Что такое трицикл и какие права на него нужны? Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

В поисках идеального решения для личного городского транспорта современный человек мечется между байками и электрокарами. Но уже в недалёком будущем на дорогах может появиться идеальное транспортное средство - электроскутер на трёх колёсах, который прекрасно чувствует себя не только в городе, но и на бездорожье.

Хотя мотоциклы более выгодны в условиях плотного городского трафика, чем автомобили, у них есть несколько недостатков. Одним из таких существенных недостатков является то, что байки менее устойчивы в сравнении с автомобилями, что делает поездку на них намного более рискованной. Полностью электрический EV3 iTank призван устранить этот недостаток, благодаря использованию трех колес (что обеспечивает более стабильную и тихую езду).


Велотрайки, такие как MP3 Piaggio и Yamaha Tricity, довольно популярны на рынке в течение многих лет, но они по-прежнему полагаются на старомодные бензиновые двигатели. Компания Doohan решила исправить это, выпустив EV3 iTank - трицикл, который ездит полностью на электрической энергии.


Питание поступает от литий-ионного аккумулятора 2600 мАч, а пробег на полной зарядке составляет около 100 км (62 миль). Подзарядка должна занимать шесть часов, при этом батарея весит всего 9 кг, а также ее можно очень легко заменить на запасную. Хотя, стоит отметить, что работоспособности батареи хватит примерно на 5 лет или 600 циклов зарядки.


Приводит в движение байк электродвигатель Bosch мощностью 1,85 кВт (2,5 л.с.), установленный над задним колесом. Не стоит обращайте внимания на крошечную выходную мощность, поскольку крутящий момент составляет 128 Нм. Разгоняется iTank до 45 км/ч за 4,6 секунды. К сожалению, это и есть максимальная скорость трицикла, хотя на узких городских улицах этого более чем достаточно.


Другими фишками iTank являются литой алюминиевый корпус, задний амортизатор и довольно низкой центр тяжести. Представители Doohan заявляют, что благодаря низкому центру тяжести велотрайка, в сочетании с распределением веса 50/50 и общим весом в 99 кг, iTank почти невозможно перевернуть на дороге. Вся система влаго- и пылезащищенная, поэтому он трицикл можно использовать на гравии и любом бездорожье.

Все чаще на дорогах мегаполисов можно увидеть очень странные транспортные средства, именуемые трициклами. По своим конструктивным особенностям они могут быть схожи и с велосипедами, и с мотоциклами, и даже с автомобилями.

Так что же это за новый вид транспорта, для какой местности он лучше всего подойдет, и нужны ли права на трицикл – обо всем этом мы рассказываем ниже.

Что такое трициклы и чем они отличаются от трайков

Наименование «трицикл» применимо ко всем транспортным средствам, которые имеют только три колеса. При этом они включают в себя и трехколесные велосипеды, управление которыми осуществляется при помощи кручения педалей, и мотоциклы с автомобилями, движение которых становится возможным благодаря использованию двигателя разной мощности.

Среди поклонников мототехники постоянно ведутся споры о том, чем же отличается трицикл от трайка. На самом деле, абсолютно никакой разницы между ними нет, поскольку трайк является одной из подкатегорий трициклов и представляет собой мотоцикл на трех колесах. Знакомо такое транспортное средство еще и под названием моторикша – трехколесный мотоцикл, который используется для перевозок пассажиров и товаров в странах Азии (есть еще и велорикша – трехколесный велосипед, который используется с той же целью, что и моторикша).

Какое преимущество дает наличие трех колес?

Главным отличием трехколесного транспортного средства от двухколесного является его устойчивость. Известно, что для езды на велосипеде и мотоцикле необходимо уметь хорошо держать равновесие, в противном случае поездка на таком транспорте обязательно обернется падением. Но вот благодаря третьему колесу необходимость в этом отпадает – транспортное средство само постоянно сохраняет равновесие, благодаря чему его очень трудно перевернуть даже при столкновении.

Если говорить исключительно о трехколесных велосипедах, то они еще и позволяют пилоту занимать полулежащее положение. Благодаря этому он может передавать на педали более сильное усилие, делая езду более быстрой и эффективной.

Для многих трициклы – это еще и интересный дизайн транспортного средства, хотя для настоящих поклонников быстрой езды это не является самым важным фактором. Разобравшись с тем, что такое трехколесный транспорт, открытым остается только вопрос, какие права нужны на вождение трициклов.

Желающие приобрести себе новый трехколесный транспорт так или иначе задумываются над тем, нужны ли права на трицикл. Взирая на то, что к данной категории транспортных средств относятся и велосипеды, и автомобили, ответ на вопрос о правах не может быть однозначным. По этой причине рассмотрим каждую категорию трициклов по отдельности:

Трехколесные велосипеды. К данной категории относятся все трехколесные транспортные средства, которые приводятся в движение мускульной силой пилота или же электрическим двигателем, мощность которого не превышает 250 Вт. Соответственно, на управление всеми транспортными средствами, которые подпадают под эту категорию, не требуется наличие водительских прав.

Трехколесный мотоцикл. Такое транспортное средство подлежит обязательной регистрации в ГИБДД. При этом уже с конца 2013 года в правах появилась специальная категория для трехколесных мотоциклов – «В1». Она именуется как категория «трициклы и квадроциклы». Таким образом, если у вас есть права категории «В», то вы можете без проблем пересаживаться на квадроциклы и трициклы. Если же речь идет о трициклах, объем двигателя которых не достигает 50 см3, то для их управления необходимо иметь категорию «М» (мопеды) или любую другую категорию.

Трехколесные автомобили. Здесь вопрос очень спорный, так как, с одной стороны, это транспортное средство нельзя приравнивать к трехколесному мотоциклу, но, с другой стороны, все же оно и не является полноценным автомобилем. В таком случае мы рекомендуем вам получить права и категории «В», и категории «В1», чтобы в случае чего не иметь проблем с представителями правоохранительных органов.

Таким образом, для права управлять трициклами необходимо иметь права категории «М», «В1» или «В», в зависимости от веса и мощности двигателя такого транспортного средства. Ездить без прав можно только на трехколесном велосипеде, даже если он оснащен электрическим двигателем до 250 Вт.

Как и когда появились первые трициклы

Первый паровой трицикл был изобретен еще в 1790 году и носил название «большая телега Куньо» (от фамилии своего создателя). Однако в то время такое транспортное средство было способно за 1 час преодолеть расстояние только в 5 км.

Уже в ХІХ веке прогресс шагнул вперед, в результате чего появился еще один паровой трицикл имени Сарполле. Однако использование парового автомобиля на городских дорогах не привело к успеху, так как уже в 30-е годы ХХ века их стремительно начали вытеснять бензиновые двигатели.

Тем не менее, популярность на трехколесный транспорт все равно оставалась, так как позволить себе полноценный автомобиль в начале ХХ века могли только аристократы. Это все подтолкнуло известного конструктора Моргана к созданию в 1906 году знаменитого трицикла для одного пассажира под названием «Morgan Runabout». Его особенностью являлось то, что на транспортном средстве устанавливалось 2 направляющих колеса, тогда как непосредственно под сидением водителя находилось только одно.

Еще один всплеск популярности на трициклы наблюдался после Второй мировой войны, что также было связано с необходимостью выпускать максимально простые и дешевые транспортные средства. По этой причине выпуском трициклов занялись крупные автомобилестроительные заводы во Франции, Чехии и даже СССР. В 50-х годах ХХ века самым популярным на территории Союза трициклом являлся мотоцикл с коляской.

Какой трицикл можно купить сегодня: о разнообразии транспорта

Что такое трициклы, мы уже разобрались, осталось только ознакомиться с их разновидностями. Однако стоит сразу же отметить, что сегодня трициклы не пользуются такой большой популярностью, как раньше. Даже экономные европейцы отдают предпочтение более вместительным и комфортабельным автомобилям, нежели трициклам. Тем не менее, встретить такой транспорт можно на различных выставках, где главным критерием победы является не мощность, а оригинальность дизайна.

Среди наиболее популярных на сегодняшний день трициклов стоит назвать:

Bajaj Re 600. Это очень оригинальное достижение автопрома Индии. Основное предназначение такого автомобиля – перевозка грузов или же работа в качестве такси. Увидеть сегодня такие автомобили можно только в развивающихся странах, хотя, учитывая их экономичность, целесообразность использования так называемых «муравьев» можно найти везде.

Carvel One. Это первый трицикл с наклоняющимся кузовом, который имел серийный выпуск. Отличаясь компактностью, маневренностью и экономичностью, как у мотоцикла, такое транспортное средство дает комфорт управления автомобилем. Есть в таком трицикле даже одно пассажирское место, которое находится позади водителя. При возможности разгоняться до 185 км/ч Carvel One способен за 100 км потреблять всего 6 литров топлива. Благодаря оригинальному современному дизайну такой трицикл стал настоящим фурором во время его первой презентации в 2007 году. На сегодняшний день было выпущено всего 188 трициклов Carvel One, по причине чего их считают эксклюзивными и достаточно дорогими.

T-REX. Трициклы, сборка которых осуществляется вручную. Отличаются очень высокой стоимостью – более 53 тыс. долларов. Обладают очень оригинальным спортивным дизайном кузова (кузов изготовлен из стеклопластика, что позволяет уменьшить его общий вес) и высокой мощностью двигателя (197 литров). Такой трицикл всего за 3,9 с может набрать разгон до 100 км/ч, тогда как его предельная скорость достигает 230 км/ч. Салон можно подстраивать под рост любого человека, при этом конструкция трицикла позволяет смещать не только сидение, но и педали.

Можем заключить, что современные трициклы скорее стали элементом роскоши и создаются как компактные спортивные кары. Позволить себе такой трицикл могут не все, так как его стоимость может в разы превышать стоимость обычного легкового автомобиля. По этой причине современные трициклы в странах СНГ и не пользуются большой популярностью.

Для какой местности подойдут трициклы

На сегодняшний день трициклам преимущественно отдают предпочтение сельские жители (если речь не идет о дорогих спортивных моделях). Благодаря своей конструкции они идеально подходят для перевозки грузов и езды по пересеченной местности. К тому же такой транспорт достаточно удобен в управлении. Отлично трициклы уживаются и в городах, где их используют в качестве оригинального такси или же транспорта для курьерской доставки. Специально для предоставления возможности перевозить крупногабаритные и тяжелые товары или грузы, такие трициклы изготавливаются с кузовом в виде прицепа.

Будет ли расти популярность на трициклы в будущем

Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно, так как, несмотря на все свои явные преимущества, трициклы имеют и много недостатков:

Они неустойчивы во время поворота, особенно если сравнивать их с привычными для нас четырехколесными автомобилями.

На загруженных городских дорогах трицикл будет стоять в общей пробке и не сможет ее преодолеть, как мотоцикл.

Однако, если в будущем удастся решить проблему с устойчивостью, то в целях экономичности трициклы все же могут быть поставлены на серийное производство. Ведь, несмотря на достаточно высокую стоимость, уже сегодня такой транспорт позволяет своим владельцам существенно экономить на топливе. Поэтому, если на серийных трициклах ставить двигатели невысокой мощности, это может сделать трициклы доступными для всех.

Будем надеяться, что это будущее наступит уже скоро, так как желающих стать владельцем дешевого, маневренного и оригинального по внешнему виду автомобиля найдется немало. Поэтому позаботиться о специальной категории прав «В1» стоит уже сейчас.

Все чаще на дорогах мегаполисов можно увидеть очень странные транспортные средства, именуемые трициклами. По своим конструктивным особенностям они могут быть схожи и с велосипедами, и с мотоциклами, и даже с автомобилями. Так что же это за новый вид транспорта, для какой местности он лучше всего подойдет, и нужны ли права на трицикл – обо всем этом мы рассказываем ниже.

Что такое трициклы и чем они отличаются от трайков

Наименование «трицикл» применимо ко всем транспортным средствам, которые имеют только три колеса. При этом они включают в себя и трехколесные велосипеды, управление которыми осуществляется при помощи кручения педалей, и мотоциклы с автомобилями, движение которых становится возможным благодаря использованию двигателя разной мощности.

Среди поклонников мототехники постоянно ведутся споры о том, чем же отличается трицикл от трайка. На самом деле, абсолютно никакой разницы между ними нет, поскольку трайк является одной из подкатегорий трициклов и представляет собой мотоцикл на трех колесах. Знакомо такое транспортное средство еще и под названием моторикша – трехколесный мотоцикл, который используется для перевозок пассажиров и товаров в странах Азии (есть еще и велорикша – трехколесный велосипед, который используется с той же целью, что и моторикша).

Какое преимущество дает наличие трех колес?

Главным отличием трехколесного транспортного средства от двухколесного является его устойчивость. Известно, что для езды на велосипеде и мотоцикле необходимо уметь хорошо держать равновесие, в противном случае поездка на таком транспорте обязательно обернется падением. Но вот благодаря третьему колесу необходимость в этом отпадает – транспортное средство само постоянно сохраняет равновесие, благодаря чему его очень трудно перевернуть даже при столкновении.

Если говорить исключительно о трехколесных велосипедах, то они еще и позволяют пилоту занимать полулежащее положение. Благодаря этому он может передавать на педали более сильное усилие, делая езду более быстрой и эффективной.

Для многих трициклы – это еще и интересный дизайн транспортного средства, хотя для настоящих поклонников быстрой езды это не является самым важным фактором. Разобравшись с тем, что такое трехколесный транспорт, открытым остается только вопрос, какие права нужны на вождение трициклов.

Какая категория прав нужна для трицикла

Желающие приобрести себе новый трехколесный транспорт так или иначе задумываются над тем, нужны ли права на трицикл. Взирая на то, что к данной категории транспортных средств относятся и велосипеды, и автомобили, ответ на вопрос о правах не может быть однозначным. По этой причине рассмотрим каждую категорию трициклов по отдельности:

Трехколесные велосипеды. К данной категории относятся все трехколесные транспортные средства, которые приводятся в движение мускульной силой пилота или же электрическим двигателем, мощность которого не превышает 250 Вт. Соответственно, на управление всеми транспортными средствами, которые подпадают под эту категорию, не требуется наличие водительских прав.

Трехколесный мотоцикл. Такое транспортное средство подлежит обязательной регистрации в ГИБДД. При этом уже с конца 2013 года в правах появилась специальная категория для трехколесных мотоциклов – «В1». Она именуется как категория «трициклы и квадроциклы». Таким образом, если у вас есть права категории «В», то вы можете без проблем пересаживаться на квадроциклы и трициклы. Если же речь идет о трициклах, объем двигателя которых не достигает 50 см3, то для их управления необходимо иметь категорию «М» (мопеды) или любую другую категорию.

Важно! ППД относит к мотоциклам все транспортные средства весом не более 400 кг и мощностью не более 15 кВт, в том числе и трициклы. Таким образом, если ваш трицикл весит менее 400 кг (а если он предназначен для перевозки грузов, то его вес может достигать 550 кг), то для управления им вам потребуются только права категории «А».

Трехколесные автомобили. Здесь вопрос очень спорный, так как, с одной стороны, это транспортное средство нельзя приравнивать к трехколесному мотоциклу, но, с другой стороны, все же оно и не является полноценным автомобилем. В таком случае мы рекомендуем вам получить права и категории «В», и категории «В1», чтобы в случае чего не иметь проблем с представителями правоохранительных органов.

Таким образом, для права управлять трициклами необходимо иметь права категории «М», «В1» или «В», в зависимости от веса и мощности двигателя такого транспортного средства. Ездить без прав можно только на трехколесном велосипеде, даже если он оснащен электрическим двигателем до 250 Вт.

Как и когда появились первые трициклы

Первый паровой трицикл был изобретен еще в 1790 году и носил название «большая телега Куньо» (от фамилии своего создателя). Однако в то время такое транспортное средство было способно за 1 час преодолеть расстояние только в 5 км.

Уже в ХІХ веке прогресс шагнул вперед, в результате чего появился еще один паровой трицикл имени Сарполле. Однако использование парового автомобиля на городских дорогах не привело к успеху, так как уже в 30-е годы ХХ века их стремительно начали вытеснять бензиновые двигатели.

Тем не менее, популярность на трехколесный транспорт все равно оставалась, так как позволить себе полноценный автомобиль в начале ХХ века могли только аристократы. Это все подтолкнуло известного конструктора Моргана к созданию в 1906 году знаменитого трицикла для одного пассажира под названием «Morgan Runabout». Его особенностью являлось то, что на транспортном средстве устанавливалось 2 направляющих колеса, тогда как непосредственно под сидением водителя находилось только одно.

Еще один всплеск популярности на трициклы наблюдался после Второй мировой войны, что также было связано с необходимостью выпускать максимально простые и дешевые транспортные средства. По этой причине выпуском трициклов занялись крупные автомобилестроительные заводы во Франции, Чехии и даже СССР. В 50-х годах ХХ века самым популярным на территории Союза трициклом являлся мотоцикл с коляской.

Какой трицикл можно купить сегодня: о разнообразии транспорта

Что такое трициклы, мы уже разобрались, осталось только ознакомиться с их разновидностями. Однако стоит сразу же отметить, что сегодня трициклы не пользуются такой большой популярностью, как раньше. Даже экономные европейцы отдают предпочтение более вместительным и комфортабельным автомобилям, нежели трициклам. Тем не менее, встретить такой транспорт можно на различных выставках, где главным критерием победы является не мощность, а оригинальность дизайна.

Среди наиболее популярных на сегодняшний день трициклов стоит назвать:

Это очень оригинальное достижение автопрома Индии. Основное предназначение такого автомобиля – перевозка грузов или же работа в качестве такси. Увидеть сегодня такие автомобили можно только в развивающихся странах, хотя, учитывая их экономичность, целесообразность использования так называемых «муравьев» можно найти везде.

Carvel One. Это первый трицикл с наклоняющимся кузовом, который имел серийный выпуск. Отличаясь компактностью, маневренностью и экономичностью, как у мотоцикла, такое транспортное средство дает комфорт управления автомобилем. Есть в таком трицикле даже одно пассажирское место, которое находится позади водителя. При возможности разгоняться до 185 км/ч Carvel One способен за 100 км потреблять всего 6 литров топлива. Благодаря оригинальному современному дизайну такой трицикл стал настоящим фурором во время его первой презентации в 2007 году. На сегодняшний день было выпущено всего 188 трициклов Carvel One, по причине чего их считают эксклюзивными и достаточно дорогими.

T-REX. Трициклы, сборка которых осуществляется вручную. Отличаются очень высокой стоимостью – более 53 тыс. долларов. Обладают очень оригинальным спортивным дизайном кузова (кузов изготовлен из стеклопластика, что позволяет уменьшить его общий вес) и высокой мощностью двигателя (197 литров). Такой трицикл всего за 3,9 с может набрать разгон до 100 км/ч, тогда как его предельная скорость достигает 230 км/ч. Салон можно подстраивать под рост любого человека, при этом конструкция трицикла позволяет смещать не только сидение, но и педали.

Можем заключить, что современные трициклы скорее стали элементом роскоши и создаются как компактные спортивные кары. Позволить себе такой трицикл могут не все, так как его стоимость может в разы превышать стоимость обычного легкового автомобиля. По этой причине современные трициклы в странах СНГ и не пользуются большой популярностью.

Для какой местности подойдут трициклы

На сегодняшний день трициклам преимущественно отдают предпочтение сельские жители (если речь не идет о дорогих спортивных моделях). Благодаря своей конструкции они идеально подходят для перевозки грузов и езды по пересеченной местности. К тому же такой транспорт достаточно удобен в управлении. Отлично трициклы уживаются и в городах, где их используют в качестве оригинального такси или же транспорта для курьерской доставки. Специально для предоставления возможности перевозить крупногабаритные и тяжелые товары или грузы, такие трициклы изготавливаются с кузовом в виде прицепа.

Будет ли расти популярность на трициклы в будущем

Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно, так как, несмотря на все свои явные преимущества, трициклы имеют и много недостатков:

Они неустойчивы во время поворота, особенно если сравнивать их с привычными для нас четырехколесными автомобилями.

На загруженных городских дорогах трицикл будет стоять в общей пробке и не сможет ее преодолеть, как мотоцикл.

Однако, если в будущем удастся решить проблему с устойчивостью, то в целях экономичности трициклы все же могут быть поставлены на серийное производство. Ведь, несмотря на достаточно высокую стоимость, уже сегодня такой транспорт позволяет своим владельцам существенно экономить на топливе. Поэтому, если на серийных трициклах ставить двигатели невысокой мощности, это может сделать трициклы доступными для всех.

Будем надеяться, что это будущее наступит уже скоро, так как желающих стать владельцем дешевого, маневренного и оригинального по внешнему виду автомобиля найдется немало. Поэтому позаботиться о специальной категории прав «В1» стоит уже сейчас.

Подписывайтесь на наши ленты в


Как показывает практика, горожане чаще выбирают электротранспорт в качестве индивидуального средства передвижения. Популярность растет с каждым годом, что не удивительно: динамичные байки с мотором удобны в плане транспортировки и хранения, экономят время и материальные ресурсы, укрепляют здоровье пользователя и, в отличие от автомобилей, не загрязняют окружающую среду.

Помните, что электробайки – не обычные велосипеды. Они тяжелее и оснащаются довольно мощным двигателем. Велосипеды с мотором могут развивать внушительную скорость, поэтому электробайкеры должны соблюдать правила дорожного движения наряду с водителями автомобилей и скутеров. В связи с чем всё чаще возникает вопрос: нужны ли права на электровелосипед?

Права на электровелосипед 2016

Сегодня тема о получении прав на электровелосипед из-за колоссальной популяризации данного вида транспорта становится как никогда актуальной. Попробуем разобраться в деталях. Электровелосипед как «двухколесное транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем» впервые был определен в Постановлении Правительства РФ от 22 марта 2014 г. № 221. Согласно Постановлению, устройство является велосипедом, если номинальная (рабочая) мощность электрического двигателя не превышает 250 Вт, а на скорости более 25 км/ч происходит его автоматическое отключение. Используя такой вид транспорта, права получать не нужно.

Однако на «механические двух- или трехколесные транспортные средства, развивающие скорость не выше 50 км/ч и обладающие двигателем внутреннего сгорания не более 50 см3, либо электрическим двигателем с номинальной мощностью от 250 Вт до 4 кВт», а конкретно – мопеды, нужны права категории «М». К ним относятся и электровелосипеды с мотором мощностью 250 Вт-4 кВт, а также совокупной мощностью двух двигателей, если они ими оснащены. Однако отличить двигатель мощностью 250 Вт на электровелосипеде от 350-ваттного или 500-ваттного сложно, и, скорее всего, инспектор не будет заострять на этом внимание. Но закон существует, и важно об этом помнить.

Что же касается получения прав на велосипед с мотором, то выводы неоднозначны. Закон о правах существует, но множество связанных с ним нюансов до сих пор не урегулировано. Мощность, которой должен обладать электродвигатель, обозначена. Но каким образом сотрудник ДПС будет её поверять?

Электровелосипед существенно отличается не только от бензинового транспорта, но и от электроскутера наличием педалей, осуществляющих основное тяговое усилие (двигатель в этом случае – помощник водителя). Инспектору, остановившему электровелосипедиста, сложно будет доказать, что тот не использовал педали, ведь как известно и на обычном велосипеде на педалях можно разогнаться до скорости в 40 км/ч и даже более. Электроскутеры (мопеды) педалей не имеют, а тяговое усилие осуществляется за счет электродвигателя большой мощности. На них обязательно нужны права категории «М».

Из сказанного выше сделаем вывод: права на велосипед с мотором все же нужны, если мощность двигателя достаточно велика и об этом явно свидетельствуют габариты самого двигателя, и особенно если Вы при этом ездите по дорогам общего пользования на высоких скоростях. Необходимо это, чтобы избежать неприятного общения с сотрудниками ДПС, если они Вас всё же остановят. Формально закон обязывает иметь права категории «М» на велосипеды с электродвигателем мощностью свыше 250 Ватт вне зависимости от того, используете ли Вы при движении педали или электротягу. С юридической точки зрения наличие двигателя выше указанной мощности на велосипеде и отсутствие прав соответствующей категории является основанием для привлечения к административной ответственности.

Что касается практической стороны вопроса, то закон, регламентирующий необходимость получения прав на электровелосипеды, существует, но в настоящее время отсутствует практика его применения и подзаконные нормативные акты, которые регулировали бы всё связанные с этим вопросом нюансы. Поэтому, если Вы или по тротуару на велосипеде с электродвигателем вне зависимости от его мощности и не привлекаете к себе чрезмерного внимания, не создаёте опасности для других людей, то скорее всего вопросов к Вам не возникнет. То же можно сказать и про езду по дорогам общего пользования. Адекватное и безопасное движение оградит Вас от притязаний со стороны сотрудников ДПС, ведь остановив Вас, перед ними встанет непростая задача: что дальше делать? И ситуация усложняется тем, что большинство электромоторов сами по себе не имеют каких-либо обозначений, во всяком случае на внешнем корпусе, а прямоточные (безредукторные) так и вообще не имеют определённой мощности, поскольку она задаётся опосредованно через контроллер силой тока. Получается, что сотрудники не могут самостоятельно установить мощность электродвигателя, а соответственно отсутствуют формальные основания для составления протокола или постановления. В теории сотрудники ДПС конечно могут забрать электровелосипед на штраф стоянку и даже выписать протокол о нарушении, но дело будет передано в суд с назначением соответствующей экспертизы и неизвестно, какие результаты она покажет, и в результате полицейским могут предъявить необоснованное привлечение Вас к ответственности. Это касается и тех случаев, когда скорость движения превышала 25 км/ч. Ведь даже если на велосипеде установлен маломощный мотор, ни что не мешает разгоняться до 35 км/ч за счёт педалей. А доказать, что в момент задержания Вы двигались не на педалях, а за счёт электротяги с такой скоростью - невозможно.

Осознавая всё это сотрудники ДПС скорее всего, при отсутствии с Вашей стороны неадекватного поведения на дороге и нарушений ПДД, не станут связываться, поскольку необоснованное привлечение к административной ответственности также не проходит для них бесследно.

P.S.
Если катаетесь много по дорогам общего пользования на высоких скоростях на , с соответствующим обозначением мощности на двигателе, то лучше всё же иметь права на мопед. Если катаетесь в парках и по тротуарам на велогибриде со скромными характеристиками, не создаёте опасности для окружающих, да и двигатель не имеет обозначения мощности, скорее всего вопросов со стороны правоохранительных органов к Вам не возникнет!

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде, плечо, а потом поездил, выяснил цену этого автомобиля и знаете, что подумал? Пожалуй, это один из лучших российских образцов коммерческой техники. Нет-нет, я не хочу оскорбить УАЗ, КамАЗ или, не дай бог, ГАЗ. Просто уж больно тут удачное сочетание получилось: много машины за мало денег. Такое всегда ценится очень высоко. Особенно в России.

Зачем?

С разу возникает вопрос: зачем этот “Шмель” вообще нужен? Не самый популярный формат, мягко выражаясь. Ан нет, популярный. Вспомните легендарный “Муравей” ТМЗ Т200, простоявший на конвейере почти пятьдесят лет. Да, руль держать приходилось крепко, да, конструкция имела слабые места. Но ведь покупали! И ездили. Некоторые — по многу лет.

Когда в 1995 мотопроизводство в Туле успешно загнулось, на российском рынке ниша грузовых мотороллеров опустела. А за границей в неё тем временем производители ломились изо всех сил. И там трициклы-грузовики на своих трёх колёсах стоят уверенно и сегодня. Но стоят они почти как четырёхколёсные автомобили.

Например, итальянский Piaggio APE TM обойдётся в 7 000 евро, аргентинский Zanella ZMAX 200 — в 4 000. Есть, правда, индийский Bajaj Maxima C, который стоит от 300 тысяч рублей, но это именно мотороллер с мотоциклетным рулём, которому внезапно перепала крыша, японский атмосферный дизель (!) и зачем-то — задняя независимая подвеска. Как-то этот “Бажаж” в России не зашёл, и могу понять, почему. Дизельный мотороллер с независимой подвеской – это по смелости конструкторской задумки практически как купе-минивэн на пространственной раме Renault Avantime, быстро почивший в Бозе.

Другое дело — наша родная техника, разработанная в Великом Новгороде силами специалистов компании “Альтернативная коммерческая техника” (АКТ). Пожалуйста, не думайте, что они что-то там скопировали у западных или восточных конкурентов! Трёхколёсная конструкция сама по себе настолько самобытна, что можно сделать всё, что угодно, и всё равно это будет похоже на наш “Муравей” или их Bajaj одновременно.



“Шмель” — продукт типично российский, хоть и с китайским мотором от Lifan: практичный, дешёвый и страшненький. Его создатели опечалены присутствием импортного мотора, но российских моторов такого класса просто нет. Не ставить же в этого малыша ЯМЗ-536? Оставим это развлечение любителем чего-нибудь свапнуть и посмотрим, что получилось сделать из множества российских компонентов, железа, пластика и энтузиазма.

Подойдёт #атшахи

С лёгкой руки администраторов легендарного в узких кругах ВК-сообщества «Пазний Иж» широкое распространение получил хэштег #атшахи, обозначающий неродную деталь от ВАЗ-2106 и иногда доработанную по месту напильником. В сущности – порицаемый и высмеиваемый “колхоз”. Но в случае со “Шмелем” использование деталей от вазовской “классики” оправдано на 146%.

Ну, кто не знает, как при необходимости перебрать жигулёвский задний мост? Да и деталей (причём копеечных) в каждом посёлке как чудес за баней. Так что использование заднего моста от ВАЗа — очень даже удачный ход.

Мотор, как я уже говорил, китайский. Это Lifan 163 ML мощностью 20 л.с. Объём — 200 “кубиков”, максимальный крутящий момент — 15 Нм. У него жидкостная система охлаждения и даже неплохая репутация (прошлое этого мотора уходит к светлым корням Honda образца 1975 года). Если вы ещё не совсем шокированы характеристиками мотора, до вот вам контрольный удар с ноги в челюсть — это карбюраторный двигатель. Олдскул как он есть.

1 / 2

2 / 2

Коробка передач тут интегрированная с двигателем. Она механическая, секвентальная. И в кабине стоят два рычага трансмиссии. Зачем? Потому что для включения задней передачи нужно использовать реверс редуктора. То есть теперь передние передачи становятся задними. Да, все пять.

Рама — сварная из металлических труб. Каркас кабины тоже сварен из металла, но наружные панели сделаны из прочного композитного материала, так что она получилась лёгкой и не боится коррозии. Вообще, кабине конструкторы уделили очень много внимания. Несмотря на несколько несолидный экстерьер трицикла, к вопросам безопасности подход тут серьёзный. Гораздо серьёзнее, чем требовалось для получения ОТТС (одобрения типа транспортного средства). Тут и все безопасные триплексные стёкла, и ремни безопасности, и каркас кабины… Может, по меркам современного автомобиля этого очень мало, но по меркам трицикла — это очень много.

Рулевое управление типа “шестерня-рейка” не имеет ГУРа. Ну и не больно-то он нужен с одним колесом и снаряжённой массой 490 кг. Кстати, передняя подвеска тоже родом из Китая. Это обычная телескопическая вилка с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами.

А вот в задней подвеске кое-что может удивить. Это “кое-что” — рессоры от уазика. Казалось бы: зачем этому малышу по шесть листов в каждой рессоре? Ответ прост. Конструкторы знают, где живут, и совершенно справедливо полагают, что если объявленная грузоподъёмность составляет тонну, грузить в “Шмеля” будут либо пока место в кузове не закончится, либо пока рама не треснет. Поэтому некоторый запас необходим. Кстати, на испытаниях “Шмель” вёз 1,4 тонны и не развалился. Но это так, информация к размышлению.

Мы сегодня будем кататься на машине с тентом. Объём загрузочного пространства — 4 кубометра. Чтобы было легче себе представить эту величину, напомню, что, например, объём у Газель Фермер ГАЗ-33023 (со сдвоенной кабиной) составляет 4,5 м3, а у обычной Газели ГАЗ-3302 — 9 м3. Согласен, убийца ГАЗели из “Шмеля” не вышел. Для этого есть . С другой стороны, и ценовая категория тут совершенно другая.

Габариты кузова что у тентованной, что у бортовой машин одинаковые — 2х1,5 м. Площадь пола фургона тоже такая же, и загрузочное пространство там точно такое же — 4 м3.

Ну что, попробуем покататься?

Полёт “Шмеля”

Я уже говорил, что внутри кабины этого трицикла так же уныло, как в холодильнике семьи бюджетников в середине 90-х. Тут нет даже солнечнозащитных козырьков (хотя, может, это особенность предсерийного образца?) Сиденья тоже больше похожи на табуретки со спинками, так что о регулировках забудьте. Тут надо постараться принять форму автомобиля. Если честно, я бы с эргономикой тут ещё немного поработал.

Вверху пространства получилось явно больше, чем внизу. Мои ножки в ботинках 45-го размера никак не могли найти себе места, зато руль оказался далековат. Хотя ногам всё равно пришлось хуже: педальный узел на мой размер обуви точно не рассчитан. К тому же все три педали зачем-то собрали в кучу и поставили так, чтобы одной ногой можно было давить сразу две педали. Одним словом, я против такого педального узла.

Приборная панель относительно руля смещена вправо. Я видел приборки за рулём и в центре панели, но так застенчиво выглядывающую из-за правой части обода руля я не встречал ни разу. Впрочем, недостатков у такой компоновки я не нашёл. Всё видно, всё читаемо. Хотя, признаться, читать там особо и нечего, но весь “джентльменский” набор шкал есть: спидометр, тахометр, указатели температуры и уровня топлива. Есть даже индикация выбранной передачи, что выглядит явным “премиумом” или даже “лухури”.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Так как мотор у нас карбюраторный, то есть у нас и рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора, она же — подсос. Если честно, она вызывает умиление. Где сейчас такое ещё встретишь?

Под стулом (назовём это так) пассажира стоит аккумуляторная батарея, перед его ногами — бачок омывателя. Удобно, конечно… Особенно если учесть, что к двигателю можно подобраться лишь сняв кабину. Хорошо, что с этим легко справляется один человек. И будет просто здорово, если этот же человек будет владельцем этой машины, потому что спереть с неё можно много всякого. Тут и расширительный бачок на улице стоит, и бензобак… Другое дело, что всё это добро никому и даром не сдалось: “Шмель” у нас пока не так популярен, как Логан или Солярис. Пока.




Мотор, на котором практически сидит водитель, слышен очень хорошо. А звук его, признаться, совсем не как у V10. Так себе звучок. Ладно, всё-таки машина крайне бюджетная, не будем придираться к звуку. Лучше включим первую передачу и попробуем на этом трицикле “повжигать”.

Помните про момент в 15 Нм? Про максимальную скорость в 65 км/ч? Про пять передач? Ага, кто-то уже сделал абсолютно правильный выбор: шуровать рычагом КПП приходится постоянно. Но если выбирать передачи правильно, полёт “Шмеля” не выглядит уныло. Не сказать, что “прёт” (прёт ), но едет весьма бодро. Правда, к секвентальной коробке нужно привыкать. Хотя бы минут пять, потом всё становится очень легко.

А вот к расположению рычага привыкнуть тяжелее. Под рукой постоянно оказывается рычаг реверса, который на ходу лучше не трогать, а рычаг КПП слишком смещён назад. Так как переключения у секвентальной коробки мотоциклетное (назад – на повышение передач, вперёд – на понижение), то для включения повышенных передач руку приходится сильно отводить назад.

Двигатель

Lifan 163 ML, 20 л.с.

К сожалению, у нас не было возможности в полной мере оценить способность машины “держать дугу” и прямую. Даже попробовать её в потоке не получилось: у неё ещё нет номеров. Так что это отложим на потом, но пока отметим потрясающую маневренность. Протиснуться можно везде, причём обзор со всех сторон очень хорош. И ещё: в кабине рядом со мной сидел представитель завода. Так сошлись звёзды, что он, как и я, мужчина совсем не миниатюрный, а мы оба одеты в зимнюю одежду. И тем не менее мы друг об друга не тёрлись: места вполне достаточно и на тесноту жаловаться было бы несправедливо. Я же говорил, что автомобиля тут много?

Что ещё?

Как и полагается серьёзному производителю, завод предлагает несколько модификаций. Это, как я уже говорил, бортовая машина, тентованная и фургон. Но помимо этого можно заказать и другие платформы, например, для передвижной торговлей кофе, фастфудом или мороженым. Неплохо машина показала бы себя в сфере ЖКХ (на ней удобно ездить по дворам), а ещё на платформу можно поставить… маленький экскаватор. В общем, любой каприз за ваши деньги.

Ну вот и подошли к главному вопросу: сколько это чудо стоит. Его цена меня просто шокировала, причём — в лучшем смысле слова. Базовая бортовая версия обойдётся всего в 250 тысяч рублей, самая “топовая” в виде фургона — в 300.

В будущем даже планируется выпуск электрической версии. Правда, на дороги общего пользования «электрошмель» выпускать не собираются: современные батареи достаточной ёмкости для него слишком тяжёлые и громоздкие. Но осуществлять какие-нибудь внутризаводские перевозки он сможет.

А ещё его планируют выпускать в версии самосвала, а качестве трансмиссии ставить вариатор.

Что ты на это скажешь, Илон Маск?

Взяли бы себе "Шмеля"?