Газ 66 описание и характеристики. "шишига"- это зверь с лебедкой и на колесах

Начал серийное производство «Шишиги» в 64-ом, и к моменту его завершения в 1999-ом, Горьковский Автомобильный Завод выпустил 966 000 этих необычных машин. Вам не интересно почему эту, Горьковскую машину прозвали «Шишигой»? — все очень просто. Данное прозвище истекает из обозначения модели — «66», которое в своем слоге — «шесть,шесть» похоже на Шишигу.

ГАЗ Шишига стал самым массовым грузовиком советской армии. Шишига во многом стал первым: — это первый советский грузовик с V8, и первая произведенная в СССР грузовая машина с гипоидной главной парой. Благодаря бескапотной компоновке, Горьковская машина обладала отличной развесовкой, и это делало ее весьма подходящей для десантных войск, ведь при выбросе Шишиги с самолета, он приземляется на обе оси, его не кренит на переднюю ось, как это бывает с капотными грузовиками. оснащался блокировками переднего и заднего моста, пониженным рядом передач, и системой регулирования давления в шинах. Также он мог быть укомплектован лебедкой, в плане проходимости - это один из лучших, когда либо выпускаемых грузовиков.

Но не смотря на это, а также на другие достоинства Горьковской машины, уже в начале 80-ых Шишигу стали отзывать с Афганистана. Бескапонтая компоновка, которая была так хороша при десантировании, а также позволяла увеличить площадь грузовой платформы не увеличивая длину автомобиля, оказалась губительной для солдат находящихся в кабине при подрыве на мине, ведь энергия взрыва шла от колеса вверх, — прямо в кабину.

Эта Горьковская машина использовалась и в различных отраслях народного хозяйства, а в 1966-ом она даже была награждена Золотой Медалью, на выставке сельхоз. техники в Москве.

Купить ГАЗ 66

Цена ГАЗ 66 колеблется от 2 000 до 10 000$. Купить ГАЗ 66 в живом состоянии можно за 3 000 - 4 000$. Самые дорогие машины на рынке как правило подвержены тюнингу, и их высокая цена, на фоне сделанных в автомобиль вложений, зачастую бывает даже заниженной.

Сейчас хотел бы попросить вас взглянуть на фото ГАЗ 66. Обратите внимание, что при длине кузова в 5655мм, колесная база составляет 3300мм, а при такой КБ, а также при дорожном просвете в 315мм, вероятность «сесть на пузо» крайне мала - это возможно разве, что в грязи. При этом, уже на глаз видно, что Шишига имеет очень большие углы въезда и съезда: первый составляет 42 градуса, а второй 32. Ширина Горьковского грузовика - 2442мм, а высота по кабине - 2440мм. Конечно, 66-ой является рамным автомобилем. Запаска в нем крепится за кабиной, а на 5 дуг грузовой платформы может быть натянут тент, конечно от холода он защитит не особо, но чтобы не промокнуть - это именно то что нужно.

ГУР - это конечно хорошо, но кабина Шишиги очень тесная и здесь постоянно трясет, в общем о комфорте здесь речи быть просто не может. Обычно, на всех нормальных машинах, рычаг МКП расположен на уровне коленки водителя, но у этого Горьковского грузовика рычаг расположен на уровне спинки кресла! То есть при переключениях водителю нужно отгибать руку назад - это довольно неудобно, но фанаты Шишиги закрывают на это глаза и относятся к этому как к «фишке».

Технические Характеристики ГАЗ 66

Характеристики 66 может и не впечатлят вас цифрами, все таки для мотора объемом в 4.3л, мощность в 120л.с - это довольно мало. Но двигатель ГАЗ 66, а именно ЗМЗ-66-06 абсолютно всеяден и имеет весьма не плохой момент в 290Ньютонов. Двигатель GAZ 66 имеет алюминиевый блок загильзованный чугунными гильзами, который весит всего 55кг. Благодаря компоновке V8, он весьма короткий и во многом именно благодаря этому двигателю, Горьковчанам удалось сделать безкапотную машину. ЗМЗ-66-06 оснащен предпусковым подогревом двигателя и способен разогнать Шишигу до 90км в час.

Смена передач осуществляется благодаря четырехскоростной, синхронизированной на третьей и четвертой передаче, МКП. Как на военных -ах, да впрочем и на многой другой российской, военной технике, бензин закачивается из двух баков, емкость каждого бензобака Шишиги - 105л.

ГАЗ Шишига - это выдающийся автомобиль с уникальными характеристиками. Но его беда в том, что в современных реалиях он уже не так нужен как раньше. Но все таки есть люди, которые покупают эти машины, ремонтируют и усовершенствуют их. Такие автолюбители заслуживают большого уважения, ведь кроме того, что они восстанавливают свой автомобиль, они хранят нашу историю и позволяют взглянуть на нее новым поколениям.

Хоть массовое производство этих Горьковских машин прекратилось еще в 1995-ом, благодаря их массовости, их все же осталось не мало. На бездорожье полноприводный GAZ способен на такое, что импортным грузовикам и не снилось. Не смотря на кучу нюансов и неудобств, по живучести, ремонтопригодности и надежности, с советским грузовиком сравнится смогут не многие.

История GAZ-66, Газ-66

Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с июля 1964. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации). В 1966 году удостоен золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

ГАЗ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, приняли на вооружение Советской армии, после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ.

В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко». Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 автомобилей семейства ГАЗ-66.

Своей легендарной проходимостью автомобиль обязан самоблокирующимся дифференциалам и особой конструкции колёс

ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Легендарная проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в колёсах (для чего диски имеют особую конструкцию). Важной особенностью конструкции являются полностью разгруженные полуоси. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.

Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести и компактность за счет кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колеса и спускается без завала кабины (в отличие от ЗИЛ-131)[источник не указан 388 дней]. Однако, ограниченный жилой объём кабины оказался смертельно опасен для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 90-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.

ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки перемены передач расположен справа-сзади от водителя.

Шишига или Газ 66.Он безумен)))
ГАЗ-66 (жаргонные названия «шишига», «шешерик», «шишарик», «гашиш» и «шарик») — советский грузовой автомобиль с колесной формулой 4×4, грузоподъемностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960-90-х.

Совершенно безумное устройство. Все имевшиеся ресурсы в рамках задания (вес, прочность, размеры) были направлены на решение главной задачи — обеспечение высокой проходимости по говнам. В результате машина совершенно непригодна к какому-либо полезному использованию (везет мало, размеры грузовой платформы/кунга чуть больше чем у газели, жрет бензин своим 8-цилиндровым двигателем как голодный слон, чудовищный собственный вес и феерическое «удобство» управления ручкой КПП, торчащей прямо в жопу водителю, и так-то сидящему практически прямо на моторе), но зато как прет, как оно прет! Огромные колеса, блокировки, подкачка…, даже сейчас, спустя почти 50 лет после начала выпуска и 10 после снятия с производства. Там, где не то что нива, но и вполне серьезные жипы тонут по уши — шишка свободно ездит кругами и вытягивает всех своей штатной механической лебедкой.

Ужасающе, правда? к тому же не выпускается в розовом цвете.
никакой, даже самый толстый заводской джип и рядом не валяется по проходимости.
понижайка, самоблокирующиеся дифференциалы на всех возможных местах, стоковая лебёдка с приводом от двигателя, родная система управления давлением в шинах. болото? колея? пашня? речка? булдыганы? кусты? брёвна? да пофигу. сломалось что-то? любой узел можно починить одним молотком и такой-то матерью, или просто доехать до базы без него.

Согласно одной из версий, найденной в славянской мифологии, шишига - это черт, с гривой волос, торчащей во всей стороны, дух злых и ночных сновидений. Согласно другой версии, это водяной. Согласно третьей, это леший. В общем, версий много, суть одна, шишига - это нечисть. Но среди советских, а потом и российских автолюбителей бытует своя версия на этот счет.

Появление первой «шишиги»

Летом 1964 года с конвейера Горьковского завода начал свой путь, можно сказать, уникальный автомобиль с маркировкой ГАЗ-66, который тут же за свой номер в аббревиатуре получил среди водителей прозвище «шишига». Правда в течение того периода времени, пока машина выпускалась заводом, этот автомобиль настолько оброс легендами, что многие стали считать, будто «шишигой» машину прозвали именно за то, что она прекрасно себя чувствует на лесных непролазных дорогах. Что касается проходимости машины, то ГАЗу действительно удалось создать отличный внедорожник.

Описание

Высокая проходимость автомобиля обуславливается тем, что машина является полноприводной (4х4), в передних и установлены самоблоки, отличный клиренс под мостами (свыше 30 см), возможность отключения переднего моста. Кроме того, в конструкции автомобиля есть устройство, централизованно регулирующее давление воздуха в шинах, подкачка которых осуществляется компрессором, с приводом, работающим непосредственно от двигателя машины. Восьмицилиндровый, бензиновый ЗМЗ-66-06, при рабочем объеме около 4,3 литра, выдавал 120 л. с. мощности. При этом расход топлива колебался в пределах 20 литров на сотню км. Для сравнения стоит отметить, что легковой ГАЗ-69, мощность и объем двигателя у которого был в два раза меньше, «кушал» 14 литров на той же дистанции.

Расположение центра тяжести машины, который находится точно между ее осями, позволяет контролировать автомобиль в условиях критического крена. Кстати, именно из-за такой сбалансированности ГАЗ-66 приняли на вооружение в десантных войсках СССР. Однако боевые действия во время войны в Афганистане выявили большой недостаток автомобиля, который поставил крест на дальнейшей судьбе «шишиги» в рядах вооруженных сил. Дело в том, что расположение кабины прямо над колесами и ее теснота грозили экипажу практически стопроцентно фатальным исходом при наезде на мину.

Но на гражданке машина получила достойную оценку. Большинство владельцев автомобиля считает, что «шишига» - машина, незаменимая для тяжелых дорог. Неустойчивые грунты, водные преграды с глубиной до 80 см, сравнительно небольшой радиус поворота (9,5 метра), маневренность, компактные габариты при грузоподъемности в 2 тонны. Все это позволяет сделать вывод, что «шишига» - это действительно «монстр с лебедкой», правда, в хорошем смысле.

Газ-66 по имени «Партизан»

Некоторые автомобилисты, владеющие ГАЗ-66, решили пересмотреть назначение машины на свой лад. Одним из таких превращений является тюнинг «шишиги» в автомобиль, уж очень похожий на всем известный «Хаммер». Назвали его "Партизан".

Правда, российский вариант американского автомобиля похож на него только внешне. Внутренняя начинка - двигатель, КПП, раздатка, подвеска - осталась «родной». Чего конкретно хотел добиться владелец этой машины, не совсем понятно, так как салон хоть и увеличился, но остался тесным, звукоизоляция ухудшилась, удобств - никаких, в маневренности автомобиль только потерял. Единственное, что осталось на высоте, так это грузоподъемность и проходимость. Видимо, мечта хозяина об американском внедорожнике сделала свое дело.

Шишигина «Пуговка»

Более глубокий тюнинг ГАЗ-66 провела группа других российских «самоделкиных». Они создали настоящий «чудо-внедорожник». Эта машина способна проехать там, где трехосный КамАЗ закапывается по бампер.

От «шишиги» переделка получила самое лучшее, то есть все то, что касалось езды по бездорожью. Кабина у новоделки была сварена из двух кабин ГАЗ-66, усиленных трубным каркасом. Двигатель заменили на более мощный (250 л. с.), взятый от тягача Пятиступенчатую КПП машина получила от него же.

Все 4 колеса в результате переделки стали управляемыми, то есть задние колеса имели возможность синхронного поворота с передними. Таким образом, автомобиль стал не только полноприводным, но и полноуправляемым. И вот это чудо с колесами от комбайна получило от своих хозяев милое имя - «Пуговка».

Новый ГАЗ-66 4x4 «шишига», он же «Садко»

Вместе с народными умельцами производители ГАЗ-66 тоже решили не стоять на месте и спустя 35 лет сделали замену традиционной «шишиге» 4х4, выпустив новую модель ГАЗ-3308 «Садко». По сути, автомобиль является той же «шишигой», но с другой кабиной, и естественно более комфортабельной. Так как кабина получила капотную компоновку, производителю пришлось удлинить шасси новой «шишиги». Но и на этой машине горьковчане не остановились.

Самая новая «шишига»

Летом 2014 года они представили на выставке «СТТ-214» новейший грузовик ГАЗ «Садко» NEXT. Конечно, внешне он уже совсем не похож на старый добрый ГАЗ-66. В угоду веяньям времени он получил абсолютно новый облик с различными опциями, управляемость, соизмеримую с легковой машиной, и невероятную для грузовика плавность хода. Но вот только классические черты «шишиги» так и не стерлись. Если не вдаваться в подробности и не лезть вглубь агрегатов, а просто убрать новую кабину и подставить старую от ГАЗ-66, внешне получится та же «шишига». Но справедливости ради стоит сказать, что только внешне…

Машину оборудовали отключаемой ABS. Кузов, в сравнении со всеми предшественниками, увеличили на 20 %. Рулевое управление, карданную передачу, амортизаторы, тормозную систему, климатическую систему, водительские сиденья и даже мотор от стеклоочистителей, а также дверные замки производитель установил импортные, от ведущих производителей.

Но зато сердце новой «шишиги» осталось русским, выпущенным Ярославским моторным заводом - турбированный дизель ЯМЗ-534 с ресурсом в 700 тыс. км.

Несмотря на все новшества и обновления, постоянным остается то, что "шишига" - это надежность, экономичность и простота в эксплуатации.

Было время, когда числовые обозначения советских автомобилей были в основном двузначными или трёхзначными, и когда кто-либо говорил «сто тридцатый» или «сто пятьдесят седьмой», «полста третий» или «шестьдесят шестой» – всем было ясно, что речь идёт о грузовых машинах ЗИЛ-130, ЗИЛ-157,ГАЗ-66 и ГАЗ-53.

Вот и славное имя «ГАЗ шестьдесят шестой» (которое впоследствии слилось в просторечный акроним «шишига») до сих пор у водителей грузовиков со стажем вызывает ностальгию.

Неказистый с виду и, на первый взгляд, неуклюжий грузовой автомобиль был настоящим «монстром» по части проходимости. Хотя… слово «был» здесь вряд ли уместно, так как ГАЗ-66 всё ещё часто можно встретить на мыслимом и немыслимом бездорожье стран бывшего СССР и стран бывшего, так называемого, «советского пространства».

Водители-умельцы дорожат этой неприхотливой машиной, а некоторые всерьез считают, что ей нет альтернативы по проходимости. И во многом они правы…

Достаточно небольшая для грузовиков такого класса масса (3470 кг) и шины с возможностью автоматической регулировки давления позволяют уверенно двигаться и по внушительному снежному покрову и по зыбким заболоченным почвам, в которых завязнет любой другой грузовой автомобиль. Удачно расположенный центр тяжести машины и колёсная формула 4Х4 позволяют ГАЗ-66 преодолевать крутые подъёмы и двигаться по головокружительным склонам, а также эффективно форсировать бурные горные потоки.

Определяющую роль в фантастической проходимости ГАЗ-66 играют возможность самоблокировки дифференциалов и увеличенный клиренс (315 мм).

Прототипами появившихся в 1962 году первых ГАЗ-66 стали два грузовика: ГАЗ-62 и ГАЗ-63, и хотя «шестьдесят шестой» имел свою неповторимую внешность и присущие только ему технические характеристики – он взял всё самое лучшее от них.

Чтобы было нагляднее (в плане внедорожных способностей машины), вот парочка видео-роликов с участием ГАЗ-66 (так называемый «off-road тест-драйв»):

В 1964 году началось массовое производство этого, впоследствии ставшего легендарным, грузовика на автозаводе в городе Горьком.

Производились различные вариации ГАЗ-66, и для их различения к названию добавлялась буква или ещё две цифры:

  • ГАЗ-66-05 оснащался лебёдкой и особой экранированной электропроводкой.
  • ГАЗ-66Б стал модернизированной вариацией для десантирования с воздуха.
  • Выпускалось шасси ГАЗ-66-31, которое использовалось для производства самосвала ГАЗ-САЗ-35-11 в Саранске.
  • Особо грузоподъемные (3,5 тонн) автомобили с кабиной и трансмиссией ГАЗ-66, с платформой и скатами ГАЗ-53 (сдвоенные колёса сзади) в народе сразу же прозвали «гибридами».
  • Выпускались и специальные «арктические варианты».
  • Но наибольшее распространение получила базовая модернизированная модель ГАЗ-66-11 с грузоподъёмностью 2 тонны.

Коснулась ГАЗ-66 и «дизельная модернизация». Как известно, «дизель» более экономичен, надёжен и обладает более длительным ресурсом, чем двигатель карбюраторный. Поэтому уже в 90-е годы двадцатого столетия были выпущены две модификации, оснащенные «дизелем»: ГАЗ-66-41 и ГАЗ-66-40 («турбо-дизель»).

Автомобили семейства ГАЗ-66 широко использовались в тех областях народного хозяйства, где требовались мобильные, манёвренные и неприхотливые грузовые автомобили с высокой проходимостью. Такие качества особенно ценили геологи, и в открытии крупных месторождений различных руд и других полезных человеку природных богатств есть немалая заслуга «шестьдесят шестого» – первые разведывательные буровые установки, доставлявшиеся до особо неприступных залежей, базировались именно на нем. Завозилось на ГАЗ-66 и ценное геофизическое оборудование, и другие приборы, инструменты и материалы. Нефтяникам и газовикам Самотлора и других месторождений впору поставить «Шишиге» памятник «за неоценимую помощь в освоении недр России».

Долгое время различные модификации ГАЗ-66 поставлялись в Советскую (а затем и в Российскую) Армию. Но основное достоинство «Шишиги» – расположение мотора под кабиной, которое выгодно смещало его центр тяжести, стало для военных и основным его недостатком (т.к. при наезде автомобиля на мину – погибали водитель и пассажир, находящийся в кабине). Другими словами: если у (также имевшихся на вооружении) автомобилей ЗИЛ-131 и у «Уралов» выступающие вперёд передний мост и мотор выполняли функцию минного трала, то «шестьдесят шестой» был лишён этой защиты – именно поэтому ГАЗ-66, практически сразу после «поступления на службу», массово выводились из Афганистана и других мест – подвергаясь консервации на базах резерва военной техники.
Но техника не может стоять в «законсервированном виде» до бесконечности – происходит старение сальников, шин, лакокрасочного покрытия. Поэтому Министерством Обороны, в рамках «конверсионной программы», начиная с середины 90-х годов двадцатого века, наряду с другой демилитаризованной техникой, осуществляется продажа «с консервации» автомобилей ГАЗ-66 (особенно популярны у покупателей, так называемые, «кунги» – фургоны, в которых, в основном, базировались передвижные радиостанции).

В 2017 году такой фургон ГАЗ-66 «с консервации», можно купить по цене 300 ~ 400 тысяч рублей (в зависимости от степени его сохранности). Для бортового ГАЗ-66, сохранившегося до наших дней по этой же «конверсионной программе», цена сложилась в районе 280 ~ 320 тысяч рублей.

Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66, который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66, началась в начале 60 –х годов.

На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.

Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 – и цилиндровый V – образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля.

Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.

Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль – долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет. Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.

Конструкция ГАЗ-66

ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции, коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.

Габариты ГАЗ-66

Цельнометаллическая двухместная кабина установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.

ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой раздаточной коробкой, одинарной гипоидной главной передачей.

Отключаемый передний мост комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.

Рабочая тормозная система автомобиля – барабанная, с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз –барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от силового агрегата.

Модификации и военное применение

ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.

Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.

В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года. С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель. Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.

Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».

Основные модификации

ГАЗ-66-01 Базовая модель, годы производства 1964-1984
ГАЗ-66-02 Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984.
ГАЗ-66-03 Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968.
ГАЗ-66-04 Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-05 Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-11 Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-12 Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-14 Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-15 Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-16 Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-21 Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-30 Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531
ГАЗ-66-40 Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-41 Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-81 Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-66-91 Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-66-92 Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г.
ГАЗ-66-96 Платформа–шасси для вахтовых автобусов.
ГАЗ-66Б Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом.
ГАЗ-66П Опытная модель легкого седельного тягача.
ГАЗ-33 Опытная модель трехосного грузовика.

Технические характеристики ГАЗ-66