Бронированные кразы. Броневик КрАЗ Spartan: ожидания и проблемы

«Спартан» - детище специалистов канадской компании Streit Manufacturing. И хотя предприятие не специализируется на выпуске военной техники (Streit известны, в основном, благодаря бронированию представительских автомобилей), из Spartan получилась отличная боевая машина. «Спартан» предназначен для защищённой транспортировки групп быстрого реагирования по узким городским улицам. Городская Штурмовая Машина, именно так производитель характеризует модель. Вместе с тем, бронеавтомобиль отлично подходит для конвоирования других транспортных средств и для перевозок личного состава. Spartan обладает динамическими и манёвренными характеристиками городского внедорожника, поэтому в городских условиях действует гораздо более свободно, чем обычные боевые машины. А за счёт достойной динамики Spartan оставляет позади другие военизированные автомобилям конвоирования и сопровождения. Производитель активно подчёркивает характер двойного назначения бронеавтомобиля и делает упор на его универсальности.

Spartan построен на базе пикапа Ford F-550 и имеет классическую компоновку рамного внедорожника. Двигатель расположен спереди, в средней части – место водителя и сзади – десантное отделение. Под капот устанавливается 6,7-литровый турбодизельный V8 Ford мощностью 400 лошадиных сил (аналогичный тому, которым оборудуют Ford F-550). Коробка передач – автоматическая, Ford Torqshift. Согласно технической документации, максимальная скорость бронеавтомобиля составляет 155 километров в час. Благодаря большому объёму топливного бака (250 литров) запас хода по шоссе достигает 800 километров. Полный привод и высокий клиренс обеспечивают «Спартану» отличную проходимость, машина может преодолеть брод глубиной до 1,2 метра.

Сильная броня – одно из отличительных качеств Spartan. Кабина Ford F-550 заменена на специально спроектированную, из баллистической конструктивной стали, которая отвечает третьему баллистическому уровню защиты, согласно натовской спецификации. Днище тоже защищено и способно выдерживать взрывы ручных гранат или лёгких противопехотных мин. Система бронирования автомобиля исключает проникновение пули внутрь автомобиля без соприкосновения с бронёй. Кроме того, сводится к минимуму вероятность попадания пули в салон путём рикошета от кузова. Бронированные двери оснащены системой двойной блокировки и оборудованы бойницами таким образом, чтобы вести огонь было можно с любого сиденья Spartan. Стёкла изготавливаются с использованием поликарбоната и майлара, имеют толщину 39 мм и снаружи защищены стальной сеткой. Опционально на крыше бронеавтомобиля может быть установлена стрелковая башня с 7,62-мм пулемётом, 12,7-мм пулемётом или 40-мм автоматическим гранатомётом.

Но не обошлось, конечно, и без конструктивных недостатков. Наиболее серьёзные проблемы вызывает недостаточно прочная ходовая часть Ford F-550, которая не всегда способна выдержать нагрузок, связанных с большим весом автомобиля. В Украину Spartan приехал сравнительно недавно – во второй половине 2014 года. Производство было развёрнуто на предприятии АвтоКрАЗ, и машина получила второе имя – Kraz Spartan. Степень локализации, правда, остаётся невысокой: доля украинской составляющей в броневике, по разным сведениям, составляет 10-20%. Хотя Spartan уже успел «повоевать», из-за выявленных недостатков доработка автомобиля не окончена, и в настоящий момент в конструкцию бронеавтомобиля всё ещё вносятся усовершенствования.

"АвтоКрАЗ " пополнил клуб создателей беспилотных автомобилей. У украинского проекта - военное назначение.

Презентация состоится на выставке «Оружие и безопасность», которая будет проходить в Киеве 11-14 октября, а пока делимся обнародованными подробностями.

01. "Машины восстали из пепла ядерного пожара. Их война, направленная на уничтожение человечества, длилась уже десятилетие, но решающая схватка предстоит не в будущем. Здесь. Сегодня." К счастью пока это все еще фантастика.

Но над беспилотной армейской автотехникой работают многие страны. В том числе и Украина. Первый «умный» украинский автомобиль специального назначения создан на базе армейского броневика КрАЗ "Спартан ".

02. Так выглядит базовый "Спартан ". Напомним - его конструкция не украинская, а канадской компании Streit Group , финансируемой из ОАЭ. ПАО "АвтоКрАЗ " собирает такие бронемашины по лицензии. Шасси - от тяжелого американского пикапа Ford F550 .

03. Беспилотная версия издалека выглядит так же, но если присмотреться к деталям, то…

04. То сразу видны отличия - комплекс специальных датчиков, тепловизор с системой автоматического целеуказания и захвата, видеокамера с охватом 360˚, передний и задний радары для обнаружения препятствий, дальномер, емкостной датчик присутствия человека в радиусе 18 метров.

05. Эта система называется Pilotdrive . Разработчиком заявлена Запорожская инжиниринговая компания "Інфоком Лтд ". Связь с автомобилем осуществляется по цифровым радиоканалам передачи данных WiFi/Wimax, радиус связи от 10 км до 50 км. Дополнительно беспилотник оснащен программно-аппаратным комплексом SmartDrive и обучением в реальном режиме времени Teach-inDrive , в котором система запоминает заданный маршрут. Координаты следования для занесения в базу передаются по GPS через спутник.

06. Управление беспилотным "Спартаном " может осуществляться с помощью планшета, "умной перчатки" или операторской станции. Разработчики утверждают, что благодаря наличию системы Pilotdrive , броневик "Спартан " легко распознает ширину дороги, а также находящиеся вокруг него препятствия. Система анализа и принятия решений срабатывает за доли секунды.

07. Как все это работает показано на видео:

08. Основная цель создания беспилотного бронированного автомобиля КрАЗ – минимизация рисков и сохранения жизни личного состава при выполнении различных тактических задач. Речь о перевозке боеприпасов, продовольствия, топлива, медикаментов в зону боевых действий, а также эвакуации раненых.

Пока армейские авто-беспилотники еще на стали "Терминаторами" в полном смысле этого слова. Пока ими (в военном деле) еще управляют люди, но полная автономность все ближе и ближе. Боевые задачи становятся, если так можно выразиться, безопаснее, но лучше бы этих боевых задач не было вовсе…

В настоящее время украинские власти предпринимают активные попытки восполнить потери военной техники. Для оснащения вооруженных сил и Нацгвардии ведется восстановление боевых машин снятых с хранения, а также предпринимаются попытки закупки или строительства новой техники. В деле оснащения армейских подразделений Киеву приходится обходиться не только своими силами, но и просить помощи у зарубежных компаний. Ярким примером последнего являются последние события вокруг бронеавтомобиля Streit Group/КрАЗ Spartan.


Броневик Spartan («Спартанец») был разработан канадской компанией Streit Group и впервые представлен публике в 2013 году. Целью проекта было создание многоцелевого бронеавтомобиля, предназначенного для поставки третьим странам. К настоящему времени броневики канадской разработки были закуплены новыми ливийскими властями и вооруженными силами Нигерии. Сравнительно недавно компания Streit Group сделала выгодное предложение всем потенциальным заказчикам своих бронемашин: при необходимости производство броневиков Spartan может вестись на предприятиях страны-заказчика.

Летом прошлого года стало известно, что свой интерес к броневикам Spartan проявляет украинская армия, нуждающаяся в большом количестве современной бронетехники. Уже 24 августа такая техника приняла участие в параде, посвященном Дню независимости Украины. При этом передача машин войскам заметно затянулась.

Броневик Spartan является легкой бронемашиной, созданной на базе коммерческого шасси. Основой для этой канадской машины послужил автомобиль Ford 550, что сказалось на ряде ее характеристик. Проект подразумевает установку оригинального бронекорпуса на заимствованное шасси, что должно упрощать и удешевлять производство подобной бронетехники.

Предлагаемая канадской компанией машина имеет классическую для такой техники компоновку бронекорпуса. В передней его части располагается моторное отделение, защищенное броней капота, а прочие объемы корпуса отданы под размещение людей и грузов. Объемы внутреннего пространства позволяют перевозить до 12 человек, включая водителя и командира.

По информации разработчика, бронекорпус машины Spartan обеспечивает защиту уровня B6 по европейскому стандарту CEN 1063 и выдерживает попадание пуль винтовочного патрона 7,62х51 мм НАТО. Кроме того, броневик имеет противоминную защиту, соответствующую уровню 2 стандарта НАТО STANAG 4569 и позволяющую спасти экипаж от взрыва мины весом до 6 кг.

Броневик Streit Group Spartan оснащается дизельным двигателем Ford V8-6.7L мощностью 300 л.с. Двигатель сопряжен с пятискоростной автоматической трансмиссией. Агрегаты силового блока заимствованы у базового шасси Ford 550. Использованная силовая установка, по заверениям авторов проекта, должна разгонять броневик до скорости 110 км/ч (на шоссе) и обеспечивать запас хода на уровне 800 км.

Броневик Spartan имеет длину чуть более 6 м, ширину 2,43 м и высоту по крыше 2,37 м. Снаряженная масса машины достигает 7,87 т. При этом бронеавтомобиль способен перевозить до 1100 кг полезной нагрузки, включая десант или какие-либо грузы.

В корпусе броневика предусмотрен набор дверей и люков для посадки и высадки или использования . Командир и водитель, располагающиеся в передней части корпуса, должны попадать на свои места через двери в бортах. Всего в бортах имеются четыре двери, две задние ведут в десантное/грузовое отделение. В кормовом листе корпуса предусмотрена еще одна дверь. В крыше имеются три люка, один в средней и два в кормовой части. Центральный люк может использоваться для установки турелей с оружием, боевых модулей и т.п. оборудования. В качестве вооружения могут использоваться пулеметы, в том числе крупнокалиберные, или автоматические гранатометы.

Летом прошлого года стало известно, что заказываемые Украиной броневики Spartan будут собираться на ее производственных площадках. Базой для выпуска этой техники был выбран Кременчугский автозавод (КрАЗ). В связи с этим новые броневики нередко фигурируют под названием КрАЗ Spartan. Следует отметить, известно, что украинские специалисты принимают минимальное участие в проекте строительства техники. На КрАЗ приходится не более 10-15% всех работ, поскольку этот завод осуществляет лишь конечную сборку изделий из готовых узлов. Нельзя исключать, что в будущем ситуация изменится, однако на данный момент Украина получает готовые сборочные комплекты и не производит комплектующие самостоятельно.

К настоящему времени кооперация канадского и украинского предприятия привела к появлению некоторого количества броневиков новой модели, которые, по имеющимся данным, уже используются в т.н. антитеррористической операции. Несколько дней назад стали известны первые подробности эксплуатации бронемашин нового типа. Как оказалось, поставленные войскам «Спартанцы», несмотря на все обещания, имеют массу недостатков, требующих скорейшего исправления.

14 января украинский активист Алексей Мочанов, поддерживающий связь с подразделениями, эксплуатирующими броневики КрАЗ Spartan, опубликовал список из 17 пунктов, описывающий имеющиеся проблемы новой техники. Некоторые недостатки присутствуют лишь у единичных броневиков, а прочие (таких подавляющее большинство) относятся ко всем 15 переданным машинам.

«Единичными случаями» стали следующие проблемы. У 5 броневиков ходовая часть не выдержала эксплуатационных нагрузок, из-за чего произошли обрывы кронштейнов амортизаторов поперечной устойчивости. У одного автомобиля лебедка не выдержала нагрузки и поломалась. Еще один броневик, в отличие от остальных, по неким причинам не получил защитные решетки на окнах.

Остальные рекламации относятся ко всей партии из 15 поставленных броневиков. У всех машин подтекает масло из амортизаторов и отсутствует место для запасного колеса. Отмечается недостаток в виде невозможности включения переднего моста из кабины: для использования полного привода требуется покидать машину и включать его вручную. Претензии вызывает сложность эксплуатации и обслуживания. Так, возможности армейского снабжения не позволяют поставлять топливо требуемого качества, в результате чего у 60% броневиков срабатывает индикатор неисправности двигателя. Кроме того, для обслуживания машин КрАЗ Spartan требуется ряд специфического оборудования и компьютерная диагностика, что делает невозможным проведение работ за пределами специально оборудованных станций техобслуживания.

Имеются проблемы с техникой при эксплуатации. Во время езды по пересеченной местности на рулевую колонку передаются сильные удары. Электронный спидометр показывает скорость в метрической системе (км/ч), однако пробег считается в милях. Наконец, у поставленных броневиков отсутствуют радиостанции.

Наблюдаются серьезные проблемы с защитой и вооружением бронеавтомобилей. Лобовая броня признана недостаточной, из-за чего при первом же попадании осколка или пули машина может выйти из строя. Лобовое стекло не выдерживает второго выстрела из стрелкового оружия. При стрельбе из пулемета, установленного на верхнем люке, гильзы по крыше и лобовому стеклу скатываются под капот, что может привести к поломке двигателя. Конструкция турели делает невозможной прицельную стрельбу в движении. Защиту пулеметчика признали недостаточной. Кроме того, для замены короба с патронами стрелок должен значительно высовываться из-за имеющихся щитков.

Естественно, при наличии подобных недостатков конструкции новые бронеавтомобили КрАЗ Spartan не могут эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Требуется срочно принять меры, о чем и пишет А. Мочанов. По его мнению, необходимо исправить недочеты, а затем вновь провести испытания в тех же условиях.

Что будет дальше – пока не совсем понятно. Возможно, новые серии броневиков «Спартанец» получат ряд нововведений, направленных на исправление выявленных недостатков. Тем не менее, возможны и иные варианты развития событий, в том числе и негативные для бойцов, которым придется использовать эту технику. Пока заказан 21 броневик новой модели. Вполне возможно, что этот заказ окажется последним, а недостатки придется исправлять непосредственным эксплуатантам в лице бойцов армии или Нацгвардии.

Большое количество выявленных недостатков вызывает соответствующие вопросы. Прежде всего удивляет тот факт, что в целом интересный и современный броневик, как следовало из рекламных материалов, на поверку оказался «сырым» и требующим дальнейшей доводки. Проблемы можно было бы списать на некачественную сборку, осуществленную в Кременчуге. Тем не менее, большое количество недочетов связано с ошибками, допущенными в ходе проектирования и производства сборочных комплектов.

По мнению авторов известного блога BMPD, причиной всех обнаруженных проблем является недостаточная компетенция разработчиков. Компания Streit Group ранее занималась изготовлением защищенных автомобилей для различных коммерческих структур и частных заказчиков. При этом у компании полностью отсутствовал опыт создания полноценной военной бронированной техники. Кроме того, новые броневики Spartan и Cougar, разработанные компанией в последние годы, за несколько лет так и не прошли полноценные испытания, с помощью которых проверяется современная бронетехника.

Броневики с массой «врожденных» недостатков, разработанные компанией без опыта, в спешном порядке были закуплены украинскими военными без должной проверки, доводки и других мероприятий, без которых немыслимо принятие на вооружение новой техники. Как результат – армия получила почти не пригодные для полноценной эксплуатации бронемашины. Время покажет, чем закончится эксплуатация такой техники. Однако уже сейчас можно предполагать, что «сырые» машины станут дополнительным фактором, увеличивающим потери техники и личного состава. Что касается инициаторов сомнительной сделки, то они, скорее всего, как и ранее, останутся в стороне и вряд ли понесут ответственность за свои действия.

По материалам сайтов:
http://autokraz.com.ua/
http://armyrecognition.com/
http://military-today.com/
http://korrespondent.net/
http://mil.gov.ua/
http://bmpd.livejournal.com/

Вот уже несколько лет, как чаша весов в извечном споре между колесной и гусеничной военной техникой склоняется в сторону колес. Собственно говоря, минусом броневиков на колесах всегда были в первую очередь проходимость и высокое давление на почву, не позволявшее нести серьезную броню. Сегодня по проходимости колеса практически сравнялись с гусеницами, а появление керамической брони позволило сделать защиту боевых машин намного более легкой, чем раньше, – легкой в смысле веса, а не уровня защиты. Конечно, еще рано списывать со счетов гусеничную технику, но во многом ее участь решает сложность доставки в зоны боевых конфликтов, во всяком случае, пока.

Примечание редактора: сайт – это автомобильный портал. Мы пишем о машинах – не о политике и не о войне. Машины не виноваты в том, что их посылают на войну, не так ли? Поэтому читайте, и да пребудет с вами здравый смысл.


На видео: КрАЗ-6Э6316

Предыстория

Кременчугский автозавод начинал работу над созданием современных бронированных машин еще в советское время. Так, в 1988 году проходил испытание КрАЗ-6Э6316 с колесной формулой 8х8. Правда, это был не броневик, а всего лишь макет: на кабину была навешана имитация брони для того, чтобы определить, как будет вести себя машина с этим дополнительным весом, и разработать систему крепления настоящей брони.

Лобовое и боковые окна планировалось оснастить пуленепробиваемыми стеклами, которые в ту пору также ударными темпами разрабатывались советской промышленностью.

Напомним, в ту пору СССР вел войну в Афганистане и постоянные нападения иррегулярных формирований на автомобильные конвои приводили к неоправданным потерям в рядах «ограниченного контингента воинов-интернационалистов». Довести эти разработки до ума украинские инженеры и конструкторы не успели: в международной политике наметилось потепление, советские войска были выведены из Афганистана, а вскоре почил в бозе и сам Советский Союз.

Но ничто не проходит бесследно, и уже в 1990-е годы в локальных «горячих точках» появились импровизированные броневики на основе КрАЗов, созданные, в общем-то, в кустарных условиях. Выбор именно этого шасси был неслучаен – машины действительно обладали высокой проходимостью, хорошей выживаемостью и грузоподъемностью. Таким образом, первыми применили на практике советские наработки мелкие частники, как это и обещали народу отцы Перестройки.

Индийский «бронеКрАЗ»

На фото: КрАЗ-5233ВЕ

И только в 2012 году «промышленный» броневик на базе автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) создала индийская компания Shri Lakshmi Defence Solution. Боевая машина получила название КрАЗ-01-1-11/SLDSL, рулевое управление в ней располагалось, как и положено в индийской армии, справа. Двигатель индусы оставили ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. Тут в источниках имеются разночтения: сами индусы называют его украинским, ряд же российских специалистов утверждает, что это не просто российская разработка Ярославского завода, но и производился он на территории РФ.


На фото: КрАЗ-5233ВЕ

У броневика был сварной несущий кузов, двойная броневая защита боковых стенок (включая двери) заполнена взрывозащитным материалом. V-образное днище имело противоминную защиту (такая форма как раз и служит для рассеивания взрывной волны) и трехслойное бронирование. Автомобиль был оборудован поворотной башней, имел восемь амбразур для ведения огня из стрелкового оружия и мог перевозить до 12 человек, включая экипаж.


Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2

Возвращение на Украину

Разработка оказалась достаточно удачной, и на ее основе завод-производитель при участии индийской стороны и канадской компании Streit Group создал бронеавтомобиль KrAZ Shrek One (KrAZ MPV), положивший начало семейству подобных изделий. По всей видимости, название Shrek было выбрано не только в честь одноименного мультперсонажа (огромного зеленого великана-огра), но и по созвучию с индийским словом Shri – как дань уважения идеям индийских инженеров.

Высокая степень заимствования индийских разработок объясняется, по всей видимости, тем, что украинской армии срочно потребовалась современная техника – начался вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Новый броневик был впервые представлен на оружейной выставке KADEX-2014 в мае 2014 года в Астане (Казахстан) и в июне того же года – на Eurosatory-2014 в Париже. На тот момент стоимость машины составляла около $1 млн.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

На фото: KrAZ Shrek One (KrAZ MPV)

Анатомия Шрека

Сегодня Шрек 4х4 – это многоцелевое транспортное средство с противоминной защитой, предназначенное для оперативного и безопасного перемещения личного состава, техники и оборудования, а также их огневой поддержки. Несущей конструкцией также является собранный из бронелистов кузов, та же броня, между листами которой проложено 25 мм взрывозащитного материала, те же восемь амбразур (по четыре с каждой стороны), плюс дополнительная амбразура в корме.

Уровень защиты вертикальных стенок и пуленепробиваемых стекол сопоставим с уровнем 3А (STANAG 4569) по стандартам НАТО. А взрывозащитный материал превосходит по уровню защиты натовский стандарт (STANAG 4569) 2 уровня. Баллистическая защита брони – B6+/STANAG 4569 Level 2. Противоминная защита выдерживает взрыв двух зарядов, эквивалентных 14 кг тротила под любым колесом или 7 кг тротила непосредственно под днищем.

Двигатель – все тот же ЯМЗ-238Д, однако могут быть установлены двигатели Cummins и Deutz. Раздаточная коробка – механическая двухступенчатая, коробка передач девятиступенчатая китайского производства – Fast Gear 9JS150TA-B. Шины Michelin 445.65R22.5/16.00R20 по технологии RunFlat, да еще и с централизованной подкачкой.

Напомним, что шины, созданные по такой технологии, имеют усиленное и широкое бортовое кольцо, теплостойкий состав резины и усиленный каркас. Они позволяют проехать до 80 км на пробитом колесе без потери маневренности. Вероятно, возможность подкачивать их изнутри может увеличивать этот пробег еще сильнее. К слову, шины RunFlat сейчас широко применяются и для гражданских автомобилей.

Но вернемся к Шреку. На машине установлена аппаратура для связи и наблюдения, включая камеры заднего вида ночного видения с дальностью обзора до 500 м. Доля комплектующих украинского производства достигает 70%. А возможность установки дополнительного оборудования позволила тут же создать модификации: KrAZ Shrek One Ambulance (медицинскую машину) и KrAZ Shrek One RCV (машину для разминирования, оснащенную краном-манипулятором).


На фото: KrAZ Shrek One Ambulance

Где воюет этот броневик?

Хотя Шрек наверняка создавался Украиной под участие в военных действиях на юго-востоке, в зону АТО было передано, по сообщениям украинских СМИ, всего пять таких машин. Это при том, что завод-изготовитель способен выпускать 25 таких изделий в месяц. Так что проблема тут наверняка не в цене, которая с переходом к серийному выпуску была снижена до $300-400 тыс.

Не делал бронированных машин. Наверное, потому что в Союзе и понятия такого не было. Обходились БТР и БМП.

Теперь в «портфеле» КрАЗа, как минимум, шесть моделей бронеавтомобилей. И по состоянию на конец 2015 года четыре из них уже выпускаются серийно. Основные заказчики – Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины.

Несмотря на популярность «кразовских» броневиков, информации об их технических возможностях в открытых источниках очень мало. А та, что есть, часто противоречит друг другу. Поэтому решила собрать все факты воедино и еще раз их перепроверить.

КрАЗ-6322 «Рапотор»

Первый КрАЗ с элементами бронирования можно было увидеть на выставке военной техники в Абу-Даби еще в 2007 году. Тогда завод показал модель КрАЗ-6322 «Рапотор» с бронированным отсеком для десанта.


Автомобиль предназначался для Индии и стран Персидского залива. На фото с выставки видно, что бронирован лишь отсек для личного состава. Кабина, как и прежде, была уязвима для всех видов огнестрельного оружия.

Учитывая то, что бронированный кузов съемный, очевидно, по замыслу разработчиков, автомобиль должен был лишь доставлять его на заданное место.

Но со временем стало понятно, что этого недостаточно. И в ноябре 2014 году КрАЗ представил уже совсем другой «Рапотор» — с бронированной кабиной и топливными баками.

Сегодня КрАЗ «Рапотор» находится на вооружении у Национальной гвардии.

«Кобра» и «Кугуар»


Дальше КрАЗ взялся осваивать самые малые автомобили, которые ему когда-либо приходилось собирать, – «Кобра» и «Кугуар». Правда, тут работы для завода была не так много. Разработкой машин занималась канадская , шасси и моторы брали от Toyota Land Cruiser.

По некоторым подсчетам, в «Кобре» и «Кугуаре» использовалось до 80% импортных деталей. Так что броневики получились не совсем украинскими.

Из двух бронированных авто на базе «Тойоты» решили оставить «Кугуар». В 2014 году автомобиль попал на вооружение к украинским военным и даже участвовал в нескольких парадах – в честь Дня победы и Дня независимости Украины.

«Кугуар» неоднократно подвергался критики. В частности, в июне 2015 года советник президента и волонтер Юрий Бирюков в низком качестве сборки.

КрАЗ Спартан


«КрАЗ Спартан» с боевым модулем «Сармат»

Еще один броневик на неродном для КрАЗа шасси – «Спартан». В его основе – пикап Ford F550. Двигатель тоже «фордовский».

Разработкой «спартанцев», как и «Кугуаров», занималась Streit Group. Первый автомобиль был собран в канадском штате Онтарио на заводе Streit Group’s Canadian Manufacturing Facility в 2013 году.

А уже в 2014-м «Спартан» начали собирать в Кременчуге. Автомобиль Нацгвардия, ВСУ и Госпогранслужба.


На «Спартаны» также было множество нареканий. В частности, фотографии из зоны боевых действий на Донбассе наглядно демонстрировали, что шасси «Форда» не выдерживает бронированного корпуса.

Из-за многочисленных жалоб КрАЗу пришлось усовершенствовать машину. Впрочем, своей вины завод не признал и настаивал на том, что машины ломаются, так как их неправильно эксплуатируют.

КрАЗ Шрек


Бронированный КрАЗ с самым странным названием – «Шрек». В броневике помещается 10 бойцов. Но если уплотнить сидения, можно разместить и больше.

Впрочем, этот бронеавтомобиль предназначен не только для перевозки десанта. Он также имеет вариант скорой помощи и специального автомобиля для разминирования.

Первые КрАЗ Шрек достались Национальной гвардии Украины. Гвардейцы получили броневики в начале 2015 года. Это были первые автомобили подобного класса, которые поступили на вооружение украинской армии.

«Феона» — один из последних бронеавтомобилей, представленных КрАЗом. Впервые его показали на выставки в Абу-Даби в 2015 году.

Об автомобиле мало что известно. В частности, на сайте КрАЗа информации о нем нет вообще.

У броневика одна платформа с «Раптором» — КрАЗ-6322. Но конструктивно это совсем разные автомобили. У «Феоны», в отличие от «Раптора», единый бронированный корпус. Она не боится не только стрелкового оружия, но и мин.

Для рассеивания взрывной волны КрАЗ Феона имеет днище V-образной формы. Внутри – антиосколочная обшивка. А сиденья для повышения безопасности десанта крепятся не к полу, а к потолку.


Самый мощный бронированный КрАЗ – «Ураган». Это единственный украинский бронированный грузовик, который имеет колесную формулу 8X8. То есть все четыре моста «Урагана» — ведущие.

Пока о планах наших военных, закупать подобные броневики, ничего неизвестно. В КрАЗе тоже предпочитают сохранять молчание. На сайте завода даже не указаны технические характеристики бронеавтомобиля. Впрочем, не исключено, что у украинского завода пока нет лицензии на выпуск Ураганов. То же самое относится и к Феоне. Иначе как объяснить отсутствие этих машин в каталоге продукции предприятия.

«Пантера»

«Пантера» — проект арабской Ares Security Vehicles, в котором также поучаствовал КрАЗ. Первые «Пантеры» были построены на шасси КрАЗ-5233 и КрАЗ-6322. Однако сейчас на сайте арабской компании указано, что автомобиль собирается на базе Toyota Land Cruiser. Упоминаний о КрАЗе нет.