Автомобили кгб, которые участвовали в негласной войне с цру. Какими были секретные автомобили агентов кгб


Советского Cоюза больше нет, а три буквы КГБ сегодня звучат как «страшилка» из давно минувших времен. Однако, все еще живы ветераны разведывательных служб и память о их противостоянии в послевоенные годы. Вместе с ними живет и интерес автомобильных коллекционеров к машинам, на которых проворачивались настоящие шпионские операции. В СССР такие машины (те кто о них знал) любя называли «догонялки».

1. Сколько всего было спецмашин в СССР?


За весь советский период на ГАЗе по заказу КБР было сделаны сотни машин. Первой была «Победа» М20Г в 6-цилиндровой модификации, с механической коробкой передач. Всего таких было выпущено 100 штук. Второй была «Волга»-23, которых было выпущено 603 штуки для КГБ. После этого была 24 и 25 модели с мотором от «чайки», а также их модификации.

2. Шпионский автомобиль выглядел, как обычная «Волга»?


Советские шпионские автомобиль (как и шпионские авто других стран) внешне были неотличимы от серийных гражданских машин. Однако начинка таких автомобилей всегда значительно превосходила не только серийные модели, но и некоторые опытные образцы. Так, например, «Победа» М20Г была на 10 км\ч быстрее самого скоростного гражданского авто своего времени. Более того, машины КГБ часто получали автоматическую коробку передач. Кстати, даже в этом случае, рычаг автоматической коробки передач внешне выглядел как самый обычный «гражданский».

3. Можно ли было распознать шпионскую «Волгу»?


Сделать это мог только настоящий профессионал. Дело в том, что звук двигателя машин КГБ все-таки отличался от звука двигателя серийных моделей по очевидной причине: звучание 8 цилиндров отличается от 4 и 6. Также, из-за более мощных двигателей такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Конструкторы смогли «изящно» замаскировать их, соединив на выходе в одну, однако заглянув под такую «Волгу» в ней быстро узнавалась совсем не гражданская версия.

4. Разведчики гоняли на черных «Волгах»?


Выражение «черный воронок» настолько плотно вошло в народное сознание с самых темных советских времен, что вместе с ним укоренился миф, будто бы все машины КГБ были черного цвета. Конечно, это не так. Красились шпионские «Волги» в самые разные расцветки, даже под такси. Все для того, чтобы сливаться в потоке автомобилей. Коллекционеры, к которым в руки попадали специальные продукты ГАЗ, рассказывали, что находили на «Волгах» по 5-10 слоев краски. Это указывает на то, что машину могли перекрашивать, если она «засветилась».

Государственные, в том числе специальные «Волги» могли быть черного цвета, однако, как правило, это были кортежные автомобили.

5. Для чего нужны были специальные «Волги»?


С самого начала КГБ позиционировало специальный автомобиль как «машину наружного наблюдения». В первую очередь они были нужны для слежки за гостями из других стран. Иномарки в Советском союзе были редкостью, как правило, на них ездили журналисты и сотрудники иностранных посольств. Для наблюдения за ними и создавались такие машины. Больше всего сотрудников КГБ интересовали иномарки с индексом Д004 – это были американские послы. К слову, на таких номерах обозначала профессию владельца авто, а цифры – страну.

6. «Волга» КГБ была засекречена?


Нет, ни одна машина, поставленная на вооружение КГБ, не была засекречена. Вся техническая документация по улучшенным автомобилям была свободная доступна и не являлась государственной тайной. Так что о создании «заряженных» моделей все знали. Подвох был в том, что засекречена от и до была абсолютно вся дополнительная начинка таких машин, например, средства связи.

К слову, многие из этих аксессуаров не рассекречены КГБ и сегодня, а потому данный вопрос представляет собой этакую область мифов, легенд и писательских фантазий. Были ли у КГБ меняющиеся номера – сказать сложно, но достоверное известно, что автомобиль мог включать фары по отдельности.

7. А как «хоронили» шпионские машины?


Рано или поздно любая «Волга» КГБ вырабатывала свой ресурс или выходила из строя. В этом случае, с машины снималось все дополнительное оборудование и улучшенные механизмы, например, более мощный двигатель менялся на тот, что устанавливали на серийные авто. Так, ветеран советской разведки маскировался в последний раз и уходил на пенсию, попадая на вторичный рынок.

У Советского Союза до самого его конца было много секретов и тайн. Некоторые из них очень страшны и пугающие. Хотите ли вы узнать, и для чего он был создан?

В СССР «Волга» была предметом культа. Самая быстрая из всех доступных машин, самая комфортабельная, самая желанная. О черной «Волге» даже слагали легенды. Якобы на такой ездили то ли монахи, то ли вампиры и похищали детей. В это поверить сложно, но спецверсии некоторых моделей действительно существовали. На самых прокачанных ездили сотрудники КГБ.

За весь советский период на заводе ГАЗ собрали несколько сотен автомобилей по заказу КГБ. Первой была «Победа М20Г» в 6-цилиндровой модификации, их выпустили около сотни. А потом для нужд ведомства стали адаптировать «Волгу-23» и ее последующие модификации.

Внешне эти машины были неотличимы от гражданских. Но их начинка значительно превосходила не только серийные модели, но и некоторые опытные образцы. В среднем они были быстрее на 15-20 километров в час. Кроме того, на машины КГБ часто ставили автоматическую коробку передач. Но для маскировки рычаг все равно выглядел как у механической коробки.

Выражение «черный воронок» настолько плотно вошло в народное сознание в 30-х годах, что многие не сомневались: все машины КГБ красили исключительно в черный цвет. В действительности встречались «Волги» самых разных расцветок, даже под такси. Все для того, чтобы не выделяться в потоке автомобилей. Коллекционеры рассказывают, что на «Волгах» порой обнаруживалось по 5-10 слоев краски.

И все-таки опытный человек мог распознать спецмашину. Звучание «Волги» с восемью цилиндрами отличалось от звука серийных версий с четырьмя или шестью. К тому же из-за более мощного двигателя приходилось ставить две выхлопные трубы. Конструкторы, правда, маскировали их, соединяя на выходе в одну.

Прокачанные «Волги» позиционировались как машины наружного наблюдения. В основном их использовали для слежки за иностранцами. Приезжие журналисты и сотрудники посольств ездили, как правило, на иномарках, и в случае чего на обычной «Волге» за ними было не угнаться. Больше всего сотрудников КГБ интересовали машины с индексом Д004 - американские послы. К слову, буква в таких номерах обозначала профессию владельца, а цифры - страну.

Интересно, что ни одна из подобных машин не была засекречена. Вся техническая документация была доступна и не являлась государственной тайной. Так что о создании заряженных моделей знали все. А вот информация об особых примочках разглашению не подлежала. Например, до сих пор точно не известно, были ли у КГБ автоматически меняющиеся номера. Зато доподлинно известно, что водитель мог включать фары по отдельности.

Рано или поздно «Волга» вырабатывала свой ресурс и выходила на пенсию. С машины снимали все дополнительное оборудование и улучшенные механизмы. Более мощный двигатель меняли на серийный. Ветеран советской разведки маскировался в последний раз и оказывался на вторичном рынке.

На модификации ГАЗ-2424 и ГАЗ-2434, в народе прозванные «догонялками», устанавливали «чайковские» моторы V8 (5,33 л, 195 л. с.)
-ЗМЗ-24-24: устанавливался на ГАЗ-24-24. Один четырёхкамерный карбюратор. 195 л.с.
-ЗМЗ-503.10: то же самое, но модернизированное, устанавливалось на ГАЗ-24-34 и 31013. 195 л.с. По моим наблюдениям, более распространён, чем следующий вариант.
-ЗМЗ-505.10: «горячая» версия ЗМЗ−503, облагороженная двухкарбюраторным питанием от ГАЗ-14. Мощность судя по всему 220 л.с. как у ГАЗ-14, или немного менее того. Ставился на 24-34 и 31013.

Топливо - АИ-98 или АИ-95. Это по данным на 1979 год. Для справки, на ГАЗ-13 топливо было АИ-93.

Трансмиссия

АКПП отличалась от «Чайки» механизмом переключения. Картер свой, с удлинителем. Любопытно, что в своё время разработана она была на основе американской АКПП Ford-O-Matic Drive для установки на ГАЗ-21.

Разрез гидромеханической передачи ГАЗ-13 (без трансформатора).
Из американских корней ГАЗ-овского автомата секрета не делалось, утверждение об этом встречалось мне в литературе советского периода. Кстати там же упоминается, что прототипом для АКПП ЗиЛ стала крайслеровская трансмиссия с автомобиля Crown Imperial 1953 года.


Задний мост

Картер штатный. Главная пара - насколько я знаю, от «Чайки» (точнее, от ГАЗ-23, на ранних «Чайках» стояла другая главная пара, потом стали ставить именно 23-ю). Передаточное число 3,38:1.

Передняя подвеска

Подвеска посути штатная, пружины усиленные. Амортизаторы свои.

Задняя подвеска

Штатная. Амортизаторы телескопические, по всем прочитанным материалам говориться, что рессоры брали от универсала. Однако, управляемость этой машины была плоха. Но в повороте при нажатие на педаль акселератора, об этом недочете можно было забыть. Так как машина отвечала пробуксовкой, дымом и свистом покрышек.

Первая машина была сделана на базе ГАЗ-24, а вторая - на основе ГАЗ-2410. Внешне такие модели можно было отличить по двум выхлопным трубам.

Так же для развесовки.
Плита из свинца (или чугуна) в багажнике массой как говорят 90 кг в качестве балласта для развесовки - судя по всему, правда. По центру багажника в глубине для нее был сделан постамент.

Почти все восьмицилиндровые «Волги» отправлялись в гараж особого назначения (ГОН), их использовали в качестве машин сопровождения. Это был волк в овечьей шкуре. Ежегодно завод выпускал около 100 «догонялок». Специально для КГБ малыми партиями собирали восьмицилиндровые «Волги» с одной выхлопной трубой и селектором управления автоматом, замаскированным под рычаг механической коробки передач (чтобы никто не догадался). Мощность «чайковского» мотора в таком случае падала до 160 л. с. На некоторые партии машин для спецслужб устанавливали роторные двигатели. Интересно то, что, хотя информация о «Волгах» для спецслужб в советское время являлась закрытой, моторы ЗМЗ, которые на них монтировали, открыто демонстрировали на нескольких автомобильных выставках. Правда, не указывали, для каких машин они предназначены.

Информация конечно не вся, но все что знал максимально изложил...
Строго не судите)))

56 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я "Волга" - автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы собрали семь интересных фактов о легендарной машине.

Люксовый хром

"Волга" выпускалась в двух вариантах оформления: обычном и улучшенном. Последнее в водительской среде называлось "люксовый хром". На первой серии (1957-1959) это был поясной молдинг из хромированного силумина и подоконные вставки из нержавеющей стали. Во второй серии "Волг" (1959-1962) к ним добавились блестящие оклады лобового и заднего стекол и хромированная решетка радиатора (обычная красилась в цвет кузова).

Наконец, третья серия (1962-1970) в улучшенном оформлении имела блестящие молдинги по верху крыльев и фигурные надписи "Волга" на боковинах передних крыльев. При помощи богатого декора Горьковский автозавод пытался привлечь внимание зарубежных покупателей к устаревающей машине.

В экспортном исполнении на "Волгу" помимо красивой отделки устанавливался форсированный до 85 лошадиных сил двигатель. По спецзаказу "люксовым хромом" на заводе можно было оснастить любой автомобиль, а уж при реставрации и подавно. Поэтому сейчас существует масса гибридов: например, "Волги" второй серии с решеткой радиатора от первой - ее украшала чрезвычайно популярная среди коллекционеров звезда.

В Антверпене по инициативе бельгийского дилера "Волги" была организована сборка автомобилей из горьковских машинокомплектов с английским дизельными двигателем. Сначала это был 48-сильный мотор Perkins, затем в силу явной малосильности его заменили на 65-сильный Rover. На крышку багажника таких машин устанавливался шильдик Volga Diesel.

Та же фирма в конце 50-х годов заказала кузовному ателье Chia из Турина рестайлинг ГАЗ-21. Итальянцы сделали радиаторную решетку более американистой: во всю ширину автомобиля, собранной из тонких горизонтальных молдингов. В остальном дизайн остался советским.

Вези меня, олень

Самым желанным для коллекционеров "волговским" украшением является накапотная фигурка оленя - символа Нижегородской области. Она не просто красива и задает тон всему летящему облику автомобиля, но и крайне редка. В 1958 году фигурку перестали устанавливать на капот из соображений безопасности, заменив ее "каплей" - травмобезопасной обтекаемой накладкой. Кроме того, олень был самым популярным предметом у автомобильных воров.

В 1962 году с капота убрали и каплю, а гаишники во время прохождения техосмотра заставляли владельцев "Волг" снимать уцелевших оленей. Поэтому сейчас новодельная фигурка стоит 15 тысяч рублей. Аутентичных оленей - с облупленным хромом, а то и без задних ног, - люди ищут годами. Кстати, для установки фигурки подходит лишь капот первой серии "Волги", на котором есть ярко выраженная ось симметрии. У более поздних выпусков капоты плоские.

Машина - зверь

С этими словами в 2005 году Владимир Путин пригласил Джорджа Буша за руль "Волги" цвета слоновой кости и 1957 года выпуска. Во время реставрации на Горьковском автозаводе в президентский автомобиль оснастили автоматической трансмиссией и литыми дисками, салон вместо штатного кожзаменителя обтянули бежевой кожей, на капот установили хромированного оленя.

Путин объяснил Бушу, как управлять автомобилем, и тот сделал пару кругов по резиденции в Ново-Огарево. За год до этого Буш прокатил Путина на пикапе по своему ранчо в Кроуфорде.

Догонялка

На базе "Волги" была сделана ГАЗ-23, спецмашина для КГБ. Официально она называлась "машина сопровождения", в просторечии - "догонялка". Двигатель V8 от "Чайки" объемом 5,5 литра не помещался под капотом, поэтому его устанавливали с наклоном на два градуса и большой точностью, чтобы не задевал при работе другие детали.

На "догонялку" вернулась автоматическая коробка передач - на обычных "Волгах" ее установили лишь на полторы тысячи машин из первых выпусков. Был значительно усилен кузов, для улучшения сцепления ведущих колес с дорогой в багажники некоторых машин устанавливался балласт.

На ГАЗ-23 имелся гидроусилитель руля, отсутствовавший на базовой модели, усиленная подвеска и иная решетка радиатора. Спецавтомобиль разгонялся до 100 километров в час за 16 секунд (обычная "Волга" - за 34), максимальная скорость составляла 170 км/ч. Всего было собрано 603 таких машины.

Звезда экрана

"Волга" - один из самых киногеничных советских автомобилей. Синхронный разворот трех "Волг" в "Мертвом сезоне" был выполнен на ГАЗ-23 - у обычных "Волг" на такой маневр не хватило бы мощности. Пронзительный роман героев Татьяны Дорониной и Олега Ефремова в картине "Три тополя на Плющихе" тоже разыгрывается в салоне ГАЗ-21.

Во всех приведенных выше фильмах, а также в "Бриллиантовой руке" снимался один и тот же автомобиль, мосфильмовская "Волга". В "Мертвом сезоне" она была занята в обычных сценах, от погони в "Берегись автомобиля" уходил каскадер на специально подготовленной машине.

Место в истории

Последняя 21-я "Волга" сошла с конвейера горьковского завода 15 июня 1970 года. Это был автомобиль антрацитового цвета модификации ГАЗ-21УС - с улучшенным оформлением. Прямо с конвейера он направился в заводской музей.

Кстати

С 4 по 29 ноября на Красной площади, в ГУМе пройдет выставка "Герои своего времени" об истории и современности Горьковского автозавода. В экспозиции будут представлены экспонаты Музея истории ГАЗ, уникальные архивные фотоматериалы, личные вещи знаменитых автозаводцев, диорама Нижнего Новгорода времен перестройки, инсталляции с масштабными моделями машин и, конечно, сами автомобили - первый "фордовский", адаптированный к российским условиям, автомобиль ГАЗ-А, первый отечественный легковой автомобиль массового выпуска ГАЗ-М1 "Эмка", чудо конструкторской мыслигоночный болид ГЛ-1 (Гоночная Липгарта), военная полуторка ГАЗ-АА, "Победа", 21-я "Волга" и др.

На чем сотрудники КГБ догоняли шпионов January 11th, 2018

С большим удивлением для себя узнал, что оказывается КГБшники в СССР имели машины, внешне мало чем отличающиеся от обычных, а внутри нашпигованные всякими современными техническими штучками. И пусть эти штучки не ракеты с пулеметами как у агента "007", но по тем временам это тоже было очень круто для автомобиля.

Ну вот например...



Скрытное наблюдение

Автопарк КГБ времен холодной войны разительно отличался от всего того, что можно было увидеть во время официальных мероприятий. Для оперативной работы сотрудников КГБ и других органов госбезапасности всегда выбирали автотранспорт, максимально далекий от эскортных автомобилей со спецсигналами и атрибутикой, обозначающей ведомственную принадлежность.

Первым в автопарк специального назначения попал доработанный под требования органов госбезопасности легендарный автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». М-20Г стал первым автомобилем в неофициальном списке «догонялок» - машин для наружного наблюдения и преследования.

Внешних отличий от базовой версии автомобиля практически не было - все изменения, внесенные в конструкцию автомобиля, находились внутри. От гражданской версии автомобиля «Победа» машина оперативников КГБ отличалась более мощным, форсированным 90-сильным двигателем, основой для которого послужила бензиновая 3,5-литровая рядная «шестерка» от автомобиля ГАЗ-12.

Форсированный двигатель передавал крутящий момент на задний привод через усиленную механическую коробку и укороченные полуоси - все эти изменения способствовали ускорению разгона, а также внушительной максимальной скорости - почти 130 километров в час.

«Волга» особого назначения

Каждый флагман Горковского автомобильного завода получал модификацию с доработанным двигателем и так называемым «спецнабором» - доработкой тормозных механизмов, специальными покрышками, устойчивыми к проколу, и другими вспомогательными средствами.

Легендарная газовская «Ласточка», купить которую можно и сегодня, в специальной версии для группы наружного наблюдения могла догнать любую «посольскую» машину. Сотрудники дипломатических миссий различных государств передвигались в основном на мощных машинах отечественного производства и могли запросто «сбросить хвост», случае если оперативники передвигались на обычной, не подготовленной для скоростного преследования машине.

ГАЗ-23 дорабатывали с учетом возможностей зарубежных автомобилей: под капот спецверсии устанавливался двигатель V-8 объемом 5,5 литра с облегченным алюминиевым блоком цилиндров от «генеральского» лимузина - ГАЗ-13 «Чайка». Однако в подкапотное пространство такой двигатель помещался с трудом - для удобства монтажа и максимально простого обслуживания двигатель пришлось установить с минимальными допусками и на два градуса наклонить относительно оси.

Мощность обновленной силовой установки составляла внушительные для такой машины 195 лошадиных сил. Оборотной стороной медали стал расход топлива: прибавившая в весе машина при спокойной езде потребляла от 18 до 20 литров бензина, а при длительной работе с педалью газа расход топлива мог «подскочить» и до 25 литров на 100 километров пути.

За восемь лет производства гражданской версии ГАЗ-23 стал для оперативников КГБ практчически родным: всего органы государственной безопасности получили 603 таких автомобиля.

Главным требованием КГБ при закупке таких машин неизменно был аутентичный гражданский внешний вид: ничто в экстерьере автомобиля не должно было выдавать специально подготовленную для слежки и погони версию.

Строго следуя прописанным в техническом задании данным, специалисты завода вместе с представителями заказчика скрывали все следы «гоночного» автомобиля - в целях соблюдения правил, у «Волги» особого назначения переделали даже выхлопную систему с разветвлением на две трубы.

Для этого выпускные тракты системы переваривалась и соединялась особым образом рядом с редуктором, а снаружи оставалась стандартная хромированная насадка.

«Все это делалось для того, чтобы запутать даже опытных шпионов. Внешний вид создавался один в один по образу и подобию серийных авто. Отличия можно было обнаружить лишь во время движения: черные "Волги" двигались по улицам значительно быстрее и выделялись на фоне остальных автомобилей басовитым рокотом двигателя», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» историк кандидат технических наук Сергей Макоевский.
Обычная механическая коробка передач не могла «переварить» крутящий момент мощного V-8 - для решения этой проблемы в ГАЗ-23 специалистами была установлена усиленная автоматическая коробка передач с гидротрансформатором и индикацией передач на русском языке.

В результате опергруппы КГБ, сутками напролет разрабатывавшие зарубежных шпионов и их окружение, получили в свое распоряжение практически гоночную машину: разгон до 100 километров в час у ГАЗ-23 занимал всего 16 секунд, а максимальная скорость машины составляла 170 километров в час.

Советский «маслкар»

С одного из самых популярных и массовых в автопарке Комитета государственной безопасности автомобиля - ГАЗ-24-25 - начинается история персональных доработок, вносимых в цеху при службе технического обеспечения КГБ СССР. Двигатель и ходовую нового автомобиля решили не менять, однако с появлением 24-й «Волги» в серийном производстве специалисты техотдела КГБ приступили к экспериментам, связанным с оснащением «догонялки» нового поколения.

Все доработки, включая комплект «специального оснащения» - радиопеленгаторы, фотоаппаратару и систему беспроводной связи «Алтай» размером с офисный чемодан и общим весом более 100 килограммов, - устанавливались специалистами 9-го Управления КГБ СССР тайно: ни производитель, ни какие-либо третьи лица сведений о доработке не получали, а все данные о «спецпродукции» находились под грифом секретности.

Контроль качества

Собранные для КГБ СССР «Волги» лишь внешне походили на обычные «гражданские» автомобили. Однако уже на заводе ведомственные автомобили получали двойную окраску, качественную шумоизоляцию, а кузов для повышения прочности проваривали сплошным швом.

Для надежной работы электрооборудования на борту большинства автомобилей устанавливался второй аккумулятор повышенной емкости.

Особая «прыть» последних автомобилей, собранных для КГБ СССР, включая наиболее быструю версию - ГАЗ-31-013, - обеспечивалась не только доработанным двигателем ЗМЗ-505, десять на 220 лошадиных сил, но и специальной трехступенчатой автоматической КПП. Мощный двигатель, который с началом преследования мог длительное время без проблем для водителя «крутиться» возле красной зоны тахометра, и проворная КПП позволяли тяжелому седану с группой наружного наблюдения держать темп и поспевать даже за самыми мощными импортными автомобилями с шести- и восьмицилиндровыми двигателями.

Расход топлива, несмотря на улучшения, доработки и смену поколений, меньше не стал: тяжелая «Волга» с мощным двигателем по-прежнему потребляла не менее 20 литров высокооктанового бензина.

Особенности «наружки» и аэродинамики

Историки отмечают, что «Волги», собранные для КГБ СССР и раскрытые объектами наблюдения, подвергались серьезным косметическим изменениям.

«Такая машина сначала снимались с оперативной работы, а после загонялись в цех, где ее перекрашивали в другой цвет. Одну и ту же машину могли перекрашивать по два-три раза», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Евгений Белаш.

Под конец «боевой службы» такие автомобили еще раз подвергались серьезным изменениям - на вторичный рынок после нескольких дней в механическом цеху выходили машины, максимально приближенные к заводской комплектации: «боевая Волга» лишалась не только секретного оборудования для связи и слежения, но и мощной V-образной «восьмерки» - вместо мощного двигателя моторный отсек занимал штатный четырехцилиндровый агрегат.

На протяжении долгих лет аэродинамика и набор скорости советской «Волги» оставались предметом резкой критики. Вину за это пытались возложить на «рубленый» дизайн с прямыми линиями. Однако эксперименты по оснащению восстановленных кузовов современными двигателями V-8 показали, что самый массовый в истории ГАЗ четырехдверный седан оказался способен развивать скорость под 300 километров в час.

А вот как это комментируют в интернете:

по свидетельству очевидцев таким волгам в багажник клали 2 мешка с песком — чтоб рессоры загрузить, они тогда шли плавно и ровно, а еще был курьёз, когда только начали ставить автоматы, оставили 2 педали, специалисты посмотрели и отправили обратно на завод — ибо палево, любой агент, проходя мимо, мог увидеть, что машина кгбшная и определить, кто за ним следит, переделали на 3 педали — одна пустая была)

Ещё говорили, что 3х ступенчатые автоматы выпускали у нас и чуть не разработали наши...но тут поручиться не могу.

А еще ставили роторные движки:

В основном на РПД-шках были ВАЗ 21019 с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-411 (ширина ротора 70мм) мощностью в 120 л.с., а позже и ВА3 413 мощностью в 140 лошадей (ширина ротора 80 мм.) Еще 413 двигатель ставили на ГАЗ-21, -24 и -3102. Машины очень шустрые и не такие уж ломающиеся, в отличие от самых первых тестовых моделей. около 60 тыс ресурс, и 20 тыс при форсировке. на максимуме около 200 коней можно с движка снять. А если ездить аккуратно то до 100 тыс ходили. ...довелось покататься на 2108 с 415 движком. динамика офигенная.

источники