Что лучше зимой автомат или механика. Автомат или механика - что надежнее? Удовольствие от процесса или от результата

Еще одна вечная тема в интернете. Или уже вопрос битв и споров решен? Я сейчас езжу на "механике". Да и вообще на "автомате" никогда не ездил. Но вот в поисках новой машины нацелился все же на "автомат". Многие советуют, однако значительная часть советчиков отговаривают с аргументами, что "автомат" дороже при покупке, при эксплуатации и имеет существенные неудобства.

Давайте обсудим плюсы/минусы "автомата".

Сначала ответьте, на чем вы ездите?

Сейчас читаю вот такую статью на эту тему:


Мифы из глубин веков

Иногда встречаются утверждения о высокой скорости переключения «механики». Это совершенно неверно, точнее, неверно уже лет двадцать как. Раньше «автоматы» действительно переключались очень долго, но МКП прогрессирует медленно, а АКП - быстро.

Сравниться со скоростью переключения преселективов или современных гидроавтоматов механика не может. Даже если это кулачковая коробка, которая «вверх» переходит почти мгновенно. Ведь часть переключений в АКП происходит без разрыва потока мощности, а остальные проходят за сотые доли секунды. Пока коробка исправна, конечно.

Еще часто поклонники «механики» превозносят возможность тонкой работы сцеплением как огромное преимущество. Забывая о том, что для коробки с достаточным динамическим диапазоном и быстрым переключением все эти игры попросту не нужны, она может получить лучшие тяговые характеристики и без лишнего жжения фрикционов.
Да и на бездорожье часто оказывается, что «раскачка» с МКП ничуть не более эффективна, чем этот же прием на «автомате» - с увеличением скорости переключения это преимущество исчезло.

Немного о динамике с МКП

Заявления об особом «чувстве автомобиля» при управлении с МКП встречаются настолько часто, что почти не вызывают возражений. Вроде бы использование ручных коробок в автоспорте уже говорит о том, что вот он - верх инженерной мысли для мощных машин, обеспечивающий лучший контроль.

Есть один нюанс: МКП предписана правилами гонок, и как только правила смягчаются, так сразу гонщики вдруг начинают устанавливать автоматические и полуавтоматические коробки. Да и «секвенталки» с кулачковым зацеплением, которые используют на серьезных спортивных авто, очень далеко ушли от гражданских трансмиссий по скорости переключений, надежности и ресурсу.

Какими положительными драйверскими качествами обладает МКП? Единственное, что делает коробки с ручным переключением более «спортивными» по поведению - это передача контроля над всеми нюансами управления водителю, который знает, куда поедет машина, сколько ему нужно тяги, какой запас по оборотам… И при этом водитель предвидит изменение дорожной ситуации.

Возможности любой электроники по предсказанию действий и пожеланий водителя всегда будут отставать от его мысли. Только не забывайте, что сейчас не только «механика» переключается принудительно. Почти все современные многоступенчатые АКП (и даже, представьте себе, вариаторы!) имеют «ручной» режим работы для тех режимов, когда водитель лучше понимает, что нужно делать. А многие обзавелись еще и очень удобными подрулевыми лепестками, которые могут на пять-шесть секунд подправить автоматически выбранную передачу на желаемую без всяких лишних действий. Например, на Mercedes A-class или скромной Suzuki SX4 New.

Ручного режима АКП в 99 случаев из 100 хватает для совершения маневра. А если передачу нужно держать «до последнего», то есть масса машин с таким вот «честным» ручным режимом коробки, только эта функциональность обычно не очень востребована. Как видите, принудительное переключение уже много лет как не монополия МКП, многочисленные «автоматы» научились копировать эту функцию даже лучше. Разве что специфические приемы управления с полным отключением тяги выжимом сцепления и старт с высоких оборотов остаются за МКП.
Человеческий фактор

А вот минусы «механики» можно перечислять долго. Для начала, у нее обычно меньше динамический диапазон, то есть соотношение минимального и максимального передаточного числа. Если расширить динамический диапазон, то придется увеличивать число передач, и работа двигателя на промежуточных режимах уже будет неэффективной. Шесть передач в современной легковой машине - это разумный максимум, которым может оперировать водитель. Любое увеличение числа передач - бесполезно. Средний водитель просто не будет их все использовать. Водители грузовиков, у которых передач больше десятка, далеко не всегда переключаются оптимально, а ведь там требования к скорости переключения куда ниже, чем у «легковушек».

Пресловутый «разгон до ста» диктует свои требования. Большинство машин сейчас достигают «сотни» на второй передаче, если же требуется еще одно переключение, то машина резко теряет в динамике, и потребитель, который очень ценит этот параметр (наверное, каждый день так на работу ездит) сразу кривит рот в недовольной ухмылке. Фактически это означает, что сделать первые передачи более короткими производитель попросту не может, и «механика» не способна полностью использовать мощность мотора при ускорениях на скоростях 0-120 километров в час. Да и резкие старты обязательно сопровождаются запахом паленого сцепления, передаточные числа первой передачи просто не оставляют других вариантов для интенсивного старта.

В момент переключения неизбежен разрыв потока мощности и скачки момента. А значит, машина хоть немного, но теряет в динамике разгона, а ведущие колеса могут сорваться в скольжение. И чем мощнее двигатель, тем серьезнее эта проблема. Да, недаром Mercedes еще в 90-е годы отказался от установки «механики» на машины мощностью выше 193 л. с. Это было не столько идеологическое, сколько техническое решение. Как только прогресс в развитии АКП позволил отойти от МКП, от нее отказались.
Даже на маломощных моторах необходимость в момент смены передач сбросить тягу до нуля представляет собой проблему, особенно при необходимости резко ускориться. Придется заранее планировать переключения или терять драгоценные доли секунды (а может и целые секунды) на переключение и выход на «рабочие» обороты двигателя. И того хуже: у моторов с турбонаддувом при этом еще и успевает упасть давление турбины, что ухудшает характеристики.

С мощными моторами возможны пробуксовки колес на второй-третьей передачах после переключений, с неизбежной потерей машиной устойчивости. Желание переключаться быстрее вызывает еще более сильные скачки момента и удары в трансмиссии, что может вызывать поломки как самой МКП, так и выход из строя приводных валов, дифференциала и карданов. Не зря тот же АВТОВАЗ позволяет роботизированным коробкам работать с более мощными моторами, чем таким же по «начинке» коробкам с ручным переключением. Робот просто более аккуратен! И эта проблема называется «человеческий фактор».

Люди устают и ошибаются. Это непреложный факт, который не исправить. Ошибаются они и при переключении передач. И пусть опытный водитель проделывает все операции почти автоматически, быстро и абсолютно точно. Но после 50 таких переключений он устанет. В его действиях появится несогласованность, или он будет делать все медленнее, чем мог бы, ну или же удары в трансмиссии станут слишком сильными.

В любом случае, он не будет использовать возможности механики на все 100%. Вот поэтому гонщики при любой возможности стараются ставить автоматизированные коробки - это банально снижает зависимость результатов от состояния гонщика и дает ему сосредоточиться на результате.

Только не кивайте головами те, кто не смог освоить манипуляции сцеплением и рычагом - у спортсменов намного выше нагрузка на водителя и требования к качеству переключений, чем у городских «гонщиков». Для среднего водителя «человеческий фактор» применительно к МКП означает лишь неспособность понять принципы работы трансмиссии, плохую мелкую моторику и невнимание к процессу управления. Впрочем, результат тот же, с поправкой на класс. Или переключения будут медленными, или же машина будет дергаться, как лягушка под током из-за ударов в трансмиссии.

Запас прочности

Надежность, которая обычно преподносится, как большое достоинство МКП, на деле лишь запас на неудачные действия водителя, которые порождают крутильные колебания с моментом в несколько раз большим, чем крутящий момент мотора. Пробуксовки, дрифт и легкий тюнинг для моторов с наддувом быстро выбирают весь запас до нуля, причем даже быстрее, чем в случае с АКП, потому что тут нет ГДТ, который идеально гасит крутильные колебания. И никакие демпферы не смогут с ним сравниться.

Правда, МКП немного проще обеспечить большим запасом прочности и намного легче заменить на более крепкую, если таковая существует. Так что установка максимально прочной МКП - все еще лучший способ справиться с нагрузкой, нежели адаптация более крепкой АКП под тюнинговую машину. Зато в драг-рейсинге АКП пользуется большой популярностью, ведь двух-, трехскоростная конструкция настроена на режим максимальной мощности и выбег, работа куда более простая, чем полноценная отладка на всех режимах движения.

Реальные, а не мнимые преимущества механики

Если вам кажется, что я только что раскритиковал «механику» в пух и прах, то вы ошибаетесь. Я просто не упомянул те достоинства МКП, которые остаются с ней до самого конца, и о которых вспоминают редко.
Часто очень важны массогабаритные характеристики, а они у «механики» традиционно лучше, чем у большинства «автоматов». Особенно важен этот параметр на облегченных спортивных машинах, где каждый килограмм на счету, а более крупная трансмиссия может попросту не влезть. Прогресс АКП сделал эти преимущества не столь заметными, но они все еще существуют.

«Механика» не ограничена по оборотам, что важно для высокофорсированных моторов. А вот «автоматы» с ГДТ не могут эффективно работать на оборотах свыше шести-семи тысяч - катастрофически увеличиваются потери на привод, а масло может попросту порвать «бублик» или вывести его из строя. Но новые «преселективы» с фрикционным сцеплением, сухим или в масляной ванне, не имеют ГДТ и сопутствующих ограничений.
У МКП очень высокий КПД за счет использования подшипников качения и малых потерь на привод маслонасоса или смазку разбрызгиванием. Любой «автомат» имеет чуть большие внутренние потери. Даже «сухие» преселективы пока не могут догнать классические двухвальные МКП, не говоря уже о трехвальных. А гидромеханика отстает еще больше - потери на работу маслонасоса и нагрев масла будут в ней всегда. Но и тут преимущество уже сократилось до минимума.

«Механика» не зависит от давления масла и электроники, а значит, она куда реже выходит из строя сразу, и ее узлы меньше связаны между собой. Отказ одной из передач почти не влияет на работу остальных. Критические отказы случаются реже у «железной» конструкции. Тут АКП противопоставить нечего - чем современнее конструкция, тем «тоньше» ее устройство. Теперь даже ошибка датчика температуры ATF может привести к неправильной работе, а любые загрязнения гидроблока приводят к прогрессирующим отказам механической части.
МКП не требует сложных адаптаций к мотору и машине. Если передаточные числа подходят и есть запас по крутящему моменту, то можно ставить. Минимум точек контакта с бортовой электроникой, все остальные настройки - в голове водителя. АКП как минимум требует «вживления» в штатную электросистему и стыковки с электронным блоком управления, от которого она получает данные по температуре мотора и воздуха, а также крутящему моменту. Для идеального функционирования требуются и сложные доводочные работы, лишь тогда ездовые характеристики АКП окажутся выше, чем у машин с механикой - не будет лишних переключений, перегрузки мотора и динамика станет хорошей. Придется поработать и над системой охлаждения АКП.

Перебрать МКП обычно сложнее, но зато это чисто слесарная задача, не требующая понимания в электронике и гидравлике, сложной диагностике и т.д. От мастера требуется просто собрать узел, придерживаясь размеров и моментов затяжек - и все. С качественными запчастями. Нужен лишь опыт работы с подобными механизмами, а все нюансы учтены уже в самой конструкции.

Ремонт же современного «автомата» - зачастую задача, требующая для начала диагностики «электронной» - посредством сканера считываются показания датчиков коробки и адаптации ее «мозга», прогоняются тесты электронной системы управления. И лишь потом можно что-то разбирать и менять. При обычной разборке - не факт, что проблема будет выявлена. Зачастую гидроблок для полной диагностики неисправности нужно поставить на специальный стенд, замеряющий давление в разных точках при различных режимах работы. В общем, без специальных знаний и инструментов многие поломки просто не устраняются.

Что в итоге?

МЕХАНИКА:

Плюсы механической коробки

1) Разгонная динамика автомобиля с рядовой механикой лучше, чем у автомата. С ней вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее, чем у автомата.

2) При определенном мастерстве вождения и быстром переключении скоростей, а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива, у оппонента сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку - вообще не рекомендуется включать на нейтральную скорость при движении.

3) Требует меньше масла, чем оппонент. В автоматическую трансмиссию нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механическую около 3 литров.

4) Зимой автомобиль легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5) Ремонт. Механический вариант - отремонтировать значительно дешевле, да и сделать могут практически любые, даже не официальные компании.

6) Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

1) Итак, первый минус - это удобство вождения. Начинающие водители очень долго привыкают к механике. Особенно у них плохо получается «трогание с места на автомобиле» , а также движение с места в подъем.

2) Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой, могут запросто спалить сцепление автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, у конкурента такого не произойдет по принципу.

3) Ресурс двигателя. Ресурс двигателя значительно ниже. Все потому что автомат не даст вам «насиловать» двигатель, раскручивать его до предела.

АВТОМАТ

Минусы автоматической коробки

1) Классический вариант разгоняется медленнее, чем механика

2) Имеет всего 4-ре скорости (классический вариант), а механика уже пять.

3) Опять же классический вариант, расходует больше топлива

4) Больше масла в строении

5) Зимой заводится сложнее

6) Стоимость автомобиля дороже, на 30 - 40 тысяч рублей

6) Стоимость ремонта дороже.

Плюсы автомата

Вот про плюсы я хочу поговорить по подробнее, потому как автоматы различны и не стоит их так сказать валить в одну кучу.

1) Разгон различен. Да классический гидротрансформаторный автомат на 4 –ре скорости медлительнее, чем механика. Но сейчас существуют вариаторы и типы на 6 и 7 – ть ступеней с двумя дисками сцепления, они уже не уступают по эффективности, а иногда ее превосходят. Например, вариатор превосходит механику, также как и автоматическая коробка DSG от Volkswagen.

2) Классический (4 – ре передачи) расходует больше топлива, но если взять современные автоматы или вариаторы (на 6 ть или бесступенчатые трансмиссии), то у них уже потребление топлива намного ниже, иногда, даже ниже чем на механике.

3) Удобство вождения автомобиля намного выше. Даже не опытный водитель сможет спокойно без нервов и рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации.

4) Ресурс двигателя и узлов трансмиссии, намного выше - контролирует обороты и не даст перегреть двигатель.

источники

По сути, практически каждый водитель является приверженцем того или иного типа трансмиссии. Кто-то считает, что «механика» - самая честная и драйверская коробка из всех возможных, кто-то предпочитает традиционные «автоматы», так как они комфортнее, а в сочетании с объемным мотором делают авто достаточно быстрым. Отдельная тема - вариатор, ибо этот тип КП создавался в первую очередь с прицелом на комфорт и экономию топлива. В то же время «роботы» с одной стороны являются производной механических трансмиссий, но в последнее время они все чаще примеряют на себя технологии, использованные в «автоматах».

Две или все-таки три?

Итак, первое, с чем надо определиться - сколько педалей нужно водителю: две или три. Если три, вариантов нет - только «механика». В принципе, это вполне удачный выбор. Поскольку, такой тип трансмиссии априори дешев (если, конечно, мы не говорим о специальных спортивных коробках) и достаточно надежен. Но, даже если случится что-то «криминальное», чинить его достаточно просто и относительно недорого. К плюсам также стоит отнести честную, жесткую связь мотора с колесами, что в ряде случаев (при грамотном обращении, разумеется), помогает водителю справляться с довольно серьезными дорожными, но, чаще всего, бездорожными ситуациями.

Минус же у «механики» один, но весьма серьезный - это самая некомфортная трансмиссия из всех. Во-первых, водителю нужно уметь правильно трогаться и правильно переключаться, ибо за эти процессы ответственен именно он. На загородных трассах и при движении по городу со средней скоростью особых проблем у него не возникает, но, стоя в пробке, особенно в вялотекущей, рулевому, увы, приходится куда хуже чем его «автоматизированным» соседям по потоку.

Еще один момент, о котором нужно помнить - необходимость регулярной замены сцепления. Это не дорого, но в большинстве случаев ресурс узла, например, в столице не превышает 50-70 тысяч километров. На авто премиальных марок он может быть в полтора-два раза больше, но купив такую машину, продать ее будет крайне сложно, поскольку покупатели такого рода автомобилей обычно рассчитывают на максимальный уровень комфорта.

Безопасные связи

Собственно, для этого автопром в прошлом веке изобрел автоматическую трансмиссию. Основная цель ее разработки и внедрения - сделать передвижение в авто максимально удобным. Кроме того, существовал тут и технологический аспект - в отличие от МКП, «автомат» исключает постоянную прямую связь между двигателем и колесами, что позволяет ему «переваривать» довольно серьезные нагрузки.

Тем не менее, не все АКП «одинаково полезны». Они различаются по строению, по возможностям, по технологичности. В частности, некоторые новые авто до сих пор оснащают 4-скоростными коробками, тогда как в продаже уже есть машины с 9-ступенчатыми трансмиссиями. Какие-то из них можно переключать вручную, другие же позволяют лишь ограничивать диапазон работы, либо фиксировать конкретную передачу.

Хотя принцип работы у них один и тот же. В распоряжение водителя поступает коробка, которая с помощью вшитой программы управления переключает передачи, руководствуясь датчиками положения педалей, руля и ряда других. От водителя требуется лишь давить на газ или на тормоз и крутить «баранку» в нужную сторону.

Однако у АКП есть и несколько существенных недостатков. Во-первых, они могут быть довольно «тупыми» и медленно реагировать на акселератор. В частности это характерно для старых в техническом плане коробок. Во-вторых, отсутствие жесткой связи двигателя с колесами приводит к тому, что такие КП «жрут» больше топлива. Разница не критична, но, если взять машину С-класса с одним и тем же силовым (например, 2-литровым) агрегатом, в сочетании с «механикой» на 100 км пути она будет потреблять порядка 10 литров бензина, с АКП - около 12-ти.

Да, и починка такого типа КП, как правило, обходится в 6-8 тысяч долларов. Притом, чем сложнее коробка и чем больше в ней передач, тем дороже. С другой стороны, при должном обращении они без особого труда «ходят» по 300-400 тысяч километров.

Гибридные технологии

Достаточно близки к автоматическим коробкам вариаторы (СVT). По принципу управления и исполнению они схожи с АКП, мало того, некоторые из них даже имеют функцию переключения передач, хотя на самом деле эти коробки являются бесступенчатыми. Мало того, в отличие от «автомата», CVT предполагают жесткую связь мотора и колес. В основе лежат два шкива, связанные цепью или ремнем. А, чтобы представить как все это работает, достаточно вспомнить многоскоростной велосипед.

В принципе, вариатор экономичнее «автомата» (хотя и проигрывает по этому параметру «механике»), но, как любая «промежуточная» технология он обладает как преимуществами, так и недостатками обоих типов трансмиссий. По комфорту он равен АКП. Тут те же две педали, электронный блок управления и селектор. В общем, жми на педаль и рули, все остальное сделает коробка. Но в то же время, ее ресурс несколько ниже, чем у АКП, а цена самой трансмиссии вполне сопоставима.

Кроме того, это более «нежный» агрегат, требующий регулярного осмотра и диагностики. Также не стоит забывать и о том, что ремни и цепи, связывающие шкивы фактически являются расходным материалом, и через некоторое время требуют замены. Притом, проверить их износ не вскрыв коробку, невозможно, поэтому, не исключено, что на ТО вам поменяют вполне пригодную для дальнейшей эксплуатации деталь.

Впрочем, не стоит считать, что CVT - тупиковая ветвь развития трансмиссий. Из-а экономичности их очень любят японцы, кроме того, эти коробки очень неплохо прижились на разного рода гибридах, так что развиваться это направление в будущем, видимо, весьма динамично.

Поспешить, насмешить, исправить

Третий тип двухпедальной трансмиссии - «робот». Их два типа - однодисковые и двухдисковые. В первом случае, по сути, мы говорим о модернизированной «механике». То есть конструктивно это та же МКП, но с более сложным узлом сцепления, где переключениями заведуют не водительские руки и ноги, а «специально обученные» актуаторы.

По большому счету, это оптимальный вариант, поскольку сочетает в себе надежность МКП и комфорт АКП, оставаясь при этом достаточно доступным не только при покупке, но и в обслуживании. Диск сцепления, к примеру, тут такой же, как на простой механической коробке и меняется с той же периодичностью. Современные трансмиссии такого типа, как правило, не используют гидроприводы, так что ломаться здесь, в общем-то, и нечему.

Недостаток же заключается в том, что эта КП никогда не будет столь же комфортной, как «автомат» или вариатор, поскольку мы все-таки говорим о механизированном варианте МКП. Для того, чтобы переключить передачу, электронный блок сначала дает команду на размыкание, потом, подключение следующей передачи и потом вновь подключает сцепление. Происходит это довольно быстро, но разрыв мощности остается заметным. Чтобы переключаться плавно, вам придется ездить в ручном режиме, сбрасывая газ при каждой смене передач.

Чтобы избавить роботизированную КП от этого недостатка, около 10 лет назад производители начали внедрять двухдисковые (преселективные) коробки. Принципиально они являются схожими по конструкции агрегатами, но четные и нечетные передачи в них поделены между двумя валами. Грубо говоря, пока водитель выкручивает текущую передачу, коробка раскручивает следующую, и в нужный момент просто ее подключает. На выходе мы получаем комфорт и плавность «автомата» в сочетании экономичностью МКП. Казалось бы идеальный вариант, но...

Этот тип КП использует сцепление. Во-первых, двухдисковый узел на порядок (если не на два) дороже обычного, хотя по факту остается расходником. Кроме того, эти КП у нас считаются неремонтируемыми, хотя стоят, как нормальные современные автоматические коробки. Ресурс - отдельная песня. В Европе такие «роботы» ходят по 200 тысяч километров, у нас же проблемы начинаются задолго до того, как машина разменяет вторую сотню на одометре. Во всяком случае, это касается коробок с «сухим сцеплением», с которыми агрегатируются моторы мощностью до 150 л.с.

Притом, проблема носит массовый характер. Многие связывают это с тем, что к ускоренному созданию таких КП автопроизводителей подтолкнула инициированная мировым сообществом экологическая гонка, из-за которой они были вынуждены в авральном порядке искать пути к снижению расхода топлива и выбросов двуокиси углерода, оснащая автомобили недостаточно проверенными технологиями и агрегатами. Одним из них и являются двухдисковые коробки. Но, опять же, это не значит, что данный тип трансмиссии плох априори. Преселективные коробки с мокрым сцеплением, предназначенные для моторов средней тяги и мощности (обычно от 170 до 220 л.с.), гораздо надежнее «сухих» собратьев, так что здесь не все потеряно.

Споры о коробках переключения передач в автомобилях вряд ли утихнут. Механическая коробка сильно отличается от автоматической, поэтому оба типа трансмиссии – предметы дискуссий. Прежде чем ответить на волнующий вопрос, стоит лучше в них разобраться.

Как работают обе КПП

Принцип управления автомобиля с МКПП – самостоятельное переключение передач. Сначала включается нейтральная скорость, затем выключается сцепление, а после включения передачи авто едет. Нужно трогаться с первой передачи, а по мере необходимости переключать их через нейтральную скорость, выключая сцепление.

О необходимости переключения передачи говорит мотор. Если его перегрузить, то есть ехать на большой скорости при неподходящей передаче, вы услышите характерный звук. Если ехать на низкой скорости при неподходящей передаче, авто заглохнет.

У авто с АКПП другой принцип. Машина на классическом автомате сама переключает передачи. Нужно регулировать режим и по мере необходимости нажимать две педали – «газ» и «тормоз». Если тип автомата – типтроник, у водителя появляется возможность самостоятельно переключать передачи. При этом авто адаптируется под манеру езды того, кто им управляет.

Существуют автомобили-гибриды с АКПП. У них такое же количество передач, как на механике, но переключаются они автоматически. Проблема таких авто – менее плавные переключения передач, чем у автомобиля с классической АКПП.

Вариатор – это удобнейший тип АКПП. Можно сказать, переключение передач вообще не происходит, ведь коэффициент передачи изменяется максимально плавно. Ездить на машине с данным типом АКПП удобно.

Что лучше механика или автомат и почему: плюсы и минусы

Механическая КПП имеет немало преимуществ:

  • Цена. Здесь речь идет о стоимости автомобиля и ремонте. Такой автомобиль гораздо проще и, следовательно, дешевле ремонтировать. Цена тоже будет ниже, чем такого же, только с автоматом.
  • Экономия масла. Авто на механике требует не более трех литров, а для содержания машины на автомате нужно от пяти до десяти литров.
  • Экономия топлива. Если авто с механической коробкой передач будет катиться на нейтральной скорости, ничего плохого с ним не произойдет. При этом экономится немало топлива. На машине с автоматом так ездить не рекомендуется.
  • Длительность срока эксплуатации. Авто на механике способно прослужить дольше, чем автомат.
  • Буксировка. Машину на механике перемещается при помощи эвакуатора и на жесткой или гибкой сцепке.
  • Запуск двигателя даже в сильный мороз. Авто на автомате заводятся зимой хуже.
  • Отличная разгонная динамика. Она быстрее, чем у машин с АКПП.
  • Буксовка в зимний период. Буксовать в снегу на автомате крайне не рекомендуется.

У МКПП есть недостатки:

  • Неудобство. Водить авто на автомате проще.
  • Малый срок эксплуатации двигателя. Автомобиль на коробке автомат не позволяет злоупотреблять возможностями двигателя, а машины на механике таким качеством не обладают.
  • Риск перегрузки мотора. Если невнимательный или неопытный водитель не будет правильно переключать передачи, мотору придется работать на повышенных оборотах.
  • Риск порчи сцепления. Частое бесполезное нажатие педали сцепления причиняет вред автомобилю.

Автомобили с АКПП хвалят не зря. Вот ряд их достоинств:

  • Удобство. Вождение такого авто можно по праву назвать легким.
  • Контроль оборотов. Он предусмотрен в авто с АКП для того, чтобы двигатель не перегревался.

По поводу разгона и расхода топлива тоже немало споров. Их смогут разрушить факты. Классический автомат вряд ли разгонится быстрее механики, но вот машина на АКПП с шестью или семью передачами и парой дисков сцепления запросто покажет свое преимущество перед МКПП.

Это касается и расхода топлива. Машина на классическом автомате требует больше топлива, на механике, но авто на АКПП с шестью или семью передачами окажется экономичнее.

Перед вами минусы авто на автомате:

  • Проблемы с запуском двигателя в зимний период. Даже дорогие авто с АКПП заводятся хуже, чем бюджетные машины с механической коробкой передач.
  • Частота замены масла.
  • Высокая стоимость авто и ремонта.

Механика или автомат для новичка и всех остальных

Обратите внимание на список особенностей водителей и рекомендации по выбору коробки переключения передач:

  • Новичок. Начинающему водителю комфортно ездить на авто с автоматом. Оно особенно подойдет в случае, если человек приобретает личный транспорт с АКПП и не собирается ездить на другом.
  • Водитель, садящийся за руль редко. Те, кто ездят нечасто, периодически «теряются» и забывают то, чему учили в автошколе. Автомат – отличный вариант.
  • Водитель, ездящий по центру города. Пробки, заторы и бешеный ритм сочетаются с авто на АКПП.
  • Водитель, живущий в регионе с холодным климатом. Чтобы ежедневно не сталкиваться с проблемами запуском двигателя при морозе, стоит приобрести машину на механике.
  • Водитель, которому приходиться часто ездить по загородным трассам. Такому человеку подойдет авто на механике.

Итог

Водителям, которые еще не знакомы с автоматической коробкой переключения передач, стоит знать о ее особенности. При вождении машины с АКПП скорость чувствуется хуже, поэтому новичкам не рекомендуется разгоняться.

Еще один интересный факт – адаптироваться к автоматической коробке проще, чем к механической. Если вы ездили на машине с первым вариантом трансмиссии, осторожничайте, «пересаживаясь» во вторую.

Делайте выбор сами, учитывая требования и предпочтения. На вопрос нельзя ответить однозначно, ведь и у механической, и автоматической КПП есть недостатки и достоинства.

Человек думает над тем, что для него будет лучше - механика или автомат. Это решение существенно влияет на выбор машины для постоянного пользования. Однозначного и единственно правильного ответа здесь нет. Каждый водитель должен взвесить все «за и против» прежде, чем выбирать МКПП или отказываться от неё, проанализировать преимущества, недостатки каждой трансмиссии и сделать соответствующие выводы.

Разделение АКПП на подвиды

Прежде чем перейти к главному нашему вопросу, необходимо сделать небольшое отступление и разобраться в разновидностях АКПП.

  1. Гидромеханическая коробка передач (обычный автомат) имеет простую конструкцию и элементарный принцип работы. Задача водителя сводится к управлению педалями газа и тормоза, и своевременно переключать селектор в необходимый режим. Именно этот тип трансмиссии открыл эру автоматизированных механизмов для переключения скоростей. Он не был совершенен по причине повышенного расхода топлива.
  2. АКПП «вариатор» имеет два шкива: один с постоянным размером, а второй - с переменным. Передачи переключаются очень плавно и совсем незаметно для водителя. Казалось бы, что может быть лучше? Но очень высокая стоимость таких механизмов, непозволительность буксования, присутствие механического трения внутри коробки, высокие потери энергии, большие топливные расходы заставили инженеров работать над созданием более совершённых механизмов.
  3. Роботизированная механика управляется специальными программами и электронным блоком. Здесь уже нет тех проблем, которые присутствуют в вышеописанных . Топливо экономится, скорости переключаются быстро, даже разгон не занимает много времени. Для спокойного вождения этот вариант является идеальным. Можно было бы утверждать, что именно эта коробка передач является лучше всех остальных, вот только конструкторы Volkswagen изобрели новый механизм для переключения скоростей, который оказался ещё лучше.
  4. Роботизированная механика класса DSG. Вот она - идеальная автоматическая система, у которой очень сложно найти недостатки, если отбросить высокую стоимость и нежелательность пробуксовок. Но эти моменты являются стандартными для каждой автоматической КПП.

С какой трансмиссией удобнее ездить

В этом вопросе наблюдается единогласие между сторонниками различных коробок передач. Автомат в этом смысле превосходит своего ручного конкурента - МКПП. Особенно остро это ощущается в крупных городах с большой плотностью автомобилей на магистралях. Передвижение в тянучке требует постоянного и создаёт необходимость часто выжимать педаль сцепления. Понятное дело, что все эти действия не самым положительным образом влияет на состояние автомобиля и способствует его быстрому износу. Совсем другое дело - АКПП. Этот механизм позволяет чувствовать себя спокойно, расслабленно, не переживать за вероятность остановки двигателя в самый неподходящий момент (а в автомобильных пробках каждый момент является неподходящим). Если для вас комфорт вождения стоит на первом месте, то механика точно не для вас.

Не добавляет удобства водителям и наличие третьей педали. Автомобиль - это, в первую очередь, средство для комфортного передвижения. Ни о каких неудобствах даже речи быть не может. Если технический прогресс позволяет перенести часть водительских обязанностей на электронные системы, то глупо не воспользоваться такими возможностями. Автоматическая коробка передач позволит направить все внимание на дорогу, а не на рычаг переключения скоростей и правильное выжимание педали сцепления.

С какой коробкой передач динамика лучше

Такого единодушия, какое наблюдалось в первом вопросе, уже не будет. Когда дело касается динамики, то мнения по поводу того, какая коробка передач лучше, сильно отличаются друг от друга. Поклонники механического механизма переключения скоростей приводят в качестве убедительных доводов возможность полного раскрытия потенциала, который заложен в мотор. Также механика позволяет быстро ускоряться в тех случаях, когда это необходимо для водителя.

Со всеми этими доводами сложно не согласиться, но стоит брать во внимание тип автоматической трансмиссии, которая используется в автомобиле.

  1. Вариатор демонстрирует низкие характеристики резвости машины, уступая любой МКПП. А вот плавность демонстрирует исключительную.
  2. Роботизированная и гидротрансформаторная АКПП составляет достойную конкуренцию своим механическим собратьям, хотя и здесь сложно придерживаться одного мнения. На работу трансмиссии оказывает существенное влияние качество исполнения управляющей электроники.
  3. Наличие в коробке автомат режима Sport повышает динамичность автомобиля на несколько пунктов.

Управление роботизированной коробкой передач осуществляется с помощью специальных программ

И вновь мы сталкиваемся с неоднозначностью, которая не позволяет выделить тот тип коробки передач, которая подарит водителю безукоризненную динамику. Если производитель вашей будущей машины сэкономил на формировании связки мотора с КПП, то о чудесах говорить не приходится. Если заглянуть в салон дорогих, спортивных авто, а лучше сесть за руль и провести тест-драйв, то динамика будет зашкаливать. Все упирается в стоимость автомобиля, а соответственно и . Бюджетный автомобиль и даже представитель среднего класса могут «похвастаться» дешёвыми АКПП с небольшим набором ступеней. Такие механизмы сознательно «придушиваются» автопроизводителями, которые таким образом стремятся ограничить проявление лихачества на дорогах и компенсировать неопытное вождение.

Сколько уходит топлива

Может показаться, что с этим вопросом сложностей возникать не должно. Смотрим на данные по расходу топлива из технических характеристик автомобилей с различными коробками передач и сравниваем их. Автомат немного увеличивает количество расходуемого бензина, ведь на функционирование этого устройства требуется энергия. Инженеры автомобильных компаний не перестают работать над созданием экономичных технологий, которые окончательно вытеснят МКПП с автомобильного рынка. Взять хотя бы систему «старт-стоп», которая уже хорошо известна многим автомобилистам.


Механизм автоматической коробки переключения передач в разрезе

В то же время встречается немало водителей, которые пользуются МКПП и расходуют такое количество топлива, которое превосходит любой автомат. Такой нонсенс имеет место при активной езде, которая сопровождается частыми перегазовками, резким увеличением скоростного режима и неожиданным торможением. Если вы относитесь именно к такой категории водителей, то сэкономить на топливе за счёт выбора авто с МКПП вам не удастся. Может быть лучше для вас будет ориентироваться на хорошую автоматическую трансмиссию.

Экономичный вариант трансмиссии

Достойным экономичным вариантом является роботизированная коробка передач, оборудованная двумя сцеплениями. Такой механизм ещё называют преселективным. Бывает, что производители машин вводят свои обозначения, но часто встречается следующая комбинация символов - DSG. Такой автомат работает следующим образом: в то время, как один из дисков сцепления посылает тягу на колёсную базу, второй диск находится в готовности стать ему заменой. В результате такой схемы наблюдается быстрое переключение передач скорости. Двигатель может в постоянном режиме поддерживать необходимое количество оборотов за счёт большого количества передач (от 6 до 8). Такая коробка передач лучше всего подходит для экономного водителя.

Преодоление сложных ситуаций на дороге

Пока Россия не может похвастаться хорошими дорогами, водителям приходится обращать внимание на то, как трансмиссия будет вести себя в условиях бездорожья. Можно сказать, точно - механика предоставляет автовладельцу больше шансов выбраться из песочной или снежной западни. При умелом обращении МКПП может превратиться в послушный и чуткий механизм, который будет точно реагировать на управление со стороны водителя.

АКПП в этом смысле проигрывает, поскольку она подчиняется чётко прописанному алгоритму, который не предусматривает выхода из подобных нестандартных ситуаций. Но и здесь есть приятные исключения, например, Land Rover и некоторые другие внедорожники. Здесь, как правило, устанавливаются такие АКПП, которые можно перенастроить под сложившиеся условия. Добавим сюда умный полный привод и получим автомобиль, для которого нет плохих дорог. За такие технологии придётся хорошо заплатить.

Есть ещё один вариант, который предполагает выбор автомат коробки передач без опасения застрять в первом сугробе. Наличие дополнительных режимов, например, зимнего. Он может предполагать ограничение тяги, которая подаётся на ведущую колёсную базу. Как бы сильно ни была вдавлена педаль акселератора, вероятность пробуксовки будет сведена к минимуму. Некоторые автомобили могут начать движение со второй передачи.

Сложности с ремонтом

Когда возникают или ломается коробка передач, то понимаешь, что лучше иметь авто с МКПП. Если из строя вышел двигатель, то буксировка машины с АКПП выполняется крайне осторожно. Этот процесс возможен, но расстояние не должно превышать 30 км, максимальная скорость 50 км/час, а нейтральный режим включён до тех пор, пока авто не будет доставлено к специалистам. Если двигатель вообще не подаёт никаких признаков жизни, то автомобиль придётся грузить на погрузчик. Запуск с буксира или «толкача» допускает только механика. В этом смысле она лучше своего электронного оппонента.

Автомат отремонтировать дорого и сложно. Не так много имеется мастеров, которые хорошо разбираются в устройстве электронных трансмиссий и готовы будут устранить любую поломку.

Стоимость и расходы на эксплуатацию

АКПП - это удовольствие дорогое. Во-первых, повышает стоимость автомобиля, а, во-вторых, характеризуется дорогостоящей эксплуатацией и обслуживанием. Замена масла в автоматической коробке передач требуется проводить часто. В среднем на каждые 60 тыс. км. В то время как с МКПП этот промежуток увеличивается до 90 тыс. пробега. Также разнится и объём масла, который потребуется для замены. На автомат уйдёт до 9 литров, а механика потребует не больше 3.

Как видите сами, финансовая сторона вопроса играет не в пользу АКПП. Но как говорится, за удовольствие и комфортную езду на автомобиле нужно платить. Стоит ли сопротивляться техническому прогрессу, когда он стремится сделать нашу жизнь лучше? Мы давно сменили счёты на электронную технику, впустили в свою жизнь смартфоны и гаджеты, отдали часть своих домашних дел электронным устройствам и постоянно делаем свою жизнь более комфортной благодаря техническим новинкам.

Так может быть механика в автомобилях отживает своё и пришло время стать ей частью нашей истории? От этого никуда не деться, МКПП в один момент исчезнет с автомобильного рынка, уже некоторые автомобильные концерны полностью отказываются от производства трансмиссий такого типа. Вероятно, лет через десять только на профессиональных гоночных машинах будет установлена механика для того, чтобы водитель смог продемонстрировать своё мастерство в управлении подобными механизмами.

Споры о коробках переключения передач в автомобилях вряд ли утихнут. Механическая коробка сильно отличается от автоматической, поэтому оба типа трансмиссии — предметы дискуссий. Прежде чем ответить на волнующий вопрос, стоит лучше в них разобраться.

Выбирайте КПП в зависимости от своих привычек и потребностей

Принцип управления автомобиля с МКПП — самостоятельное переключение передач. Сначала включается нейтральная скорость, затем выключается сцепление, а после включения передачи авто едет. Нужно трогаться с первой передачи, а по мере необходимости переключать их через нейтральную скорость, выключая сцепление.

О необходимости переключения передачи говорит мотор. Если его перегрузить, то есть ехать на большой скорости при неподходящей передаче, вы услышите характерный звук. Если ехать на низкой скорости при неподходящей передаче, авто заглохнет.

У авто с АКПП другой принцип. Машина на классическом автомате сама переключает передачи. Нужно регулировать режим и по мере необходимости нажимать две педали — «газ» и «тормоз». Если тип автомата — типтроник, у водителя появляется возможность самостоятельно переключать передачи. При этом авто адаптируется под манеру езды того, кто им управляет.

Существуют автомобили-гибриды с АКПП. У них такое же количество передач, как на механике, но переключаются они автоматически. Проблема таких авто — менее плавные переключения передач, чем у автомобиля с классической АКПП.

Вариатор — это удобнейший тип АКПП. Можно сказать, переключение передач вообще не происходит, ведь коэффициент передачи изменяется максимально плавно. Ездить на машине с данным типом АКПП удобно.

Что лучше механика или автомат и почему: плюсы и минусы

Механическая КПП имеет немало преимуществ:

  • Цена. Здесь речь идет о стоимости автомобиля и ремонте. Такой автомобиль гораздо проще и, следовательно, дешевле ремонтировать. Цена тоже будет ниже, чем такого же, только с автоматом.
  • Экономия масла. Авто на механике требует не более трех литров, а для содержания машины на автомате нужно от пяти до десяти литров.
  • Экономия топлива. Если авто с механической коробкой передач будет катиться на нейтральной скорости, ничего плохого с ним не произойдет. При этом экономится немало топлива. На машине с автоматом так ездить не рекомендуется.
  • Длительность срока эксплуатации. Авто на механике способно прослужить дольше, чем автомат.
  • Буксировка. Машину на механике перемещается при помощи эвакуатора и на жесткой или гибкой сцепке.
  • Запуск двигателя даже в сильный мороз. Авто на автомате заводятся зимой хуже.
  • Отличная разгонная динамика. Она быстрее, чем у машин с АКПП.
  • Буксовка в зимний период. Буксовать в снегу на автомате крайне не рекомендуется.

У МКПП есть недостатки:

  • Неудобство. Водить авто на автомате проще.
  • Малый срок эксплуатации двигателя. Автомобиль на коробке автомат не позволяет злоупотреблять возможностями двигателя, а машины на механике таким качеством не обладают.
  • Риск перегрузки мотора. Если невнимательный или неопытный водитель не будет правильно переключать передачи, мотору придется работать на повышенных оборотах.
  • Риск порчи сцепления. Частое бесполезное нажатие педали сцепления причиняет вред автомобилю.

Автомобили с АКПП хвалят не зря. Вот ряд их достоинств:

  • Удобство. Вождение такого авто можно по праву назвать легким.
  • Контроль оборотов. Он предусмотрен в авто с АКП для того, чтобы двигатель не перегревался.

По поводу разгона и расхода топлива тоже немало споров. Их смогут разрушить факты. Классический автомат вряд ли разгонится быстрее механики, но вот машина на АКПП с шестью или семью передачами и парой дисков сцепления запросто покажет свое преимущество перед МКПП.

Это касается и расхода топлива. Машина на классическом автомате требует больше топлива, на механике, но авто на АКПП с шестью или семью передачами окажется экономичнее.

Перед вами минусы авто на автомате:

  • Проблемы с запуском двигателя в зимний период. Даже дорогие авто с АКПП заводятся хуже, чем бюджетные машины с механической коробкой передач.
  • Частота замены масла.
  • Высокая стоимость авто и ремонта.

Механика или автомат для новичка и всех остальных

Обратите внимание на список особенностей водителей и рекомендации по выбору коробки переключения передач:

  • Новичок. Начинающему водителю комфортно ездить на авто с автоматом. Оно особенно подойдет в случае, если человек приобретает личный транспорт с АКПП и не собирается ездить на другом.
  • Водитель, садящийся за руль редко. Те, кто ездят нечасто, периодически «теряются» и забывают то, чему учили в автошколе. Автомат — отличный вариант.
  • Водитель, ездящий по центру города. Пробки, заторы и бешеный ритм сочетаются с авто на АКПП.
  • Водитель, живущий в регионе с холодным климатом. Чтобы ежедневно не сталкиваться с проблемами запуском двигателя при морозе, стоит приобрести машину на механике.
  • Водитель, которому приходиться часто ездить по загородным трассам. Такому человеку подойдет авто на механике.

Итог

Водителям, которые еще не знакомы с автоматической коробкой переключения передач, стоит знать о ее особенности. При вождении машины с АКПП скорость чувствуется хуже, поэтому новичкам не рекомендуется разгоняться.

Еще один интересный факт — адаптироваться к автоматической коробке проще, чем к механической. Если вы ездили на машине с первым вариантом трансмиссии, осторожничайте, «пересаживаясь» во вторую.

Делайте выбор сами, учитывая требования и предпочтения. На вопрос нельзя ответить однозначно, ведь и у механической, и автоматической КПП есть недостатки и достоинства.