Какая машина была у гитлера. Герр "ауди" и любимый автомобиль гитлера. Новый комментарий

Всех диктаторов в мире объединяет две вещи – кровожадность и любовь к хорошим автомобилям. Разница лишь в том, что одни честно признают свою слабость. А другие лицемерно прикрываются официальными декларациями, в которых уверяют, что ездят исключительно на старых «Жигулях». Тогда как на самом деле передвигаются на люксовых авто.

Например, президент Беларуси не скрывает, что ему принадлежит люксовое авто. А вот его коллега из России Владимир Путин в декларации о доходах уверяет, что в его собственности только три старых советских автомобиля да еще какой-то прицеп. Хотя сам неоднократно был замечен на роскошной немецкой машине.

В целом сегодня «вожди народов» не очень-то любят автомобили, которые делает этот самый народ. И в основном отечественному автопрому предпочитают британский, немецкий и итальянский.

Итак, ниже — автомобили самых известных диктаторов в мире.

Автомобили диктаторов

Адольф Гитлер

Главнокомандующий нацистской Германии (1941 – 1945 гг.)

Автомобиль диктатора

У Гитлера было несколько автомобилей. Но самым любимым его авто считается Mercedes 770, который носил неофициальное название «Большой Мерседес». В конце 1930-х Mercedes стал самым популярным автомобильным брендом у немецких нацистов. И такие автомобили покупали себе многие высокопоставленные чины Вермахта.

Бенито Муссолини


Премьер-министр Италии (1922 – 1943 гг.)

Автомобиль диктатора

Лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини, как и его союзник Гитлер, предпочитал отечественный автопром. Диктатор ездил на Alfa Romeo 6C. У этого автомобиля интересная история. После войны он достался американскому майору, который служил в Италии.

Потом военный отправил «Альфу» к себе в Нью-Йорк, где его семья каталась на «фашистском» авто, пока она не поломалась. И ее бросили гнить в гараже.

Об авто вспомнили лишь в 1970 году, когда его за $300 купил местный учитель и выяснил, что это именно то авто, на котором ездил Муссолини.

Иосиф Сталин


Руководитель СССР (1930 – 1953 гг.)

Автомобиль диктатора

Самым роскошным автомобилем в автопарке Иосифа Сталина был американский лимузин Packard Twelve. Машину диктатору в 1935 году подарил посол США. На тот момент это был самый совершенный семиместный автомобиль.

Изначально Packard был выкрашен в белый цвет. Но как только авто доставили в Москву, большевики тут же адаптировали его к советской реальности, перекрасив в черный.

На автомобиле был установлен 8,2-литровый мотор, мощностью 155 л. с. Лимузин мог разогнаться до 130 км в час.

Фидель Кастро


Руководитель Кубы (1959 – 2008 гг.)

Автомобиль диктатора

В коллекции у Фиделя Кастро много интересных машин. Но, пожалуй, самая уникальная — Rolls-Royce Phantom I 1926 года – автомобиль с которого началась новая история британского бренда.

Журналисты также утверждают, что в гараже Кастро стоит старенькая Chevrolet Impala, которая когда-то принадлежала легендарному команданте кубинской революции Эрнесто Че Геваре.

Саддам Хусейн


Пятый президент Ирака (1979 – 2003 гг.)

Автомобиль диктатора

После свержения Саддама Хусейна в его гараже были найдены автомобили на десятки миллионов долларов. Правда, после войны не все уцелели.

Одним из самых роскошных авто в гараже диктатора был Mercedes Benz 600 Landaulet 1978 года. В семидесятые это был несравненный по премиальности и цене автомобиль. Им владели только главы государств, самые богатые бизнесмены и звезды первого эшелона, такие как Элвис Пресли и Джон Леннон.

Муаммар Каддафи


Руководитель Ливии (1969 – 2001 гг.)

Автомобиль диктатора : Saroukh el-Jamahiriya

Saroukh el-Jamahiriya был разработан итальянской компаний TESCO специально для Муаммара Каддафи. В окружении полковника утверждали, что дизайном авто занимался сам диктатор. Одним из его главных условий при разработке авто было использование материалов, производимых в Ливии.

Под капотом у Saroukh трехлитровый двигатель мощностью 230 лошадиных сил. Весьма скромно, как для диктатора.

Ким Чен Ир


Руководитель Северной Кореи (1994 – 2011 гг.)

Автомобиль диктатора : Mercedes-Maybach S600 Pullman

Ким Чен Ир, как и его соратники по кровавым коммунистическим режимам, пытался быть поближе к народу, но любовь к роскошным авто этому мешала – в Северной Корее умеют превращать людей в послушное стадо, но не умеют делать хороших машин. Поэтому приходилось пользоваться достижениями ненавистного «загнивающего» запада.

Любимый автомобиль Ким Чен Ира – Mercedes- Maybach S600 Pullman. В целом журналисты оценивали его коллекцию люксовых авто в $20 млн.

Александр Лукашенко


Президент Беларуси

Автомобиль диктатора : Maybach 57 (или 62)

О том, что Александр Лукашенко ездит на роскошном автомобили, стало известно несколько лет назад. Журналисты подловили его в Минске на Maybach. Правда, информация о конкретной модели в прессе неоднозначная. Одни говорят, что это Maybach 57 (как на фото). Другие — 62.

Сам «бацька» белорусского народа не стал скрывать, что автомобиль принадлежит именно ему. Но президент Беларуси так и не смог внятно объяснить, откуда он у него взялся. Просто сказал, что подарил какой-то российский бизнесмен.

Владимир Путин


Президент России

Автомобиль диктатора

Владимир Путин – один из тех лицемерных лидеров, кто пытается показать, что он близок к народу, а на самом деле живет, как классический миллиардер. По декларации у вождя населения России две старые «Волги», «Нива» и прицеп. На самом же деле Путин передвигается на роскошном Mercedes-Maybach Pullman.

12 октября 1868 г. родился Август Хорьх – один из патриархов не только немецкой, а, пожалуй, и мировой автомобильной промышленности.

Конец XIX века. Старые добрые времена... В 1898 г. 30-летний механик Август Хорьх еще работал на предприятии знаменитого Бенца в Манхайме – того самого Бенца, который 1885 г. сконструировал первый в мире автомобиль (больше похожий на трехколесный велосипед с моторчиком) под маркой "Benz", c четырехпоршневым 0,75-сильным двигателем внутреннего сгорания, развивавшим скорость аж в 10 миль (16 км/час). Бенцу в 1898 г. было 54.

Но на то они и основоположники, дабы долго и мощно раскручиваться. И вот критическая масса, наконец, набрана: восхождение на Олимп началось. Уже через 3 года Хорьх основал предприятие под своим именем в Кельне и стал выпускать спортивные автомобили с табличкой на радиаторе в виде буквы "Н", увенчанной короной с расшифровкой: "HoRcH". К началу 1903 г. он настолько "раскрутился", что занялся поисками нового места для завода и вскоре остановился на городке Цвикау. С тех пор там стали выпускать очень приличные спортивные автомобили под маркой "Хорьх" – которые, однако, в бюргерской Германии продавались не очень хорошо. Лишь к 1914 г. компания, носящее имя Августа Хорьха, стала пользоваться заслуженной популярностью, но сам он к тому времени ее уже покинул. Дело в том, что еще в 1904 г. компания была преобразована в акционерное общество, однако Хорьх не хотел признавать того, что это означало наступление нового времени. Как технический директор он теперь обязан был давать отчет наблюдательному совету. На этой почве возникли разногласия между ним и коммерческой дирекцией Horch-Werke AG, и в июне 1909 г. Хорьх ушел из основанной им и названной его именем компании.

Дело даже дошло до суда, по решению которого он уже не мог основать новое предприятие с таким же названием. Но Хорьх гениально выкрутился: перевел свою фамилию на латынь, и так на свет появилась еще одна знаменитая фирма – Audi (по-немецки "horch" означает "послушай", а на латыни это звучит, соответственно, как "audi".)

Первый автомобиль новой компании назывался "Ауди Б". Он был выпущен в 1910 г. и сразу завоевал большую популярность – может быть потому, что уже считался по своим характеристикам не только спортивным, но и прогулочным автомобилем (стал более комфортным). Надо сказать, что, по большому счету, первые автомобили все были спортивные – в смысле установления все новых рекордов скорости, мощности мотора, езды без поломок и так далее. Как правило, в первых автогонках принимали участие сами конструкторы, и если они выигрывали, автомобили автоматически становились фаворитами продаж. Так было и с Хорьхом. В 1911 г. он выиграл автогонки в Альпах, не получив не одного штрафного очка. А его автомобилем была модификация "типа Б" с объемом двигателя 2600 куб.см, получившее название "Ауди Альпензигер" ("победитель в Альпах"). Год спустя, на гребне продаж, появилась еще одна модификация "типа Б", уже с объемом двигателя 35 "лошадок". Максимальная скорость нового авто могла сравниться со средней сегодня: 43 мили в час (70 км/час).

Дела шли хорошо, но все поломала Первая мировая война. В 20-е годы некогда процветающая фирма Audi оказалась на грани банкротства. Надо признать, что Хорьх был, прежде всего, гениальный конструктор, но совсем не такой хороший бизнесмен. В 1928 г. владельцем Audi стал Йорген Скафте Расмуссен... А в 1932 г. фирма Horch, уже не имевшая отношения к своему отцу-основателю, представила на рынок великолепный представительский автомобиль (при этом с характерным налетом спортивности): "Хорьх В12". Это был автомобиль класса "люкс". Он комплектовался 12-цилиндровым V-образным двигателем с верхнерасположенными клапанами и при мощности двигателя в 120 л. с. за минуту развивал скорость до 90 миль в час (145 км/час). А всего было выпущено 80 моделей это уникальной машины.

Кстати, именно "Хорьх" был любимым автомобилем Гитлера, хотя высшие фашистские чины предпочитали ездить на "Мерседес-Бенц 770". Этот "Мерс" весил 4,5 т, в длину был свыше 6 м, а скорость развивал 160 км/час!

В 1935 г. Audi, Vanderer и Horch объединились, чтобы выжить, в одну компанию – Auto Union. История же Horch закончилась после победы над нацисткой Германией в 1945 году. Предприятие оказалось в зоне советской оккупации, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда в 1956 г. одна из моделей "Хорьха" – "Sachsenring" – на очень короткое время появилась на рынке.

Намного лучше все было у Audi. После войны все партнеры по Auto Union были национализированы и преобразованы в подразделение "Объединение народных предприятий по выпуску автомобилей", расформированное в 1949 году. Компания Audi обрела новое дыхание благодаря вливанию в него большого количества акций Mercedes-Benz. Название "Ауди" не применялось до 1965 г., пока контрольный пакет акций не перешел к другому автомобильному гиганту – Volkswagen. Автомобили марки "Ауди" на какое-то время стали более "народными", но потом опять началась тенденция к возрождению знаменитого спортивного стиля, заложенного еще Августом Хорьхом.

Но Август Хорьх этого уже не увидел. Он умер 5 февраля 1951 г. в возрасте 83 лет и был похоронен в своей родной деревне Виннинген.

Удивительная находка сделана на Балтийской косе осенью 2004 года. Около погранзаставы «следопыты» обнаружили останки легковой машины. Они были разбросаны в радиусе нескольких десятков метров и слегка присыпаны землей.

Внимательно изучив металлические фрагменты и сравнив с архивными фотографиями, «охотники за сокровищами Третьего рейха» поняли: перед ними все, что осталось от знаменитой служебной машины Адольфа Гитлера, на которой он катался в ставке «Вольфшанце» в 1943-1944 годах.

Тайна блиндажа

Из хорошо сохранившихся деталей нам достались колесный колпак с остатками черного обвода вокруг «мерседесовской» эмблемы, два декоративных обода на колесные диски и дверная ручка с замком… Остальное уже ушло в частные коллекции России и Германии.

«Черный копатель» Алексей (фамилию по его просьбе называть не будем) делится впечатлениями:

В тот день мы работали у самого кордона, под носом у пограничников. Нелегально. Разрешения нам никто не давал. Потому что пропуск на раскопки в этой зоне мы в жизни бы не получили. Хоть к самому шефу ФСБ в Москве обращайся… Старались не шуметь, чтобы не привлекать внимание. Нас интересовало, главным образом, оружие или его фрагменты.

Различные военные регалии - ордена, медали, нашивки, жетоны «смертников». Все это необыкновенно ценится среди немецких и московских коллекционеров, которым мы продаем свои находки. Так вот, с помощью металлоискателя мы обследовали местность возле полузасыпанного блиндажа. От него тянулись два заросших окопа. Чуть поодаль - старая воронка. Или от бомбы, или от снаряда. Довольно глубокая.

Почти сразу в наушниках раздалось пронзительное пищание. Ясно, здесь покоится что-то большое. Стали откапывать. Увы, всего проржавевшая канистра для бензина с еле различимой надписью на боку: «Wehrmacht 20 L». Потом нашли еще две каких-то железки. Для нас интереса они не представляли. Когда стали «прощупывать» землю возле воронки, нас ожидало множество находок. Фляги, противогазные коробки, штык-нож. А затем - просто целый каскад сюрпризов.

Под ногами вся земля «пищала». Скоро стало ясно, что все это - части и фрагменты какого-то автомобиля. Похоже, в него попала бомба, разметав взрывом части кузова в радиусе десятков метров.

Через некоторое время мы поняли: автомобиль был легковой, но очень большой по размерам, и, скорее всего, с кузовом кабриолет. То есть с мягким верхом. Потому что большой цельнометаллической крыши мы так нигде и не нашли.

Показать это место мы не можем - пока не обследовали засыпанный блиндаж. Надеемся найти еще что-нибудь интересное… Ведь рядом стояла машина Гитлера!

Ручка и колпак

Рассматриваем находки, принесенные «черными копателями». То, что это запчасти от «Мерседеса» - никакого сомнения. На слегка поблекшем от времени никелированном колпаке с черной окантовкой хорошо видна знакомая трехлучевая звезда. Точно, «Мерседес»... Но какой? В конце 30-х годов прошлого столетия их выпускали множество - 7 типоразмеров, десятки всевозможных модификаций. Так что определить модель «Мерседеса» по ручке и колпаку довольно непросто. Но попробуем...

Взять хотя бы дверную ручку. Судя по характерному расположению штока - правая. Внизу - замок и замочная скважина. Вероятно, это ручка водительской передней дверцы. Оттянув рукоятку - она на пружинках (что удивительно, механизм отменно действует до сих пор) - можно посмотреть, как эта хитроумная штуковина работает. Да, сейчас так не делают…

Хромированное покрытие кое-где сохранилось. Местами силуминовая деталь изъедена коррозией. Все-таки в земле пролежала шестьдесят лет.

Памятуя о словах «черного копателя» Алексея («очень большая, скорее всего открытая машина»), обращаемся к монографии Яна Мелина «Гросс-Мерседесы».

Что такое «Гросс-Мерседесы»? Эти машины выпускались небольшими партиями. Обслуживали, главным образом, верхушку Третьего рейха. Оснащались великолепными 12-цилиндровыми движками с нагнетателями «Рутс». И стоили раз в тридцать дороже обыкновенной массовой малолитражки. Не машина - шедевр.

Выпустили их всего 88 штук. О местонахождении каждой из них сейчас доподлинно известно почти все. Потому что аукционная цена каждого изделия теперь зашкаливает за миллион евро. Летопись этих легендарных машин ведут профессиональные историки, энтузиасты-коллекционеры, архивариусы компании «Даймлер-Бенц».

Известно, что несколько образцов этих автореликвий погибло в Берлине под развалинами рейхсканцелярии в мае 1945 года. Штук 10 после войны попали в Советский Союз. Еще столько же увезли за океан предприимчивые янки. Дюжина «Гроссов» сейчас экспонируется во многих странах мира. Несколько машин числится без вести пропавшими…

Книга Мелина - самый полный каталог машин этого класса. Листаю страницы дальше. Кузов имеет заводское обозначение W-150. Модель производилась с 1938 по 1943 годы. Пик выпуска пришелся на 1939 год, когда из заводских ворот предприятия в Зидельфингене выехали 44 автомобиля: пульман-лимузины, кабриолеты «F» и седаны.

Тщательно изучаю фотографии. Рассматриваю фрагменты автомобилей с увеличительным стеклом. Здесь важна каждая деталь. Удивительное дело, но ТАКИХ ручек ни на одном «сто пятидесятом» кузове нет. Они принципиально другие.

На всех «Гросс-Мерседесах», чтобы открыть дверь, ручку надо повернуть вниз. Они работают в точности как на старых советских грузовиках «ЗИЛ» и «ГАЗ» или на современных «УАЗиках». А лежащая передо мной ручка - «отжимного» действия. Такие устанавливались когда-то на «Победах» и «ЗИМах». И еще один штрих: характерная полукруглая скоба «копытцем», в которую «вписали» дверной замок с замочной скважиной.

«Копытца» для фюрера

Есть! Нашел! Вот точно такие же дверные ручки с «копытцем». Но устанавливались они лишь на спецмашинах с бронированными кузовами, которые заказывала рейхсканцелярия. Больше никаких подробностей в книге Мелина я не обнаружил.

Что касается особенной конструкции ручки, то, скорее всего, она была сделана так в целях безопасности. Даже если шальной пулей или осколком сорвет ручку, то сам замок останется целым и невредимым. Дверь можно будет легко закрыть на ключ и без проблем отомкнуть.

А теперь про спецзаказ. Итак, 17 сентября 1943 года на завод приходит заявка на изготовление 10 бронированных автомобилей. Однако по непонятным причинам машин изготовили всего 7. Из них: 6 - четырехдверных седанов и всего ОДИН (всего один!) туренваген.

Туренваген - по немецкой классификации - большая семиместная машина со складывающимся верхом. Стеклянной перегородки за сиденьем водителя она не имела. Кстати, именно туренвагенам Гитлер и отдавал особое предпочтение. Ибо обожал ездить рядом с шофером. И считал, что лимузины с отделенным от водителя салоном - пережитки буржуазного строя.

Однако прокатившаяся по рейху череда покушений на фюрера заставила службу безопасности предпринять необходимые меры и, насколько возможно, защитить броней некоторые части открытого кузова «Гросс-Мерседеса».

На машину установили пуленепробиваемые стекла толщиной 40 мм. В дверях поставили 3-миллиметровые металлические листы. А к полу прикрутили стальные крупповские плиты (6 миллиметров толщиной), способные защитить седоков от взрыва малой противотанковой мины. Хотя, если разобраться, и тогда подобная защита смысла особого не имела. Достаточно шарахнуть фаустпатроном по туренвагену сверху - и пассажиры престижного «экипажа» мигом превратятся в суповой набор…

Броневик с «ушами»

По данным Мелина, единственный в подобной комплектации бронированный туренваген был изготовлен в конце 1943 года. На многочисленных снимках, сделанных в 1943 году на заводской территории, отлично просматриваются характерные дверные ручки и колесные колпаки с четкой окантовкой.

Еще одна характерная деталь. На туренвагене последней серии почему-то установили подфарники старого образца, которые применялись на машинах конца 20-х годов. Они не были интегрированными в переднее крыло, а стояли торчком, как уши. Почему, сказать сложно. Может, на заводских складах в 1943 году не нашлось подходящей оптики?

Или, возможно, «уши» поставили специально - для лучшего освещения дороги. В условиях светомаскировки, например.

Туренваген со «стоячими» подфарниками попадается на фотографиях в книге Мелина дважды: в сборочном цехе и во время поездки этой же самой машины по разбомбленному Кенигсбергу (значит, он все же попал в Восточную Пруссию и вполне мог закончить свой путь на Балтийской косе) осенью 1944 года.

Кстати, упоминаемый нами туренваген не имеет ничего общего с «Мерсами», на которых катался Адольф на своих празненствах и парадах в Берлине. Хотя внешне они немного похожи. В «парадной» машине было преду­смотрено место, где фюрер мог стоять в полный рост. Соответственно, в салоне имелись небольшие поручни.

КПП оборудовалось «ползущей» передачей специально для движения на малых скоростях (до 5-6 километров в час). А двигатель, чтобы не перегревался, комплектовался системой охлаждения увеличенной емкости.

Туренваген - автомобиль для совершенно иных целей. Его максимально приспособили для дальних поездок. Кстати, он развивал скорость до 180 километров в час и имел запас хода, позволявший без дозаправки преодолевать расстояние от Берлина до Кёнигсберга…

Далее в каталоге Мелина указывается, что туренваген Гитлера получил заводской номер 10 150 003. Правда, автор делает оговорку, что с номерами, которые присваивались «Гросс-Мерседесам» в 1943 году, творится какая-то чехарда (это в бюрократическом-то рейхе!). Мол, в регистрационных книгах значатся машины, которые никогда не выходили из заводских ворот. В то время как реально изготовленные лимузины, сохранившиеся до сих пор, почему-то имеют номера, в каталогах не присутствующие. Загадка да и только...

Хотя известно и другое. В 1945-м, после очередной бомбардировки был разрушен цех в Зиндельфингене, где собирали бронированные «Мерседесы». Почти вся документация погибла.

«Телефункен» на дембель

Как «Мерседес» с заводским номером 10 150 003 мог попасть в конце войны на Балтийскую косу?

В 1942-м, 1943-м и 1944 годах Гитлер частенько наведывался в свою ставку «Вольфшанце» («Волчье логово»), расположенную в нескольких километрах от города Растенбург (всего в часе езды от Кёнигсберга). Для обслуживания рейхсканцлера в гараже ставки постоянно находилось несколько автомобилей.

Например, трехмостовый внедорожник «Мерседес» G-класса. Еще бронированный пульман-лимузин. (Эта машина известна тем, что осенью 1944 года по ней стреляли английские диверсанты - пульманом фюрера воспользовался гауляйтер Эрих Кох, чтобы добраться из Растенбурга в свое поместье под Кёнигсбергом.)

В гараже постоянно находилось и несколько «Мерседесов» со складывающимся верхом - кабриолеты и туренвагены.

Вероятнее всего, при продвижении линии фронта все дальше и дальше на запад администрация «Вольфшанце» не смогла (а может, и не посчитала нужным) эвакуировать машины фюрера в Берлин.

Вначале автомобили перевезли в Кёнигсберг. Потом в Пиллау. Ну а затем, когда советские войска стали интенсивно продвигаться по Замландскому полуострову, машины Гитлера были переправлены через пролив на Фрише Нерунг (Балтийскую косу). Там-то, видно, «Мерседес» Гитлера и нашел свое последнее пристанище - возле штабного блиндажа. В машину угодила бомба…

Но даже если бы она уцелела, легко представить, как бойцы-победители срезали с кресел туренвагена куски натуральной кожи, чтобы сшить потом себе отпадные хромачи и щегольнуть обновкой на дембель. Автобатовцы, скорее всего, поскручивали бы с машины все, что только можно: шланги, трубки, гайки, подшипники. А начальникам, видать, достались бы самые лакомые куски: лучший в то время ламповый радиоприемник «Телефункен» и электрические часы фирмы «VDO»…

И сейчас судьба останков машины Гитлера окутана тайной. Колпак и дверную ручку со знаменитого туренвагена за приличную сумму перекупил известный в Калининграде коллекционер авто старины Владимир Медведев - и даже поделился c журналистами «МОТОРА» выставить эти реликвии на знаменитом аукционе Сотби.




Одни предпочитали огромные бронированные лимузины, другие — спортивные купе и агрессивно-стильные кабриолеты. Например, известный нацистский деятель Италии Бенито Муссолини был страстно влюблен в Alfa-Romeo ярко-красного цвета, приберегая представительную и респектабельную Isotta-Fraschini лишь для официальных выездов. Чего не скажешь о его «партайгеноссе» - немецких национал-социалистах во главе с самим фюрером - Адольфом Гитлером. Которые предпочитали легкомысленным итальянским хитам немецкую мощь и имперскую стать Mercedes-Benz…

Примечательно, что свой самый первый автомобиль - пульман-кабриолет Mercedes-Benz 630 - пришедший к власти Адольф Гитлер отобрал у бывшего президента Германской республики Гинденбурга. Однако в 1934 году в модельном ряду знаменитого концерна появился вездеход, созданный для нужд рейхсвера, и Главнокомандующий Адольф Гитлер заинтересовался этим огромным трехосным авто с открытым шестиместным кузовом.

Примечательно, что вооруженные силы Германии отказались от этого автомобиля - он был слишком «прожорливым» и дорогим в обслуживании для обычного военного автомобиля. Однако трехосный Mercedes G4 в кузове W31 приглянулся рейхсканцелярии и вскоре стал использоваться нацистскими руководителями для разнообразных целей: его частенько гоняли на маневры, в прифронтовую полосу и на парады.

Особенно нравился «товарищам по партии» характерный вид роскошного автомобиля, совмещающего в себе роскошь представительского лимузина внешние данные бывалого «вояки», что играло на пользу имиджу Гитлера как военного руководителя страны. Для фюрера был создан эксклюзивный экземпляр, оборудованный специальной подставкой под ноги и поднятым на 13 сантиметров передним пассажирским сиденьем. В колонне всегда следовало несколько автомобилей, однако только на автомобиле фюрера имелось возвышение и специальный личный «штандарт присутствия». На этом автомобиле Главнокомандующий въехал в занятую нацистами Вену, посещал маневры и участки, на которых велись боевые действия. Правда, после удачного покушения на гауляйтера Протектората Богемии и Моравии Гейдриха, убитого в Чехословакии в начале 1942 года, большинство G4 все же приобрело бронированные кузова и пулестойкие покрышки - как и остальные члены партийной верхушки Третьего Рейха, Адольф Гитлер панически боялся покушений...

Однако трехосный вездеход не вполне соответствовал имиджу всенародно любимого вождя, и в 1936 году военный вездеход сменил шикарный кабриолет Mercedes-Benz 770 K. Эта машина имела несколько неофициальных названий, среди которых - звучное «Überauto» - «сверхавтомобиль», «Kaiserwagen» - «кайзеромобиль» или «Grosser Mercedes» - «Великий Мерседес».

Именно это средство передвижение верхушка Третьего Рейха выбрала в качестве своего «официального» автомобиля - всего в период с 1933 по 1938 год на заводах немецкой автомобильной компании их было построено 117 штук. Grosser Mercedes был самой престижной, мощной и дорогой моделью компании: Mercedes-Benz 770 с двигателем объемом 7,7 л. в кузове W 07 был даже представлен весной 1935 года на выставке в Париже как высшее достижение немецкой конструкторской и дизайнерской мысли.

Автомобиль Гитлера был практически таким же, как и остальные 26 фаэтонов, заказанных для рейхсканцелярии, однако таковым он был только снаружи. Автомобиль фюрера имел увеличенный бензобак, бронированные боковые панели кузова и дверей, многосекционные камерах колес, позволяющие продлевать движение при простреленном колесе, приставных бронированных окошках в алюминиевых рамках, используемых вместе с тентом на случай непогоды. Вес некоторых из бронированных версий 770 достигал 5400 кг. Особенно тяжелые автомобили оснащали двигателем с двумя компрессорами, мощность которых доходила почти до 400 л.с. К моменту завершения производства бронированных лимузинов в 1943 году их было построено 88 экземпляров - примечательно, что немецким водителям, обслуживающим эти машины, категорически воспрещалось ездить со скоростью более 80 км/ч - во избежание чрезмерной нагрузки на двигатель и тормоза.

Автомобиль, имевший длину шесть метров, весил 5,5 тонн: двери, щит передка, спинка заднего сидения и пол кузова были защищены броневыми листами, толщина которых местами достигала 18 мм. Кожухи боковых запасок и диски всех колес изготовлялись из броневой стали, а пулестойкие стекла имели толщину 40 мм. Все двери роскошного автомобиля были снабжены электромагнитными замками, открыть которые можно было только из салона при помощи особого механизма. Для защиты находящихся в автомобиле лиц предназначалось и стрелковое автоматическое оружие, размещенное в специальных кобурах - примечательно, что среди «средств самообороны» в машине фюрера присутствовал даже ручной пулемет! Фары и прожекторы-искатели, которыми во множестве была оборудована машина, имели заведомо избыточную мощность. Предполагалось, что с их помощью во время возможного преследования можно будет ослепить врага. В конструкции автомобиля предусматривались также специальные выдвижные подножки для телохранителей - мобильный отряд сопровождения еще до начла Второй Мировой составлял 18 человек. Этот автомобиль может по праву считаться «автомобилем Гитлера»: он сопровождал вождя Единой Германии повсюду и именно на нем Гитлер планировал принимать парад в побежденной Москве.

Многим сторонникам нацистской идеи импонировало то, что вовремя парадов Гитлер стоял в открытой машине. На самом же деле на нем почти всегда был надет плащ, пропитанный специальным антивоспламеняющимся раствором, а фуражка, покрывавшая голову вождя Великой Германии, имела козырек, тулью и околыш со встроенными металлическими пластинами весом 1,5 килограмма на случай внезапного выстрела из толпы. Для повседневных тайных поездок Гитлера был приобретен и закрытый бронированный «770-й», внешне не отличавшийся от обычного пульман-лимузина. К этому автомобилю кузовное ателье Erdmann Rossi также изготовила особый двухколесный прицеп, предназначавшийся для проверенных продуктов и напитков, которые Ева и Адольф брали с собой на пикник.

Однажды Гитлер сказал: «Больше всего я люблю автомобили, потому что они открыли для меня Германию». Однако ни до, ни после своего высказывания бессменный вождь немецких национал-социалистов никогда не сидел за рулем. Да и водить машину Гитлер не умел - он боялся большой скорости. Однако это совсем не мешало ему живо интересоваться автомобильными новинками своего времени, выберать самые лучшие образцы национального автопрома и использовать их для поднятия собственного политического авторитета.

Придя к власти в Германии в 1933 году, Адольф Гитлер объявил приз в 500 тыс. рейхсмарок (около 100 тыс. долларов по курсу 30-х годов) за разработку нового автомобиля, призванного не только разделить вместе с Mercedes-Benz победы на автогонках, но и «повысить международное положение Германии».

На призыв фюрера откликнулся сам Фердинанд Порше. Так появился Auto Union, правда, сначала это была модель С-Type. Она и стала прототипом более усовершенствованного D-Type, оснащенного двигателем V12, 550 л.с. которого разгоняли болид до невероятных по тем временам 300 км/час.

Автомобиль полностью оправдал ожидания Гитлера - в 1939 году именно на этом автомобиле, который выставляется на аукцион, немецкий гонщик Х. П. Мюллер одержал победу в Гран-при Франции, а Тацио Нуволари в том же году выиграл Гран-при в Белграде. К слову, эта гонка стала последним автосоревнованием Европы перед Второй мировой войной.

В конце войны разработчики Auto Union спрятали выпущенные болиды и все имущество гоночной команды в заброшенной шахте, чтобы их не разрушили и они не достались в качестве трофея советским солдатам. Долгое время считалось, что Auto Union D-Type утерян безвозвратно.

После распада Советского Союза один болид Auto Union вдруг обнаружился в Риге, но, как потом выяснилось, это была модель С-D-Type. Позже появилась информация, что D-Type всплыл в Праге, но эксперты снова разочаровали поклонников - нашлась демонстрационная модель.

Оригинальный же Auto Union D-Type в 1976 году неожиданно обнаружился на Московском автозаводе имени Лихачева (ЗИЛ). Нашли его в разобранном виде среди деталей, направляемых на металлолом. Машина была спасена председателем нашумевшего в свое время Рижского клуба антикварных автомобилей и создателем Рижского мотор-музея Виктором Кулбергсом и позже, в 1994 году, восстановлена в Англии автомобильными экспертами Crosthwaite & Gardiner по чертежам, предоставленным бывшими сотрудниками Auto Union. Всего было восстановлено два болида Auto Union D-Type, один из которых, имеющий номер 21, и выставлялся на аукцион. Именно на этой машине и победил в Белграде Тацио Нуволари.

Однако, аукционный дом Кристи (Christie"s Auction House) в конце февраля приостановил торги по продаже уникального автомобиля Auto Union D-Type. У участников и устроителей аукциона появились сомнения относительно «родословной» этого лота, который мог войти в историю аукционных сделок как один из самых дорогих. Стоимость раритета была оценена в 12 миллионов долларов. Британское издание Metro сообщает, что первый Auto Union D-Type был уничтожен во время Второй мировой войны, а еще одна, самая титулованная машина, была вывезена в Советский Союз для изучения ее конструкции. И, как предполагалось, именно этот экземпляр был выставлен на торги. Однако проведенная экспертами аукциона Christie"s повторная экспертиза установила, что это - другой автомобиль с куда меньшей гоночной историей, который до этого момента считался уничтоженным. Представители аукционного дома заявляют, открытие нисколько не уменьшает ценность лота как раритета, хотя и полагают, что участники торгов будут разочарованы. Сроки возобновления аукциона пока не сообщаются.

В силу понятных причин, промышленность нацистской Германии ассоциируется исключительно с военной техникой. Но на самом деле, в Третьем Рейхе выпускали и довольно интересные гражданские автомобили.

Тридцатые годы ХХ века – не самый простой период в истории Германии. Страна только-только начала приходить в себя от Великой депрессии, которая напрямую отразилась на жизни граждан.

Неудивительно, что на этих настроениях населения активно играли нацисты, захватившие власть в стране. Автомобильная промышленность – отнюдь не исключение. Это – одна из тех областей, в которой правители Третьего Рейха пытались показать превосходство своей идеологии над другими, и наглядно продемонстрировать, как новая власть может сделать жизнь людей лучше при помощи автомобилей.

Сегодня мы расскажем, о том, какие же машины были популярными в Германии того периода, а еще вы узнаете, на каком автомобиле ездил вымышленный советский разведчик Отто фон Штирлиц. На всякий случай оговоримся: мы всячески осуждаем нацистскую идеологию, и ни в коем случае не пытаемся данной публикацией обелить деятельность Третьего Рейха. Итоги Второй Мировой войны и Нюрнбергского процесса пересмотру не подлежат! Мы лишь приводим любопытные примеры техники того периода, и рассматриваем эти автомобили исключительно с исторической точки зрения.

Mercedes-Benz 770

Mercedes-Benz 770

При фразе "автомобили Третьего Рейха" в голове у многих сразу возникает довольно устойчивый образ - Адольф Гитлер едет на машине. Надо признать, ничего удивительного в таких ассоциациях нет – нацистская пропаганда активно показывала фюрера в своих фильмах и тележурналах. Чаще всего в них лидер нацистов разъезжал на Mercedes-Benz 770K с номерами "1А 148 461".

На момент появления в 1930 году Mercedes-Benz Typ 770, известный также как Großer Mercedes ("Большой Мерседес") был действительно самым большим и дорогим автомобилем немецкой марки. Под капотом этой машины размещался 7,6-литровый двигатель, развивавший 150 л.с. в обычной версии и 200 л.с. – на версии с наддувом. Трансмиссия – 4-ступенчатая механика. Разумеется, в отделке салона "Большого Мерседеса" применялись только самые лучшие материалы, в том числе – кожа и дерево. А еще у 770-го была версия кабриолет.

В общем Mercedes-Benz Typ 770 был непростым автомобилем, а, учитывая начальную цену в 29 500 рейхсмарок, позволить его мог не каждый. Зато машину очень полюбила элита, причем не только нацистская. Например, на таком автомобиле ездили рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург, японский император Хирохито, Папы Римские Пий XI и Пий XII. Ну, а в 1931 году список пополнил и Адольф Гитлер. Причем фюрер предпочитал именно открытую версию автомобиля.

Maybach SW38

Точно так же, как и в наши дни, автомобили Maybach занимали в нацистской Германии видное положение, и были одними из самых престижных. Правда, тогда Maybach был не подразделением Mercedes-Benz, а отдельной компанией – Maybach-Motorenbau (именно этим объясняются две буквы "М" на эмблеме марки). Но уже к 30-м годам Maybach имел за плечами настоящую историю и славу первопроходца, ведь именно Вильгельм Майбах когда-то помогал Готтлибу Даймлеру в создании первого автомобиля в мире.

В общем, нет ничего удивительного в том, что семейство автомобилей SW, получившее прозвище "маленький Maybach", оказался самым массовым довоенным автомобилем марки. Первая версия – Maybach SW35 - появившаяся в 1935 году, оснащалась 3,5-литровым мотором мощностью 140 л.с. Но таких автомобилей было построено всего 50 штук.

Гораздо большего внимания заслуживает Maybach SW38, оснащенный 3,8-литровым 140-сильным двигателем и 4-ступенчатой трансмиссией, который выпускался с 1936 по 1939 год. Кузов этого автомобиля был создан в ателье Херманна Шпона. Причем в разные годы выпустили несколько версий: был и четырехдверный кабриолет, и двухдверный автомобиль с открытым верхом, и особый родстер. Неудивительно, что летом 2016 года один из таких автомобилей ушел на торгах Sotheby"s за 1 072 500 долларов.

Кстати, в 1939 году Maybach выпустил новую модификацию автомобиля семейства SW - 42. Это был уже седан с принципиально иным кузовом и двигателем объемом 4,2 литра, мощность которого из-за особенностей тогдашнего техрегламента осталась той же – 140 л.с. Правда, обрести массовое распространение и популярность этой модели помешала всё та же очевидная причина – война.

Volkswagen Käfer

Volkswagen Käfer

Если партийные бонзы Третьего Рейха ездили на "Мерседесах" и "Майбахах", то простые бюргеры должны были получить автомобиль попроще. Этим нацисты хотели продемонстрировать рост благосостояния граждан. Именно поэтому Фердинанд Порше по заказу Гитлера занялся разработкой по-настоящему "народного автомобиля". Собственно, название марки Volkswagen именно так и переводится.

Результатом трудов стал Käfer, или в переводе – "Жук". Впервые новую модель показали весной 1939 года на выставке в Берлине, хотя тогда "Жук" еще не был "Фольксвагеном", а выпускался под маркой KdF-Wagen. Автомобиль заднемоторной конструкции оснащался 25-сильным двигателем с воздушным охлаждением и был предельно простым в обслуживании и производстве. Разумеется, публика была к такой машине очень и очень благосклонна.

Volkswagen Käfer

Правда, с покупкой Volkswagen Käfer был связан интересный нюанс. Хотя номинальная цена машины составляла 990 рейхсмарок, купить автомобиль за наличные было нельзя. Вместо этого нужно было приобрести специальную "Накопительную книжку" и каждую неделю вклеивать туда специальные марки. Любой пропущенный платеж означал потерю всех вложенных средств. Тем не менее, немцы всё равно тянулись за "Народным автомобилем",

Правда, в 1939 году более 330 000 человек всё равно остались без желанного "Жука". Причина – завод, где выпускался Käfer, уже был полностью переведен на военные рельсы. Лишь в 60-х годах руководство Volkswagen пошло навстречу обманутым вкладчикам и предложило им скидку на новые машины. Ну, а сам "Жук" благополучно пережил этот период, и с различными изменениями выпускался аж до 2003 года. Правда, последний экземпляр этой модели был сделан не в родной Германии, а в Мексике.

Opel Kadett

Еще одним "народным автомобилем", появившемся в Третьем Рейхе был Opel Kadett. Этот автомобиль был построен на базе другой модели Opel - Olympia, и с 1937 года выпускался на заводе в Рюссельсхайме.

Надо сказать, что Opel Kadett оказался очень прогрессивным автомобилем для своего времени. Во-первых, модель унаследовала от "Олимпии" конструкцию с цельнометаллическим несущим кузовом. Во-вторых, машина отличалась очень передовым дизайном. Чего стоят одни только фары, интегрированные в крылья! Наконец, в-третьих, и по оснащению Opel Kadett давал фору многим конкурентам. Например, здесь устанавливались гидравлические тормоза для всех четырех колёс, а в салоне присутствовал, например, датчик остатка топлива и давления масла.

В движение Opel Kadett приводился 1,1-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 23 л.с. Хотя это немного, за счет своей небольшой массы в 750 кг автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч, что считалось очень хорошим показателем. А еще Opel Kadett стоил 2100 рейхсмарок – пусть это дороже "Жука", зато машину можно было сразу купить.

Впрочем, нашим читателям Opel Kadett будет интересен еще по одной причине. Дело в том, что именно эта модель стала основой для будущего советского автомобиля "Москвич-400". Причем никакого секрета в этом нет. Дело в том, что по репарациям советская сторона получила техническую документацию и оборудование завода Opel в Бранденбурге. И хотя оригинальный Opel Kadett производился в другом месте – на заводе в Рюссельсхаме, советский Завод малолитражных автомобилей благодаря помощи немецких конструкторов фактически воссоздал модель и дал ей имя "Москвич-400". Кстати, говорят, что выбор в пользу Opel Kadett также не был случайным – якобы эта модель понравилась Иосифу Сталину.

Mercedes-Benz G4

Mercedes-Benz G4

Если вам по душе шестиколёсный внедорожник-монстр Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6 , то вам наверняка понравится и его дальний родственник - Mercedes-Benz G4. Этот автомобиль изначально создавался в Третьем Рейхе для нужд армии. В движение автомобиль изначально приводился пятилитровым восьмицилиндровым двигателем мощностью 100 л.с. и имел сложную систему полного привода.

Военным автомобиль не понравился. Зато в Рейхсканцелярии пришли в восторг, и с 1938 года стали использовать его для выездов на оккупированные территории, в первую очередь – в Чехословакию и Австрию. К тому моменту Mercedes-Benz G4 уже оснащался другим мотором V8 – 5,2-литровым 115-сильным агрегатом. А в течение следующих двух лет его заменили на 5,4-литровую "восьмерку" мощностью 110 л.с.

В общем, из "внедорожника" Mercedes-Benz G4 довольно быстро превратился чуть ли не в парадный лимузин. К тому же, эта модель была одна из моделей, на которой ездил лично Адольф Гитлер. Причем одну машину фюрер подарил генералиссимусу Испании Франсиско Франко. Правда, тираж G4 был довольно небольшим: всего за все время производства было выпущено лишь 57 автомобилей. Из них до наших дней дожило лишь три автомобиля. Один из них, машина, принадлежавшая Франко, сейчас хранится в автомобильной коллекции испанской королевской семьи. Другой автомобиль, на котором Гитлер принимал парад в аннексированной Судетской области, хранится в музее техники в Зинсхайме. Наконец, третья машина находится в американском Голливуде, где её неоднократно использовали при съемках фильмов.

А как же BMW? Неужели в период нацистской диктатуры баварцы не выпускали автомобили? Выпускали. Правда, нельзя забывать, что, во-первых, BMW стала автомобильной компанией лишь в 1929 году, а до этого занималась производством авиационных двигателей и мотоциклов. Во-вторых, назвать полностью "баварскими" автомобили BMW того времени будет не совсем верно. Дело в том, что в 1929 году BMW приобрела завод в Айзенахе, который находится в другой части Германии – Тюрингии.

Зато BMW удалось довольно быстро наладить там выпуск автомобилей, и уже к середине 30-х годов марка радовала покупателей довольно интересными машинами. Такими, как, например, BMW 326 - четырехдверной моделью, выпускавшейся в кузове седан и кабриолет. Автомобиль оснащался двухлитровым шестицилиндровым мотором мощностью около 50 л.с., сочетавшимся с четырехступенчатой трансмиссией. Максимальная скорость – 115 км/ч, что по тем временам считалось очень неплохим показателем.

BMW 326 оказалась довольно успешной моделью. С 1936 до 1941 года было произведено 15 936 автомобилей, несмотря на довольно высокую цену. Например, за кабриолет, считавшимся небольшим, просили 6 650 рейхсмарок. Неудивительно, что в 1940 году в BMW планировали заменить 326-ую новой моделью, построенной по той же схеме - BMW 332. Однако начавшаяся Вторая мировая война оставила от этих планов лишь три предсерийных прототипа.