. Можно подсунуть их под колеса для дополнительной страховки.

Движение задним ходом


Когда вы собрались двигаться задним ходом - обязательно полностью остановите движение машины вперед перед включением рукоятки коробки передач на заднюю. Зачастую водители, освоившись с переключением передач, торопятся и, не дав автомобилю остановиться до конца, например в трехэтапном развороте, быстро включают заднюю передачу и дают газ чтобы ехать назад. Такие действия могут серьезно повредить коробку передач - так, что без ремонта машина не сможет больше эксплуатироваться. Нам известен не один такой случай.
Помните что залог безопасности - отсутствие спешки. Не зря гласит народная мудрость - тише едешь - дальше будешь!

Движение под горку


При движении под горку не стоит включать нейтральную передачу и катиться как простая телега, экономя бензин. Это существенно ослабит устойчивость машины и контроль дороги. Если вам надо замедлить движение под горку - попробуйте прием профессионалов, постепенно переключайтесь на более низкие передачи, это будет вызывать так называемое торможение двигателем и существенное замедление машины. Но действуйте аккуратно, соразмеряйте скорость и передачу, чтобы не повредить КПП.

Итак, это свод простых, но действенных советов для начинающих водителей, которым предстоит управлять автомобилем с механической коробкой передач. Помните, навыки приходят со временем и практикой. Практикуйтесь и все у вас получится.

Скользкая дорога


Если дорога скользкая, после дождя или в зимний период, помните что тормозной путь будет увеличен, надо держать большую дистанцию в потоке машин, тормозить надо плавно, чтобы избежать потери устойчивости машины на дороге. Также полезно знать, что наиболее скользкой дорога является в первые 15-30 минут после начала дождя, когда грязь поднимается водой над асфальтом и создает пленку, мешающую сцеплению колес с дорожным полотном. Позже она смывается потоками воды, если дождь достаточно сильный.

Надеемся, наши советы помогут вам научиться хорошо управлять автомобилем на механнике и освоить грамотное переключение скоростей. Постоянно практикуйтесь, чтобы научиться справляться с различными маневрами. Пусть некоторые из них выглядят сложными и непредсказуемыми, но аккуратность и расчетливость всегда гарантирует нужный результат. Практикуйтесь и все у вас получится.