История Dodge (Додж). История Dodge

Dodge — марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler. Под маркой Dodge выпускаются легковые автомобили, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Компания была основана в 1900 году братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих. В 1914 году начался выпуск собственных автомобилей. Компания Dodge в 1928 году была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 года входила в состав альянса DaimlerChrysler, а сейчас является частью компании Fiat-Chrysler LLC. На новом логотипе Dodge изображена надпись «Dodge» с двумя красными полосами; старый логотип (голова толсторога) теперь используется на автомобилях марки Ram.

Братья Джон Додж (John Dodge) и Хорэс Додж (Horace Dodge) пришли в автопром задолго до того, как основали собственную автомобилестроительную компанию. Ещё в 1897 году они приступили к производству велосипедов в Детройте, а в 1900-м основали машиностроительный завод, на котором производили детали для автомобилей. Они поставляли трансмиссии для Oldsmobile, в 1903 году помогли Генри Форду (Henry Ford) с финансированием Ford Motor Company и строили для него двигатели, а Джон Додж до 1913 года даже был вице-президентом этой компании.

Цельнометаллические кузова от фирмы Budd принесли ранним моделям Dodge популярность у покупателей.

Продукция братьев Додж завоевала высокую репутацию своим качеством и надёжностью. Решив, что пора самим производить автомобили, братья на базе своих заводов создали в 1913 году фирму, которая так и называлась — «Братья Додж» (Dodge Brothers). Первый автомобиль марки Dodge появился на свет 14 ноября 1914 года. Он имел 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор в 35 л.с. и позиционировался как бюджетный, но «настоящий» автомобиль, в отличие от популярного, но примитивного Ford T. Да и стоил он всего в полтора раза дороже. Эта стратегия принесла успех: недорогие и надёжные машины пользовались хорошим спросом. К 1919 году продажи Dodge превысили 100 тысяч экземпляров. В 1916-м Dodge стал первым в мире массовым автомобилем с цельнометаллическим кузовом производства компании Budd, который выпускался и в открытом, и в закрытом вариантах. С 1917 года под маркой Dodge производились и грузовики.


Dodge WC23 1941 года, один из представителей военных машин семейства WC.

Однако в 1920 году фирму постиг неожиданный удар: Джон Додж стал одной из жертв пандемии «испанки» — гриппа, который в те годы выкашивал людей почище пулемётов на фронтах только что закончившейся Мировой войны. Хорэс ненадолго пережил брата, скончавшись полгода спустя от осложнений после той же «испанки». Компания осталась без твёрдого руководства, и как ни странно, никто особенно не был заинтересован в её процветании, несмотря на то, что в 1925 году по объёму производства она занимала четвёртое место в США.


В послевоенные годы Dodge отличался солидным, но маловыразительным дизайном.

Годовой выпуск автомобилей составлял 200 тысяч экземпляров. В том же году её приобрёл банковский консорциум Dillon, Read & Company за $148 миллионов — на тот момент это была крупнейшая корпоративная сделка в истории. Примерно в то же время на фирму положил глаз Уолтер Крайслер (Walter Chrysler), недавно основавший свою корпорацию и изыскивавший возможности её расширения. Несмотря на только что основанные подразделения Plymouth и DeSoto, он всё же купил Dodge в 1928 году, что в тот момент напоминало проглатывание слона удавом. Огромные производственные мощности Dodge позволили корпорации Chrysler стать одним из членов детройтской тройки автогигантов, наряду с General Motors и Ford — причём в некоторые моменты истории Chrysler даже обгонял Ford по объёму производства. Первоначально Dodge в составе новой корпорации позиционировался на втором месте, классом выше DeSoto, и по престижности уступал только собственно Chrysler.


В 50-е годы итальянская фирма Ghia построила для Chrysler несколько интересных прототипов. Это один из них — Dodge Firearrow (огненная стрела).

Но в 1933 году, после реструктуризации, Dodge оказался на втором месте с конца, между DeSoto и более дешёвым Plymouth. Такая рокировка была сделана с целью увеличить продажи марки. Эта стратегия себя оправдала, тем более что в модельном ряду Dodge не была представлена передовая, но непопулярная у покупателей модель Airflow, которая больно ударила по продажам Chrysler и DeSoto. Производство Dodge после окончания Великой депрессии стабильно росло и в 1937 году подошло вплотную к 300 тысячам. В 1942—1945 годах выпуск легковых автомобилей Dodge, как и прочих американских марок, прекратился, зато для армейских нужд производились лёгкие полноприводные грузовики серий WC (Weapon Carrier, буквально — «Носитель оружия»), которые в больших количествах поставлялись по ленд-лизу и в нашу страну.


Dodge Dart 1960 года — первая «промежуточная» модель Dodge, она всё ещё в стилистике Forward Look.

После войны на их базе был начат выпуск популярных пикапов Dodge Power Wagon. Послевоенные легковые Dodge, как и вся продукция корпорации Chrysler, отличались солидным, но невыразительным дизайном. Положение изменилось во второй половине 1950-х, когда под руководством дизайнера Вёрджила Экснера (Virgil Exner) был разработан удачный стиль Forward Look («Взгляд вперёд»), отличавшийся, по тогдашней моде, огромными плавниками. Модельный ряд Dodge тех лет состоял из серий Coronet, Royal и Custom Royal. В 1960 году полноразмерные Dodge получили название Polara и Matador, а в придачу к ним стали выпускаться более компактные модели Dart, сразу же завоевавшие популярность. Успех небольших моделей заставил руководство корпорации совершить стратегическую ошибку — в начале 1960-х марки Dodge и Plymouth (выпуск DeSoto прекратился в 1961 году) были лишены полноразмерных моделей. Продажи сразу же упали, и положение пришлось срочно исправлять, начав посредине 1962 модельного года выпуск полноразмерной машины Dodge Custom 880. Окончательно модельный ряд стабилизировался к 1966 году. Он состоял из полноразмерных моделей Polara и Monaco, промежуточного Coronet и компактного Dart. В том же году корпорация заявила о себе как о серьёзном игроке на зарождающемся рынке масл-каров, выпустив модель Dodge Charger на базе среднеразмерного Coronet.


Модели Dodge начала 60-х отличались не только маленькими размерами, но и противоречивым дизайном, не вызывавшим восторга у публики.

Это был двухдверный автомобиль с кузовом fastback, с фарами, которые прятались за декоративными щитками, но главное — с гаммой моторов, начинающейся от «восьмёрки» мощностью в 230 л.с. и заканчивающейся легендарным 426 Hemi (объём — 426 кубических дюймов, то есть 7 литров, с камерами сгорания полусферического типа), который развивал 425 л.с.


Полноразмерный Dodge нового поколения — Dodge Polara 1965 года.

С 1967 года Charger можно было заказать в популярной комплектации R/T, которая оснащалась 375-сильным мотором 440 Magnum. В 1969 году на основе Charger была построена модель Charger Daytona, предназначенная для гонок NASCAR. Daytona, как и аналогичный Plymouth Superbird, отличалась острым носом и двумя огромными килями с антикрылом. В соответствии с правилами NASCAR эта модель была выпущена в количестве 503 штук и сразу же стала фаворитом гонок. Daytona не оставляли никаких шансов соперникам, и в 1971 году руководство NASCAR фактически запретило их, ограничив максимальный объём двигателей пятью литрами.


Dodge Charger Daytona задал перцу всем соперникам на гонках NASCAR.

Наряду с моделями Charger и Daytona подразделение Dodge выпускало и другие образцы muscle cars, включая такие машины, как Coronet 500, Coronet R/T, Super Bee — все они могли комплектоваться мотором 426 Hemi. Солидными скоростными качествами отличался также компактный Dart в «заряженных» комплектациях, таких, как GTS, Swinger 340, Demon 340. На него устанавливался стандартный 340-кубовый (5,6 л) мотор в 275 л.с., который можно было заменить движком в 383 (6,3 л) и даже в 440 (7,2 л) кубических дюймов, мощностью в 300 л.с. и 375 л.с. соответственно.


Типичный muscle car от Dodge. Dodge Coronet в комплектации R/T (Road and Track) с легендарным мотором Hemi.

Наконец, с 1970 года выпускался очень популярный Dodge Challenger, который, скорее, можно отнести к категории pony cars. Он также предлагался в комплектациях R/T и Hemi, и в омологационной версии T/A для гонок Trans Am. Эта модель снабжалась 290-сильным мотором 340 Six Pack (с тремя двухкамерными карбюраторами).


Dodge Challenger RT — о наличии мотора Hemi говорит «шейкер» воздухозаборника посреди капота.

Эра масл-каров, а вместе с ней и процветание американского автопрома, кончилась с топливным кризисом начала 1970-х годов. Этот кризис поставил корпорацию Chrysler в особенно тяжёлое положение, так как она не могла предложить покупателям малолитражный субкомпактный автомобиль.


Dodge Super Bee — классический muscle car. Доступная «Супер-пчела» на базе Charger.

В качестве такового под маркой Dodge Colt пришлось продавать японскую модель Mitsubishi Lancer (а с 1979 года — Mitsubishi Mirage). В дальнейшем зависимость от так называемого captive import оставалась велика. Под маркой Dodge продавались машины Mitsubishi Galant (Dodge Challenger, 1978-1983), Mitsubishi Starion (Dodge Conquest, 1984-1986), Mitsubishi GTO (Dodge Stealth, 1991-1996), внедорожник Mitsubishi Pajero (Dodge Raider, 1987-1989) и пикап Dodge Ram 50 (1979-1983) также производства Mitsubishi.


Dodge Dart Swinger — одна из самых мощных моделей среди компактных автомобилей того времени.

Собственный субкомпакт появился у Dodge лишь в 1978 году, с началом выпуска Dodge Omni. Фактически эта машина была разработана французской компанией Simca, которая в то время находилась в собственности Chrysler, и после продажи этой компании концерну Peugeot-Citroen модель выпускалась в Европе как Talbot Horizon. Однако к тому времени корпорация Chrysler оказалась на грани банкротства, а её продукция получила печальную известность как крайне ненадёжная. В значительной мере репутацию марки испортила модель Dodge Aspen (1976—1980), которая пришла на смену компактному Dodge Dart и славилась очень низким качеством сборки. Ситуацию усугубила полноразмерная модель Dodge St Regis (1979—1981), появившаяся на свет в крайне неудачный момент: начало её производства совпало со вторым, ещё более серьёзным, нефтяным кризисом 1979 года.


Dodge Aspen — симпатичный компакт печально знаменитый отвратительным качеством сборки.


Большие Dodge охотно использовались в полиции.

Положение спас новый менеджер корпорации Ли Якокка (Lee Iacocca), который убедил американских конгрессменов предоставить корпорации крупный государственный заём. Якокка сделал ставку на новую переднеприводную K-платформу, на базе которой с начала 1980-х выпускалось целое семейство автомобилей, включая Dodge Aries, Dodge 400 и Dodge 600. Dodge 400 выпускался с кузовом кабриолет, став первым кабриолетом Dodge после 1971 года и одним из первых американских кабриолетов после того, как их производство временно прекратилось в 1976-м.


Dodge St Regis — большая машина, выпущенная в 1979 году. Тогда, когда большие машины стали американцам не нужны.

Самым большим Dodge после прекращения выпуска неудачного St Regis оставался среднеразмерный заднеприводный Dodge Diplomat (1977—1989), который больше пользовался популярностью у полицейских и таксистов, чем у частных покупателей. Лишь в 1988 году появился более крупный Dodge Dynasty. Вследствие упадка марки Plymouth подразделение Dodge c 1983 года по объёму выпуска легковых автомобилей стабильно занимает первое место в корпорации Chrysler.


Dodge 600: один из первых кабриолетов, появившихся в 1984-м после шестилетнего перерыва.

В 1980-е Dodge вновь пробует силы в секторе скоростных машин: к этому времени относится сотрудничество с известным конструктором Кэрроллом Шелби (Carroll Shelby), которое привело к выпуску ряда спортивных машин на основе серийных моделей Dodge. В их число входили Shelby Lancer (1987), Shelby Charger (1983—1987), Shelby CSX (на основе Dodge Shadow, 1987—1989), Shelby GLH-S (на основе Dodge Omni, 1986—1987) и даже «заряженный» пикап Shelby Dakota (1989). В 1992 году Dodge вышел на рынок суперкаров с моделью Viper, которая оснащалась 8-литровым мотором V10 в 400 л.с. На модели Viper GTS с 1996-го по 2002 год ставился ещё более мощный 450-сильный двигатель, а мощность модели Viper SRT/10, которая выпускается с 2003 года, достигает 510 л.с. В 1998-м Dodge в результате слияния Chrysler с Daimler-Benz оказался в составе корпорации DaimlerChrysler. Модели Dodge к этому времени приобрели фирменный крайслеровский стиль cab forward (сдвинутая вперёд кабина) с относительно небольшим капотом и большим салоном.


Dodge Shelby Charger — плод сотрудничества Dodge и Кэрролла Шелби.

Полностью обновлённый модельный ряд, помимо Viper, состоял из полноразмерного Intrepid (1993—2004), среднеразмерного Stratus (1995—2006, продавался в Европе как Chrysler Stratus), купе Avenger (1995—2000) и компактного Neon (1995—2005). Также выпускаются минивэны Caravan и Grand Caravan, которые с Plymouth Voyager в 1980-е позволили корпорации Chrysler фактически создать рынок минивэнов. В секторе внедорожников Dodge представлен моделью Durango (c 1998 года), к которому в 2007 году прибавился компактный Nitro. Место Intrepid с 2006 года занимает седан Dodge Charger, а также появившийся годом раньше универсал Dodge Magnum на той же платформе, который продаётся в Европе как Chrysler 300 Touring. С 2006-го выпускается также компактный Dodge Caliber, сменивший Neon.


Dodge Stealth — брат-близнец японского купе Mitsubishi GTO (она же — 3000GT).

В соответствии с новой стратегией корпорации марка Dodge перестала быть чисто американской. Официальные продажи Dodge начались и в Европе, включая Россию, где покупателям предлагаются модели Caliber. В поисках выхода из кризисного положения, в котором оказался весь американский автопром и подразделение Chrysler в частности, Dodge вновь делает ставку на скорость, эксплуатируя образы своих легендарных muscle cars. Свидетельство тому — появившийся в 2006 году концепт Dodge Challenger, который повторяет своей стилистикой классический Challenger 1970-х годов.

Официальный сайт: www.dodge.com
Штаб-квартира: США


«Додж» (Dodge Division), отделение американской корпорации «Крайслер», специализирующееся на выпуске легковых автомобилей, а также автомобилей повышенной проходимости.

Американцы Джон и Горейс Додж основали собственную фирму в 1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и «Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха).

Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после «Форда»), но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания пошла на спад. Уже в 1928 году Dodge Brothers была куплена набравшим силу Уолтером Крайслером, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. Прочные автомобили «Додж» с честью выдержали испытания Первой мировой войной, когда их использовали как штабные и санитарные автомобили.

В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации «Крайслер» и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler. Сегодня, наряду с легковыми автомобилями, под маркой Dodge изготовляются также внедорожники, минивэны и пикапы. Логотип "Dodge" регулярно менялся, но чаще всего (как и в настоящее время) в эмблеме фигурировала... баранья голова. Как считают некоторые специалисты, "виной" тому одна из моделей Dodge, изогнутый выхлопной коллектор которой напоминал витые рога горного барана...

Завод Dodge в Аргентине был продан в 1980 году Volkswagen. Существовал ряд дочерних и совместных - с долевым участием Dodge - компаний, выпускавших грузовые Dodge в Великобритании, Индии, Австралии и Турции. Однако, в рамках курса на консолидацию, проводимого фирмой Chrysler эти фирмы вышли из сферы влияния этой американской корпорации.

В составе корпорации Chrysler Dodge выделяется своим спортивно-внедорожным имиджем. Легковая программа Dodge полностью копирует таковые от Chrysler и Plymouth, зато внедорожники фирмы выпускаются лишь под одной маркой. Может быть, благодаря этому факту, а также несомненной внешней привлекательности моделей Dakota, Durango и Ram, имя Dodge ассоциируется с внедорожниками и, конечно же, спортивный суперавтомобиль (родстер) Viper, выпускающийся и как спортивное купе.

Dodge Caravan, переднеприводный минивэн с поперечно расположенным двигателем, появился в модельной программе Chrysler в 1984 году и произвел настоящую революцию на автомобильном рынке. Концепт был уникальным и в то же время настолько практичным, что в короткое время завоевал большое количество поклонников. В Европу автомобиль поставляется под именем Chrysler Voyager. Наряду с Jeep Grand Cherokee модель является самым продаваемым "американцем" на европейском континенте. Dodge Caravan соответствует аналогичным моделям Chrysler Town & Country и Plymouth Voyager.

Разработка "Dodge Viper" (или "Chrysler Viper" в Европе - по имени родительской компании для "Dodge") духовного наследника Cobra, была санкционирована президентом корпорации "Chrysler" Бобом Лутцем (Bob Lutz) в 1989 году. Прототип новой модели стал звездой на международном автосалоне в Детройте в 1989 году. Окончательный вариант модели "Viper RT10" был готов в 1991 году. Выпустив спортивную модель Viper GTS, концерн Chrysler продемонстрировал свое намерение активно участвовать в автоспорте. На Детройтском автосалоне 2000 г. был показан прототип Viper GTS/R с 500-сильным мотором V10, развивающим максимальную скорость около 320 км/ч.

Концерн Chrysler, выпустив в январе 1992 года автомобили Dodge Intrepid, заставил многих изменить свое отношение к американским автомобилям. Рестайлинг пять лет спустя сделал его отличным от аналога Concord в модельном ряду Chrysler. Современные модели дополняет спортивная комплектация Intrepid FVT. В модельном же ряду Dodge - Intrepid является единственным автомобилем высокого класса.

Dodge Neon преемник Shadow, переднеприводный седан Golf-класса, впервые был представлен во Франкфурте-на-Майне в 1993. Параллельная модель марки Plymouth Neon. В Европе под маркой Chrysler. Самый дешевый автомобиль в производственной программе фирмы, быстроходный и комфортабельный (под лозунгом "для молодых"). В январе 1999 в Детройте - новая версия с измененным дизайном передней части и модифицированной подвеской.

Двухместное переднеприводное купе Dodge Avenger впервые было представлено зимой 1994, дебютировало одновременно с Chrysler Sebring и является его конструктивным аналогом.

Dodge Stratus, переднеприводный седан с поперечно расположенным двигателем (преемник модели Spirit). Впервые в качестве прототипа был представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994. Весь облик машины поражает цельностью и законченностью, и не зря этот автомобиль, только под маркой Chrysler, довольно успешно продается в Европе. Премьера новых моделей Stratus 2001 модельного года состоялась на автосалоне в Чикаго зимой 2000 г. С появлением новинки решено отказаться от названия Avenger.

Высокомощный и крупногабаритный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) Dodge Durango с отключаемым полным приводом (преемник модели Ramcharger) впервые был представлен в Детройте в январе 1997. Этот комфортабельный джип с мощным V-образным восьмицилиндровым мотором может составить серьезную конкуренцию популярному «Гранд Чероки».

Очень успешно продвигаются на рынке пикапы «Дакота», выпускаемые грузовым отделением, и завоевавшие титул «спортивного грузовика года» в 1996 году. С 1997 года в свет выходит второе поколение Dodge Dakota. Созданный на жесткой лонжеронной раме, автомобиль конкурирует с грандом жанра Ford F-150. Агрессивный мощный кузов с выразительными подштамповками на дверях и боковых панелях ясно говорит о характере автомобиля.

Только в США и Канаде по итогам 1999 г. было произведено 1561,4 тыс. различных моделей Dodge. Около 1080 тыс. единиц из них составили пассажирские модели Neon, Stratus, Avenger, Intrepid, Caravan, Durango и Viper.

Существенное обновление производственной программы Dodge в 2001 году. Появление новые моделей Stratus и Stratus Coupe (вместо Avenger), минивэны Caravan/Grand Caravan, а также несколько спортивных модификаций под индексом R/T. А также обновление вседорожника Durango.

На автосалоне в Чикаго дебютировал полноразмерный пикап Dodge Ram нового поколения. Ram предыдущего поколения появился в 1993 году и стал настоящим откровением в стилистике и формообразовании полноразмерных пикапов. До сих пор он носит неофициальное звание самого привлекательного и стильного легкого грузовика в США. Неоднократно модернизировавшиеся с тех пор пикапы Ford и Chevrolet так и не смогли превзойти Dodge по красоте и лаконичности дизайна.

Краткая справка о компании:

Название марки: «Додж» (Dodge Division) - отделение корпорации «Крайслер»
Страна: США (Штаб квартира - Хайленд-Парк (пригород Детройта))
Специализация: выпуск легковых автомобилей, и автомобилей повышенной проходимости

Додж это одна из старейших марок американского машиностроения. История Dodge началась с небольшого магазинчика автозапчастей, открытого братьями Джоном и Горацием Доджами.

Затем в 1914 году, они основали собственную фирму. Одними из первых они начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанными компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из широкого спектра деталей трансмиссий, двигателей внутреннего сгорания, ведущих мостов и коробок передач.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки.

Так постепенно братья пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers по производству автомобилей.

Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», оснащенная двигателем 35 лошадиных сил и трех-скоростной коробкой передач, покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвел еще 249 точно таких же автомобилей.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 с разницей в месяц, оба брата (владельцы компании) скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени.

Состояние братьев Додж было внушительным и составляло более чем по 20 миллионов долларов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Вдовы-наследницы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором. Но не надолго.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей. В этом же году нью-йоркские банкиры купили собственность братьев за 146 миллионов долларов. В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию Уолтеру Крайслеру, владельцу собственной авто-империии. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации.

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В 1939 гоу компания отметила свой 25- летний юбилей рестайлингом всех своих моделей. В период войны Dodge выпускал легкие грузопассажирские армейские машины повышенной проходимости.

В 1953 году фирма презентует автомобиль с автоматической коробкой передач и самым экономичным в потреблении масла двигателем. В честь своего пятидесятилетнего юбилея компания выпускает ограниченную серию спортивных автомобилей.

Затем появляются «всемирные» модели, т.е. модели автомобилей, производимых одновременно в нескольких странах.

В 1970-1980 годы на территории США начинается производство стильных пикапов. Они были способны перевозить небольшие грузы, и в то же самое время отличались особым спортивным стилем. В качестве примера можно вспомнить серию Dodge Sweptline, а именно, модель D100. Эта машина оснащалась спортивными колёсными дисками, виниловой крышей, хромированными бамперами, и технологичными спортивными сиденьями. В США в 1978 году пикап Dodge Lil Red Express становится самым быстрым серийным автомобилем. Фирма выпускает первый переднеприводной пикап Dodge Rampage.

В конце того же десятилетия производится автомобиль на базе концепт-кара Dodge Viper, который стал одним из самых удачных автомобилей в своем классе. В своих автомобилях компания Dodge воплощает весь богатейший опыт по созданию «крутых» и выносливых автомобилей. Они участвует в гонках NASCAR.

Бренд Dodge продолжает укреплять свои позиции на международном рынке. Сегодня Dodge - один из наиболее прославленных и старейших американских брендов - приходит в Россию. Революционный дизайн и динамические характеристики его моделей дают полное представление о марке, уже более ста лет создающей автомобили, многие из которых стали настоящей американской легендой.

Полное название: Dodge (Додж)
Другие названия: -
Существование: 1900 г. - наши дни
Расположение: Оберн-Хиллс, Мичиган, США
Генеральный директор: Ральф Джиллес
Продукция: Легковые и коммерческие автомобили
Модельный ряд:

С чего все начиналось...

Братья Хорэс и Джон Додж работали в автомобильной промышленности задолго до появления собственного автобренда. В 1897 году они изготавливали велосипеды (Детройт). В 1900 году братья Додж создали собственное машиностроительное предприятие, которое специализировалось на выпуске автозапчастей. Завод осуществлял поставки трансмиссий для автомобилей Oldsmobile. В 1903 году Джон и Хорэс Додж стали наравне с Генри Фордом инвесторами Ford Motor Company, после чего разрабатывали и выпускали для него же двигатели. В 1913 году Джон Додж являлся вице-президентом компании Ford Motor Company.

Надежность и качество запчастей производства заводов Доджей всегда ценилась потребителем, а вышеозначенный бренд имел высокую репутацию. В 1913 году братья решают создать на базе собственных заводов компанию по производству автомобилей. Название компании звучало достаточно просто – “Братья Додж”.



Первенец автопроизводства марки Dodge увидел свет в 1914 году в середине ноября. Автомобиль был представлен, как бюджетный, однако имел четырехцилиндровый мотор (3,5л) мощностью в 35 лошадиных сил и противопоставлялся популярному на тот момент автомобилю Ford T, как более примитивному (стоил Dodge дороже примерно в полтора раза). Данная маркетинговая стратегия оказалась успешной. Относительно недорогие и весьма надежные автомобили стали востребованы. Продажи Dodge к 1919 году перевалили за 100 тыс. единиц. В 1916 году автомобиль Dodge становится первым массовым авто, имеющим полностью металлический кузов (производство Budd). Автомобиль производится в закрытом и открытом формате. С 1917 года автопром Dodge также начинает производство грузовиков.

В руках у Chrysler.

В 1920 году один из совладельцев фирмы Dodge умирает от “испанки”, эпидемия которой бушевала в те годы. Хорэс Додж не на много пережил своего брата. Он умер через полгода после осложнений, возникших в результате все того же гриппа. В итоге компания Dodge остается без руководителей. В сущности никто на тот момент не интересуется процветанием бренда, хотя к 1925 году автопроизводство Dodge и является четвертым по своим объемам в США. В год выпуск авто под одноименным брендом составляет 200 тыс. единиц. В 1925 году компанию приобретает за 145 миллионов долларов банковский консорциум Dillon, Read & Company. На момент приобретения эта сделка оказалась крупнейшей в истории. В тот же период компанией заинтересовывается Уолтер Крайслер - создав собственную корпорацию, он рассматривает возможности ее расширения. Невзирая на уже имеющиеся собственные подразделения DeSoto и Plymouth, Крайслер все же приобретает в 1928 году компанию Dodge. На тот период это больше было похоже на поглощение удавом слона. Благодаря гигантским производственным мощностям, Dodge Chrysler становится наиболее весомым членом тройки автогигантов из Детройта. Он выходит на уровень Ford и General Motors. Было время, когда Chrysler намного обходил по объему производство Ford. Будучи в составе новой корпорации, Dodge первоначально позиционируется, как авто, уступающее по престижности Chrysler, но классом выше, чем DeSoto.

В 1933 году была осуществлена реструктуризация. В результате, Dodge оказывается на втором месте между Plymouth, который более дешев, и DeSoto. Подобная рокировка была нацелена на то, чтобы повысить продажи Dodge. В целом, стратегия оказалась оправданной. Этому способствовало то, что модельный ряд Dodge лишился, хотя и передовой, но, в то же время, непопулярной у потребителя модели Airflow, которая в свою очередь отрицательно влияла на продажи DeSoto и Chrysler. После завершения Великой депрессии, производство Dodge являлось стабильно растущим и к 1937 году составило 300 тыс. автомобилей в год. С 1942-го по 45-й год производство легковых авто Dodge (впрочем как и иных американских легковых автомобилей) было приостановлено. В то же время начали производиться полноприводные легкие грузовики для нужд армии. Грузовики серии Weapon Carrier (“носитель оружия”) поставлялись, в том числе и в СССР.


По окончанию войны на базе грузовиков серии WC производились пикапы Dodge Power Wagon, пользовавшиеся большой популярностью. Легковые авто Dodge послевоенного времени (также как и вся остальная продукция Chrysler) имели солидный дизайн, который однако был невыразителен. Во второй половине 50-х положение изменилось. Группа дизайнеров под руководством Верджила Экснера спроектировала довольно удачный дизайн, называвшийся Forward Look. Примечательной деталью вышеозначенного обновленного стиля были крупные плавники, как дань моде. Модельный ряд Dodge того времени включал серии Custom Royal, Coronet и Royal.


В 1960 году полноразмерные авто Dodge приобретают новые названия – Matador и Polara. Помимо полноразмерных моделей Dodge, начался выпуск и таких компактных авто, как Dart, которые практически сразу же стали популярными. Ввиду успеха компактных моделей, руководство корпорации пошло на стратегически ошибочный шаг – Plymouth и Dodge лишились своих полноразмерных моделей (начало 60-х). Производство DeSoto было прекращено еще в 1961 году. В результате отсутствия полноразмерных моделей, продажи авто существенно сократились. Ошибка была исправлена за счет выпуска в середине 1962 года полноразмерного авто Dodge Custom 880. Окончательное формирование модельного ряда стало возможным лишь к 1966 году. Вышеозначенный модельный ряд включал полноразмерные авто Monaco и Polara, среднюю по размерам модель Coronet и компактный Dart.

На рынке масл-каров.

В этом же году корпорация Chrysler позиционировала себя в качестве достаточно серьезного игрока рынка масл-каров, разработав и выпустив на базе Coronet модель Dodge Charger. Данная модель представляла собой автомобиль с кузовом fastback, двумя дверцами, фарами (под декоративными щитками) и возможностью установки двигателя в широком спектре мощностей: от 230 л.с. до оснащенного полусферическими камерами сгорания семилитрового 426 Hemi мощностью 425 л.с. В 1967 году появляется возможность заказа Charger в комплектации R/T, которая была не только популярной, но и оборудовалась мощным (375 л.с.) двигателем 440 Magnum. В 1969-м году на базе Charget проектируется и создается Charger Daytona. Модель ориентирована на гонки NASCAR и внешне похожа на Plymouth Superbird. Это, прежде всего, 2 внушительных киля в сочетании с антикрылом и острым носом. По существующим правилам NASCAR, автомобиль был изготовлен числом 503 ед. и практически мгновенно занял лидирующее место в гонках. Charger Daytona не только обошла всех соперников, но и не оставила им никаких шансов, что вынудило руководство NASCARA в 1971 году ограничить объем двигателя авто 5 литрами.

Одновременно с такими моделями ка Daytona и Charger, были разработаны и произведены некоторые другие muscle-cars, а именно Coronet R/T, Coronet 500 и Super Bee. Все модели без исключения могли быть укомплектованы двигателем 426 Hemi. Не менее выдающимися скоростными характеристиками отличалась и компактная модель авто Dart (в “заряженных” комплектациях - Swinger 340, GTS и Demon 340). На Dart ставился мотор 5,6 л мощностью 275 л.с. Он мог быть заменен в случае необходимости двигателями на 6,3 л (300 л.с.) или 7,2 л (375 л.с.). Начиная с 1971 г., был освоен выпуск достаточно популярного авто Dodge Challenger, которое может быть отнесено к разряду pony cars. Потребителю предлагалась комплектация Hemi, R/T или T/A (омологационная версия для гонок Trans Am). Модель Dodge Challenger оснащалась мотором 340 Six Pack мощностью 290 л.с., имеющим в своем арсенале три 2-х камерных карбюратора.


В начале 70-х разразился топливный кризис, который поставил не только точку в эре muscle-cars, но и подвел жирную черту под процветанием самого американского автопрома. Chrysler оказался перед нелегким выбором, будучи неспособен предложить потребителю субкомпактную “малолитражку”. В роли вышеозначенного авто корпорация начала продажу японской модели авто Mitsubishi Lancer, а затем (начиная с 1979 года) и другой модели Mitsubishi Mirage. Впоследствии зависимость компании от captive import не снижалась, а только росла. Логотипом Dodge были украшены в свое время Mitsubishi Galant, Starion, GTO и Pajero. Потребитель с ними познакомился, как с Dodge Challenger (1978–83 гг.), Dodge Conquest (1984–86 гг.), Dodge Stealth (1991-96 гг.) и Dodge Raider (1987–89 гг.). Помимо внедорожника Dodge Raider, японские корни были и у пикапа Dodge Ram 50 (1979–83 гг.).


Только к 1978 году Dodge запустил в производство собственный субкомпакт Dodge Omni. По сути, модель была разработана компанией Simca (Франция), которая, однако, являлась собственностью автоконцерна Chrysler. Будучи продана Peugeot-Citroen, компания Simca продолжила выпуск вышеозначенной модели уже как Talbot Horizon. На тот момент реноме корпорации Chrysler серьезно пострадало из-за ненадежности выпускаемой ею продукции. В частности, репутацию испортила модель Dodge Aspen, выпускавшаяся с 1976 по 1980 гг. Она сменила компактное авто Dodge Dart и получила печальную известность из-за своей некачественной сборки. Еще более усугубила ситуацию полноразмерная модель Dodge St Regis, выпуск которой завершился в 1981 году. Появление данного авто совпало с очередным витком нефтяного кризиса. Однако шаткое положение корпорации было спасено ее новым менеджером Lee Iacocca. Именно он убедил конгресс предоставить Chrysler достаточно крупный госзаем. Новый менеджер сделал смелую ставку на автомобили с переднеприводной К-платформой Dodge 400, Dodge Aries и Dodge 600. Модель Dodge 400 изготавливалась в форм-факторе “кабриолет” и стала первым подобным авто от Dodge после 1971 г. Кроме того, Dodge 400 входит в группу первых кабриолетов американского образца, выпущенных после приостановки их производства в 1976 г.

После того, как был прекращен выпуск довольно неудачной модели St Regis, самым крупным авто Dodge оставался Dodge Diplomat. Будучи заднеприводным среднеразмерным автомобилем, он выпускался в период с 1977 по 1989 гг. Однако, пользовалось популярностью данное авто преимущественно у полицейских и таксистов. Только в 1988 г. была запущена в производство модель Dodge Dynasty, которая отличалась более крупными размерами. С 1983 года, после упадка бренда Plymouth, компания Dodge занимает лидирующие позиции в корпорации Chrysler по объемам производимых легковых авто.

В 80-е годы 20-го века Dodge опять решает испробовать собственные силы в нише скоростных авто. Именно в этот период времени компания начинает сотрудничество с Carroll Shelby – достаточно известным конструктором. Результатом вышеозначенного сотрудничества стал целый ряд спортивных автомобилей на базе уже имевшихся серийных моделей. В частности, это были такие авто, как Shelby CSX на базе Dodge Shadow (1987-89 гг.), Shelby Lancer 1987 г., Shelby GLH-S на базе Dodge Omni (1986-87 гг.), Shelby Charger (1983-87 гг.), а также пикап Shelby Dakota 1989 года выпуска. К 1992 году рынок суперкаров пополнился Dodge Viper. Данное авто было оснащено двигателем V10 объемом 8 л. и мощностью 400 л.с. С 1996 года модель Viper GTS оснащалась еще более сильным мотором в 450 л.с. С 2003 г. мощность двигателя модели авто Viper SRT/10 составляет уже 510 л.с.


В 1998 году происходит слияние Chrysler с Daimler-Benz, в результате чего Dodge оказывается в составе DaimlerChrysler. К тому времени практически все модели Dodge приобретают уникальный стиль cab forward, называющийся крайслеровским. Данному стилю присуща смещенная к переду кабина, крупный салон и не очень большой капот. Наряду с Viper, обновленный модельный ряд Dodge включает также компактную модель Neon (1995-2005 гг.), авто средних размеров Stratus (1995-2006 гг.), полноразмерный Intrepid (1993-2004 гг.) и купе Avenger (1995-2000 гг.). Помимо этого, Dodge производит в 80-х Grand Caravan и Caravan, которые в совокупности с Plymouth Voyager обеспечивают возможность создания корпорацией Chrysler целого рынка минивэнов. Под логотипом Dodge был освоен также выпуск внедорожников. В частности, в 1998 г. стартует производство Durango, а в 2007 году к нему присоединяется компактный по своим размерам Nitro. В 2005 году на смену Intrepid приходит универсал Dodge Magnum (на базе той же платформы, что и Chrysler 300 Touring, реализуемый в Европе), а в 2006 – седан Dodge Charger. В том же 2006 году появляется и Dodge Caliber, пришедший на смену Neon.

Новое время определяет и новые стратегии развития корпорации Chrysler, а вместе с ней и бренда Dodge. Марка перестает быть исключительно американской. На данный момент она официально реализуется в странах Европы и в России. Потребителю предлагается модельный ряд Caliber. Находясь в поиске выхода из сложившегося экономически неблагоприятного положения, Chrysler и Dodge делает наиболее верный шаг – использует образы культовых muscle cars собственного производства. К примеру, концепт Dodge Challenger 2006 г. стилизован под Challenger 70-х и готов к серийному выпуску с 2008 г.

Известная на сегодня компания Dodge проделала большую работу, чтобы стать . Но всё начиналось из небольшого магазина, которому предстояло составить серьёзную конкуренцию всему автопрому. История создания марки Dodge начиналась с двух братьев Додж, Гораса и Джона.

Твёрдое решение старта

Известное по сегодня предприятие появилось в 1900 году. Тогда и был зарегистрирован бренд Dodge. Изначально братья управляли небольшим и запчастей для велотехники. Чтобы расширить свои услуги, команда решила заручиться поддержкой от инвесторов, среди которых был Генри Форд.

Небольшая фирма стала партнёром известной компании Форда. Это происходило на рубеже Первой мировой войны. Они производили подавляющее количество всех деталей. Но такое сотрудничество быстро закончилось, так как в 1914 году Dodge получила заказ от государства на производство дешёвых машин из-за кризиса, вызванного войной. В то же время Форд стал обладателем больших инвестиций, который он направил на увеличение своего бренда.

Символ качества

История значка Додж включает в себя много вариантов. Он менялся на протяжении всего периода своего существования. Одной из самых распространённых вариаций является баранья голова. Многие считают этот логотип символом упорства и несгибаемости компании, ведь за всё время своего существования, она не раз была на грани банкротства, но всегда выходила победителем. По некоторым версиям, история эмблемы Додж отсылает к изогнутому выхлопному коллектору, который напоминает бараньи рога.

Правительственная поддержка

Благодаря государственной поддержке, молодой компании было намного проще сделать своё первое авто под названием Dodge Brothers Model 30. Совсем скоро, в 1915 г., бренд представил свой , оборудованный корпусом закрытого типа и мощностью в 30 л. с. Эта машина стала основой для создания Touring 35 - вариации спорткара для этого автомобиля.

Также история компании Dodge завязалась вокруг мексиканского конфликта, когда фирме предложили государственный заказ на производство улучшенных моделей 30–35. Из-за этого уже в 1920 году общее количество проданных единиц было 141 тысяча.

Спад успеха

История Додж запомнила 1920 год как самый печальный за весь период существования бренда. В это время умерли основатели компании, а их единственными наследниками были жёны. Поскольку те женщины не обладали знаниями , управление компанией было передано Фредрику Хейнесу. Его постановлением было передать все акции бренда на инвестиционную биржу Нью-Йорка в 1925 году.

В этот период также остановились новые разработки в автостроении. Принятие этого решения было однозначным, даже несмотря на успешную Додж Бразерс, которая в 1924 году получила положительное признание от покупателей. С этого времени история марки впала в кризис.

Эффективное решение

Чтобы выйти из затруднительного положения, было решено перепродать акции Уолтеру Крайслеру, который был основным конкурентом бренда. Именно это решение смогло вывести компанию из кризисного состояния и поднять продажи на 4-е место.

С 1930 года ситуация стала налаживаться. Так, компания начала поставки комплектующих в страны-покупатели, где и собирались готовые автомобили. Это позволило значительно сократить расходы и уменьшить стоимость машин. Через год фирма начала производство дизельных моторов, которые стали неотъемлемой частью нового Dodge DL. В 1935 г. в Великобритании открыли собственное производство на заводе «Крайслер». Благодаря этому рынок Европы быстро наполнился машинами Dodge.

Отношение к войне

Во время Второй мировой войны бренд открывает в Детройте своё новое производство. Он был ориентирован на строительство силовых установок для авиатехники. Вслед за этим был организован выпуск автомобилей Fargo на полноприводной основе. Все это было необходимо для нужд фронта. После окончания военных действий в 1945 году бренд возвращается к созданию гражданских авто.

В первые годы после победы компания предлагает своим покупателям довоенные автомобили, но продолжает заниматься созданием новых флагманов. Такое производство смогло сделать фирму лучшей в классе средней стоимости. 1950 год история Додж запомнила как время новинок. Среди них выделяется автоматическая коробка передач и улучшенная система охлаждения.

Свежие идеи

В 1951 году компания становится частым участником в спортивных гонках. Она была первой среди всех американских брендов, что положительно повлияло на имидж фирмы. Так, в 1953-м она смогла заполучить третье место, а уже в заезде NASCAR выигрывает второе. Первое же место компания заполучила в гонке Себринга.

История создания успешного бренда запомнила 1960 год выпуском трёхдверного Dodge Dart. Этот седан был оснащён силовыми агрегатами на восемь цилиндров объёмом 5,9 литра. Он был способен выдавать до 297 лошадиных сил. Впервые в 1966 году бренд создал мускул-кар, который назвал Dodge Charger. Его особенностью было использование качественных моторов на 415 л. с. Это произвело фурор и дало большую популярность бренду Dodge.

На следующий год компанией Ford был выпущен Мустанг, который составил серьёзную конкуренцию бренду Dodge. Это снизило продажи на 60%, которые ещё долго оставались на такой позиции. В 1970 году брендом был выпущен известный и по сегодняшнее время автомобиль Додж Челленджер. В нём были установлены 3 трансмиссии и восьмицилиндровые двигатели, которые выдавали мощность в 415 лошадиных сил. Но эта модель была скоро снята с продажи, так как могла создавать внутреннюю конкуренцию.

Продолжение традиции

В 1973 году мир получил новый взгляд на автомобили Додж Полара, которые получили распространение сразу в Европе и Америке. Их ряды в 1973 году дополнил флагман Додж Аспен, который отличался только силовыми агрегатами и дизайном. Чуть позже несколько больших компаний в числе «Крайслер», «Фольксваген» и «Пежо» заключают между собой контракт, в результате которого для бренда Dodge организовывается открытие заводов производства двигателей малой мощности.

История бренда Додж во многом зависит от модели Мицубиси Кольтпод, которая в 1970-м и принесла большую финансовую выгоду компании. Позже в 80-х у компании началось активное содействие с фирмой «Шелби», которая внесла лепту в спортивный класс бренда. После этого стартовал период производства семейных автомобилей, который продлился 10 лет. Но и о спорте компания не забыла, выпустив Додж Вайпер и Додж Караван, которые сразу же заняли лидирующие позиции на рынке.

В 90-х годах начались продажи спортивных автомобилей, обладающих передним и задним приводом, - Додж Стелс. Продажи распространялись везде, кроме Америки, - для неё была разработана собственная линейка силовых агрегатов. Уже в 1993 году пользователи увидели Интрепид - седан средних размеров, имеющий двигатель на 3,5 литра и мощность в 218 лошадиных сил.

Новые проблемы и их решение

История марки Додж в новом тысячелетии началась с долгов, так как разработка новых технологий была слишком накладной. Это стало большой проблемой, поэтому было решено объединить мощности с компанией «Даймлер». Благодаря этому удалось сделать скачок в обновлении ассортимента, который в 2001 году обзавёлся моделями Додж Бриса и принципиально новыми Интрепид.

Эта стратегия удачно работала до 2007 года, когда уровень продаж начал падать. Вследствие этого бренд распался на две независимые компании. Фирме пришлось подписать контракт с компанией «Мицубиси», чтобы использовать её платформы для своей работы. Это дало толчок, чтобы в 2008 году расширить ассортимент в сторону спорткаров и кроссоверов.

Смена руководства

В 2009 году компания была вынуждена назвать себя банкротом. Акции на все мощности приобрели правительства США и Канады, со временем продав их в Италию бренду «Фиат». Это продолжалось до 2011 года, пока компания не получила все права на ведение деятельности. Как следствие, произошло разделение бренда на марки SRT и RAM.

2011 год также был полон новинок. Он совместил в себе мощности «Фиат», чтобы увеличить количество лошадиных сил. Также решением руководства было полное перераспределение мощностей Dodge, чтобы обновить линейку моделей. К ним относится Мазерати Кубанг, которая направилась в Америку и Канаду, и Дарт, что использовала для своей работы газовые агрегаты. Благодаря этой выручке компании удалось поглотить бренд из Китая «Альфа Ромео».

Уже в 2014 году известный седан Chrysler был снят с производства. Такое решение оставило много вопросов, но политика компании была направлена на смену модельного ряда. Подобное постигло и Dodge Challenger, который перешёл под управление фирмы Street & Racing Technology.

Вся история фирмы Додж прошла через много этапов. Сегодня этот бренд считается одним из лучших в плане выпуска легковых автомобилей и спорткаров. Не отстаёт компания и в производстве кроссоверов, хотя и не ориентируется на них полноценно. Компания Dodge - это история, логотип, качество сборки и отличный дизайн. Всё это делает бренд лидером симпатий среди любителей зарубежного автопрома.

Чтобы выбрать надёжный и качественный автомобиль, необязательно искать его в элитном классе. Производство Dodge - это современный бренд, который может составить конкуренцию большинству производителей, предлагая качество за разумные деньги.