«медведь» специальных сил. Бронеавтомобиль «Медведь»: кому это нужно

в Избранное в Избранном из Избранного 0

На ресурсе был коротенький цикл стаей под названием "БТР независимой Украины". Замечу, что в данных статьях рассматривались не совсем БТР, а, скорее, машины построенные по идеологии MRAP. В России разработана машина аналогичного назначения, известная под обозначением СПМ-3 (специальная полицейская машина) и именем собственным "Медведь".

Но сперва немного о самой концепции MRAP (мine resistant, ambush protected, «защищенный от мин и нападения из засады»). Предпосылки к их созданию весьма и весьма серьезные: в Ираке и Афганистане 63% смертей происходили по причине подрыва.

MRAP - это нечто среднее между бэтээром и бронированным грузовиком: броневик, построенный на серийных «грузовых» агрегатах, очень хорошо защищенный и тяжелый (чем тяжелее машина, тем меньше последствия при взрыве), с большим клиренсом и днищем V-образной формы (чтобы взрывная волна и осколки ушли в стороны).

По сути в данном случае американцы заимствовали опыт и инженерные решения из ЮАР, где подобные боевые машины используют с середины 80-х годов.

Южноафриканский Casspir - одна из первых «фугасозащищенных» бронемашин.
Этот экземпляр служит в полиции Перу

Собственно говоря, программа MRAP была принята с подачи тогдашнего президента США, Дж. Буша младшего, после того, как выяснилось ненадежность кустарных и полукустарных мероприятий по повышению защищенности штатного армейского транспорта. Программа развивается полным ходом, например, в 2007 году Пентагон заказал десять тысяч машин MRAP на общую сумму около $10 млрд, а общее количество броневиков планируется довести до 20 тысяч.

Наиболее массовой машиной является MaxxPro фирмы Navistar International (ниже на фото представлен наиболее защищенный её вариант, MaxxPro Plus).

Использование машин, построенных по идеологии MRAP позволило резко сократить число потерь (соответственно, ввиду низкой эффективности, снизилось и количество выставленных партизанами мин), к примеру за 2008 г. из-за подрывов погибло всего 8 солдат американских оккупационных сил. Тем не менее, в большой бочке меда не обошлось без своей ложки дегтя: во-первых эти бронемашины весьма и весьма массивны:соответственно большой расход топлива, не очень хорошая проходимость по грязи (в интернете есть инфа о том, что в некоем подразделении за вечер завязли пять броневиков сразу); к тому же водители зачастую не могут справиться с управлением перетяжеленными машинами с высоким центром тяжести: только за половину 2007 произошло 66 аварий MRAP, включая перевороты, в которых погибло пять человек (сравните со смертностью от подрывов). Во-вторых дороговизна и самих броневиков, и их доставки (для сравнения, примерная стоимость машины 500 тыс. $; доставка в ИРАК самолетом 750 тыс. $; доставка морским транспортом дешевле, но занимает 1.5 месяца).

Тем не менее, овчинка стоит выделки: еще раз позволю себе сказать о резком снижении количества погибших от подрывов солдат.

Ну и теперь перейдем непостредственно к "Медведю". Предпосылки создания данной машины, в общем-то, те-же самые, что и у пиндосов. Если кто не в курсе - посмотрите на поисковиках новостных сайтов, введя слова "Дагестан", "Кавказ" и "Теракт". Взрывали, взрывают и продолжают взрывать.

К сожалению, имеющаяся в распоряжении как армейских частей, так и у частей ВВ техника в основном не рассчитана на минную угрозу. Более того, даже разрабатываемая в 90-х годах техника этот фактор почему-то не учитывала.

Например, такая машина, как КАМАЗ-43269, он-же БПМ (боевая пограничная машина), он-же "Выстрел".

К сожалению при таких плюсах, как простота и относительная дешевизна (в качестве базы взято шасси серийного грузовика), неплохая бронезащита и довольно мощное вооружение, имелись недостатки как конструктивные (неудобные люки для посадки/высадки десанта - боковые, по типу люков БТР-60; правда имеются кормовые люки), так и производственные (низкое качество изготовления бронекорпусов, ненадежная трансмиссия). Все это привело к тому, что на данный момент еденичные экзепляры состоят на вооружении спецподразделений московской ФСИН. Кроме того, 16 машин были приобретеы Казахстаном, и тоже показали себя не с лучшей стороны.

Недостатки Выстрела решила учесть компания ВПК, принадлежащая холдингу Русские машины (она выпускает обычные бронетранспортеры и броневик Тигр). Новейшая модель СПМ-3 (специальная полицейская машина), созданная в рамках программы «БТР-ВВ» (для Внутренних войск).

В отличие от камазовского Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а «с нуля» с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель - ярославский, 330-сильный, трансмиссия - от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса - от БТР-90. Бронекузов - несущий и, как полагается, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов.

Днище - V-образное, подвеска - независимая, от БТР-90. А клиренс - 50 сантиметров!

Хотя кузов отделан и оборудован еще на скорую руку, видно, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой «бронемикроавтобус» на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в Выстреле, а передняя панель позаимствована у Тигра.

Кроме того, запланирована установка различных «систем» - от кондиционера в придачу к простецкой «фэвэушке» (фильтро-вентиляционной установке) до системы пожаротушения колес.

«Бочонок» - это ФВУ, фильтро-вентиляционная установка

Отсутствие бойниц (которых, заметим, нет и у американских аналогов) создатели аргументируют требованиями заказчика - МВД. Но вот с утверждением, что бойницы не нужны, поскольку из них невозможно вести прицельный огонь, мы готовы поспорить! Зато тут есть пулемет - НСВ Утес калибра 12,7 мм с дистанционным управлением (и прицелом, применяемом на Т-90; см. фото слева), а в перспективе может устанавливаться и более мощный Корд калибра 14,5 мм. (на картинке справа вариант СПМ-3 с башней от БТР-80; почему КПВ 14.5 мм. перепутали с "Кордом" 12.7 мм. отдельный вопрос к авторам журнала "Авторевю" - прим. doktorkurgan)

Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки СВД даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 - правда, с расстояния 100 метров (хотя по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5-10 метрам).

По имеющейся информации, СПМ-3 выдерживает подрыв на фугасе мощностью 6 кг. в тротиловом эквиваленте (примерно соответствует мощности противотанк овой мины - ТМ-57, к примеру, содержит 6.5-7.0 кг. взрывчатки; 100 мм. артиллерийскому снаряду либо 2 минометным минам калибра 120 мм.). Кроме этого, кнструкторы утверждают, что по результатам проведенных испытаний машина будет доработана, в результате устойчивость к подрыву будет увеличена (мощность взрывного устройства до 10 кг. в тротиловом эквиваленте, а это уже примерно соответствует 122 мм. гаубичному снаряду).

Кроме того, по результатам испытаний выявлена неплохая проходимость машины по снегу и грязи.

Основной материал и фотки взяты отсюда:

Ну и до кучи видеоролик.

Опытная партия новых бронированных машин СПМ-3 (БТР ВВ, "Медведь") поступит во внутренние войска (ВВ) в рамках гособоронзаказа 2013 года, сообщил 18 сентября 2012 года заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ по вооружению Сергей Ерыгин. 1 В начале 2012 года разработчик и производитель бронированных автомобилей Военно-промышленная компания (ВПК, Москва) сообщала о планах поставки во внутренние войска опытной партии таких автомобилей до конца 2012 года.

"В ходе испытаний какие-то недостатки вылезают, их приходится устранять, а за этим - время. Так получилось, что машина вместо двух лет (разработки) перешла уже на третий (год). Мы включили в гособоронзаказ опытную партию", - сказал С. Ерыгин, не уточнив количество единиц техники, которые планируется закупить.

По его словам, до конца текущего года будет вестись доработка автомобиля совместно специалистами ВПК и внутренних войск.



Ранее гендиректор ВПК Дмитрий Галкин заявил, что большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск (ВВ) РФ планируется перевооружить на новые специальные полицейские машины СПМ-3 "Медведь".

"Военно-промышленная компания" - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр".

"В перспективе планируется большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск МВД РФ перевооружить на новые СПМ-3 "Медведь"" ,- сообщил он.

По его словам, какое количество "Медведей" придет на замену бронетранспортерам, будет решать командование внутренних войск. В то же время он отметил, что оптимальное сочетание СПМ-3 и БТР позволит ВВ РФ успешно решать самые сложные боевые и оперативные задачи по обеспечению правопорядка. 2



Напомним, что первые лица государства Президент РФ и Председатель Правительства 4 ноября 2011 года посетили Горьковский автозавод «Группы «ГАЗ», где в рамках визита на автозавод они ознакомились с новыми проектами и перспективными моделями автомобилей «Группы «ГАЗ», а также с новыми разработками в области колесных бронированных машин, которые представили на площадке спецтехники «Военно-промышленная компания». 3

В ходе демонстрационного показа колесной бронированной техники пояснения Президенту РФ и Председателю Правительства РФ давали генеральный директор компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска и генеральный директор «Военно-промышленной компании» Дмитрий Галкин.

По окончании демонстрации ходовых возможностей техники, руководители страны не удержались и захотели сами попробовать на ходу одну из бронемашин. Выбор пал на СПМ-3 «Медведь», разработанной и построенной в «Военно-промышленной компании».



Д. Медведев и В. Путин заняли места в кабине 13-тонного броневика. Первым за руль машины сел Д. Медведев. Он уверенно провел машину по маршруту трассы, легко маневрируя на ночной трассе.

После завершения вождения и остановки машины, место за рулем занял В. Путин, а Д. Медведев занял место в отсеке для десанта, чтобы лично оценить эргономику машины, созданную конструкторами для транспортировки личного состава.



В. Путин резво тронул машину с места, уверенно преодолел несколько препятствий, включая горку с 30-градусным подъемом и каменистый участок, где были навалены огромные валуны. Было любопытно смотреть, как легко это сделал человек, впервые севший за руль «Медведя».

После остановки машины, спустившись из кабины «Медведя» Д. Медведев и В. Путин поделились с руководителями предприятий «Группы «ГАЗ» и «Военно-промышленной компании», а также с представителями некоторых СМИ, приглашенных на мероприятие, своими впечатлениями. Д. Медведев отметил, что «13 тонн совсем не чувствуется».

«Молодцы, хорошую машину создали!» - резюмировал Д. Медведев.



"Медведь" является первым образцом машины в РФ, разработанной по так называемой на Западе технологии MRAP (бронемашины с усиленной противоминной защитой). Благодаря ряду новшеств, значительно снижена трудоемкость обслуживания и ремонта машины. Сейчас опытный образец СПМ-3 "Медведь" находится на завершающей стадии государственных испытаний.

После череды пробеговых и других специальных испытаний, проходивших в пустынях и горах, машина отправлена в районы российского Крайнего Севера. Там "Медведь" больше месяца будут подвергать проверке в условиях низких температур и труднопроходимой местности. В прошлом году СПМ-3 подтвердила заявленные характеристики в условиях высокогорья, а также высоких температур на Кавказе и в астраханских степях, где температура достигала +45 градусов по Цельсию в тени.

В общей сложности, машина преодолела более 25 тысяч километров. СПМ-3 "Медведь" разработали инженеры ВПК совместно со специалистами ФКУ НПО "Спецтехника и связь" МВД РФ по заказу внутренних войск. ООО "ВПК" является управляющей компанией для входящих в состав холдинга "Русские машины" предприятий, полностью или частично специализирующихся на выпуске военной техники, в том числе ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (Нижегородская область, Арзамас), ОАО "Завод Корпусов" (Нижегородская область, Выкса) и ООО "Военно-инженерный центр" (Нижний Новгород).

ВПК - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр". Кроме того ВПК изготавливает бронированные корпуса для различной бронетанковой, автомобильной военной техники и зенитных ракетных комплексов, а также модули для бронирования автомобильной техники как отечественного, так и иностранного производства.

Специальная бронированная полицейская машина ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь» с усиленной противоминной защитой (российский аналог машин типа MRAP, англ. mine resistant ambush protected - защищенные от мин и нападения из засады) предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины Внутренних войск при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия пограничным органам, для транспортирования личного состава при совершении маршей с возможностью защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

Бронемашины с повышенной защищенностью от подрывов на противотранспортных минах впервые появились в конце 70-х годов прошлого столетия в ЮАР. Первой такой моделью стал БТР Casper, предназначенный для ведения противопартизанских действий в Намибии. Позже, уже в начале XXI века, когда американские войска и их союзники столкнулись в Афганистане и в Ираке с проблемой широкомасштабной партизанской войны, пришла пора перенять опыт африканеров. Великобритания, наступившая второй раз на «афганские грабли», и США начали лихорадочно скупать лицензии на южноафриканские броневики, чтобы выпускать их обновленные версии. Так появилась аббревиатура MRAP (Mine Resistant Ambush Protected - минная стойкость и защита от действий из засад), обозначавшая программу бронированных автомобилей с высоким уровнем баллистической защиты и защитой экипажа от подрыва на противотранспортных минах и фугасах.

У нас о подобных машинах задумались уже в ходе второй чеченской войны. Опытно-конструкторские работы инициированы в 2004 г. командованием Внутренних войск МВД РФ. Решение было принято после анализа действий силовых структур на Кавказе: в условиях «вялотекущего» военного конфликта основная масса потерь личного состава происходит е результате нападений бандформирований на автомобильные колонны. Использование БТРов, БМП и даже танков для сопровождения колонн - мера вынужденная и весьма затратная. Ведь ресурс штатной бронетехники ограничен и несопоставим с ресурсом автомобилей. Из-за этого началось одевание в броню «УРАЛ-ов» и «КАМАЗ-ов», что дало положительный эффект. Но минирование дорог бандитами все равно приводило к жертвам среди личного состава и на таких автомобилях, особенно на «КАМАЗах». Попытка создания бронетранспортера сопровождения БПМ-97 (он же КАМАЗ-43269 «Выстрел») с колесной формулой 4x4 тоже не привела к успеху. Противоминная стойкость такой БПМ позволяет выдержать подрыв под машиной ручной гранаты типа Ф-1 с мощностью заряда всего лишь в 60 г в тротиловом эквиваленте. Есть проблемы с размещением экипажа и десанта, с обслуживанием и надежностью узлов ходовой части и трансмиссии.

Поэтому за дело взялись конструкторы ООО «Военно-инженерный центр» (ООО «ВИЦ») - специализированного холдинга ООО «Военно-промышленная компания» и специалисты кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э.Баумана. В рамках ОКР «БТР-ВВ» ими разработана бронированная машина СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь»). Ведущим конструктором от ООО «ВИЦ» первоначально был Станислав Валерьевич Анисимов, а затем работу продолжил Михаил Юрьевич Киреев (руководитель программы модернизации БРДМ-2 - БРДМ-2А), Коллектив конструкторов с кафедры «Колесные машины» МГТУ возглавил Александр Анатольевич Смирнов. Одной из основных целей ОКР стало достижение уровня защиты машин, создаваемых за рубежом в рамках программы MRAP. Специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 «Медведь» не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 «Тигр», а представляет собой принципиально новую машину. Она предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины Внутренних войск при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия пограничным органам, для транспортирования личного состава при совершении маршей с возможностью защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

В обитаемом отсеке машины могут разместиться 7-8 полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрое спешивание перевозимого личного состава под прикрытием машины. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 «Медведь» является полноправным участником дорожного движения не требующим специального сопровождения ГИБДД. В трансмиссии машины использованы серийные узлы и агрегаты автомобиля «УРАЛ», что обеспечивает высокую надежность, большой ресурс автомобиля (250 000 км) и двигателя (800 ООО км), простоту и удешевление эксплуатации и ремонта. Благодаря использованию в СПМ-3 «Медведь» мощного (330 лс) серийно выпускающегося дизеля ЯМЗ-7601 и независимой торсионной подвески с гидравлическими телескопическими амортизаторами, позаимствованной у БТР-90 (ход колеса 300 мм), машина обладает высокой скоростью движения по бездорожью. проходимостью и плавностью хода. бетонные балки, ямы, непроходимая грязь, крутые подъемы и косогоры - только кажется, что эти препятствия для 12-тонного «Медведя» непреодолимы - он оставляет их позади.

Прежде чем представить новую разработку на суд боевых офицеров, инженеры почти год проверяли ее на прочность, подвергали самым серьезным испытаниям, в том числе буквально расстреливая в упор из автоматического оружия и снайперских винтовок СВД. Броня выдержала - и это качество едва ли не самое главное. Провели отстрел из 12.7-мм снайперской винтовки ОСВ-96 с дальности 100 м. В этом случае борт был пробит, но сердечники бронебойных пуль либо застряли в спинках сидений, либо так и остались торчать в броне. Результаты испытаний подтолкнули к идее поднять в перспективе баллистическую защиту машины на еще более высокий уровень. О защищенности СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь») стоит сказать особо. На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита. Применительно к отечественному ГОСТ 50963 по баллистической защите машина соответствует 6 классу (или 3 STANAG), а по противоминной защите - 2а STANAG. Другими словами корпус и бронестекла «держат» попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД, а также подрыв под колесом или днищем взрывного устройства эквивалентного 6 кг тротила. При этом все члены экипажа, находящиеся внутри машины, не получат каких-либо серьезных травм или ранений.

Высокий уровень противоминной защиты обеспечен использованием в конструкции машины несущего корпуса капотной компоновки с большой высотой размещения обитаемого отсека и V-образным днищем. Клиренс составляет 500 мм, это больше, чем даже на танках, БМП и БТРах. Именно поэтому конструкторы «Медведя» уверяют, что прочнее только танки. Система мгновенной постановки дымовых завес, способная в считанные секунды скрыть машину от прицельного огня противника, помогает быстро выйти из-под обстрела. Образующаяся завеса скрывает не только от обычных оптических приборов прицеливания и наблюдения, но и оптико-электронных, в том числе и тепловизионных.

В качестве основного вооружения СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь» ) конструкторы предлагают использовать дистанционно управляемую пулеметную установку с 12,7-мм пулеметом 6П50 «КОРД». В составе системы управления огнем имеются обычная и низкоуровневая телевизионные камеры, лазерный дальномер, бортовой компьютер и жидкокристаллический цветной монитор, на который выводится изображение. Наводчик осуществляет прицеливание не выходя из-под бронированной защиты. В качестве основного оружия, в зависимости от решаемых задач, на установке вместо пулемета можно использовать либо 30-мм автоматический гранатомет, либо 7,62-мм пулемет ПКТМ. Подобная универсальная установка в нашей стране применена впервые.

СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь») может оборудоваться различными комплектами специального оборудования. Это могут быть дистанционно-управляемые системы вооружения, блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств типа «Пелена», прибор радиационной и химической разведки, комплект модулей мгновенной постановки дымовых завес БТД, фильтровентиляционная установка ФВУ-100, периметровая нелетальная защита «Рулет ВВ», ксеноновый дистанционно управляемый прожектор ОУ-5М с переменным расстоянием фокусировки луча и с функцией работы в режиме стробоскопа, система пожаротушения колес «Допинг», кондиционер, радиостанция «Эрика-201». специальное громкоговорящее устройаво СГУ-500, проблесковые маячки и другие системы. Все до мельчайших деталей машины - продукция российских предприятий.

Впервые официальное представление СПМ-3 «Медведь» состоялось на выставке средств обеспечения безопасности государства INTERPOLITEX в конце октября 2008 г. Затем состоялся показ Министру обороны РФ А.Э. Сердюкову и высшему руководству Министерства внутренних дел России. Руководитель военного ведомства высказал пожелание о быстрейшем завершении испытаний этой уникальной машины. Министр внутренних дел РФ генерал армии Р.Г. Нургалиев выразил уверенность в том, что СПМ-3 «Медведь» в скором времени займет место в строю техники МВД. Машина также была продемонстрирована на территории Отдельной дивизии особого назначения (ОДОН) Внутренних войск. Главнокомандующий ВВ МВД РФ генерал армии Н.Е. Рогожкин лично проверил ходовые качества СПМ-3, провел ее по всем препятствиям, безукоризненно выписывая «восьмерки» в ограниченных проходах, преодолел вертикальную стенку и «гребенку». После главком отметил, что в целом доволен результатами работ по специальным транспортным средствам. На июнь 2011 года был проведен обстрел машины, однако испытания на подрыв ещё не проводились.

Тактико-технические характеристики СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь»)
Боевая масса, т 12
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 8
Длина корпуса, мм 5900
Ширина корпуса, мм 2500
Высота, мм 2600
Клиренс, мм 500
Двигатель: ЯМЗ-7601, V-образный дизельный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 90
Скорость по пересечённой местности, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 1400
Удельная мощность, л. с./т 25
Колёсная формула 4x4
Тип подвески независимая торсионная с гидравлическими амортизаторами
Тип брони разнесённая дифференцированная
Вооружение
Пулемёты 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт «Корд», 7,62-мм пулемёт ПКТ, или ПКМ «Печенег»

Опытная партия специальных бронированных полицейских машин СПМ-3 (первоначальный шифр машины был: СПМ-3 "Медведь") для МВД России будет включена в гособоронзаказ на 2013 год. Об этом, как сообщило "РИА Новости", сказал заместитель главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации по вооружению - начальник вооружения генерал-майор С.А. Ерыгин, который участвовал в заседании координационного совета по военно-автомобильной технике при главном командовании Внутренних войск МВД РФ, проходящем на Горьковском автозаводе. Генерал-майор Сергей Ерыгин также познакомился с серийными и перспективными автомобилями марки ГАЗ.

В настоящее время во внутренних войсках используется спецавтомобиль СПМ-2 "Тигр", выпускающийся серийно на Арзамасском машиностроительном заводе, который входит в состав "Военно-промышленной компании".

СПМ 2 "Тигр" и СПМ 3 "Медведь"

С. Ерыгин сообщил, что в данный момент дорабатывается опытная партия СПМ-3 "Медведь", которую планируется закончить до конца этого года. "А с 2013 года многофункциональный спецавтомобиль СПМ-3, так называемый БТР-ВВ, будет включен в оборонзаказ" , - уточнил Ерыгин. "Планировалось, что эта машина будет сделана за два года, однако, в силу различных причин, разработка затянулась еще на 1 год" , - уточнил он.

Как сообщается в СМИ: в настоящее время опытный образец "Медведя" находится на завершающей стадии государственных испытаний. После ряда специальных испытаний, проходивших в пустынях и горах, машину отправили в районы российского Крайнего Севера. Там "Медведь" больше месяца будет показывать себя в условиях низких температур и труднопроходимой местности.

Бронеавтомобили семейства ВПК-3924 "Медведь" (Военно-промышленная компания) - бронемашина с усиленной противоминной защитой, российский аналог машин типа MRAP (защищенные от мин и нападения из засады - mine resistant ambush protected). Надо отметить, что специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 "Медведь" не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 "Тигр", а представляет собой принципиально новую машину. ВПК-3924 "Медведь" разработана по заказу ВВ МВД совместно специалистами кафедры колесных машин МГТУ им. Н. Э. Баумана и "Военно-инженерным центром" из состава "Военно-промышленной компании" в рамках ОКР БТР-ВВ (бронетранспортер для внутренних войск). Первоначальный шифр машины был - СПМ-3 "Медведь" (от Специальная полицейская машина).

"Медведь" может использоваться в качестве транспорта и оперативно-служебной машины МВД, в качестве бронетранспортера, шасси для установки ПТУР, минометов и других систем вооружения, защищенной командно-штабной, разведовательно-дозорной, медицинской, машины сопровождения колонн (в отличие от БТР, СПМ-3 может использоваться на дорогах общего пользования ). На СПМ-3 применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита и по уровню баллистической защиты соответствует класса 6а (ГОСТ Р 509-63), а по противоминной защите - 2а классу. Корпус и бронестекла выдерживают попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 метров из снайперской винтовки. А также подрыв под колесом 6 кг тротила.

В отличие от камазовского КАМАЗ-43269 Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель - ярославский, 330-сильный, трансмиссия - от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса - от БТР-90. Бронекузов - несущий, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов - полметра. Кузов оборудован так, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой "бронемикроавтобус" на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в "Выстреле", а передняя панель позаимствована у "Тигра".

Отсутствие бойниц (которых нет и у американских аналогов) - это требование заказчика - МВД. Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это вроде есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 - с расстояния 100 метров (по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5-10 метрам?).

ТТХ ВПК-3924 "Медведь" (СПМ-3 "Медведь")

Боевая масса, т


БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА СПМ-3 «МЕДВЕДЬ» (ВПК-3924)
ARMOURED VEHICLE SPM-3 «BEAR» (VPK-3924)

19.09.2012
Спецавтомобиль СПМ-3, получивший название «Медведь», будет включен в гособоронзаказ на 2013 г. для МВД России, об этом сообщил в Нижнем Новгороде замглавкома сухопутных войск МВД по вооружению, начальник вооружения генерал-майор Сергей Ерыгин.

04.10.2012
«Военно-промышленная компания» выпустит установочную партию полицейских бронемашин СПМ-3 «Медведь» в 2013 году по завершении испытаний, об этом «Интерфаксу» рассказали в пресс-службе «ВПК».
По словам главы пресс-службы компании Сергея Суворова, зимой 2011-2012 года «Медведь» испытали в условиях низких температур российского Севера. Предстоящей зимой подобные испытания продолжатся.
Бронемашину «Медведь» разработали специально для спецподразделений МВД России. По словам главы «ВПК» Сергея Галкина, машина обладает шестым классом защиты и пока не имеет аналогов.
«Медведь» весит 12,8 тонны и имеет грузоподъемность 1200 килограммов. Полноприводный четырехколесный автомобиль рассчитан на двух человек экипажа и десант из семи человек. Максимальная скорость машины по шоссе – 110 километров в час, запас хода – 1000 километров.
По словам Галкина, в случае принятия «Медведя» на вооружение «ВПК» готова ежегодно производить 300 таких машин. Общую потребность МВД в бронеавтомобилях нового типа глава компании оценил в «сотни, если не тысячи» единиц.
По информации газеты «Известия», в покупке «Медведей» заинтересовалось и Министерство обороны России. По словам представителя «ВПК», которого цитирует издание, бронемашину можно переоборудовать для ведения радиоэлектронной борьбы или инженерной разведки. (Lenta.ru)

21.11.2012
Государственные испытания модульного бронеавтомобиля ВПК-3927 «Волк» завершатся во второй половине 2013 года, ранее сообщалось о планах «ВПК» испытать в интересах Минобороны три модификации «Волка», в первой половине 2013 года «ВПК» завершит испытания бронемашины СПМ-3 «Медведь».

2.03.2013
Государственные испытания новейшей бронированной машины СПМ-3 «Медведь» планируется завершить к лету 2013 года, сообщили РИА Новости в Военно-промышленной компании (ВПК).
«МВД России в рамках госиспытаний планирует подорвать «Медведя» в апреле-мае, после чего последует официальное заявление о завершении испытаний», - пресс-секретарь Военно-промышленной компании (ВПК) Сергей Суворов.
Отвечая на вопрос, будут ли при подрыве «Медведей» использоваться животные, в частности свиньи, собеседник агентства сказал, что данный вопрос полностью зависит от решения МВД. «Наша компания использует в подобных случаях манекены с датчиками», - добавил Суворов.
РИА Новости

12.06.2013


Бронеавтомобиль СПМ-3, получивший название “Медведь” успешно прошел тест по шестому классу защиты экипажа от поражающих факторов. Спецавтомобиль СПМ-3 имеет бронирование, которое позволяет бронемашине выдерживать прямое попадание из любых видов стрелкового оружия, в т.ч. и специальную 7,62-мм пулю с термоупрочненным сердечником (ТУС) из автомата Калашникова.
По результатам испытания Спецавтомобиль СПМ-3, будет включен в гособоронзаказ на 2013 год для МВД России. Об этом сообщил 10 июня 2013 года в Нижнем Новгороде замглавкома сухопутных войск МВД по вооружению, начальник вооружения генерал-майор Сергей Ерыгин.

10.06.2014


Бронеавтомобиль «Медведь» с усиленной бронезащитой, разработанный Военно-промышленной компанией, успешно завершает госиспытания и планируется для снабжения во Внутренние войска МВД России, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на советника генерального директора компании Сергея Бекетова.
«Полицейский бронеавтомобиль «Медведь» сейчас завершает госиспытания на все виды внешних воздействий, в том числе на подрыв. Поскольку этот тип бронеавтомобиля создавался по заказу Внутренних войск МВД России, он будет поступать туда на вооружение», – сказал С.Бекетов.
Он подчеркнул, что новый главнокомандующий Внутренними войсками МВД РФ генерал-полковник Виктор Золотов уже ознакомился с этим типом бронеавтомобиля и его тактико-техническими данными.
«Первая партия этих бронемашин, как ожидается, поступит во Внутренние войска уже в этом году», – уточнил С.Бекетов. Ежегодно планируется выпускать не менее 300 таких бронеавтомобилей.
Военно-промышленный курьер

28.07.2016


Серийные поставки специальной полицейской машины СПМ-3 «Медведь» для МВД России начнутся в следующем году, сообщил в среду ТАСС руководитель направления по работе со СМИ и рекламе Военно-промышленной компании Сергей Суворов.
«В феврале этого года был подписан приказ о принятии на снабжение МВД РФ этой машины, поставки начнутся в 2017 году», – сказал собеседник агентства.
СПМ-3 «Медведь» предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины, может оснащаться различным специальным оборудованием и вооружением. Баллистическая защита корпуса и бронестекол соответствует классу 6А.
ТАСС

17.04.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: БРОНЕАВТОМОБИЛЬ СПМ-3 «МЕДВЕДЬ» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2016

На Международном форуме «Армия-2016″ в Кубинке «Военно-промышленная компания» (ВПК) представила полицейский миннозащищённый бронеавтомобиль СПМ-3 «Медведь», предназначенный для проведения подразделениями Росгвардии антитеррористических операций в ходе выполнения задач территориальной обороны.
СПМ-3 имеет полную массу в 14 т. Особенностью конструкции является примененное в защите разнесенное бронирование. Машина может выдерживать взрыв 7 кг тротила под колесами или днищем, которое имеет V-образную форму. Экипаж и десант располагаются в специальных антитравматических креслах, имеются также специальные противоминные панели и коврики. Полная вместимость – 8 чел.
Автомобиль оснащён отечественным многотопливным дизелем ЯМЗ-536 мощностью в 312 л.с. В дальнейшем ожидается форсирование его мощности до 400 л.с.
Максимальная скорость – до 110 км/час, запас хода – до 1 тыс. км, ресурс двигателя – до 800 тыс. км.
ВТС «БАСТИОН», 17.04.2017