Как сдают город на мотоцикле. Экзамены на категорию «А»: основные особенности. Категории прав на управление мотоциклами

Согласно Правилам дорожного движения передвигаться на мотоциклах можно только при наличии водительского удостоверения одной из категорий - «А», «А1» или «М». Выбор такой категории напрямую зависит от объема двигателя транспорта. Какие особенности имеет процедура получения таких водительских прав? Как проходит обучение и сдача экзаменов? Сколько стоит процедура? Дадим ответы на эти вопросы в данной статье.

Что такое категория «А»?

Отметка о категории с литерой «А» говорит о праве водителя управлять мотоциклом. Если после буквы нет дополнительных отметок, то удостоверение позволяет водить абсолютно любые мотоциклы, в том числе с коляской. Такие документы предусматривают даже вождение мотоколясок, правда, сейчас на дорогах страны их уже почти не встретишь. Категория «А» - это разрешение на вождение двух-, трех- и четырехколесными транспортными средствами массой до 4 центнеров (например, квадроциклами). Отдельную подкатегорию А1 составляют мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3 и мощностью не более 11 киловатт. Она выделена специально для управления так называемыми легкими мотоциклами. При этом водители с указанной категорией «А» правомочны водить и их. Основное отличие подкатегории - возможность открытия с 16 лет.

С чего начинается процесс получения прав?

Для того чтобы сдать на права, нужно пройти обучение в автошколе. Сдача экзаменов без прохождения полного курса допустимо в единичных случаях. Выбирая школу, следует проверить, точно ли у нее есть выдаваемая ГИБДД лицензия. Организация, не прошедшая процедуру лицензирования, выдает документы без какой-либо юридической силы. Не менее важна предлагаемая программа: количество часов практики, материальная база школы. Лучше выбрать ту организацию, которая научит реальным практическим умениям и навыкам, а не даст информацию лишь на бумаге.

В автошколах и ДОСААФ стоимость полного курса обучения варьируется в пределах от 8-15 тысяч до 20-50 в случае получения навыков экстремального вождения. На расценки также влияет местоположение школы.

Продолжительность обучения зависит от установленного графика. По общему правилу будущие мотоциклисты должны освоить теорию в объеме не менее 106 академических часов. Практический блок составляет, как минимум, 17 часов. Обычно занятия проходят в течение 2-3 месяцев, хотя некоторые организации предоставляет возможность пройти экспресс-курс. Важный момент - транспорт, на котором осуществляется обучение. Так, если объем двигателя менее 125 см3, то сдать можно будет только на подкатегорию А1.

Как подготовиться и сдать экзамен?

Когда обучение подойдет к концу, нужно будет подготовить необходимые документы. К таковым относятся специальная медицинская форма 003-В/у, паспорт, заявление на сдачу экзамена, и документальное подтверждение уплаты государственной пошлины, размер которой составляет 2 тысячи рублей. После этого будущий мотоциклист должен сдать экзамен, состоящий из двух блоков - теории и практики. Первая часть предполагает тест: 20 вопросов с четырьмя вариантами ответа. На его решение отводится 20 минут, допустимо не более двух ошибок. Если у человека уже имеется категория В и она получена не более трех месяцев назад, то теорию можно пропустить, перейдя сразу к сдаче практической части. В программе экзамена всего три упражнения:

  • Движение прямо, поворот, разгон, торможение;
  • «Восьмерка»;
  • Слалом, проезд на малой скорости.

Вне зависимости от получаемой категории, у экзаменуемого нет права на серьезные ошибки. Больше пяти штрафов в упражнении, и придется прийти на сдачу еще раз. В этом случае придется снова уплатить пошлину и, если требуется, арендовать мотоцикл на время экзамена. Выездов на мотоцикле в город не предусматривается. Все испытания проходят только на площадке автошколы.

При сдаче вождения руками нужно показывать сигналы торможения, поворота ТС. Ни в коем случае нельзя пересекать разметку на площадке, сбивать конусы. Штрафные баллы назначаются за проход медленных участков быстрее 5 секунд, за касание ногами дороги.

После получения положительной оценки по итогам обеих частей экзамена нужно только узнать, как и когда получить удостоверение. Выдается оно в МРЭО. Не всегда выдача происходит в день сдачи, возможно, придется подождать пару дней. В случае выбора добросовестно оказывающей услуги автошколы проблем со сдачей и, как следствие, дополнительными расходами возникнуть не должно. Как утверждают специалисты, процедуры для получения прав (комиссия, аренда транспорта, если требуется и пр.) обходятся в 10-15 тысяч по регионам. Для Москвы и Санкт-Петербурга сумма значительно выше - до 60 тыс.

Совсем недавно законодательная база, регулирующая порядок сдачи на водительские права категории «A», была заметно изменена. И теперь у будущих мотоциклистов и скутеристов возникает немало вопросов. К тому же и средства массовой информации некоторые аспекты нововведений растолковали весьма двузначно. Так что пришла пора разложить все по полкам.

Как сдать на права на мотоцикл - категория «А»

Начнем с того, что теперь дополнительно существует подкатегория «А1», разрешающая в возрасте 16 лет, которая предусматривает эксплуатацию двухколесных транспортных средств с двигателем объемом до 125 куб. см. Для езды же на более мощных мотоциклах необходимо достичь полнолетия и сдать на полноценную категорию «А».

Сколько стоит обучение и сдача экзамена

Разброс цен обучения имеет довольно большую амплитуду. Стоимость курса может обойтись в сумму от 4 до 9 тысяч рублей. В некоторых случаях (например, элитные мотошколы) планка способна достигать даже 20 000 руб. Все зависит от множества факторов: качества материальной базы, количества часов практических занятий, входа в стоимость оплаты топлива, уровня оплачиваемости профессиональных инструкторов и наличия у вас прав по другой категории. По поводу других законных платежей: 1200 руб. - медицинская справка, столько же - госпошлина и оформление необходимых для сдачи экзамена документов, около 700 руб. - аренда мотоцикла для сдачи практики вождения и проезд тренировочного круга перед зачетом.

Видеоролик о гос. экзамене в ГИБДД на категорию «А»

При этом нет разницы, собирается байкер ездить на . В удостоверение такие данные не вносятся, а соответственно, одинаковая программа обучения и единая плата. Также возможно сдать практику на собственном, то есть не арендованном, мототранспорте. Но это не значит, что на нем вы приезжаете прямо в МРЭО - нужен водитель. В любом случае должно быть ОСАГО без ограничений на количество водителей и отметка о том, что разрешается использование т/с в качестве учебного.

Сдача экзамена при наличии прав на авто

Если у вас уже есть водительские права на категорию «B», но при этом не открыта категория «А», то наверстать упущенное будет проще простого. Правда, сделать это можно лишь в течение 3 месяцев с момента предыдущей успешной сдачи теории. Если 3 месяца уже прошло, то экзамен сдается по полной - и теоретическая часть, и практическая.

Какие нужны документы

Для сдачи экзамена нужно обратиться в орган ГИБДД по месту прописки и предоставить следующий комплект документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • квитанция, подтверждающая факт уплаты госпошлины;
  • оригинал и копия документа, подтверждающего прохождение обучающих курсов;
  • медсправка;
  • водительское удостоверение (если уже есть на другую категорию).

Как происходит процесс сдачи экзамена

Сама сдача экзамена подразумевает 3 основных этапа:

  1. теоретическая часть в виде тестирования (ответить на 20 вопросов за 20 минут, допускается 2 ошибки);
  2. демонстрация своих умений на площадке;
  3. получение вожделенных документов, подтверждающих статус водителя.

Ну, если с первым и последним пунктами все более-менее понятно, то на фазе требуется остановиться поподробней.

Что подразумевает сдача практической части экзамена

Если вы успешно прошли тестирование за компьютером, ответив правильно по крайней мере на 18 из 20 заданных вопросов, то самое время сосредоточиться на практических навыках вождения, приобретенных за время .

Первым из трех обязательных упражнений является комплекс из следующих элементов:

  1. габаритный коридор (движение по прямой);
  2. габаритный полукруг (нужно заранее жестом показать поворот (разворот) налево);
  3. разгон-торможение (не забудьте переключиться с низшей на высшую, с высшей на низшую передачи и подать рукой знак торможения).

Второе упражнение:

  • змейка (петляние между конусами);
  • колейная доска (проезд строго по линии);
  • движение с малой скоростью (прохождение участка не менее чем за 5 с).

Упражнении № 3 - классическая габаритная восьмерка. При этом практика считается сданной, если все три упражнения выполнены верно. Каждое из упражнений, в свою очередь, засчитывается в случае если общая сумма штрафных баллов, полученных при его выполнении, не превышает пяти.

Так, к грубым ошибкам, тянущим за собой наказание в виде 5 штрафных баллов, относятся следующие недочеты:

  • касание ногой асфальта при движении;
  • отклонение от заданной траектории (восьмерка, змейка);
  • заезд за стоп-линию, линию разметки, сбивание конуса;
  • отсутствие поворотного сигнала рукой;
  • остановка более чем за 0,4 м до стоп-линии.

Средние ошибки (3 штрафных балла):

  • заглохание на старте;
  • невключение нейтральной передачи после остановки;
  • запоздалое показание левого поворота жестом;
  • непереключение передач там, где это было необходимо;
  • невыполнение временного норматива (5 с) при движении с малой скоростью.

Мелкие несоответствия (1 балл):

  • невключение ближнего света на старте;
  • неподача рукой сигнала торможения (в первом упражнении);
  • резкое торможение.

В то же время езду на мотоцикле по городу программа не предусматривает.

  • Новости
  • Практикум

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

В Германии улитки стали причиной аварии

Улитки во время массовой миграции ночью пересекали автобан неподалёку от немецкого города Падерборн. К раннему утру дорога не успела высохнуть от слизи моллюсков, что стало причиной аварии: автомобиль Trabant занесло на мокром асфальте, и он перевернулся. Как сообщает The Local, машина, которую немецкая пресса иронично именует «бриллиантом в короне немецкой...

В России появятся дороги для беспилотных автомобилей

Строительство специальных дорог для использование машин-роботов должно стать частью профильного плана по развитию беспилотных перевозок, сообщает «Российская Газета». В связи с этим в Минтрансе уже создают особую межведомственную группу, рассказал замдиректора департамента программ развития Александр Славуцкий. Для организации подобных дорог властям придется пересмотреть нормы проектирования. В частности, понадобятся...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Опубликованы свежие фото новых Kia Rio и Hyundai Solaris

Как и в предыдущие разы, в обоих случаях речь идет о моделях Kia K2 и Hyundai Verna, которые продаются в КНР. Однако именно эти модели взяты за основу российских версий Kia Rio и Hyundai Solaris, поэтому с уверенностью можно говорить, что нас ждут именно такие изменения. Как можно убедиться по снимку, ...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

Названа средняя цена нового автомобиля в России

Если в 2006 году средневзвешенная цена машины составляла примерно 450 тыс. рублей, то в 2016 - уже 1,36 млн рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», изучившее ситуацию на рынке. Как и 10 лет назад, самыми дорогими на российском рынке остаются иномарки. Сейчас средняя цена нового автомобиля...

В ГИБДД Москвы возникла давка из желающих обжаловать штраф

Такая ситуация возникла из-за большого количества штрафов, выписанных в отношении водителей в автоматическом режиме, и малого времени на обжалование квитанций. Об этом на своей странице в Facebook рассказал координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов. Как пояснил Шкуматов в разговоре с корреспондентом «Авто Mail.Ru», ситуация могла возникнуть из-за того, что власти продолжили штрафовать...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

Рейтинг самых дорогих автомобилей

На протяжении всей истории автомобилестроения конструкторы из общей массы серийных моделей всегда любили выделить несколько уникальных по характеристикам и возможностям. В нынешнее время такой подход к конструированию автомобилей сохранился. И по сей день многие мировые автогиганты и небольшие компании стремятся, ...

А, кажется, что это связано с огромными трудностями, но на самом деле все достаточно просто. Но всё-таки идти на сдачу экзаменов, не пройдя подготовку, тоже идея не лучшая. Вначале нужно хотя бы узнать обо всех нюансах и процедурах, которые придется пройти, чтобы получить права на мотоцикл.

Самостоятельное изучение теории

Первое, что понадобится в обучении - правила дорожного движения. Кажется, их продают в каждом журнальном ларьке и в любом книжном магазине. Можно взять книгу у знакомых, главное, чтобы книга была со всеми последними изменениями. Также необходимо купить экзаменационные билеты. Можно попробовать найти их в интернете, тем более что для нахождения актуальных придется потратить какое-то количество времени. Существует много сервисов, в которых можно пройти онлайн-тестирование по билетам, чтобы понять, хватает ли вашего уровня подготовки, чтобы сдать на права на мотоцикл. Один из подобных сервисов располагается на официальном сайте ГИБДД.

Отсутствие опыта не причина отказываться от прав

Если человек не имеет абсолютно никакого опыта вождения мотоцикла, ему не стоит расстраиваться, нужно просто записаться на курсы обучения. Эти курсы не похожи на те, которые проходят, чтобы открыть категорию B. Здесь будет больше практических занятий, на которых вам сразу дадут в управление мотоцикл, обучат тому, как он заводится, как тронуться с места. В теорию входит краткий рассказ о том, как работает двухтактный двигатель.

Целью курсов является именно подготовка человека в самый короткий срок таким образом, чтобы он мог получить права на мотоцикл без лишних хлопот. На подготовительной площадке будут изображения: "подковы", "зиг-зага" и "восьмерки". Как раз эти элементы и придется сдать на практическом экзамене. Цена курсов намного ниже, чем у желающих получить права для управления автомобилем, а длительность их составляет обычно 5 занятий. Время каждого - около двух часов.

Опыт вождения - несомненный плюс

Если опыт вождения мотоцикла есть (всё-таки многие начинают обучение, катаясь на стареньких "ИЖах" и "Восходах"), то можно не посещать все пять занятий. Достаточно будет прийти пару раз, чтобы отработать ключевые элементы, необходимые для сдачи. Так как получить права на мотоцикл можно, только сдав все экзамены, все же лучше посетить больше занятий, пока не будете уверены, что упражнения получится выполнить идеально. Для кого-то хватит одного занятия, а кому-то придется посетить все.

Какие нужны документы

Даже если опыт вождения мотоцикла насчитывает тысячи километров, а все билеты выучены, но кандидату на получение документа не исполнилось 16 лет, к сдаче экзаменов нельзя будет приступить, так как получить права на мотоцикл можно лишь по достижении этого возраста. И лучше повременить с увеличением опыта вождения, потому что без прав или инструктора это будет считаться нарушением закона.

Если же вам более 16 лет, в ГИБДД необходимо взять документы из следующего перечня:

  • Оплаченные квитанции.
  • Справка о прохождении медицинской комиссии.
  • Паспорт.
  • Если вы прошли курсы подготовки, то нужен документ, который это подтвердит.
  • Если есть права с другими открытыми категориями, придется взять еще и их.
  • С этих документов желательно сделать ксерокопии заранее.

Экзамены

Итак, билеты изучены, онлайн-проверка знаний пройдена на отлично, да еще и несколько раз, практические элементы отработаны и не вызовут сложности. Не спешите, получение прав на мотоцикл возможно только после сдачи экзамена, а сдать его можно не каждый день и не везде. Для начала требуется уточнить, в какой день можно прийти на экзаменовку.

Перед сдачей экзамена потребуется оплатить квитанции и только после этого прийти в отделение ГИБДД. Не забудьте взять с собой все необходимые документы. Их перечень будет написан ниже. Тут же необходимо купить экзаменационную карту, заполнить её и отдать в отдел, занимающийся теоретическим экзаменованием.

Экзамены состоят из трех частей. Сначала вы пройдете в комнату, где нужно будет проходить экзамен. Результат будет на мониторе: красный цвет - вернитесь на шаг назад и продолжайте учить билеты; зеленый - экзамен сдан, но это еще не всё. До того как получить права на мотоцикл, придется пройти последний тест - практический.

Вторая часть - практический экзамен

Для прохождения практического экзамена вам могут предоставить абсолютно любой мотоцикл. Чаще всего приходится ездить на стареньком "Минске" или "ИЖе". Техническое состояние железного коня, скорее всего, будет не самым лучшим. Он может и заглохнуть не вовремя, и для того чтобы завести его, придется потратить некоторое количество времени и сил.

Также мотоцикл может предоставить мотошкола, где проводились предэкзаменационные занятия. Вполне возможно, что у вас будет выбор между мощной "Ямахой" и 120-кубовым "Минском". Лучше выкинуть излишнюю самоуверенность и выбрать тот мотоцикл, который легче. На самом деле упражнения только кажутся простыми, а каждая ошибка может привести к необходимости пересдавать экзамен.

Если не терпится показать все свои навыки езды, лучше это сделать после экзамена, так как получить права на мотоцикл - ваша главная цель, а не испытать себя. На проверке умений нужно суметь сделать всё идеально. Люди бывают разные, кто-то не заметит вашу мелкую ошибку, а кто-то сразу скажет, что необходимо сходить еще на несколько занятий по вождению.

Завершающая часть

Больше сюрпризов на этом этапе не будет. Все те же три элемента, которые уже изучены на курсах. Не забывайте поднимать руки, обозначая повороты и торможения. Если всё сделано правильно, вас попросят пройти в центральное здание, где и будет проходить третья часть. Третья часть самая простая (а для кого-то самая сложная), она подразумевает долгое ожидание в очереди. Вам отдадут документы, а вместе с ними и водительские права.

Сдать на права на мотоцикл мечтает каждый, кому по душе двухколесные транспортные средства.

Главное - учесть все нюансы и тщательно подготовиться к сдаче экзамена.

  • паспорт (используется для подтверждения личности, возраста и регистрации);
  • заключение медиков о состоянии здоровья;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 2 тысяч рублей;
  • фотография 3х4 см (для изготовления ВУ);
  • свидетельство из мотошколы (если учреждение не принимает участие в организации экзамена);
  • ранее полученные права на управление транспортом (если водитель открывает дополнительную категорию).

Если учреждение подает данные в госавтоинспекцию за своих учеников, перечисленные бумаги необходимо предоставить канцелярии мотошколы. Если данная услуга не включена в стоимость обучения, документы в МРЭО предоставляются самостоятельно. Сотрудники примут документы и .

Подготовительный этап

Подготовка к экзамену занимает от 1,5 до 4 месяцев (во всех школах по-разному). На протяжении этого времени ученик получает теоретические знания и приобретает навыки управления транспортным средством.

Инструктор должен объяснить, как выполнять упражнения в соответствии с регламентом:

  • на каком расстоянии от линий останавливаться;
  • за какое время проезжать ту или иную дистанцию;
  • с какой стороны заезжать на змейку;
  • когда ставить ногу на землю и т. д.

Практика на автодроме

Тому, кто освоит и детально проработает все упражнения, присутствующие в практической части, сдать экзамен будет несложно.

Особенности проведения экзамена

Когда изучение теории и практики подходит к концу, ученик (самостоятельно либо в составе группы от мотошколы). Последний, состоит из двух частей: проверка теоретических знаний и практических навыков. Выезжать в город для получения ВУ не нужно, по крайней мере, на сегодняшний день. К сдаче практической части допускаются лица, успешно сдавшие теорию.

Теоретическая часть экзамена идентична той, что сдается при получении . Иными словами, ученику придется ответить на 20 вопросов и допустить не более 2 ошибок. Время испытания ограничено 20 минутами - так как экзамен проходит в тестовой форме, этого более чем достаточно. Если попытка не увенчалась успехом, теорию можно сдать повторно, но только через неделю.

Разметка автодрома для мотоцикла

Те, кто ответил правильно хотя бы на 18 вопросов из 20, могут переходить к сдаче практической части экзамена. Обычно для этого используется транспорт, на котором ученик проходил обучение, либо техника из МРЭО (в последнем случае аренда транспортного средства обойдется примерно в 700-1000 рублей). Сдавать экзамен на собственном мотоцикле запрещено.

Задача практической части - проверить навыки управления транспортным средством. Для этого в программу включены следующие испытания:

  • езда по прямой линии (так называемый габаритный коридор);
  • совершение плавного поворота с указанием направления движения;
  • разгон с места, торможение.

Благодаря последнему заданию, экзаменатор может проверить уровень навыков ученика, способность переключаться с низшей передачи на высокую и обратно.

Что касается второй части практического экзамена, то она включает:

  • выполнение упражнения «змейка» (проезд между установленными конусами);
  • движение по колее (вдоль начерченной линии);
  • маневр на минимально возможной скорости (необходимо проехать определенный отрезок пути за 5 секунд);
  • выполнение упражнения «габаритная восьмерка».

Штрафные баллы

Успешная сдача экзамена возможна в том случае, если задания выполняются в соответствии с действующим регламентом. Делать упражнения нужно «чисто», стараясь не допускать ошибок. Любой промах приводит к начислению штрафного балла.

Три штрафных балла начисляются в случае, если:

  • мотоцикл глохнет на старте;
  • взмах рукой осуществляется с запозданием.

Пять штрафных баллов начисляются, если:

  • мотоциклист резко отклоняется от заданной траектории движения;
  • поворот совершается без включенных габаритов;
  • мотоцикл наезжает на стоп-линию и т. д.

Когда количество штрафных баллов достигает пяти, экзамен автоматически считается не сданным. В случае неудачи через неделю. Если человек не может сдать экзамен три раза подряд, совершить следующую попытку можно только спустя 30 дней. Тут важно учитывать, что результаты теоретического экзамена действуют в течение трех месяцев. Если человек не успевает сдать практику за это время, все приходится начинать сначала.

В том случае, если теорию и практику получилось сдать, подготовка водителя объявляется законченной. Перечень дальнейших действий включает передачу в ГИБДД пакета документов и ожидание изготовления ВУ. Права выдают в МРЭО в день, когда был сдан экзамен, либо в течение последующих 1-2 дней. Иногда возникают всевозможные накладки (отсутствие бланков прав, поломка оборудования и т. д.), что приводит к выдаче временных водительских удостоверений, которое необходимо обменять на постоянное, в течение 14 дней с момента выдачи.