Что такое фаркоп в автомобиле. Что такое фаркоп — назначение, виды, электрика, производство

Рано или поздно любой автовладелец столкнется с проблемой перевозки Наиболее практичным типом кузова для таких вещей является «универсал». Однако грузы бывают разные и не всегда поместятся даже в просторный микроавтобус со сложенными сиденьями. Как быть в такой ситуации? Одно из популярных решений - покупка прицепа. Но вместе с ним приходится устанавливать фаркоп. Что это за элемент и для чего он нужен? Об этом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

Итак, что такое фаркоп? Данный механизм являет собой использующееся для буксировки трейлеров и легких прицепов. Состоит их двух механизмов. Первый - это поперечина. Второй - непосредственно шаровой узел. Последний крепится к балке.

Нужен ли?

Как правило, установка фаркопа актуальная для тех людей, которые ведут активный образ жизни. Благодаря данному устройству можно сцепить «дом на колесах» и отправляться в путешествие. Но это еще не все. Также установка фаркопа актуальна для дачников, которые не хотят гробить свои машины, возя рассаду в салоне или багажнике. Ездить с прицепом приходится и тем, кто занимается строительством дома. Ведь постоянно нанимать машину будет не выгодно, да и не всегда наберется нужный объем груза. А прицеп позволяет перевезти именно столько, сколько нужно.

Некоторые автовладельцы устанавливают фаркоп в качестве защитной функции. По их мнению, при ДТП машина меньше повредится, чем без сцепного устройства. Однако это не так. Удар перейдет не на бампер, а на лонжероны и другие силовые элементы кузова. Поменять бампер куда дешевле, чем вывести геометрию кузова на стапеле. А ведь кривые лонжероны могут стать причиной многих бед. Так, будет сильный износ резины с одной из сторон. Машина будет постоянно «искать дорогу», «вилять задом», что губительно отразиться на безопасности движения. Поэтому подключение фаркопа с целью защитной функции - весьма ошибочное мнение.

Виды по способу крепления

Существует несколько типов данных механизмов. Так, по способу крепления фаркоп на ВАЗ может устанавливаться следующих типов:

  • Фиксированный.
  • Съемный.
  • Фланцевый.

Съемный элемент имеет такую же конструкцию, как и фиксированный. Однако он имеет одно существенное преимущество - в любой момент водитель может отсоединить этот фаркоп. «Шевроле-Блейзер» комплектуется таким съемным устройством штатно. Кстати, в странах Европы запрещено ездить с открытым фаркопом без прицепа. Это обуславливается повышенной аварийностью механизма (ведь при столкновении не сработает ударопоглощающий элемент бампера).

Рассмотрим фланцевый фаркоп. Что это за устройство? Данный механизм крепится на задней части кузова при помощи специальных площадок. Установить фаркоп такого типа можно на четырех или двух болтах. Элемент рассчитан на более высокие нагрузки, нежели съемный. Однако такой мощный механизм не всегда можно установить на легковой автомобиль. Зачастую фланцевыми механизмами оборудуются рамные внедорожники.

По способу конструирования

Различают фаркопы и по этой характеристике. Чаще всего можно встретить элементы с шаром типа «А». Преимущество - быстрый демонтаж конструкции. Убрать шар можно за пару минут, открутив несколько болтов и гаек. Механизм отличается простотой конструкции и надежностью, однако имеет определенные ограничения. Максимальная нагрузка, возлагаемая на него, не должна превышать 150 килограмм. Таким образом, общая масса прицепа с грузом должна быть не более полутора тонн.

Следующий тип конструкции - Н-образный фаркоп. Что это за механизм? Внешне данное тягово-сцепное устройство выглядит так, как показано на картинке выше. Такой фаркоп не имеет конструктивных отличий от предыдущего вида. Однако механизм менее надежен. Выдерживает такие же нагрузки - до 150 килограмм.

Существуют фаркопы и других разновидностей: F и G. Оба типа очень схожи как по цене, так и по конструкции. Однако первый вид имеет 2 положения относительно основания. Это дает возможность корректировки высоты уровня крепления конструкции.

Фаркоп G не имеет такой функции. Исключение составляют механизмы, в которых для крепления используется 6 болтов. Где можно встретить такие фаркопы? Устанавливаются они на большие внедорожники и малотоннажные грузовики, поскольку выдерживают нагрузку прицепа до 3,5 тонн. Менее распространенным является шар типа V. Он более дешевый, нежели два предыдущих варианта, однако рассчитан на нагрузку не более 2,5 тонн. Также здесь нет возможности регулировки высоты положения.

Особенности эксплуатации

Рассмотрим несколько правил, которые позволят продлить срок эксплуатации шарового механизма фаркопа:

  • Следите за наличием смазки. Шар подвергается колоссальным нагрузкам. Чтобы минимизировать износ, обработайте поверхность густой смазкой. Чтобы она не терялась, используйте специальные колпаки и заглушки. Такие элементы продаются в специализированных магазинах. Смазка должна покрывать всю площадь шара.
  • Помните, что при активной эксплуатации на поверхности фаркопа появляется выработка. В результате диаметр шара уменьшается. При малейшем износе требуется заменить данный механизм. Уменьшение диаметра сильно снижает надежность сцепления, что влияет на безопасность движения. Ведь прицеп будет закреплен не полностью.

  • Через 5 тысяч километров и перед каждой дальней поездкой проверяйте надежность соединения болтов.
  • Скорость движения автомобиля на грунтовой дороге с прицепом не должна превышать 30 километров в час. Также требуется уменьшить нагрузку прицепа в два раза.
  • Не превышайте величину допустимой вертикальной нагрузки на шар. Более подробные данные указаны в инструкции к фаркопу.
  • Нельзя изменять конструкцию механизма. Создание нештатных отверстий или другие вмешательства будут губительно влиять на качество сцепления прицепа.
  • Не допускается ремонт трещин путем нанесения сварных швов. Если площадка уже деформировалась, ее требуется заменить. В противном случае новая трещина образуется рядом с местом ремонта предыдущей.

Особенности развесовки

Используя прицеп, важно не только следить за состоянием фаркопа, но и уметь правильно распределять нагрузку. Масса груза в передней части прицепа всегда должна быть больше, чем сзади. Для чего это нужно?

Дело в том, что при неправильной развесовке теряется центр тяжести. В итоге машина на поворотах становится неуправляемой. Пятно контакта задних шин практически нулевое. Поэтому всегда нагружайте перед прицепа больше, чем зад.

Заключение

Итак, мы выяснили особенности такого элемента, как фаркоп. Что это такое, вы теперь знаете. Как видите, это достаточно полезный механизм, который позволяет цеплять прицепы к легковому автомобилю. Однако использование его целесообразно лишь при частой эксплуатации. Если вы пользуетесь прицепом реже, чем раз в месяц, более разумным вариантом будет аренда другого автомобиля для транспортировки грузов.

Фаркопом называют особое тягово-сцепное устройство, которое предназначено для расширения возможностей автомобиля, касающихся транспортировки грузов . Именно он позволяет присоединить к машине прицеп. Если сцепное устройство установлено грамотно и качественно, то оно не только обеспечит надежность груза, но и сохранит опрятный внешний вид автомобиля. Самое время понять, для чего нужен фаркоп, а также что это.

Существует очень большие число водителей, которые наивно полагают, что фаркоп может уберечь автомобиль от серьезных повреждений при ударе сзади. На самом деле, это суждение довольно ошибочное, ведь недаром во многих странах запрещена езда со сцепным устройством без прицепа. А все очень просто, фаркоп крепится к довольно крепким частям кузова, что создает все условия, для того чтобы нанести автомобилю больше повреждений. Поэтому все сцепные устройства делятся на следующие разновидности:

  • Торцевые
  • Сварные

  • Условно съемные (имеются ввиду те, которые устанавливаются посредством болтов)

  • Съемные (закрепляются при помощи специального замка)

Самым распространенным является именно третий вариант, поэтому его стоит рассмотреть отдельно и как можно подробнее . Практически любой автомобиль с завода имеет специальные крепления для установки такого фаркопа в задней части кузова. Данный вид сцепных устройств является одним из самых надежных и обеспечивает полностью неразъемное соединение прицепа и автомобиля.

Но, не смотря на все свои плюсы, применять его рекомендуется все же на машинах, у которых несущей частью является именно рама.

Тем не менее, если обращаться к технике безопасности, то фаркоп должен быть именно съемным. Так как демонтировать и устанавливать условно съемный достаточно сложно. Кроме того, необходимо учитывать, что машины разных марок имеют совершенно различные места крепления сцепных устройств, а значит, подбирать их необходимо индивидуально.

На любом сцепном устройстве должна находиться специальная розетка, которая предназначена для подключения габаритов прицепа, его указателей поворота и стоп-сигналов. Без этих световых приборов, эксплуатация прицепа запрещена.

Фаркоп отвечает за сохранность груза и надежность крепления прицепа, а значит, к нему предъявляются довольно жесткие требования, касающиеся изготовления. В первую очередь создается 3D модель, которая проходит все соответствующие испытания под чутким наблюдением государственных ведомств.

Если модель прошла испытания, то она попадает в серийное производство. В основе этого процесса лежит использование очень точных лазерных режущих станков, а также специальная дробеструйная обработка металлической части.

Весь процесс производства подвергнут жесткому контролю практически на каждом этапе.

Как правильно выбрать сцепное устройство

Мы уже говорили, что самым важным параметром при выборе является ваш автомобиль, которые уже имеет готовые точки крепления. Однако есть такие величины, как вертикальная и горизонтальная нагрузка. Чтобы их рассчитать, нужно знать вот эти характеристики:

  1. Максимальный вес груза
  2. Модель автомобиля
  3. Масса самого прицепа
  4. Состав комплектации авто
  5. Вид ТСУ (фаркопа)

Ни в коем случае нельзя превышать допустимые нагрузки, так как это может стать причиной повреждений не только сцепного устройства, но и кузова автомобиля . Поэтому к подбору этих параметров необходимо отнестись с большим серьезом. Особенно опасна такая неисправность во время движения, так как это может стать причиной ДТП.

Автомобильный фаркоп – это тягово-сцепное устройство (ТСУ), используемое для осуществления буксирования транспортными средствами легкового прицепа с разрешённой максимальной массой до 3,5 тонн.

Разработчики современных легковых автомобилей ориентируются на запросы потенциальных покупателей. Для удобной перевозки грузов при проектировании салона транспортного средства предусматриваются вместительные багажные отделения. Для увеличения вместительности конструкция кресел задних рядов допускает их складывание.

Если груз имеет большие габариты, удобнее перевозить его на отдельном прицепе чем . Для соединения буксирующего транспортного средства и прицепленного к нему передвижного устройства используется ТСУ. Вот, что такое фаркоп и для чего он нужен в автомобиле. А теперь расскажем подробнее об этом устройстве.

Особенности конструкции

Конструктивно на буксирующем автомобиле содержится сцепной шар, связанный с сцепной головкой, крепящейся на дышло буксируемого прицепа. Сцепной шар фаркопа монтируется на нижнюю часть рамы или кузова автомобиля посредством кронштейна.

Конструкционно фаркопы могут иметь определённые отличия. В любом случае обязательным элементом будет прицепной крюк, фиксирующийся на автомобиле крепёжной платформой. Обязательно на конце крюка располагается шар диаметром 5 см. на прицепе крепится зажимное устройство с фиксирующим механизмом.

Прицеп является транспортным средством без двигателя, в движение приводится сцепкой с автомобилем. По допустимой нагрузке различают лёгкие и тяжёлые прицепы. Лёгкие могут нагружаться максимальной массой в 750 кг.

Если разрешённая масса свыше 750 кг, прицеп относится к тяжёлым. Обязательно для всех видов прицепов наличие системы торможения.

При выборе покупаемого фаркопа следует руководствоваться следующими характеристиками.

1. Снаряжённой массой – собственным весом прицепа с запасным колесом, если оно указано в комплектации, без груза.

2. Максимальной разрешённой (полной) массой – устанавливается автопроизводителем с учётом веса полностью снаряжённого транспорта с установленным на нём грузом, занявшим свои места водителем и пассажирами.

Для повышения безопасности движения автопоезда на автомобиль для буксирования прицепа монтируется специализированное тягово-сцепное устройство. Фаркоп в машине должен включать штепсельную розетку для обеспечения электричеством электрооборудования прицепа. Электрика ТСУ за счёт согласующего блока и розеток обеспечивает питанием оптику буксируемого автодома.

Более старые модели вовсе не имели места крепления ТСУ. Практически на всех новых автомобилях точки крепления устройства определены при производстве. Они могут несколько отличаться в зависимости от автопроизводителя, поэтому выбирать себе фаркоп лучше специализированный, фирменный, наверняка подходящий к креплениям на вашей машине.

Что называется вертикальной и горизонтальной нагрузками фаркопа?

Вертикальную нагрузку на фаркоп оказывает дышло прицепа или любое другое оборудование, установленное на крюк сцепного устройства. При этом уточняется наибольшее возможное давление, не снижающее управляемость автомобиля.

Горизонтальную (тяговую) нагрузку на фаркоп автомобиля создаёт масса нагруженного прицепа. Наибольшая допустимая масса не должна влиять на управляемость.

Внимательное отношение к требованиям горизонтальной и вертикальной нагрузки повысит безопасность в экстренных ситуациях на дороге.

На выбор фаркопа влияет качество и характер предполагаемого дорожного покрытия. Твердое (асфальтовое) покрытие оказывает меньшие нагрузки на тягово-сцепное устройство, чем пересечённая местность.

Преимущества современных фаркопов (ТСУ)

Совсем недавно отечественные автомобили и внедорожники оборудовались для буксирования буксировочными крюками, которые монтировались на дышло кузова. При таком монтировании образовывался значительный люфт между крюком и дышлом.

Такая конструкция быстро выходила из строя за счёт высоких ударных нагрузок при старте движения и остановках. Фаркопы современных конструкций показывают в испытаниях переносимость более 2 млн. циклов знакопеременных нагрузок.

Дополнительное антикоррозионное покрытие увеличивает срок их жизни. Современные конструкционные решения фаркопов позволяют в случае отсутствия необходимости в них – снимать или задвигать под днище.

По конструкции сцепные устройства (фаркоп) подразделяют на:

1. сварные;

2. условно-съёмные;

3. съёмные полуавтоматы;

Правильно выбранный и установленный фаркоп обезопасит автомобиль от неприятностей в пути и предупредит траты на эксплуатацию и ремонт.

Кстати, езда с фаркопом без прицепа заграницей запрещена правилами, а вот у нас в России можно его не прицеплять!


Тягово-сцепное устройство (фаркоп) - устройство, предназначенное для буксировки грузовых и легковых прицепов транспортным средством (тягачом). Приспособление используется как для легковых прицепов, так и для грузовых.

Если говорить о том, кто придумал такое название как фаркоп и кто изобрел это устройство, то достоверного ответа не найти. Известно только то, что в Германии используется более общее обозначение слова Anhängerkupplung. О слове фаркоп не упоминается практически ни в одном источнике. Это значение встречается лишь иногда для обозначения рабочей части железной дороги.

В дальнейшем слово приобрело немного иного характера, устройства для прицепки багажа на телеге, управляемой лошадью. Исходя из первого взгляда на данный механизм, то это слово скорее всего состоит из двух слов, таких как: езда и голова. Вот наверное именно поэтому это слово так и назвали без особого вникание и особой фантазии. Часто именно этим можно объяснить другую альтернативу написания фаркопа.

Раньше на грузовиках и различных внедорожниках марки УАЗ в качестве фаркопа использовался буксировочный крюк , функцией которого было удерживание прицепа. Подобная конструкция устанавливалась только на автомобили рамного типа кузова. У данного приспособления были и свои недостатки, например, образовывался люфт, из-за которого увеличивались ударные нагрузки при торможении и начале движения. В следствии чего устройство быстро ломалось (происходило разъединение автопоезда во время движения). Процедура сцепления была не очень легкой, нужно было поставить тяговое устройство сзади так, чтобы крюк оказался напротив дышла прицепа.

В легковушках фаркоп – это сцепной шар (на дышло крепится ответная головка для сцепа). Основное применение таких шаров - буксировка легковых прицепов до 3500кг. Со временем, после введения правил ЕЭК ООН № 55, можно было применять фаркоп беззазорного типа.

Позже на грузовых машинах стали применять европетлю . Преимущество данной конструкции в том, что когда водитель сдает назад, то, благодаря специальному ловителю на дышле, прицеп сам заходит в фаркоп и ориентируется по центру. После чего все происходит в автоматическом режиме: сцепляется и фиксируется. Благодаря шкворню, дышло крепко удерживается в фаркопе. Шкворень - это стержень, который перемещается в вертикальном направлении, это поворотная ось автомобильного колеса. Благодаря конструкции без зазоров и фиксируемого механизма, конструкция превращается в более прочную и надежную, а при наличии ловителя облегчает жизнь водителю.

Также, в некоторых случаях устанавливается так называемая штепсельная розетка, для установки электрооборудования прицепа вилкой. На прицепе обычно имеются фонари габаритов, стоп-сигналов и поворотников, и им необходимо электропитание.

Установка фаркопа - довольно трудоемкий процесс и требует умелых рук и соответствующей квалификации. Лучше всего доверить данную работу профессионалам. Если же вы намерены установить фаркоп самостоятельно - будьте готовы к тому, что потребуется снимать задний бампер, сверлить недостающие отверстия при надобности и возможно пользоваться электросваркой. Скорее всего потребуется смотровая яма и знание электрики для подключения розетки фаркопа. Сложности в монтаж устройства могут внести тюнингованный бампер (обвес) и , так как расположены как раз в предположительном месте нахождения крюка. Помните, что некачественная установка может привести к ДТП на дороге!

В нашей стране многие используют свой автомобиль не только для того, чтобы с максимальным комфортом перемещаться из одной точки в другую, но и для того, чтобы перевозить различные грузы, имеющие относительно небольшую массу и не слишком значительные габариты. Таким автомобилистам, прекрасно известно, что такое фаркоп в автомобиле, поскольку они это несложное, но очень полезное устройство, регулярно и успешно используют. Тем же, которые только собираются влиться в ряды автомобилистов, наверняка совсем нелишним будет поподробнее узнать, что же именно представляет собой эта конструкция, какие ее виды бывают, в чем их преимущества и недостатки.

Фаркоп представляет собой специализированное тягово-сцепное устройство (ТСУ), используемое для буксирования легковых прицепов. Что касается его конструкции, то она может быть различной, но в подавляющем большинстве случаев включает в себя два основных элемента: поперечину и шаровый узел. Крепление поперечины происходит к специальному отверстию, расположенному в раме или кузове транспортного средства. Шаровый узел обычно фиксируется на балке.

Главная и, пожалуй, единственная сфера применения фаркопов - это, как уже было сказано выше, буксирование легковых прицепов. Но, некоторые водители в действительности используют его с другой, «скрытой» целью. Они считают, что при ударе сзади это приспособление способно как-то защитить автомобиль. В действительности же эта убежденность глубоко ошибочна: практика показывает, что в таких случаях кузов автомобиля, в который «въехало» другое авто, повреждается в гораздо большей степени, чем если бы фаркопа не было. Кстати говоря, в некоторых странах правилами дорожного движения вообще запрещено использование фаркопов без прицепов.

Основные виды фаркопов

Главным критерием, на основании которого классифицируются все фаркопы, является тип крепления, поэтому каждый из этих ТСУ принадлежит к одной из следующих категорий:

  • Фиксированные;
  • Съемные;
  • Фланцевые.

Фиксированными являются те фаркопы, которые имеют жесткое крепление к кузову или раме автомобиля и снять которые просто невозможно. Съемные фаркопы, как нетрудно догадаться по их названию, снимать можно, причем сама эта процедура не составляет никакой особой проблемы. Примечательно, что по своим техническим и эксплуатационным характеристикам они практически ничем не отличаются от не съемных. Следует заметить, такими фаркопами некоторые компании-производители комплектуют свои пикапы-внедорожники.

Фланцевые фаркопы можно считать одной из разновидностей съемных. Они фиксируются на специальных площадках, расположенных в задних частях автомобилей, при помощи болтовых соединений. В отличие от «классических» съемных фаркопов они имеют повышенную прочность и предназначаются для транспортировки тяжелых и крупногабаритных грузов.

Существует еще одна достаточно распространенная классификация фаркопов. Она основывается на типе шара, и согласно ей все ТСУ классифицируются по следующим категориям:

  • Категория «A»;
  • Категория «H»;
  • Категории «F» и «G»;
  • Категория «V».

Наиболее распространенными являются фаркопы категории «А». Их отличительной особенностью является то, что шары можно при необходимости легко и быстро снимать: для этого требуется всего лишь отвернуть пару болтов. Фаркопы категории «A» характеризуются практичностью и надежностью, их шары выдерживают нагрузки до 150 килограммов и с их помощью можно транспортировать прицепы весом до полутора тонн.

Фаркопы категории «Н» - это, по сути дела, бюджетный вариант фаркопов категории «A». Они несколько уступают в надежности, но по своим характеристикам практически ничем не отличаются. Что касается категорий «F» и «G», то фаркопы, принадлежащие к ним, различаются только по особенностям регулировки. В изделиях «F» шары могут крепиться по отношению к основанию в двух различных положениях, что дает возможность без труда изменять уровень ТСУ. Для фаркопов «G» регулировка возможна только тогда, когда в конструкции крепления их шаров присутствует не менее шести болтов. Следует отметить, что такие ТСУ имеют достаточно серьезную грузоподъемность (до трех с половиной тонн) и чаще всего монтируются на больших внедорожниках.

В последнее время все большее распространение получают фаркопы с шарами BMA, которые очень легко и быстро снимаются. Кроме того, существует еще одна разновидность ТСУ, которые убираются в бампер. Они, однако, могут устанавливаться только на автомобили американского производства, в которых для них предусмотрены специальные крепления.

Что такое розетка для фаркопа

Как известно, прицепы, которые транспортируются при помощи фаркопов, являются составными частями транспортных средств. Соответственно, на них имеются свои собственные габаритные огни и знаки поворота. Для нормального функционирования они должны быть подключены к бортовой электрической системе автомобиля. Производится это подключение при помощи специальных разъемов для ТСУ, которые в обиходе автомобилисты чаще называют «розетками для фаркопов».