Какая коробка лучше автоматическая или механическая. «Механика» или «автомат»: что выбрать. Преимущества механической КПП

Еще одна вечная тема в интернете. Или уже вопрос битв и споров решен? Я сейчас езжу на "механике". Да и вообще на "автомате" никогда не ездил. Но вот в поисках новой машины нацелился все же на "автомат". Многие советуют, однако значительная часть советчиков отговаривают с аргументами, что "автомат" дороже при покупке, при эксплуатации и имеет существенные неудобства.

Давайте обсудим плюсы/минусы "автомата".

Сначала ответьте, на чем вы ездите?

Сейчас читаю вот такую статью на эту тему:


Мифы из глубин веков

Иногда встречаются утверждения о высокой скорости переключения «механики». Это совершенно неверно, точнее, неверно уже лет двадцать как. Раньше «автоматы» действительно переключались очень долго, но МКП прогрессирует медленно, а АКП - быстро.

Сравниться со скоростью переключения преселективов или современных гидроавтоматов механика не может. Даже если это кулачковая коробка, которая «вверх» переходит почти мгновенно. Ведь часть переключений в АКП происходит без разрыва потока мощности, а остальные проходят за сотые доли секунды. Пока коробка исправна, конечно.

Еще часто поклонники «механики» превозносят возможность тонкой работы сцеплением как огромное преимущество. Забывая о том, что для коробки с достаточным динамическим диапазоном и быстрым переключением все эти игры попросту не нужны, она может получить лучшие тяговые характеристики и без лишнего жжения фрикционов.
Да и на бездорожье часто оказывается, что «раскачка» с МКП ничуть не более эффективна, чем этот же прием на «автомате» - с увеличением скорости переключения это преимущество исчезло.

Немного о динамике с МКП

Заявления об особом «чувстве автомобиля» при управлении с МКП встречаются настолько часто, что почти не вызывают возражений. Вроде бы использование ручных коробок в автоспорте уже говорит о том, что вот он - верх инженерной мысли для мощных машин, обеспечивающий лучший контроль.

Есть один нюанс: МКП предписана правилами гонок, и как только правила смягчаются, так сразу гонщики вдруг начинают устанавливать автоматические и полуавтоматические коробки. Да и «секвенталки» с кулачковым зацеплением, которые используют на серьезных спортивных авто, очень далеко ушли от гражданских трансмиссий по скорости переключений, надежности и ресурсу.

Какими положительными драйверскими качествами обладает МКП? Единственное, что делает коробки с ручным переключением более «спортивными» по поведению - это передача контроля над всеми нюансами управления водителю, который знает, куда поедет машина, сколько ему нужно тяги, какой запас по оборотам… И при этом водитель предвидит изменение дорожной ситуации.

Возможности любой электроники по предсказанию действий и пожеланий водителя всегда будут отставать от его мысли. Только не забывайте, что сейчас не только «механика» переключается принудительно. Почти все современные многоступенчатые АКП (и даже, представьте себе, вариаторы!) имеют «ручной» режим работы для тех режимов, когда водитель лучше понимает, что нужно делать. А многие обзавелись еще и очень удобными подрулевыми лепестками, которые могут на пять-шесть секунд подправить автоматически выбранную передачу на желаемую без всяких лишних действий. Например, на Mercedes A-class или скромной Suzuki SX4 New.

Ручного режима АКП в 99 случаев из 100 хватает для совершения маневра. А если передачу нужно держать «до последнего», то есть масса машин с таким вот «честным» ручным режимом коробки, только эта функциональность обычно не очень востребована. Как видите, принудительное переключение уже много лет как не монополия МКП, многочисленные «автоматы» научились копировать эту функцию даже лучше. Разве что специфические приемы управления с полным отключением тяги выжимом сцепления и старт с высоких оборотов остаются за МКП.
Человеческий фактор

А вот минусы «механики» можно перечислять долго. Для начала, у нее обычно меньше динамический диапазон, то есть соотношение минимального и максимального передаточного числа. Если расширить динамический диапазон, то придется увеличивать число передач, и работа двигателя на промежуточных режимах уже будет неэффективной. Шесть передач в современной легковой машине - это разумный максимум, которым может оперировать водитель. Любое увеличение числа передач - бесполезно. Средний водитель просто не будет их все использовать. Водители грузовиков, у которых передач больше десятка, далеко не всегда переключаются оптимально, а ведь там требования к скорости переключения куда ниже, чем у «легковушек».

Пресловутый «разгон до ста» диктует свои требования. Большинство машин сейчас достигают «сотни» на второй передаче, если же требуется еще одно переключение, то машина резко теряет в динамике, и потребитель, который очень ценит этот параметр (наверное, каждый день так на работу ездит) сразу кривит рот в недовольной ухмылке. Фактически это означает, что сделать первые передачи более короткими производитель попросту не может, и «механика» не способна полностью использовать мощность мотора при ускорениях на скоростях 0-120 километров в час. Да и резкие старты обязательно сопровождаются запахом паленого сцепления, передаточные числа первой передачи просто не оставляют других вариантов для интенсивного старта.

В момент переключения неизбежен разрыв потока мощности и скачки момента. А значит, машина хоть немного, но теряет в динамике разгона, а ведущие колеса могут сорваться в скольжение. И чем мощнее двигатель, тем серьезнее эта проблема. Да, недаром Mercedes еще в 90-е годы отказался от установки «механики» на машины мощностью выше 193 л. с. Это было не столько идеологическое, сколько техническое решение. Как только прогресс в развитии АКП позволил отойти от МКП, от нее отказались.
Даже на маломощных моторах необходимость в момент смены передач сбросить тягу до нуля представляет собой проблему, особенно при необходимости резко ускориться. Придется заранее планировать переключения или терять драгоценные доли секунды (а может и целые секунды) на переключение и выход на «рабочие» обороты двигателя. И того хуже: у моторов с турбонаддувом при этом еще и успевает упасть давление турбины, что ухудшает характеристики.

С мощными моторами возможны пробуксовки колес на второй-третьей передачах после переключений, с неизбежной потерей машиной устойчивости. Желание переключаться быстрее вызывает еще более сильные скачки момента и удары в трансмиссии, что может вызывать поломки как самой МКП, так и выход из строя приводных валов, дифференциала и карданов. Не зря тот же АВТОВАЗ позволяет роботизированным коробкам работать с более мощными моторами, чем таким же по «начинке» коробкам с ручным переключением. Робот просто более аккуратен! И эта проблема называется «человеческий фактор».

Люди устают и ошибаются. Это непреложный факт, который не исправить. Ошибаются они и при переключении передач. И пусть опытный водитель проделывает все операции почти автоматически, быстро и абсолютно точно. Но после 50 таких переключений он устанет. В его действиях появится несогласованность, или он будет делать все медленнее, чем мог бы, ну или же удары в трансмиссии станут слишком сильными.

В любом случае, он не будет использовать возможности механики на все 100%. Вот поэтому гонщики при любой возможности стараются ставить автоматизированные коробки - это банально снижает зависимость результатов от состояния гонщика и дает ему сосредоточиться на результате.

Только не кивайте головами те, кто не смог освоить манипуляции сцеплением и рычагом - у спортсменов намного выше нагрузка на водителя и требования к качеству переключений, чем у городских «гонщиков». Для среднего водителя «человеческий фактор» применительно к МКП означает лишь неспособность понять принципы работы трансмиссии, плохую мелкую моторику и невнимание к процессу управления. Впрочем, результат тот же, с поправкой на класс. Или переключения будут медленными, или же машина будет дергаться, как лягушка под током из-за ударов в трансмиссии.

Запас прочности

Надежность, которая обычно преподносится, как большое достоинство МКП, на деле лишь запас на неудачные действия водителя, которые порождают крутильные колебания с моментом в несколько раз большим, чем крутящий момент мотора. Пробуксовки, дрифт и легкий тюнинг для моторов с наддувом быстро выбирают весь запас до нуля, причем даже быстрее, чем в случае с АКП, потому что тут нет ГДТ, который идеально гасит крутильные колебания. И никакие демпферы не смогут с ним сравниться.

Правда, МКП немного проще обеспечить большим запасом прочности и намного легче заменить на более крепкую, если таковая существует. Так что установка максимально прочной МКП - все еще лучший способ справиться с нагрузкой, нежели адаптация более крепкой АКП под тюнинговую машину. Зато в драг-рейсинге АКП пользуется большой популярностью, ведь двух-, трехскоростная конструкция настроена на режим максимальной мощности и выбег, работа куда более простая, чем полноценная отладка на всех режимах движения.

Реальные, а не мнимые преимущества механики

Если вам кажется, что я только что раскритиковал «механику» в пух и прах, то вы ошибаетесь. Я просто не упомянул те достоинства МКП, которые остаются с ней до самого конца, и о которых вспоминают редко.
Часто очень важны массогабаритные характеристики, а они у «механики» традиционно лучше, чем у большинства «автоматов». Особенно важен этот параметр на облегченных спортивных машинах, где каждый килограмм на счету, а более крупная трансмиссия может попросту не влезть. Прогресс АКП сделал эти преимущества не столь заметными, но они все еще существуют.

«Механика» не ограничена по оборотам, что важно для высокофорсированных моторов. А вот «автоматы» с ГДТ не могут эффективно работать на оборотах свыше шести-семи тысяч - катастрофически увеличиваются потери на привод, а масло может попросту порвать «бублик» или вывести его из строя. Но новые «преселективы» с фрикционным сцеплением, сухим или в масляной ванне, не имеют ГДТ и сопутствующих ограничений.
У МКП очень высокий КПД за счет использования подшипников качения и малых потерь на привод маслонасоса или смазку разбрызгиванием. Любой «автомат» имеет чуть большие внутренние потери. Даже «сухие» преселективы пока не могут догнать классические двухвальные МКП, не говоря уже о трехвальных. А гидромеханика отстает еще больше - потери на работу маслонасоса и нагрев масла будут в ней всегда. Но и тут преимущество уже сократилось до минимума.

«Механика» не зависит от давления масла и электроники, а значит, она куда реже выходит из строя сразу, и ее узлы меньше связаны между собой. Отказ одной из передач почти не влияет на работу остальных. Критические отказы случаются реже у «железной» конструкции. Тут АКП противопоставить нечего - чем современнее конструкция, тем «тоньше» ее устройство. Теперь даже ошибка датчика температуры ATF может привести к неправильной работе, а любые загрязнения гидроблока приводят к прогрессирующим отказам механической части.
МКП не требует сложных адаптаций к мотору и машине. Если передаточные числа подходят и есть запас по крутящему моменту, то можно ставить. Минимум точек контакта с бортовой электроникой, все остальные настройки - в голове водителя. АКП как минимум требует «вживления» в штатную электросистему и стыковки с электронным блоком управления, от которого она получает данные по температуре мотора и воздуха, а также крутящему моменту. Для идеального функционирования требуются и сложные доводочные работы, лишь тогда ездовые характеристики АКП окажутся выше, чем у машин с механикой - не будет лишних переключений, перегрузки мотора и динамика станет хорошей. Придется поработать и над системой охлаждения АКП.

Перебрать МКП обычно сложнее, но зато это чисто слесарная задача, не требующая понимания в электронике и гидравлике, сложной диагностике и т.д. От мастера требуется просто собрать узел, придерживаясь размеров и моментов затяжек - и все. С качественными запчастями. Нужен лишь опыт работы с подобными механизмами, а все нюансы учтены уже в самой конструкции.

Ремонт же современного «автомата» - зачастую задача, требующая для начала диагностики «электронной» - посредством сканера считываются показания датчиков коробки и адаптации ее «мозга», прогоняются тесты электронной системы управления. И лишь потом можно что-то разбирать и менять. При обычной разборке - не факт, что проблема будет выявлена. Зачастую гидроблок для полной диагностики неисправности нужно поставить на специальный стенд, замеряющий давление в разных точках при различных режимах работы. В общем, без специальных знаний и инструментов многие поломки просто не устраняются.

Что в итоге?

МЕХАНИКА:

Плюсы механической коробки

1) Разгонная динамика автомобиля с рядовой механикой лучше, чем у автомата. С ней вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее, чем у автомата.

2) При определенном мастерстве вождения и быстром переключении скоростей, а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива, у оппонента сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку - вообще не рекомендуется включать на нейтральную скорость при движении.

3) Требует меньше масла, чем оппонент. В автоматическую трансмиссию нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механическую около 3 литров.

4) Зимой автомобиль легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5) Ремонт. Механический вариант - отремонтировать значительно дешевле, да и сделать могут практически любые, даже не официальные компании.

6) Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

1) Итак, первый минус - это удобство вождения. Начинающие водители очень долго привыкают к механике. Особенно у них плохо получается «трогание с места на автомобиле» , а также движение с места в подъем.

2) Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой, могут запросто спалить сцепление автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, у конкурента такого не произойдет по принципу.

3) Ресурс двигателя. Ресурс двигателя значительно ниже. Все потому что автомат не даст вам «насиловать» двигатель, раскручивать его до предела.

АВТОМАТ

Минусы автоматической коробки

1) Классический вариант разгоняется медленнее, чем механика

2) Имеет всего 4-ре скорости (классический вариант), а механика уже пять.

3) Опять же классический вариант, расходует больше топлива

4) Больше масла в строении

5) Зимой заводится сложнее

6) Стоимость автомобиля дороже, на 30 - 40 тысяч рублей

6) Стоимость ремонта дороже.

Плюсы автомата

Вот про плюсы я хочу поговорить по подробнее, потому как автоматы различны и не стоит их так сказать валить в одну кучу.

1) Разгон различен. Да классический гидротрансформаторный автомат на 4 –ре скорости медлительнее, чем механика. Но сейчас существуют вариаторы и типы на 6 и 7 – ть ступеней с двумя дисками сцепления, они уже не уступают по эффективности, а иногда ее превосходят. Например, вариатор превосходит механику, также как и автоматическая коробка DSG от Volkswagen.

2) Классический (4 – ре передачи) расходует больше топлива, но если взять современные автоматы или вариаторы (на 6 ть или бесступенчатые трансмиссии), то у них уже потребление топлива намного ниже, иногда, даже ниже чем на механике.

3) Удобство вождения автомобиля намного выше. Даже не опытный водитель сможет спокойно без нервов и рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации.

4) Ресурс двигателя и узлов трансмиссии, намного выше - контролирует обороты и не даст перегреть двигатель.

источники

Споры о коробках переключения передач в автомобилях вряд ли утихнут. Механическая коробка сильно отличается от автоматической, поэтому оба типа трансмиссии – предметы дискуссий. Прежде чем ответить на волнующий вопрос, стоит лучше в них разобраться.

Как работают обе КПП

Принцип управления автомобиля с МКПП – самостоятельное переключение передач. Сначала включается нейтральная скорость, затем выключается сцепление, а после включения передачи авто едет. Нужно трогаться с первой передачи, а по мере необходимости переключать их через нейтральную скорость, выключая сцепление.

О необходимости переключения передачи говорит мотор. Если его перегрузить, то есть ехать на большой скорости при неподходящей передаче, вы услышите характерный звук. Если ехать на низкой скорости при неподходящей передаче, авто заглохнет.

У авто с АКПП другой принцип. Машина на классическом автомате сама переключает передачи. Нужно регулировать режим и по мере необходимости нажимать две педали – «газ» и «тормоз». Если тип автомата – типтроник, у водителя появляется возможность самостоятельно переключать передачи. При этом авто адаптируется под манеру езды того, кто им управляет.

Существуют автомобили-гибриды с АКПП. У них такое же количество передач, как на механике, но переключаются они автоматически. Проблема таких авто – менее плавные переключения передач, чем у автомобиля с классической АКПП.

Вариатор – это удобнейший тип АКПП. Можно сказать, переключение передач вообще не происходит, ведь коэффициент передачи изменяется максимально плавно. Ездить на машине с данным типом АКПП удобно.

Что лучше механика или автомат и почему: плюсы и минусы

Механическая КПП имеет немало преимуществ:

  • Цена. Здесь речь идет о стоимости автомобиля и ремонте. Такой автомобиль гораздо проще и, следовательно, дешевле ремонтировать. Цена тоже будет ниже, чем такого же, только с автоматом.
  • Экономия масла. Авто на механике требует не более трех литров, а для содержания машины на автомате нужно от пяти до десяти литров.
  • Экономия топлива. Если авто с механической коробкой передач будет катиться на нейтральной скорости, ничего плохого с ним не произойдет. При этом экономится немало топлива. На машине с автоматом так ездить не рекомендуется.
  • Длительность срока эксплуатации. Авто на механике способно прослужить дольше, чем автомат.
  • Буксировка. Машину на механике перемещается при помощи эвакуатора и на жесткой или гибкой сцепке.
  • Запуск двигателя даже в сильный мороз. Авто на автомате заводятся зимой хуже.
  • Отличная разгонная динамика. Она быстрее, чем у машин с АКПП.
  • Буксовка в зимний период. Буксовать в снегу на автомате крайне не рекомендуется.

У МКПП есть недостатки:

  • Неудобство. Водить авто на автомате проще.
  • Малый срок эксплуатации двигателя. Автомобиль на коробке автомат не позволяет злоупотреблять возможностями двигателя, а машины на механике таким качеством не обладают.
  • Риск перегрузки мотора. Если невнимательный или неопытный водитель не будет правильно переключать передачи, мотору придется работать на повышенных оборотах.
  • Риск порчи сцепления. Частое бесполезное нажатие педали сцепления причиняет вред автомобилю.

Автомобили с АКПП хвалят не зря. Вот ряд их достоинств:

  • Удобство. Вождение такого авто можно по праву назвать легким.
  • Контроль оборотов. Он предусмотрен в авто с АКП для того, чтобы двигатель не перегревался.

По поводу разгона и расхода топлива тоже немало споров. Их смогут разрушить факты. Классический автомат вряд ли разгонится быстрее механики, но вот машина на АКПП с шестью или семью передачами и парой дисков сцепления запросто покажет свое преимущество перед МКПП.

Это касается и расхода топлива. Машина на классическом автомате требует больше топлива, на механике, но авто на АКПП с шестью или семью передачами окажется экономичнее.

Перед вами минусы авто на автомате:

  • Проблемы с запуском двигателя в зимний период. Даже дорогие авто с АКПП заводятся хуже, чем бюджетные машины с механической коробкой передач.
  • Частота замены масла.
  • Высокая стоимость авто и ремонта.

Механика или автомат для новичка и всех остальных

Обратите внимание на список особенностей водителей и рекомендации по выбору коробки переключения передач:

  • Новичок. Начинающему водителю комфортно ездить на авто с автоматом. Оно особенно подойдет в случае, если человек приобретает личный транспорт с АКПП и не собирается ездить на другом.
  • Водитель, садящийся за руль редко. Те, кто ездят нечасто, периодически «теряются» и забывают то, чему учили в автошколе. Автомат – отличный вариант.
  • Водитель, ездящий по центру города. Пробки, заторы и бешеный ритм сочетаются с авто на АКПП.
  • Водитель, живущий в регионе с холодным климатом. Чтобы ежедневно не сталкиваться с проблемами запуском двигателя при морозе, стоит приобрести машину на механике.
  • Водитель, которому приходиться часто ездить по загородным трассам. Такому человеку подойдет авто на механике.

Итог

Водителям, которые еще не знакомы с автоматической коробкой переключения передач, стоит знать о ее особенности. При вождении машины с АКПП скорость чувствуется хуже, поэтому новичкам не рекомендуется разгоняться.

Еще один интересный факт – адаптироваться к автоматической коробке проще, чем к механической. Если вы ездили на машине с первым вариантом трансмиссии, осторожничайте, «пересаживаясь» во вторую.

Делайте выбор сами, учитывая требования и предпочтения. На вопрос нельзя ответить однозначно, ведь и у механической, и автоматической КПП есть недостатки и достоинства.

Решив приобрести новый автомобиль, мы задумываемся о типе двигателя и коробки передач, которым будет оснащена машина. Раньше такой выбор не представлял особых трудностей, потому что, по сути, существовало только два варианта - механическая или автоматическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, поэтому сегодня всем, кто задумался о приобретении новой машины, предстоит решить нелегкую задачу. Какой вариант все-таки предпочтительней - автоматическая, механическая или роботизированная коробка передач? Давайте остановимся поподробнее на всех достоинствах и недостатках обозначенных выше вариантов.

Простая, но одновременно сложная «механика»

Механическая коробка передач, по сравнению с автоматизированным и роботизированным типом трансмиссии, имеет более простое устройство. Машины, оснащенные таким видом коробки передач, просты в обслуживании и эксплуатации и стоят относительно недорого. Однако присутствуют и свои нюансы.

Сам принцип работы МКПП основан на активном участии водителя, отсюда и все вытекающие последствия в виде пресловутого человеческого фактора. Особых проблем не возникнет, если за рулем опытный водитель, знающий на какой скорости нужно переключить передачу, а также не пасующий в нестандартных ситуациях (застрявшая в снегу или песке машина). И совершенно другое дело, если за управление авто с МКПП берется начинающий автолюбитель. Недостаток опыта и несовершенные знания правил эксплуатации данного вида трансмиссии, приведет к тому, что коробка передач «прикажет долго жить» задолго до истечения своего обязательного срока эксплуатации, а это ни много, ни мало - сотни тысяч километров.

В случае если вы остановили свой выбор на машине с механическим типом КПП, думаем не лишним для вас будут знания всех положительных и отрицательных ее сторон:

Плюсы МКПП:

  • 1) Значительная экономия топлива (около 15% по сравнению с автоматикой при соблюдении условий оптимального стиля вождения).
  • 2) Бюджетный вариант в плане эксплуатации и ремонта.
  • 3) Простая конструкция.
  • 4) Наличие возможности использовать такую коробку передач, даже в случае выхода из строя автомобильного двигателя заводской комплектации.
  • 5) Высокая степень надежности.
  • 6) Работает даже в экстремальных ситуациях

Минусы МКПП:

  • 1) Трудность в управлении для начинающих автолюбителей (малый опыт использования сцепления часто приводит к выходу из строя как самого сцепления, так коробки передач).
  • 2) Малая степень комфорта, в отличие от автоматической коробки передач.
  • 3) Наличие опасности излишней нагрузки на мотор при несоблюдении правил включения передач.
  • 4) Меньший ресурс двигателя.
  • 5) Во время езды в условиях города водитель вынужден постоянно находиться в напряжении из-за постоянного переключения передачи.

Комфортная, но дорогая езда - все о коробке «автомат»

В отличие от механической коробки передач, «автомат» имеет более сложное устройство, отсюда и немаленькая цена конечного изделия, а также его ремонта и эксплуатации. Однако есть и огромный плюс, из-за которого современные водители все чаще и чаще отдают предпочтение именно такому виду трансмиссии - легкость и простота в управлении. Водить таким авто одно удовольствие, ведь для этого используется только две педали - газ и тормоз. Даже новичок сможет справиться с такой задачей. На сегодняшний момент вариантов автоматических коробок существует несколько: классический «автомат», роботизированная механика (МТА), последовательные коробки передач и другие. Выбрать есть из чего, но прежде чем выбирать взвесьте все за и против.

Плюсы АКПП:

  • 1) Идеальный вариант для водителей с небольшим стажем вождения - автомобиль с АКПП удобен и прост в управлении.
  • 2) Возможность избежать перегрузки двигателя, за счет наличия автоматических настроек переключения.
  • 3) Даже езда в городских условиях не вызывает особого дискомфорта в управлении.
  • 4) Высокий уровень безопасности за счет постоянного сцепления с дорогой.

Минусы АКПП:

  • 1) Удорожание автомобиля в целом, за счет автоматизированной коробки.
  • 2) Необходимость в частом техническом обслуживании и высокая стоимость ремонтных работ.
  • 3) В отличие от МКПП, показатели расхода топлива заметно выше.
  • 4) Особые требования к управлению в нестандартных ситуациях

Итог

Задумываясь над выбором автомобиля, стоит для самого себя взвесить и обдумать некоторые аспекты вашей с ним предстоящей жизни. Насколько часто и в каких условиях будет использоваться автомобиль? Имеется ли вблизи места вашего проживания достаточное количество станций ТО, чтобы быть застрахованным от неприятных неожиданностей в случае, если вы выбрали автоматику? Как часто на дорогах, по которым вы планируете ездить, возникают пробки? Ведь в случае, если пробки являются «нормой жизни» ответ при выборе будет однозначным - только АКПП дает возможность наиболее комфортного вождения в условиях затрудненного движения.

Вообще, идеально было бы попробовать и то и другое. На практике оценить, как может автомобиль ехать, разгоняться, двигаться в разных комплектациях. Во время управления автомобилем с МКПП или АКПП ориентируйтесь на свои ощущения. Ведь, если говорить объективно, идеального решения в выборе между МКПП и АКПП не существует - это только ваше индивидуальное решение.

Что лучше, механика или автомат? Приобретение автомобиля заставляет будущего владельца задуматься о том, что лучше: механическая коробка передач или коробка-автомат, механика или автомат? У данного вопроса есть большое количество ответов, которые помогут сделать осознанный и правильный выбор.

механика или автомат

Что легче в управлении механика или автомат

Прежде всего, стоит отметить, что автоматическая коробка передач дает легкость в управлении. На трассе это не столь заметно, как при движении по перегруженным городским улицам. Именно в пробках проявляются все преимущества АКПП в управлении. При возникновении постоянных препятствий: светофоров, заторов, пешеходных переходов и многого другого – не нужно периодически выжимать сцепление и работать с ручкой переключения передач для выбора скорости, соответствующей текущей обстановке.

Достаточно плавно работать с педалью газа. Также АКПП позволяет уверенно тронуться в гору путем нажатия газа, в то время, как для МКПП потребуется продуманная работа со сцеплением и переключением скоростей. То же самое наблюдается и при обгоне: достаточно резко нажать на газ, и АКПП моментально переключится на пониженную передачу, чтобы набрать соответствующую мощность для безопасного и быстрого проведения маневра. В авто с механической коробкой требуется постоянная работа со сцеплением. Однако, данный факт не всегда стоит расценивать, как отрицательный. Именно автомобиль с МКПП позволяет начинающему водителю набраться большого опыта в вождении.

Расход топлива – механика или автомат

Расход топлива у авто с АКПП больше и на 100 км разница доходит до 1 литра. Стоит отметить, что этот показатель существенной роли не играет. При плавной работе с педалью газа расход топлива у авто с АКПП будет практически таким же, как и у механики. Здесь главную роль в экономии топлива играет сам водитель и стиль его управления. Экстремальное вождение всегда способствует значительному расходу горючего.

Разница в обслуживании – механика или автомат

Обслуживание автомобиля с механической коробкой передач заключается в заливке масла в коробку до определенного уровня. Данное обслуживание очень простое. Достаточно следить за тем, чтобы масло нигде не подтекало и изредка проверять его уровень в коробке. Замена и доливка масла в механической коробке проводится на любой СТО в кратчайший промежуток времени.

В автомобиле с автоматической коробкой передач дело обстоит несколько иначе. Вместо масла внутри данного агрегата находится жидкость ATF – automatic transmission fluid, которая имеет существенные отличия от масла. Помимо смазывания трущихся деталей она призвана выполнять ряд функций в жестких температурных режимах. В первую очередь жидкость передает крутящийся момент от двигателя к коробке-автомат. Условия работы здесь весьма жесткие, и как бы не старались производители увеличить ресурс жидкости ATF, она неизбежно теряет свои технические свойства, перегревается и испаряется.

Ее замену рекомендовано производить через каждые 50 тыс. км пробега. Одновременно замене подлежит фильтр. Данный ремонт требует определенного мастерства и не в каждом автосервисе он может быть проведен на должном уровне. Стоимость его, конечно же, высока, поэтому обслуживание АКПП проигрывает механике по очень многим параметрам.

Небольшой ресурс

Среди автомобилистов бытует мнение, что у АКПП ресурс в несколько раз меньше, чем у механики. Однако, это заблуждение. При правильной эксплуатации ресурс коробки-автомат может в несколько раз превзойти механику. Достаточно следить за уровнем жидкости ATF. На работе авто отражается не только малый уровень, но и большой, при котором жидкость постоянно вспенивается, что чревато сбоями в работе.

Эксплуатация автомобиля с АКПП должна быть щадящей. Трогаться следует плавно, без резких рывков. Не рекомендуется использовать автомобиль в качестве тягача. Также не следует выбираться из сугробов, песков или болота самостоятельно, потому что длительная пробуксовка оказывает отрицательное воздействие на коробку. Автоматика “думает”, что при пробуксовке начинается разгон и, как следствие, включается повышенная передача. Не получится выбраться из сугроба или болота при помощи, так называемой, раскачки. Это когда в авто с МКПП сначала включаются первую передачу и тут же резко заднюю. Во всех этих случаях лучше всего воспользоваться буксиром.

Особенности при запуске двигателя и буксировке

Автомобиль с АКПП невозможно завести с буксира или толкача, как это можно сделать у механики, если в авто разрядился аккумулятор. У коробки-автомат нет жесткого сцепления с двигателем, а его обороты передаются через гидротрансформатор – ATF. Чтобы АКПП заработала, требуется подача жидкости ATF под давлением при помощи насоса. В виду того, что не работает двигатель, то и насос тоже бездействует.

При , есть определенные особенности: нельзя буксировать автомобиль на большие расстояния. Если все же буксировки не избежать, то нужно проводить ее недолго, при включенном двигателе на передаче N и на малой скорости, в противном случае следует воспользоваться эвакуатором.

Управление зимой – механика или автомат

Особых отличий между АКПП и МКПП в управлении зимой нет, за исключением того, что в гололед при торможении на авто с коробкой-автомат отпускают педаль газа и ждут, когда коробка сама переключится на пониженную передачу. Для механики эту передачу включают принудительно и добиваются быстрого снижения скорости.

В зимний период перед поездкой следует хорошо прогреть автомобиль с АКПП, чтобы до своего рабочего состояния прогрелась и жидкость ATF. Особенно опасны поездки на непрогретой АКПП на незначительные расстояния, в частности до 8-10 км. Если этого никак не избежать, то следует очень плавно и осторожно работать с педалью газа. Любые рывки на светофоре и резкое нажатие на акселератор оказывают очень негативное воздействие на АКПП.

Цена-механика или автомат

Какая разница в стоимости автомобиля – механика или автомат, конечно же автомат, выше механики. Разница эта зависит от класса авто и колеблется в пределах 1000$ и выше. Ремонт и обслуживание коробок механика или автомат тоже обойдутся дороже.

Осознанный подход при выборе типа коробки передач может сделать только опытный водитель. Практика же показывает, что в большинстве случаев первый автомобиль приходится покупать, не имея достаточного стажа за рулем.

Чем руководствоваться при покупке, если среди знакомых мнения разделились: одни ратуют исключительно за автомат, опираясь на безусловные преимущества, другие же не представляют себе, как можно ездить на машине с АКПП, ведь это лишает их возможности «чувствовать» автомобиль. Ответить на этот сложный вопрос можно только после того, как потенциальный покупатель узнает все тонкости и нюансы обоих типов коробки и на практике попробует почувствовать разницу.

Механическая коробка передач (МКПП)

Первенство в изобретении первого механизма, который явился прообразом современной КПП, принадлежит Карлу Бенцу. Придуманный им блок из двух валов со шкивами разных диаметров и ременной передачи смог решить одну важную задачу. Маломощная машина (0,8 л.с.) без этого механизма не способна была подняться даже на небольшую горку. Дальнейшая эволюция не обошлась без заимствований в области станкостроения, где уже использовался узел с шестеренчатыми валами для изменения скорости рабочего вала относительно основного. Основной задачей при проектировании коробки передач было:

  1. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии с возможностью изменения частоты вращения. Силовой агрегат в силу особенностей своей работы не может эффективно регулироваться. Частота вращений увеличивается при увеличении мощности. Коробка передач позволила конструировать мощные двигатели, способные разгонять автомобили до высоких скоростей, достижение которых стало возможным только путем последовательного переключения пониженных передач.
  2. Решить конструктивную задачу органа управления системой так, чтобы небольшими усилиями переключать сложный механизм. Сегодня механика коробки доведена практически до совершенства. Пользоваться МКПП могут и женщины, и люди с ограниченными возможностями.

История эволюции механической коробки передач насчитывает более ста лет. За это время был накоплен колоссальный опыт и проведены тысячи экспериментов. Результатом этой деятельности стал механизм, имеющий следующие характеристики:

  • МКПП в высшей степени надежный механизм;
  • простота в управлении. Сцепление и синхронизаторы позволяют мягко, без рывков и практически без потери мощности переключать передачи;
  • механика недорога в обслуживании. Хорошо развитая сеть обслуживания и доступные по цене запчасти делают необременительным необходимый ремонт. Потребление масла чувствительно меньше, чем у АКПП или вариатора:
  • вождение самостоятельно выбранным стилем. Особенно любят механику опытные водители, которые пользуются возможностью полностью использовать потенциал машины;
  • Экономия топлива. По разным оценкам потребление бензина при пользовании МКПП меньше, чем автомата до 15%.

Единого, эталонного образца механической коробки передач нет. Плюсы одной конструкции, в том числе и экономические, с лихвой компенсируются недостатками у другой. Разнообразие скорее плюс, чем минус, поскольку дает возможность выбрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая, хотя иногда этим приходится жертвовать, не всегда имеет смысл приобретать или не приобретать машину по одному, пусть самому замечательному механизму. Но такие тонкости удел профессионалов, большинство же пользователей ориентируются на общие показатели. Например, кинематическую конструкцию коробки:

  • Двухвальная коробка. Блок шестерен располагается на ведущем и ведомом валах. Механизм переключения находится отдельно от корпуса и соединен с органами управления посредством тяг и тросов. Такая схема характерна для переднеприводных автомобилей;
  • Трехвальная коробка. Отличается от предыдущей схемы наличием промежуточного вала. В большинстве случаев трехвальная МКПП используется в заднеприводных машинах.

Немаловажное значение имеет и количество передач, то есть отдельных, независимых режимов работы трансмиссии. Первая промышленная коробка передач имела 2 позиции, не считая переключения на задний ход. Затем к 60-м годам прошлого века добавилась еще одна. Сегодня подобную модель практически не встретишь. Покупателю придется выбирать автомобиль имеющий большее количество положений у МКПП:

  • Четырехступенчатая. Машин, в базовой комплектации имеющих подобную коробку остались единицы. Промышленность продолжает в небольших количествах выпускать запчасти, чтоб поддерживать в рабочем состоянии миллионы автомобилей с четырьмя скоростями, но с каждым годом их становится меньше;
  • Пятиступенчатая. Самая распространенная конструкция сегодня. Подавляющее большинство машин среднего и бюджетного класса оснащено именно такой системой;
  • Шестиступенчатая. Подобные МКПП устанавливают исключительно на спортивных и сверхмощных автомобилях, чтобы эффективнее использовать крутящий момент. Появившиеся коробки с седьмой передачей, скорее перспективные разработки, чем реальность ближайших лет, хотя такие модели уже есть. Некоторые производители впрочем, проектируют коробки и с восьмой передачей.

Момент переключения передач находится под контролем водителя. При умелом пользовании это дает преимущества в динамике разгона и при переходе в экономичный режим.

Автоматическая коробка передач (АКПП)

Поменять традиционную ручку на более совершенный механизм пытались еще в первой трети прошлого столетия. Успешно реализовать идею удалось только в 1947 году в модели Buick Roadmaster. В 1960 году американцы утвердили нынешний стандарт маркировки переключателя с буквенными обозначениями функций - P-R-N-D-L. АКПП не стоит путать с роботизированными коробками, которые являются полными аналогами обычной механики с электронным управлением или сервоприводами и вариаторами, которые вообще работают в бесступенчатом режиме. В отличие от стандартного автомата они дороже в ремонте, и обслуживаются главным образом в специальных дилерских центрах, которые не всегда легко найти. Классической АКПП считается та, в которой реализован гидромеханический принцип работы. Состоит такая коробка из следующих элементов:

  1. Планетарный механизм. Главная деталь АКПП. Набор шестерен, переключаемых автоматически и обеспечивающих работу в нескольких режимах, количество которых означает число заявленных передач.
  2. Гидротрансформатор. Бесступенчато передает крутящий момент на ведомый вал.
  3. Гидроуправление. Система механизмов, переключающая планетарный редуктор.
  4. Масляный насос. Обеспечивает смазку всех деталей АКПП.
  5. Радиатор охлаждения. Он эффективно охлаждает рабочую жидкость, оберегая всю систему от перегрева.

Кроме указанных выше элементов, которые являются базовыми, в АКПП есть и другие механизмы. Их количество и функциональные возможности могут существенно отличаться в различных моделях. Преимуществами автомата считаются следующие качества:

  • Отпадает необходимость вручную переключать передачи — самое большое достоинство АКПП;
  • Увеличение ресурса двигателя. Автомат не дает двигателю работать в критических режимах, что благотворно влияет на состояние и работоспособность отдельных механизмов и узлов. Система управления спроектирована таким образом, что не при работе не выходит за пределы заданных параметров;
  • Облегчает передвижение по мокрой и скользкой дороге. Особенно ценно это качество для неопытных водителей.

Кроме плюсов, у автомата есть и недостатки, которые следует учитывать при покупке автомобиля:

  • Стоимость. Разница в цене на одну и ту же модель машины, но с разной трансмиссией существенна и иногда становится решающей при выборе:
  • Дорогое обслуживание. Касается это как ремонта коробки в случае ее выхода из строя, так и регламента. Для замены масла требуется приобретать рекомендуемое, количество которого существенно больше, чем заливается в МКПП;
  • Динамика. АКПП медленно разгоняется, и все переключения регулируются автоматикой, что не всякому водителю нравится;
  • Неудобства передвижения при поломке. Для перемещения в большинстве случаев необходим эвакуатор. Буксировать автомобиль с автоматом не получится, так же как и завести его с «толкача».

Принципиальные отличия механики от автомата

Разница в вождении автомобиля с АКПП относительно умений управлять машиной оборудованной МКПП существенна, и это отражено в законодательствах многих стран.

Права выдаются двух типов. Первый - экзамен сдается на автомобиле с автоматом без права вождения транспортным средством оборудованным механикой. Второй - обучение и тестирование проводится на машине с МКПП. Выданный документ дает права владельцу управлять и механикой, и автоматом. Это резонно, поскольку человек ни разу не пользовавшийся классической механикой не имеет навыков пользования и в принципе не способен управлять машиной с МКПП. Обратная ситуация, когда водитель переходит с автомата на «ручку» не вызывает никаких затруднений. Резюмируя информацию можно выделить следующие различия между двумя типами коробок:

  1. Цена. Автомат дороже. Разница может достигать 1000 и более долларов.
  2. Комфорт. АКПП полностью освобождает водителя от необходимости отвлекаться на переключение передач. В автомобиле с МКПП необходимо вовремя и последовательно переходить на другую скорость.
  3. Ремонт. Механика значительно дешевле в обслуживании относительно автомата. Доступнее запчасти и сделать ремонт можно практически в любой СТО или даже самостоятельно.
  4. Вес. АКПП тяжелее. Фактор не столь значительный, но сбрасывать его со счетов не стоит.
  5. Управление. Кардинальные отличия. Механика дает полную свободу водителю, и раскрыть полностью динамический потенциал автомобиля можно только с МКПП. Однако некоторые современные модели АКПП и вариаторов вплотную подошли по этим параметрам к механике, но стоят они дороже.
  6. Экономия топлива. МКПП дает возможность собственнику машины выбирать оптимальные режимы работы двигателя. Чем больше водительский опыт, тем эффективнее используется это преимущество.
  7. Влияние на ресурс автомобиля. Механика позволяет использовать критические режимы двигателя, что не лучшим образом сказывается на сроке службы силовой установки и трансмиссии. За динамику и удовольствие полностью чувствовать все заложенные в автомобиле возможности приходится платить ускоренным износом некоторых узлов и агрегатов. Гораздо бережнее относится к машине автомат. Установленные пороговые параметры автомат не позволяет превышать и при эксплуатации машина выдерживает все сроки, гарантированные производителем на все системы.

Опытные водители и инструкторы советуют проходить обучение на машинах с механикой. Пересесть потом на автомобиль с АКПП не составит труда. Кроме того, это даст возможность лично сравнить типы трансмиссии и выбрать тот вариант, который по душе. Переучивание же на механику приравнивается к повторному обучению вождению .

Автомобили с автоматом дороже и если разница в цене принципиальна, то приходится остановиться на механике. Однако критерии при выборе часто другие — машины с АКПП выбирают ради удобства и простоты обучения. Особенно любят автомобили с автоматами женщины и люди, не желающие себя обременять лишними навыками. Надо признать, что в городских условиях, со множеством светофоров и пробок, необходимостью точно парковаться — автомат предпочтительнее.