Беспилотные автобусы это не фантастика, а скорое будущее


Сегодня в центре Транспортного комплекса Москвы идут работы по беспилотному общественному транспорту. Планируется запустить беспилотные трамваи, автобусы, троллейбусы и метрополитен.

05.12.2018 / Новости
В России вводят новую наклейку на авто - с буквой «А». Специальный знак, означающий «Автономное вождение», получат беспилотные автобусы и автомобили на время правительственного эксперимента

03.12.2018 / Новости
Когда перед беспилотным автомобилем встанет дилемма: кому нужно дать погибнуть – своим пассажирам, или иным участникам движения, в пользу кого он должен сделать выбор? Проведенный опрос людей на эту тему показал шокирующие выводы.

30.10.2018 / Новости
Академия Busworld – международная площадка для специалистов, которые хотят найти всю информацию о многих аспектах индустрии автобусов. Информацию и знания возможно получить, используя всемирную сеть, ученых, журналистов, инженеров, экспонентов выставок Busworld и других профессионалов. Отчет руководителя отдела электрический транспорт Александр Серёженкин (СпецАвтоИнжиниринг)

30.08.2018 / Новости компании: ГАЗ
Горьковский автозавод впервые демонстрирует беспилотные автомобили. На Московском международном автосалоне в рамках технологического фестиваля «Mobilistic´18» компания представляет две модели беспилотников на базе электробусов «ГАЗель NEXT», оснащенные двумя разными типами систем автономного управления. В автомобилях реализованы высокотехнологичные решения, в том числе – возможность распознавания границ проезжей части при отсутствии дорожной разметки и защита от кибератак. Выставка проходит в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо» с 29 августа по 9 сентября.

18.07.2018 / Новости компании: ГАЗ
«Группа ГАЗ» подписала соглашение, направленное на развитие технологий беспилотного транспорта в Москве. В рамках договоренностей «Группа ГАЗ» будет участвовать в развитии интеллектуальных автомобильных систем и технологий беспилотного управления на городском пассажирском транспорте в столице.

12.02.2018 / Автобус дня
Совсем недавно мы рассказывали о развитии проекта российских беспилотных шаттлов Matrёshka - их испытания проходят на закрытых территориях. А вот в «маленьком» китайском городе Шэньчжэнь началась первая в Поднебесной регулярная эксплуатация беспилотных автобусов.

30.11.2017 / Новости
В качестве альтернативы построению полностью беспилотных легковых автомобилей ряд частных компаний работает над созданием самоуправляемых маршруток и автобусов. Инвестиции в стартапы автомобильной промышленности находятся на значительно высоком уровне. Отрасль может рассчитывать на рекордно высокий уровень сделок и финансовых вложений.

30.11.2017 / Автобус дня
В Париже был запущен первый маршрут с беспилотными автобусами. За день они перевозят около 18 000 сотрудников из 220 компаний. Сейчас по маршруту длиной 1.2 км с интервалом 8 минут курсируют два небольших автобуса EasyMile EZ10 (см. фото), каждый из которых способен перевозить 12 человек.

05.10.2017 / Новости
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, выступая на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии в обществе (STS) в японском городе Киото, заявил, что России продемонстрирует свои достижения в области беспилотного автотранспорта на Чемпионате мира по футболу, который пройдет в следующем году.

27.09.2017 / Автобус дня
Голландский шестиместный пригородный автобус WePod, способный передвигаться пока со скоростью до 8 километров в час, стал первым в мире беспилотным транспортным средством, которому было позволено осуществлять пассажирские перевозки на общественных дорогах без водителя.

Я задумчиво смотрю на медленно проплывающий за окном пейзаж. Интересно, через сколько лет это будут не деревья закрытой территории столичного НАМИ, а скверы и аллеи городских улиц? Ведь сижу я не в обычном автобусе, а в футуристическом «шарике» НАМИ Шатл, где какие-либо органы управления не предусмотрены в принципе. Он создан в единственном экземпляре, его кузов пока представляет собой полноразмерный макет, двери лишены электроприводов, а скорость всего 5 км/ч. Но всё-таки он едет - сам! И везет меня на встречу с его создателями.

Кому нужны беспилотники при наших разбитых дорогах без разметки, сложном климате, непредсказуемых водителях и пешеходах? Но отказаться от прогресса - значит обречь себя на постоянное пребывание в таких условиях. А беспилотник - это огромный шаг вперед.

Шатл невелик: 4,6 м в длину и два в ширину. Но это не легковушка, а, по сути, автобус недалекого будущего. Благодаря внушительной высоте (2,5 м) и однообъемному кузову в салоне может разместиться ­дюжина человек: шестеро сидя, остальные стоя. ­Концепция не оригинальна, но и подсмотренной у Запада ее не назовешь. Это общая тенденция.

Москва‑2033

Вы открываете мобильное приложение в своем смартфоне и заказываете транспорт на ближайшую поездку. Буквально через несколько минут машина останавливается под вашими окнами. Это не такси, а электрический Шатл с автопилотом. И в нем уже есть пассажиры. Система собирает заявки от множества пользователей и прокладывает оптимальные маршруты для таких микроавтобусов. Персональным пространством личного автомобиля придется пожертвовать, зато пешие переходы минимальны, равно как затраты времени и денег на дорогу.

Границы частного и общественного транспорта со временем сотрутся. Тратиться на покупку и содержание персональной машины будет невыгодно, ведь практически эквивалентной ей по удобству станет самоходная капсула на несколько человек. Впрочем, подобная транспортная инфраструктура - это уже следующий шаг. А на первых порах такая техника будет эксплуатироваться на закрытых территориях - в парках, наукоградах, выставочных центрах. Там, где минимум нештатных ситуаций, маршруты стандартны и не слишком сложны для того, чтобы оттачивать умения автопилота.

Двенадцатиместный Шатл - лишь один из возможных вариантов. Покупатель сможет заказать кузов любого типа - от роскошного салон-вагона до грузовика. Кузов водрузят на варьируемое модульное шасси с силовым агрегатом. К примеру, показанный нам первый экземпляр Шатла - переднеприводный, с одним электромотором. А можно установить два двигателя (по одному для каждой из осей) или использовать четыре мотор-колеса - и тогда машина станет полноприводной.

Энергия прогресса

Литий-ионные аккумуляторы расположены под полом и сиденьями. Их количество определяет покупатель, исходя из условий работы. Один модуль емкостью 5 кВт·ч обеспечивает запас хода до 50 км. Управляющий складом или небольшой территорией, скорее всего, ограничится такой конфигурацией. Если же электромобилю предстоят большие пробеги, количество модулей можно увеличить до шести. Автономность вырастет пропорционально - до 300 км. Но такой вариант существенно затратнее, поскольку батареи остаются самым дорогим элементом.

Аккумуляторы разработаны и созданы в НАМИ, как все системы управления, безопасности и обогрева. У института накоплен опыт совместной работы в этой части, в том числе с АВТОВАЗом. Химические элементы - покупные, поставщиками выступили зарубежные и российские компании. Заявленная разработчиками работоспособность - 2000 циклов зарядки-разрядки.

А наш климат? О нем не забыли. Есть жидкостный обогрев на случай холодной погоды. Предусмотрена функция самопрогрева аккумуляторов перед началом работы - за счет отбора небольшого количества электроэнергии из запасенной в батарее. Интенсивность и продолжительность прогрева определяются температурой окружающего воздуха: чем она ниже, тем больше будет потреблять из сохраненного запаса каждый модуль. Это снижает автономность, но благотворно сказывается на сроке жизни батарей: большие нагрузки промерзшим аккумуляторам противопоказаны.

Можно использовать и другой способ прогрева - при помощи штатной жидкостной системы. Получается аналог автомобильного подогревателя для двигателя внутреннего сгорания: незадолго до начала поездки включается циркуляция - и к приходу владельца машина готова к движению. С точки зрения эффективности, затрат энергии и ресурса батарей выгоднее использовать режим самопрогрева.

Сложнее с поддержанием температуры в салоне. В этом вопросе окончательного решения пока нет. Стандартный подход с вентилятором и системой воздуховодов неэффективен из-за высокого энергопотребления. К тому же через огромные двери салон мгновенно выстуживается на остановке. Скорее всего, будет реализовано комбинированное решение: сверху воздух станут подогревать инфракрасные панели, а обогреваемые сиденья, пол и поручни помогут им в создании комфортной температуры. Но и на это нужно немало ­энергии.

Органы чувств

Электромобилем, даже отечественным, нас не удивишь. Система автономного вождения - вот что представляет основной интерес. КАМАЗ полным ходом испытывает беспилотный грузовик . И на корме Шатла значится имя челнинского завода. Один и тот же проект в разной обертке? Нет, КАМАЗ выступает лишь техническим партнером НАМИ в проекте.

Конфигурация автопилота , в целом, стандартная. Ультразвуковые датчики дальностью действия 3–6 м установлены в бампере, за «скорлупой» которого спрятаны радары ближнего и дальнего (до 250 м) действия - с широким и узким углами обзора соответственно. За лобовым стеклом - стерео­камера, «видящая» на расстоянии до 250 м. А вот лидар в комплексе использоваться не будет. На прототипе он есть, но разработчики уверены: комбинация обычных радаров и камеры позволят обходиться без него.

Мне очень понравилось, как замгендиректора НАМИ Алексей Гогенко и директор институтского центра информационных и интеллектуальных систем Денис Ендачев, с которыми мне удалось пообщаться, высказывались о своем детище. Они не скрывают, что все «органы чувств» у машины пока импортные - достойных аналогов в родном отечестве нет. Опытные образцы российских радаров находятся на стадии разработки, потому на Шатле им места не нашлось. И нечего стыдиться. Лучше подождать, чем устраивать «импортозамещение любой ценой».

Автобусы-беспилотники в столице появятся после того, как проект признают полностью безопасным в других странах.

В столице беспилотные автобусы появятся только через 5-10 лет — после того как проект признают успешным и безопасным в других странах. Департамент транспорта города Москвы изучит опыт Сингапура, где сейчас разрабатывается автоматизированная система управления автобусами.

«Беспилотные технологии — это, несомненно, технологии будущего. Но пока даже ведущие производители подвижного состава отмечают, что это ещё первые шаги. Когда мы убедимся на примере других стран, в том числе Сингапура, что система беспилотного управления автобусами не является сырой, а достаточно безопасна, мы обязательно обсудим с российскими автобусными производителями возможный запуск подобных проектов в Москве, — рассказал заммэра Москвы, руководитель во время визита делегации Правительства Москвы в Республику Сингапур. — Полностью автоматизированный автобус, по нашим оценкам, появится не раньше, чем через 5-10 лет. С учётом нашей интеграции в мировую систему городского транспорта все такие новинки в Москве тоже будут реализованы».

Как ранее говорил Максим Ликсутов, для того чтобы могли ездить по городу, они должны обмениваться сигналами с установленными в городе светофорами. «Все наши светофорные объекты соединены с ЦОДД, поэтому технически мы сможем передавать необходимые сигналы беспилотным автобусам, когда они появятся», — добавил он.

На этой неделе власти Сингапура подписали соглашение с Наньянским технологическим университетом о разработке и внедрении системы беспилотного управления автобусами в республике.

«Водитель все равно будет присутствовать в салоне, просто сможет выполнять гораздо меньше операций, чем обычно. Пока ни в одной стране мира массового использования автобусов без водителей нет, только в рамках пилотных проектов», — отметил Максим Ликсутов.

Также сейчас обсуждаются проекты запуска беспилотных такси и каршеринга в Москве. Первые такие такси появились в этом году в Сингапуре, местные власти выделили специальную территорию на окраине города для реализации проекта. Также в экспериментальном порядке такси без водителей сейчас ездят в американском городе Питтсбурге.

В Москве один из крупнейших таксомоторных агрегаторов совместно с автопроизводителем уже начал разработку системы полуавтономного управления автомобилем на основе технологий искусственного интеллекта. Речь идёт о компьютерном зрении, машинном обучении и речевых технологиях. Такая система будет помогать водителю удерживать машину на полосе, при необходимости вызывать экстренное торможение, а также контролировать степень усталости.

Беспилотный транспорт - механические средства для перевозки пассажиров, передвигающееся без экипажа на борту при помощи специальной системы автономного управления. Такой транспорт может передвигаться по специально выделенным полосам по заранее устанавливаемым маршрутам или участвовать в общем движении, поскольку он оснащен комплексом датчиков, камер, радаров и принимающим решения бортовым компьютером. Рынок беспилотного транспорта во всем мире в ближайшие 20 лет может составить 560 млрд долл. и эксперты уверены: беспилотники не только сэкономят потребителям миллиарды долларов на страховых и топливных издержках, но и помогут стимулировать развитие других отраслей экономики. Сейчас активно развивают сферу беспилотного транспорта и российские компании.

Как пилотов оставили без дела

Эпохой автоматизации транспорта можно назвать первую половину XX века, когда начались разработки и внедрение практик применение автопилота для самолетов. А важным рубежом считается 1947 год, когда американский военно-транспортный самолет B-54 совершил трансатлантический перелет полностью под контролем автопилота, который управлял не только полетом, но также взлетом и посадкой. Беспилотные технологии в авиации до сих пор применяется наиболее массово, так как движение в этом случае происходит в пространстве с малым количеством препятствий. По этой же причине применение автопилота пока остается проблемой на наземных магистралях, за исключением железные дороги и метрополитена.

При этом еще в 1967 году в Лондоне открыли первую автоматизированную линию, а метро Копенгагена сейчас является полностью беспилотным - поезда без машинистов сами движутся по линиям и совершают высадку и посадку пассажиров. Успешным освоением наземных дорог можно назвать сеть автоматического транспорта ULTra, открытую в 2010 году в аэропорту Хитроу. Система рассчитана на перевозку одного или нескольких пассажиров в режиме такси по личным маршрутам, в пределах выделенных полос для движения.

Автоматизации транспорта базируется на том, что движение должно быть безопасным. Автопилот может быть быстро отключен, чтобы пилот, следящий за полетом, мог вмешаться в его работу. Системы копенгагенского метро и такси ULTra всегда обслуживают несколько человек, следящих за их работоспособностью и готовых взять дистанционное управление в свои руки в случае непредвиденной ситуации.

Сейчас идет активная автоматизация персонального и общественного транспорта, который будет двигаться по дорогам общего пользования. Такие компании как Tesla, Google, Uber все ближе к внедрению автоматических автомобилей в жизнь. Обычно автомобили оснащаются множеством датчиков, камер, радаров и обрабатывающим данные бортовым компьютером, который принимает решения исходя из анализа дорожной ситуации. Такие тесты всегда происходят под наблюдением водителя, а Tesla, внедрившая систему автопилота во все свои автомобили, предупреждает владельца о том, чтобы он следил за работой системы.

Умные поезда уже в России

На сегодняшний день поезда с автопилотом работают на некоторых линиях метро в Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Японии, Малайзии и других странах. Существует несколько уровней автоматизации поездов, которые отличаются той ролью, которую выполняет персонал поезда в работе.

Класс 4 позволяет поездам ездить вообще без машинистов, при этом сотрудники метрополитена могут находиться в поезде для обслуживания пассажиров. В составе иногда даже не предусмотрена кабина машиниста, поэтому пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло и тоннель, и рельсы. Такие поезда ходят, например, в Копенгагене, в Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Но одним из лучших считается дубайский беспилотный метрополитен. Там также нет машиниста — две линии метро, протянувшиеся по основной заселенной территории, полностью автоматизированы.

Класс 3 требует присутствия в кабине водителя только для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайных происшествий. К нему относится линия 11 метро Барселоны и пекинский метрополитен, а также метро в Сингапуре.

Класс 2 требует, чтобы машинист находился в кабине, чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работает в метро Мадрида, линиях 5-9 сеульского метро. Внедрена она и в России: поезда на автопилоте ходят на одной линии Санкт-Петербургского метро и в Казани. Система автоведения, используемая на этих линиях, имеет собственное название «Движение». Кроме того, подобная система используется и на Российских железных дорогах.

Беспилотники становятся синонимом экономии

Консалтинговая компания AT Kearney считает, что рынок беспилотного транспорта во всем мире в ближайшие 20 лет может быть оценен в 560 млрд долл. Эксперты уверены в том, что беспилотники не только сэкономят потребителям миллиарды долларов на страховых и топливных издержках, но и стимулируют развитие других отраслей - программного обеспечения, телекоммуникаций, инфраструктурных проектов. Также в AT Kearney уверены, что беспилотный транспорт позволит потребителям тратить меньше и на техническое обслуживание беспилотных машин.

Эксперты отмечают, что при массовом развитии беспилотных авто только в США потребители смогут сэкономить по всем этим статьям до 1,3 трлн долл. Например, сокращение числа ДТП приведет к экономии 488 млрд долл, экономия на топливе составит почти 170 млрд долл. Авторы исследования отмечают, что беспилотники будут тратить меньше топлива в том числе и потому, что такие автомобили могут связываться друг с другом и выбирать наиболее оптимальную и безопасную скорость для движения по трассе. Также прогнозируется, что на техобслуживании беспилотников, в которых будет меньше изнашиваемых механических частей, а также за счет более высокой производительности «умных» машин, потребители смогут сэкономить до 500 млрд долл. Оптимальный скоростной режим, выбираемый беспилотником, позволит существенно сократить дорожные заторы, что также позволит сократить расходы на топливо и износ в объеме 140 млрд долл.

По прогнозам AT Kearney, к 2030 году только рынок специального оборудования (сенсоров, датчиков, систем коммуникации и пр.) достигнет 103 млрд долл. Развитие беспилотного транспорта также может стать стимулом развития мобильного интернет-рынка, а также других видов беспроводной передачи данных. Рынок специальных мобильных приложений, телематики и обмена данными между беспилотными автомобилями достигнет к 2030 году объема 86 млрд долл. Еще один рынок, который выиграет от развития беспилотников, - инфраструктурный. Магистрали будут оснащаться новым оборудованием для упрощения ориентации, навигации и безопасного движения таких машин.

Помимо автопроизводителей, которым развитие беспилотного рынка позволяет привлечь новые инвестиции и сменить модельный ряд, машины с автопилотом стимулируют сразу несколько других отраслей. В первую очередь, речь идет о разработке программного обеспечения для беспилотников и соответствующего оборудования со стороны высокотехнологических компаний.

Транспорт, обеспечивающий сдвиги в экономике

Сейчас внимание аналитиков приковано к развитию беспилотных автомобилей. Автономные машины работают в таких отраслях, как фермерство, управление запасами и строительство. Uber, Tesla и Mercedes-Benz экспериментируют с применением технологий автономного вождения в городских автобусах и полуприцепах.

Аналитик Брайан Солис, последние несколько лет изучающий индустрию беспилотных технологий, сформулировал основные тенденции на рынке:

  • Полуавтономные транспортные средства становятся последним шагом на пути к полной автономности.
  • Автомобиль становится местом для отдыха, а обустройство салона - отдельным направлением для вложения средств.
  • «Очеловечивание» поведения беспилотных автомобилей для удобства остальных участников движения.
  • Высокая конкуренция в использовании технологических новинок и стартапов. Предпочтение отдается инновациям в программной и аппаратной сферах, обеспечивающим основную долю монетизации проекта.
  • Крупные производители скупают стартапы, чтобы владеть не только новыми идеями, но и талантами, порождающими их, поэтому в автомобильном бизнесе ожидается рост IT-вакансий. Все это позволяет выходить на передний план принципу «подключи и работай», когда новые технологии могут быть легко модифицированы в реальные модели автомобилей.

Американский аналитический центр RethinkX спрогнозировал сдвиги в экономике, политике и социальной сфере с приходом беспилотного транспорта в 2020–2030 годы. Целью исследования было максимально точно отразить тенденции в автомобильных технологиях сегодняшнего дня и привлечь внимание к их масштабам. Особое внимание было уделено проектам в сфере A-EV (беспилотных электрокаров) и прототипам TaaS (бизнес-модели перевозок по требованию).

Компания считает, что к 2030 году 95% маршрутов будет обслуживаться автономными автомобилями, принадлежащими корпорациям. Это можно считать одной из крупнейших технологических революций транспорта в истории (бизнес-модель TaaS). При этом стоимость поездки для конечного потребителя сократится в десять раз, что вынудит владельцев личных автомобилей отказаться от единоличного владения. Вместо этого они будут иметь к ним доступ по мере необходимости.

Внедрение беспилотных транспортных средств сталкивается с проблемами: от ДТП до укачивания

При внедрении беспилотных транспортных средств начали проявляться реальные проблемы, которые до этого лишь прогнозировали аналитики. В феврале 2017 года в небольшое ДТП попал автомобиль с системой автономного управления, разработанной компанией Google. Lexus RX450h, объезжая препятствие на дороге, задел двигавшийся рядом автобус, так как неверно просчитал возможные действия его водителя, решив, что он уступит дорогу. Тогда Google признала свою частичную вину за происшествие и заявила, что внесла изменения в ПО своих автомобилей в связи с ним. А в мае произошло смертельное ДТП с автомобилем Tesla, двигавшимся с включенной функцией автопилота. Этот случай лишь усилит обсуждение и разработку законодательных положений и регулирующих норм.

В целом же эксперты считают, что распространение беспилотных автомобилей значительно уменьшит число ДТП на дорогах, так как причиной многих аварий становится человеческий фактор. По оценке консалтинговой компании Ptolemus, общее число ДТП благодаря беспилотным автомобилям может снизиться на 30%.

Однако в своем исследовании ученые из Мичиганского университета теоретически предсказывают возникновение других проблем. Эксперты выяснили, что более трети водителей намерены во время поездок в беспилотных автомобилях читать, смотреть телевизор или работать. Подобное времяпрепровождение, как говорится в докладе, обернется для владельцев таких авто постоянным или частым проявлением синдрома укачивания.

Россия как полигон для тестирования беспилотных автомобилей

В июле 2017 года президент Владимир Путин дал поручение правительству РФ до 1 декабря подготовить предложения о создании российской сервисной информационно-телематической платформы, которая в дальнейшем станет основой для организации беспилотного автомобильного движения. Предполагается, что платформа будет аккумулировать информацию в транспортной сфере, включая оценку загруженности дорог, оптимизировать транспортные потоки, прогнозировать возникновение чрезвычайных и опасных ситуаций, следить за состоянием оборудования городской и транспортной инфраструктуры. Сбор данных о движении транспорта будет производиться из систем «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон», от МЧС, Минтранса, ГИБДД, операторов охранно-поисковых систем и техпомощи, а так же других частных и государственных инфосистем.

Система должна стать универсальной базой для реализации концепции «подключенного автомобиля», а также взять на себя обеспечение платежных сервисов, таких как оплата парковки, сбор платы за проезд, транспортный налог, оплата мультимодального проезда. В соответствии с поручением президента, разработкой проекта займется правительство совместно с Агентством стратегических инициатив и заинтересованными российскими IT-компаниями. Вопросы информационного обмена и сопряжения будут проработаны с АО «ГЛОНАСС», Минтрансом, Минприроды, «Ростелекомом» и другими операторами государственных и негосударственных систем, а также сервис-провайдерами.

Первый открытый полигон для тестирования беспилотных автомобилей появился в технопарке «Калибр» на улице Годовикова в Останкинском районе Москвы. Трасса длиной 400 метров воспроизводит городскую среду: на ней есть автобусные остановки, пешеходные переходы, дорожные знаки, разметка, соответствующая ГОСТу, а также круговое движение.

В 2017 году отечественные производители городского электротранспорта и беспилотников получат субсидии в размере 900 млн рублей. Производство этих высокотехнологичных транспортных средств открывает новые возможности для городского планирования и улучшения экологической обстановки.

Российские производители стремятся не отстать от конкурентов

В 2017 году российские производители беспилотной техники начали особенно активно представлять свои разработки в отрасли беспилотного транспорта. Так, в мае 2017 года компания «Яндекс» представила прототип беспилотного такси. На видео, выложенном компанией, авто с пустым водительским креслом забирает пассажира, заворачивает за угол здания и объезжает расставленные на дороге цистерны. Тестирование проводилось на пустынном участке дороги, испытать автопилот в условиях городского трафика компания собирается в 2018 году. Конечная цель проекта - создать беспилотный автомобиль пятой категории, самой высокой в классификации беспилотников.

Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» в августе 2017 года объявил об изготовлении опытных образцов навигационно-связных элементов бортового и диспетчерского оборудования для системы управления беспилотной сельскохозяйственной техникой. Работы выполняются в интересах группы компаний «Ростсельмаш» московским НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс».

В июле 2017 года в Екатеринбурге «КамАЗ» и Научно-исследовательский центр НАМИ продемонстрировали совместный проект - беспилотный автобус «Шатл». Автобус способен самостоятельно развезти пассажиров, получив только данные о пункте назначения и желаемых остановках. Автотехника, рассчитанная на 12 человек, разгоняется максимум до 40 километров в час. В разработке НАМИ и «КамАЗ» используется собственный литиево-ионный аккумулятор. Тяговый электромотор в машине всего один, он сможет развивать мощность в 20–40 кВт (до 54 л.с.). «Шатл» сможет разгоняться примерно до 25 км/ч. Картографией, навигацией и облачными инфраструктурными вычислениями, связанными с поездками автобуса, займется «Яндекс». Вместимость составляет 12 пассажиров. Вызвать «Шатл» можно будет при помощи специального приложения для смартфона - беспилотник будет следовать по удобному маршруту и при этом подбирать пассажиров, которые следуют в этом же направлении. Cognitive Technologies и «КамАЗ» выпустят промышленную версию автомобиля с элементами ИИ до конца 2017 года.

Группа компаний «Волгабас» в текущем году планирует представить новые автобусы «Матрешка», оснащенные системой самоуправления. Для тестирования беспилотных автобусов выбрана закрытая территория инновационного центра «Сколково». В частности, испытывалась машина, рассчитанная на восемь человек. Этот автобус управляется компьютером с самообучаемым программным обеспечением. При полном заряде батареи транспортное средство может проехать 130 км, максимальная скорость достигает 30 км/ч. Сейчас «Матрешки» работают в тестовом режиме.

Беспилотникам предсказывают большое будущее

Рынок автономных транспортных средств будет пополняться, порождая высококонкурентную среду, обеспеченную улучшением уровня обслуживания. К Uber, Lyft и Didi присоединятся новые игроки. В целях экономии двигатели внутреннего сгорания постепенно заменятся электрическими. Затраты на техническое обслуживание, энергетику, финансирование и страхование уменьшатся и в результате компании предложат варианты, которые будут до десяти раз дешевле в эксплуатации, чем существующие автомобили. При этом эффективная эксплуатация транспортных средств (каждый автомобиль будет использоваться по меньшей мере в десять раз больше, чем автомобили, принадлежащие индивидуальным владельцам) приведет к тому, что их число сократится.

Аналитики сходятся во мнении, что к 2030 году 40% всех транспортных средств будет по-прежнему иметь индивидуальных владельцев, но доля их использования сократится до 5%. Поведенческие проблемы, такие как любовь к вождению, страх перед новыми технологиями или привычка, создадут первоначальные барьеры для перехода на новые автомобили, однако компании уже готовы инвестировать миллиарды долларов в развитие технологий и услуг для решения этих проблем.

Первый экземпляр беспилотного автобуса «Матрешка» на 20 пассажиров, который разрабатывают специалисты группы компаний «Волгабас», должен появиться уже до конца этого года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на владельца и руководителя организации Алексея Бакулина.

«Мы представили «Матрешку» на 8-12 пассажиров, есть проекты на четыре-шесть и 20 пассажиров. Рассматриваем варианты грузового и коммунального применения», — сказал он, пояснив, что автобус на 20 человек появится до конца этого года. Название беспилотника указывает на то, что модули автобуса можно будет легко трансформировать, конструируя более или менее вместительные аппараты.

Беспилотный автобус «Матрешка» управляется искусственным интеллектом с возможностью самообучения. В нем установлен электрический двигатель и аккумулятор большой емкости, заряда которого хватает на 130 км пробега при максимальной скорости 30 км/ч.

Фоторепортаж: В Москве представили беспилотный электроавтобус Matrёshka

Is_photorep_included10282763: 1

По заявлениям разработчиков, использовать беспилотник безопаснее уже привычных автобусов с водителями, поскольку при его эксплуатации исключен человеческий фактор. Кроме того, при поломках система сама направляет информацию о неисправностях владельцам.

Стоимость опытного экземпляра «Матрешки» на 20 пассажиров составит около 8,5 млн руб., однако после запуска серийного производства, по словам Бакулина, стоимость одного автобуса снизится до 3,5 млн руб. Примечательно, что почти все детали «Матрешки» производятся в России. Тестирование беспилотных автобусов проходит на закрытой территории инновационного центра «Сколково».

Впрочем, использованию беспилотного автобуса в качестве общественного транспорта в городе сегодня мешает отсутствие соответствующего законодательства.

«Основная проблема — отсутствие закона об использовании беспилотного транспорта. Надеемся, что в 2017 году будет принят закон об использовании на закрытых территориях, чтобы в 2018 году мы приступили к испытаниям в различных условиях, в том числе климатических», — рассказал Бакулин.

По его словам, чтобы Россия не отстала в развитии рынка беспилотной автомобильной техники, закон об использовании таких автомобилей на дорогах общего пользования должен быть принят к 2019 году.

В то же время разработкой беспилотного транспорта активно занимаются не только в России. Более того, в некоторых странах автобусы без водителей уже давно колесят по городским улицам и даже перевозят пассажиров. «Газета.Ru» выбрала пять городов, где беспилотный транспорт — реальность, а не мечта.

Чжэнчжоу, Китай

Китайская компания - производитель автобусов Yutong провела успешные испытания своего беспилотника еще в конце 2015 года.

В рамках тестового заезда автобус преодолел весь маршрут, длина которого составляла 32 км, на максимальной скорости 68 км/ч. При этом у машины не возникло трудностей с перестроением и преодолением светофоров. Водитель во время тест-драйва находился за рулем, однако практически не касался органов управления.

В салоне автобуса во время заезда сидели пассажиры. В то же время в компании Yutong не торопятся выпускать беспилотник в регулярные рейсы и утверждают, что он еще требует доработки.

Париж, Франция

Два экспериментальных электрических автобуса без водителя в январе этого года запустили власти Парижа. Электробусы ходят по выделенной полосе, на которую не заезжает другой транспорт, по маршруту между Лионским вокзалом и вокзалом Аустерлиц.

Автобусы оснащены несколькими камерами и лазерными дальномерами, которые предупреждают систему об опасности сближения с другими автомобилями и пешеходами. Каждый электробус может перевозить 12 пассажиров.

Вагенинген, Нидерланды

WEpod

Автобусы без водителей WEpod EZ10 ездят по улицам нидерландского городка Вагенинген. Транспортное средство может перевозить шесть пассажиров и развивает максимальную скорость 25 км/ч, хотя на деле ездит немного медленнее. Запас хода беспилотника составляет порядка 100 км.

Сейчас WEpod работает на маршруте, который полностью состоит из дорог общего пользования. Власти Нидерландов в дальнейшем планируют расширять сеть маршрутов беспилотного транспорта.

Лозанна, Швейцария

Небольшие автобусы EZ10 перевозят пассажиров и в швейцарской Лозанне. Здесь в рамках проекта EasyMile микроавтобусы запустили по 2,5-километровому маршруту от станции метро до одного из университетов. Запуску регулярного сообщения предшествовали полугодовые испытания, за время которых с автобусами не произошло ни одного ДТП.

Трикала, Греция

В маленьком греческом городке Трикала, где проживает чуть больше 50 тыс. человек, по улицам вместе с другими автомобилями, мотоциклистами и велосипедистами курсируют небольшие беспилотные автобусы французской компании CityMobil2. Пока транспорт работает в тестовом режиме и передвигается не быстро. Каждый электробус вмещает в себя 10 пассажиров.