Уход за акб автомобиля. Внешний уход и чистота корпуса АКБ. Снятие и установка аккумулятора на автомобиль

Для того, чтобы аккумуляторная батарея вашего автомобиля прослужила вам долгий срок, необходимо постоянно ухаживать за ней, следить как за внешним, так и за техническим ее состоянием. Если вы хоть раз покупали новый АКБ для своей машины, то к нему обязательно прилагается инструкция, где четко и ясно прописаны все правила эксплуатации и ухода за данными элементами питания автомобиля.

Основные принципы ухода за аккумулятором автомобиля

Стоит отметить, что в настоящее время все больше появляется необслуживаемых батарей, что приводит к минимальным требованиям по уходу, но все же еще остается немало обычных аккумуляторов, которые нуждаются в регулярном обслуживании.

Внешний уход и чистота корпуса АКБ

Следите за тем, чтобы поверхность аккумулятора всегда была чистой. Чем сильнее загрязнения, тем быстрее происходит саморазряд. Особенно важно следить за тем, чтобы на верхней части в месте расположения клемм не было отложений пыли, грязи или иных инородных образований, которые могут навредить нормальной работе элемента.

Чтобы сохранить внешний вид в чистоте и порядке, необходимо регулярно протирать корпус чистой влажной салфеткой. Также, предпочтительно делать это смочив тряпку в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. После чего, разумеется, протираем все насухо.

Своевременная зарядка батареи

Даже если ваш новый аккумулятор является необслуживаемым, то это вовсе не говорит о том, что его не нужно заряжать от устройства. Более того, для таких типов наоборот есть некоторые меры предосторожности.

  1. Во-первых, так называемые «лабиринты» отвода газов сделаны таким образом, чтобы допустить минимального испарения жидкости. Соответственно, отвод газов будет более медленным в отличие от обычной обслуживаемой батареи. Это говорит о том, что во время зарядки необходимо устанавливать более меньший ток, равный 1/20 от емкости батареи.
  2. Во-вторых, любой автомобильный аккумулятор не способен полностью заряжаться от генератора, поэтому его время от времени стоит «погонять» специальным зарядным устройством. Более подробную информацию можно прочесть здесь: .

Смазка клемм специальной смазкой

Думаю, многим владельцам приходилось видеть такую картину, когда на клеммах образовывался ужасный налет окиси. Чтобы этого избежать следует соблюдать три простых правила:

  1. Следить за затяжкой клемм, чтобы они не болтались и были зафиксированы как положено
  2. Соблюдать их чистоту
  3. Регулярно смазывать специальной смазкой или литолом при ее отсутствии

Длительное хранение

Если вы не эксплуатируете свой автомобиль, скажем, в зимнее время года, то аккумуляторную батарею лучше всего снять с машины и поставить на хранение. Для этого пункта также есть свои рекомендации.

Существует такое мнение, что чем ниже температура хранения АКБ, тем медленнее он разряжается. Все же, принято считать, что оптимальным является именно диапазон от 0° до -30 °C. Чтобы не допускать саморазряда, даже в таких условиях, рекомендуется заряжать батарею хотя бы раз в два месяца.

Контроль уровня электролита

Как уже говорилось выше, сейчас большинство аккумуляторов являются необслуживаемыми, поэтому доливать дистиллированную воду нет необходимости. Если же вы являетесь владельцем обычной батареи, то следить за уровнем обязательно.

При недопустимом остатке, доливать до максимальной отметки именно дистиллированную воду, так как именно она испаряется при активной эксплуатации автомобиля, особенно в жаркую погоду.

  • Автомобильные аккумуляторные батареи предназначены для того, чтобы выполнять несколько основных функций. В первую очередь, АКБ отвечает за запуск стартера двигателя и обеспечивает электропитанием всю «бортовую систему» машины: работу фар, сигнализации, музыки. Также она поддерживает генератор при нагрузках. Поэтому АКБ всегда должна быть первым объектом, на который автомобилистам следует постоянно обращать свое внимание, проводя своевременное обслуживание аккумулятора.

    Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками - навык, необходимый для каждого его владельца, потому что именно от АКБ зависит жизнеспособность машины. Правильным и своевременным обслуживанием можно значительно продлить любой батарее. И тогда вы не окажетесь в ситуации, когда нужно будет искать способ, где-нибудь на трассе.

    Начинающим автомобилистам следует уяснить то, что сейчас в розничной продаже не встретить стандартных автомобильных аккумуляторов. Они все разные: по типу электролита, по внешнему виду и по длительности использования. Когда-то в автомобилях времен СССР устанавливались стандартные АКБ, которые можно было обслужить полностью, разобрав, в буквальном смысле, по частям. Банки с электролитом помещались в крепкий эбонитовый корпус черного цвета и заливались мастикой.

    Сейчас же, в связи с тем, что на рынке очень много разных фирм-производителей, автомобильные аккумуляторы не производятся по какому-либо определенному стандарту. Ухаживать за ними следует, будучи в курсе по поводу их некоторых особенностей, в суть которых вникнуть не так сложно.

    Например, если в батареях исключается возможность доливать дистиллированную воду, следует применять зарядные устройства, которые поддерживают напряжение автоматически. Если этого не делать, то аккумуляторную батарею можно «посадить» раньше времени.

    Поскольку одна из разумных целей каждого владельца машины - стать автомобилистом, который будет обслуживать ее самостоятельно, нужно научиться внимательно и подробно изучать инструкции, прилагающиеся к той модели АКБ, которая установлена в машине. Доливать электролит при его недостаче следует исключительно дистиллированной водой. Сам электролит заливать в батарею ни в коем случае нельзя.

    Текущий уход

    Уход за аккумулятором автомобиля должен проводиться регулярно, с учетом интенсивности использования машины и тех условий, в которые она попадает во время пути. Так, внешнее состояние батареи следует проверять как можно чаще в том случае, если автомобилист находится в плохих или экстремальных дорожных условиях : осматривать место в машине, куда установлена АКБ, с целью вовремя предотвратить серьезные повреждения корпуса и утечку электролита, возможную при тряске или столкновении с другим объектом. Кстати, это основная причина, . Также необходимо контролировать, не ослабло ли крепление.

    Простой регулярный осмотр можно проводить, не снимая аккумулятор с автомобиля. Но если АКБ нужно зарядить, ее следует вынуть из машины. Корпус тщательно осматривается, чтобы не пропустить возможную утечку электролита. Проверяются отверстия для дренажа, если они загрязнены, их следует очистить. Таким же образом следует регулярно очищать все внешние аккумуляторные отверстия, которые можно увидеть снаружи на батареях.

    При утечке электролита его нужно нейтрализовать, используя для этого обычную соду: как известно, щелочной раствор нейтрализует действие кислоты . Клеммы необходимо смазывать и очищать тем же содовым раствором и время от времени проверять на них уровень напряжения, когда работает автомобильный двигатель. В норме должно составлять от 12 до 14,5 В.

    Зимой и после холодного сезона следует проводить более тщательное обслуживание аккумуляторных батарей. Проведение регулярного технического осмотра АКБ без изъятия ее из машины допустимо. Но, тем не менее, очень желательно почаще снимать аккумулятор при его обслуживании, так как можно осмотреть место, куда он установлен.

    Например, при выкипании электролита в условиях высоких температур он часто затекает в разные места машины, и кислота может разъесть ее внутренность. Место под аккумулятор нужно вымыть, вычистить, смазать преобразователем ржавчины или даже покрасить.

    Как проверить плотность электролита

    Опытные автомобилисты уже давно придумали свою классификацию АКБ, особо выделив «малообслуживаемую» аккумуляторную батарею с открытым доступом к банкам. В данном случае есть возможность проверить уровень электролита в банке, долить воды и поставить на зарядку. Кстати, если в самом начале процесса, скорее всего, уровень электролита изначально был слишком низким.

    Если же в батарее нет отверстий вообще, значит она полностью лишена возможности обслуживания, и такому автомобильному аккумулятору можно помочь только периодически его заряжая.

    В случае, когда приходится иметь дело с «классическим» примером АКБ, а не с , придется научиться самостоятельно определять плотность электролита внутри батареи.

    Уход за необслуживаемым аккумулятором

    Если аккумулятор необслуживаемый, это не значит, что он не нуждается в уходе и контроле его эксплуатации. Несмотря на то, что техническое обслуживание аккумуляторной батареи такого типа очень простое, оно тоже должно проводиться регулярно.

    Корпус необслуживаемых АКБ также тщательно осматривается на предмет возможных внешних повреждений и утечки электролита. Проверяются отверстия для дренажа, и, если они загрязнены, их следует очистить. Таким же образом следует регулярно очищать все части необслуживаемого аккумулятора, не забывая снимать верхние фальш-крышки и протирать их, если они имеются.

    Иногда на батарее пишется, что она необслуживаемая, но как ни странно, доступ к банкам есть. В данном случае в отверстия можно аккуратно доливать дистилированную воду. Возможно, написав на корпусе батареи слово «необслуживаемый», производители рассчитывали на то, что количества электролита хватит на весь срок службы работы аккумулятора. Но так бывает далеко не всегда. Фальш-крышки при их откручивании могут оказаться самыми настоящими, поэтому их рекомендуется проверять более тщательно.

    После зарядки батареи электролиту нужно дать немного остыть перед тем, как снимать показатели его плотности, потому что горячий электролит может давать неточные показания.

    Зимой, когда температура особенно низкая, нужно попытаться максимально облегчить процесс работы стартера и запуска двигателя. Согласно правилам, стартер во время пуска не должен работать больше 15 секунд. Если в первой попытки машину завести не вышло, необходимо обязательно сделать 1- или лучше 2-минутную паузу и повторить запуск снова. Батарею также возможно «раскачать», включив фары дальнего света на 10 секунд, а для более быстрого запуска следует полностью выжимать сцепление.

    Выполняя простые, но необходимые советы по обслуживанию автомобилей, можно увеличить срок их службы, и тогда не придется часто отдавать машну в ремонт. Правильный и регулярный уход не только за автомобилем, но и за его аккумулятором помогут водителю получить максимальное удовольствие и пользу при эксплуатации одного из самых важных средств передвижения.

    Уход за аккумуляторной батареей заключается в периодическом осмотре батареи и поддержании ее в чистоте и в заряженном состоянии.

    Загрязнение поверхности батареи, наличие окислов на клеммах, а также неплотные соединения вызывают быстрый саморазряд аккумуляторной батареи, препятствуют надлежащей ее зарядке и ухудшают условия стар-терного запуска. Частое и длительное пребывание батареи в разряженном или даже полуразряженном состоянии вызывает сульфатацию пластин (покрытие кристаллами сернокислого свинца). Это приводит к снижению емкости батареи и к увеличению ее внутреннего сопротивления. При длительном пребывании в разряженном состоянии батарея в результате сульфатации полностью выходит из строя.

    Для обеспечения правильной работы и долговечности аккумуляторной батареи необходимо прежде всего поддерживать в ней должный уровень электролита. При испарении электролита из его состава уходит вода, поэтому для пополнения убыли электролита следует доливать в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. Понижение уровня электролита также может вызывать сульфатацию обнаженных частей пластин.

    Если нет дистиллированной воды, вместо нее можно употреблять воду, полученную из чистого снега, или дождевую, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Применять водопроводную воду нельзя ни в коем случае, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и др.), которые разрушающе действуют на пластины аккумуляторной батареи.

    При нормальной эксплуатации на автомобиле аккумуляторная батарея постоянно заряжается в процессе работы и не требует дополнительной зарядки. Если же батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась (более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом), то ее следует снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию. Полностью разряженную батарею необходимо ставить на зарядку не позже чем через 24 часа после разрядки.

    При прекращении эксплуатации автомобиля на длительное время, во избежание порчи батареи от саморазряда и сульфатации пластин, ее необходимо снять с автомобиля и полностью зарядить на зарядной станции.

    Хранить заряженную батарею с электролитом следует в прохладном помещении, по возможности при постоянной температуре не ниже минус 25° и не выше 0°, во избежание саморазряда и преждевременного выхода из стр"я бятарей из-за коррозии положительных пластин.

    Бчтареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаряжать током нормального заряда.

    На батареях же, поставленных на хранение при температуре 0°С и ниже, следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита (отнесенной к 15°С) ниже 1,230.

    При остановке автомобиля менее чем на месяц нужно убедиться, что батарея заряжена, и отключить ее, отъединив один из проводов от клеммы.

    Плотность электролита в батарее должна соответствовать климатическим условиям района работы автомобилей, указанным в таблице 9, учитывая температуру замерзания электролита согласно таблице 10.

    При температуре электролита, отличной от 15°С, нужно делать поправку в соответствии с таблицей 10.

    При эксплуатации автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-63 зимой во всех возможных случаях следует утеплять аккумуляторную батарею вой-

    локом или сукном. На автомобилях ГАЗ-12, М-13, М-20 и М-21 аккумуляторную батарею можно не утеплять, так как она подогревается воздухом от двигателя.

    При длительном пребывании автомобилей на открытой стоянке возникает угроза замерзания электролита. В этих случаях батарею следует подзаряжать для поддержания необходимой плотности электролита, указанной is таблицах 9 и 10.

    При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот аккумуляторную батарею снимают с автомобиля и ставят на нормальную зарядку током в 5 с. В конце зарядки, при непрекращающемся токе заряда, нужно доводить плотность до значений, указанных в таблице 9. Это делают в несколько приемов при помощи резиновой груши, отсасыванием электролита из элементов и доливкой дистиллированной воды или электролита плотностью 1,400. Промежутки между двумя добавка-ми воды или электролита должны быть не менее 30 минут.

    Устанавливая аккумуляторную батарею на автомобиль, необходимо соблюдать правильную полярность клемм (положительная клем-ыа больше отрицательной).

    Ежедневный уход.

    Осмотреть аккумуляторную батарею ипри необходимости очистить ее от пыли и грязи.Электролит, пролитый на поверхность батареи,вытереть ветошью, сухой или смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареии наконечники проводов очистить, неконтактные части смазать техническим вазелином илисолидолом.

    Проверить плотность крепления батареи.Барашки, притягивающие рамку крепления,следует затягивать туго от руки, без применения какого-либо инструмента, так как излишняя затяжка может привести к поломке бакабатареи.

    Проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов с клеммами батареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи клемм и образования трещин в мастике.

    4. Прочистить вентиляционные отверстия батареи. Прочищать отверстия следует осторожно, так как под ними находятся отражательные пластины, которые можно повредить.

    После каждой 1000 км пробега, но не реже чем через 10-15 дней зимой и 5-6 дней летом: 1) проверить уровень электролита во всех шести банках аккумуляторной батареи и. если нужно, долить дистиллированной воды;

    проверить плотность электролита дляопределения степени разрядки батареи. Передпроверкой плотности, если производилась доливка воды или электролита в элементы батареи, нужно запустить двигатель и дать емупоработать для подзарядки батареи. При этомэлектролит перемещается и будет однородным;

    проверить надежность присоединенияпроводов аккумуляторной батареи, а такжесостояние бака.

    Один раз в месяц проверить нагрузочной вилкой состояние батареи по напряжению каждого элемента. Напряжение каждого элемента исправной батареи должно оставаться неизменным в течение 5 секунд. Колебание напряжения в отдельных элементах не должно превышать 0,2 в.

    Предупреждение:

    Во время ухода за аккумуляторной батареей необходимо пользоваться только переносной лампой.

    Применение открытого огня, а также замыкание элементов металлическими частямиможет вызвать взрыв гремучего газа, скопившегося в банках батареи.

    Попавшую на кожу кислоту необходимобыстро вытереть насухо и нейтрализовать10-процентным раствором кальцинированнойсоды или смыть сильной струей воды.

    На аккумулятор автомобиля в процессе эксплуатации машины приходится повышенная нагрузка, и именно от того, насколько правильно автовладелец ухаживает за батареей зависит долговечность АКБ и беспроблемность ее эксплуатации.

    Именно севший аккумулятор становится причиной проблем с эксплуатацией автомобиля в зимнее время года. В том случае, если автовладелец неправильно ухаживает за батареей, то подобное приводит к быстрой потери мощности, а уже буквально через несколько лет использования аккумулятора приходится покупать новую дорогостоящую запчасть. Тогда как при обеспечении простого ухода за аккумулятором на протяжении 7-8 лет АКБ не будет доставлять каких-либо хлопот, уверенно заводя автомобиль даже в самый серьезный холод.



    Популярные разновидности аккумуляторов

    В настоящее время на автомобилях устанавливаются два типа аккумуляторов:

    1. Обслуживаемые.

    2. Необслуживаемые.

    В необслуживаемых моделях не требуется контролировать уровень электролита или доливать дистиллят по мере его испарения. Практически все модели необслуживаемых батарей оснащаются специальным газоотводным клапаном, который отвечает за беспроблемность эксплуатации используемого аккумулятора. Время от времени такой батарее требуется дополнительная подзарядка, в особенности перед наступлением зимы, когда к показателям заряда батареи предъявляются повышенные требования. Отметим, что сегодня наибольшей популярностью пользуются именно необслуживаемые аккумуляторы, которые отличаются простотой в эксплуатации, при этом они долговечны и надежны.



    Обслуживаемые модели имеют специальные пробки для проверки текущего уровня электролита. При помощи соответствующих отверстий в аккумуляторе можно долить электролит или проверить показатели плотности жидкости. Несмотря на кажущуюся сложность ухода за такими АКБ, при правильном уходе можно в течение длительного времени эксплуатировать необслуживаемый аккумулятор, который будет уверенно давать ток, необходимый для работы автомобиля.



    Как правильно ухаживать за аккумулятором?

    В первую очередь вам необходимо будет обеспечиться чистоту корпуса АКБ. Не допускайте значительного загрязнения пластиковой поверхности батареи и обращайте внимание на чистоту минусовой и плюсовой клеммы. При длительной эксплуатации клеммы будут окисляться, покрываясь плотным слоем накипи. Такая накипь ухудшает контакт батареи с токопроводящими силовыми проводами, что приводит, как к проблемам с заведением автомобиля, так и с набором мощности во время движения машины.

    Если пластиковый корпус можно протирать смоченной в воде тряпочкой, то клеммы следует обрабатывать нашатырным спиртом и очищать наждачной бумагой. С помощью наждачки и нашатырного спирта вы сможете с легкостью удалить все продукты окисления, обеспечив необходимый контакт клеммы и подключенных к ней проводов.

    На необслуживаемых моделях следует обязательно очищать газоотводное отверстие. Допускать загрязнение такого клапаном запрещается. Также помните о том, что допускать попадания на пластиковую поверхность масла, солярки, бензина или омывающей жидкости не следует. Если же подобное произошло, то следует во избежание воспламенения как можно скорее удалить бензин и масло с поверхности батареи.

    В том случае, если вы не планируете использовать автомобиль в зимнее время года, то следует снять с машины аккумулятор хранить его в отапливаемом и сухом помещении. Помните о том, что длительное нахождение такого неиспользуемого аккумулятора на автомобиле при отрицательной температуре ухудшает его эксплуатационные характеристики. В последующем неправильно хранящийся аккумулятор будет быстро терять свой заряд, и в скором времени придется приобретать новую дорогостоящую батарею.



    Качеству фиксации клемм аккумулятора необходимо уделить должное внимание. Дело в том, что при плохом контакте не редкость проблемы с получением зарядки от генератора, соответственно появляются проблемы с заведением автомобиля.

    Поэтому необходимо раз в месяц проверять качество фиксации силовых проводов на клеммах и при необходимости дополнительно поджимать фиксаторы, обеспечивая полную неподвижность такого соединения.



    Регулярно проверяем уровень электролита

    На обслуживаемых моделях следует регулярно проверять уровень и плотность электролита. В том случае, если уровень уменьшился незначительно, то через заливную пробку следует долить дистиллированную воду. А вот если уровень упал на половину и более, то, с большой долей вероятности, у аккумулятора имеются механические повреждения, что привело к потере герметичность. Эксплуатировать автомобиль с такой поврежденной батареи будет небезопасно.



    Как правильно использовать аккумулятор?

    Многие автовладельцы попросту не знают, как правильно заводить автомобиль зимой, когда заряда аккумулятора едва хватает на том, чтобы прокрутить коленвал. В данном случае не следует пытаться мучать аккумулятор и весь автомобиль, крутя постоянно стартером и пытаясь так завести двигатель. Тем самым вы лишь усугубляет ситуацию, свечи заливаются и в последующем решить проблему одной лишь подзарядкой аккумулятора будет невозможно.


    Для зарядки лучше всего использовать специальные покупные устройства, которые позволяют не только быстро и качественно осуществлять зарядку, но и имеют встроенные вольтметры, что обеспечивает возможность точного контроля зарядки батареи. Стоимость таких зарядных устройств не слишком высока, при этом вы всегда будете уверены в том, что батарея будет полностью заряжена, и в последующем аккумулятор будет длительное время сохранить полученный им заряд. А вот при использовании самодельных устройств для зарядки велик риск подать на аккумулятор повышенное напряжение, что может привести к окислению и сульфатизации пластин, и в последующем использовать такой аккумулятор будет невозможно.



    Заключение

    Правильный уход за аккумулятором не представляет особой сложности. Регулярно осматривайте батарею, протирайте ее влажной тряпочкой, очищайте клеммы при помощи наждачки и при необходимости правильно подзаряжайте аккумулятор в домашних условиях при помощи соответствующих специальных устройств. Всё это позволит обеспечить беспроблемность эксплуатации аккумуляторной батареи, которая прослужит в течение длительного времени.

    – это практически второе сердце в автомобиле и редко, кто о нем вспоминает, пока автомобиль заводится без проблем. Как только аккумулятор перестает держать заряд, заряжать его бывает уже слишком поздно!

    А ведь от правильной эксплуатации аккумулятора, зависит срок его службы.

    Современный аккумулятор может прослужить 3-5 лет, не требуя особого внимания. И, тем не менее, этот срок может быть увеличен или сокращен в зависимости от условий эксплуатации.

    При регулярной эксплуатации автомобиля, аккумулятор постоянно заряжается от генератора. Однако при длительном простое авто или каких-либо неисправностях генератора, электросети и т.д., аккумулятор не получает должный заряд и его нужно будет периодически подпитать (зарядить) при помощи зарядного устройства.

    Как же зарядить автомобильный аккумулятор?

    На практике автомобилисты, как правило, используют три метода зарядки.

    Первый постоянным напряжением.

    Второй постоянным током.

    Третий - комбинированный.

    Влияние этих методов на батарею практически не различается.

    Благо на сегодняшний день, зарядных устройств в магазинах огромное количество – на любой вкус, от ручных до автоматических.

    Важно помнить, что зарядное устройство, которое предназначено для зарядки 12 в. аккумуляторной батареи, должно иметь возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 вольт, так как в противном случае оно не сможет полностью зарядить современный необслуживаемый аккумулятор.

    Заряд при постоянстве тока

    Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 х С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

    Недостаток такого способа - необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

    Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А ч).

    Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов.

    Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

    Заряд при постоянстве напряжения

    При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В - на 85-90%, а при напряжении 16 В - на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

    В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

    По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме.

    Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

    Комбинированный метод

    Большинство выпускаемых в настоящее время зарядных устройств основываются именно на этом методе. Сначала идет заряд постоянным током а заканчивается постоянным напряжением. Нужно сказать, что такие устройства полностью автоматизированы, и не требуют человеческого участия. Вплоть до того, что при полной зарядке аккумуляторной батареи, они сами выключаются.

    Где заряжать?

    Этому аспекту процесса зарядки автомобильного аккумулятора многие не предают должного значения. И напрасно, потому что ни в коем случае нельзя заряжать АКБ в плохо проветриваемом помещении, особенно если речь идет о квартире. Дело в том, что в процессе заряда аккумулятор выделяет сернистый газ, мышьяковистый водород (арсин), сурьмянистый водород (стибин), хлористый водород и другие токсичные вещества.

    Высокая их концентрация вредна для человека, вызывает головную боль, кашель и прочие симптомы ухудшения самочувствия. Более того, все, что выделяет аккумулятор, оседает на мебели, одежде, коврах. Следовательно, свое негативное воздействие на человека эти яды будут оказывать еще долгое время.

    Впрочем, это еще не все. Водород, выделяемый аккумулятором, соединяясь с содержащимся в воздухе кислородом становятся взрывоопасным. Достаточно, порой, лишь небольшой искры, зажженной спички или сигареты. Следовательно, наиболее безопасным местом зарядки автомобильного аккумулятора является улица или же помещение, но хорошо проветриваемое, желательно со сквозняком.