Ифа технические характеристики. Новый комментарий. Обслуживание универсального грузовика

Иногда к нам возвращается прошлое. На дорогах особенно вдалеке от больших городов можно встретить автомобиль IFA Multicar немецкого производства. ГДР, является страной производителем небольшого, компактного грузовичка с дизельным агрегатом. Автомобиль IFA Multicar интересует нас неслучайно. Мы хотим выяснить возможности «долгожителя», технические характеристики. Узнать основные требования, предъявляемые к прицепу. Познакомиться с отзывами владельцев и выяснить возможность его приобретения в настоящий момент.

Общие сведения

Немецкий автомобиль IFA Multicar фото, которого есть в статье, уже сошёл с дистанции конвейера компании IFA Multicar. На пике его славы с заводского конвейера в месяц выходило около 10000 грузовиков. Практически 100000 единиц. Перед началом Олимпийских игр, проходивших в СССР, было завезено 20000 единиц немецкой техники, которая по сегодняшний день трудится и встречается на наших дорогах несмотря на пенсионный возраст.


На то время автомобиль IFA Multicar 25 оборудовался компактной кабиной на два места, с отличной панелью управления. Компактный, манёвренный он мог протиснуться в любой переулок или улочку города, посёлка. Радиус разворота составлял всего 5 (пять) метров.

Германский грузовичок IFA Multicar характеристики, которого нам предстоит рассмотреть, был сконструирован на платформе универсал, где можно было устанавливать оборудование разного типа. О многофункциональности модели говорит 20 (двадцать) вариантов его исполнения. Грузовик IFA Multicar стоимость, которого выложена в Сети, выпускался как фургон, бульдозер.

На нём нередко устанавливали кран. Использовался в качестве самосвала. IFA Multicarцена фото, которого в достаточном количестве есть в Интернете, оснащался дизельным 2,0 литровым силовым агрегатом в 45 отборных немецких лошадок. Теперь об этом более подробно.

Автомобиль IFA Multicar 25, модификации грузовика

Техника, о которой идёт речь, выпускалась всего в двух модификациях:

  1. Грузовик модели М 2501.
  2. Компактный малогабаритный грузовичок М 25L 02.

Нужно отметить, что отличия практически не было. Конструкция, колёсная база и силовой агрегат как братья — близнецы. Единственное, что их отличало, так это грузовая платформа. Для IFA Multicarмодель М 2501 выбрали в качестве платформы толстую листовую сталь. Это облегчало проведение ремонтных работ. Она очень быстро демонтировалась. Автомобиль IFA Multicar имел одну особенность: упрощённую процедуру погрузки и выгрузки разных грузов. Это было возможно благодаря простому и быстрому открытию заднего и боковых бортов. Вместе с тем конструкция крепления бортов была простая, надёжная и продуманная.

В отличие от модели М 2501 у модели М 25L 02 борт выше. Это их принципиальное различие.

Мы намеренно не заостряем внимание на экстерьере и интерьере грузовика, полагая, что эта часть техники сегодня не представляет интереса. Тем, кто интересуется «внутренним убранством» кабины, рассчитанной на двух пассажиров, рекомендуем поискать видеоролики в Интернете.

Технические характеристики IFA Multicar 25

IFA Multicar характеристики, которого мы рассматриваем, оснащался небольшим четырёхцилиндровым дизельным силовым агрегатом, мощностью 45 л/сил. Для малыша этого вполне хватало, ведь его вес составлял 1750 кг. Естественно, что использование солярки в качестве топлива, делало его экономичным.

Тесные связи двух государств и налаженная система поставок запасных частей обеспечивала их стабильную цену. Делала ремонтные работы бесперебойным процессом. Multicarмодельный ряд, которого мы рассматриваем, расходовал топлива на 100 км всего 8 литров при смешанном цикле. Скоростные возможности ограничивались цифрой на спидометре 50 км/час.

Габариты:

  • длина – 4240 мм;
  • ширина – 1850 мм;
  • высота – 2000 мм.

Судя по данным, грузовичок мог с лёгкостью поместиться в любом гараже. Габаритные данные дают основание говорить о его компактности манёвренности. Особенно когда речь идёт о передвижении в черте города.

Запрещается при температуре воздуха ниже 0 0 по С производить пуск двигателя на повышенных оборотах. Необходим постепенный прогрев силового агрегата. Несоблюдение этого условия может повлечь повреждение или выход из строя подшипников.

IFA Multicar характеристики, о которых мы говорим, был весьма вынослив и легко переносил повышенные нагрузки. Немецкие товарищи как будто создавали его для наших дорог. «Ходовка» была просто не убиваемая. IFA Multicarмодель фото, которого выложено во Всемирной сети, оборудован прицепом, с клиренсом 26 см.


Такое расстояние от земли позволяло легко передвигаться по просёлочным и грунтовым дорогам, преодолевать ямы и ухабы. IFA Multicarмодель фото, которого есть в Интернете, обували в стандартные колёса на 13 дюймов.В случае необходимости увеличения дорожного просвета использовали колёса большего диаметра.

Прицеп IFA Multicar модель М 2501, о которой идёт речь, мог брать на свой борт до 1200 кг разного груза. Особенно ценился прицеп у сельского населения, в колхозах, на фермах и небольших производствах.

Обслуживание универсального грузовика

Хотя, в ремонте и обслуживании техника не доставляет неудобств, необходимо знать и соблюдать определённые правила. Проверять и уделять особое внимание тем узлам и механизмам, которые чаще всего выходят из строя.

К таким узлам можно отнести рулевое управление, электрику грузовика. Контроль уровня тормозной жидкости и технического масла в силовом агрегате. Соблюдение правил постоянного контроля и проверки может существенно продлить эксплуатацию авто.

Нюансы эксплуатации

Универсальность немецкого грузовичка состоит в его многофункциональности. Он может стать надёжным помощником при уборке снега зимой. Осенью с его помощью можно убирать опавшую листву. Его задействовали для ремонтных работ дорожного полотна. Применяли при уборке дорог.

Требования к прицепу

Использование специального прицепа позволяет перевозить габаритные грузы. Существуют определённые параметры и правила эксплуатации и перевозки груза. На одноосный прицеп нельзя помещать более 800 кг. Многоосевой выдержит до 2400 кг.

Запрещается перевозить груз в прицепе при незаполненном кузове.

Допускается перевозка груза при соотношении 50/50 заполненного кузова по отношению к прицепному устройству.

IFA Multicar отзывы владельцев

Мнения владельцев однозначны. Это не призрак бродит по нашим дорогам. По ним и сейчас передвигается легендарный грузовик германской сборки прошлого века. В интернете много объявлений о продаже этой техники. Если есть предложение, значит, существует спрос. При продаже IFA Multicarцена фото выкладываются в обязательном порядке. Можно посмотреть в каком состоянии, хотя бы внешне, находится предлагаемый грузовик. В РФ есть официальный дилер, который занимается поставками и продажей этой техники. Теперь IFA Multicarмодельный ряд будет представлен M27 и M31 вариантом. Значит, мы ещё долго будем видеть на наших трассах и в городах эту технику.

Достоинства и недостатки ультра компактной техники

Автомобиль IFA Multicarстоимость, которого мы скоро озвучим, обладал рядом положительных свойств:

  • небольшие расходы на содержание;
  • удобство ремонта и простота обслуживания;
  • манёвренность.

Недостатки модели:

  • маленькая скорость, которую мог развивать грузовик – 50 км/час;
  • сегодня актуальным является дефицит запчастей.

Цена

Просмотрев, объявления о продаже подержанной техники, можно сделать определённые выводы. Машина выставляется и продаётся. Средняя цена составляет на территории постсоветского пространства 2500 $. Речь идёт о транспорте от 2000 до 5000 км пробега в нормальном состоянии. Год выпуска 1985. Дизельный силовой агрегат, МКПП.

В заключении

Экстравагантного вида грузовик прошлого столетия напоминает нам, что такое качество. Ведь он сегодня встречается на наших дорогах. Выполняет перевозку грузов, эксплуатируется в основном в сельских районах и небольших провинциальных городах. Тем не менее, трудится. Хотя с запчастями с каждым годом становится, всё трудней немецкие грузовички востребованы и продаются. Покупателей привлекает небольшая цена и экономичность техники. Возможность перевозки разного рода грузов, в том числе, по дорогам с проблемным покрытием.

Бортовой грузовик ИФА-В50Л перевозит 5,22 т груза со скоростью 90 км/час. Автомобиль снабжен 125-сильным дизелем и расходует около 16 л топлива на 100 км пути. Уполномоченный Управления автомобильной промышленности Германской Демократической Республики доктор Герхард Титце рассказывает о грузовиках, которые с прошлого года поставляются в Советский Союз.На дорогах многих областей Советского Союза еще в прошлом году появились два новых грузовика с кабиной над двигателем — бортовой и самосвал. Это автомобили ИФА моделей В50Л и В50Л/К, построенные в Германской Демократической Республике. Поскольку эти машины мало известны советским автомобилистам, мы хотим хотя бы в общих чертах рассказать о них читателям журнала. Грузовики ИФА производит автозавод в г. Людвигсфельде, недалеко от столицы республики — Берлина. Свою первую продукцию — пятитонные грузовые автомобили — он выпустил в июле 1965 года*. Сегодня производственная программа народного предприятия — 22 тысячи машин в год, представляющих около сорока модификаций базовой модели В50Л. Завод призван удовлетворять народное хозяйство ГДР большим числом автомобилей различного назначения, широко унифицированных между собой. Это значительно упрощает организацию обслуживания и снабжение запасными частями. Часть продукции завода экспортируется в другие страны. Помимо базовой модели (В50Л) в Людвигсфельде выпускаются модификация с удлиненным шасси (В50Л/Сп), с изотермическим кузовом (В50Л/ИКБ), рефрижераторный (В50Л/ИКСТ) и мебельный (ВбОЛ/М) фургоны, грузовик с гидравлическим краном для самопогрузки (В50ЛШ), самосвалы с одной (В60Л/К) и двумя (В50ЛА/К) ведущими осями, седельный тягач (В50Л/С), автовышка (В50Л/У), мусоровоз (В50Л/ЛК), а также подметальная (В50Л/РК), фекальная (В50Л/Ф), пожарные (В50Л/ДЛ, В50Л/ЛФ, В50ЛА/ТЛФ) машины.Все автомобили семейства ИФА-В50 оснащены четырехцилиндровыми (6560 см3) дизелями с непосредственным впрыском топлива. При 2300 об/мин такой дизель развивает мощность 125 л. с. Максимальный крутящий момент составляет 43 кгм при 1350 об/мин. От двигателя он передается на пятиступенчатую коробку передач, у которой вторая, третья, четвертая и пятая передачи синхронизированы. Коробка выполнена не в блоке с двигателем, а отдельно от него. Эта несколько необычная конструкция дает определенные преимущества при монтаже и демонтаже. Такой принцип удобен для применения раздаточной коробки (на модификации со всеми ведущими колесами), а также для присоединения различных дополнительных агрегатов и их приводов. Среди других особенностей коробки передач ИФА-В50 надо отметить расположение всех валов в горизонтальной (а не вертикальной) плоскости, наличие четырех опор валов (чаще всего их делают две или три) и горизонтальный разъем картера. Задний мост грузовика также своеобразен — полуоси расположены не внутри балки моста, а снаружи. Наличие редукторов у ступиц колес позволило сократить габариты редуктора главной передачи и таким образом обеспечить увеличенный (до 300 мм) дорожный просвет. При этом уменьшился крутящий момент, передаваемый через полуоси. Большая часть модификаций базо-. См. «За рулем». 1966, № 9.Самосвал ИФА-В50Л/К с трехсторонней разгрузкой, унифицированный с грузовиком В50Л, рассчитан на 4,4 т груза и развивает скорость 76 км/час.30

Грузовики 4х4 из ГДР. Рождение и забвение

История этих автомобилей неразрывна с историей второй половины прошлого столетия - эпохой противостояния Востока и Запада. Теперь, наверное, не все молодые знают, что скрывалось за аббревиатурами ГДР и ФРГ. Сроки жизни восточногерманских грузовиков Robur и IFA почти в точности совпали с историей Берлинской стены - от ее постройки до слома…

В те далекие времена, когда образование получали в старой советской школе, нас учили: ГДР совсем немного отстает от ФРГ и по производству, и по уровню жизни, но лишь потому, что Восточная Германия была до войны в основном аграрной, а Западная - промышленной. И мы какое-то время этому верили. А ведь достаточно было лишь немного сопоставить факты и углубиться в историю, чтобы сообразить: после раздела единой Германии в Советской зоне оккупации оказались все заводы концерна Auto Union - мощнейшего наряду с Daimler Benz производителя автомобилей в рейхе, - предприятие BMW в Тюрингии (автомобили в Мюнхене стали производить лишь в 1951 году) и еще с дюжину более мелких предприятий. Среди них был завод, выпускавший легкие грузовики под марками Phanomen и Garant. Вот тут-то, в Циттау, что в юго-восточной Саксонии, в конце 1950-х и родилась марка Robur.

Создавая новые модели (предыдущие были, как правило, лишь немного измененные довоенные), восточные немцы отказывались от старых названий. В крайнем случае возвращались к совсем древним и нейтральным с точки зрения памяти о капитализме и прежних хозяевах заводов. Так, в 1955-м вспомнили имя замка близ Айзенаха - «Вартбург». А грузовик назвали Robur - «дуб». Впрочем, не исключено, что авторы имели в виду роман Жюль Верна «Робур-Завоеватель». Тоже подходит, особенно учитывая, как говаривали тогда, «международное положение».

В обширном семействе завода VEB Robur Werke (VEB - народное предприятие, ну а какое же еще?) заложили и полноприводный автомобиль семейства LO/LD 1800. На машине грузоподъемностью 2 т стоял бензиновый 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения объемом 3,3 л и мощностью 75 л.с., пятиступенчатая коробка передач и раздаточная коробка с понижающей передачей. Передний мост подключался принудительно. По характеристикам Robur близок к ГАЗ-63, но немецкая машина с кабиной над двигателем выглядела современней. В зависимости от оборудования, устанавливаемого на полноприводное шасси, машина развивала максимальную скорость 80–85 км/ч.

Производство Robur развернули в 1961-м, когда после угрожающего противостояния американских и советских танков между западной и восточной частями Берлина спешно начали возводить стену. Самое время для полноприводных автомобилей…

Старший брат

В Германской Демократической Республике с 1953 года делали еще один полноприводный грузовик. Тяжелый капотный автомобиль с колесной формулой 6х6 назывался IFA G5. Строили машины на заводе, расположеном в КарлМаркс-Штадте (Хемнице), и конструктивно они практически не имели общего с более известной IFA W50. Шестицилиндровый атмосферный дизель объемом 9,0 л развивал максимальную мощность120 л.с. Заявленная грузоподъемность составляла 5150 кг (на бездорожье - 3650 кг). В 1957-м автомобиль немного модернизировали. Максимальная мощность силового агрегата IFA G5-II осталась прежней, а вот максимум крутящего момента вырос с 461 до 538 Нм. До 1964-го изготовили около 10 000 экземпляров.


На три буквы

Скорее всего не без оглядки на политические события в самом начале 1960-х в ГДР создали еще один полноприводный грузовик - классом повыше, чем уже производившийся Robur. Предприятие и, соответственно, сами автомобили назвали IFA, что значило всего лишь «индустриальное объединение производителей автомобилей», в которое, к слову, тогда входили все предприятия автомобилестроительной отрасли. Сам же завод по выпуску грузовиков IFA разместили недалеко от Берлина, в Людвигсфельде. Первый прототип вывели на испытания в июле 1962-го. В серию автомобиль пошел в 1965-м.

Полноприводная машина с симпатичной кабиной над двигателем имела базу 3200 мм. (Позднее появились и удлиненные версии.) Дизель объемом 5,65 л развивал очень солидные для такого класса (грузоподъемность 4500–5000 кг) 125 л.с. В паре с двигателем трудилась пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй и пятой передачах и двухступенчатая «раздатка».

Создатели применили в конструкции IFA W50LA немало оригинальных технических решений. Мотор и коробка передач стояли не в блоке, а отдельно, что облегчало монтаж-демонтаж агрегатов. Тормоза - гидропневматические с независимыми контурами для колес передней и задней осей. Интересно, что стояночный тормоз имел пневмопривод, а компрессор , который обеспечивал воздухом пневмоусилитель рабочих тормозов, способен был подавать воздух к тормозам прицепа.

Дорожный просвет IFA очень серьезный - 300 мм. Существовали версии с разными главными парами, одно- или двухскатными задними колесами. Машины стали поступать в государственные учреждения ГДР и, конечно же, в народную армию. На фоне советских, да и многих зарубежных аналогов тех лет конструкция IFA W50LA выглядела вполне прилично.

Экономика по-советски

Как обычно бывало: достаточно прогрессивные для своего времени конструкции в странах социализма серийно производили десятилетиями, убеждая потребителей, а в общем самих себя, что машина настолько хороша, что требует лишь легкой модернизации. У народных государств были, конечно, более важные дела, чем серьезная модернизации автомобилей (пусть даже и полноприводных). У потребителя же выбора не было, поэтому спрос был стабильный.

Грузовики IFA и Robur не были исключением - их тоже выпускали, практически не меняя, два десятка лет. Автомобили обросли десятками модификаций. На полноприводных шасси делали бортовые грузовики и самосвалы, устанавливали самое разнообразное оборудование и «будки». Немало полноприводных грузовиков служило пожарным. Восточногерманские автомобили продавали более чем в два десятка стран. Правда, конечно, в основном социалистические и так называемые развивающиеся. Работали они и в республиках СССР.

Robur считался эксклюзивом. IFA встречались куда чаще. Первую партию из 4000 таких машин в СССР поставили еще в 1971-м. Правда, полноприводных было немного. Водители ценили немецкие грузовики за хорошую динамику и тормоза (последние, правда, трудоемки в обслуживании и ремонте), а также теплую кабину. Надежно работал немецкий дизель, но он-то у советских шоферов большого энтузиазма как раз не вызывал. Дизтопливо в отличие от бензина спросом у частников не пользовалось, а значит, водитель лишался дополнительного дохода.

В первой четверти

Шли годы, а грузовики из ГДР получали лишь мелкие и чаще всего совсем незначимые изменения. С 1973го выпускали обновленные Robur. IFA, которую в то время строили почти в 50 модификациях, получила стабилизатор поперечной устойчивости в конструкции передней подвески.

В 1975 году построили прототипы IFA L60 и Robur O-611 с более просторными, но страшноватыми кабинами. Так вот и прошла четверть века, которая теперь иногда кажется вечностью…

Последняя пятилетка

Наконец, в 1985-м свет увидело модернизированное семейство Robur LO/ LD2202. Внешне оно мало отличалось от предшественников, зато его оснастили атмосферным дизелем воздушного охлаждения. Мотор, впрочем, для грузового автомобиля был явно слабоват: при рабочем объеме 3,9 л максимальную мощность развивал всего 68 л.с. Проигрывал автомобиль «бензиновому предку» и по максимальному значению крутящего момента - 216 Нм против 225. Преимущество было лишь в экономичности.

Через два года появилась IFA L60. Кабину, некогда созданную для прототипа 1975 года, удачно забыли, лишь чуть изменили серийную, известную с 1965го. Зато новый 6-цилиндровый дизель объемом 9,16 л развивал внушительные 180 л.с. Коробка передач стала восьмиступенчатой, полностью синхронизированной. Грузоподъемность выросла: максимальная нагрузка на шасси составляла 6750 кг. Межосевой дифференциал жестко блокировался.

Все вроде бы ничего, но до слома Стены, начало строительства которой почти совпало с рождением полноприводных грузовиков в ГДР, оставалось всего два года… В 1986-м автомобильная промышленность республики произвела 45 305 грузовиков - рекорд за всю ее историю, в 1989-м - 39 572, а в 1990-м начался стремительный развал и в газетах появилось объявление из Людвигсфельде о тотальной распродаже по дешевке оставшихся грузовиков. К тому времени сделали почти 572 000 IFA, полноприводных, правда, гораздо меньше. Именно поэтому ныне - еще через четверть века - таких IFA и Rоbur сохранилось и вовсе немного. Значит, им обеспечен интерес коллекционеров. Не каждый, конечно, поймет страсть к «социалистическим» грузовикам. Но для некоторых они - документы уже забываемой эпохи. А что? Не хуже многих других…

Robur LO 2002 (LD 2202)
Технические характеристики
Масса снаряженная/полная, кг 2850/5500 (3150/5500)
Длина, мм 5400 (5435)
Ширина, мм 2370 (2405)
Высота, мм 2550 (2560)
Колесная база, мм 3025
Колея спереди/сзади, мм 1636/1664
Дорожный просвет, мм 275 (270)
Грузоподъемность, кг 2650 (2350)
Размерность шин 10,00–20,00
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндров Бензиновый P4 (дизельный Р4)
Рабочий объем, см 3 3345 (3930)
Мощность, л.с./кВт 75/55 (68/50)
при об/мин 2800 (2600)
Крутящий момент, Нм 225 (216)
при об/мин 1900 (1800)
Коробка передач Механическая 5-ступенчатая
Раздаточная коробка 2-ступенчатая
Тип полного привода Подключаемый
Максимальная скорость, км/ч 80
Расход топлива, л/100 км Н.д.
IFA W50LA (L60 1218 Р-В)
Технические характеристики
Масса снаряженная/полная, кг 5300/10200 (6400/12400)
Длина, мм 7150 (6690)
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2600
Колесная база, мм 3310 (3130)
Колея спереди/сзади, мм 1900/1950 (1900/1775)
Дорожный просвет, мм 300
Грузоподъемность, кг 4900 (6000)
Размерность шин 8,25–20,00
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндров Дизельный P4 (P6)
Рабочий объем, см 3 6560 (9160)
Мощность, л.с./кВт 125/92 (180/132)
при об/мин 2300
Крутящий момент, Нм 422 (634)
при об/мин 1350 (1250)
Коробка передач Механическая 5-ступенчатая (8-ступенчатая)
Раздаточная коробка 2-ступенчатая
Тип полного привода Подключаемый
Максимальная скорость, км/ч 83 (82)
Расход топлива на шоссе, л/100 км 24–25

текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото из архива автора


Среднетоннажный грузовик IFA W50 выпускался с 1965 по 1990 годы на заводе в Людвигсфельде в Германской Демократической Республике. За четверть века с конвейера завода сошло больше полумиллиона грузовиков, машины массово экспортировались в страны социалистического лагеря, а также в государства Азии и Африки. На базе автомобиля было создано множество модификаций и надстроек. После объединения Германии производство морально устаревшей модели было признано нерентабельным, и в 1990-м году выпуск грузовика был окончательно свернут.

История создания

Ходовые испытания первых прототипов грузовика начались в 1962 году. В качестве базовой версии испытывалась машина грузоподъемностью 5 тонн с 90-сильным 4-цилиндровым двигателем водяного охлаждения. Одновременно проводились испытания полноприводной версии.

Изначально хотели наладить серийное производство грузовика на автозаводе в городе Вердау, однако, для этого требовалась масштабная реконструкция предприятия. В итоге было принято решение адаптировать под производство нового грузовика производственную площадку в Людвигсфельде, вблизи Берлина. Мощности завода позволяли ежегодно выпускать до 15 тысяч автомобилей. Первые грузовики W50 сошли с конвейера автозавода в 1965 году.


Конструкция автомобиля вобрала в себя передовые для своего времени идеи, а традиционное немецкое качество и надежность способствовали популяризации модели.

Десятки тысяч грузовиков было экспортировано в СССР. Нишу среднетоннажных грузовиков в Советском Союзе занимали ГАЗ-53 и ЗиЛ-130, и немецкий автомобиль выигрывал у них конкуренцию за счет лучшего качества, бескапотной компоновки и топливной эффективности. Из многочисленных модификаций в нашу страну поставлялись бортовой грузовик и самосвал с возможностью трехсторонней разгрузки.

Поставки в СССР и другие страны грузовика продолжались до 1987 года. Тогда хотели, что на смену устаревшей модели придет новый грузовик W60, однако последовавшие вскоре политические катаклизмы, приведшие к ликвидации Германской Демократической Республики, не позволили реализовать имеющиеся планы.

Модификации IFA W50

Семейство грузовиков было представлено множеством модификаций, различающихся друг от друга колесной формулой, габаритами, размерами базы, концепцией кабины. Помимо наиболее распространенных бортовых грузовиков и самосвалов, автомобиль выпускался в версиях длиннобазового грузовика и полноприводного тягача. На шасси устанавливались различные надстройки – двухрядные кабины, передвижные мастерские, пожарные машины, изотермические фургоны. В большинстве случаев подобные модификации выпускались небольшими партиями по специальным заказам.


Автомобиль выпускался и в полноприводной военной версии для вооруженных сил ГДР. По своим техническим характеристикам военный грузовик мало чем отличался от базовой модели.

Двигатель и коробка передач

Первые партии грузовиков оснащались мощными форсированными дизельными двигателями S 4000-1 мощностью 100 лошадиных сил. Особенностью конструкции силового агрегата W50 было наличие системы моторного тормоза. При отпускании педали акселератора, расположенная между глушителем и выпускным клапаном заслонка закрывалась в автоматическом режиме, обеспечивая торможение машины. Торможение двигателем было особо актуально при движении по гололедице и горному серпантину.

В 1967 году автомобиль получил новый двигатель 4 VD мощностью 125 лошадиных сил. Помимо повышенной мощности, дизельный агрегат, производившийся по лицензии компании MAN, получил усовершенствованную систему непосредственного впрыска топлива. Новый мотор отличался своей экономичностью. На режиме малого газа и прогрева работало только два цилиндра этого двигателя, что способствовало повышению топливной эффективности.


Недостатком двигателей стала их компоновка. Громоздкий моторный отсек был расположен под кабиной IFA W50, однако откидывание кабины вперед конструкция грузовика не предусматривала. Люк моторного отсека находился между водительским и пассажирским креслом, что создавало проблемы при обслуживании и ремонте силового агрегата.

Двигатель посредством вала агрегировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на 2, 3, 4, 5-й передачах. Благодаря автономному расположению агрегата на раме в подкабинном пространстве, при ремонте он легко демонтировался.

Подвеска и тормозная система

Конструкция заднего моста ведущей пары отличалась оригинальным решением. Ради увеличения дорожного просвета до 30 см. и снижения нагрузки на главную пару, привод крутящего момента был подведен посредством колесных редукторов, а основная нагрузка приходилась на балку. При этом основная передача получилась спаренной.


В качестве опции предлагалась конструкция с блокируемыми межколесными дифференциалами. Полноприводные версии W50 комплектовались раздаткой с понижающей передачей и блокируемым дифференциалом, соединяющим переднюю и заднюю ось.

Зависимая подвеска мостов была построена на рессорах. После очередной модернизации, проведенной в середине 70-х, конструкция получила стабилизатор поперечной устойчивости. Мягкость подвески обеспечивали телескопические амортизаторы.

Инновационной для своего времени была и тормозная система грузовика. Для активации передних и задних тормозов барабанного типа применялись автономные гидроприводы. Педаль тормоза комплектовалась пневматическим усилителем, снижающим усилие. Стояночный тормоз с пневмоприводом устанавливался на колеса заднего моста. Тормозная система включала в себя пневмовывод для коммуникации с тормозами прицепа.


Бортовой автомобиль грузоподъемностью в 5,2 тонны мог буксировать прицеп массой до 9 тонн. Снаряженная масса грузовика составляла 4,6 тонны. Максимальная скорость движения – 80 километров в час, расход дизельного топлива – 17 литров на 100 километров.

Цена IFA W50

Несмотря на то, что в СССР было экспортировано достаточно много грузовиков, большинство из них было выведено из эксплуатации в 90-е годы. Отметим, что вскоре после объединения Германии в Россию из расформированных подразделений армии ГДР поступила большая партия военных версий грузовика, однако и эти автомобили вскоре стали выходить из строя из-за тотального отсутствия запчастей.


Сегодня автомобили в рабочем состоянии встречаются крайне редко. Тем не менее их пока еще можно приобрести на вторичном рынке. В основном это машины, произведенные во второй половине 80-х годов. В зависимости от технического состояния и модификации, их стоимость колеблется в интервале от 100 до 300 тысяч рублей.

Грузовик W50 стал знаковым автомобилем для стран социалистического содружества. По своим техническим характеристикам, качеству сборки, надежности и топливной эффективности он во многом превосходил аналоги. Автомобиль уже уходит в историю, и скоро его можно будет отнести к числу раритетных моделей. Но и сегодня все, кому довелось эксплуатировать грузовик, поминают добрым словом эту надежную и неприхотливую машину.

Видео

IFA W50L на родине в ГДР чем только не занимался: самосвал, манипулятор, фургон для грузоперевозок, но особенно часто встречались пожарные машины — мощность и тяга вкупе с ходовыми характеристиками идеально подошли для такой работы.

Из современных водителей мало кто внятно сможет рассказать о бескапотном фургоне IFA W50. Однако, водители 70-х и 80-х годов прекрасно помнят этот неказистый, квадратный грузовик. Более того, до сих пор на просторах Интернета можно встретить объявления о продаже давно снятого с выпуска грузовика. Вместе с маркой автомобиля канула в Лету и сама страна-производитель.

Автомобиль IFA W50: исторический экскурс

15 лет прошло с момента выпуска последнего грузовика с конвейера – срок немалый. Сам же автомобиль исправно выходил четверть века, начиная с 1965 года и 1990 года. За это время 571 800 автомобилей увидели свет и смогли продемонстрировать свои рабочие характеристики. Многие из них трудились на территории Советского Союза. А началась его история со Второй Мировой войны.

А точнее, с ее окончания. Послевоенное время — время созидания и восстановления разрушенной экономики и промышленности. Когда, как не в это время заниматься разработками транспорта? Один из ярких примеров такого подхода — земляк IFA 50w, .

История Ifa W50 началась на заводе в городе Людвигсфельд. В довоенное время этим заводом владела компания Даймлер-Бенц, а по окончании войны Германия была разделена и завод попал под управления властей ГДР. Потребности рынка на тот момент были простые: требовался удобный и простой пятитонный грузовик с хорошей проходимостью. Разработки новой машины начались на заводе в городе Вердау на основе уже выпускавшегося фургона Sachsenring S4000, перевозившего порядка 4 тонн.

Одна из многочисленных версий IFA W50 — кабина сдвоена и в ней может поместиться целая бригада рабочих

Так появился опытный образец W50. На заводе в Людвигсфельде на тот момент (с 1960 года) выпускались W45. Однако серия к тому моменту уже переставшая быть актуальной. W50 должен был стать приемником модели W45, при этом от S4000 он получил вихрекамерный дизельный мотор на 4 цилиндра и 110 л.с.

Специально для нового грузовика мощности были увеличены с 90 л.с. Автомобиль проходил испытания в двух версиях: с задним и полным приводом. Модель оценили как перспективную и приняли решение о серийном выпуске. Для производства пришлось отстроить новый завод, на котором и вышли в свет новые грузовики-пятитонники.

Годы выпуска IFA w50: становление модельного ряда

Правильное написание названия грузовика — W50. «W» — это Вердау, где автомобиль был сконструирован и испытан. Литера «L» добавляемая в конце указывает на происхождение — завод-изготовитель. Со временем к машине стали добавлять аббревиатуру IFA, так как машина активно экспортировалась и сокращение от Индустриального объединения автомобилестроителей ГДР (Industrieverband Fahrzeugbau) помогало сориентироваться в происхождении грузовика.

Цифра в названии обозначает грузоподъемность, но не в килограммах, а центнерах. Новый IFA сразу же получил массовое распространение и признание. На это было несколько причин. Во-первых, непривычно и любопытно выглядела кабина, расположенная над двигателем.

Правда в процессе эксплуатации выяснилось, что она не откидная, а значит ремонт вызывает массу неудобств. Во-вторых, за счет такой кабины уменьшились габариты, при этом длина грузовой платформы была удобно для погрузки. В-третьих, на тот момент это был довольно мощный пятитонник. Первые версии грузовика имели следующие технические параметры:

  • Бескапотная конструкция с двухместной кабиной;
  • Дизельный мотор с водяным охлаждением;
  • Крутящий момент двигателя — 422 Нм уже на 1500 об/мин;
  • Зависимая, рессорная подвеска;
  • Клиренс — 300 мм;
  • Тормозная система: гидравлические, барабанные тормоза;
  • Радиус разворота — всего 7,1 метров.

Некоторые подробности грузовика можно увидеть в видео-ролике, посвященному одной из модификаций:

И пусть автомобиль получился не слишком экономичным (расход до 25 литров на 100 км/час), он оказался достаточно резвым. Максимальная скорость, развиваемая IFA w50 составляла 83 км/час. Автомобиль довольно быстро распространился по странам так называемого «социалистического лагеря», а так же попал и на другие континенты, в Африку и экзотические страны. В СССР ему пришлось дать бой таким проверенным грузовикам, как четырехтонник ГАЗ-53 и пятитонник ЗИЛ-103.

Компактность, большая надежность, маневренность и низкий относительно них расход топлива позволили IFA выйти вперед. Да и обзор у W50L был лучше и качественнее из-за компоновки кабины. На экспортный рынок автомобиль выходил в двух модификациях: основная W50L (база 3200мм) — бортовой грузовик. Не менее популярным оказался самосвал с трехсторонней загрузкой W50L/K.

Также предлагались и прицепы производства того же IFA — HW60.11, для использования грузовика в качестве автопоезда. Полноприводные версии, изотермические фургоны, автомастерские и шасси на основе 50-го в Союзе встречались реже, хотя в ГДР они также выпускались. В самой ГДР наибольшую популярность эти фургоны получили в качестве машин пожарной службы. По общераспространенной немецкой традиции машины такого рода переделывались в автомодома.

IFA W50 характеристики и модернизация автомобиля

Первые изменения не заставили себя ждать и коснулись они, прежде всего, внутренних систем грузовика. Двигатель разогнали до 125 «лошадок», увеличили объем. Система прямого впрыска топлива и сам мотор изготавливались по лицензии MAN. Кроме того, силовой агрегат получил моторный тормоз.

При скидывании педали «газа» открывалась специальная заслонка, блокирующая выхлоп. Таким образом, торможение происходило за счет дизельного двигателя. Советские водители оценили в полной мере возможность экономить на тормозных колодках и пользовались наработкой на скользкой дороге и в сложной, горной местности. Также появилась возможность сэкономить и на топливе.

На малых оборотах была предусмотрена работа только двух цилиндров из четырех, что позволяло снизить общий расход. Однако вибрации от работы двигателя в таком режиме сильнее ощущались в салоне. Трансмиссия представляла собой механическую коробку передач, имеющую синхронизатор со второй по пятую передачу. Отдельно стоит упомянуть конструкцию заднего моста.

Любители грязи и бездорожья безусловно оценят такую модификацию IFA W50 — для многих иметь такого «коня» — мечта.

Существовала и военная версия грузовика. В чем было ее отличие от гражданской, сейчас сказать сложно. Возможно, это круглая конструкция люка (на обычных фургонах он был квадратный). Однозначно можно сказать, что воздухозаборник находился в зоне лобового стекла, а не под кабиной. Как бы то ни было, IFA W50L стоял на вооружении у армии Ирака, во время военной операции в Персидском заливе, в 1991 году.

За счет наличия в конструкции бортовых редукторов конструкторам удалось добиться 300-миллиметрового дорожного просвета. Крутящий момент, подаваемый на полуоси был уменьшен, а дополнительные нагрузки приняла на себя трубчатая балка. Зная о суровом российском климате, опционально предлагалось включить в комплектация блокировку межосевого дифференциала. С 70-х годов изменения коснулись и подвески.

Рессорная, зависимая подвеска дополнилась поперечными стабилизаторами и амортизацией телескопического типа. Владельцы полноприводных версий имели возможность установить ГУР. В 1973 году обновления коснулись рулевого механизма. Тормозная система имела на тот момент пневмовывод и усилитель педали тормоза.

Грузовик IFA w50: окончание выпуска

Надежность и качество грузовика никогда не оспаривалось — сравнительно редкие модернизации говорят об этом. К тому же, были десятки моделей различного назначения исправно сходили с конвейера все эти 25 лет. Как бы то ни было, IFA W50L к начале 80-х годов стали неизбежно терять актуальность, отступая перед плодящимися, как грибы после дождя, новинками. К тому времени производитель подготовил следующее поколение IFA.

Кабина и салон IFA W50 — простота, но вместе с тем и удобно: посадка высокая, а обзор качественнее многих грузовиков того времени.

Советские автомобилисты уже не застали новый грузовик, но были наслышаны о нем. На смену IFA w50 пришел обновленный IFA 60L. Отличие этих автомобилей прямо-таки бросалось в глаза. Были учтены все мелкие недостатки: кабина стала откидной и теперь вмещала трех пассажиров.

Увеличились рабочие мощности: 9-тилитровый двигатель развивал 180 л.с. и работал в паре с обновленной 4-хступенчатой КПП с синхронизатором. Выросла и грузоподъемность до 6 тонн. И жить бы автомобилю долго и счастливо… Но ход истории, запустивший IFA W50L и его потомка так же неумолимо завершил и их выпуск. В 1990 году Германия вновь объединилась, ГДР перестало существовать, завод стал опять принадлежать Даймлер-Бенц. IFA W50 и 60L показались немецким специалистам не рентабельными и выпуск был прекращен.