Бронированные разведывательно дозорные машины камаз 43269 дозор. Денис мокрушин

В 2013 году Камский автомобильный завод впервые представил свою новую разработку – бронированный автомобиль КамАЗ-53949. Эта машина предназначается для перевозки личного состава и грузов, а также для их защиты от стрелкового и взрывных устройств. В настоящее время специалисты ведут испытания и доводку этого броневика. Ориентировочно к 2018 году планируется развернуть серийное производство новой техники в интересах министерства обороны и министерства внутренних дел.


Броневик КамАЗ-53949 представляет собой защищенный автомобиль с колесной формулой 4х4 и корпусом, защищающим от пуль и взрывных устройств. По некоторым данным, машина разрабатывается в качестве платформы, на базе которой будут строиться модификации техники для различных заказчиков. К примеру, МВД и Минобороны смогут закупать броневики в различной комплектации, с разными характеристиками и возможностями, соответствующими требованиям заказчика.

Машина КамАЗ-53949 разрабатывается с широким использованием наработок по проектам бронетехники семейства «Тайфун», реализуемым Камским автозаводом в настоящее время. По этой причине новый броневик нередко именуют «Тайфуненком». Кроме того, известно о существовании названия «Патруль-А». По некоторым данным, такое имя получила модификация броневика для внутренних войск и министерства внутренних дел.

Бронеавтомобиль КамАЗ-53949 должен перевозить до двух тонн груза или до десяти человек, включая экипаж. Это сказалось на его размерах и массе. Длина машины достигает 6,4 м, ширина – 2,5 м, высота – 3,3 м. Клиренс – 433 мм. Снаряженная масса броневика составляет 13,7 т, полная – 15,7 т. Габариты и вес машины сформированы с учетом требований к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами и вертолетами. Броневик может транспортироваться самолетами Ил-76, Ан-124 или вертолетами Ми-26.



Машина оснащается корпусом типа фургон с традиционным для такой техники размещением объемов. В передней части, внутри бронекожуха-капота, находится двигатель, а остальные объемы отданы под размещение экипажа и десанта либо грузов. Корпус соответствует 3 уровню стандарта STANAG 4569 и защищает экипаж от бронебойных пуль патрона 7.62х54R. Также обеспечивается защита от осколков артиллерийских снарядов или взрывных устройств.

Днище корпуса имеет специальную V-образную форму, предназначенную для отведения взрывной волны в стороны от обитаемого объема. Заявлена возможность спасения экипажа при подрыве 3 кг тротила под колесом или любым участком днища.

В корпусе предусмотрен набор дверей для посадки и высадки экипажа и десанта. В бортах корпуса имеются четыре двери для водителя и трех пассажиров, размещающихся в передней части машины. Еще одна дверь находится в кормовом листе. Ее должен использовать десант, размещающийся в кормовой части машины. В крыше десантного отделения предусмотрены два люка. Все двери оснащены окнами с бронестеклами. Для сохранения внутренних объемов блоки стекла помещены на внешней поверхности корпуса. Кроме того, имеются два стекла в бортах десантного отделения. Водитель располагает крупным лобовым стеклом.

Под капотом броневика КамАЗ-53949 находится дизельный двигатель американского производства Cummins 6ISBe 350 P-6 мощностью 350 л.с.. Автоматическая коробка передач поставлена американской компанией Allison. В ходовой части используется независимая гидропневматическая подвеска с автоматической подкачкой колес. Машина оснащается пулестойкими бескамерными шинами размерности 14.00 R20. По имеющимся данным, шины с пробоинами должны обеспечивать движение со скоростью до 50 км/ч и позволять проехать не менее 50 км.





Бронеавтомобиль «Тайфуненок» на шоссе должен развивать скорость до 100 км/ч. Запас хода, согласно некоторым источникам, не менее 800-850 км.

Внутри бронекорпуса машины имеются десять сидений для экипажа и десанта. Для повышения уровня защиты используются специальные «противоминные» кресла, поглощающие часть энергии взрыва под машиной. В передней части обитаемого объема располагаются водитель и командир. За ними имеются еще два места для десантников. Шесть кресел установлены вдоль бортов десантного отделения. Ввиду использования V-образного днища корпуса десантники должны сидеть лицом друг к другу. Такая посадка позволила использовать сравнительно узкую кормовую дверь.

Приборная доска броневика оборудована, что называется, по последнему слову техники. Для вывода информации используются два жидкокристаллических дисплея. Один располагается на приборной доске, над рулевой колонкой, второй – справа от руля. При этом на доске сохранены индикаторы и переключатели привычной конструкции.

Для удобства посадки в сравнительно высокую кабину на корпусе предусмотрен набор ступенек. На ранних фотографиях броневика-прототипа под бортовыми дверями находились ступеньки характерной рамной конструкции. На более поздних изображениях видно, что они были заменены широкими откидными ступеньками. Под кормовой дверью на шарнире крепится лестница. Для посадки и высадки ее нужно опускать. При этом конструкция кормовой лестницы вызывает определенные вопросы. Например, не совсем понятно, как предлагается поднимать ее после посадки экипажа и десанта в машину и опускать во время экстренной высадки. Возможно, в конструкции предусмотрены некие механизмы для подъема и опускания лестницы, однако точных данных на этот счет пока нет.

На крыше корпуса броневик КамАЗ-53949 имеет посадочное место для установки боевого модуля с дистанционным управлением. Машина может вооружаться различным стрелковым оружием, вплоть до крупнокалиберных пулеметов и автоматических гранатометов. В нынешнем состоянии «Тайфуненок» не имеет амбразур для стрельбы из личного оружия. Для самообороны и уничтожения целей, по-видимому, предлагается использовать только боевой модуль.

К настоящему времени существует только один экземпляр бронеавтомобиля КамАЗ-53949. Сейчас этот прототип проходит предварительные испытания. Кроме того, в Набережных Челнах строится еще один опытный броневик, который в дальнейшем присоединится к испытаниям. Какие-либо результаты испытаний еще не оглашались. Вероятно, испытания первого прототипа находятся на тех стадиях, когда рано подводить итоги и делать выводы.

Известно, что бронеавтомобиль КамАЗ-53949 может быть доработан по требованию тех или иных структур, желающих заказать его. Так, сухопутные войска требуют заменить гидропневматическую подвеску на пружинную, сократить количество электроники, а также принять иные меры по упрощению машины. Воздушно-десантные войска, в свою очередь, желают получить технику с возможностью десантирования с самолетов. По желанию иных структур в конструкцию могут быть внесены и другие изменения, призванные привести броневик в соответствие с требованиями заказчика.

В то время как первый прототип броневика «Тайфуненок»/«Патруль-А» находится на испытаниях, проект столкнулся с неожиданными трудностями. Одна из особенностей предлагаемой машины такова, что при определенном негативном стечении обстоятельств может поставить крест на всех работах. Дело в том, что в конструкции броневика КамАЗ-53949 широко используются зарубежные комплектующие. Двигатель и коробка передач закупаются в США, элементы подвески в Ирландии, а «противоминные» кресла поступают из Великобритании. Даже бескамерные шины закуплены за рубежом, у французской фирмы Michelin.

Таким образом, дальнейшая судьба проекта КамАЗ-53949 в определенной мере зависит от планов руководства ряда зарубежных государств. В настоящее время на фоне украинского кризиса некоторые зарубежные страны ввели санкции в отношении России. Если Вашингтон, Лондон или Париж, вдобавок к существующим санкциям, решат прекратить любое военно-техническое сотрудничество с российскими предприятиями, то новый отечественный броневик рискует остаться без некоторых важнейших комплектующих.

По имеющимся данным, к настоящему времени Минпромторг и ряд профильных предприятий подготовили программу действий, направленных на замену импортных комплектующих в новых броневиках Камского автозавода. Производство необходимых узлов и агрегатов планируется развернуть в ближайшее время. Такая выглядит весьма оптимистично, хотя и может стать поводом для появления вопросов. Использование новых агрегатов, таких как двигатель или трансмиссия, фактически делает из базового броневика новую машину с иными характеристиками, которая должна пройти весь цикл испытаний и доводки. Как планируется решать эту проблему – неизвестно.

В существующем виде бронеавтомобиль КамАЗ-53949 выглядит достаточно интересно. Судя по опубликованным данным, он является удобным многоцелевым транспортным средством, имеющим защиту от стрелкового оружия и взрывных устройств. Такая техника может использоваться в зонах конфликтов низкой интенсивности, а также при выполнении различных спецопераций. Кроме того, большим плюсом выглядит возможность создания различных модификаций базовой машины, приспособленных для эксплуатации в различных структурах, как в армии, так и в подразделениях МВД.

Тем не менее, не стоит забывать, что на данный момент существует только один прототип перспективного броневика, который проходит испытания на полигонных трассах. До тех пор, пока не будут проверены и подтверждены расчетные характеристики, можно будет делать только примерные предположения о дальнейшей судьбе разработки. Первый этап испытаний должен завершиться в этом году. Далее понадобится провести ряд работ, в первую очередь, по исправлению выявленных недостатков. Серийное производство и поставки новых броневиков предполагается развернуть к 2017-18 годам. Если проект не столкнется с серьезными затруднениями технического или политического характера, то подобные сроки выглядят вполне реальными. Если же понадобится проводить комплекс работ по замещению импортных комплектующих, то сроки завершения проекта и начала эксплуатации серийной техники могут заметно сдвинуться вправо.

По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://русская-сила.рф/
http://vestnik-rm.ru/
http://wroom.ru/
http://twower.livejournal.com/

Бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 (КамАЗ-43269) разработана открытым акционерным обществом «Камский автомобильный завод» совместно с ООО «Центр технического сотрудничества при МГТУ им. Баумана» в соответствии с утвержденным тактико-техническим заданием (ТТЗ) от 06 октября 1996 года. Производство корпусов для БПМ-97 было налажено на ОАО «Курганмашзавод». Сама же бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 собиралась на дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» ЗАО «Ремдизель».
Межведомственная комиссия, назначенная приказом Пограничной службы ФСБ России провела Государственные приемочные испытания и утвердила конструкторскую документацию, доработанную по результатам государственных испытаний, для серийного производства.
В ходе выполнения работ была разработана конструкторская документация на КАМАЗ-43269, в том числе, на бронекорпус линейной машины (без башни) и корпус с башенным боевым отделением; изготовлены один макетный (небронированный) и 3 опытных бронированных образца; проведены заводские и приемочные испытания и оценка защитных свойств отстрелом одного образца; проведена сертификация машин на соответствие ПДД и международным требованиям и получено от Госстандарта Одобрение Типа Транспортного Средства.
Решением межведомственной комиссии рекомендовано принять на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской федерации бронированную колесную машину для пограничных войск БПМ-97
Приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КАМАЗ-43269 принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.


"Выстрелы"
2.

3.

4.

Разведывательно-патрульная машина "Дозор" на базе "Выстрела" с различными вариантами вооружения
5.

6.

7.

На достигнутом результате ОАО «КАМАЗ» не планировало завершение работ по данной тематике. В период с 2005 по 2008 году за счет собственных средств ОАО» КАМАЗ» была реализована корпоративная программа, предусматривающая модернизацию двухосного автомобиля типа 4х4 и создание модификаций колесной формулы типа 6х6, 8х8 в рамках согласованного ГАБТУ МО тактико-технического задания.
В связи с наступившим в 2008 году мировым финансовым кризисом, для оптимизации и сокращения затрат ОАО «КАМАЗ» работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 приостановлены на этапе проведения испытаний опытных образцов и на сегодняшний день, учитывая начало работ по ОКР «Тайфун», продолжение работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 оценено как нецелесообразные.

Совместным с ГАБТУ МО РФ Решением «О порядке организации работ по оценке соответствия бронированного полноприводного автомобиля КАМАЗ- 43269 (проект «Выстрел») требованиям Министерства обороны Российской Федерации» было принято решение о проведении ускоренных Государственных испытаний опытного образца защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 .
Целью испытаний были проверка и подтверждение соответствия тактико-технических и эксплуатационных характеристик опытного образца автомобиля КАМАЗ-43269 требованиям ТТЗ в согласованном объеме и выдача рекомендаций о возможности принятия защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Был разработан и создан опытный образец защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 для поставки Минобороны РФ. С целью оптимизации конструкции корпуса и экономии финансовых средств корпус на защищенный автомобиль был изготовлен на ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»
8.

После проведения Государственных испытаний была создана межведомственная комиссия по рассмотрению результатов испытаний и изменений конструкторской документации, по результатам которой было принято Решение о рекомендации принять защищенный автомобиль КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Начальника автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (НГАБТУ МО РФ) базовое шасси под специальные транспортные средства КАМАЗ-43269 принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.

Преодоление рва с водой (Бронницы)
9.

Стрельбы на испытаниях http://www.youtube.com/watch?v=wLkM3Ki-TSI

http://youtu.be/6gf7n2oYi1c

В рамках модернизации (конструкторских изменений) базового шасси КАМАЗ-43269 по результатам войсковой эксплуатации и типовых испытаний внесен ряд конструкторских изменений, в частности:
- Введен воздушный фильтр пенальной конструкции
- Применена новая конструкция лобового стеклопакета
- Введены новые распашные люки
- Испаритель кондиционера установлен в нише крыши
- Установлена ФВУ в задней части корпуса
- Введена распашная крышка кожуха ТБ
- Увеличено расстояние между полом и верхней кромкой ТБ на 150 мм
- Изменены координаты люк водителя
- Введена дополнительная защита днища
- Увеличен проем моторного отсека в проекции лобового листа
- Введена установка запасного колеса
Дополнительно:
- Изменена прокладка трубопроводов
- Отопитель вынесен из под капота
- Увеличена высота крыши на 150 мм
- Введена механическая КПП
- Введено новое регулируемое сиденье на пневмоподвеске.
- Введены АКБ 6ТСТС100А меньших габаритных размеров.
- Введен молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/24 для облегчения пуска.

Модернизированный "Выстрел" выглядит так (Поскольку процесс модернизации не стоит на месте, на фото нет запасного колеса, которое располагается на месте правой кормовой двери)
10.

11.

12.

13.

ТТХ

Бронирование. Заявлено, что верх корпуса держит 12.7-мм пули из пулемета НСВ, нижняя часть корпуса и корма - пули 7.62-мм из СВД.
14.

Схемы машины
15.

16.

17.

18.

19.

20.

Наглядное отображение того, что поменялось в модернизированной машине
21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Новое в защите
32.

Еще некоторые улучшения на видео http://www.youtube.com/watch?v=f9s9AIx21T0

Кроме того:
- вызывавшая нарекания старая лебедка заменена на более современную;
- на машине появился стабилизатор поперечной устойчивости на задней оси, будет устанавливаться и на передней;
- чтобы приборы не давали ночью засвет на стекло перед водителем, что было в старых версиях, делают козырек;
- сиденья для большей противоминной устойчивости подвесили к боковым панелям. Теперь они располагаются не поперечно, а вдоль бортов, чего добились уменьшением колесной ниши. На каждом сиденье предусмотрены ремни безопасности;
- появился новый вариант обивки из пенополиуретана, который лучше сохраняет тепло;
- появившееся по требованию МО запасное колесо может опустить и поменять один человек, с помощью специальной блочной системы. К сожалению, появление запасного колеса привело к перекрытию правой кормовой двери и снизило полезную нагрузку машины на 200 кг (до 1000 кг)
- для удобства экипажа увеличена высота боевого отделения, что привело к возрастанию общей высоты автомобиля на 150 мм;
- планируется заменить нынешние отопители 1х4кВт и 1х8кВт, на 2х8кВт, сопряженных с фильтро-вентиляционной установкой.

В 90-е годы "Выстрел" разрабатывался, как машина для пограничных патрулей, что накладывает определенный отпечаток на возможности модернизации, т.е. сделать из него MRAP, например, не получится.

Испытания модернизированного "Выстрела" в горах
33.

http://youtu.be/4NOPSNbgAnU

Стрельбы модернизированного "Выстрела" во время испытаний в горах http://www.youtube.com/watch?v=BmKDvHEK10I

Мелькавшая ранее версия "Выстрела" с тремя осями, разработанная по заказу МО РФ, производится и закупаться не будет.

КамАЗ-43269 «Выстрел» либо БПМ-97 – это легкобронированный бронеавтомобиль. Может дополнительно эксплуатироваться в качестве патрульного, пограничного, штабного, разведывательного или санитарного автомобиля.

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) - видео

Работы над разработкой БПМ-97 стартовали в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н.Э. Баумана в сотрудничестве с КамАЗ в одна тыща девятьсот девяносто семь году. Поначалу предложения о проекте были изготовлены всем силовым ведомствам РФ. Первым из серьезно заинтересовавшихся был глава Федеральной пограничной службы. БПМ-97 давалась роль частичной подмены на небезопасных участках границы и в жарких точках головного средства передвижения служащих, ГАЗ-66. Но дефолт одна тыща девятьсот девяносто восемь года привел к приостановке последующих работ над машиной. В одна тыща девятьсот девяносто девять году был сделан макет, который был продемонстрирован всем желающим.

Потому что заказанное ФПС количество машин, не позволило вполне покрыть расходы на разработку, то возможность приобрести БМП-97 дали штатским компаниям. Потому что их комфортно использовать в таких целях, как перевозка средств, взрывчатых веществ и ценных грузов.

В две тыщи 5 году, после того, как машины было разрешено продавать забугорным государствам, некое количество БПМ-97 приобрели Министерства внутренних дел Азербайджанской республики и Республики Казахстан. Уже в процессе эксплуатации были обнаружены такие значимые инциденты, приведшие к отказу от приобретения произведенной партии, как поломки рессор, появление трещинок в бронелистах и обрывы кардана. В конечном итоге, в две тыщи восемь году Минобороны приняло решение купить эту партию. В будущем году некое количество машин участвовали в учениях «Запад-2009».

Сборка машин осуществляется в Набережных Челнах на заводе ЗАО «Ремдизель». Агрегаты и узлы выпускаются «КамАЗом», а бронекузов на ОАО «Курганмашзавод».

Конструкция БПМ-97 – это вэдовый бронированный автомобиль со сварным несущим корпусом. В нем есть разделение на такие части, как отделение для десантников и экипажа, также моторный отдел. На корпусе размещаются лючки для десантников, старшего по автомобилю и механика, задние и боковые кормовые двери. При производстве БМП-97 применялись агрегаты и узлы автомобиля завышенной проходимости КамАЗ-4326. Такая мера отдала возможность сделать БМП-97 дешевле, упростить ремонт и создание, также производить ремонт и техосмотр средствами, применяемыми для шасси и автомобилей «КамАЗ». До того, как был произведен капремонт, пробег машины достигнул отметки двести 70 тыс.км.

БПМ-97 оборудована 125-литровыми протектированными баками и дополнительным 20-литровым баком в бронекорпусе. Также в ней имеется фильтровентиляционная установка и автономный отопитель, который дает возможность сохранять рабочую температуру в отделении для десантников и экипажа, независимо от того, в каком состоянии находится движок.

Модификации
КамАЗ-43269 «Дозор» - боевая разведывательная машина для использования в сухопутных войсках
БПМ-97 - для использования в пограничных войсках.
КамАЗ-43269 «Выстрел» - бронированный автомобиль со последующими дополнениями: изменено лобовое стекло, оборудованы стеклоочистители и система чистки воздуха, воздухозаборник размещен в другом месте.

Модификации 6х6
В две тыщи восемь году КамАЗ собирался не считая двухосного броневика «Выстрел» произвести подобные машины с 3-мя и 4-мя осями, чтоб их могли использовать, соответственно тринадцать и восемнадцать человек. В будущем году в вебе появилась схемы этих запланированных проектов, а чуток позже – фото броневика с 3-мя осями, вероятнее всего, нареченного «Изделием 69501».
В две тыщи 10 году на выставке МВСВ-2010 был изготовлен анонс бронированной машины 15М107 на базе КамАЗ-43269 «Выстрел». Ее функционал состоял в дистанционном поиске и ликвидации минно-взрывных заграждений, которые установлены с применением электрических схем управления.
В две тыщи одиннадцать году был представлен особый бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6), произведенный с применением агрегатов и узлов КамАЗ-5350 «Мустанг» и бронемашины КАМАЗ-43269 «Выстрел».

Автомобиль употребляют в целях разведки в Абхазии, Гудауте. Ряд техники обустроен оборудованием для пуска легких беспилотных летательных аппаратов.
Все противотеррористические подразделения ракетных войск стратегического предназначения обеспечены бронированными автомобилями «Камаз-43269» («Выстрел»).
Федеральная служба выполнения наказаний употребляет автомобиль, как основной автомобиль заместо БТР-80.

Всего, по состоянию на март две тыщи тринадцать года было произведено 100 50 КАМАЗ-43269 «Выстрел». По истинное время употребляется основная их часть.

Заявлено, что верх корпуса держит 12.7-мм пули из пулемета НСВ,
нижняя часть корпуса и корма - пули 7.62-мм из СВД.

Тактико-технические свойства КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)

Экипаж, чел. 2
Десант, человек 8
Движки КамАЗ-740.20 V8, КамАЗ-740.10 V8
Мощность мотора, л. с.: 240
Боевая масса, т 10,5
Размеры КамАЗ-43269 «Выстрел» Длина корпуса, мм: 5300
Ширина корпуса, мм: 2500
Высота, мм: 2300
Скорость по шоссе, км/ч 90
Припас хода по шоссе, км 1100
Тип подвески рессорная
Бронирование Тип брони: противопульная
Вооружение пулемёт «Корд», 12,7-мм или КПВТ, 14,5-мм
гранатомёт «Пламя», 30-мм.
боевой модуль БППУ МБ2

Идея создания боевых бронированных машин на базе колесной автомобильной техники витала в российской «оборонке» давно. Уж больно затратно все-таки производство тяжелых гусеничных машин и бронетранспортеров. Как показывает опыт, стоимость подобной бронетехники в четыре-пять раз выше той, которую можно создать на базе имеющихся грузовиков. К тому же существует множество задач, которые сподручнее решать именно с помощью колесной бронетехники. Да и опыт широкого применения подобных бронеавтомобилей в нашей армии имеется весьма богатый. Достаточно вспомнить послевоенные годы, когда было создано большое количество бронеавтомобилей на основе шасси и с использованием агрегатов и узлов выпускавшихся тогда грузовых машин, служивших нам верой и правдой и замененных впоследствии тяжелой техникой, призванной добыть победу в ядерной войне.

К счастью, глобальное ядерное противостояние уходит в прошлое. А вот огонь региональных конфликтов разгорается с неимоверной интенсивностью. Использовать в них танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры, конечно, приходится. Но львиную долю задач в таких конфликтах могли бы решать хорошо защищенные, более экономичные и дешевые колесные бронеавтомобили. Такие, например, как боевая пограничная машина «Выстрел».

Пусть читателей не смущает слово «пограничная»: «Выстрел» способен решать целый комплекс чисто боевых задач и в интересах армии, Внутренних войск и других силовых структур. Просто создавался он в 1997 году научно-техническим центром завода «КамАЗ» совместно с Московским государственным техническим университетом имени Баумана по заказу тогда еще самостоятельной Федеральной пограничной службы.

«Изюминка» БПМ-97 «Выстрел» состоит в том, что создана она на базе серийного двухосного полноприводного грузовика КамАЗ-4326, который выпускался Камским автомобильным заводом с 1995 года. Точнее говоря, все основные агрегаты и механизмы грузовика плавно перекочевали на броневик и заняли свое место в сварном бронекузове производства Курганского машиностроительного завода – того самого, который вот уже многие десятилетия выпускает проверенные вооруженными конфликтами и годами эксплуатации знаменитые боевые машины пехоты. В производстве кузова используется катаная броня, имеющая в разных местах машины разную толщину (т.е. дифференцированное бронирование). Например, верхние лобовые и бортовые листы защищают «Выстрел» от пуль крупнокалиберных пулеметов, в то время как все остальные проекции бронемашины выдерживают попадание 7,62-мм пуль. Днище БПМ-97 изготовлено с учетом возможности активного ее применения в условиях антипартизанской войны, когда требуется защитить экипаж не только от стрелкового оружия, но и от мин. Оно имеет форму клина, что значительно снижает воздействие ударной волны.

В корпусе бронеавтомобиля имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и командира. Десант может вести огонь через бойницы в корпусе, наблюдая за обстановкой через пуленепробиваемые стекла. Обзор механику-водителю и командиру машины также обеспечивают наклонные бронестекла, которые на первых образцах «Выстрела» прикрывались специальными бронекрышками. Впоследствии от них отказались за ненадобностью.

Корпус бронеавтомобиля разделен на отделение для экипажа и десанта, а также моторный отсек. В качестве двигателя используется стандартный проверенный временем восьмицилиндровый V-образный турбодизель с промежуточным охлаждением надувочного воздуха КамАЗ-740.10-20 с рабочим объемом 10,85 литра и мощностью 240 лошадиных сил. Он уверенно разгоняет БПМ-97 по шоссе до 90 км/ч. И хотя солярка не столь пожароопасна, как бензин, конструкторы «от греха подальше» вынесли основные 125-литровые протектированные топливные баки за пределы боевого и моторного отделений, закрепив их сзади на корпусе.

А чтобы машина не оказалась обездвиженной, в случае если противник поразит оба ее топливных бака, внутри имеется резервный 20-литровый бак, который позволит «Выстрелу» проехать еще добрую сотню километров. Кстати, воздухозаборник у «Выстрела» находится достаточно высоко, что позволяет ему преодолевать без предварительной подготовки броды глубиной до 1,75 метра.

Сцепление у машины фрикционное, сухое, двухдисковое, привод – гидравлический с пневмоусилителем. «Выстрел» имеет гидроусилитель руля, что позволяет уверенно управлять автомобилем в любых дорожных условиях. Пятиступенчатая коробка передач оснащена электрическим переключателем скоростей, что тоже очень удобно.

БПМ-97 в обычной комплектации предназначена для патрулирования, осуществления разведки, перевозки раненых и т.д. Однако конструкторы предусмотрели возможность превращения ее в грозную боевую единицу путем установки вращающейся башни с различным вооружением. Это может быть 30-мм автоматическая пушка или же аналогичного калибра гранатомет «Пламя», противотанковые ракетные комплексы типа «Фагот», «Корнет», «Конкурс» и другие, зенитный комплекс или же крупнокалиберные 14,5- и 12,7-мм пулеметы. На машине можно установить также дымовые гранатометы системы «Туча». В варианте штабной машины «Выстрел» оснащается различной аппаратурой связи и управления общей массой до двух тонн.

Надо отметить, что БПМ-97, как и все «серьезные» боевые машины, оснащена фильтровентиляционной установкой, позволяющей экипажу выполнять задачи в условиях радиационного, химического или бактериологического заражения местности. Кроме того, в ней установлен автономный отопитель, способный поддерживать необходимый тепловой режим вне зависимости от того, работает двигатель или нет. Возможна установка кондиционера. Это особенно важно, поскольку к «Выстрелу» проявили интерес заказчики из жарких стран, в которых эксплуатируются наши КамАЗы. Кстати, по предварительным прикидкам специалистов спрос на БПМ-97 может оказаться высоким и достичь порядка двух с половиной тысяч машин.

Несомненным достоинством «Выстрела», повторюсь, является то, что он создан на базе камазовского грузовика. Это не только упрощает его производство, существенно снижает себестоимость каждого автомобиля, но и позволяет наладить качественное техническое обслуживание. Да и ресурс БПМ-97 стал значительно выше, по оценкам экспертов, он превышает ресурс обычных бронетранспортеров, не говоря уже о гусеничных машинах, более чем в пять раз.

Поскольку «Выстрел» изготовлен на ходовой базе колесного грузовика, он обладает отменной маневренностью и имеет все привычные средства дорожной сигнализации, он может с успехом использоваться в мирных городских условиях, в том числе и в качестве инкассаторской машины для перевозки денег и ценностей.

Как подчеркивают специалисты, если БПМ-97 успешно зарекомендует себя в «горячих точках», то не исключено создание новых модификаций «Выстрела», но уже на базе трехосных автомобилей КамАЗ, что позволило бы существенно повысить их боевые возможности и значительно увеличить десантовместимость.

Основные характеристики БПМ-97 «Выстрел»

Колесная формула

Боевая масса, кг

Масса буксируемого прицепа, кг

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Работы над разработкой БПМ-97 стартовали в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н.Э. Баумана в сотрудничестве с КамАЗ в 1997 году. Сначала предложения о проекте были сделаны всем силовым ведомствам РФ. Первым из серьезно заинтересовавшихся был глава Федеральной пограничной службы. БПМ-97 давалась роль частичной замены на опасных участках границы и в горячих точках главного средства передвижения служащих, ГАЗ-66. Однако дефолт 1998 года привел к приостановке дальнейших работ над машиной. В 1999 году был изготовлен макет, который был продемонстрирован всем желающим.

Так как заказанное ФПС количество машин, не позволило полностью покрыть расходы на разработку, то возможность приобрести БМП-97 дали гражданским компаниям. Так как их удобно использовать в таких целях, как перевозка денег, взрывчатых веществ и ценных грузов.

В 2005 году, после того, как машины было разрешено продавать зарубежным государствам, некоторое количество БПМ-97 купили Министерства внутренних дел Азербайджанской республики и Республики Казахстан. Уже в процессе использования были обнаружены такие значительные инциденты, приведшие к отказу от приобретения произведенной партии, как поломки рессор, возникновение трещин в бронелистах и обрывы кардана. В итоге, в 2008 году Минобороны приняло решение выкупить эту партию. В следующем году некоторое количество машин участвовали в учениях «Запад-2009».

Сборка машин осуществляется в Набережных Челнах на заводе ЗАО «Ремдизель». Агрегаты и узлы выпускаются «КамАЗом», а бронекузов на ОАО «Курганмашзавод».

4. Конструкция

Конструкция БПМ-97 – это полноприводный бронированный автомобиль со сварным несущим корпусом. В нем есть разделение на такие части, как отделение для десантников и экипажа, а также моторный отсек. На корпусе располагаются люки для десантников, старшего по автомобилю и механика, задние и боковые кормовые двери. При производстве БМП-97 применялись агрегаты и узлы автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Такая мера дала возможность сделать БМП-97 дешевле, упростить ремонт и производство, а также осуществлять ремонт и техосмотр средствами, используемыми для шасси и автомобилей «КамАЗ». До того, как был произведен капремонт, пробег машины достиг отметки 270 тыс.км.

БПМ-97 оборудована 125-литровыми протектированными баками и дополнительным 20-литровым баком в бронекорпусе. Также в ней имеется фильтровентиляционная установка и автономный отопитель, который дает возможность сохранять рабочую температуру в отделении для десантников и экипажа, независимо от того, в каком состоянии находится двигатель.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 5300
  • Ширина корпуса, мм: 2500
  • Высота, мм: 2300.

5.2 Бронирование

  • Тип брони: противопульная.

5.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: пулемёт «Корд», 12,7-мм либо пулемёт КПВТ, 14,5-мм
  • Другое вооружение: гранатомёт «Пламя», 30-мм.

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: КамАЗ-740.20 V8, КамАЗ-740.10 V8
  • Мощность двигателя, л. с.: 240
  • Скорость по шоссе, км/ч: 90
  • Запас хода по шоссе, км: 1100
  • Тип подвески: рессорная.

5.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: 10,5
  • Экипаж, чел.: 2
  • Десант, чел.: 8.

6. Модификации

  • КамАЗ-43269 «Дозор» — боевая разведывательная машина для использования в сухопутных войсках
  • БПМ-97 — для использования в пограничных войсках.
  • КамАЗ-43269 «Выстрел» — бронированный автомобиль со следующими дополнениями: изменено лобовое стекло, оборудованы стеклоочистители и система очистки воздуха, воздухозаборник расположен в другом месте.

6.1 Модификации 6х6

  • В 2008 году КамАЗ собирался кроме двухосного броневика «Выстрел» произвести аналогичные машины с тремя и четырьмя осями, чтобы их могли использовать, соответственно 13 и 18 человек. В следующем году в интернете появилась схемы этих запланированных проектов, а чуть позднее – фото броневика с тремя осями, скорее всего, названного «Изделием 69501».
  • В 2010 году на выставке МВСВ-2010 был сделан анонс бронированной машины 15М107 на основе КамАЗ-43269 «Выстрел». Ее функционал состоял в дистанционном поиске и ликвидации минно-взрывных заграждений, которые установлены с применением электронных схем управления.
  • В 2011 году был представлен специальный бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6), произведенный с применением агрегатов и узлов КамАЗ-5350 «Мустанг» и бронемашины КАМАЗ-43269 «Выстрел».

7. На вооружении

  • Автомобиль используют в целях разведки в Абхазии, Гудауте. Ряд техники оснащен оборудованием для запуска легких беспилотных летательных аппаратов.
  • Все антитеррористические подразделения ракетных войск стратегического назначения обеспечены бронированными автомобилями «Камаз-43269» («Выстрел»).
  • Федеральная служба исполнения наказаний использует автомобиль, как основной автомобиль вместо БТР-80.

Всего, по состоянию на март 2013 года было произведено 150 КАМАЗ-43269 «Выстрел». По настоящее время используется основная их часть.