Львовский автобусный завод. Троллейбусы ЛАЗ — от опытных экземпляров до современных низкопольных машин Троллейбус лаз

ЛАЗ 5252 - группа модификаций городских автобусов большой вместимости, выпускавшаяся с 1992 по 2006 года Львовским автобусным заводом. Эта модель стала дальнейшим развитием неудачного автобуса ЛАЗ-4202. С 1994 по 2006 год выпускался также и троллейбус ЛАЗ 52522.

История

Проектирование этого автобуса своими корнями уходит ещё в середину 1970-х годов. В 1977-1978 годах Всесоюзным контрукторско-экспериментальным институтом автобусостроения во Львове был построен самый первый ЛАЗ-5252. Тогда этот автобус оснащался советскими двигателями, занимавших большую часть задней площадки. В конце 1970-х годов институтом был разработан и будущий ЛиАЗ-5256, выпускаемой Ликинский автобусным заводом с середины 1980-х годов и по сей день; однако путь до конвейера у ЛАЗа-5252 оказался гораздо длиннее, поскольку в то время доминировали городские Ikarus 260 и Ikarus 280, и несколько междугородных моделей Икарусов.

Руководство Львовского автобусного завода тормозило развитие и производство моделей ЛАЗ 5252, поскольку сборка старых ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, ЛАЗ 699 и других была куда более лёгким делом. А КАвЗ, на котором планировалось освоить производство ЛАЗ 5252, в 1980-х годах нуждался в переоборудовании.

Ситуация с транспортным обеспечением значительно ухудшилась, когда Советский союз распался, и Украина провозгласила независимость. В результате поставки автобусов марки Ikarus прекратились, а своего автобуса большой вместимости (80-100 пассажиров) в Украине не было. Тогда серийный выпуск ЛАЗ 5252 вынуждены были наладить довольно быстро. Правда, поскольку многие из этих автобусов собирались на скорую руку, в них впоследствии было обнаружено большое количество недоработок и дефектов. Осенью 1992 года были спроектированы троллейбусы ЛАЗ 52522 на базе автобусов ЛАЗ 52521 и ЛАЗ 52523 различных модификаций; первый троллейбус был оставлен во Львове под номером 001, он работал до 2008 года. Троллейбусы ЛАЗ 52522 массово выпускались только для Львова, модификации автобуса ЛАЗ 5252 были распространены по всей Украине.

В 1990-е годы ЛАЗ попал в трудное положение из-за того, что у него не было постоянных поставщиков двигателей, а двигатели ЗИЛ и КАМАЗ больше не поставлялись во Львов. Поэтому модификации ЛАЗ 5252 имели разные двигатели, которыми, собственно, только и отличались. Все двигатели требовали большого моторного отсека, поэтому задние двери в поздних модификациях становились одностворчатыми. Троллейбусы ЛАЗ 52522 оснащались двигателем ЭД 138АУ2 от Электротяжмаша (Харьков); двигатель в них располагался в центральной части под полом, поэтому задние двери троллейбуса остались двустворчатыми.

В конце 1990-х годов ЛАЗ 5252 показали свою ненадёжность (частые мелкие поломки), общее низкое качество исполнения и ненадежность силовых агрегатов: повторялась история с предшественником ЛАЗ 5252 - ЛАЗ-4202. Троллейбусы 52522 имели схожие проблемы и не могли конкурировать с качественными и дешевыми ЮМЗ Т2, что с 1993 года выпускались на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. В конце 90-х годов выходили новые модификации - ЛАЗ 52527, ЛАЗ 52523 и ЛАЗ 52528. В 1995 году Харьковский вагоноремонтный завод освоил выпуск автобуса ХАРЗ 5259 «Харьковчанин», который почти полностью внутри и снаружи был «списан» с ЛАЗ 5252, но этот автобус был выпущен только в 6 экземплярах.

В 2002 году начался рестайлинг моделей ЛАЗ 5252, в основном были обновлены автобусы ЛАЗ 52527 и ЛАЗ-52528. ЛАЗ 52527 (старого типа) поставлялся в Киев в конце 90-х, пройдя рестайлинг, целая партия ЛАЗ 52528 с 2006 года работает в Львове на автобусном маршруте № 5. ЛАЗ 52528 имел большую цену и мощный российский двигатель ЯМЗ 236НЕ, тем и отличался от 52527 модели. Рестайлинг троллейбусов начался на два года позже, после того, как ЛАЗ изготовил рестайлинговый ЛАЗ 52522, обменяв его на списанный львовский троллейбус старого варианта № 008. Новому троллейбусу достался парковый номер 008, под которым он и сейчас работает во Львове.

В 2004 году начал выпускаться ЛАЗ А183 «СитиЛАЗ» - 12-метровый преемник ЛАЗ 5252, очень скоро вошедший в производство, и сочлененный ЛАЗ А292. ЛАЗ 52528 и ЛАЗ 52527 держались на конвейере ещё год, до 2005, пока их производство было полностью прекращено. Троллейбус ЛАЗ 52522 задержался на конвейере ещё на год, последние рестайлинговые модели 2006 года выпуска были отправлены в Тернополь; всего было выпущено 85 троллейбусов ЛАЗ 52522.

Модельный ряд ЛАЗ-5252 и его модификации

В течение производства ЛАЗ 5252 в 1992-2006 годов было выпущено 8 автобусных и 1 троллейбусная модификация (52522). Эти модели внешне почти не отличаются друг от друга (за исключением количества створок дверей и объёма моторотсеков); отличаются они только двигателями. Годы производства ЛАЗ 5252 и его модификаций - это в основном середина-конец 90-х. ЛАЗ 52522 (троллейбус) считается равноправной модификацией ЛАЗ 5252.

ЛАЗ 5252 - базовая модель с советским двигателем.

ЛАЗ 52521 - самая первая модификация ЛАЗ 5252. Автобус оснащался двигателем КАМАЗ −7408.10; имел задние одностворчатые двери. Этот автобус массово не выпускался из-за ненадежности силовых агрегатов, что было свойственно и предшественнику 5252 ЛАЗ 4202.

ЛАЗ 52522 - троллейбус на базе модификаций ЛАЗ 5252, который был спроектирован в конце 1992 года и пошёл в серийное производство с 1994 года. Эти машины имели множество недостатков, которые имели ЛАЗ 5252, в частности быстрая коррозия кузова и мелкие поломки электрооборудования. Первая серия выпускалась до 1998 года. Рестайлинг троллейбусов 52522 начался в 2004 году, до 2006 года было выпущено 10 новых машин. С 2006 года их заменил ЭлектроЛАЗ-183.

ЛАЗ 52523 - автобус с двигателем Renault MIDR 06.02.26, ЛАЗ применил двигатель Renault из-за того, что российские двигатели ЯМЗ, КАМАЗ и ЗИЛ в то время были очень объёмными и ненадёжными. Он выпускался с 1992 года до конца 90-х; поставлялся в различные города Украины, а также в некоторые города Российской Федерации.

ЛАЗ 52523 - более дешевый вариант автобуса ЛАЗ-52523 с двигателем ЯМЗ-236А. В конце 90-х он начал выпускаться как 52528.

ЛАЗ 52524 - автобус с двигателем MAN; эта модель не получила широкого распространения.

ЛАЗ 52527 - обновлённый автобус с двигателем RABA D10TL160 E2; выпуск 1998-2005; этот автобус имел определенные элементы рестайлинга и держался на конвейере до 2005 года, вместе с 52528.

ЛАЗ 52528 - рестайлинг ЛАЗ 5252 с двигателем ЯМЗ-236А (с турбонаддувом); задние двери одностворчатые. Цена автобусов стала выше из-за новых конструкционных материалов и более мощного двигателя. Иногда он фигурировал как ЛАЗ А172 в документации завода; выпускался до 2005 года, пока его не заменили СитиЛАЗ.

ЛАЗ 52528 - с двигателем ЯМЗ 236А, это тот же автобус ЛАЗ 52523, получивший индекс ЛАЗ 52528.

ЛАЗ 52529 - с двигателем Cummins С220, выпускался небольшими партиями.

ЛАЗ 5252 и его элементы были применены и на других автобусах Львовского производства:

ЛАЗ Лайнер 12 - междугородный и туристический автобус нового поколения ЛАЗ, близкий к ЛАЗ 5252; оснащенный тахографом

ХАРЗ 5259 - автобус Харьковского вагоноремонтного завода (выпускался в 1995 году), одинаковый с 5252 по габаритам.

Преемники ЛАЗ 5252 в модельном ряду ЛАЗ

ЛАЗ А183 - 12-метровый низкопольный городской ЛАЗ, который заменил 5252.

ЛАЗ А292 - 18-метровый низкопольный двухсекционный городской ЛАЗ, сочленённая версия А183

ЭлектроЛАЗ-183 - 12-метровый низкопольный троллейбус ЛАЗ, который пришёл на смену ЛАЗ 52522.

ЭлектроЛАЗ-301 - 18-метровый низкопольный двухсекционный троллейбус ЛАЗ, сочленённая версия ЛАЗ Е183.

Выпускался, гг 1992-2006 Полная масса, т 17070 Снаряжённая масса, т 10400 Класс автобуса городской Вместимость Мест для сидения 26, 27, 28 Полная вместимость (8 чел./м²) 95, 97, 98, 100 Габариты Длина, мм 11120 (экспериментальные)
11440 (почти все модели)
Ширина, мм 2500 Высота по крыше, мм 3075 (у троллейбуса выше) Низкопольность, % высокопольный База, мм 5470 Двигатель Мощность, л. с. 169 … 192 ЛАЗ-5252 на Викискладе

История

Проектирование этого автобуса своими корнями уходит в середину 1970-х годов.

В январе 1994 года Кабинет министров Украины поручил заводу начать производство городских автобусов ЛАЗ-5252 для министерства транспорта Украины .

Летом 1994 года завод выпустил первые троллейбусы ЛАЗ-52522 с двигателем ЭД 138АУ2 от Электротяжмаш а (Харьков); двигатель в них располагался в центральной части под полом, поэтому задние двери троллейбуса остались двустворчатыми.

В начале 1995 года завод начал серийный выпуск городского автобуса ЛАЗ-5252 с двигателем Renault MIDR 06.02.26 .

В конце 1990-х годов ЛАЗ 5252 показали свою ненадёжность (частые мелкие поломки), общее низкое качество исполнения и ненадежность силовых агрегатов. Троллейбусы 52522 имели схожие проблемы и не могли конкурировать с качественными и дешевыми ЮМЗ Т2 , что с 1993 года выпускались на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске . В конце 90-х годов выходили новые модификации - ЛАЗ 52527, ЛАЗ 52523 и ЛАЗ 52528. В 1995 году Харьковский вагоноремонтный завод освоил выпуск автобуса ХАРЗ 5259 «Харьковчанин», который почти полностью внутри и снаружи был «списан» с ЛАЗ 5252, но этот автобус был выпущен только в 6 экземплярах.

В 2002 году начался рестайлинг моделей ЛАЗ 5252, в основном были обновлены автобусы ЛАЗ 52527 и ЛАЗ-52528 . ЛАЗ 52527 (старого типа) поставлялся в Киев в конце 90-х, пройдя рестайлинг, целая партия ЛАЗ 52528 с 2006 года работает в Львове на автобусном маршруте № 5. ЛАЗ 52528 имел большую цену и мощный российский двигатель ЯМЗ 236НЕ, тем и отличался от 52527 модели. Рестайлинг троллейбусов начался на два года позже, после того, как ЛАЗ изготовил рестайлинговый ЛАЗ 52522, обменяв его на списанный львовский троллейбус старого варианта № 008. Новому троллейбусу достался парковый номер 008, под которым он и сейчас работает во Львове.

В 2004 году начал выпускаться ЛАЗ А183 «СитиЛАЗ» - 12-метровый преемник ЛАЗ 5252, очень скоро вошедший в производство, и сочлененный ЛАЗ А292. ЛАЗ 52528 и ЛАЗ 52527 держались на конвейере ещё год, до 2005, пока их производство было полностью прекращено. Троллейбус ЛАЗ 52522 задержался на конвейере ещё на год, последние рестайлинговые модели 2006 года выпуска были отправлены в Тернополь ; всего было выпущено 85 троллейбусов ЛАЗ 52522.

Модельный ряд ЛАЗ-5252 и его модификации

В течение производства ЛАЗ 5252 в 1992-2006 годов было выпущено 8 автобусных и 1 троллейбусная модификация (52522). Эти модели внешне почти не отличаются друг от друга (за исключением количества створок дверей и объёма моторотсеков); отличаются они только двигателями. Годы производства ЛАЗ 5252 и его модификаций - это в основном середина-конец 90-х. ЛАЗ 52522 (троллейбус) считается равноправной модификацией ЛАЗ 5252.

  • ЛАЗ 5252 - базовая модель с советским двигателем.
  • ЛАЗ 52521 - самая первая модификация ЛАЗ 5252. Автобус оснащался двигателем КАМАЗ −7408.10; имел задние одностворчатые двери. Этот автобус массово не выпускался.
  • ЛАЗ 52522 - троллейбус на базе модификаций ЛАЗ 5252, который был спроектирован в конце 1992 года и пошёл в серийное производство с 1994 года. Эти машины имели множество недостатков, которые имели ЛАЗ 5252, в частности быстрая коррозия кузова и мелкие поломки электрооборудования. Первая серия выпускалась до 1998 года . Рестайлинг троллейбусов 52522 начался в 2004 году, до 2006 года было выпущено 10 новых машин. С 2006 года их заменил ЭлектроЛАЗ-183.
  • ЛАЗ 52523 - автобус с двигателем Renault MIDR 06.02.26, ЛАЗ применил двигатель Renault из-за того, что российские двигатели ЯМЗ, КАМАЗ и ЗИЛ в то время были очень объёмными. Он выпускался с 1992 года до конца 1990-х; поставлялся в различные города Украины, а также в некоторые города Российской Федерации.
  • ЛАЗ 52523 - более дешевый вариант автобуса ЛАЗ-52523 с двигателем ЯМЗ-236А.
  • ЛАЗ 52524 - автобус с двигателем MAN ; эта модель не получила широкого распространения.
  • ЛАЗ 52527 - обновлённый автобус с двигателем RABA D10TL160 E2; выпуск 1998-2005; этот автобус имел определенные элементы рестайлинга и держался на конвейере до 2005 года, вместе с 52528.
  • ЛАЗ 52528 - рестайлинг ЛАЗ 5252 с двигателем ЯМЗ -236А (с турбонаддувом); задние двери стали одностворчатыми. Цена автобусов стала выше из-за новых конструкционных материалов и более мощного двигателя. Иногда он фигурировал как ЛАЗ А172 в документации завода; выпускался до 2005 года, пока его не заменили СитиЛАЗ.
  • ЛАЗ 52528 - вариант автобуса ЛАЗ-52523 с двигателем ЯМЗ-236А, выпуск начат в конце 1990-х годов
  • ЛАЗ 52529 - с двигателем Cummins С220, выпускался небольшими партиями.

ЛАЗ 5252 и его элементы были применены и на других автобусах Львовского производства:

Основная статья: ЛАЗ Лайнер 9

  • ЛАЗ Лайнер 12 - междугородный и туристический автобус нового поколения ЛАЗ, близкий к ЛАЗ 5252;
  • ХАРЗ 5259 - автобус Харьковского вагоноремонтного завода (выпускался в 1995 году), одинаковый с 5252 по габаритам.

Преемники ЛАЗ 5252 в модельном ряду ЛАЗ

  • ЛАЗ А183 - 12-метровый низкопольный городской ЛАЗ, который заменил 5252.
  • ЛАЗ А292 - 18-метровый низкопольный двухсекционный городской ЛАЗ, сочленённая версия А183
  • ЭлектроЛАЗ-183 - 12-метровый низкопольный троллейбус ЛАЗ, который пришёл на смену ЛАЗ 52522.
  • ЭлектроЛАЗ-301 - 18-метровый низкопольный двухсекционный троллейбус ЛАЗ, сочленённая версия ЛАЗ Е183.

Описание модели

Технические характеристики ЛАЗ 5252
Класс Городской или (изредка) междугородный автобус
Модель ЛАЗ 5252
Модификации ЛАЗ 52521
ЛАЗ 52522
ЛАЗ 52523
ЛАЗ 52523
ЛАЗ 52524
ЛАЗ 52527
ЛАЗ 52528
ЛАЗ 52529
Проект построения, год 1977
Разработан Львовавтобуспром
Годы производства 1992-2006
Автобусы, подобные ЛАЗ 5252 ХАРЗ 5259
ЛиАЗ 5256
Предшественник ЛАЗ 4202
Преемник Поколение NeoLAZ
Кузов Вагонной компоновки, полностью оцинкованный и обработанный материалами Helios
Длина кузова, мм 11120 (первые модели в частности троллейбуса)
11440 (стандартная длина)
Ширина по молдинги, мм 2500
Высота, мм 3075
Колесная база, мм 5470
Колеса Радианные, 4 × 2 (2 оси)
Шины 10,00 R20
Снаряженная масса, кг 10400
Полная масса, кг 17070
Тормозная система Пневматическая двухконтурный барабанного типа, возможна установка ABS
Двери Двух / одностворни 2-2-1; 2-2-2
Оснащение двери Ширма / цельная резина; развитое остекление
Фары (передние) Квадратные + квадратные противотуманные
Бампер Сварной, чёрный, четко очерченные
Настил пола салона Линолеумный «ковёр»
Высота пола салона над дорогой, мм 790
12
Сиденья Парные и одинарные, с поролоновой и наполнителем внутри
Общее количество сидений 26 28
Поручни Тонкие, из оцинкованной стали с красочным покрытием
Вентиляция Через люки в крыше и сдвижные форточки
Отопление в салоне WEBASTO 268,07,
от электрического обогревателя (троллейбус)
Подсветка в салоне Через Плафонные светильники над окнами или на потолке
Полная вместимость, чел 95, 97, 98, 100, 103, 108
Кабина водителя Отгорожена цельной перегородкой от салона
Дверь кабины Внешние (передняя створка 1 двери)
из салона
Приборная панель Из пластика (расположение приборов и их действие рассмотрено в статье ЛАЗ 52522)
Боковые зеркала внешнего вида Квадратные и сферические
Рулевое управление МАЗ 64229
ZF Servocom
КПП 5-ступенчатая RABA D10TLL 160 E2 или ЯМЗ-236НЕ
Подвеска Зависимая, пневматическио-рессорные
Система управления (троллейбус) Реостатно-контакторная
Двигатель Подробно описаны сверху
Двигатель (троллейбус) Электротяжмаш ЕД138АУ2
Мощность, кВт 130 (троллейбус), 162, 169, 192
Максимальное отклонение от контактной сети, м (троллейбус) 4.2
Расход топлива при скор. 60 км / ч на 100 км, литры 30, 32, 33, 35
Разгон от 0 до 60 км / ч за, сек 23-35
Максимальная скорость движения, км / час 70, 75, 83 (троллейбус), 90, 95, 120

ЛАЗ 5252 является автобусом среднего класса, который предназначен для работы на городских перевозках. Внешне он отдалённо напоминает Ikarus 260-й серии, однако на самом деле является вполне самостоятельной разработкой. Первые опытные машины автобусов и троллейбусов должны в длину 11?12 метра, правда позже они несколько выросли в длину (до 11?4 метра), такие габариты присущие всем современным выпускам этого автобуса. Высота автобуса не более 3 метров, троллейбус вырос ещё на 20 сантиметров за счёт комплекта тягового электрооборудования и кулера «Bosch».

Кузов автобуса несущий , вагонной компоновки; дизайн кузова не имеет особых примет - он вполне квадратный, как и в Икарус, но передок автобуса несколько закругленный. Светотехника на передке представлена 2 фарами большого размера квадратной формы, в обновленных моделей фары имеют размытие при малой глубине вклейки и большую световую силу; также 2 противотуманные фары, встроенные в бампер. Бампер автобуса сварной, большого размера, обычно чёрного цвета. Над бампером располагается эмблема Львовского автобусного завода.

Лобовое стекло этого автобуса относительно малое по сравнению с его преемниками (однако вполне достаточно для работы водителя, если смотреть из кабины) лобовое стекло разделено надвое, 2 стеклоочистители перемещаются с помощью тяговых рычагов, не последней проблемой этого ряда является поломки стеклоочистителей. Боковые зеркала наружной установки сферические, со сплошным держателем в стиле «заячьи уши», у старых моделей зеркала были меньше и квадратными, поэтому были весьма неудобными при управлении автобусом. Над лобовым стеклом располагаются маршрутоуказатели; ЛАЗ 5252 и его моды ещё комплектовались электронными табло, поэтому они используют механические маршрутоуказатели.

Боковины автобуса оцинкованные и имеют антикоррозионное покрытие от фирмы Helios , следует отметить в первых вариантах ЛАЗ 5252 кузов имел гораздо худшее качество обшивки и не имел нанесенного антикоррозийного покрытия на все части кузова, поэтому обшивка кузова быстро деградировалась. Подвеска моделей ЛАЗ 5252 пневморессорная, хорошо нивелирует дефекты дорожном покрытии, ямы, ухабы и т. п., его предшественник ЛАЗ-4202 использовал механическую подвеску, которая быстро портилась из-за плохого качества дорог, присущую украинскому автодорогам . Также эта подвеска обеспечивает мягкий и плавный ход машины, несмотря на высокий пол. Автобус имеет две оси, с радианной ободами колес.

Двигатель располагается в заднем свесе, на задке располагается мотор отсека; моды ЛАЗ 5252 зависят от двигателя стоящего на автобусе, советские двигатели были очень объёмными и занимали много места, из-за чего уменьшалась вместимость автобуса. ЛАЗа 5252 присуща громкая работа двигателя, а шумоизоляция салона неудовлетворительная. У троллейбуса ЛАЗ 52522 двигатель размещён продольно под полом, троллейбусы используют реостатно-контакторную систему управления и на них стоят двигатели ЕД138АУ2 от Харьковского производителя Электротяжмаш; двигатель ЕД138АУ2 намного тише чем в Škoda 14Tr, например.

Задний бампер автобуса тоже большой, заваренный и чёрного цвета. Кузов автобуса ЛАЗ 5252 и его модов имеет 3 входные двери, передние и средние - двустворчатые, задние могут быть как одно- так и двухдверными (зависит от модификации), ЛАЗ 52522 имеет три двустворчатые двери. Проблема заедания дверного привода была решена в модели ЛАЗ 5252, заедания дверного поводу этих моделей стало намного редким явлением. Сначала, резиновая обшивка дверей для амортизации была Ширмового, но позже стала сплошь резиновой.

Автобусы ЛАЗ 5252 являются моделями высокопольного типа, в салон ведёт 2 ступеньки, а высота пола салона над проезжей частью составляет около 80 сантиметров. Настил пола салона ЛАЗ 5252 - цельнотянутые по всему салона линолеумный письмо. Поручни автобуса тонкие, из оцинкованной стали, горизонтальные сверху могут оснащаться пластиковыми ручками (в более новых моделях). Сиденья старых моделей были кожаными с поролоновым наполнителем внутри диванами; поскольку большинство сидений были парными, проход в передней части салона был слишком узок. Новые автобусы имеют мягкие зелёные велюровые сиденья раздельного типа и меньшего размера; поручни рестайлинговых автобусов окрашены в жёлтый цвет. Автобус имеет 2 накопительных площадки для пассажиров напротив средних и задних дверей.

Окна автобуса ЛАЗ 5252 разделены, в более новых модификаций после рестайлинга автобусы получили тонированные стеклопакеты. Вентиляция в салоне представлена люками на крыше и сдвижными форточками. Система освещения в салоне изменилась: плафонные светильники из боковин перемещён на крышу. Система отопления представлена автономным отопителем WEBASTO 268,07; отопление в троллейбусах ЛАЗ 52522 происходит с помощью электрического отопителя. Полная пассажировместимость этого автобуса варьируется в зависимости от модификации и составляет от 95 до 108 человек. Кабина водителя отделена от салона сплошной перегородкой, передняя створка передней двери открывается автономно и рассчитана только для прохода водителя.

Приборная панель чёрная, пластиковая. Панель условно разделена на три части, спидометр расположен на левой части, ещё одно гнездо для спидометра расположен на средней части, вспомогательные показателю приборы расположены на правой части. Кнопки управления дверным приводом расположены на правой части, радио размещается вне приборной панели. Кресло водителя в первых выпусках мало поролоновый наполнитель и было менее комфортным, в рестайлинговых ЛАЗов на нём появились подлокотники, кресло сделано из различных синтетических материалов. Рулевое колесо на большинстве старых выпусков было стандартным лазовским, которое использовали все тогдашние ЛАЗ - МАЗ-64229, которое применялось и на ЛАЗ 52522, на рестайлингованих моделях устанавливается новое лазовский руль с эмблемой завода ZF 8098 Servocom с гидроусилителем. К «автомату» даже рестайлинговани ЛАЗ 5252 всё-таки не доросли, коробка передач механическая 5-ступенчатая, «автомат» ZF Ecomat или Voith используют уже современные СитиЛАЗ. Управление движением автобуса происходит с помощью 3 педалей. Кабина водителя оснащена: зеркалом осмотра салона, огнетушитель ом и аптечкой. Лобовое стекло может быть частично затонированно, а также иметь защитные экраны от солнца.

Преимущества модели ЛАЗ 5252

  • Неприхотливость модели, хорошая приспособляемость к дорогам стран СНГ
  • Пневматическо-рессорная подвеска нивелирует дефекты дорожного покрытия
  • Плавный разгон-торможение
  • Полная антикоррозийная обработка кузова у обновленных моделей
  • Большинства недостатков устранено в рестайлинговых моделях
  • Невысокая цена

Недостатки модели ЛАЗ 5252

  • Высокий пол
  • Очень шумные двигатели и плохая шумоизоляция салона
  • Быстрая коррозия кузова (старые модели)
  • Мелкие поломки электроники и показательных приборов
  • Холод в салоне в холодное время года
  • Духота при полной загрузке в летний период
  • Механическая коробка передач
  • Неудобная планировка сидячих мест в салоне
  • Ненадёжность силовых агрегатов

Элементы рестайлинга

Рестайлинговые ЛАЗ 5252 получили следующие нововведения:

  • Вклеенные тонированные стеклопакеты на всех окнах салона
  • Полную антикоррозийную обработку кузова и полное оцинковки
  • Улучшенная планировка мест в салоне, замена настила пола на линолеумный ковёр с блестящими включениями
  • Замена старых сидений на новые зеленые, велюровые, характерные для микроавтобусов
  • Новая баранка ZF Servocom 8098 (старая - МАЗ 64229) с гидроусилителем, сейчас характерно для семьи NeoLAZ
  • Новая механическая коробка передач от ЯМЗ или Praga, новые педали управления.
  • Светотехника имеет Размытие при малой глубине остекление значительно повышает силу света фар.

Технические характеристики ЛАЗ 52528

Параметр Характеристика
Модификация ЛАЗ 52528
Выпуск, года С 2002
Мод Рестайлинговый
Вид Городской автобус
Подобные ЛАЗ-5252 (1-9)
Габаритные размеры 11440 × 2510 × 3075
Колесная база , мм 5470
Высота пола, см 79
Подвеска Зависимая, пневматическо-рессорная
Колесная формула 4 × 2
Минимальный радиус поворота, м 12
Пассажировместимость вместе, чел 95-103
Сидячих мест, шт 28
Формула дверей 2-2-1
Отопление WEBASTO 268,07
Вентиляция Принудительная
Снаряженная масса, кг 10400
Полная масса, кг 17070
Тормозная система Пневматическая, двухконтурный, барабанного типа
Шины 10,00 R20
Рулевое управление ЯМЗ-236Л
Коробка передач Механическая с 5 скоростями
Двигатель ЯМЗ-236НЕ
Мощность двигателя, кВт 169
Расход топлива при 60 км / ч на 100 км, литры 35
Максимальная скорость, км / ч 95

Завод выпускал одноосные прицепы, кузова-прицепы, ковши для экскаваторов, автомобильные краны и другую промышленную продукцию. Однако еще в конце 1940-вых годов, на заводе планировалось освоить выпуск автобусов ЗИС-155 (производства Завода имени Сталина), однако такая перспектива руководство завода не удовлетворил. Инициатива создания собственного автобуса была поддержана, было закуплено несколько экземпляров тогдашних автобусов фирм Mercedes-Benz и Neoplan Bus Gmbh .

В феврале 1956 года, был построен первый автобус ЛАЗ, и назван ЛАЗ 695 - это был двухосный, со сварным кузовом 9-метровый автобус с механической коробкой передач и двигателем ЗИЛ-124, детали были взяты от автобуса ЛиАЗ 158 (ЗиЛ 158), довольно известного в 1950-е-1960-е года.

Автобус ЛАЗ 695 имел одну особенность: его можно было легко превратить в санитарную машину, только демонтировав сиденья в салоне. Поскольку автобус разрабатывался в послевоенный период, то такой элемент был весьма оправдан. Массовое производство этого автобуса началось в 1956 году, с того времени выпускались новые модификации (ЛАЗ 695Б, ЛАЗ 695Е, ЛАЗ 695Ж и другие), производство этого автобуса продолжалось 46 лет, в года, заканчивая ЛАЗ 695Д11 и ЛАЗ 695Н. 46 лет - столько не выпускалась серийно еще одна модель автобуса , автобус ЛАЗ 695 обошел венгерские автобусы производства Ikarus , например Ikarus 250 держался на конвейере 28 лет ( - ), известная в СССР "гормошка" Ikarus 280 , держалась 27 лет ( - ) также автобусами-долгожителями являются немецкие Neoplan Cityliner - пивториповерхови туристические лайнеры в производстве еще ​​с 1971 года; Neoplan Skyliner - двухэтажные лайнеры, в производстве уже 42 года (с 1967 года).

В 1968 году собрано тысячу автобусов ЛАЗ 695Б, и они получили диплом и золотую медаль на выставке в Брюсселе .


1.2. -

В 1970 году Львовский автобусный завод переходит на выпуск модернизированных автобусов ЛАЗ 695М, а также междугородных ЛАЗ 675Е . В 1974-м году было выпущено 100-тысячный автобус.


1.3. -

После распада СССР , чувствовалась потребность в автобусе большого класса для городов, как Ikarus 260, поэтому, было быстро налажен выпуск городского автобуса ЛАЗ 5252 . В году поступает в производство городской автобус ЛАЗ 52523 , сильно напоминающий ЛАЗ 4202; на его базе осенью 1992 года был создан первый Львовский троллейбус (после ЛАЗ 695Т) - машина получила номер 001 и название ЛАЗ 52522 , выехал на маршруты Львова весной 1993 года и проезжала до 2008 года, когда была списана в троллейбусном депо. Первые ЛАЗ 52522 имели ряд серьезных недостатков с электрооборудованием, позже эта проблема была частично улажен. На троллейбус относился харьковский двигатель ЕД138АУ2 и реостатно-контакторная система управления. После нескольких лет службы в троллейбусов уже оказывались недостатки: сломанные показателю приборы, сами машины часто выходили из строя, обшивка каркаса сильно деградировала уже через несколько лет после выпуска. Троллейбусы ЛАЗ 5252 серийно выпускались до 1998 года, пока не выдержали конкуренции ЮМЗ-Т2 , и их производство было прекращено в 2004 году. На 1998 год было выпущено 75 экземпляров ЛАЗ 52522.

В году на базе предприятия было создано Открытое Акционерное Общество "Львовский автобусный завод", контрольный пакет акций которого принадлежал Фонду Госимущества Украины. Начато производство междугородных автобусов большого класса (ЛАЗ 5207). В году модельный ряд ЛАЗа пополнился 11 новыми моделями автобусов, которые были или принципиально новыми (прототипы Лайнер-10, Лайнер-12) или модификациями серийных машин.

В конце 1990-х годов проводится рестайлинг автобусов ЛАЗ 5252 и его модификаций, они получают новую отделения салона, тонированные стеклопакеты и некоторые другие нововведения (ЛАЗ 5252 # Элементы рестайлинга). Рестайлинг троллейбусов затронул лишь в 2004 году. Наиболее удачным рестайлингованим автобусом был ЛАЗ 52528 , он выпускался до 2005 года, конкурируя год с новыми низкопольных моделями.


е летом 1963 года. В качестве базы был выбран кузов модификации ЛАЗ-695Б, хотя некоторые заводские источники указывают на другого донора - автобус ЛАЗ-695Е. Принципиальной разницы между кузовами данных автобусов не было - отличие было лишь в устанавливаемом ДВС, которого, разумеется, на троллейбусе не было. Официальным наименованием, характерным и логичным для большинства продукции львовского автобусного, стало ЛАЗ-695Т (здесь всё прозрачно: 695 - база, "Т" - троллейбус). Всего заводчане изготовили 10 троллейбусов ЛАЗ-695Т, которые и остались работать на маршрутах Львова.

Самый первый львовский троллейбус ЛАЗ-695Т №101 на испытаниях по улице Городоцкой. Дата снимка - 1963 г. 10 таких троллейбусов с заводскими номерами со №101 по №110 колесили в 1960-х по улицам Львова.


Фото ещё одного номера львовского ЛАЗ-695Т - №104 на маршруте по бывшему Проспекту Ленина (нынешний Проспект Свободы), снимок датирован 1964 годом.

Троллейбусы ЛАЗ-695Т были достаточно передовыми для своего времени. К примеру, по сравнению с основным троллейбусом страны советов - МТБ-82, львовский "рогатый" был более лёгким, экономичным и манёвренным, к тому же мог развивать скорость 50 км/ч. Снабжался троллейбус двигателем мощностью 78 кВт, а часть электрооборудования была расположена в салоне. Это стало ещё одним минусом модели вдобавок к маленьким дверным проемам корпуса от донора ЛАЗ-695Б - малая вместительность и неудобные узкие проходы между сиденьями. Средний срок службы ЛАЗ-695Т составлял около 8 лет.


Троллейбус ЛАЗ-695Т.

Неприятный казус с наименованием ЛАЗ-695Т, которое прочно закрепилось за первой партией львовских троллейбусов, произошел через 33 года. В 1996 году фирмой "Симаз ", входящей в в "Межгосударственное автоторговое объединение " была модернизирована серийная модель дизельного автобуса ЛАЗ-695Д с присвоением имени собственного "Таня". В результате, с лёгкой руки особо одарённых маркетологов, обновленная модель дизельного автобуса также получила название ЛАЗ-695Т .


Оставаясь в рамках "троллейбусной" тематики, можно вспомнить и об одном из западных прототипов и вдохновителей дизайна для отечественного ЛАЗ-695Т. На фото ниже представлен троллейбус Mercedes-Benz O 6600 T во время испытательных поездок в Гамбурге в начале 50-х годов прошлого века.


Троллейбус O 6600 T на испытаниях в Гамбурге в ноябре 1953 года

Этих троллейбусов было построено всего 363 экземпляра, а собирались они на базе автобусов Mercedes-Benz O 6600 H от «Daimler-Benz AG», первый из которых был представлен ещё в 1951 году.