Как обосновать списание моторного масла. Пример расчета списания моторного масла на автомашину. Списание моторного топлива в учреждениях госсектора

Наличие автотранспорта заставляет автономное учреждение приобретать ГСМ. Основной целью учета данного вида нефинансовых активов является обеспечение правомерности его расходования. Особое значение приобретает четкое исполнение требований нормативных актов, регулирующих его нормирование. Как показывает практика проверок, наибольшее количество нарушений связано именно со списанием топлива с учета. О том, как избежать ошибок в учете, мы расскажем в статье.

Нормы расхода Горюче - смазочных материалов

Свою деятельность автономное учреждение осуществляет в соответствии с планом финансовохозяйственной деятельности. Планирование расходов на ГСМ, а также ведение статистической отчетности, определение себестоимости перевозок АУ осуществляется в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ23р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте" (далее. Рекомендации).
В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры их потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
- автобуса, где учитываются снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитываются снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
3) транспортная норма в литрах на 100 ткм (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля.
Учет дорожнотранспортных, климатических и других факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходной нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего транспортное средство, или местной администрации).
Нормативный расход топлива определяется по формулам. Для каждого вида автотранспортного средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей) предназначена специальная формула расхода топлива. Например, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:
Qн. нормативный расход топлива, л;
Hs . базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S . пробег автомобиля, км;
D . поправочный коэффициент к норме (суммарная относительная надбавка или снижение), %.

Для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую нормы расхода топлив отсутствуют в Рекомендациях, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программеметодике (п. 6 Рекомендаций).
В соответствии с приложением 1 к Рекомендациям нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок. в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводовизготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п.
Бухгалтерский учет Горюче - смазочных материалов
В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н для учета ГСМ предусмотрен счет 105 03 "Горюче - смазочные материалы", на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т. д.
В автономных учреждениях, использующих различные виды Горюче - смазочных материалов, должен быть организован их раздельный учет в зависимости от их видов (бензин, дизельное топливо, керосин и т. д.) и направлений их расходования (например, при использовании в платной деятельности или при выполнении государственного (муниципального) задания).
Учет расходов на приобретение ГСМ. Горюче - смазочные материалы, как и другие группы материальных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Перечень расходов, включаемых в фактическую стоимость материальных запасов, установлен п. 102 Инструкции N 157н. К ним, в частности, относятся:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе. расходы по доставке).
Следует обратить внимание, что если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований ГСМ, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования Горюче - смазочных материалов в их общей стоимости. Например, согласно договору поставки каждый месяц в АУ поставляется: бензин А92 на сумму 230 000 руб.; бензин А95 . 125 000 руб.; бензин А80 . 60 000 руб. Общая стоимость составляет 415 000 руб. (230 000 +125 000 + 60 000). Расходы по доставке ГСМ на склад хранения составляют 10 800 руб. Таким образом, распределение стоимости расходов по доставке на каждый вид топлива будет соответственно следующим: бензин А92 . 5 980 руб.; бензин А95 . 3 250 руб.; бензин А80 . 1 560 руб.
Описанная выше ситуация встречается на практике довольно редко, это связано с тем, что в большинстве случаев государственные (муниципальные) учреждения не располагают собственными заправочными пунктами, поэтому зачастую приобретение ГСМ осуществляется посредством закупки топливных талонов, с помощью пластиковых карт или за наличный расчет через подотчетных лиц.
Далее при формировании фактической стоимости ГСМ следует учитывать, что в соответствии с п. 105 Инструкции N 157н в их фактическую стоимость не включаются сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.
Формирование стоимости всех видов топлив осуществляется с использованием счета 106 04 "Вложения в материальные запасы" (п. 133 Инструкции N 157н). В случае если учреждение дополнительных расходов, связанных с приобретением ГСМ, не несет, расходы по оплате их стоимости поставщику относятся сразу на счет 105 03 "Горюче - смазочные материалы".
Суммы НДС, уплаченные при приобретении ГСМ, не включаются в их фактическую стоимость, за исключением случаев, когда деятельность АУ не подлежит обложению НДС (ст. 149 НК РФ) либо налогоплательщик имеет освобождение от исполнения данных обязанностей в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Принятие к учету расходов, связанных с приобретением ГСМ, будет отражено следующим образом (п. 51 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 106 04 000 "Вложения в материальные запасы"
Кредит счетов 0 302 34 000 "Расчеты по приобретению материальных запасов", 0 302 22 000 "Расчеты по транспортным услугам", 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам"
Оприходование ГСМ в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении, в том числе по нескольким договорам, отражается так (п. 34 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 105 03 000 "Горюче - смазочные материалы" (105 23 000, 105 33 000)
Кредит счетов 0 106 04 000 "Вложения в материальные запасы", 0 302 00 000 "Расчеты по приобретению материальных запасов", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 0 304 04 340 "Внутренние расчеты по приобретению материальных запасов" (в рамках движения ГСМ между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами))
Рассмотрим на примерах принятие к учету ГСМ посредством их приобретения:
- по безналичному расчету;
- по топливным талонам;
- с использованием топливных карт;
- за наличный расчет через подотчетных лиц.

АУ приобрело три канистры масла по цене 1 500 руб. за штуку (в том числе НДС 18% . 228,80 руб.). Расходы по доставке составили 200 руб. (в том числе НДС 18% . 30,50 руб.). Оплата производилась в безналичном порядке за счет средств от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Счет учреждения обслуживается кредитной организацией.
Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

* Оприходование ГСМ от топливной компании производится на основании накладной и счетафактуры.

АУ в апреле 2011 г. приобрело за счет приносящей доход деятельности 100 талонов на бензин А80. Каждый талон рассчитан на 20 л бензина. Цена 1 л. 20 руб. (в том числе НДС). Договором предусмотрено перечисление аванса в размере 30% (12 000 руб.) и окончательный расчет в конце месяца (28 000 руб.). Учреждение обслуживается в Федеральном казначействе.
Талоны на бензин оприходованы в кассу учреждения и затем выданы под отчет водителям на месяц: 10 талонов. Иванову В. В. и 15 талонов. Сидорову И. И. В конце месяца водители представили авансовые отчеты с корешками от талонов. АУ освобождено от обязанности плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,руб.
Перечислен аванс поставщику 2 206 34 000 2 201 11 000 12 000
Оприходованы талоны на бензин в кассу АУ(100 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 201 35 000* 2 302 34 000 40 000
Произведена окончательная оплата поставленных в учреждение талонов 2 302 34 000 2 201 11 000 28 000
Произведен зачет аванса 2 302 34 000 2 206 34 000 12 000
Выданы в подотчет талоны водителю Иванову В. В.(10 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 208 34 000 2 201 35 000* 4 000
Выданы в подотчет талоны водителю Сидорову И. И.(15 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 208 34 000 2 201 35 000* 6 000
Приняты к учету ГСМ при проверке авансовых отчетов: - Иванова В. В. - Сидорова И. И. 2 105 33 000**2 105 33 000* * 2 208 34 0002 208 34 000 4 000 6 000

* Согласно п. 169 Инструкции N 157н талоны на бензин являются денежными документами и должны храниться в кассе учреждения. Прием талонов в кассу производится по Приходному кассовому ордеру (ф. 0310001); по Расходному кассовому ордеру (ф. 0310002) водителям выдаются талоны под отчет.
** Получаемые по талонам ГСМ приходуются на основании корешков талонов, приложенных к авансовым отчетам водителей. В корешке содержится такая информация, как марка ГСМ и номер талона. Номер на отрывном корешке подтверждает факт использования именно тех талонов, которые были получены под отчет.

АУ осуществляет заправку ГСМ с использованием пластиковой карты на сумму 50 000 руб. Топливная организация изготавливает одну пластиковую карту на сумму 500 руб. (в том числе НДС. 76,27 руб.), которая переходит в собственность учреждения. Для заправки автомобиля топливная карта выдана в подотчет водителю легкового автомобиля.
В конце месяца водитель представил авансовые отчеты, подтверждающие заправку по пластиковой карте на сумму 50 000 руб. Все расходы оплачиваются с лицевого счета, открытого в ОФК, за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания. Деятельность учреждения не подлежит обложению НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.
При отражении операций с использованием топливных карт следует отметить, что ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией N 183н порядок их отражения не разъяснен. Однако ранее Минфином в Письме от 03.06.2008 N 02 14 10а/1611 были даны рекомендации о том, что приобретенные карты по предварительно оплаченным товарам рассматриваются в целях бухгалтерского учета как документы, подлежащие учету в порядке, установленном для учета бланков строгой отчетности. Таким образом, карты ГСМ следует учитывать в соответствии с Инструкцией N 157н на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".
Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и месту их хранения в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) (п. 338 Инструкции N 157н). В ней указываются виды, серии и номера бланков, даты их получения (выдачи), цена, количество и подписи лиц, их получивших.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями:

* Поступление бланков строгой отчетности отражается записью на забалансовом счете 03 в условной оценке 1 руб. за 1 бланк или по стоимости приобретения бланков (порядок оценки устанавливается учреждением в учетной политике). Учет бланков строгой отчетности ведется в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц и мест хранения (п. 337 Инструкции N 157н).
** Внутреннее перемещение бланков строгой отчетности в учреждении отражается путем изменения ответственного лица и (или) места хранения на основании оправдательных первичных документов (п. 337 Инструкции N 157н).
*** Количество заправленного бензина и его стоимость подтверждаются документами, выданными водителю на заправочной станции, которые он прилагает к авансовому отчету. В конце месяца количество и стоимость сверяется со счетомфактурой и накладной, выданной топливной компанией.

АУ выдало водителю под отчет денежные средства в сумме 1 100 руб. на приобретение бензина А92. Им в установленные сроки представлен авансовый отчет с приложенными к нему кассовыми чеками на эту сумму. Расходы осуществляются за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

* Сроки выдачи денежных средств под отчет на приобретение ГСМ и представления авансовых отчетов отражаются в учетной политике учреждения.
Учет списания ГСМ. Сама процедура списания ГСМ не вызывает особой сложности в учете. В соответствии с п. 108 Инструкции N 157н выбытие (отпуск) данного материального запаса производится по фактической стоимости каждой единицы (литра, килограмма и т. д.) либо по средней фактической стоимости.
Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по их группе (виду) закрепляется в учетной политике АУ и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска) (п. 108 Инструкции N 157н).
Списание бензина (дизельного топлива) производится на основании правильно оформленных путевых листов (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) водителей автотранспортных средств АУ, отражающих его использование (п. 36 Инструкции N 183н). Иные Горюче - смазочные материалы (масла, тосол, охлаждающая жидкость и т. п.) списываются согласно Акту о списании материальных запасов (ф. 0504230). Расходование масел, указанное в акте, должно соответствовать количеству использованного бензина, отраженному в путевых листах. Как было уже отмечено выше, это связано с тем, что смазочные жидкости расходуются по норме, рассчитанной на 100 л расхода топлива автотранспортного средства.
Выбытие израсходованных ГСМ отражается следующей бухгалтерской записью (п. 37 Инструкции N 183н):
Дебет счетов 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов", 0 109 00 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272, 0 109 90 272)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 03 000 "Горюче - смазочные материалы" (0 105 23 000, 0 105 33 000)
Рассмотрим списание ГСМ на примере.

Согласно представленным водителем путевым листам за апрель 2011 г. пробег автомобиля ГАЗ3102 составил 886 км. Автомобиль эксплуатируется в городе с населением 1,5 млн человек, в связи с чем приказом руководителя АУ установлена надбавка в размере 20% по городу. Базовая норма расхода бензина составила 12,5 л/100 км. Срок эксплуатации автомобиля. менее 5 лет. Стоимость одного литра бензина. 23 руб.
В бухгалтерию, помимо путевых листов, был представлен акт на списание масла моторного за апрель. Его стоимость по документам равна 52 руб. за литр, норма расхода. 1,7 л/100 л бензина (цены в примере условные).
Автомобиль используется в деятельности, приносящей доход.
Рассчитаем расход бензина автомобиля ГАЗ3102 за апрель: 0,01 x 12,5 л x 886 км x (1 + 0,01 x 20) = 132,90 л.
Определим расход масла моторного за апрель: (132,90 x 1,7 / 100) л = 2,26 л.
В бухгалтерском учете данные записи будут отражены следующим образом:

Перерасход Горюче - смазочных материалов: особенности списания

В государственных (муниципальных) учреждениях расход по ГСМ можно принять к учету только в пределах норм, установленных организацией. Если фактический расход превысил утвержденную норму, то списать его на затраты АУ можно только по письменному распоряжению руководителя. Однако для принятия такого распоряжения водитель должен письменно изложить причину произошедшего перерасхода. В случае если причина уважительная (сложные дорожные или климатические условия, авария и т. д.), производится списание, в ином случае факт перерасхода ГСМ должен быть отнесен на виновное лицо.
В последнем случае не следует забывать о нормах Трудового кодекса. В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Полная материальная ответственность за причиненный ущерб в силу ст. 243 ТК РФ может возлагаться в случае недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Сумма выявленного перерасхода списывается следующими бухгалтерскими записями:
- на сумму списанных ГСМ согласно принятому учреждением решению (п. 37 Инструкции N 183н):

Кредит счета 0 105 03 000 "Горюче - смазочные материалы"
- одновременно на сумму потери по рыночной стоимости с отнесением на виновное лицо (п. 112 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов"
Кредит счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Возмещение ущерба, нанесенного учреждению виновным лицом, может осуществляться:
- путем внесения денежных средств в кассу АУ;
- путем самостоятельного приобретения виновным лицом необходимых ГСМ (возмещение в натуральной форме);
- путем удержания из заработной платы сотрудника.
Операции по уменьшению расчетов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями (п. 113 Инструкции N 183н):
- поступление денежных средств от виновных лиц в кассу АУ:
Дебет счета 0 201 34 000 "Касса"

- возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме:
Дебет счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Кредит счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов"
- возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ:
Дебет счета 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"
Кредит счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов"
Рассмотрим операции по списанию перерасхода ГСМ на примере.

Воспользуемся условиями примера 5. Предположим, что фактический расход бензина автомобиля ГАЗ-3102 составил 200 л при норме 132,90 л. Согласно письменному объяснению водителя автомобиля перерасход горючего в количестве 67,10 л произошел по его вине. Руководителем АУ принято распоряжение о взыскании с виновного лица стоимости перерасхода бензина путем удержания суммы недостачи из его зарплаты.
Учетная стоимость одного литра бензина. 23 руб., рыночная стоимость на момент обнаружения факта перерасхода. 23,50 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

* В соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, . 50% заработной платы, причитающейся работнику.

Для моторного топлива порядок списания по фактической цене единицы недопустим, поскольку цена единицы имеет смысл только для штучных материальных запасов.

Выбор способа

В отношении выбора порядка учета (списания) моторного топлива для транспорта наиболее правильным представляется организация учета с усреднением цены по каждой единице транспорта отдельно без разбивки бензина по сортам.

В отношении автотранспорта, кроме моторного топлива, в составе счета 0 10533 000 также подлежат учету смазочные материалы. По назначению смазочные материалы разделяются на:

Моторное масло, заливаемое в двигатель;

Трансмиссионное масло, заливаемое в коробку передач;

Специальные масла (например, для гидравлической системы);

Пластичные смазки.

Для каждой марки автомобилей производителями устанавливается ряд параметров, определяющих периодичность и необходимое количество масла для замены. Этими параметрами являются:

Заправочные объемы;

Периодичность проведения технического обслуживания (ТО) и состав проводимых работ;

Норма угара масла (сколько масла может расходоваться на долив в межсервисный период).

Пример №1

Для автомобиля ВАЗ-2110 производителем установлены следующие параметры.

Заправочные объемы:

Система смазки двигателя, включая масляный фильтр, - 3,5 л моторного масла;

Коробка передач - 3,3 л трансмиссионного масла;

Система охлаждения двигателя, включая отопитель, - 7, 8 л охлаждающей жидкости (тосол, антифриз).

Периодичность работ по техническому обслуживанию: плановое техническое обслуживание - каждые 15 тыс. км до 120 тыс. км, далее не регламентировано, но не реже чем через 10 тыс. км (периодичность ТО следует установить распоряжением руководителя). Замена моторного масла производится при каждом ТО. Замена масла в коробке передач и охлаждающей жидкости - при каждом пятом ТО.

Знание перечисленных параметров позволит бухгалтеру проконтролировать обоснованность списания смазочных материалов:

Разовый расход жидкостей при выполнении ТО не должен превышать заправочного объема. Так, исходя из параметров, приведенных в примере, неоправданно расходовать пятилитровую канистру моторного масла на ТО автомобиля ВАЗ-2110, потому что заправочный объем составляет всего 3,5 л, залить 5 л просто некуда;

Если замена масел (и других жидкостей) производится чаще, чем регламентировано, это может свидетельствовать либо о недостоверности документов, либо о неисправности автомобиля. Непринятие мер к устранению неисправности может быть квалифицировано как предумышленное причинение ущерба имуществу учреждения;

Если замена масел (и других жидкостей) производится реже, чем регламентировано, речь идет не об экономии, а о нарушении правил эксплуатации, что также может быть расценено как предумышленное причинение ущерба имуществу учреждения.

Для обеспечения полноценного контроля за приобретением и расходованием масел следует:

Отражать в учете масла с указанием типа (моторное, трансмиссионное), сорта (минеральное, полусинтетическое, синтетическое), торговой марки и цифровых индексов - от этих характеристик зависит цена, их отсутствие в документах поставщика может свидетельствовать о недостоверности документов;

Сопоставлять расход масел при плановом техническом обслуживании с объемом, указанным в технической документации автомобиля;

Сопоставлять расход масел в период между плановыми техническими обслуживаниями с пробегом и нормами;

Иметь в виду, что при замене моторного масла всегда выполняется замена масляного фильтра. Списание моторного масла в объеме полной замены без соответствующего списания фильтра может свидетельствовать о недостоверности документов списания.

Казенные учреждения

Нередко встречаются ситуации, когда в рамках одного ведомства одно казенное учреждение производит операции перевозки для другого учреждения с последую- щей компенсацией расходов на топливо.

Пример №1.

В число подведомственных учреждений районного отдела культуры входят районная библиотека и районный Дом культуры, получающие финансовое обеспечение в форме бюджетных ассигнований по разным кодам бюджетной классификации. В библиотеке есть автобус, а в Доме культуры - автомобиль «Волга». Периодически библиотека предоставляет свой автобус Дому культуры либо использует принадлежащий Дому культуры легковой автомобиль, в зависимости от того, какому учреждению сколько человек необходимо перевезти.

Правильное документальное оформление и отражение в учете таких операций вызывает у бухгалтеров проблемы.

Общий принцип здесь должен быть такой:

1) учреждение, которому требуется воспользоваться автомобилем другого учреждения, составляет заявку в письмен- ном виде;

2) учреждение, предоставляющее автомобиль, оформляет отдельный путевой лист. Рекомендуется заправить полный бак, чтобы потом определить точный фактический расход методом «заправки до полного»;

3) после поездки учреждение, предоставлявшее транспорт, передает копию путевого листа учреждению, использовавшему автомобиль;

4) учреждение, использовавшее автомобиль, производит его заправку за счет своих средств в объеме в соответствии с путевым листом;

5) в учете операция отражается как внутриведомственная передача топлива через счет 1 30404 340 с использованием кода КБК учреждения, которое эксплуатировало автомобиль и произвело дозаправку за счет своих средств. При этом произойдет некоторое несогласование по времени операций - по датам документов списание топлива на основании путевого листа пройдет раньше, чем его поступление на основании извещения. Учреждению, предоставлявшему автомобиль, важно в своем учете операцию по поступлению и списанию топлива отразить по коду КБК учреждения, использовавшего автомобиль, что необходимо для четкого про- ведения консолидации отчетности главным распорядителем бюджетных средств:

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Приобретение топлива уч- реждением, использовавшим автомобиль

КБК1 10533 340

КБК1 30234 730

Передача топлива по извеще- нию учреждению, предостав- лявшему автомобиль

КБК1 30404 340

КБК1 10533 440

Отражение поступления то- плива в учете учреждения, предоставлявшего транспорт

КБК1 10533 340

КБК1 30404 340

Отражение списания топлива в учете учреждения, предо- ставлявшего транспорт

КБК1 40120 272

КБК1 10533 440

Обоим учреждениям впоследствии необходимо предоставить главному распоряди- телю бюджетных средств соответствующие Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по счету 0 30404 000.

Типичной ошибкой при осуществлении таких операций является списание топлива непосредственно в учете учреждения, использовавшего автотранспорт. В этом слу- чае возникают две проблемы:

В учете учреждения, использовавшего автомобиль, будет отражено списание материальных запасов на основании первичного документа, оформленного другим учреждением (путевой лист выписан другим учреждением на автомобиль другого учреждения);

В учете учреждения, предоставлявшего автомобиль, один путевой лист выпадет из общей последовательности.

MI-7 Масло л 10 2 345 23 450 Плановая замена на легковом автомобилеVW Passat гос. номер 1111MI-7 ИТОГО 42 467 Председатель комиссии главный инженер В.В.Несмелов Члены комиссии: начальник производства А.М.Минченко ведущий бухгалтер Ю.Б.Прокопенко В бухгалтерском учете ООО «Сигма» операции по замене масла и фильтра отражаются следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Перечислены денежные средства за масло и фильтр 60 51 50 111 Оприходовано масло и фильтр 10-5 60 42 467 Отражена сумма НДС, выставленная поставщиком 18 60 7 644 Принята к вычету сумма НДС в общеустановленном порядке 68 18 7 644 Списана стоимость фильтра и масла на основании акта на списание 20, 26, 44 10-5 42 467 04.11.2008 г. Тамара Ветрова, аудитор Журнал «Главный Бухгалтер.

400 bad request

Внимание

НДС, руб. 29 400 29 400 18 5 292 34 692 Тридцать четыре тысячи шестьсот рублей (сумма прописью) С объемом работ согласен, с правилами пользования СТО ознакомлен В.Н.Побат(подпись заказчика) Заказ оформил Т.П.Горбач(подпись) (И.О.Фамилия) Заказ исполнил слесарь С.П.Бурко(должность) (подпись) (И.О.Фамилия) Объем и качество выполненных работ проверил начальник пр-ва (должность) В.П.Иванов(подпись) (И.О.Фамилия) «12» сентября 2008 г. Претензий к выполненным работам не имею, заказ получил В.Н.Побат(подпись)«12» сентября 2008 г.


Операции по замене масла и фильтра с привлечением сторонних организаций, но с предоставлением масла и фильтра для выполнения работ заказчиком в бухгалтерском учете ООО «Сигма» необходимо отразить следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Вход на сайт

Бухгалтерский учет: бухгалтерский учет операций по замене масла моторного

Начиная со старых.::. Начиная с новых Автор: КЭТ Добавлено: #1 Вт Дек 21, 2010 21:07:46 Заголовок сообщения: Как правильно оформить списание моторного масла? как правельно оформить списание моторного масла?Кроме акта на списание нужно ли делать какие -нибудь расчеты? Автор: tafel Добавлено: #2 Вт Дек 21, 2010 21:31:24 Заголовок сообщения: КЭТ,Посмотрите здесь Как списать моторное масло для автомобиляhttp://www.balans.kz/viewt=21927 Удачи! Автор: magnolia Добавлено: #3 Вт Дек 21, 2010 21:32:16 Заголовок сообщения: Насколько я знаю, замена масла зависит также от пробега, есть характеристики по времени использования, и есть по пробегу, они действуют совместно, то есть если время после замены масла еще не вышло, но пробег уже превысил норму по замене — нужно менять, или наборот — если пробега еще недостаточно для замены масла, но времени прошло достаточно — тогда тоже нужно менять.

Как правильно оформить списание моторного масла?

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15 %. В случае эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Qн = 0,01х Нs x S x (1+0,01х D), где Qн – нормативный расход топлива, литры; Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км; S – пробег автомобиля, км; D – поправочный коэффициент (суммарная относительная поправка или снижение) к норме в процентах.

Важно

Замена масляного фильтра и масла 039 0,92 29 400 С.П.Бурко 2. Запасные части и материалы, оплачиваемые заказчиком Номер позиции Наименование запчастей и материалов Номенклатурный номер Единица измерения Количество Цена Сумма Отпустил 1 2 3 4 5 6 7 8 ИТОГО 3.


Запасные части и материалы, принятые от заказчика Номер позиции Наименование запчастей и материалов Номенклатурный номер Единица измерения Количество Состояние Принял в производство 1 2 3 4 5 6 7 Фильтр масляный шт. 1 новый С.П.Бурко Масло л 5 С.П.Бурко Первоначальная стоимость заказа Получил аванс по квитанции№ безналичный расчет« » г. работ запчастей всего 29 400 29 400 Сумма руб.(прописью) Двадцать девять тысяч четыреста рублей Кассир штамп (сумма прописью) Окончательная стоимость заказа Получено в окончательный расчетСумма руб.(прописью)« » г. Кассир штамп работ запчастей всего ставка НДС, % сумма НДС, руб.

Как списать масло моторное при замене

В исправном двигателе происходит естественный процесс старения масла, но помимо этого его свойства ухудшаются из-за окисления, срабатывания присадок, внешних загрязнений — чаще всего вследствие протечки в картер охлаждающей жидкости, разжижения масла топливом, чрезмерного загрязнения его сажей и др. В инструкциях по эксплуатации производители техники чаще всего указывают сроки замены масла, определенные ими при эксплуатационных испытаниях или обычной эксплуатации большого числа автотранспортных средств, что дает возможность для статистической обработки данных.

Интервалы замены масла указывают в километрах пробега, часах работы двигателя или на основе количества израсходованного топлива. Когда в масло попадает охлаждающая жидкость, особенно содержащая этиленгликоль, его вязкость резко возрастает, загрязнения коагулируют, образуя осадок, забивающий маслопроводы и фильтры.

Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г. Нормы расхода топлива предназначены для организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, независимо от их формы собственности. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Нормы списания ГСМ установлены в литрах на 100 км. Для учреждения нормы расхода ГСМ.
смазочных материалов и поправочных коэффициентов, которые увеличивают или уменьшают базовую норму на каждое автотранспортное средство устанавливаются приказом руководителя в соответствии с требованиями Норм расхода топлива. Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях: 1.

Как списать масло моторное при его замене в бюджетных организациях

В данном случае базовая норма может быть увеличена на 5 %: 20 км x 13 л x 105 % / 100 км = 2,7 л. Всего израсходовано топлива 15 апреля 2006 г. 53,1 л (7,5 + 42,9 + 2,7).

Инфо

Кроме того, данный автотранспорт 2000 г. выпуска, то есть автомобиль эксплуатировался более 5 лет, поэтому приказом руководителя учреждения определена надбавка – 5 %, таким образом, количество израсходованного топлива составит 55,76 л (53,1 л x 105 %). При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.


Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Так, нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.
Пример 1 ООО «Сигма» производит техническое обслуживание автомобиля на станции, принадлежащей ОДО «Альфа». Работа по замене масла моторного и фильтра оформляется ОДО «Альфа» заказом-нарядом (бланк 3Н-1) в следующем порядке: ОДО «Альфа» (предприятие) Серия БА УНН 100000252 ЗАКАЗ-НАРЯД № 0383258 Заказчик: ООО «Сигма», р/с 3012300001111 в ОАО «Белгазпром- оформления 12.09.2008 банк», г.Минск, ул.Притыцкого, 60/2, код 742 Дата исполнения 12.09.2008 Адрес: г.Минск, ул.Осипенко, 50 фактического исполнения 12.09.2008 Владелец: ООО «Сигма» Исполнитель: ОДО «Альфа», р/с 3012000000222 Принадлежность Код оплаты в ОАО «Белорусский Народный Банк», г.Минск, пр-т Независимости, д.87А, код 765 Транспортное средство Модель Год выпуска Показания спидометра Двигатель № Кузов № Номерной знак Легковой автомобиль VW Passat 2008 30 172 б/н WVW078789DVG342 1111MI-7 1.

Полученное количество умножаете на учётную стоимость и полученное списываете на затратные счета! Если же у вас техобслуживание производится на СТО, то выдаётся наряд на работу с расчётом работы, потреблением гсм. Мы такое не оприходуем, просто списываем на затраты документом «Услуги сторонних организаций» в програмее 1С.


Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Срочно! Ищу родственников в Таиланде, Египте, можно на Мальдивских островах… Соскучилась страшно, сил нет! Тати Беларусь, Между Минском и Римом #3 8 июля 2010, 12:45 а вы тут случаем не ошиблись??? Расход считается применительно к расходу топлива, а не к пробегу!!! Так что сначала подсчитаем, сколько было израсходовано топлива: 188*8,8/100=16,5л, а затем уже рассчитываем расход масла: 2,4*16,5/100=0,396 л. Киньте в меня чем -нибудь, если я не права.

Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г.

Нормы расхода топлива предназначены для организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, независимо от их формы собственности.

Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Нормы списания ГСМ установлены в литрах на 100 км.

Для учреждения нормы расхода ГСМ. смазочных материалов и поправочных коэффициентов, которые увеличивают или уменьшают базовую норму на каждое автотранспортное средство устанавливаются приказом руководителя в соответствии с требованиями Норм расхода топлива.

Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях:

1. При работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических условий районов страны – от 5 до 20 %. Например, в Центральной части России надбавка в зимнее время установлена в размере 10 % с 1 ноября по 31 марта. При значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температуры от средних суточных или среднестатистических значений (температурная граница -5 град. С) руководителем учреждения может быть принято решение об уточнении начала и конца периода применения зимних надбавок, но только по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.

2. При работе автотранспорта в городах с населением:

– свыше 3 млн человек – до 25 %;

– от 1 до 3 млн человек – до 20 %;

– от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %;

– от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;

– в городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек – до 5 %.

3. При работе автотранспорта, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, обслуживания пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10 %.

4. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10 %, при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15 %, в строенном – до 20 %.

5. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, – до 5 %, более 8 лет – до 10 %.

6. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже + 5 град. С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов, а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т. п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15 %. В случае эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01х Нs x S x (1+0,01х D), где

Qн – нормативный расход топлива, литры;

Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная поправка или снижение) к норме в процентах.

Расчет нормативного расхода масел и смазок производится по формуле:

Мн = 0,01х Нм x Qн x (1+0,01+D), где

Мн – нормативный расход масел и смазок;

Нм – базовая норма расхода масел и смазок;

Qн – нормативный расход топлива;

D – корректирующие коэффициенты.


Пример 27.

На балансе учреждения находится легковой автомобиль ГАЗ-3102 2000 г. выпуска с двигателем ЗМЗ-4022.10. Согласно данным путевого листа от 15 апреля 2006 г. ГАЗ-3102 пройдено 400 км, в том числе: в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн чел. – 50 км, в пригородной зоне – 330 км и в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. – 20 км.

Согласно данным транспортного средства базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 13 л.

Определим расчетное нормативное значение расхода топлива:

– расход топлива в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 50 км – может быть увеличен на 15 %:

50 км x 13 л x 115 % / 100 км = 7,5 л;

– в пригородной зоне пройдено 330 км – увеличение базовой нормы не производится:

330 км x 13 л / 100 км = 42,9 л;

– в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек автомобилем пройдено 20 км. В данном случае базовая норма может быть увеличена на 5 %:

20 км x 13 л x 105 % / 100 км = 2,7 л.

Кроме того, данный автотранспорт 2000 г. выпуска, то есть автомобиль эксплуатировался более 5 лет, поэтому приказом руководителя учреждения определена надбавка – 5 %, таким образом, количество израсходованного топлива составит 55,76 л (53,1 л x 105 %).

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Так, нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел могут быть увеличены до 20 % для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п.


Пример 28.

Используя условия предыдущего примера, рассчитаем норму списания моторного и специального масел.

Норма расхода моторного и специального масел согласно Нормам расхода топлива составляет:

– моторные масла – 1,7 л на 100 л топлива;

– специальные масла и жидкости – 0,05 л на 100 л топлива.

Списание моторного масла в апреле 2006 г. должно быть произведено в количестве 6,8 л (400 x 1,7 / 100).

Списание специальных масел и жидкостей произведено в количестве 0,2 л (400 x 0,05 / 100).

С 2006 г. материалы могут списываться либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости (на усмотрение бюджетного учреждения). Способ списания материалов отражается в учетной политике учреждения.

Отметим, что средняя фактическая стоимость определяется с учетом запасов, поступивших в течение текущего (ранее – данного) месяца на дату списания.

Обратите внимание: отражение в учете операций по перемещению ГСМ внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально-ответственного лица на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

В бухгалтерском учете данные операции отражаются по дебету счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» и кредиту счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов».

Все виды топлива и смазочных материалов списываются в расход на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), а также Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Списание израсходованных материальных запасов, в том числе ГСМ, на основании оправдательных документов отражается по дебету счета 0 401 01 272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 0 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».


Пример 29.

Согласно принятой медицинским учреждением учетной политики на 2006 г. списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

Медицинское учреждение за счет средств, полученных от бюджетной деятельности, приобрело в марте 2006 г. 10 канистр тосола на общую сумму 1500 руб.

По состоянию на 01.03.2006 по этой группе оставались остатки в количестве 3 канистр, стоимостью 360 руб.

В течение марта 2006 г. по указанной группе материальных запасов списано 9 канистр тосола.

Лицевой счет медицинского учреждения обслуживается территориальным органом Федерального казначейства.

Средняя фактическая стоимость тосола составит 143,08 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан.).

Средняя фактическая стоимость остатка 1 канистры тосола по состоянию на 01.04.2006 равна 143,07 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан. – (9 кан. x 143,08 руб.)).

Операции по списанию ГСМ в данном случае отразятся в бюджетном учете учреждения в следующем порядке:

Аналитический учет ГСМ ведется материально-ответственными лицами на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству.