Google машины. Как снимаются панорамы Google Street View

В своё время стало мало этой информации, и они поделились друг с другом своими знаниями. Основная часть информации предоставлена пользователем Арши де Круз, дизайнером и писателем: он сделал сводку ответов водителя автомобиля Google Street View на Reddit и дополнил данные материалом из интервью журнала TechCrunch с занимающими управляющие инженерные должности в Google Maps.

Что находится внутри машины?

Самая видимая часть съёмочного оборудования находится на крыше автомобилей Google Street View - это оборудование, регистрирующее данные. Оно включает в себя 15 камер и три лазерных сканера, надёжно закреплённых на высоте приблизительно 2,5 метра. Также автомобили оснащены 4G-доступом в интернет.

С помощью лазерных сканеров система получает данные о габаритах фотографируемых объектов: скорость, с которой лазерные лучи отражаются от поверхности, говорит об удалённости здания или объекта. Потом эта информация используется для построения 3D-моделей.

В камерах нет никаких механических элементов, даже затвора. Вместо этого в них используются CMOS-датчики изображения (на основе технологии КМОП комплементарный металл-оксидный полупроводник) и электронный затвор. Камеры соединены с панелью управления внутри автомобиля, а данные записываются на SSD-диски.

По словам водителя автомобиля, процесс записи проще быть просто не может: «Я просто нажимаю на кнопку, а камеры делают своё дело».

Какого объёма SSD-диски? Как хранятся данные? Как и когда они загружаются на сервер?

На борту автомобиля самые стандартные SSD-диски - общим объёмом памяти 50-100 ТБ. Этого хватает на неделю записи. Все записываемые данные автоматически резервируются на втором SSD-диске.

Регистрация данных о среднестатистическом городском здании занимает приблизительно 2-3 ГБ. В течение одного дня расходуется 50-100 ГБ места на диске (в зависимости от уровня населённости пункта). Но, скажем, на один день записи в Нью-Йорке уходит около 800 ГБ.

Одна из задач водителя - следить за заполненностью дисков; после того как заполнятся все пять дисков, водитель отвозит их в офис Google.

Что происходит в перерывах между съёмками?

В конце рабочего дня водители снимают съёмочное оборудование с крыши и кладут его в багажник. При длительной поездке водители останавливаются на ночь в отеле, автомобиль паркуют на местной стоянке. В некоторых крупных городах у Google есть гаражи для съёмочных автомобилей. Водителям не разрешается оставлять машину на ночь у своего дома.

Если же в пути случается поломка, съёмка просто приостанавливается, а на подмогу высылаются коллеги с нужными запчастями.

Насколько быстро движется автомобиль? Какова максимально допустимая скорость?

Камеры успевают фиксировать данные на любой скорости, разрешённой правилами дорожного движения в США (120 км/час). Тем не менее, если у водителя есть возможность двигаться чуть медленнее, им рекомендуется замедлять движение. Чем медленнее едет автомобиль, тем выше качество полученных изображений.

В плохую погоду съёмки не ведутся. Дождь и сильный ветер могут повредить камеры и также отрицательно сказываются на качестве картинки.

Какие камеры используются?

Камеры разработаны специально для проекта Google Street View. Первые версии съемочной установки (под названием R2) использовали восемь CCD-датчиков разрешением 11 мегапикселей и широкоугольные объективы. В следующих версиях (R5) использовалось 8 CMOS-датчиков, объективы с антибликовым покрытием и объективы «fisheye» для захвата многоэтажных зданий. В версии R7 использовалось уже 15 CMOS-датчиков, и объектива «fisheye» уже не понадобилось.

Откуда водитель знает, куда ехать или не ехать?

На основе анализа высокочастотных поисковых запросов специалисты Google решают, какие области планеты стоит покрыть панорамами прежде всего.

Когда водитель заступает на смену, ему выдаётся информация о начальном и конечном пункте, а также ключевые пункты на пути. Несмотря на то, что водителю даётся достаточно инструкций, он волен выбирать для себя более удобный маршрут следования между ключевыми пунктами.

Именно по этой причине вы иногда не можете попасть в виртуальную прогулку по маленьким незаметным переулкам. Недостающие данные об этих пропущенных местах могут появиться после следующей поездки в эту зону. В этом случае разница между новым и старым изображениями, а также разница в освещении нивелируется программными средствами.

Что происходит с изображением до его появления в готовой панораме?

Водителям автомобиля Google Street View нужно быть начеку: следить за тем, чтобы в обозрение камеры не попало то, что не нужно, например, дорожной аварии или уличной драки.

Если всё-таки в кадр попало что-то не слишком достойное, водитель должен удалить запись, вернуться и перезаписать фрагмент. Водителям предоставляется специальное программное обеспечение, с помощью которого они просматривают и совершают простую редактуру полученных изображений. На один день езды приходится в среднем по два дня редактирования. Данные GPS встраиваются в каждое фото автоматически.

После редактуры водителя диски поставляются в дата-центр, где информация загружается в базу данных и там же обрабатывается. Обработка включает в себя замыливание лиц и номерных автомобильных знаков.

Тем не менее, не всегда алгоритмы замыливания справляются с задачей, и на панорамах Google часто встречаются забавные ляпы. На ресурсе StreetViewFun собирают подобные оплошности и недоделки.

Для каждого фрагмента панорамы делается 15 изображений; программное обеспечение Google сводит эти изображения вместе, регулирует уровень экспозиции, светотени, цветовые различия и яркость.

С момента совершения водителем поездки до появления готовой панорамы проходит около шести месяцев.

Если интересно, посмотрите на автомобиль Google Street View вблизи:

Компания Google получила лицензию на испытания в США, в городских условиях автомашины с участием людей, которая переоборудована системами для автоматического вождения автомашины без участия человека. Первые испытания уже пройдены, которые завершились успешно. Автомобиль с системой беспилотного вождения оснащен массой высокотехнологичного оборудования, таких как лазеры, радары и камеры.

Компания Google уже более 2 лет занимается разработкой и испытанием автомобиля с беспилотным вождением. Ранее испытания проводились без людей или с участием робот-манекенов. Впервые испытания прошли с участиям реальных людей. Во время предыдущих испытаний автомобиль с автопилотом прошел 300000 км. без сбоев.

Профессор Стэнфордского университета Себастьян Трун, который ведет проект Google и инженер Крис Урсмун обсуждали эти и другие детали в программной речи на Международной конференции IEEE по вопросам Интеллектуальных роботов и систем, в городе Сан-Франциско в прошлом месяце. Они объяснили и показали, как работает система беспилотного вождения автомобиля и продемонстрировали видео дорожных испытаний, в том числе показали видео глазами компьютера, в том виде в котором он видит дорожную ситуацию на дороге, а так же как система обнаруживает другие транспортные средства на дороге, пешеходов и определяет светофоры и их режим работы.


Разработчики, которые занимаются данным проектом Google, надеются, что через 3-5 лет данная технология начнет широко применяться на серийных автомобилях всеми ведущими производителями мира. Так же они надеяться на то, что использование беспилотного автопилота в автомашинах уменьшит аварийность на дорогах, сократит расход топлива в автомобилях и снизит количество пробок на дорогах.

Сердце всей системы беспилотного вождения автомобиля это лазерный дальномер, установленный на крыше, который взаимодействует с компьютером создающим и генерирующим подробные 3D карты окружающий местности, которая сопоставляется с установленной картой в компьютере автомобиля. Так же имеются 4 датчика в бамперах автомобиля, которые имеют большую дальность распознавания препятствий, чтобы вовремя затормозить при большой скорости. На автомашине установлены камеры, которые определяют и светофоры, чтобы автопилот не нарушал . В том числе на автомобиле установлен GPS с датчиками, для определения местоположения на установленной карте в компьютере автомашины.



Предполагается, что автомобили с системой автопилота, будут иметь специальные регистрационные номерные знаки, который будет иметь стандартный набор цифр, а так же знак бесконечности, который будет говорить другим участникам дорожного движения о том, что данная автомашина оснащена беспилотной системой вождения.


В основном большое количество ДТП связаны с человеческим фактором. Благодаря использованию компьютеров, датчиков и других высокотехнологичных систем, позволяющие автомобилю двигаться без участия водителя, позволяет быстрее человека анализировать дорожную ситуацию на дороге, что приводит к более безопасной езде автомобиля, чем езда с человеком за рулем. На основании всех испытаний, государственная организация безопасности дорожного движения штата Невада (США) в первые в мире выдала лицензию компании Google на использование данной системе на автомобилях.

Видео испытания автопилота в автомобиле.

К чему приведет использование новейший технологии автопилота в автомобиле, разработанная компанией Google, покажет время, но не смотря ни на что данная система уже произвела революцию среди всех автомобильных систем мира. Даже если она не найдет своего широкого применения, в любом случае, почти со 100% вероятностью, данная система будет использоваться в автомобилях для инвалидов и людей с ограниченными возможностями, для которых личный автомобиль это несбыточная мечта.

Вы всегда считали, что Google – это только поисковая система? А вот и нет. Это мощнейшая корпорация, в которой работает множество действительно гениальных людей.

При этом в ближайшем будущем планируется настоящий прорыв – создание уникального самоуправляемого автомобиля Google Maps.

Еще совсем недавно подобное можно было прочитать в книгах фантастов или увидеть в фильмах. Но уже через несколько лет самостоятельно передвигающийся автомобиль может стать реальностью.

О транспортных средствах будущего еще известно не так много фактов, но кое-какую интересную информацию собрать удалось.

Интересен тот факт, что автомобиль Google можно будет с легкость вызывать при необходимости. По сути, это такси по заказу, но без водителя. Все что нужно – смартфон и специальное приложение.

Остается только назвать пункт назначения и автомобиль доставит пассажира к конечному пункту по кратчайшему маршруту.

Это очень удобно и можно будет вообще не тратить деньги на покупку своего автомобиля, ведь услуги машины Google будут очень доступными.

Доступность услуги

Чем вызвана доступность? Все просто – данные машины будут работать не на бензине, а на электрическом «топливе», т.е. .

Следовательно, транспорт очень хорош с позиции экологичности и защиты окружающей среды. Электрический «характер» делает ход автомобиля особенно плавным, а поездку – максимально комфортной.

Особенности автомобиля

Google автомобиль не совсем стандартен в нашем представлении. В частности, педали и руль в ней отсутствуют.

Салон выполнен в стиле минимализма – есть два сидения, небольшое пространство для багажника, кнопка остановки и старта, а также дисплей для отображения маршрута путешествия и ориентирования пассажира.

Следовательно, даже при желании перевести машину на ручное управление не получится – она сможет ездить только сама.

Автомобиль Google буквально напичкан современными техническими устройствами, среди которых не только GPS, но и многочисленные камеры, лазеры, радары. Все это необходимо для безопасного вождения и парковки.

Умнее водителя?

Современный автомобиль очень умен – он прекрасно распознает даже мелкие препятствия, такие как бордюры, не говоря уже о людях и стенах.

Кроме этого, подобные кары понимают сигналы светофоров, распознают дорожные знаки, видят разметку. В общем, являются идеальными водителями. «Зрение» у машины отличное – на 183 метра вперед.

Запас хода

Один из наиболее важных вопросов, который тревожит большинство автолюбителей, касается запаса хода автомобиля.

На одном заряде Гугл автомобиль сможет проехать до 160 километров. Для электрической машины данный показатель считается одним из наиболее высоких. При этом транспорт достаточно умен, чтобы понять, хватит ли ему запаса хода для достижения пункта назначения.

Безопасность

Планируется, что безопасность гугл-кара будет на высочайшем уровне. О каких-либо столкновениях или ДТП не может быть и речи. Но разработчики не забыли и о пассивной безопасности.

В частности, бампер транспортного средства выполнен из качественного пенопласта, а лобовое стекло является довольно гибким и не бьется. Следовательно, при случайном столкновении с пешеходом риск для здоровья последнего будет минимальным.

Приятный голос из динамика

Как мы уже упоминали, самоуправляемая машина будет «работать» в большей части как такси. По завершению поездки приятный голос из динамика обязательно предупредит о необходимости забрать свои вещи из салона, ведь дальше машина повезет уже другого человека. Аналогичная ситуация будет и с вызовом «такси» - его иногда придется подождать.

Особенный передок автомобиля

Многие люди очень удивились, когда увидели передок автомобиля, по внешности напоминающих обычное лицо.

Это и было основной задумкой разработчиков – сделать автомобиль как можно более «человечным». Машина ни в коем случае не должна вызывать страх у окружающих.

Ограничения в скорости

Но «порысачить» на данном транспорте не получится – в нем устанавливается ограничение в 40 км/ч. Если путешествие предстоит дальнее, то лучше запастись едой и развлечениями.

Но разработчики в большей степени ориентировались на перевозку пассажиров в черте города, чем и вызваны подобные ограничения.

Если гугл-кары обретут популярность, то скорость движения по городу может увеличиться, но до нашей страны данные нововведения вряд ли дойдут очень скоро.

Еще один факт

И напоследок еще один факт – компания Гугл не будет заниматься непосредственно выпуском автомобилей.

Как только технология будет отточена со всех сторон, обязательно найдутся производители с достаточными технологическими мощностями.

При этом нет сомнений, что ни один из гигантов индустрии не откажется поучаствовать в столь грандиозном проекте.

Таким образом, эксперимент обещает быть очень интересным. Остается лишь дождаться, когда на дорогах впервые появятся автомобили Google.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

В последнее время стали все больше говорить о том, что известная компания Google намерена в корне изменить концепцию личного транспорта. Попытаемся в нашей статье провести обзор этого «мультяшного» электрического автомобиля, у которого даже нет обычного рулевого колеса и попытаться найти соломоново решение. Нужен ли человечеству такой автомобиль, как Google Car или это лишь задумка, которая если и осуществится, то лишь через сотни лет? Стоит ли доверять управление транспортным средством или это опасно?

Примечательно, что компания Гугл собрала порядка 10 автомобилей, передвигающихся без помощи человека. Но до сих пор речь шла лишь о почти автономном управлении (об этом будет подробно написано ниже), когда в салоне подразумевалось присутствие человека на крайний случай.

Испытания были проведены в некоторых штатах США, которые дали на это согласие. И нельзя сказать, что результаты оказались неудовлетворительными. Тест прошел на отлично! Кроме того, в Калифорнии опробовать почти автономные автомобили дали людям с ограниченными возможностями, радость которых была безграничной. Теперь они смогут водить машину! А таких наших собратьев в США и во всем мире миллионы!

Что это за автомобиль?

Сначала, с первого взгляда на этот автомобиль, так и хочется кинуть в лицо гуглменам: «Это вам не простой «поисковик» придумать». Дело тут намного сложнее. Но когда смотришь в корень и меняешь обычное стандартное мышление, то понимаешь, что дело не в простом мини-каре. Здесь все похлеще. Как тут не вспомнить поговорку: «Все гениальное просто».

У этого странного автомобиля кроме руля не имеется еще и тормозов! Нет у него и педали газа, и заднего сиденья, и многого чего еще. Что абсурд? Нет, оказалось, что вполне приемлемый вариант – нацеленный на будущее.

Гугломобиль – таково его название. Но как ни странно, с обычным автомобилем его роднит только окончание слова и четыре колеса, которые вращает маломощный электромотор. Интересно, что этот мини-кар способен развивать скорость, но она не превышает 40 км/ч.

Гуглкар весь напичкан камерами и всевозможными датчиками. К примеру, одна из камер распознает сигналы светофоров и знаки дорожного движения. Самой интересной и необычной является лазерная система Lidar. Это своеобразный аналог радиолокатора, вместо радиоволн использующий свет. Благодаря этому датчику удается выявлять объекты вокруг гуглкара на расстоянии до 50 метров.

Другая система, которой оснащен автомобиль, называется Googles Autopilot. Вместе с радиолокационными датчиками эта система точно определяет «картинку» окрестностей. При этом система способна с большой точностью идентифицировать сотни объектов, включая другие автомобили, здания, и велосипедистов.

Googles Autopilot функционирует со специальными дорожными картами, содержащими больше деталей, чем привычные автомобильные.

Ниже представлен и систем, на основе которых работает Гугломобиль.

  • Лидар, как и было сказано выше, основной элемент системы автомобиля. Его задачей является отображение трехмерной картины происходящего вокруг. Своеобразное «всевидящее око», охватывающее 360 градусов и действующее в радиусе 200 метров.
  • 64 лазера. Эти самые лазерные головки вращаются с частотой 600 об/мин и помогают системе все вокруг замечать.
  • Радары, расположенные впереди и сзади автомобиля.
  • Камеры.
  • Кнопки, позволяющие задавать маршрут, начинать движение автомобиля, останавливаться и так далее.

Внедрение беспилотника не такое уж и простое дело

Вызывают недоумение слова разработчиков этого автомобиля, которые сказали, что он предназначен для тех, кто на сегодня не нашел подходящего ответа на свои нужды, касающиеся пользования личным транспортом. Если перевести сказанное на обычный русский язык − это автомобиль для людей с ограниченной мобильностью, наконец получившим возможность перемещаться куда им вздумается.

Этот автомобиль будет приезжать по телефонному звонку, и возить вас туда, куда вам надо. Можно сравнить его с такси, но без водителя. Как обрадуются жители крупных мегаполисов, таких как Москва, например, если вместо «Куда едыш?» и вопрошающего лица с кавказскими усами их встретит робот, прекрасно владеющий языком и назубок знающий все окрестности города. Тут только начинаешь понимать, зачем Трэвис Каланик, один из директоров Uber, рассыпался с таким усердием в похвалах создателям Google Car – автомобиля, чем-то напоминающего коалу. По словам того же Каланика, он без ума влюблен в автомобили, едущие сами по себе. Одним словом, в беспилотники. И он добавил, что услуги Uber дороговаты, именно из-за того, что шофер без оплаты за руль автомобиля не садится. А в этом случае, если можно обойтись без человека, пользоваться таким сервисом выйдет значительно дешевле.

Тестирование системы управления автомобилем в городских условиях

Придумал гуглмобиль или по крайней мере отвечал за практическую работу по его созданию Кристофер Урмсон. Если послушать его, понимаешь полный смысл внедрения гуглкара в современную жизнь. По его словам иметь сегодня собственный автомобиль бессмысленно, ведь его потенциал используется человеком всего на 5 процентов. Это похоже на неудачное вложение денег. К тому же, если принять тот факт, что автомобили постоянно , учитывая чисто человеческий фактор, когда невозможно быть постоянно сосредоточенным и внимательным, внедрение беспилотника станет поистине решением всех проблем.

С другой стороны, понять до конца как компания Гугл видит будущее, не так и просто. Хотя Google активно продвигает этот проект, вкладывая в него немалые деньги, пока что ни в одном интервью не было сказано подробно об этом. Получается, что Гугл пока «темнит» и не желает раскрывать всей правды. Гуглкар – это своеобразный джокер, который держат в рукаве, и компания Google вовсе не собирается ограничиваться внедрением своего автомобиля в таксомоторные парки, а нацелен в корне изменить всю концепцию автомобилизма в глобальном понимании этого слова. Но сразу доверить управление автомобилем роботу, очевидно, не так просто.

Ответственность

Человечество встанет перед большой проблемой − превращение электронного помощника в главное действующее лицо тянет за собой шлейф сложных вопросов. Если раньше люди использовали роботов лишь как помощников, а основную функцию выполняли сами, то внедрение беспилотника – большая ответственность. Гугл, кажется, собирается взять ее на себя, но в одиночку компании с этим не справится. Давайте не будем лезть в технические дебри, а рассмотрим для начала один важный нюанс. Рассмотрим инфраструктуру, которая потерпит изменения. С внедрением гугл-кара все автомобили на дороге обязаны двигаться одинаково, ведь в противном случае обеспечить безопасность будет просто невозможно. Движение транспортных средств станет похожим на равномерное передвижение битов информации в цифровой сети. Вся транспортная система должна будет пережить полную модернизацию. Вся ответственность в этом случае должна будет возлагаться на некоего «большого брата», способного свести на нет все риски, связанные с перемещением таких автомобилей из точки А в точку В. Как вы думаете, сколько в мире стран, могущих себе такое позволить? Правильно, лишь единицы и те − лидеры мировой экономики. Страны же победнее окажутся лицом к лицу с проблемой в плане безопасности.

Один из наиболее серьезных вопросов, связанных с внедрением беспилотников, касается также . Конечно же, надежность техники сегодня приближается к 99,9 процентов, но что делать с остающейся сотой долей, ведь речь идет о человеческих жизнях? Как ни крути, все что было раньше, вся история человечества, все ее законы основаны на рациональном использовании индивидом сознательности окружающих его собратьев. Механический элемент, робот, насколько бы он ни был совершенен, априори приведет к общему пересмотру сложной системы, регулирующей доселе человеческие отношения и нашу с вами, дорогой читатель, жизнь.

Роботозависимость или отказ от свободы

Беспилотник, каким является гуглкар, окажет и социальное воздействие, если станет реальностью. Автономный или почти автономный автомобиль и беспилотник совершенно разные средства передвижения. Если в первом случае без присутствия человека в машине передвижение было невозможным, то второй вариант подразумевает полное отстранение жителя планеты Земля от управления. Ниже приведены известные доселе способы управления транспортным средством и их различия. Беспилотник же – это совершенно другое.

  • Управление с ассистентами такими, как , контроль полосы движения и т. д. Широко используются сегодня и рассчитано их применение еще до 2015 года.
  • Управление полуавтономное, подразумевающее опять же присутствие человека и его рук на руле. Электронный блок контролирует рулевое колесо, тормоза и . Намерены внедрить с 2015 года.
  • Управление почти автономное, где человеку необязательно держать руки на руле, но в случае крайней необходимости он должен быть готов к этому. Но это еще не полностью автоматизированная система, ведь она еще должна понимать, когда ей предупреждать водителя о том, чтобы тот брал управление в свои руки. Такое управление человечество намеревается ввести с 2020 года.
  • Наконец, полностью автономное управление или беспилотник. Весь автомобиль оснащен датчиками, которые посылают информациюроботу, управляющему движением автомобиля при любой погоде, на любой дороге и независимо от обстановки. Гуглкар – представитель этой системы управления.

Для автомобилиста его машина – это не только воплощение желаний и наклонностей, его амбиций, но и статус или, если можно так выразиться, маленькая вселенная, в которой человек ощущает свободу и живет собственной жизнью. Концепция гуглкара пока что несет в себе полный отказ от всего этого. Вопрос таков: готов ли сегодня человек отказаться от всего перечисленного выше, от независимости и свободы, доверив все роботу, ради ложного комфорта и экономии? В этом случае нужно будет забыть всю историю автомобилестроения и изменить философию владения автомобилем в целом.

Преимущества и недостатки внедрения Google Car в нашу жизнь

Пришло время взвесить все «за» и «против». Будем предельно честными и попытаемся пересмотреть все пункты, не оставив в стороне никакой сферы человеческих отношений.

Преимущества

  • Доверив управление транспортным средством роботу, можно прийти к поиску нового уровня безопасности на дорогах и его нахождению. Сегодня причиной большинства аварий являются именно человеческие ошибки.
  • Человечество стареет и число граждан, способных управлять машиной, автоматически сокращается. Внедрение беспилотника в этом случае актуально и оправдано.
  • Современный финансовый кризис перешел уже в глобальную проблему, конца которой не предвидится. Содержание автомобиля для гражданина любой страны, это, в первую очередь, огромные расходы, а уже затем комфорт или удовольствие от управления.

Недостатки, представленные в виде вопроса

  • Управлять автомобилем в Европе гораздо сложнее, чем на американских хайвеях. Способен ли Гуглкар показать такие же результаты в любых условиях?
  • Стоит ли доверить управление роботу и оправдаются ли затраты на обеспечение стопроцентной надежности электроники?
  • Стоит ли это делать, если всю транспортную систему придется изменять в глобальном понимании этого слова?

Заключение

Итак, перед человечеством в скором времени встанет сложный вопрос – выбирать между старым укладом жизни и новым. На какую сторону встать и согласиться ли доверить управление транспортом роботам? Google Car – это первая ласточка, за которой потянется производство многочисленных беспилотников. Предначертано ли этому сбыться, решать только нам и чем скорее, тем лучше.

Бывший секретный проект «Гугла» теперь в прямом смысле этого слова появляется на публике: компания получила лицензию для тестовых поездок по дорогам общего пользования в Неваде , а до этого приглашались желающие для тестовой поездки на закрытой площадке .

На данный момент принадлежащий поисковому гиганту флот роботизированных автомобилей «Тойота Приус» отмотал более 300 тысяч километров в городском окружении, на оживленных трассах и горных дорогах лишь с частичными вмешательствами человека. Проект всё ещё далек от выхода на рынок, но в «Гугле» в собственном кампусе установили беспилотные гольф-карты, которые наглядно демонстрируют, как уже в ближайшем будущем новая технология может изменить мир.

В сентябре прошлого года профессор компьютерных наук Стэндфордского университета Себастьян Тран , который руководит разработкой, и Крис Урмсон, инженер компании «Гугл», рассказали об основных идеях проекта на Международной конференции интеллектуальных роботов и систем Института инженеров электротехники и электроники в Сан-Франциско. Они объяснили, как работает машина и показали несколько видеороликов и дорожных тестов, включая небольшой фрагмент того, как бортовой компьютер «видит» другие транспортные средства, пешеходов и регулировочные огни.

Как рассказал Урмсон, технический руководитель проекта, ядром системы является 64-лучевой лазерный светодальномер производства компании «Велодайн» , установленный на крыше автомобиля. Прибор помогает сгенерировать детальную объемную карту окружающего пространства. Затем машина комбинирует измерения лазера с высокоточными картами мира и производит различные типы моделей данных, которые позволяют вести движение, избегая препятствия и проблемы с законом. Также на борту установлены другие сенсоры, включая четыре радара на переднем и заднем бамперах, камеру рядом с зеркалом заднего вида; датчик системы Джи-Пи-Эс, блок инерциальных измерений и колесный датчик, которые определяют положение транспортного средства и отслеживают движение.

Любопытно отметить некоторые детали. Во-первых, разработка «Гугла» сильно зависит от тщательно проработанных карт поверхности Земли, что, по словам Урмсона, является неотъемлемым условием для точного определения местоположения машины. Использование системы глобальной навигации может дать погрешность в несколько метров.

Во-вторых, перед тем, как отправлять машину на беспилотный заезд, инженеры «Гугла» проезжают по маршруту самостоятельно один или более раз для сбора информации об окружающем пространстве. При поездке в автономном режиме машина сравнивает данные с предыдущими состояниями, что позволяет отделить пешеходов от таких стационарных объектов как, например, почтовые ящики или столбы. В предыдущем видеоролике был заметен результат. В один из моментов машина остановилась на перекрестке, и после зеленого сигнала светофора она уступила дорогу пешеходам прежде, чем повернуть налево и продолжить движение.

Иногда беспилотник вынужден быть более агрессивным. Например, проезжая через перекресток, он пропускает другие машины согласно правилам дорожного движения, но если другие транспортные средства не ответят взаимностью, он слегка рванет вперед, чтобы показать намерение. Без программирования этого поведения в реальном мире робот ездить не сможет.

Очевидно, что инженерам «Гугла» работать над проектом нравится - посмотрите на довольное лицо Урмсона на 13-ой минуте, когда он, сидя на сиденье водителя, наблюдает, как беспилотник гоняет по парковке компании, скрипя шинами на каждом повороте. Но у проекта серьезное намерение: Тран и многие из его коллег, включая отцов-основателей «Гугла», считают, что «умные» машины позволят сделать передвижение на автомобиле более безопасным и эффективным: машины будут ехать ближе друг к другу, что увеличит количество свободного места на дорогах. Программа реагирует быстрее, чем человек, что поможет избежать аварий и сохранить тысячи жизней.

Урмсон также предложил сценарий, в котором транспортные средства становятся общим ресурсом, услугой, которой люди могут воспользоваться при необходимости. Для появления машины будет достаточно всего лишь выбрать соответствующую опцию в смартфоне, а в поездке можно будет расслабиться в кресле водителя - вести авто не потребуется. На конференции был продемонстрирован ролик концепта «Кэдди Бета», в роли общих автомобилей - гольф-карты. Для них используется начинка попроще, чем для образцов «Тойоты Приус»: сенсоры на транспортных средствах взаимодействуют с сенсорами, размещенными в окружающей среде, чтобы определить положение и «узнать» о движении других.

Тран и Урмсон признают, что впереди стоит ещё много нерешенных проблем: улучшение надежности, юридические вопросы ответственности, но это не останавливает их. Как сказал Тран, проблемы траспорта, которые другими считаются убыточными, для них кажутся перспективными.