Как экономить топливо зимой? Рекомендации ЗР. Как снизить расход бензина в зимний период, полезные советы

Многие автолюбители задаются вопросом: почему в зимний период очень сильно увеличивается расход топлива и как сделать, что бы двигатель меньше потреблял топлива? Сегодня рассмотрим несколько причин.

Например, воздушный фильтр не добавляет расхода топлива, если он, просто, не забит. Поэтому меняйте его почаще – хотя бы раз на десять тысяч километров, не экономьте на такой копеечной запчасти.

Что же увеличивает расход топлива.

Когда температура понижается и находится ниже нуля градусов, то двигателю требуется больше времени, чтобы добраться до оптимальной рабочей температуры, которая практически на всех моторах составляет по датчику температуры 90 градусов. Всё это время, пока двигатель прогревается, он находится не в оптимальном режиме: газофазы вывернуты на максимум, опережение зажигания, топливоподача – всё на максимум.

Чтобы двигатель прогревался быстрее, у вас должен быть исправен термостат. На современных моторах сейчас термостат электронный, то есть он управляется от датчика температуры. Этот датчик очень часто показывает неверные данные, особенно, если у вас автомобиль начинает плохо прогреваться, и температура не падает даже на ходу – это говорит о том, что неправильно работает термостат. Так как термостат электронный – в первую очередь меняют датчик. Если датчик заменен и всё продолжилось, тогда всё дело в термостате. Термостат очень часто сейчас идет под замену. У многих автомобилей, очень много бракованных приборов.

Так же могут быть неисправны свечи накала. Они долго разогреваются и двигатель не выходит на оптимальную температуру. Первые 3-4 минуты свечи накала помогают дизельному двигателю как следует разогреться, чтобы было нормальное воспламенение. А если они работают плохо – двигатель выходит на эти режимы не оптимально. К тому же, у вас может плохо работать подкачивающий насос, если он у вас есть. Если его нет, то тогда работоспособность свечей накала стоит на первом месте. Очень внимательно к ним относитесь, вовремя меняете – они стоят недорого. Не надо экономить, иначе вы больше заплатите за топливо.

Следующий момент зимой: следите за работоспособностью вашего генератора. Плохо работающий генератор вызывает недостаток энергопотребления вашего мотора. Все современные двигатели и вообще электронные системы потребляет очень много электричества и его недостаток, если ваш генератор работает плохо, не выдает достаточное количество тока. Хорошо себя зарекомендовали генераторы JCB . Аккумулятор плохо подзаряжается, отдает свой ток и, естественно, это сказывается на мощности мотора.

Это, пожалуй все основные причины увеличения расхода топлива, если ваш мотор и топливная система исправны. Кстати, по поводу топливной системы: если вы очень давно не меняли топливный фильтр, а особенно зимой – может увеличиться расход из-за недостаточности поступления топлива в систему впрыска. Бензиновых моторов это касается в меньшей степени, а вот дизельных — в большей. Поэтому, вовремя обслуживайте свой автомобиль.

Любой двигатель – дизельный или бензиновый не может потреблять одинаковое количество топлива в теплое и холодное время года. Естественно, в мороз двигателю требуется больше усилий для выхода в рабочий режим и если вы живете в городе, то зимой двигатель будет потреблять больше топлива однозначно. Конечно же не на 50%, если увидите такие показатели, то вам нужно об этом задуматься.

Некоторые автомобили – особенно зимой, в лютые морозы – горючее не просто поедают, а буквально пожирают. Глянешь на показания бортового компьютера – и портмоне жалобно сжимается и вибрирует. Как уменьшить зимний расход?

Увеличение аппетита

На дворе морозное, темное утро. В салоне холодно и неуютно. Поворачиваешь ключ зажигания (или нажимаешь на кнопку «старт») – и мотор отзывается сильными вибрациями. И понимаешь, что работает он сейчас на износ. В такие моменты и приходит осознание, что пора внедрить либо сигнализацию с автозапуском, либо какое-то подобное приспособление для подогрева. И если эти планы претворить в жизнь, расход топлива станет еще выше.

Есть и другие причины увеличения прожорливости автомобиля в зимний период.

Масло становится более вязким при минусовой температуре. Поэтому мотору необходимо дополнительное время, чтобы его составляющие достаточно разогрелись и стали двигаться, скажем так, без излишнего трения.

На достижение рабочей температуры двигателю может потребоваться не один десяток минут. И, понятно, чем температура воздуха ниже, тем разогрев дольше.

Поэтому перед автовладельцами стоит не одна проблема, а две: как защитить мотор от быстрого остывания, и как быстрее снизить вязкость масла?

Пути решения

Один из самый простых и реально работающих способов – банальное содержание автомобиля в идеальном техническом состоянии. Ведь малейшая, даже самая незначительная неисправность может вызвать у авто приступы «жора».

Взять для примера хотя бы обыкновенные датчики, передающие сигналы о положении дроссельной заслонки или расходе воздуха. «Мозги» автомобиля понимают, что что-то не так. Поэтому на всякий пожарный решают подавать топлива больше, нежели требуется на самом деле. По их мнению, лучше перестраховаться, а то вдруг «сердце» остановится?

Другим правилом, которым не стоит пренебрегать, является использование моторного масла по сезону.

Как только наступает холодное время года, масло необходимо сменить. При этом экономить каждый рубль бессмысленно – как известно, скупой платит дважды. «Паленое» масло может оказаться слишком вязким или нестабильным, из-за чего работа мотора осложнится в разы, а количество потраченного горючего возрастает.

Не стоит обходить вниманием и всевозможные присадки, которые способны уменьшить силу трения в узлах мотора и трансмиссии. Особенно это актуально для дизеля – ведь качество солярки в России зачастую оставляет желать лучшего.

Хорошо себя зарекомендовали смазывающие присадки, которые могут решить проблемы с так называемым «керосиновым» следом, которым иногда грешат на малоизвестных заправках. Пользоваться такими помощниками лучше через каждые три-четыре «обеда» автомобиля.

Антигели полезны в межсезонье – осенью и в начале зимы. В это время года, когда температура может уже уползти вниз от «нуля», на АЗС еще частенько попадается летняя солярка.

Поэтому антигели лучше лить при каждом посещении заправки. Хуже не будет точно, а вот шансов завести мотор после морозной ночи ощутимо прибавится.

Некоторые автовладельцы перепрошивают «мозги» своим стальным коням. Проще говоря, делают чип-тюнинг. Благодаря этому внедрению в программу блока управления, мотору можно «внушить», что для работы ему будет вполне достаточно «водички с запахом».

Стоит такая процедура от 3–4 тысяч рублей и до бесконечности. Все зависит от марки автомобиля и его года выпуска. Интересно, что прошивка реально помогает сэкономить процентов 10-15 топлива, при условии, что езда будет размеренной и спокойной. То есть, достичь такого результата можно и без чип-тюнинга. А вот любителям вдавливать тапку в пол такая процедура окажется бесполезной.

Но, пожалуй, самым действенным способ зимней экономии – использование специальных автоодеял. Например, всем известного «Автотепла» и ему подобных.

Эта штуковина, которая просто кладется на мотор, представляет собой некое подобие термоса. Из-за того, что поток теплого воздуха на морозе устремляется вверх, двигатель успевает остыть за каких-нибудь полчаса. Но автомобильное одеяло способно сохранить тепло на пять-шесть часов. Благодаря этому время подъема температуры мотора до рабочей значительно сокращается.

Немногие знают, что зимой двигателю внутреннего сгорания работать легче, чем летом! Однако же расход топлива при этом, как известно, сильно возрастает…

Итак, почему расход топлива растет в зимний период?

Прогрев. В любом случае зимой мотор прогревается дольше, чем летом. А если прогревать его при включенной печке (холодно же!), то процесс затянется еще сильнее.

Кстати, именно поэтому часть современных автомобилей (например, Renault Duster) снабжены электрическими подогревателями салона. Само собой, что при коротких, но частых поездках нужны, соответственно, более частые прогревы, иначе мотор все время будет недогретым. А холодный мотор априори потребляет куда больше топлива, чем горячий. В частности, для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора топливо туда льется чуть ли не ручьем. Отметим также, что при кратковременных остановках на морозе двигатель обычно не глушат.

Электрический нагреватель потребляет очень большой ток, но альтернативы пока нет.

Электричество. К упомянутому выше обогревателю салона добавляются более привычные потребители - вентилятор отопителя, обогреватели стекол, зеркал, сидений, форсунок омывателя и т.п. А всю свою энергию автомобиль в любом случае получает из топливного бака, пусть и не напрямую.

Снег. Ехать по снегу, даже неглубокому, все равно что идти по пляжу - тяжело. Пробуксовка, даже кратковременная, - это лишнее сожженное топливо. Какую-то толику, пусть и крошечную, добавляет аэродинамическое сопротивление падающего снега.

При езде по зимним дорогам часто приходится буксовать, вот расход и растет.

Шины. Сопротивление качению зимних шин выше, чем у летних.

Подшипники. Вся консистентная смазка на морозе загустевает, а вращение при этом, естественно, затрудняется.

Багажник. Бывалые водители встречают зиму хорошо подготовленными, а потому багажники их машин заметно тяжелеют. Зимняя одежда, лопата, мешочек с песком, принадлежности для разведения костра, паяльная лампа, примус - у каждого свой список на черный день.

АКБ. Батарее приходится работать на пределе возможностей: холодное масло, большие пусковые токи. Аккумулятор постоянно нужно подзаряжать - генератор нагружается сильнее.

Средняя скорость. Зимой она порой падает так, что основной удар по бюджету приносят не запредельные скорости, а наоборот, излишне низкие, да еще на пониженных передачах.

Зимой дороги скользкие - водители осторожничают. Средняя скорость движения при этом неизбежно падает.

Как экономить топливо зимой?

Оставив за скобками «самый правильный» совет типа «Езди на общественном транспорте!» подумаем, а реально ли вообще унять зимние аппетиты? Задача почти невыполнимая: по крайней мере, летних расходов достичь на морозе не получится. Но кое-что сделать все-таки возможно. В первую очередь, начать экономить на мелочах. Какие это мелочи? Перечислим основные:

При прогреве мотора не переусердствуйте: достаточно погонять его вхолостую буквально минуту-другую, а затем начать неспешное движение. Так и двигатель прогреется быстрее, и расход топлива сократится.

Не ленитесь стряхивать снег с машины-сугроба. Так и безопаснее, да и возить лишние килограммы ни к чему.

Обязательно используйте моторное масло по сезону: 10W-40 в мороз поведет себя куда хуже, чем, к примеру, 0W-40.

Уберите из машины то, что в ближайшие месяцы точно не понадобится: зачастую там месяцами валяется что-то чисто летнее, а времени вытащить не хватает. Да и багажник на крыше лучше снять и оставить в гараже, если не планируете его использовать зимой.

Если на дворе совсем уж холодно, то имеет смысл применить «автоодеяло», сохраняющее тепло в моторном отсеке. При этом ускорится прогрев двигателя, а выключенный мотор будет гораздо медленнее расставаться с накопленным теплом.

Так многочисленные зимние тесты транспортных средств, показывают, что при температуре -6 градусов расход топлива автомобиля в городе на 12% выше, чем при температуре воздуха +25 градусов. Примечательно, что если Вы эксплуатируете автомобиль в зимнее время, проезжая каждый день не более 4-6 км. в день, то расход топлива может увеличиться на 22 процента по сравнению с плюсовой температурой. Но есть способы не допустить большого роста потребления топлива в зимнее время.

Стоит отметить, что вопреки супер экономичности гибридных , в зимнее время рост потребления топлива в гибридных автомобилях еще существеннее по сравнению с традиционными машинами. Так согласно исследованиям, при температуре ниже -6 градусов расход топлива может увеличиться от 31 до 34 процента по сравнению с плюсовой температурой больше 20 градусов.

Почему зимой расход топлива выше?

Холодная погода влияет на Ваше транспортное средство намного больше, чем Вы думаете. Предлагаем Вам список причин, почему в зимнее время любой автомобиль начинает расходовать намного больше, чем при положительных температурах на улице:

- Нагрузка на двигатель и коробку увеличивается в зимнее время по причине сильного охлаждения . Любой автомашине необходимо для нормальной эксплуатации, чтобы все жидкости нагрелись после запуска холодного мотора. К примеру, или трансмиссионное масло густеют на морозе. При запуске силового агрегата на морозе, требуется время, чтобы масло нагрелось. Для этого необходима лишняя энергия.


- В зимнее время любому двигателю требуется больше времени, чтобы набрать рабочую температуру. В большинстве автомобилей до набора оптимальной температуры двигателя, потребляется намного больше топлива, чем после прогрева до рабочей температуры. Именно поэтому, если Вы используете машину в зимнее время в течение короткого времени (небольшой километраж ), то из-за прогрева мотора, Ваш автомобиль будет потреблять значительно больше топлива, чем теплое время года.

- Подогрев сидений, стекол, работа печки и работа насоса бачка омывателя стекол, потребляет много энергии от двигателя, который в результате этого начинает потреблять больше бензина или дизельного топлива.

- Прогрев двигателя, прежде чем тронуться с места снижает Вашу экономию практически до нуля. . В этом режиме самый большой перерасход топлива.


- Более холодный воздух становится плотнее, в результате чего увеличивается аэродинамическое сопротивление воздуха Вашего автомобиля. Стоит отметить, что чем выше скорость в зимнее время, тем больше будет перерасходовать топлива ваш автомобиль.

- уменьшается, по мере падения температуры до отрицательных значений. Чем больше мороз, тем ниже становится давление в колесах. В результате чего увеличивается сопротивление качению.

- Зимние сорта бензина или дизельного топлива могут содержать вещества, которые уменьшают в двигателе, в отличие от летнего топлива в котором энергии может быть больше. В результате этого машина начинает расходовать немного больше топлива, чем в теплое время года.

- Мощность и намного быстрее растрачивается в зимнее время, в результате чего генератору машины требуется больше мощности для зарядки батареи, чтобы сохранять оптимальный заряд. Из-за нагрузки на генератор увеличивается расход топлива. Также холодная погода может влиять на гибридные машины, которые оборудованы системой зарядки аккумуляторов с помощью рекуперативного торможения (при торможении лишняя энергия поступает в батарею питающий электромотор).

При тяжелых зимних условиях и при сильном морозе расход топлива может увеличиться еще больше.


- На ледяных и заснеженных дорогах уменьшается сцепление шин с дорожным покрытием. Чтобы поддерживать нужный крутящий момент для беспрепятственного движения, двигателю необходима лишняя энергия.

- Как правило, на скользких дорогах снижается средняя скорость движения. Примечательно, что при средней скорости движения ниже 50-70 км/час, расход топлива может сильно увеличиваться.

- Если Ваша машина оснащена полным приводом, то в зимой перерасход топлива Вам гарантирован, особенно на заснеженной или скользкой дороге.

Что я могу сделать, чтобы улучшить экономию топлива в холодную погоду?


Вы не можете сделать так, чтобы зимой стал таким же, как и летом. Но, тем не менее, любой из Вас сможет добиться эффективного снижения расхода топлива в зимний период, что позволит Вам сэкономить денежные средства. Вот несколько советов как Вы можете добиться снижения расхода топлива:

- Оставляйте свой автомобиль в теплом месте. К примеру, в теплом своем гараже (или снимите на зимний период теплый гараж) или на платной крытой теплой стоянке. Таким образом, каждое утро Вашему двигателю нужно будет гораздо меньше энергии, чтобы разогреть до оптимальной температуры.


- Не прогревайте двигатель на холостом ходу слишком длительное время. Старайтесь прогревать мотор в процессе движения на малых оборотах. В таком режиме Вы не только сэкономите топливо, но и добьетесь более быстрого нагрева мотора до рабочей температуры. . В наши дни многие автопроизводители рекомендует трогаться с места через 30 секунд после запуска силового агрегата.

- Не используйте автономные обогреватели и антиобледенители больше чем это необходимо

- Выбирайте с помощью спутниковой навигации оптимальные маршруты объезда пробок

- Проверяйте регулярно давление в

- Уберите автомобильные аксессуары, которые увеличивают сопротивление воздуха. К примеру багажник, который Вы не используете каждый день.


- Если Вы являетесь владельцем в сильный мороз старайтесь не использовать автомобильные зарядки телефона, навигатора и других электронных гаджетов. Также если Вы едите в режиме, который предусматривает работу электродвигателя, старайтесь не включать печку отопления на максимальные температуры.

- Если Вы едете и температура на улице не слишком холодная, то вместо отопления салона используйте электрический обогрев сидений.

- Очищайте автомашину от лишнего снега (особенно на крыши) который существенно увеличивает вес машины.

- Используйте только зимнюю . Если протектор шин имеет большой износ или возраст превышает 5 лет, то обязательно купите новую резину.

- Паркуйте автомобиль в таком месте, чтобы солнечные лучи в дневное время обогревали кузов машины

Если Вы предпочитаете заправлять свой автомобиль фирменным топливом с улучшенными характеристиками, то в зимнее время лучше заливать традиционные марки топлива, поскольку улучшенный бензин или дизельное топливо имеет множество химических присадок, из-за которых зимой может увеличиться расход.

Наличие транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, предусматривает его регулярную заправку бензином или дизелем. При этом, денежные средства, которые тратятся на приобретение горючего, составляют одну из основных статей расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля. Естественно, что после нескольких заездов на автозаправочные станции у любого автовладельца возникает желание не только сократить затраты на заправку автомобиля, но и как уменьшить расход топлива. При этом самым оптимальным решением является приобретение экономичного транспортного средства, однако, коль выбор уже сделан, то остается только полагаться на личные ощущения и/или прислушиваться к мнению более опытных водителей и автомехаников.

Причины чрезмерного расхода топлива

Основные причины большого расхода топлива кроются в техническом состоянии автомобиля. Если он находится в неудовлетворительном техническом состоянии, то никакие ухищрения (экономная езда, использование различных присадок и экономителей топлива) не помогут решить эту проблему. Среди большого количества поломок, которые могут способствовать увеличению потребления горючего, чаще всего встречаются неисправности:

  • силового агрегата (вышла из строя свеча зажигания, растянулся ремень привода газораспределительного механизма, сбилось зажигание и др.);
  • одного из датчиков, контролирующих работу системы впрыска топлива (лямбда-зонд, датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода и пр.);
  • подвески, тормозной системы или трансмиссии.
  • не менее часто имеет место использование фильтров, засоренных грязью: воздушного и/или топливного;
  • перерасходу бензина или дизеля способствует и злоупотребление длительным прогревом силового агрегата. На практике не стоит прогревать мотор автомобиля более трех минут. Этого времени вполне достаточно чтобы разогнать моторное масло по всем узлам и парам трения. По истечении 3-х минут можно начинать движение на небольших оборотах (до 2000 об/мин) – при этом расход горючего будет меньше, а двигатель прогреется быстрее;
  • в вопросе экономии топлива не последнее место занимает давление в шинах автомобиля, которое необходимо регулярно контролировать и поддерживать в пределах, указанных в руководстве по его эксплуатации. Имеет значение также тип (зимние, летние, всесезонные), рисунок протектора и величина износа шин, установленных на автомобиле;
  • существенно влияет на потребление бензина или дизеля и неправильно выставленный угол развала/схождения колес. Его рекомендуют проверять через каждые 15…20 тысяч километров пробега;
  • к увеличенному расходу горючего приводит также чрезмерное увлечение наружным обвесом (тюнингом). Особенно это касается элементов, выполненных кустарным методом. Но и штатный багажник, «мухобойка», накладные арки и другие элементы обвеса значительно ухудшают аэродинамику автомобиля, что также приводит к его перерасходу;
  • ухудшают аэродинамику автомобиля и открытые окна, особенно при движении со скоростью более 60 км/час;
  • нельзя сбрасывать со счетов манеру вождения каждого конкретного водителя. Чрезмерно агрессивный стиль управления автомобилем, с постоянным резким набором скорости и не менее резким торможением, вызывает неоправданно большой расход бензина или дизеля;

Кроме того, в случае, если без видимых причин значительно увеличился расход бензина/дизеля, необходимо посетить лицензированное СТО, где пользуясь специальными приборами, опытные специалисты смогут определить и устранить неисправность.

Способы уменьшения расхода топлива

На практике существует большое количество самых разнообразных приемов, которые позволяют поддерживать нормативно установленный для конкретного автомобиля расход горючего. При этом самым главным условием, обеспечивающим его оптимальную величину, многочисленные эксперты и специалисты считают содержание автомобиля в исправном состоянии.

О том, как снизить расход топлива, расскажут советы опытных водителей и автоэкспертов. По их мнению избавиться от таких проблем поможет:

  • отказ от применения присадок, повышающих октановое число, вместо бензина, рекомендованного изготовителем автомобиля;
  • отключение печки при прогреве двигателя в холодное время года – это позволит сократить потребление топлива примерно на 5%;
  • замена воздушного фильтра через 10…15 тыс. км пробега – особенно в летнее время, когда на дороге много пыли (экономия горючего может составить до 10%);
  • замена свечей зажигания не реже, чем через каждые 15 тыс. км пробега, что даст около 10% экономии топлива;
  • регулярный контроль давления в шинах (снижение расхода горючего до 7%);
  • отсутствие багажника (бокса) на крыше автомобиля и прочих элементов обвеса;
  • торможение двигателем, а не педалью тормоза;
  • регулярная проверка правильности установки углов развала/схождения колес. При этом, кроме экономии топлива, которое может достигать 15%, будет обеспечена и длительная эксплуатация шин.

Примечание: проценты экономии горючего, указанные в тексте, это не что иное, как увеличение его нормативного расхода при несоблюдении рекомендаций.

Кроме того, существуют экономители топлива, помогающие избежать сильного увеличения расхода горючего. Среди них наиболее эффективными средствами считаются:

  • Магнитные экономители Fuel Free и Fuel Saver

Магнитные экономители устанавливаются на шланг подачи топлива в непосредственной близости от узлов его подачи в цилиндры (инжектор, карбюратор, топливный насос высокого давления). Их принцип действия основан на влиянии магнитного поля, которое создается мощными неодимовыми магнитами (сплав бора, неодима и железа), на молекулярную структуру горючего. В момент пересечения магнитных силовых линий у него изменяется структура, уменьшается поверхностное натяжение, увеличивается растворимость кислорода, возрастает поляризация молекул, увеличивается скорость горения, уменьшается детонационная стойкость и другие свойства топлива. Под его воздействием сгорание топлива в камере сгорания становится существенно более эффективным, а количество выхлопных газов уменьшается. По данным изготовителей этих устройств потребление горючего уменьшается примерно на 20%, при этом уменьшается токсичность выхлопа и т. д.

Конструктивно Fuel Shark представляет собой электролитический конденсатор большой емкости, который при подсоединении к бортовой сети автомобиля снижает нагрузку на его аккумуляторную батарею. При этом выравнивается работа системы электропитания, что обеспечивает стабильную подачу напряжения к свечам зажигания и получение качественной искры. В результате топливо сгорает более продуктивно. Устанавливается экономитель в гнездо прикуривателя и по заявлению изготовителей экономит до 30% горючего.

  • Кавитатор

Принцип действия кавитатора заключается в преобразовании жидкого топлива в газообразное состояние. Конструктивно он представляет собой трубку переменного сечения, которая устанавливается после бензонасоса. Известно, что топливо на молекулярном уровне имеет длинные цепочки молекул, которые отличаются низкими характеристиками горения. С помощью кавитатора они разрушаются, что способствует более быстрому и эффективному сгоранию топлива. В общем случае экономический эффект достигается за счет того, что при сохранении имеющихся динамических параметров, автомобиль расходует значительно меньше топлива. Кроме того, кавитатор выделяет из топлива тяжелые фракции и оснащен дополнительным фильтром. Поэтому смесь, попадающая в камеры сгорания отличается высокой степенью очистки, что повышает коэффициент полезного действия всей системы и снижает вероятность поломок двигателя.

  • Устройство ATW impulse

Прибор ATW impulse предназначен для всех типов автомобилей, оснащенных 12-ти вольтовым аккумулятором и подключается непосредственно к его клеммам. Импульсы, которые вырабатываются устройством, способствуют ускоренной зарядке аккумуляторной батареи, благодаря чему генератор тратит на этот процесс значительно меньше времени и мощности. В свою очередь это снижает нагрузку на двигатель и уменьшается время впрыска горючего. В соответствии с техническими характеристиками, заявленными производителем, потребление топлива снижается на 10…20%. Особо отмечается целесообразность использования прибора с изношенными аккумуляторами. В процессе эксплуатации ATW impulse не только экономит топливо, но и защищает (восстанавливает) пластины аккумулятора, увеличивая его срок службы в 2…3 раза.