Как ездить на мотоцикле - шаг за шагом. Правила езды на мотоцикле

На что обращать внимание и как проехать на мотоцикле свои первые самостоятельные километры?

Итак, вы закончили мотошколу, имеете представление о базовых навыках управления мотоциклом. В зависимости от потраченных усилий на обучение, вы либо обладаете самыми базовыми навыками и умеете управлять мотоциклом на малой скорости, либо вы доучились до более продвинутого уровня и умеете контролировать мотоцикл в наклоне, выполнять скоростное маневрирование, объезжать препятствия, освоили приемы эффективного (комбинированного) торможения. Может быть вы даже пробовали свои силы на треке и у вас кое-что получалось. Но как показывает практика, каких бы успехов вы не достигли в стенах мотошколы для уверенного и быстрого перемещения по улицам города этого к сожалению бывает недостаточно… хотя конечно все полезные навыки приобретённые в мотошколе вам безусловно пригодятся!

Первые шаги. У вас есть защитная мотоэкипировка, мотоцикл, права категории А и вы умеете всем этим пользоваться. С чего начать? Очень хорошо, если у вас уже есть некий автомобильный опыт и вы уверенно перемещаетесь по городу на машине, чувствуете габариты, умеете маневрировать в потоке и «читать» дорожную ситуацию.
С чего же начать на мотоцикле?
- С привыкания к самому мотоциклу. У вас не должно возникать затруднений с управлением. Ваши мысли не должны быть загружены воспоминаниями - где на какой рычаг жать, как переключать передачи и как включать свет. Так например, если на учебном мотоцикле поворотники были классические, на пульте под левой рукой одной кнопкой, а вы в качестве первого мотоцикла выбрали BMW, то стоит привыкнуть к немецкой трёх-кнопочной схеме управления сигналами поворота. Отдельная тема привыкнуть к тормозам. Вы чётко должны понять, где предел «схватывания» тормозов, где начинает срабатывать АБС на вашем мотоцикле (если она есть), когда наступает юз колеса, с каким оптимальным усилием воздействовать на рычаг/педаль тормоза.
В результате, нужно постараться добиться такого состояния, чтобы во время поездки по городу думать только о дорожной ситуации, а не о том, как управлять мотоциклом.
Город. Конечно, можно поступить радикально, сесть на мотоцикл и поехать из Химок в Бутово прямиком через центр в час пик. Вы потратите больше времени, похудеете на пару кило, выкурите двойную дозу сигарет и будете неистово ненавидеть автовладельцев. Всякий опыт есть польза. Однако начать без лишних нервов я бы советовал со знакомых районов и кварталов с небольшим дорожным трафиком, раз от раза приобретая бесценный опыт вождения мотоцикла. Можно начать с позднего вечернего времени или раннего утра. Пустынные загородные трассы как вариант погружения в тему тоже неплох, особенно для практики обгона на мотоцикле, но только на самых ранних стадиях, при привыкании к мотоциклу. Потому как, почувствовав себя асом загородных второстепенных трас можно испытать шок резко попав в мир светофоров, перекрёстков и неадекватных водителей. И вот вы обвыклись, исколесили вдоль и поперёк весь районный массив и, по крайней мере, морально готовы к «дальнобою до Смотры», каких правил придерживатся в городе? Прежде всего ещё никто не отменял ПДД и здравого смысла. Но есть ещё несколько специфических моментов применимых именно к мотоциклам. При движении в плотном потоке стоит соблюдать несколько древних как мир правил:
- Движение в междурядье на мотоцикле. Не уверен не лезь. Пока габариты мотоцикла вы чувствуете не очень хорошо, рисковать не стоит. Поцарапанный мотоцикл или проблемы с автолюбителями – не самое удачное начало вашей мотоциклетной карьеры. Для начала стоит смещаться в междурядье только для коротких обгонов, будучи абсолютно уверенными в безопасности маневра. Взгляд. При движении в междурядье старайтесь смотреть дальше, на 6-8 машинок вперёд, не задерживайте взгляд на автомобилях. Не забывайте, что вы не единственный мотоциклист в этом городе, поглядывайте в зеркала назад, не создаёте ли вы препятствия более опытным райдерам.
- Скоростной режим. Не стоит лететь быстрее своего ангела-хранителя. Мотоцикл штука быстрая. 20-и летний 400 кубовый японский спорт-турист даже с небольшими проблемами двигателя способен на такое ускорение, которому позавидуют большинство новых серийных гражданских спорткаров. А посему стоит чётко соблюдать правило «+20», то есть опережать поток не более чем на 20 км/ч.

- Слепые зоны для мотоцикла. На занятиях мотоинструктор показывал, где они, но как успеть смотреть в них на дороге? Мало того, что нужно в них поглядывать, поворачивая голову и бросать взгляд через плечо. Так ещё нужно умудрится контролировать чужие (!) слепые зоны. Стараться не попадать в них и совершать маневр обладая уверенностью что вас заметили. Эту уверенность можно обрести по зрительному контакту с водителем автомобиля в его зеркалах заднего вида. Это не просто, но освоив такие меры предосторожности, вы сделаете перемещение по городу на мотоцикле гораздо более безопасными. Большинство аварий с участием мотоциклов случаются потому, что мотоциклиста не заметили. И самый верный способ устранения «эффекта невидимки» - контроль слепых зон и визуальный контакт с автолюбителем. В этой связи ещё упомяну один небольшой, но важный аспект: обгонять машинки при прочих равных стоит всё же слева. Так получилось, что в левые зеркала водители время от времени заглядывают, а в правые крайне редко…

- Неадекватные водители. Далеко не все водители автомобилей искренне ненавидят мотоциклистов и хотят вас убить. Но вы должны быть готовым к тому, что любой из них может попытается это сделать. Самый простой и действенный способ бороться с неадекватными водителями, это держатся от них подальше. А что бы держатся от них подальше нужно вовремя выделить из потока законопослушных водителей «неадеквата». Например, если я вижу автомобиль совершающий беспорядочные перестроения из ряда в ряд, я понимаю что от него лучше держатся подальше – уйти в дальние ряды или быстро обойти его.

- Уверенность за рулём мотоцикла. После того, как человек наездит на мотоцикле определённое время, появляется уверенность - это хорошо. Но рано или поздно приходит чувство, которое я называю «хyли тут ездить то», оно придёт обязательно. Через пару недель или через 3 сезона, но очень важно его вовремя распознать и сделать шаг назад. Излишняя самоуверенность и пустая бравада - плохие советчики на дороге. Дорога может очень серьёзно наказать нарушителей закона и людей пренебрегающих здравым смыслом. Для раскрытия всех возможностей вашего мотоцикла есть гоночные треки и кроссовые трассы. Там стоит искать пределы, а не на дороге общего пользования. \
Как бы мне ни хотелось, в рамках одной статьи или даже книги нельзя объять необъятное и рассказать абсолютно обо всех возможных ситуациях и случаях. С ростом опыта растёт способность читать дорожную ситуацию и просчитывать действия других участников движения. Те моменты, о которых я рассказал, являются ключевыми и стоит помнить о них при передвижении по городу на мотоцикле. Я же буду продолжать публиковать на страницах этого сайта новые ситуации и варианты безопасного их решения. Лёгкой вам дороги, друзья! И помните, что хорошо натренированные рефлексы быстрее удачи;)

С уважением,
мотоинструктор
Сергей Стрельников

Вы собираетесь научиться ездить на мотоцикле? Для этого вы пошли , чтобы получить первоначальные навыки и изучить , для получения водительских прав категории "А" или "А1"? Но по каким-то причинам вам нужны дополнительные знания и простые объяснения, которые помогут вам легко научиться водить мотоцикл? Наше интернет-издание предлагает вам небольшое руководство "Шаг за шагом", с помощью которого любой желающий сможет понять, как быстро научиться управлять мототехникой.

Мотоцикл также как и автомобиль притягивает к себе большое внимание. Многие бы мечтали овладеть им, но ошибочно полагают, что водить мототехнику сложно и опасно. На самом деле, это достаточно просто, и соблюдая все меры предосторожности и правила дорожного движения, мотоцикл становится .

Тем не менее, все-таки мотоцикл все равно считается транспортным средством с повышенным риском попасть в аварию. Но, несмотря на это, наши советы помогут вам сделать процесс обучения и получения первоначального опыта вождения мототехникой более приятным и комфортным.

Шаг 1: Основа


Предположим, что вы уже знаете какой вам больше по душе, и вы уже получили первые несколько уроков вождения байком. Независимо от этапа вашего обучения, помните, что вы всегда должны одевать защитное снаряжение. Кроме того, садясь за руль мототехники, вы должны знать, что техника, которой вы доверяете свою жизнь, находится полностью в исправном состоянии.

Именно поэтому любой владелец мототехники обязан периодически проводить технический осмотр и плановое техническое обслуживание мотоцикла, чтобы во время выявить все возможные неисправности.

Шаг 2: Ваша безопасность


Садясь за руль любой мототехники, вы должны помнить, что за рулем вы не защищены ни чем, в случае аварии. Поэтому вы должны максимально быть защищены различным снаряжением, которое поможет вам выжить .

Вы должны быть максимально экипированы всем основным защитным снаряжением: перчатки, шлем, одежда, ботинки и т.п.

После того как вы одели на себя все, что необходимо для вашей безопасности, можно переходить к следующему шагу.

Шаг 3: Посадка


В зависимости от вашего роста и высоты мотоцикла, закидывать ногу через мотоцикл во время посадки может быть не очень удобно для многих новичков. Начинайте с левой стороны. Стабилизируйте свой баланс, встав на левую ногу, прислонившись к бензобаку и перенеся часть центра тяжести тела на руль.

Далее, подняв правую ногу, начинайте перекидывать ее через сиденье байка. Будьте осторожны и не поднимайте правую ногу слишком высоко, так вы можете потерять равновесие и упасть вместе с мотоциклом.

Шаг 4: Выучите средства управления: Газа / Тормоза


Правая рука за рулем мотоцикла отвечает за две важнейших функций в мотоцикле: ускорение и торможение. При скручивании правой ручки на себя (запястье движется в низ) вы добавляете двигателю крутящий момент (). Правда стоит отметить, что если вы новичок, то должно пройти определенное время чтобы привыкнуть к правой ручке газа. В первое время вы, возможно, будете делать перегазовку, не чувствуя должным уровнем дроссель (ручку газа).

Также правая рука помимо регулировки оборотов двигателя отвечает за торможение с помощью передних тормозов (на фотографии сверху вы можете видеть положение правой руки для торможения).

Потянув рычаг на себя, вы сможете снизить скорость мотоцикла или полностью остановится. Здесь также как и с набором оборотов мотора, требуется гладкость и аккуратность, чтобы не переборщить с интенсивностью торможения.

Помните, что если вы надавите на рычаг переднего тормоза или переборщите с силой нажатия, то может потерять сцепление с дорогой и пойти в занос.

Обратите внимание, что большинство современных мотоциклов теперь не требуют прилагать слишком большого усилия, чтобы нажимать рычаг тормоза. Поэтому во многих моделях можно применять двухпальцевый метод торможения на мотоцикле (на фото сверху). Тем не менее, на некоторой мототехнике по-прежнему, чтобы нажать передний тормоз, необходимо нажимать рычаг всеми свободными пальцами.

Правая нога, также отвечает за торможение задним тормозом (в нижней части фотографии сверху). Вам необходимо знать, что задние тормоза становятся менее эффективными, если вы пользуетесь передней тормозной системой. Все дело в том, что в момент торможения передним тормозом весь вес центр тяжести переходит в переднюю часть мотоцикла.

Задняя тормозная система очень полезна при определенных ситуациях. Например, очень удобно и безопасно пользоваться задним тормозом при маневрировании на маленькой скорости. Иногда задние тормоза намного эффективнее передних (на любой скорости) если вы управляете крейсерским мотоциклом, у которого весь основной вес приходится на задние колеса.

Передние же тормоза нужны, для того чтобы более эффективно остановить мотоцикл, когда как с помощью задних вы можете немного снизить скорость при необходимости.

Шаг 5: Как управлять сцеплением


Сцепление на мотоцикле и на другой мототехники находится на левой рукоятке. Большинство спортбайков требует только двух пальцев рук для нажатия рычага сцепления (в верхней части фотографии), когда как туристические, крейсерские и другие типы мотоциклов требуют, чтобы сцепление выжималось всей рукой.

Сцепление на мотоцикле, так же как и в , необходимо, чтобы подключать или отключать двигатель от передачи. Нажимая рычаг сцепления, и включая к примеру, нейтральную скорость, вы отключаете двигатель от коробки передач, которая перестает передавать крутящий момент от мотора на заднее колесо. Далее, нажав сцепление и включив передачу, мы возвращаем передачу крутящего момента через трансмиссию на заднее колесо мотоцикла.

Шаг 6: Переключение передач на мотоцикле


Переключение передач на мотоцикле происходит по-другому в отличие от автомобилей. Несмотря на тот же принцип работы, переключение передач происходит с помощью ножного рычага, который передвигается левой ногой вверх или вниз. Вот список передач по порядку в большинстве мототехнике:

- 6-я передача (есть не во всех мотоциклах)

- 5-я передача

- 4-я передача

- 3-я передача

- 2-я передача

- НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

- 1-я передача

Подавляющее большинство мотоциклов и другой мототехники использует вышеуказанный порядок передач. Обычно его называют коротко так: "1-я передача - вниз, 5-я передача вверх". Так легче запомнить, куда нужно нажимать рычаг коробки передач для включения необходимой скорости.

Для того чтобы найти нейтральное положение левой ногой (в этом положение на заднее колесо перестает передаваться ) может понадобиться некоторое время, чтобы привыкнуть все делать быстро на подсознательном уровне.

Стоит отметить, что некоторые модели мотоциклов позволяют автоматически включить нейтральное положение при нажатии рычага сцепления. Также на многой мототехнике при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается та скорость, которую вы включили.

В том числе, и при включении нейтрального положения на многих мотоциклах вы можете видеть перед собой, какая передача включена (нейтральная передача обозначается буквой "N" которая подсвечивается зеленым цветом).

Переключение передач происходит в следующем порядке:

Нажмите ручку сцепления (с помощью левой руки)

Включите необходимую передачу (с помощью левой ноги)

Плавно отпустите сцепление, поворачивая плавно ручку газа на себя (правое запястье вниз)

Помните, что на каждой скорости вы не должны разгоняться выше определенных значений. Чтобы легче понять, когда нужно включать другую скорость, вы должны научиться чувствовать работу двигателя. К примеру, если на определенной скорости начинает надрываться, то нужно сразу сменить скорость. К тому же если вы двигаетесь не на трассе, то нет никаких причин раскручивать мотор до слишком больших оборотов.

Если на начальном этапе вам покажется сложным процесс переключения передач, при начале движения, не волнуйтесь. На самом деле этот процесс намного проще, чем кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач.

Шаг 7: Запуск двигателя мотоцикла


Теперь, когда вы знакомы со всеми основными органами управления мототехникой, пришло время чтобы начать движение. Для этого сначала необходимо запустить двигатель мототехники. В наши дни практически большинство мотобайков оснащаются электрической системой пуска двигателя.

Помните, что если положение выключателя зажигания будет находиться в выключенном состоянии, то, повернув ключ зажигания, мотор не заведется.

Поэтому прежде чем запустить двигатель не забудьте нажать кнопку "Включить" (на фото). Такой выключатель на многих мотоциклах находится с правой стороны. Его легко нажимать большим пальцем правой руки.

Теперь поверните ключ в положение "Зажигание", как показано на фотографии в нижней части. Обычно чтобы повернуть ключ в положение "Зажигание" необходимо повернуть его в правую сторону. Большинство современных мотоциклов после этого начнут проводить самопроверку, для того чтобы убедиться, что все датчики функционируют.

Если во время самопроверки вы увидите что стрелки спидометра и тахометра поднялись и потом опустились до нуля, не переживайте это нормально.

Когда самопроверка завершена, убедитесь, что коробка передач находится в нейтральном положении (на панели приборов горит зеленым цветом N).

Затем большим пальцем правой руки необходимо нажать на кнопку запуска, которая, как правило, располагается ниже выключателя зажигания и обозначается логотипом из молнии и круговой стрелкой.

Многая мототехника потребует от вас отпустить сцепление, чтобы запустить мотор. Это сделано в качестве меры предосторожности, чтобы не допустить не контролированного движения мотоцикла, в случае, если водитель забыл поставить мотоцикл в нейтральное положение.

Некоторые карбюраторные мотоциклы, перед запуском мотора требуют, чтобы водитель нажал ручку газа, для того чтобы закачать топливо в цилиндры. Но большинство современных мотоциклов не требует использования ручки газа для запуска мотора.

После того как вы запустили мотоцикл необходимо немного подождать, прежде чем вы насладитесь поездкой на мотобайке и начнете постигать мир мотокультуры.

Шаг 8: Прогрев двигателя мотоцикла


Любой двигатель внутреннего сгорания достигает оптимальной производительности только после того, как полностью прогреется и достигнет рабочей температуры. Правда в автомобильном мире практика прогрева двигателя практически уходит в прошлое.

Большинство , так как после запуска мотора дальнейшей работой управляют сложные компьютерные системы и электронные датчики. Однако мотоциклетные моторы по-прежнему требуют предварительного прогрева перед поездкой. Особенно если мотоцикл оснащен карбюратором. Если мототехника оснащена электронным впрыском топлива, то прогрев мотора требует гораздо меньше времени.

После того как вы запустили мотор, дайте ему поработать на холостом ходу как минимум от 45 секунд до нескольких минут. Избегайте больших оборотов мотора, поскольку при холодном силовом агрегате масло в нем не может быстро распределиться во всех движущихся частях.

Правда фактически время, необходимое для разогрева двигателя, будет меняться от разных факторов, начиная от температуры внешний среды и объема мотора и заканчивая мощности силовой установки и типа используемого масла.

Для того чтобы понять, когда температура двигателя достигла нормального значения для начала движения, используйте температурный датчик, который показывает вам температуру мотора.

Шаг 9: Перед началом движения не забудьте убрать подножку


Большинство современных мотоциклов имеют функцию безопасности, которая предотвращает движение на мотобайке с поднятым механизмом подножки. То есть если вы забыли убрать подножку после запуска мотора, электронная система автоматически выключить зажигание.

Если ваша мототехника не оборудована подобной техникой, то перед началом движения всегда проверяйте, по нескольку раз, убрали ли вы механизм подставки. Для того чтобы убрать механизм подставки достаточно сложить его левой ногой.

Шаг 10: Начало движения


После того как вы изучили шаги № 1-9, и все системы вашей техники находятся в исправном состоянии, все готово для начала движения. На этом шаге вы должны вспомнить функции ручки газа, как работает передний и задний тормоз, как работает ручка сцепления и ножной рычаг переключения передач, а также как нужно плавно отпускать ручку сцепления и одновременно поворачивать ручку газа.

Потяните рычаг сцепления на себя. Нажмите ножной рычаг переключения вниз, поставив коробку на первую скорость. Далее плавно и медленно отпустите педаль сцепления, и вы почувствуете, как мотоцикл начинает двигаться.

Небольшое выкручивание ручки газа (запястье вниз) поможет вам удержать мотоцикл от сваливания. Как только мотоцикл получит достаточный импульс движения, который не позволяет ему сваливаться на бок, поставьте обе ноги на подножки.

После того как вы тронулись и поставили ноги на подножки, можете принимать поздравления. Вы едите самостоятельно на мотобайке.

Большинство начинающих водителей мотоциклов сталкиваются с проблемами при поворотах во время движения. Точно также как и на велосипеде при движении больше 15 км/час для поворота в нужную сторону вам необходимо с силой нажать на ручку руля с той стороны, в которую вам нужно повернуть. При этом вы также должны наклониться в ту сторону, в которую хотите повернуть.

На самом деле теория, теорией, а практику никто не заменит. Поверьте управлять мотоциклом проще, чем описание самой техники вождения мототехникой. Поэтому когда вы находитесь за рулем мотоцикла вы должны доверять своим инстинктам. Вы должны научиться чувствовать транспортное средство.

Переключение передач, которое описано в шаге №6, требует определенной практики и привычки. Торможение и работа ручкой газа описана в шаге №4. Эти действия также требуют некоторую практику, которую вы быстро усвоите на площадке в автошколе.

Но главное для безопасного вождения не это. Основная задача в безопасности, это грамотное маневрирование и гладкость всех действий за рулем мототехники. Если вы новичок вы не должны стремиться к большой скорости. Все обучение должно быть постепенным и последовательным. Это позволит вам сохранять максимальную безопасность за рулем мотоцикла, а также позволит вам надежно закрепить полученные навыки в процессе обучения.

Ни в коем случае не позволяйте себе, представленной здесь информации, а также полученным знаниям в автошколе, вас напугать. Научиться водитель мотоцикл достаточно легко. Но, чтобы всё научится делать правильно и безопасно, требуется ваша добросовестность и строгое выполнение всех требований мотоинструктора и наших рекомендаций.

Если вы еще не приобрели свой первый мотоцикл, то советуем прочитать .

Если вы решили оседлать мотоцикл, всегда стоит помнить о безопасности - это может стоить вам жизни или повлечь тяжелые последствия.

Риск

Вне зависимости от опыта вождения, выезжая на дорогу я всегда понимаю и помню, что как бы я мастерски не водил, езда на мотоцикле смертельно опасна. Вы скажете, что на машине тоже можно разбиться. Это так, но я уверен, что на мотоцикле разбиться насмерть или остаться калекой больше шансов. Объясню почему я так считаю.

Во-первых езда на мотоцикле значительно динамичней, чем на машине. Ускорение и торможение происходит быстрее и чаще, шансы врезаться или быть сбитым повышаются.

Во-вторых водители машин просто не видят мотоциклистов в своих зеркалах, особенно весной, когда они еще не успели привыкнуть к мотоциклам и могут просто не заметить при перестроении.

В-третьих вы можете влететь в яму и не удержать мотоцикл, а учитывая, что у мотоцикла всего две точки опоры, то очень легко потерять равновесие.

И в-четвертых между вами и опасностью только лишь тонкий слой кожи вашей мотоэкипировки.

Трезвость ума

Каждый выезд из гаража у меня сопровождается напутствием самому себе: «Только не вы*бывайся, едь спокойно, едь спокооооойно» . Это всегда помогает, когда адреналин бьет через край и хочется острых ощущений: открутить ручку газа на полную, поиграть в «шашки» между машин, пролететь в миллиметре от попутного или встречного транспорта.

Любой мотоцикл даже в самого забитого ботаника вселяет немного бунтарства и чувства, что ты паришь над законами физики и правилами дорожного движения и тебе за это ничего не будет. От соблюдения ПДД зависит до 90% безопасности, поэтому пренебрегать правилами движения: злостно нарушать скоростной режим, не обращать внимания на дорожные знаки и разметку, хулиганить в потоке бесконечно не удастся, однажды этому придет логический финал.

Держите себя в руках и не поддавайтесь на провокации погоняться с идиотами, особенно если вы водите мотоцикл недавно.

Экипировка и защита

О том, что защитная экипировка необходима, думаю, спорить бессмысленно. Хороший шлем, куртка с защитой спины, локтей и плеч должны быть. А еще не лишними будут штаны с наколенниками и мотоботы. Мотоботы или в крайнем случае дубовые армейские берцы очень важный момент. Видели на дороге мотоциклистов, обутых в кроссовки, кеды или мокасины? Так вот это первые кандидаты на то, что при падении они сточат пальцы ног об асфальт до костей или вывернут ступни в обратную сторону. Если вы катаетесь без защиты, то рано или поздно об этом пожалеете или вы или ваши родные.

Манера езды

От аварии не застрахован ни профи, ни уж тем более новичок. Самая опасная ошибка как у начинающих мотоциклистов, так и у бывалых - это чрезмерная уверенность в своем профессионализме и мастерстве. Статистика аварий на мотоциклах говорит о том, что чаще всего разбиваются молодые мотоциклисты 18-23 лет и дяденьки, которым 35-45 лет. Первые бьются по своей дури из-за неумения контролировать свои эмоции и из-за желания выпендриться - тут все понятно. А вот со вторыми интересней: в детстве у них был Минск/Восход/Иж/Ява или дедушка давал порулить на Урале. И сейчас, желая вспомнить молодость, они покупают себе литровый спортбайк или тяжелый чоппер в полной уверенности, что это то же самое. Но это совсем не то же самое. Это другие скорости, другие ускорения, другие массы, другое сцепление с дорогой и другая техника маневрирования. Удерживать мощный мотоцикл на скорости, правильно входить в повороты, чтоб не быть вынесеным центробежной силой в кювет и эффективно тормозить без заносов и юза с непривычки гораздо сложнее, чем на отечественной технике. Кроме того на современных мотоциклах скорость ощущается меньше.

Маневры

Лично я всегда сбавляю скорость на узких улицах, перед пешеходными переходами, перед светофорами и перекрестками, даже если мне горит зеленый или кажется, что никого нет. Всегда неожиданно на дорогу может выскочить человек, вывалиться пьяница, выбежать ребенок или вылететь молодой горячий джигит на тонированной девятине или папином порше. Всегда нужно быть готовым резко затормозить без ущерба для себя и окружающих. Также я не стартую на светофоре одновременно с включением мне зеленого, пока не удостоверюсь, что все, кому горел до этого разрешающий сигнал, закончили свой маневр.

Не стоит близко ехать за автомобилями, поддавшись соблазну уменьшить сопротивление воздуха и снизить расход топлива, держите дистанцию, позволяющую затормозить или объехать едущий впереди автомобиль, если вдруг он резко затормозит перед препятствием.

Также не нужно ехать за автомобилем посредине полосы, потому что автомобиль, не объезжая, может пропустить между колес дыру в асфальте, открытый люк или лежащий на дороге предмет. Двигаясь по средине полосы вы можете не успеть избежать встречи с этим препятствием.

Руль нужно держать крепко и особо не расслабляться — ямы на наших дорогах появляются внезапно.

Езда в колонне

В колонне есть свои правила безопасной и удобной езды. Мотоциклы едут в шахматном порядке: в одной полосе, слева и справа и правый край со сдвигом назад на полтора корпуса. Расстояние между мотоциклами с одной стороны 4 корпуса мотоцикла - это удобно и в случае экстренной ситуации позволит либо уйти в сторону, не врезавшись во впереди едущие мотоциклы, либо затормозить.

Необходимо следить, чтобы колонна не растягивалась и расстояние между мотоциклами не изменялось.

Обгон колонной других транспортных средств идентичен автомобильной колонне: все идут на обгон не беспрерывной змеей, а по очереди по одному.

Езда в пробке

Важным навыком в условиях города является умение бодро передвигаться по пробкам независимо от ширины мотоцикла. В плотном потоке медленно едущих или стоящих машин я максимально концентрирую свое внимание на впереди стоящих по обе стороны от меня автомобилях. Приходится улавливать малейшие движения машин перпендикулярно потоку, замедление или ускорение как потока, так и отдельных ездунов, любое даже незначительное движение баранками рулей, наблюдать в зеркалах машин взгляды водителей и по выражению лица понимать что водитель сейчас сделает. Скорость в плотно стоящей пробке выше 40-50 км/ч я стараюсь не превышать. Должна быть возможность экстренно затормозить, если кто-то решит резко перестроиться без включения поворотов или просто откроет дверь, чтобы плюнуть на асфальт. Кроме того необходимо включить дальний свет и если есть возможность, то ехать «волной», наклоняя мотоцикл из стороны в сторону, светя таким образом дальним светом в зеркала впереди стоящих машин. Пальцы рук всегда держите на сцеплении и переднем тормозе.

Не стоит выезжать на встречную полосу по понятным причинам. По разделительной полосе двигаться не рекомендую по причине того, что на ней всегда много песка, который резко снижает сцепление резины с асфальтом и летит в глаза, да и в принципе это нарушение ПДД карается серьезным наказанием.

Вот мой пример проезда по пробкам. Не очень правильный, но все же: горит дальний (можно увидеть по синей лампочке на приборной панели), стараюсь в широких местах ехать волной. Если внимательно присмотреться, то на 3:58 я еле вписался в проем, а все потому, что превышал разумную скорость в пробке. И вообще ехал очень опасно, тем более с пассажиром и рисковал налететь на внезапно открытую дверь. Так ездить не рекомендую.

Езда в дождь и весной

Езда в дождь неприятна и таит в себе некоторые опасности.

Во-первых падает видимость, потому что засирается визор шлема.

Во-вторых падение сцепления резины с асфальтом - мотоцикл становится менее устойчивым, особенно в поворотах.

В-третьих категорически не рекомендуется ездить по мокрой разметке, переезжать мокрые трамвайные пути или песок на асфальте с ускорением (под нагрузкой) - заднее колесо легко проскальзывает и вы начинаете уходить в занос или просто поскальзываетесь даже на маленькой скорости. И оглянуться не успеете, как разложитесь по асфальту. Лучше всего в этих местах сбросить газ и дать мотоциклу просто катиться по инерции либо с одинаковой небольшой скоростью.

В-четвертых в сильный дождь есть вероятность попасть в аквапланирование. Даже на машине это опасно, а на мотоцикле это почти гарантия того, что вы улетите, так что проезжайте лужи на малой скорости.

Весной (март-апрель) асфальт холодный и на нем еще лежат реагенты - сцепления резины с асфальтом просто никакого! Если уж выкатились на дорогу, едьте аккуратно. Нормально можно начинать ездить после первых хороших дождей, которые смоют с асфальта всю зимнюю скользкую химию. Но лучше заранее для себя определиться когда лучше открывать мотосезон в России .

Езда с пассажиром

Жизненно важно как для пассажира, так и для вас правильно проинструктировать пассажира, так называемого нажопника, особенно, если он никогда до этого на мотоциклах не ездил.

Во-первых пассажир может садиться на мотоцикл и слезать с него ТОЛЬКО после вашего разрешения, когда вы сидите на мотоцикле, мотоцикл в строго вертикальном положении, вы крепко держите руль и широко упираетесь ногами в землю. Почему нужно широко упереться ногами? Пассажир, особенно неопытный, часто забывает как правильно садиться на мотоцикл и сразу ставит одну ногу на подножку, в то время, как второй ногой отталкивается от земли, такой лихой ковбой. Соответственно с одной стороны мотоцикла резко возникает большой перевес и велика вероятность не удержать мототоцикл и завалить его на бок, придавив незадачливого пассажира и заодно свою ногу.

Во-вторых садиться на мотоцикл и слезать с него в большинстве случаев удобней слева. Это обусловлено физиологией (большинство людей правши) и конструкцией, особенно у круизеров и чопперов, у которых выхлопные трубы расположены справа. Если на мотоцикле только что катались, трубы горячие и пассажир может сильно обжечься вплоть до облезания кожи на лодыжке. Лично у меня был такой случай, пришлось нестись в ближайшую аптеку за антиожоговой мазью и бинтовать ногу пассажирке.

В-третьих объясните пассажиру насколько важно для него держаться максимально крепко за ваш корпус или специальные рукоятки, а не болтаться сзади как презерватив на ветру. Вы даже случайно можете резко стартануть, пассажир падает с мотоцикла назад, ломает себе шею, копчик или получает серьезный ушиб.

В-четвертых пассажиру нельзя расслабляться и нужно крепко держаться всю дорогу. Ямы, в которые вы неизбежно будете попадать, могут подбросить пассажира с сиденья и если он не держится, то просто приземлится пятой точкой на асфальт.

В-пятых попросите пассажира не помогать вам подруливать при маневрах, т.е. дополнительно не смещать свое тело в сторону поворота, таким образом меняя центр тяжести мотоцикла и ваших тел. Пусть сидит ровно как на стуле и постарается «слить» свое тело с вашим. Вы уже знаете, как вам рулить и подсознательно просчитали веса и равновесные силы. Неожиданности, помогающие внезапно разложиться на дороге, вам не нужны.

В-шестых ни в коем случае не пугайте пассажира! Не нужно выпендриваться и гнать как идиот, играть в шашки или катать пассажира на заднем колесе, если он не давал на это своего согласия. Если пассажир просит вас снизить скорость или ехать аккуратнее — немедленно сделайте это. Так вы избежите «спрыгивания» пассажира на скорости в состоянии аффекта и сохраните свою репутацию адекватного пилота.

Экстренные ситуации и торможение

Экстренные ситуации будут возникать постоянно, поэтому нужно уметь правильно тормозить, чтобы свести риск падения к минимуму. Экстренное торможение должно быть комбинированным, т.е. задний и передний тормоз одновременно, не резким и осуществляться рывками. В этом случае шансы затормозить или даже остановиться увеличиваются.

Ни в коем случае нельзя давить на тормоза изо всех сил, иначе колеса блокируются и вы непродолжительное время до падения летите «юзом», оставляя на асфальте характерные следы сначала резиной, потом бензобаком, глушителем, кожей ноги, поворотниками и зеркалами. Особенно не нужно блокировать тормозом переднее колесо, иначе оно сразу уходит в занос и мотоцикл «подламывается» - вы лежите на асфальте.

Падение

Не падает только тот, кто не катается. Если вам повезло и вы еще за доли секунды успеваете понять, что авария или падение неизбежно, то постарайтесь «положить» мотоцикл на бок, при этом не отпуская его, а елозя защитой по асфальту. Если мотоцикл оборудован дугами или слайдерами, то намазывая мотоцикл на асфальт вместе с собой у вас, как ни странно, больше шансов остаться не очень покалеченным, нежели вы его отпустите и будете отдельно катиться за ним, как тряпичная кукла.

Исправность мотоцикла

Выезжать на дорогу на мотоцикле с серьезными неисправностями эквивалентно умышленному самоубийству. Если вы недавно приобрели подержанный мотоцикл, советую тщательно его проверить перед покатушками. В соседней статье я расскажу как проверить техническое состояние подержанного мотоцикла и какие вещи взять с собой в путешествие на мотоцикле .

Это основные правила, которыми пользуюсь лично я.

Будьте внимательны на дороге, включайте мозги и помните народную мудрость: «тише едешь - дальше будешь».

Прежде, чем начать ездить на мотоцикле, необходимо привыкнуть к тому, что соблюдение правил дорожного движения станет вашей обязанностью, потому что вы становитесь участником дорожного движения. Вы должны знать все его законы и, естественно, следовать этим законам. Ведь вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизни окружающих вас людей. Не нужно пренебрегать элементарными средствами защиты в своей экипировке. Если вы перевозите ребенка, то вам необходимо позаботиться и о безопасности маленького пассажира. Никакие ремни и лямки не помогут обеспечить полную защиту малыша при ДТП. Детские автокресла специально предназначенные для поездок на мотоцикле могут обеспечить наиболее полноценную защиту вашему малышу во время путешествия.

Езда по городу требует от мотоциклиста повышенного внимания. Нужно соблюдать не только правила дорожного движения, но и характерные особенности движения в вашем городе. Считается, что наиболее безопасно ездить со скоростью, которая превышает скорость основного потока на 20%. Легкая авария для автомобилиста может стать самой тяжелой для мотоциклиста. Ведь вместо небольшой помятости крыла автомобиля может быть открытый перелом вашего бедра, а вместо пробитого радиатора – перелом позвоночника или сотрясение мозга.

Если в вашем городе принято поворачивать налево из крайней правой полосы, необходимо учесть, что автомобилисты будут поступать именно так. Поведение мотоцикла напрямую зависит от дорожного покрытия, температуры воздуха, от установленной резины. При температуре ниже 10 градусов в сухую погоду на обычной резине начинаются проблемы со сцеплением с дорогой. Увеличивается тормозной путь, при разгоне зад мотоцикла начинает вилять. Чем ниже температура, тем больше внимания нужно уделить прогреву резины.

Песок и грязь на прямой дороге при равномерном движении не будет являться сильным препятствием для мотоцикла. Но, если что-то ухудшающее сцепление с дорогой окажется на повороте, то необходимо обязательно сбросить скорость, иначе вы окажетесь на земле. Такая же ситуация и при торможении. Оказавшись на грязной дороге, существует большая вероятность падения. Если вы ездите в основном по городу, то не рекомендуется использовать гоночную резину.

В дождливую погоду ездить, конечно, можно. Но нужно помнить, что сцепление колес с мокрой дорогой гораздо хуже, чем с сухой. В дождь резко ухудшается видимость для автомобилистов, и они становятся источником повышенной опасности, а это вам не игрушки . Потенциально опасными местами являются трамвайные пути, перекрестки, места со снятым асфальтом, заправки, выезды с различных площадок, разделительные полосы и другие.

В большом городе мы часто сталкиваемся с проблемой пробок. Мотоциклисту гораздо проще решить эту проблему, нежели автомобилисту, потому что мотоцикл может легко проехать между рядами. Но есть много вещей, которые нужно знать при такой езде.
— будь готов. Двигаясь между рядами, нужно всегда держать руку не только на газу, но и на тормозе. При необходимости это даст вам дополнительные полсекунды.
— смена траекторий. В области, где машины меняют траектории, нужно быть особо внимательными. Если вы замедлитесь перед поворотами или выездами на автострады, то вас могут подрезать автомобилисты.
— пробки. Чем ниже скорость, том более плотно едут автомобили. Если скорость увеличивается, то расстояние между автомобилями тоже увеличивается. При этом многие автомобилисты начинают менять полосы движения, они могут не заметить мотоциклиста.
— зеркала. Большинство зеркал легковых автомобилей находятся на одном уровне с зеркалами и рулем мотоциклиста. Обычно зеркала автомобилей больше всего участвуют в столкновении, именно их необходимо принимать во внимание при приближении к машине.
— дистанция. Автомобилисты всегда ждут промежутка, чтобы перестроиться, и обычно не соблюдают дистанцию. Если мотоциклист при перестроении машины окажется рядом, то столкновения не избежать.
Автомобили движутся с разными скоростями. Лучший вариант – движение машин в разных полосах с одинаковой скоростью. Если же одна полоса движется быстрее, то появится много желающих перестроиться в поток с более высокой скоростью движения.
Многие мотоциклисты очень невнимательны во время движения по городу. Для вашей же безопасности необходимо отключиться от ненужных мыслей и сосредоточиться на дороге. Желательно подключить периферийное зрение. Смотреть нужно не только вперед, но и по сторонам, стараясь видеть всех участников дорожного движения, особенно в “мертвой зоне”.
Если вы едете с пассажиром, тормозной путь намного увеличится. Если же столкновения не избежать, то необходимо быть готовым к тому, что вам придется “катапультироваться”. Падать лучше как можно дальше от мотоцикла.
При езде на мотоцикле нельзя расслабляться ни на секунду, ведь мотоцикл является средством повышенной опасности.