История создания первого автобуса. Автобусы ссср

Ежедневно сотни тысяч людей по всему миру прибегают к услугам самого, пожалуй, распространенного и ходового вида общественного транспорта – автобуса. Он давно уже стал неотъемлемой и необходимой частью нашей повседневной жизни, и все прекрасно осведомлены о преимуществах и недостатках автобусов. Но за пеленой обыденности мало кого интересуют исторические подробности возникновения и развития столь важного вида транспорта, а узнать о них будет точно нелишним!

Первый механизм-прообраз того, что впоследствии назвали автобусом, создал в 1801 г. английский изобретатель-новатор Ричард Тревитик. Под Рождество того года по улицам Кэмборна (графство Корнуолл) на потеху восхищенной толпе проехала невиданная доселе машина на паровом двигателе, что могла вместить в салоне до 8 пассажиров. Сзади транспортного средства на подножке стоял кочегар, который неустанно добавлял угля в топку. Новое чудо техники кряхтело, пыхтело, выбрасывало в воздух обильные клубы черного дыма, но все же уверенно добывало себе право на дальнейшую жизнь.

К 1829 году автобус (тогда это средство передвижения уже получило такое название) заметно развился и внешне, и функционально: теперь взору людей предстал не «гадкий утенок», а растущий красивый лебедь, способный перевозить до 30 пассажиров и развивать скорость, недостижимую ни для одного из существовавших на то время видов транспорта.

Стремительное повсеместное внедрение электроэнергии в конце XIX века позволило автобусу выйти на качественно новый уровень эволюции. Вместо парового двигателя появилась возможность использовать электрический, и в 1886 г. на просторы Лондона выехал обновленный и сверхпрогрессивный вид общественного транспорта.

Не обходил стороной бурный технический прогресс и Российскую Империю. В 1901 г. московский машиностроительный завод «Дукс» построил и представил первые в стране электрические автобусы. Они были способны вместить до 10 человек, а максимальная скорость передвижения составляла 20 км/ч.

ХХ век: пик развития

Следующее веское слово в процессе становления нового вида транспорта произнесли признанные мастера машиностроения – немцы: в 1896 г. завод «Benz» явил миру первый автобус с двигателем внутреннего сгорания на бензине. Внешне он был похож скорее на увеличенную извозчичью коляску, вмещал в салоне 8 пассажиров и набирал до 13 км/ч. Впрочем, изначально это ноу-хау курсировало лишь между несколькими небольшими немецкими городами по короткой дороге.

До царской России автобус с двигателем внутреннего сгорания дошел спустя 7 лет. Петербургский завод «Фрезе» в 1903 г. сконструировал даже более прогрессивный экземпляр, чем немецкий. Он мог вместить уже 10 человек и разогнаться до 16 км/ч, однако имел существенный недостаток: кабину открытого типа. Поэтому в непогоду поездки либо отменялись, либо были крайне неприятными для водителя и пассажиров.

Автобус пока еще не носил глобального значения в роли общественного транспорта, но постепенное повышение уровня технического потенциала и комфортабельности не могло не наделить его основной задачей – регулярно перевозить туда и обратно потоки людей. 12 апреля 1903 г. в Лондоне состоялся первый в истории рейс автобуса, как городского общественного транспорта. В России это судьбоносное событие случилось немного позже.

Летом 1907 г. в Архангельск из Германии был доставлен автобус марки «NAG» вместимостью 26 человек, который незамедлительно обрел колоссальную востребованность и существенно облегчил передвижение по городу. К ноябрю того же года пассажирские автобусы появились в столице – Санкт-Петербурге, а в августе 1908 г. дошли и до Москвы. Но стабильно наладилось движение здесь только после революции и обретения Москвой статуса столицы СССР. В 1924 г. был организован первый регулярный автобусный маршрут между Тверской заставой и Каланчевской площадью.

С тех пор автобус непрестанно преображался. Его вместимость становилась 50, 100, 200 человек. Сейчас строятся специальные транспортные средства для доставки людей в аэропорты, проведения экскурсий, автобусных туров между странами. Некоторые из них достигают 40 метров в длину и вмещают до 500 пассажиров!

В нынешнее время остается лишь посочувствовать тем несчастным, что больше 100 лет назад ехали в открытых кабинах под мерзким дождём и снегом. Теперь это воспринимается как шутка, ведь самые современные автобусы предоставляют большой перечень услуг на период путешествия – тут и телевизоры, и туалет, и Wi-fi, так что пассажиру грех жаловаться на уровень комфорта. И нет оснований считать, что автобус остановится в своем развитии или утратит популярность.

История этого транспортного средства, которое ежедневно перевозит миллионы жителей земли началась не вчера и имеет много интересных фактов.

Начало истории.
Создателем этого транспортного средства стал англичанин Ричард Тревик. Именно благодаря ему, в 1801 году на улицы британского Кэмборна, выехала машина, которую в последствие стали называть автобусом.

Первый аппарат был на паровой тяге и перевозил всего 8 пассажиров. Кочегар, стоявший на запятках, периодически подбрасывал в топку уголь, и машина пыхтя и окрашивая улицы черным дымом, гордо двигалась вперед.

Через 28 лет, усовершенствованная модель автобуса могла перевозить уже 28 пассажиров, и развивала самую высокую скорость из существующих на тот момент транспортных средств.

К 90-м годам 18 столетия развитие электротехники позволило заменить паровой двигатель на электрический. Такая машина вышла на улицы столицы Великобритании в 1886 году.

В царской России, производством автобусов занимался завод «Дукс». Благодаря его усилиям, на улицах российских городов, в 1901 голу появились автобусы, которые двигались со скоростью 20 км/ч. и могли перевозить до 10 пассажиров.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания.
Немцы развили идеи англичан, и создали машину с двигателем внутреннего сгорания. Автобус мог перевезти 8 пассажиров со скоростью 12 км/ч. Такие машины использовали для сообщения между тремя немецкими городами: Дойц, Зиген и Нетфен.

В 1903 году, на российском заводе «Фрезе» разработали подобную машину. Российский автобус мог перевозить уже 10 пассажиров, и двигался со скоростью 15 км/ч. Правда, его кузов был открытого типа, и в плохую погоду в нем было не очень комфортно.

На службу людям!
Как общественный транспорт, автобус стал использоваться в Англии с 1903 года. Россия не намного отстала в этом отношении от «Туманного Альбиона». В 1907 году, на улицы Архангельска вышла первая машина, которая весила 6 тонн, и могла перевозить 25 человек, не считая водителя. Производили такие машины не в нашей стране, а в Германии, под маркой «НАГ». После этого автобусы пришли в столицу империи, а уже затем они появились и в Москве. Постоянное движение в древней российской столице было организовано уже после революции, в 1924 году. Первый постоянный маршрут был между тверской заставой и Каланчевской площадью.

Эволюция автобуса.
Менялась не только длинна пути, который мог осилить автобус. Менялась его форма и «наполнение». Давно прошли времена, когда в салоне могло ехать только 8 пассажиров. Многие компании стремились создать мега-машину, способную обслужить большое количество людей.

Первым успехом смогла похвастаться компания «DAF». Она смогла создать автомобиль, который перевозил 350 пассажиров. Длинна этого исполина составляла 32 метра и он назывался «SuperCityTrain». В его разработке принял участие экс-президент республики Заир.

Автобус Neoplan №980, использовался для доставки 342 авиапассажиров на борт самолета Боинг-747. Он имел длину 17 метров.
Из российских моделей стоит упомянуть о «Волжанине 6270». Он имеет длину 15 метров и в его салоне могут ехать 158 человек.

Предназначенное для перевозки 7 и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту, или с любым другим видом автономной тяги. (Автобус в традиционном понимании.) В более широком смысле (и технически) автобус - любое безрельсовое самоходное (т. е. моторное) транспортное средство, технически предназначенное для перевозки пассажиров и способное (в отличие от трамвая и др. направляемых видов пассажирского транспорта) маневрировать на дороге (в частности: перестраиваться из одного ряда движения в другой, объезжать встреченное по ходу движения препятствие или развернутся в любой точке маршрута). При этом неважно использует автобус бортовой источник энергии (автобус в традиционном понимании:аккумуляторные , суперкондесаторные, дизельные, газотопливные автобусы и автобусы на топливных элементах), или питаются энергией из вне через контактную сеть (провода или токоведущая шина) (троллейбусы), или используют гибридную систему питания (троллейбусы с системами автономного хода, дуобусы). В частности троллейбус питающийся электроэнергией через контактную сеть тем не менее обладает многими качествами автобуса: самоходность, безрельсовый ход, маневренность (в том числе: способность перестраиваться из одного ряда движения в другой и, следовательно, объезжать препятствия). Т. е. троллейбус вполне можно считать особой разновидностью автобуса. (Конечно многие троллейбусы обладают меньшей чем обычный - полностью автономный - автобус маневренностью. Ограничивающим фактором в данном случае является длина токосъемних штанг. Также обрыв проводов контактной сети способен блокировать движение на целом сегменте троллейбусной сети. Но современные троллейбусы, оснащаемые системами автономного хода и системами автоподъема-автоопускания токосъемных штанг, сохраняя достоинства троллейбуса практически уже практически ни в чем не уступают обычному автобусу в маневренности и способен пройти до 1-3 км на автономном ходу. В частности это позволяет такому троллейбус благополучно объезжать препятствия с опущенными токосъемными штангами, если это невозможно сделать с поднятыми токосъемными штангами. Также такой троллейбус нечувствителен к обрывам проводов контактной сети, и способен подобно обычному автобусу совершать короткие объезды участков линий, по которым движение по какой-то причине (например из-за ремонта дороги) невозможно. Далее конечно, об автобусах рассказывается в основном в традиционном понимании термина «автобус». О троллейбусах см статью «Троллейбус ».)

Автобусы длиной менее 5,5 метров называются микроавтобусами (по российской классификации - автобусы особо малого класса), в остальном мире к микроавтобусам относят автобусы и минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.

История

Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик (он же изобретатель первого английского паровоза). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл , Англия). Это была машина с паровым двигателем , способная перевозить 8 пассажиров.

Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 году . Он мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч. Первый электрический автобус в России был построен в 1901 году на московском заводе «Дукс ». Это был 10-местный автобус, который мог развивать скорость до 20 км/ч и имел запас хода на 60 км.

Само слово «автобус» в русской литературе впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 году.

Устройство автобуса

Внешний вид типичного городского автобуса - вид сбоку, спереди и сзади.

Классификация

По назначению

  • городские - автобусы, предназначенные для использования в качестве городского общественного линейного (т. е. маршрутного) пассажирского транспорта. Городской автобус делает частые остановки, на которых высаживает и принимает на борт большое количество пассажиров. Такой автобус должен иметь широкие двери и проходы, накопительные площадки, поручни для стоящих пассажиров.
  • междугородные - автобусы, предназначенные для перевозки людей на дальние расстояния. Такие автобусы должны иметь удобные кресла с откидной спинкой, большой объём багажного отделения, места для ручной клади.
    • спальные - разновидность междугородных автобусов - автобусы, оснащённые спальными местами
  • пригородные - в отличие от междугородних не предназначены для перевозок на дальние расстояния, а от городских их отличают редкие остановки: нередко промежуточные остановки и вовсе могут отсутствовать. Такие автобусы обычно не имеют багажных отделений, но имеют места для ручной клади. В них обычно отсутствуют накопительные площадки, но могут присутствовать поручни для стоящих пассажиров. Но основной способ проезда пассажиров в них все же - сидя в пассажирских креслах. (Яркий пример таких автобусов автобусы MAN , с недавнего времени используемые сетью торговых центров «Мега ». И хотя «Мега » использует эти автобусы в качестве городского транспорта для экспресс-проезда покупателей к торговым центрам «Мега » и от них, тем менее эти автобус технически являются именно пригородными автобусами.
  • перронные (аэродромные) - предназначены для доставки пассажиров от аэровокзала к самолётам и от самолётов к аэровокзалу . (В современных крупных аэропортах используются в основном как вспомогательное средства транспортировки пассажиров к самолётам и от них. Например к самолетам ближнего следования.)
  • школьные - автобусы, предназначенные для перевозки детей. Такие автобусы должны оснащаться техническими средствами для повышения безопасности перевозки детей: ремнями безопасности, специальными световыми и звуковыми сигналами (развитые системы безопасности можно отметить в школьных автобусах США). Также такие автобусы оснащают более низкими подножками, поручнями на небольшой высоте, полками для ручной клади.
  • экскурсионные - предназначенные для экскурсионных поездок.
  • вахтовые (экспедиционные) - предназначенные для перевозки рабочих к местам проведения строительных, ремонтных и прочих работ. Технически это могут быть самые разнообразные пассажирские автотранспортные средства, но довольно часто такие автобусы строятся на грузовой базе. Т. е. вместо грузового кузова (фургона) на шасси грузовой машины устанавливается пассажирский салон.
  • вездеходы - для перевозки людей при сложных дорожных условиях (в том числе по бездорожью).
  • грузовые (грузопассажирские).
  • почтовые (автобусы связи) - для перевозки почты
  • ритуальные - предназначенные для перевозки умершего и похоронной процессии к месту погребения (или ритуальной кремации) усопшего.
  • клубные (служебные)
  • шахтные (подземные)
  • специального назначения

По длине

  • особо малые (до 5 м)
  • малые (7,0-7,5 м)
  • средние (8,0-9,5 м)
  • большие (10,5-12,0 м)
  • особо большие (16,5 м и более)

По конструкции и компоновке

  • капотной компоновки
  • бескапотной (вагонной) компоновки
  • низкопольные
  • высокопольные (высокопалубные)
  • одиночные
  • сочленённые (англ. )
  • двухэтажные (Даблдекеры)
  • челночные (двухпостовые)
  • терминальные
  • полуприцепы
  • прицепы

По типу и технической схеме двигательной установки

  • бензиновые (на, как правило, карбюраторных бензиновых ДВС) - исторически самые первые автобусы.
  • дизельные (на дизельных ДВС) - наиболее распространенный тип современных автобусов.
  • электрические (аккумуляторыне и суперконденсаторные) - довольно молодой вид автобусов, но довольно перспективный в качестве городского автобуса.
  • автобус на топливных элементах - в качестве топлива чаще всего используется водород, реакция которого с атмосферным кислородом в топливных элементах генерирует электроэнергию, питающую тяговые электромоторы такого автобуса. Довольно перспективен практически везде где в настоящее время используются дизельные автобусы.
  • дуобус - технически гибрид троллейбуса и обычного (а именно дизельного) автобуса. Использует два основных источника питания: может как использовать троллейбусную контактную сеть так и двигаться за счет, как правило, собственного дизеля. (Конкурентами дуобуса могут стать троллейбусы , оснащаемые системами автономного хода.)

Особая разновидность автобуса - троллейбус . Троллейбусы, оснащенные новейшими системами автономного хода, сохраняя достоинства троллейбуса, уже практически ни в чем не уступают обычному автобусу. Наиболее перспективны троллейбусные системы автономного хода строятся на базе суперконденсаторов и быстрозаряжаемых аккумуляторов , позволяющие проехать троллейбусу в режиме автономного хода до 3 км, и на базе топливных элементов, позволяющих троллейбусу ехать как используя для питания контактную сеть (подобно традиционному троллейбуса), так и подобно обычному автобусу в режиме автономного хода.

Цифровая классификация моделей в СССР и странах СНГ

Габариты

Вместимость автобусов ограничена их размерами. Согласно российским ПДД , длина автотранспортного средства (включая один прицеп) может быть 20 м, ширина 2,55 м, а высота 4 м. Но по этой причине автобус всегда проигрывает трамваю по возможной пассажировместимости (в частности трамвай может быть многосекционным или работать по системе многих единиц).

См. также

Примечания

Ссылки

  • Автобус - статья из Большой советской энциклопедии

Автобусы, как и многие вещи в быту, имеют глубокую историю создания, идеи и ее воплощения. Изобретения этого вида имеют глубокие корни и непрерывно связаны с историей трамваев, поездов и троллейбусов. Ничто из этого не могло появиться в современном виде без парового двигателя, который появился еще в конце XVIII века. Изобретение автобуса стало огромным скачком в мире транспортных технологий человечества.

Первые автобусы на паровых двигателях

Главным человеком в индустрии создания средств передвижения на период начала XIX века стал Ричард Тревитик. Молодой техник использовал в своем детище уже известную на тот момент систему парового двигателя и усовершенствовал ее для перевозки большого количества пассажиров. Конечно, на сегодняшний день 8 человек - это слишком мало, но для того времени это было нечто невероятное.

Презентация (и первый рейс автобуса), состоялась в декабре 1801 года и наделала много шумихи во всем мире. Тем не менее они были мало распространены даже на территории ведущих мировых держав. Во время первых автобусов транспорт имел внушительные размеры и потреблял огромное количество ресурсов, но как символ индустриальной революции выполнял свою роль на отлично. Такая машина внушала надежду в простых граждан и вдохновляла на все новые открытия.

Переход к электричеству

Следующим этапом в усовершенствовании первых автобусов стал концепт транспорта, двигающегося с помощью электричества. Это произошло в 1885 году, а местом создания снова стал город Лондон. Новый технологичный автобус мог развивать скорость до 12 км/ч. В России такое технологическое чудо вошло в обиход с 1901 года. Отечественный аналог марки "Дукс" мог вмещать до 10 пассажиров и развивать скорость до 20 км/ч на протяжении трех часов.

Первые автобусы на электричестве значительно превзошли свои прототипы по части мощности, но этого все еще было недостаточно. Вырабатывать ток в таких больших количествах и постоянно подзаряжать транспорт было слишком накладно, хотя немаловажным преимуществом перед автобусами прошлого был низкий уровень загрязнения окружающей среды.

Автобусы с двигателями внутреннего сгорания

Транспорт, способный перевозить большое количество пассажиров на высокой скорости и без высоких энергетических затрат был настоящей мечтой для изобретателей XIX века. Первый концепт такого типа использовали на заводе марки "Бенц" в 1895 году на основе уже имеющихся чертежей двигателя и усовершенствования первого автобуса. На начальных этапах у аппарата было мало преимуществ перед конкурентами. Он все так же мог вмещать не более 8 человек и развивать скорость всего до 15 км/ч.

В России время первых автобусов внутреннего сгорания началось в 1903 году на заводе "Фрезе". Это был своего рода лимузин-кабриолет для 10 человек. Транспорт имел 10 лошадиных сил и развивал все те же 15 км/ч.

Если говорить о первых рейсах автобуса для городских перевозок, то они появились в Лондоне ближе к концу 1903 года. Российский аналог стартовал в 1907 году в городе Архангельске. Он был разработан немецкими инженерами и значительно улучшен. Новый автобус весил 6 тонн и мог вмещать до 25 человек.

Автобусы длиной менее 5,5 м называются микроавтобусами (по российской классификации - автобусы особо малого класса), к микроавтобусам также относят минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.

История

Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик (он же является изобретателем первого английского паровоза). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл , Англия). Это была машина с паровым двигателем , способная перевозить 8 пассажиров.

Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 году . Он мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч. А в 1899 году в Санкт-Петербурге русским инженером-изобретателем И. В. Романовым был представлен проект электрического омнибус а, являющегося одновременно и первым отечественным автобусом. Согласно разным источникам омнибус вмещал от 16 до 20 пассажиров (И. В. Романов планировал постройку разных моделей электрических омнибусов на разное количество пассажирских мест) и мог разогнаться до 11 км/ч. В 1901 году Технической экспертной комиссией машина была признана пригодной для эксплуатации в Петербурге. Дума выдала разрешение на открытие регулярного движения омнибусов Романова. Но властями были выдвинуты крайне жёсткие финансовые условия, отпугнувшие потенциальных акционеров и Романов не смог реализовать свою идею. Одновременно, в том же 1901 году его конкурентами на московском заводе «Дукс » была построена партия электрических автобусов. Это были 10-местные автобусы, которые могли развивать скорость до 20 км/ч и имели запас хода на 60 км.

Само слово «автобус» в русской литературе впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 году .

Устройство автобуса

Классификация

По назначению

  • городские - автобусы, предназначенные для использования в качестве городского общественного линейного (то есть маршрутного) пассажирского транспорта. Городской автобус делает частые остановки, на которых высаживает и принимает на борт большое количество пассажиров. Такой автобус должен иметь широкие двери и проходы, накопительные площадки, поручни для стоящих пассажиров. Могут быть представлены особо разновидностью - маршрутными такси («маршрутками»), останавливающимися по заявкам пассажиров.
  • междугородные - автобусы, предназначенные для перевозки людей на дальние расстояния. Такие автобусы должны иметь удобные кресла с откидной спинкой, большой объём багажного отделения, места для ручной клади, и иногда туалет. Разворачиваются преимущественно на автовокзалах, но иногда имеют небольшие спецстанции, как, н-р, Квасногвардейская автостанция в Москве. Билеты приобретаются исключительно там же заранее, иногда за месяц на определённый день в спецкассе.
    • спальные (англ. sleeping bus ) - разновидность междугородных автобусов - автобусы, оснащённые спальными местами.
  • пригородные - в отличие от междугородних не предназначены для перевозок на дальние расстояния, а от городских их отличают редкие остановки: нередко промежуточные остановки и вовсе могут отсутствовать. Такие автобусы обычно не имеют багажных отделений, но имеют места для ручной клади. В них обычно отсутствуют накопительные площадки, но могут присутствовать поручни для стоящих пассажиров. Но основной способ проезда пассажиров в них все же - сидя в пассажирских креслах. Яркий пример таких автобусов - ЛАЗ-695 в модификации «пригородный». Также могут быть представлены маршрутками, в случае дальнего следования номер маршрута не указывается - указываются лишь конечные точки. На небольших расстояниях (Волгоград-Волжский, н-р) маршрутки аналогичны городским, но имеют большой номер маршрута, как правило, 3-значный, начинающийся, в основном, с 1 или 2. Билеты приобретаются преимущественно там же, где и на междугородные, но в маршрутках ближнего следования (Волгоград-Волжский) оплата может производиться при посадке в салоне непосредственно водителю без приобретения билета.
  • туристические - междугородные автобусы, предназначенные для поездок организованных групп по произвольным маршрутам. От линейных междугородных отличаются, как правило, повышенным уровнем комфорта и наличием места гида, оборудованного микрофоном для проведения экскурсий.
  • перронные (аэродромные) - предназначены для доставки пассажиров от аэровокзала к самолётам и от самолётов к аэровокзалу .
  • школьные - автобусы, предназначенные для перевозки детей. Такие автобусы должны оснащаться техническими средствами для повышения безопасности перевозки детей: ремнями безопасности, специальными световыми и звуковыми сигналами (развитые системы безопасности можно отметить в школьных автобусах США). Также такие автобусы оснащают более низкими подножками, поручнями на небольшой высоте, полками для ручной клади.
  • экскурсионные - предназначенные для экскурсионных поездок.
  • вахтовые (экспедиционные) - предназначенные для перевозки рабочих к местам проведения строительных, ремонтных и прочих работ. Технически это могут быть самые разнообразные пассажирские автотранспортные средства, но довольно часто такие автобусы строятся на грузовой базе. То есть вместо грузового кузова (фургона) на шасси грузовой машины устанавливается пассажирский салон.
  • вездеходы - для перевозки людей при сложных дорожных условиях (в том числе по бездорожью).
  • грузовые (грузопассажирские).
  • почтовые (автобусы связи) - для перевозки почты
  • ритуальные - предназначенные для перевозки умершего и похоронной процессии к месту погребения (или ритуальной кремации) усопшего.
  • тюремные (автозаки) - предназначенные для перевозки заключенных и военнопленных в места лишения свободы. В отличие от обычных, такие автобусы с полной шумоизоляцией, бронированные дверцы и отсутствие окон.

По длине

По конструкции и компоновке

  • переднемоторные - кабина за двигателем, кабина рядом с двигателем
  • заднемоторные - двигатель под сиденьями, двигатель рядом с сиденями
  • капотной компоновки
  • бескапотной (вагонной) компоновки
  • низкопольные
  • высокопольные (высокопалубные)
  • одиночные
  • сочленённые (англ. )
  • двухэтажные (Даблдекеры)
  • челночные (двухпостовые)
  • терминальные
  • полуприцепы
  • прицепы

По типу и технической схеме двигательной установки

  • бензиновые (на, как правило, карбюраторных бензиновых ДВС) - исторически самые первые автобусы.
  • дизельные (на дизельных ДВС) - наиболее распространённый тип современных автобусов.
  • электрические (аккумуляторные и суперконденсаторные) - довольно молодой вид автобусов, но довольно перспективный в качестве городского автобуса.
  • автобус на топливных элементах - в качестве топлива чаще всего используется водород, реакция которого с атмосферным кислородом в топливных элементах генерирует электроэнергию, питающую тяговые электромоторы такого автобуса. Довольно перспективен практически везде где в настоящее время используются дизельные автобусы.
  • дуобус - технически гибрид троллейбуса и обычного (а именно дизельного) автобуса. Использует два основных источника питания: может как использовать троллейбусную контактную сеть так и двигаться за счёт, как правило, собственного дизеля. (Конкурентами дуобуса могут стать троллейбусы , оснащаемые системами автономного хода.)

Особая разновидность автобуса - троллейбус . Троллейбусы, оснащённые новейшими системами автономного хода, сохраняя достоинства троллейбуса, уже практически ни в чём не уступают обычному автобусу. Наиболее перспективны троллейбусные системы автономного хода строятся на базе суперконденсаторов и быстрозаряжаемых аккумуляторов , позволяющие проехать троллейбусу в режиме автономного хода до 3 км, и на базе топливных элементов, позволяющих троллейбусу ехать как используя для питания контактную сеть (подобно традиционному троллейбуса), так и подобно обычному автобусу в режиме автономного хода.

Цифровая классификация моделей в СССР и странах СНГ

До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей.

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. В отраслевой нормали номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая - номер модификации.

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66 . В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и Т для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «Анто-Рус» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Самые длинные маршруты

Самый длинный международный автобусный маршрут соединяет Горно-Алтайск (Россия) и Фрайбург (Германия). Обслуживается фирмой «Рутц» и имеет протяжённость около 6500 км, а поездка занимает около пяти суток (необходимо отметить, что этот маршрут не является регулярным, так как его нет в соответствующем реестре ФБУ «Росавтотранс» российского Минтранса). Второй по протяжённостью пролегает по Австралии и имеет протяжённость 5455 км и соединяет