Бронированная разведывательно патрульная машина дозор. Денис мокрушин

БПМ - 97 "Выстрел" РПМ "Дозор" и "Булат"

История этой машины началась давным давно. Примерно с того момента как кончилась Вторая Мировая Война... Дело в том, что тогда у многих стран уже были лёгкие бронированные машины. В СССР же довольствовались УАЗиками. конечно вооружёнными, а в некоторых особо страшных случаях даже бронированными, однако всё же самыми обыкновенными внедорожниками, не предназначенными для участия в бою. В 1950 году поступил на вооружение БТР-40 .

БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Был разработан в ОКБГАЗа в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР.

Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от последнего БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.

Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспор-тёра и лёгкой пулемётной ЗСУ. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году.

Параллельно на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе выпускались БТР-152.

БТР-152 — советский бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Принят на вооружение в 1950 году. Бронетранспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 годы. Производство продолжалось до 1962 года. Всего на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе произведена 12 421 машина. Находился на вооружении Вооружённых сил России до 1993 года.

В 1997 году началась разработка легко-бронированного автомобиля БПМ-97 в Научно-производ-ственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России. Первым серьезно обратил внимание на БПМ-97 руководитель Федеральной погранслужбы Андрей Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государ-ственное финансирование прекратилось и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.

Для компенсации затрат на разработку при малом объёме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили используются для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.

После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах). В результате в 2008 году министерство обороны решило выкупить данную партию броневиков. В 2009 году несколько машин БПМ-97 приняли участие в учениях «Запад-2009».

«Выстрел» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. На бронированный кузов производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ-4326 4х4.

Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ОАО «КамАЗ». Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.

На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Также на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 30-мм гранатомёта «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.

Модификации

БМП-97 - для сухопутных войск

Разведывательно-патрульная машина КАМАЗ-43269 "Дозор" - для разведки и пограничных войск.

Модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» — модернизированный бронеавтомобиль с измененным лобовым стеклом, стеклоочистителями, перенесенным воздухозаборником и установленной системой очистки воздуха.

В 2010 году корпорация "Защита" начала разработку специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат» . Машина проектировалась конструкторами «Защиты» на основе узлов и агрегатов полноприводного трехосного автомобиля КАМАЗ-5350 (43118) с колесной формулой 6x6. При этом произошел переход на несущий броневой корпус и «капотную» схему компоновки, позволяющую обеспечить бронирование двигателя и его систем и увеличить защищенность экипажа. Здесь можно увидеть аналогию с бронированным автомобилем «Выстрел» (БПМ-97), разработанным конструкторами центра «Специальное машиностроение» МГУТ им.Н.Э. Баумана и КАМАЗа.

На нижнетагильской выставке вооружений RAE 2013 был представлен первый опытный образец специального бронированного автомобиля "Булат СБА-60-K2". Зарубежная пресса восторгалась универсальностью применения этой машины, а потенциальные покупатели выстраивались в очередь за будущим стальным зверем. Спустя год еще более доработанный и усовершенствован-ный автомобиль готов вступить в ряды армии России.

Базой для "Булата" послужил серийный военный грузовик КАМАЗ 5350 "Мустанг", который с 2002 года исправно несет службу в российской армии. Многочисленные хвалебные отзывы простых солдат и офицеров о грузовике натолкнули конструкторов научно-производственного объединения "Защита" на мысль о создании на его базе бронированного автомобиля высокой проходимости и неприхотливости в эксплуатации.

"Булат" защищен высокопрочной броней класса "6-А", а это означает, что он в любой своей проекции может выдержать попадание боеприпаса, выпущенного из любого стрелкового оружия. Например, вы можете без устали расстреливать в упор машину из винтовки пулями повышенной пробиваемости со стальным термоупрочненным сердечником калибра 7,62-мм, а на "Булате" лишь начнет чуть облупливаться краска.

Крыша автомобиля выдерживает взрывы от ручных гранат РГД-5 и Ф-1, а днище V-образной формы устроено таким образом, что полностью подавляет дискомфорт от взрыва двух килограммов тротила. Это случилось благодаря тому, что особое внимание было уделено безопасности перевозимого личного состава.

Помимо неприступной брони, дополнительная защита солдат еще в том, что они находятся в специальной бронекапсуле, которая имеет автономную систему вентиляции и отопления. При подрыве на мине кресла десанта движутся по специальной траектории за счет амортизационных устройств, что минимизируют травмы среди экипажа.

Всего десантный блок вмещает в себя до 10 человек в полной экипировке вместе с личным оружием. Кстати, вести бой можно прямо отсюда, так как есть бойницы, а на крыше - специальные откидные люки, которые сконструированы так, чтобы их можно было использовать как подобие щитов.

Колесная формула 6х6, дизельный двигатель мощностью 260 лошадиных сил и относительно небольшая масса в 10 тонн позволяют использовать "Булат" как в условиях бездорожья и распутицы, так и в затопленных и заснеженных районах. Отсутствие дорог его не пугает, как и капризы погоды, ведь его можно использовать в диапазоне температур от -45 до +50, то есть на всей территории нашей необъятной Родины.

Помимо базовых устройств связи и наблюдения, на "Булат" устанавливаются системы ГЛОНАСС и GPS, приборы ночного видения, комплексы камер наблюдения с отдельным монитором, а наличие лебедки делает из него прекрасную эвакуационную машину.

Конструкция броневика предполагает возможность размещения на его крыше ракетных комплексов различного назначения, пулемётной установки с дистанционным управлением или даже небольшой башенки с вооружением, например, ПБУ-1, как на БТР-80.


Конец репортажа

РПА "Дозор" на Параде Победы в Цхинвале.



КамАЗ-43269, видимо в конфигурации "Дозора" на учениях "Запад-2009", проводившихся в Белорусси.


КамАЗ-43269 "Выстрел" ранних версий в МСБ Президентского полка. в/ч 1005

Два "Выстрела" с армейскими номерами на параде 2010 года в Мурманске.





Эти же автомобили на фото из социальных сетей.



Пограничный БПМ-97

"Выстрелы" в структуре МВД, в том числе и во Внутренних Войсках.











Значительная часть "Выстрелов" старых модификаций осела в Федеральной Службе Исполнения Наказаний, а точнее в их Отделах Специального Назначения. Там они заменили БТР-80.
На это было несколько причин - более дешевая эксплуатация, простая процедура выезда на дороги общего пользования, да и 14,5 мм пулемёт КПВТ был чрезмерен для спецназа, основная задача которого - подавление беспорядков в местах заключений.
В обязательном порядке, все "Выстрелы" шли в комплекте с 12,7 мм пулемётами "Корд"
В данный момент в эти подразделения поступают ГАЗовские "Тигры" разных модификаций. И оба типа бронетехники эксплуатируются паралельно.

Довольно подробный фотосет "Выстрела" в ОСН "Сатурн" УФСИН России по г.Москве.
Обращает на себя внимание - обилие ржавых подтёков на технике.











Репортаж про данный экземпляр в данном ОСН

Но пройдемся кратко и по другим Специаьным Отделам.

ОСН Гюрза УФСИН России по Республике Калмыкия.


ОСН УФСИН по Ивановской области:

ОСН УФСИН по Новгородской области


ОСН УФСИН по Калужской области:

ОСН УФСИН по Рязанской области

ОСН УФСИН по Белгородской области

ОСН УФСИН по Костромской области:

ОСН УФСИН по Республике Дагестан


ОСН «Омега» УФСИН России по Республике Хакасия

ОСН УФСИН по Псковской области в Чечне


ОСН УФСИН по Республике Чечня



В июне 2012 года один бронеавтомобиль "Булат" был передан УМВД по Сахалинской области своим сотрудникам (ОМОНу), находящимся в командировке на Северном Кавказе.

Ну а теперь Настала очередь "Зарубежных экслотантов"

Вот те самые невезучие "Выстрелы" в Казахской армии.



Тут видны практически все поставленные бронеавтомобили.

Ну и самое интересное - примерно десять бронекамазов оказались в зоне боевых действий на территории "Новороссии".

Прямым фактом военной помощи со стороны России это служить не может, ибо КамАЗ-43269 до сих пор находится в открытой продаже. Любой человек, при наличии необходимой суммы может выкупить данные бронеавтомобили из наличия, или же заказать производство по полному циклу. При этом не исключена и передача КамАЗ-43269 из наличия Вооруженных Сил, о чем неустанно твердят украинские "блогеры".

Десять "Выстрелов" в колоне г.Краснодон, ЛНР. Январь 2015 года.


Еще два "Выстрела" в Луганске, отличаются от тех, что выше разметкой - белыми цифрами "300" на бортах. Последнее роднит их с ЮжноОсетинскими "Дозорами".







Стопкадры с боевых учений в ЛНР.


КамАЗ-43269 на видео ополчения в боях за Дебальцево

Фотографии ополченцев с бронеавтомобилем КамАЗ-43269 "Выстрел" в социальных сетях.






После Дебальцевских боев, в Интернете появились фотографии трёх уничтоженных бронеавтомобилей "Выстрел":

БПМ-97 был уничтожен в феврале 2015 года, предположительно в районе Дебальцево. Согласно имеющимся фотографиям видно, что был явный подрыв на взрывном устройстве (фугас/мина). При этом задний мост полностью уничтожен, а был ли пробой днища - судить сложно.
По предварительной оценке днище выдержало подрыв и экипаж машины отделался контузией и легкими ранениями. Явных признаков возгорания внутри машины по данному изображению не видно.

Второй «Выстрел» был уничтожен, предположительно, в мае. Машина практически полностью выгорела. Вероятно было попадание из РПГ или ПТРК. Внушительных размеров отверстие по левому борту машины говорит в пользу этой версии.Примечательно, что в результате взрыва автомобиль был полностью лишен всех дверей и люков.

Третий БПМ-97, уничтоженный в Луганской области, так же получил удар из РПГ либо ПТРК в правый борт. Машина изнутри вся выгорела, с уже привычным вылетом люков и деформацией крыши, что говорит о возможной слабой целостности кузова.



КамАЗ-43269 на ремонтной базе после боёв.

,


Как видите, почти десять лет КамАЗ-43269 активно эксплуатируется в Вооруженных Силах и Силовых структурах Российской Федерации. Есть случаи его реального боевого применения.
Мне кажется, что это еще не конец. И в скором времени мы услышим о новых "Выстрелах".

P.S. Я оказался прав. "Выстрел" засветился в операции Российской Армии в Сирии.

THE ARMORED CAR KAMAZ-43269 «VYSTREL» (BPM-97)

23.02.2007
РОССИЙСКИЙ БРОНЕВИК CТАЛ ЛУЧШИМ В АБУ-ДАБИ

Разработчиком «бронированной пограничной машины образца 1997 года» является завод
КамАЗ. Корпус БМП-97 установлен на шасси серийного грузовика повышенной
проходимости КамАЗ 4326 с колесной формулой 4х4. Броневая защита верхней части
корпуса и лобовой проекции позволяет выдерживать обстрел из крупнокалиберного
пулемета, нижней части корпуса — из автоматов и винтовок. «Выстрел» имеет
V-образное днище корпуса, что значительно повышает противоминную стойкость машины.
Броневик может нести различные виды вооружения. На нем может быть установлена
стандартная башня БТР со спаренной установкой 14,5-миллиметрового пулемета КПВТ и
7,62-миллиметрового пулемета ПКТ. Вместо башни на корпусе боевой машины могут быть
размещены различные модули с противотанковыми и зенитными ракетами, автоматическими
пушками, разведывательным оборудованием.
Впервые боевая бронированная машина БПМ-97 «Выстрел» была продемонстрирована
наМеждународной выставке средств обеспечения безопасности государства
«Интерполитех».
Салон IDEX-2007 в Абу-Даби стал международным дебютом для БПМ-97. Машины этого
класса пользуются большой популярностью на Ближнем Востоке и в других регионах Азии.
Боевая бронированная машина БПМ-97 «Выстрел» была признана лучшей в своем классе
на международном военном салоне в Абу-Даби.
ИТАР-ТАСС.

31.10.2008
С КАМАЗА ИДЕТ ОТГРУЗКА В КАЗАХСТАН БРОНИРОВАННЫХ КОЛЕСНЫХ МАШИН БПМ-97

Казахстан приобрел у России партию бронированных пограничных машин БПМ-97, сообщил сотрудник завода КАМАЗ Николай Ананьев.
«БПМ-97 пользуется успехом не только у российских пограничников, но и за рубежом. Казахстан заказал значительную партию колесных бронированных машин, и отгрузка их уже производится», — сообщил Н.Ананьев «Интерфаксу-АВН» на завершившейся в пятницу в Москве выставке «Интерполитех-2008″.
БПМ-97, серийным производством которых занимается КАМАЗ, предназначены для снабжения маневренных групп, сопровождения автомобильных колонн, обеспечения действий миротворческих сил, решения других задач.
Поставки БПМ-97 осуществляются в разных вариантах в зависимости от требований заказчика. Например, некоторые БПМ-97 поставляются без башни с вооружением, отметил собеседник агентства.
Он сообщил, что БПМ-97 в штатной комплектации вооружена пулеметом «Корд» калибра 12,7 мм и автоматическим 30-мм гранатометом «Пламя». На борту машины может находиться до девяти военнослужащих. Максимальная скорость — 90 км/ч.
Интерфакс-АВН.

06.04.2013


Автомобиль «Выстрел-М» будет результатом глубокой модернизации серийного автомобиля КАМАЗ-43269, способный противостоять серьезным минным и баллистическим угрозам, минная защищенность должна быть не ниже 6 кг в эквиваленте ВВ, а баллистическая защита должна быть не ниже 6а класса.
Испытания «Выстрела» на предмет определения уровня минной защиты не проводились, поскольку требования по противоминной защищенности в ТТЗ заказчиком не предъявлялись. Уровень заданной противоминной защиты автомобиля «Выстрел-М» на данном этапе разработки проверяется расчетными методами с применением симуляции воздействия взрыва на математическую модель.
Автомобиль позиционируется в сегменте бронированных автомобилей полной массы до 14 тонн.
Основные отличия бронеавтомобиля «Выстрела-М» от КАМАЗ-43269 «Выстрел»:
1. Автомобиль:
Двигатель Cummins 300 л.с.
— Коробка передач: механическая 9S1310
— Серийные ведущие мосты 43118 и 4350
— Серийная раздаточная коробка 65111
— Шины КАМА-1260 425/85 R21
— Класс защиты 6 по ГОСТ 50963-96
2. Бронекорпус:
новая схема бронирования
— взрывозащищённая конструкция:
— V-образная конструкция днища,
— защита поддона двигателя и агрегатов трансмиссии
Военное обозрение

23.08.2016


Благодаря ряду преимуществ российский легкобронированный бронеавтомобиль БМП-97 (КамАЗ-43269 «Выстрел») стал лидером тендера по замене устаревших БТР-152 ВС Вьетнама, сообщает агентство «Соха».
Как напоминает вьетнамское агентство, в настоящее время «КамАЗ» имеет производственные мощности во Вьетнаме, что отвечает требованиям к офсету и шансы на победу БМП-97 еще более возрастают. Другие кандидаты на замену БТР-152 не называются.
Разработка БМП-97 началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э.Баумана совместно с «КамАЗом».
Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России, однако в итоге поступил на вооружение только пограничных войск Российской Федерации (с 1999 года). БМП-97 также используются ВС Азербайджана и Казахстана.
ЦАМТО


БРОНЕАВТОМОБИЛЬ КАМАЗ-43269 «ВЫСТРЕЛ» (БПМ-97)



Бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 (КамАЗ-43269) разработана открытым акционерным обществом «Камский автомобильный завод» совместно с ООО «Центр технического сотрудничества при МГТУ им. Баумана» в соответствии с утвержденным тактико-техническим заданием (ТТЗ) от 06 октября 1996 года. Производство корпусов для БПМ-97 было налажено на ОАО «Курганмашзавод». Сама же бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 собиралась на дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» ЗАО «Ремдизель». Межведомственная комиссия, назначенная приказом Пограничной службы ФСБ России провела Государственные приемочные испытания и утвердила конструкторскую документацию, доработанную по результатам государственных испытаний, для серийного производства.
Решением межведомственной комиссии рекомендовано принять на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской федерации бронированную колесную машину для пограничных войск БПМ-97
Приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КАМАЗ-43269 принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.
Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» — это полноприводная машина с несущим сварным корпусом. Новая боевая машина получилась в результате установки бронированного корпуса, изготовленного на Курганском машиностроительном заводе, на шасси гражданского автомобиля. Бронеавтомобиль состоит из двух отделов: один из них — моторный отсек, во втором отделении — место для экипажа и десанта. На корпусе имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и старшего по автомобилю. Базой послужил грузовик КамАЗ-432 с шириной колеи 2065 мм. Автомобиль оснащен дизельным двигателем типа 740.11-240, обеспечившим высокие динамические характеристики. Максимальная скорость движения 85 км/час. Благодаря использованию серийных агрегатов и узлов и в бронированном варианте сохранена возможность обслуживания автомобиля в сервисных центрах ОАО «КамАЗ».
Изделие бронировано по пятому классу защиты (ГОСТ Р50963-81). Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение монтируется во вращающейся башне в возможностью установки боевых модулей с различными типами вооружения. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 23-мм пушки КПВБ, 30-мм пушки 2А42, 30-мм гранатомёта 0 «Пламя», противотанкового ракетного комплекса И д.р.

Когда состоятся государственные испытания модульного «Тайфуна»?

Государственные испытания начнутся в январе и продлятся до сентября 2015 года. За этот период запланировано провести полный цикл Государственных испытаний и при положительных результатах испытаний принять автомобили на снабжение Вооруженных Сил России.
А в 2016 году запланирована уже серийная поставка промышленных партий.

Каково предназначение «Тайфуна»? Перевозка личного состава?

Сегодня в военном ведомстве по этому поводу споры идут. Для перевозки личного состава и его защиты, понятно. Как автомобили войсковой разведки, химической разведки, командно-штабные машины, санитарные машины, в конце концов. Но все это мы слышим не от военного ведомства, а от разработчиков. Сегодня к нам идут разработчики из других Российских компаний, которые хотят на базе этих машин создавать спецмашины. И мы от них узнаем, что на этой машине (шасси) планируется установка минометной установки, РСЗО «Град», минных заградителей и так далее.

То есть, работы в этом направлении уже ведутся? Ранее КАМАЗ анонсировал возможную линейку специальной техники на базе «Тайфуна».

Эта линейка, конечно же, взята нами не с потолка, а по предложениям наших партнеров. Пока на бумаге прорабатываем, но многие бы уже не отказались закупить машины и делать на их основе специализированную технику. Надеемся, что начнется массовый спрос на эти машины после завершения государственных испытаний.

Автомобильный завод «УРАЛ» также работает над своим вариантом «Тайфуна». Не боитесь, что конкуренты могут оказаться успешнее?

Конкурент-то всегда конкурент, поэтому опасения естественны. Для сравнения как отечественных, так и зарубежных образцов сегодня существует так называемый «показатель технического уровня», который рассчитывается по специальной методике, учитывает множество факторов, и является наиболее достоверным. Например, очень удачной оказалась компоновка наших машин, при которой «Тайфун» 6х6 получил нестандартные два передних управляемых ведущих моста. И это оказалось правильным решением главного конструктора, потому что получилась сбалансированная нагрузка на оси. Из-за этого показатели проходимости, маневренности, управляемости, устойчивости гораздо выше, чем, если бы на старой схеме остановились: два моста сзади, один управляемый передний. Передний мост бы все время тонул, изнашивалась резина, и рулевое управление тяжелее было бы. Это только один показатель, но еще есть много показателей, которые заложены в электронных системах, бортовой автоматизированной системы управления и информирования, которые следят, и облегчают работу водителя. Это ABS, системы автоматического горизонтирования, курсовой устойчивости, система автоматического выключения подвески при работе дистанционно управляемого модуля вооружения, системы автоматической блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, системы диагностирования и др.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Работы над разработкой БПМ-97 стартовали в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н.Э. Баумана в сотрудничестве с КамАЗ в 1997 году. Сначала предложения о проекте были сделаны всем силовым ведомствам РФ. Первым из серьезно заинтересовавшихся был глава Федеральной пограничной службы. БПМ-97 давалась роль частичной замены на опасных участках границы и в горячих точках главного средства передвижения служащих, ГАЗ-66. Однако дефолт 1998 года привел к приостановке дальнейших работ над машиной. В 1999 году был изготовлен макет, который был продемонстрирован всем желающим.

Так как заказанное ФПС количество машин, не позволило полностью покрыть расходы на разработку, то возможность приобрести БМП-97 дали гражданским компаниям. Так как их удобно использовать в таких целях, как перевозка денег, взрывчатых веществ и ценных грузов.

В 2005 году, после того, как машины было разрешено продавать зарубежным государствам, некоторое количество БПМ-97 купили Министерства внутренних дел Азербайджанской республики и Республики Казахстан. Уже в процессе использования были обнаружены такие значительные инциденты, приведшие к отказу от приобретения произведенной партии, как поломки рессор, возникновение трещин в бронелистах и обрывы кардана. В итоге, в 2008 году Минобороны приняло решение выкупить эту партию. В следующем году некоторое количество машин участвовали в учениях «Запад-2009».

Сборка машин осуществляется в Набережных Челнах на заводе ЗАО «Ремдизель». Агрегаты и узлы выпускаются «КамАЗом», а бронекузов на ОАО «Курганмашзавод».

4. Конструкция

Конструкция БПМ-97 – это полноприводный бронированный автомобиль со сварным несущим корпусом. В нем есть разделение на такие части, как отделение для десантников и экипажа, а также моторный отсек. На корпусе располагаются люки для десантников, старшего по автомобилю и механика, задние и боковые кормовые двери. При производстве БМП-97 применялись агрегаты и узлы автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Такая мера дала возможность сделать БМП-97 дешевле, упростить ремонт и производство, а также осуществлять ремонт и техосмотр средствами, используемыми для шасси и автомобилей «КамАЗ». До того, как был произведен капремонт, пробег машины достиг отметки 270 тыс.км.

БПМ-97 оборудована 125-литровыми протектированными баками и дополнительным 20-литровым баком в бронекорпусе. Также в ней имеется фильтровентиляционная установка и автономный отопитель, который дает возможность сохранять рабочую температуру в отделении для десантников и экипажа, независимо от того, в каком состоянии находится двигатель.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 5300
  • Ширина корпуса, мм: 2500
  • Высота, мм: 2300.

5.2 Бронирование

  • Тип брони: противопульная.

5.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: пулемёт «Корд», 12,7-мм либо пулемёт КПВТ, 14,5-мм
  • Другое вооружение: гранатомёт «Пламя», 30-мм.

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: КамАЗ-740.20 V8, КамАЗ-740.10 V8
  • Мощность двигателя, л. с.: 240
  • Скорость по шоссе, км/ч: 90
  • Запас хода по шоссе, км: 1100
  • Тип подвески: рессорная.

5.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: 10,5
  • Экипаж, чел.: 2
  • Десант, чел.: 8.

6. Модификации

  • КамАЗ-43269 «Дозор» — боевая разведывательная машина для использования в сухопутных войсках
  • БПМ-97 — для использования в пограничных войсках.
  • КамАЗ-43269 «Выстрел» — бронированный автомобиль со следующими дополнениями: изменено лобовое стекло, оборудованы стеклоочистители и система очистки воздуха, воздухозаборник расположен в другом месте.

6.1 Модификации 6х6

  • В 2008 году КамАЗ собирался кроме двухосного броневика «Выстрел» произвести аналогичные машины с тремя и четырьмя осями, чтобы их могли использовать, соответственно 13 и 18 человек. В следующем году в интернете появилась схемы этих запланированных проектов, а чуть позднее – фото броневика с тремя осями, скорее всего, названного «Изделием 69501».
  • В 2010 году на выставке МВСВ-2010 был сделан анонс бронированной машины 15М107 на основе КамАЗ-43269 «Выстрел». Ее функционал состоял в дистанционном поиске и ликвидации минно-взрывных заграждений, которые установлены с применением электронных схем управления.
  • В 2011 году был представлен специальный бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6), произведенный с применением агрегатов и узлов КамАЗ-5350 «Мустанг» и бронемашины КАМАЗ-43269 «Выстрел».

7. На вооружении

  • Автомобиль используют в целях разведки в Абхазии, Гудауте. Ряд техники оснащен оборудованием для запуска легких беспилотных летательных аппаратов.
  • Все антитеррористические подразделения ракетных войск стратегического назначения обеспечены бронированными автомобилями «Камаз-43269» («Выстрел»).
  • Федеральная служба исполнения наказаний использует автомобиль, как основной автомобиль вместо БТР-80.

Всего, по состоянию на март 2013 года было произведено 150 КАМАЗ-43269 «Выстрел». По настоящее время используется основная их часть.