Броневик КрАЗ Spartan: ожидания и проблемы. Бронированные кразы

Spartan (Спартанец) - бронеавтомобиль 4х4, построенный на шасси DRW коммерческого внедорожника Ford F550 канадской компанией Streit Manufacturing. Данная компания имеет огромный опыт по бронированию серийных автомобилей, включая представительский класс, таких как MERCEDES S550, BMW 7 SERIES и многих других. Производственные линии компании находятся в Объединенных Арабских Эмиратах, США, России, Индии.


Бронеавтомобиль (или как его называет производитель Городская Штурмовая Машина) Spartan APC был разработан для вооруженных групп быстрого реагирования в качестве защищенного транспорта, для тех, кто должен использовать его на узких городских улицах. Этот автомобиль также используется для шоссейных перевозок или конвоирования транспортных средств.

В отличие от бронированных гражданских автомобилей, таких как LandCruiser или Suburban, Spartan предназначен для ведения огня в боевой обстановке. Этот автомобиль построен с учетом боевых норм и военного применения и очень эффективен при конвоировании транспортных средств. Тем не менее, когда необходимо исключительно патрулирование или использование в труднодоступных городских кварталах, где обычные боевые машины, как правило, не эффективны, Spartan способен быть настолько же маневренным, как и любой автомобиль, и обладать разгонными характеристиками, которых так не хватает военизированным автомобилям конвоирования и сопровождения. Spartan обладает бронированной защитой от стрелкового уровня B6, а также днищем, способным противостоять взрыву противопехотной мины или гранаты. Защита может быть доведена до уровня В7 по желанию заказчика.

Характер двойного назначения Spartan делает его отличным выбором для тех пользователей, чьи миссии могут меняться от дня к дню, и гарантирует, что их боевые задачи могут быть выполнены без необходимости менять автомобили.

Одним из пользователей является полиция Косово в Приштине. По некоторым данным, каждая машина с башенкой обошлась им в полмиллиона Евро при отпускной цене стандартной версии в $190000. Также заключен контракт на поставку Spartan полиции ОАЭ.

Бронирование и защита
Стандартная кабина полностью заменена специально спроектированной обновленной бронированной кабиной, защищающей пассажирский салон с пяти сторон от пуль 7,62 х 51мм, M80. Бронирование было успешно испытано и отвечает баллистическому уровню защиты III по стандарту НАТО NIJ-STD-0108.01. Днище способно защитить пассажиров от воздействий взрыва при детонации двух немецких ручных гранат DM-51 или их эквивалента из легких противопехотных мин. Корпус автомобиля полностью инкапсулирован и обеспечивает защиту пассажиров во всех своих местах. Броня состоит из сварной баллистической конструктивной стали. Конкретные материалы и специальные методы установки, применяемые Streit Manufacturing, позволяют значительно снизить стоимость машины для клиента при сохранении структурной целостности и баллистического уровня защиты, а также оптимизации положения центра тяжести, что обеспечивает очень хорошую маневренность для автомобиля такого рода. Внутренний каркас изготовлен из баллистической стали, обеспечивает перекрытие и резервную защиту для большой площади основных направлений воздействия, таких как двери и окна. Он также усиливает структурную целостность стоек поддержки и других областей, которые имеют решающее значение для поддержания безопасности автомобиля при любых ситуациях, в том числе опрокидывании и столкновениях. Бронирование автомобиля было построено таким образом, чтобы пуля, следующая по линейной или угловой траектории, не проникала внутрь автомобиля без соприкосновения с броней. В дополнение к этому, сведена к минимуму возможность проникновения пули в салон автомобиля из-за рикошета от брони.

Стекло
Сочетание стекла, поликарбоната и майлара, соединенных вместе, с использованием новейших технологий создало одну из лучших доступных прозрачных броней, при этом обладающих следующими качествами: толщина стекла 39 мм (протестировано на защиту от нескольких выстрелов боеприпасами калибра 7,62х51 мм); анти-откольный щит, защищающий водителя и пассажиров от осколков стекла; противоударная защита; прекрасное оптическое качество, минимальные искажения; минимальное расслаивание; минимальное изменение цвета от ультрафиолетовых лучей. Все внешние стекла защищены от воздействий камней, бутылок, гранат и т.п., покрывающая стальная сетка может быть удалена пользователем для очистки и/или замены стекла.

Двери
Двери (по 2 по бокам и 2 сзади) специально предназначены для быстрого доступа в автомобиль, минимизируя обнажение интерьера. Все двери имеют двойную систему блокировки, чтобы обеспечить закрытие дверей автомобиля в боевой обстановке в случае отказа одной из систем блокировки. Автомобильные двери имеют бойницы, расположенные непосредственно под стеклом, для того чтобы вести огонь с любого сидения. Все двери имеют бронированные перекрытия, чтобы предотвратить проникновение пуль и осколков через стык двери и кузова. Стойки двери и петли были разработаны специально для этого автомобиля, что обеспечивает максимальную прочность и удобство использования. Все двери имеют специальную окантовку для предотвращения внешних климатических воздействий на автомобиль.

Интерьер
Вся оригинальная внутренняя обшивка и отделка были удалены из автомобиля, за исключением передней панели и сидений. Эти части были изменены на заводе, чтобы соответствовать новому стилю кузова автомобиля, и были оставлены на месте, чтобы обеспечить водителя комфортом и привычностью. Все остальные компоненты интерьера были установлены по проекту дизайнеров, чтобы обеспечить максимальную эксплуатационную функциональность.

Дополнительные возможности
Дополнительная поворотная на 360 градусов башня, обеспечивающая 3-ий NIJ уровень защиты, включая баллистические стекла улучшенной видимости. Пулеметная установка для размещения оружия калибра до 12.7 мм.

Особенности боевой готовности
Передний бампер автомобиля разработан с целью уменьшить ущерб от столкновения. Кроме того, вся передняя часть автомобиля выполнена из баллистической стали, гарантируя, что автомобиль сможет сохранить структурную целостность при умеренном столкновении. Тяжелый задний бампер крепится непосредственно к раме, которая позволяет автомобилю противостоять удару других транспортных средств и/или очистить путь в случае необходимости эвакуации конвоируемого объекта. Автомобиль имеет полный обзор в 360 градусов через окна, и каждое окно имеет оружейную бойницу, расположенную непосредственно ниже. Это гарантирует пассажирам возможность вести ответный огонь со всех сторон автомобиля, при этом не покидая броневой защиты. Автомобиль оснащен шинами со вставками для движения в спущенном состоянии (2 запасных колеса расположены в салоне автомобиля). Кабина оснащена электронной двусторонней системой связи, которая обеспечивает связь между пассажирами автомобиля и за его пределами.

Баллистический уровень защиты непрозрачной брони, крыши салона и 4-х сторон автомобиля соответствует стандарту :
Испытательные боеприпасы калибра 7,62 мм (308 Winchester FMJ)
Номинальная масса пули - 9,7 грамма
Предлагаемая длина ствола - 56 см (22 дюйма)
Требуемая скорость пули - 838 ± 15 м/с (2750 ± 50 фута/s)
Требуемое количество попаданий в образец - 5
Разрешенное пробивание - 0

Основные характеристики SPARTAN

Двигатель
Тип: 6.0L турбо-дизельный
Количество цилиндров - 8
Электронная регулировка турбокомпрессора
Полезная мощность двигателя - 325 л.с. при 3300 оборотах в минуту
Максимальный полезный крутящий момент 772 ньютон метр при 2000 оборотах в минуту

Топливная система
Автомобиль может работать на дизельном топливе с высоким содержанием серы (до 1%). Форсунки прошли многочисленные лабораторные испытания и 30 000-мильное испытание непосредственно на автомобиле с использованием топлива Jet А. Результаты показывают, что инжекторы будут иметь удовлетворительный срок службы при использовании топлива Jet А, JP-8 или НАТО F34.

Трансмиссия
Тип: автоматическая, Ford Torqshift
Передаточное число: 3.11:1, 2.22:1, 1.55:1, 1.00:1, 0.71:1 заднего хода 2,88: 1
Входной крутящий момент: 746 н*м
Максимальный вес: 8000 кг

Тормоза
Гидравлические дисковые передние и задние с двумя пистонами, двойным главным цилиндром

Колеса и шины
Двойные задние колеса, 225/70R19.5
Внутреннее запасное колесо(а)

Дорожный просвет
Колесная база: 3.58 метра
Угол въезда: 28,4 градуса
Угол продольной проходимости: 26,3 градуса
Угол Схода: 27 градусов

«Спартан» - детище специалистов канадской компании Streit Manufacturing. И хотя предприятие не специализируется на выпуске военной техники (Streit известны, в основном, благодаря бронированию представительских автомобилей), из Spartan получилась отличная боевая машина. «Спартан» предназначен для защищённой транспортировки групп быстрого реагирования по узким городским улицам. Городская Штурмовая Машина, именно так производитель характеризует модель. Вместе с тем, бронеавтомобиль отлично подходит для конвоирования других транспортных средств и для перевозок личного состава. Spartan обладает динамическими и манёвренными характеристиками городского внедорожника, поэтому в городских условиях действует гораздо более свободно, чем обычные боевые машины. А за счёт достойной динамики Spartan оставляет позади другие военизированные автомобилям конвоирования и сопровождения. Производитель активно подчёркивает характер двойного назначения бронеавтомобиля и делает упор на его универсальности.

Spartan построен на базе пикапа Ford F-550 и имеет классическую компоновку рамного внедорожника. Двигатель расположен спереди, в средней части – место водителя и сзади – десантное отделение. Под капот устанавливается 6,7-литровый турбодизельный V8 Ford мощностью 400 лошадиных сил (аналогичный тому, которым оборудуют Ford F-550). Коробка передач – автоматическая, Ford Torqshift. Согласно технической документации, максимальная скорость бронеавтомобиля составляет 155 километров в час. Благодаря большому объёму топливного бака (250 литров) запас хода по шоссе достигает 800 километров. Полный привод и высокий клиренс обеспечивают «Спартану» отличную проходимость, машина может преодолеть брод глубиной до 1,2 метра.

Сильная броня – одно из отличительных качеств Spartan. Кабина Ford F-550 заменена на специально спроектированную, из баллистической конструктивной стали, которая отвечает третьему баллистическому уровню защиты, согласно натовской спецификации. Днище тоже защищено и способно выдерживать взрывы ручных гранат или лёгких противопехотных мин. Система бронирования автомобиля исключает проникновение пули внутрь автомобиля без соприкосновения с бронёй. Кроме того, сводится к минимуму вероятность попадания пули в салон путём рикошета от кузова. Бронированные двери оснащены системой двойной блокировки и оборудованы бойницами таким образом, чтобы вести огонь было можно с любого сиденья Spartan. Стёкла изготавливаются с использованием поликарбоната и майлара, имеют толщину 39 мм и снаружи защищены стальной сеткой. Опционально на крыше бронеавтомобиля может быть установлена стрелковая башня с 7,62-мм пулемётом, 12,7-мм пулемётом или 40-мм автоматическим гранатомётом.

Но не обошлось, конечно, и без конструктивных недостатков. Наиболее серьёзные проблемы вызывает недостаточно прочная ходовая часть Ford F-550, которая не всегда способна выдержать нагрузок, связанных с большим весом автомобиля. В Украину Spartan приехал сравнительно недавно – во второй половине 2014 года. Производство было развёрнуто на предприятии АвтоКрАЗ, и машина получила второе имя – Kraz Spartan. Степень локализации, правда, остаётся невысокой: доля украинской составляющей в броневике, по разным сведениям, составляет 10-20%. Хотя Spartan уже успел «повоевать», из-за выявленных недостатков доработка автомобиля не окончена, и в настоящий момент в конструкцию бронеавтомобиля всё ещё вносятся усовершенствования.

На своей странице в www.facebook.com любопытный обзор выявленных в ходе эксплуатации недостатков бронеавтомобиля Streit Spartan, используемого украинскими силовыми структурами как "КрАЗ - Спартан". Делается вывод, что "автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ".

Со стороны bmpd заметим, что описанные недостатки бронеавтомобиля Streit Spartan выглядят вполне закономерными, поскольку компания Streit Group, занимавшаяся до недавнего времени главным образом изготовлением коммерческих защищенных автомобилей, совершенно не имеет опыта в разработке полноценной военной бронетехники. Разработанная и выдвинутая на рынок Streit Group в последнее время серия "полноценных" бронированных машин, по всей видимости, не проходила полноценных испытаний по военным требованиям и отработок, а также и не имеет серьезного опыта боевого применения. Закупка разработанных Streit Group бронеавтомобилей Spartan и Cougar украинскими властями в 2014 году (с фиктивной якобы "сборкой" на ПАО "АвтоКрАЗ") также проходила в спешке, и, как можно судить, без каких-либо серьезных испытаний. В результате ВСУ получили сомнительные машины откровенно второсортного и не имеющего серьезного опыта разработчика.

Бронеавтомобиль "КрАЗ - Спартан" (Streit Spartan) вооруженных сил Украины в Орловке (Донецкая область), январь 2015 года (с) ВКонтакте

Десантники провели ходовые и полигонные испытания Спартана.

Учитывая, что со времени моего короткого знакомства с Барсом во дворе президентской администрации и тот факт, что несмотря на обещания ПАПы мне никто так и не перезвонил - опубликую здесь замечания по Спартану.

Не надеясь на то, что если эти замечания попадут на завод и в АП - что то изменится. К лучшему.

P.S. Вчера на обратной дороге из-под Мариуполя на подъезде к Киеву в районе Березани увидели катящийся навстречу (в сторону Полтавы-Харькова) Спартан. Охренели, с какого перепугу броневик, в котором есть огромная потребность у подразделений на передовой, катается в Киев и обратно в АТО - неужели для этого нет автомобилей попроще? Кто был в качестве пассажира? На каком основании снял с фронта бронированый автомобиль для поездки в Киев? Всё у нас по прежнему через жопу.

И думают - ей, и делают - руками, растущими именно оттуда.

К моему огромному сожалению. И разочарованию.

Загальні недоліки автомобіля КрАЗ-Spartan-APC:

1. Ходова частина не витримує навантажень автомобіля, а саме обриває кронштейни амортизаторів поперечної стійкості (5 автомобілів з 15).

2. Підтікає мастило з амортизаторів (У всіх).

3. Для того щоб увімкнути передній міст, водію необхідно вийти з автомобіля та увімкнути його (У всіх).

4. Не передбачене місце для запасного колеса (У всіх).

5. Для заправки автомобіля необхідне пальне, яке відповідає технічним характеристикам двигуна нового покоління, як наслідок на 60% автомобілів загоряється сигналізатор несправності двигуна.

6. Не можливе самостійне обслуговування автомобіля, це можна зробити тільки на спеціалізованих СТО, так як необхідна комп’ютерна діагностика та спецiструмент.

7. Під час руху автомобіля по пересічній місцевості або наїзду на вибоїни в рульову колонку відчувається сильний удар (У всіх).

8. Лебідка автомобіля не витримує навантаження, під час застосування виходить з ладу (1 автомобіль з 15).

9. Броня автомобіля спереду заслабка, що при першому попаданні кулі чи осколків снарядів виведе автомобіль з ладу(У всіх).

10. Броньоване скло не витримує другого пострілу.

11. Захисні решітки не на усіх вікнах (1 автомобіль з 15).

12. Під час стрільби з кулемета гільзи потрапляють під капот автомобіля, що може привести до поломки двигуна (У всіх).

13. Під час стрільби в русі не можливе попадання в ціль, із-за розхитування автомобіля (як варіант необхідне кріплення шестеренного типу для більшої стійкості кулемета) (У всіх).

14. Для заміни короба з набоями до кулемета, стрілку необхідно висунутись із-за укриття, що збільшує ймовірність його ураження (У всіх).

15. Слабкий захист кулеметника, захисні стінки необхідно підвищити (У всіх).

16. Не має штатної радіостанції (У всіх).

17. Електронний лічильник спідометру показує - “km\h”, але рахує пробіг в сухопутних милях (У всіх).

Делайте выводы сами, Спартан это или пис оф щит.

Пис оф бронированный щит smile emoticon

Хотели как лучше. Получилось - как всегда.

Автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ. Ни при каких обстоятельствах, кроме обязательного устранения недостатков и повторного придирчивого тестирования. В тех же условиях тем же составом. Возможно - и в параллельных частях.

Парни на передовой не должны стать испытателями по принципу и подобию манекенов для краш-тестов. КрАЗ в своём репертуаре...

Ответственные товарищи - такая же херня.

Перевод списка недостатков и дефектов:

1. Ходовая часть не выдерживает нагрузок автомобиля, а именно обрывает кронштейны амортизаторов поперечной устойчивости (5 автомобилей из 15).

2. Подтекает масло с амортизаторов (у всех).

3. Для того чтобы включить передний мост, водителю необходимо выйти из автомобиля и включить его (у всех).

4. Не предусмотрено место для запасного колеса (у всех).

5. Для заправки автомобиля необходимо топливо, которое отвечает техническим характеристикам двигателя нового поколения, - как следствие на 60% автомобилей загорается сигнализатор неисправности двигателя.

6. Невозможно самостоятельное обслуживание автомобиля, это можно сделать только на специализированных СТО, так как необходима компьютерная диагностика и специнструмент.

7. Во время движения автомобиля по пересеченной местности или наезде на выбоины в рулевую колонку ощущается сильный удар (у всех).

8. Лебедка автомобиля не выдерживает нагрузок, при использовании выходит из строя (1 автомобиль из 15).

9. Броня автомобиля спереди слаба, что при первом же попадании пули или осколков снарядов выводит автомобиль из строя (у всех).

10. Бронированное стекло не выдерживает второго выстрела.

11. Защитные решетки не на всех окнах (1 автомобиль из 15).

12. Во время стрельбы из пулемета гильзы попадают под капот автомобиля, что может привести к поломке двигателя (у всех).

13. Во время стрельбы в движении невозможно попадание в цель из-за тряски автомобиля (как вариант, необходимо крепление шестеренного типа для большей устойчивости пулемета) (у всех).

14. Для замены короба с патронами к пулемету стрелку необходимо высунуться из-за укрытия, что увеличивает вероятность его поражения (у всех).

15. Слабая защита пулеметчика, защитные стенки необходимо усилить (у всех).

16. Не имеется штатной радиостанции (у всех).

17. Электронный счетчик спидометра показывает "км/ч", но считает пробег в сухопутных милях (у всех).

КрАЗ начал поставлять модернизированные Спартан. Фото

С этой целью мы и отправились в Кременчуг на полигон АвтоКрАЗа. С собой мы взяли распечатки всех имеющихся в интернете замечаний и нареканий по автомобилям КрАЗ Спартан и добросовестно передали их лично генеральному директору Роману Черняку и главному конструктору.

Правда, тут необходимо сделать одно уточнение. АвтоКрАЗ не выпускает Спартан. Его на шасси Ford F550 делают в Эмиратах на заводе Streit Group.

В Украину приходят уже машинокомплекты, которые кразовцы дособирают, настраивают, оборудуют согласно спецификации и вешают свои шильдики «KRAZ». Сама конструкция тоже была разработана инженерами Streit Group, и лишь они же и могут вносить в нее реальные изменения.

Поэтому наш разговор с «кразовцами» был скорее теоретическим, ведь на заводе еще сохранилась конструкторская школа, и здесь понимают как и что можно изменить. К тому же, степень коммуникации со Streit Group в Кременчуге довольно высокая, ведь они совместно готовили Kraz Shrek, Fiona, Huracan уже на украинском шасси. Но претензии по Спартану здесь воспринимают отстраненно. Да, КрАЗ является агентом Streit Group на территории Украины, но инженеры прекрасно понимают, что перепроектировать Фордовскую подвеску никто уже не будет.

В Streit Group тоже навряд ли помогут, ведь они разрабатывают бронированные модели на готовых шасси. К примеру, 4-осный Huracan (Ураган) на перспективном КрАЗовском шасси готовили именно в R&D центре в Эмиратах.

И КрАЗ Спартан, а на самом деле - Streit Spartan, это импортный автомобиль, приобретаемый за валюту. И аналогов его в Украине до сих пор не выпускают. Те разработки, которые время от времени демонстрируют на полигоне в Новых Петровцах – это по большому счету также импорт, ведь шасси на этих машинах импортные, броня – импортная. К тому же подобную технику необходимо долго испытывать в различных режимах, вносить изменения, исправлять замечания. Со Spartan эта работа уже была проведена не только перед поставкой в Украину, но и для армий других стран. Машину испытывали в сертифицированных центрах в Германии и по ней есть протоколы. А вот как себя покажет другая техника, которую сейчас активно продвигают для поставок – это еще вопрос.

Надо честно признать, что на момент заказа первой партии КрАЗ Спартан в 2014 году корреспонденты AUTO-Consulting не видели среди украинских разработок реальной альтернативы. Существовавший в то время в единственном экземпляре Козак не мог спасти положение. А броневики Барс-8 и Козак-2 появились уже намного позже. и пока это кот в мешке

Еще одна причина: почему на Спартан обрушилось столько критики – это его неправильное применение в армии. Даже на сайте Streit Group Спартан хоть и называют бронетранспортером, но указывают, что он предназначен для миротворческих миссий и конвоев сопровождения. То есть – это не боевой автомобиль. Однако с легкой руки одного из украинских чиновников в фейсбуке появилась запись, что, дескать, мы на грозный Спартан сейчас как поставим ПТУР и он будет громить танки как семечки.

У КрАЗ Спартан броня действительно имеет уровень защиты B6, а днище имеет антиминное исполнение STANAG 4569 уровень 2. Но Спартан создавали, чтобы выдержать обстрел из АК-74 партизан, сохранить жизнь экипажу, когда рядом взорвалась граната РГД или фугас. А как только КрАЗ Спартан оказался в районе Донецкого аэропорта, где работала артиллерия и бронетехника, стало очевидно, что производитель был прав – это патрульная машина. К слову, у того же Streit Group в активе есть чисто боевые машины – это БТР Varan. Но их по каким-то соображениям не заказали.

Еще один негативный фактор, который проявился в ходе эксплуатации – это слабая ходовая Спартан. На КрАЗе парируют, что машина создана на шасси грузового автомобиля Ford F550, который неплохо себя зарекомендовал. Однако, Спартан в отличие от грузовика имеет полную массу 9 т и в армии зачастую используется в условиях полного бездорожья, соответственно изменился и характер нагрузок. Хотя на сайте Streit Group его позиционируют в том числе и для бездорожья, но на первом месте значится городское шоссе. Давайте вспомним, что Ford F550 – это пикап, который в Америке эксплуатируют в основном на хайвеях.

Тяжелый бронированный корпус Спартана в условиях украинского бездорожья быстро добивает подвеску. На КрАЗе об этом знают. «Мы не скрываем, что были обращение на завод по поводу обрыва кронштейнов амортизаторов передней подвески. ПАО АвтоКрАЗ изучило полученные жалобы и доработало конструкцию кронштейна и замечаний больше не поступало» – отмечают заводчане. Однако есть и резервы шасси. В частности, во время испытаний КрАЗ Спартан на полигоне, корреспондент AUTO-Consulting преодолел условное бездорожье на разной скорости. Если ехать 20-30 км\ч, то подвеска Спартан справляется и пробоев нет. Но стоит поехать быстрее, как подвеска на ухабах то и дело замыкается на ограничители. Понятно, что на войне ездят быстро и никто не щадит машину – отсюда и поломки.

Вины КрАЗа в таком поведении машины нет, ведь и пикап Ford F550 едет похоже. К тому же, в линейке у Streit Group есть специальные машины точно такого же класса защиты как Спартан, но предназначенные для бездорожья. Это - Streit Typhoon и Scorpion. Даже визуально видно, что у этих машин больше ход подвески и другая конструкция ходовой. Если использовать Typhoon в тех же условиях, что и Спартан, у него будет явно выше и выносливость, и проходимость. Но и цена этого броневика будет выше, так как у него более мощный двигатель.

Отметим, что военные сетуют и на невозможность починить КрАЗ Спартан в полевых условиях. Автомобиль требует современного диагностического оборудования, которое есть далеко не на всех СТО. А даже элементарно обнулить ошибку механики без приборов уже не смогут. На КрАЗе такую особенность называют вполне ожидаемой, ведь считать наличие электронных систем в автомобиле недостатком – некорректно. Это современная техника и ее должны обслуживать квалифицированно. Ни у кого же не вызывает нареканий то же самое в отношении танков или самолетов – парируют на КрАЗе.

В AUTO-Consulting считают, что в отказах Спартанов на передовой виноваты и военные. Нельзя бросать технику на передовую, не обучив персонал ее сервису, не обеспечив запчастями и расходниками. И поставив на вооружение импортные бронеавтомобили, чиновники понимали, что их рано или поздно нужно будет ремонтировать или обслуживать. А значит - в ремзонах должны были появиться и специнструмент, и тестеры.

Оправданием была только война и машины нужны были «на вчера». Вот так и получилось. «Кразовцы» дополняют, что 15 автомобилей Спартан передали силовым структурам в январе даже без акта приема-передачи, ввиду срочной необходимости. Их тут же отправили в зону АТО. Разумеется, никто не учил матчасть и не готов был оказывать им сервис. Большая часть машин из этой партии получила сильные повреждения в результате боевых действий. Формально находясь в собственности у производителя, на самом деле машины несли боевую службу. Завод взял на себя все восстановительные работы по этим машинам, хотя их повреждение вооружением и не является гарантийным случаем.

Но есть еще и недостаток коммуникаций. Те, кто заказывает машины и те, кто на них ездит – это разные люди. Отсюда и выплывают такие вещи, как отсутствие на машинах противотуманных фар, которые банально не заказали, чтобы снизить стоимость контракта. И специалисты КрАЗа контактируют с заказчиком в лице штабных офицеров, а недостатки машин выкладывают в интернет сами бойцы. Вот и получается, что формально претензий к заводу не поступало, а в эфире стоит крик.

По данным AUTO-Consulting, сейчас КрАЗ Спартан есть на вооружении Национальной Гвардии, у полка «Азов», в нескольких армейских частях. Ставить крест на этих машинах и закупать другие ни в коем случае уже нельзя. Нужно провести работу над ошибками, четко понимать: где нужно использовать Спартаны и для каких целей, решить кто и как их обслуживает. А еще нужно не забывать про унификацию. Ведь если у силовиков появятся еще «Козаки», Барсы-6 и Барсы-8 и т.д., то ситуация может повториться. Армейская рембаза и логистика может просто не выдержать такого ассортимента техники.

В настоящее время украинские власти предпринимают активные попытки восполнить потери военной техники. Для оснащения вооруженных сил и Нацгвардии ведется восстановление боевых машин снятых с хранения, а также предпринимаются попытки закупки или строительства новой техники. В деле оснащения армейских подразделений Киеву приходится обходиться не только своими силами, но и просить помощи у зарубежных компаний. Ярким примером последнего являются последние события вокруг бронеавтомобиля Streit Group/КрАЗ Spartan.


Броневик Spartan («Спартанец») был разработан канадской компанией Streit Group и впервые представлен публике в 2013 году. Целью проекта было создание многоцелевого бронеавтомобиля, предназначенного для поставки третьим странам. К настоящему времени броневики канадской разработки были закуплены новыми ливийскими властями и вооруженными силами Нигерии. Сравнительно недавно компания Streit Group сделала выгодное предложение всем потенциальным заказчикам своих бронемашин: при необходимости производство броневиков Spartan может вестись на предприятиях страны-заказчика.

Летом прошлого года стало известно, что свой интерес к броневикам Spartan проявляет украинская армия, нуждающаяся в большом количестве современной бронетехники. Уже 24 августа такая техника приняла участие в параде, посвященном Дню независимости Украины. При этом передача машин войскам заметно затянулась.

Броневик Spartan является легкой бронемашиной, созданной на базе коммерческого шасси. Основой для этой канадской машины послужил автомобиль Ford 550, что сказалось на ряде ее характеристик. Проект подразумевает установку оригинального бронекорпуса на заимствованное шасси, что должно упрощать и удешевлять производство подобной бронетехники.

Предлагаемая канадской компанией машина имеет классическую для такой техники компоновку бронекорпуса. В передней его части располагается моторное отделение, защищенное броней капота, а прочие объемы корпуса отданы под размещение людей и грузов. Объемы внутреннего пространства позволяют перевозить до 12 человек, включая водителя и командира.

По информации разработчика, бронекорпус машины Spartan обеспечивает защиту уровня B6 по европейскому стандарту CEN 1063 и выдерживает попадание пуль винтовочного патрона 7,62х51 мм НАТО. Кроме того, броневик имеет противоминную защиту, соответствующую уровню 2 стандарта НАТО STANAG 4569 и позволяющую спасти экипаж от взрыва мины весом до 6 кг.

Броневик Streit Group Spartan оснащается дизельным двигателем Ford V8-6.7L мощностью 300 л.с. Двигатель сопряжен с пятискоростной автоматической трансмиссией. Агрегаты силового блока заимствованы у базового шасси Ford 550. Использованная силовая установка, по заверениям авторов проекта, должна разгонять броневик до скорости 110 км/ч (на шоссе) и обеспечивать запас хода на уровне 800 км.

Броневик Spartan имеет длину чуть более 6 м, ширину 2,43 м и высоту по крыше 2,37 м. Снаряженная масса машины достигает 7,87 т. При этом бронеавтомобиль способен перевозить до 1100 кг полезной нагрузки, включая десант или какие-либо грузы.

В корпусе броневика предусмотрен набор дверей и люков для посадки и высадки или использования . Командир и водитель, располагающиеся в передней части корпуса, должны попадать на свои места через двери в бортах. Всего в бортах имеются четыре двери, две задние ведут в десантное/грузовое отделение. В кормовом листе корпуса предусмотрена еще одна дверь. В крыше имеются три люка, один в средней и два в кормовой части. Центральный люк может использоваться для установки турелей с оружием, боевых модулей и т.п. оборудования. В качестве вооружения могут использоваться пулеметы, в том числе крупнокалиберные, или автоматические гранатометы.

Летом прошлого года стало известно, что заказываемые Украиной броневики Spartan будут собираться на ее производственных площадках. Базой для выпуска этой техники был выбран Кременчугский автозавод (КрАЗ). В связи с этим новые броневики нередко фигурируют под названием КрАЗ Spartan. Следует отметить, известно, что украинские специалисты принимают минимальное участие в проекте строительства техники. На КрАЗ приходится не более 10-15% всех работ, поскольку этот завод осуществляет лишь конечную сборку изделий из готовых узлов. Нельзя исключать, что в будущем ситуация изменится, однако на данный момент Украина получает готовые сборочные комплекты и не производит комплектующие самостоятельно.

К настоящему времени кооперация канадского и украинского предприятия привела к появлению некоторого количества броневиков новой модели, которые, по имеющимся данным, уже используются в т.н. антитеррористической операции. Несколько дней назад стали известны первые подробности эксплуатации бронемашин нового типа. Как оказалось, поставленные войскам «Спартанцы», несмотря на все обещания, имеют массу недостатков, требующих скорейшего исправления.

14 января украинский активист Алексей Мочанов, поддерживающий связь с подразделениями, эксплуатирующими броневики КрАЗ Spartan, опубликовал список из 17 пунктов, описывающий имеющиеся проблемы новой техники. Некоторые недостатки присутствуют лишь у единичных броневиков, а прочие (таких подавляющее большинство) относятся ко всем 15 переданным машинам.

«Единичными случаями» стали следующие проблемы. У 5 броневиков ходовая часть не выдержала эксплуатационных нагрузок, из-за чего произошли обрывы кронштейнов амортизаторов поперечной устойчивости. У одного автомобиля лебедка не выдержала нагрузки и поломалась. Еще один броневик, в отличие от остальных, по неким причинам не получил защитные решетки на окнах.

Остальные рекламации относятся ко всей партии из 15 поставленных броневиков. У всех машин подтекает масло из амортизаторов и отсутствует место для запасного колеса. Отмечается недостаток в виде невозможности включения переднего моста из кабины: для использования полного привода требуется покидать машину и включать его вручную. Претензии вызывает сложность эксплуатации и обслуживания. Так, возможности армейского снабжения не позволяют поставлять топливо требуемого качества, в результате чего у 60% броневиков срабатывает индикатор неисправности двигателя. Кроме того, для обслуживания машин КрАЗ Spartan требуется ряд специфического оборудования и компьютерная диагностика, что делает невозможным проведение работ за пределами специально оборудованных станций техобслуживания.

Имеются проблемы с техникой при эксплуатации. Во время езды по пересеченной местности на рулевую колонку передаются сильные удары. Электронный спидометр показывает скорость в метрической системе (км/ч), однако пробег считается в милях. Наконец, у поставленных броневиков отсутствуют радиостанции.

Наблюдаются серьезные проблемы с защитой и вооружением бронеавтомобилей. Лобовая броня признана недостаточной, из-за чего при первом же попадании осколка или пули машина может выйти из строя. Лобовое стекло не выдерживает второго выстрела из стрелкового оружия. При стрельбе из пулемета, установленного на верхнем люке, гильзы по крыше и лобовому стеклу скатываются под капот, что может привести к поломке двигателя. Конструкция турели делает невозможной прицельную стрельбу в движении. Защиту пулеметчика признали недостаточной. Кроме того, для замены короба с патронами стрелок должен значительно высовываться из-за имеющихся щитков.

Естественно, при наличии подобных недостатков конструкции новые бронеавтомобили КрАЗ Spartan не могут эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Требуется срочно принять меры, о чем и пишет А. Мочанов. По его мнению, необходимо исправить недочеты, а затем вновь провести испытания в тех же условиях.

Что будет дальше – пока не совсем понятно. Возможно, новые серии броневиков «Спартанец» получат ряд нововведений, направленных на исправление выявленных недостатков. Тем не менее, возможны и иные варианты развития событий, в том числе и негативные для бойцов, которым придется использовать эту технику. Пока заказан 21 броневик новой модели. Вполне возможно, что этот заказ окажется последним, а недостатки придется исправлять непосредственным эксплуатантам в лице бойцов армии или Нацгвардии.

Большое количество выявленных недостатков вызывает соответствующие вопросы. Прежде всего удивляет тот факт, что в целом интересный и современный броневик, как следовало из рекламных материалов, на поверку оказался «сырым» и требующим дальнейшей доводки. Проблемы можно было бы списать на некачественную сборку, осуществленную в Кременчуге. Тем не менее, большое количество недочетов связано с ошибками, допущенными в ходе проектирования и производства сборочных комплектов.

По мнению авторов известного блога BMPD, причиной всех обнаруженных проблем является недостаточная компетенция разработчиков. Компания Streit Group ранее занималась изготовлением защищенных автомобилей для различных коммерческих структур и частных заказчиков. При этом у компании полностью отсутствовал опыт создания полноценной военной бронированной техники. Кроме того, новые броневики Spartan и Cougar, разработанные компанией в последние годы, за несколько лет так и не прошли полноценные испытания, с помощью которых проверяется современная бронетехника.

Броневики с массой «врожденных» недостатков, разработанные компанией без опыта, в спешном порядке были закуплены украинскими военными без должной проверки, доводки и других мероприятий, без которых немыслимо принятие на вооружение новой техники. Как результат – армия получила почти не пригодные для полноценной эксплуатации бронемашины. Время покажет, чем закончится эксплуатация такой техники. Однако уже сейчас можно предполагать, что «сырые» машины станут дополнительным фактором, увеличивающим потери техники и личного состава. Что касается инициаторов сомнительной сделки, то они, скорее всего, как и ранее, останутся в стороне и вряд ли понесут ответственность за свои действия.

По материалам сайтов:
http://autokraz.com.ua/
http://armyrecognition.com/
http://military-today.com/
http://korrespondent.net/
http://mil.gov.ua/
http://bmpd.livejournal.com/