Автоматическая коробка или механическая. Что лучше механика или автомат. Минусы автоматической коробки передач

Что лучше - "механика" или "автомат"? Прежде чем рассуждать на эту тему, стоит дать краткую характеристику и той, и другой коробке передач.

Механическая коробка передач (МКПП)

Является агрегатом трансмиссии, многоступенчатым шестеренчатым редуктором. Он предназначен для изменения крутящего момента, где передачи переключаются вручную. Она предназначена для получения оптимального значения при любых оборотах в разных условиях за счет (другое название - ступеней) вручную. Принцип работы данной коробки передач основывается на кинематическом соединении на разных ступенях выходного и входного валов разными комбинациями шестерен и

Особенности автоматической коробки передач (АКПП)

Данная коробка передач обеспечивает автоматический выбор на основании соответствующего движения и других факторов. В отличие от механической, она ступени выбирает сама, без участия водителя. В самом известном "автомате" его механическая часть осуществляет своё действие, используя планетарные механизмы и гидромеханический привод вместо обыкновенного. Сцепление заменяется гидротрансформатором. Существуют такие конструкции "автоматов", в которых гидротрансформатор осуществляет свою работу с обыкновенной трех- или двухвальной коробкой передач. Однако данное решение реже используется.

И все же что лучше: "механика" или "автомат"?

Если говорить о легкости в управлении, то "автомат" превосходит "механику". Если осуществлять движение по трассе - разница незаметна. Однако если нужно выполнить обгон, то с механической коробкой для набора разгона нужно перейти на Если стоит "автомат" - переключаться не нужно, надо только прибавить газу, а коробка сама перейдет на пониженную передачу. Рассматривая вопрос о том, что лучше: "механика" или "автомат", стоит отметить, что второй превосходит первую и во время езды в пробках. С ним не надо давить на педаль сцепления и постоянно дергать ручку коробки. В гору также очень удобно ездить с АКПП: нужно лишь отпустить тормозную педаль, нажать газ и ехать. Однако если вопрос: "Что лучше - "механика" или "автомат"?" рассматривать в плане расхода топлива, то первый вариант превосходит второй. Разница составляет примерно один литр. Уменьшить расход можно, если не жать на газ резко, - всё должно быть плавно. В

АКПП масло заливается до нужного уровня, пробка закручивается и остается лишь иногда следить за ним во избежание вытекания масла. В МКПП масло заменяют раз в несколько лет. Если на машине с АКПП то никак не получится его завести с буксира - потребуется диагностика Это потому, что у "автомата" отсутствует жесткое сцепление с двигателем. Если выяснится, что КП повреждена, нужно будет ее ремонтировать. Можно обратиться в сервис, где всё будет выполнено качественно и достаточно быстро, а можно ремонт коробки передач произвести самостоятельно, но на это уйдет гораздо больше времени.

(3 votes, average: 5,00 out of 5)

По этому вопросу идет среди автолюбителей довольно много споров. Многие водители на дух не могут переносить автоматическую трансмиссию, доказывая при этом, что лучше механической коробочки ничего нет. Другие, кто поездил на «автомате», наоборот высказывают мнение, что эта трансмиссия намного лучше и уже никогда не пересядут на автомобиль с «механикой». В этом вопросе водители правы по своему, на вкус и цвет, как говорится… Так какой коробке отдать предпочтение? Что же все-таки лучше «механика» или «автомат»? В этом вопросе разобраться согласился помочь наш Петрович .

Механика или автомат – что же все-таки лучше

Постараюсь о каждой трансмиссии рассказать отдельно. И так, в вопросе механика или автомат, во-первых, расскажу о механической коробочке, поскольку первая моя машина была ей оснащена.

Механическая коробочка передач (механика)

Механическая коробочка автомобиля в настоящее время очень развитая в техническом плане трансмиссия. Многие водители уже позабыли, что когда-то были коробки с четырьмя, а тем более тремя (ГАЗ-69) передачами. А если вспомнить немного истории, то на заре «юности» МКПП передач в ней было только две, но технический прогресс в 50-60 года прошлого столетия добавил еще одну и коробки механические стали выпускаться на три передачи.

Сейчас автомобили прибавили в скорости, помимо этого технологии не стоят на месте и, теперь число передач (минимальное) у МКПП – пять. Но помимо этого в наше современное время уже никого не удивляют коробки с шестью передачами. Но и это не предел и иногда задумаешься – какая лучше на 5 передач или на 6? В чем же все-таки лучше механика чем «автомат»? Давайте по-порядку…

Преимущества механической коробочки передач

1. Динамика. Динамические характеристики автомобиля даже с рядовой МКПП намного лучше, чем с «автоматом». С механикой вы сможете раскрутить движок, до «красной зоны» тахометра. Автомат же, как ни крути, но будет переключать скорости при достижении определенного числа оборотов двигателя (если нет, конечно, ручного режима). Поэтому динамические показатели относительно разгона машины будут выигрывать в несколько сек. у МКПП, чем у АКПП.

2. Экономия. Если вы обладаете неплохими навыками вождения и умеете быстро переключать передачи, вдобавок можете искусно пускать машину накатом, то можете прилично экономить топливо с механической КПП. А вот на автомате такое сотворить очень трудно. Кроме этого специалисты советуют вообще АКПП не включать на нейтралку при движении автомобиля.

3. Масло. Механическая КПП, если сравнивать с МКПП потребует от вас меньше масла. В «автомат», например, необходимо заливать от 6-ти до 10-ти литров Dextron (масло для МКПП). Механика требует порядка трех литров.

4. Пуск двигателя. В зимний период машину с МКПП завести намного легче. Во-первых, объем масла в коробке меньше. Во-вторых, можно нажать на педаль сцепления и отключить КПП от движка, поэтому при пуске нагрузка на мотор будет меньше.

5. Ремонт. Значительно дешевле отремонтировать механическую коробочку в сравнении с автоматической. Кроме того, механику ремонтируют практически на всех СТО, а вот автомат на специализированных.

6. Вождение зимой. Автомобиль с механической коробочкой спокойно может буксовать, если придется застрять в снегу. На автоматической трансмиссии этого делать не желательно, можно перегреть масло и подпалить диски. Кроме этого машину с механикой можно завести с буксира, чего не сделаешь на автомате.

Недостатки механики

1. Удобство вождения. Это первый недостаток МКПП, потому как новички довольно долго могут привыкать к механической коробочке. Особенно тяжело им (новичкам) дается упражнение трогание на автомобиле с места и еще трогание на подъеме.

2. Сцепление. На автомобилях с механикой новички могут очень просто спалить сцепление машины, просто из-за отсутствия опыта. Такой ремонт уже выливается в копеечку – на автоматической трансмиссии этого, если и захочешь, не сделаешь. Разве что МКПП будет без масла.

3. Моторесурс движка. На машине с механической КПП ресурс движка значительно меньше. Например, потому что автомат вам не позволит «насиловать» движок, если вы пытаетесь раскрутить его до предела.

Вот пока и все о механической коробочке, теперь давайте поговорим об автоматической трансмиссии, т.е. об «автомате». Ну а потом будем делать выводы – что лучше механика или автомат.

Автоматическая трансмиссия (автомат)

Сразу скажу, что автомат, автомату рознь. Видов (типов) автоматических коробочек передач в автомире существует много. Наверняка вы слышали о таких как: просто автомат, коробка-вариатор, коробка-робот. Следует отметить, что компании производящие автомобили также эволюционировали с автоматической трансмиссией.

Во-первых, число передач (ступеней) также увеличилось от трех изначальных, до шести нынешних, но уже появляются и семи-, восьмидиапазонные коробочки-автоматы.

Во-вторых, автоматическая трансмиссия все больше совершенствуется. Уже отсутствуют большие задержки в динамике разгона автомобиля. Кроме этого возрастает экономия топлива у машин с автоматом. Но, естественно, автоматические трансмиссии так же имеют недостатки.

Недостатки автоматической трансмиссии (автомата)

1. Автоматическая классическая трансмиссия разгоняет машину медленнее в сравнении с механикой.

2. Классика оснащена всего четырьмя передачами, обычная механика уже имеет пять скоростей.

3. Автомобиль с классикой-автоматом потребляет больше топлива.

4. Объем масла в конструкции больше.

5. Сложнее заводить автомобиль зимой.

6. Цена машины с автоматом больше порядка на 35 – 40тысяч рублей, а то и более.

7. Цена ремонта АКПП значительно больше, чем МКПП.

По-моему недостатков достаточно, поговорим о преимуществах.

Преимущества автоматической трансмиссии (автомата)

Вот о преимуществах АКПП я расскажу немного подробнее, поскольку эти коробки различны и не будем их объединять в один тип.

1. Динамика. Ускорение автомобиля с автоматом различное. Естественно, классика (автомат с гидротрансформатором) имеющий четыре передачи разгоняет машину медленнее. Но в настоящее время выпускаются коробки-автоматы на шесть-семь, а то и восемь-девять передач и оснащаются они двумя сцеплениями. Такие МКПП уже не уступают по своей эффективности механическим коробкам, а в некоторых случаях могут дать им фору. К примеру, коробочка-вариатор превосходит механическую, так же как и АКПП типа DSG от VW.

2. Расход топлива. Классический автомат (четырехдиапазонный) требует большего расхода топлива. Если же обратить внимание на современные АКПП либо на коробки-вариаторы (шестидиапазонные либо бесступенчатые), то автомобили с такими коробочками расходуют намного меньше топлива, иногда даже меньше чем механика.

3. Удобство вождения. Управлять автомобилем с коробкой-автоматом одно удовольствие. Даже новичок может без нервов спокойно тронуться не только на ровном месте, но и на подъеме, не создав при этом аварийной ситуации.

4. Моторесурс двигателя. Ресурс как двигателя, так и узлов трансмиссии у автомобиля с автоматом немного больше. Осуществляется контроль над оборотами мотора и ему не грозит перегрев.

В заключение добавлю, вопрос: что лучше автомат или механика – довольно спорный и не однозначный. Кто-то стремится к комфорту и хочет быстро получить хорошие навыки вождения, а это возможно на автомобиле с коробкой-автоматом. Кто-то любит подергать ручку механики и любит дать движку, как говорится «дрозда», раскрутив его до «красной зоны», чтобы в жилах потек адреналин от скорости и драйва, за что спасибо механике. Но как ни крути, а обе трансмиссии имеют место быть на машине. Что выбрать при покупке авто, решать только вам.

Есть много решений, которые необходимо принять при покупке нового автомобиля. Начиная от выбора отделки салона, а заканчивая объемом двигателя. Но все это стоит дополнительных денег. Одно из самых важных решений, которое вам нужно будет принять, это выбрать между ручной или автоматической коробкой передач. Каждый из вариантов имеет определенные плюсы и минусы, и понимание основ этих двух типов КПП станет ключом к принятию правильного решения. Так что лучше: автомат или механика? С этим мы и попытаемся разобраться в данной статье.

При покупке нового автомобиля рекомендуется тестировать привод как с ручной, так и с автоматической трансмиссией. В то время как механическая коробка передач даст вам больше контроля над автомобилем и может улучшить опыт вождения, автоматика проста и удобна в использовании. Выбор будет зависеть от целого ряда факторов.

Чтобы наконец-то определиться с выбором в пользу автомата или механики, нужно ознакомиться с устройством и принципом работы КПП в целом. Рассмотрим эти виды отдельно.

Автомат

В состав автоматической трансмиссии входит:

  • соединительный барабан;
  • фрикционная муфта;
  • обгонная муфта;
  • гидротрансформатор;
  • планетарный редуктор.

Главная особенность коробки автомата заключается в том, что для переключения скорости водителю не нужно выполнять никаких действий. В нужный момент электронные исполнительные устройства подают сигнал для взаимодействия гидромеханического привода с планетарными механизмами.

Механика

В состав механической трансмиссии входит:

  • синхронизатор;
  • механизм переключения;
  • блокировочное устройство;
  • рычаг переключения;
  • сливная пробка;
  • шестерня заднего хода;
  • шестерни скоростей переднего хода;
  • корпус (некоторые называют его картером).

Для изготовления картера используется достаточно прочный сплав. Именно там находятся почти все компоненты устройства (только рычаг переключения находится в салоне авто). При нажатии на педаль сцепления и включении передачи происходит отсоединение первичного вала от двигателя. В этот момент шестерни контактируют друг с другом. После этого водитель плавно отпускает педаль сцепления, после чего ведущий вал, подхватывая от двигателя автомобиля крутящий момент, передает его вторичному валу. Это и заставляет ведущие колеса вращаться.

На заметку! Чтобы передачи переключались безударно и плавно, в коробке передач находятся синхронизаторы. Их работа заключается в выравнивании частоты вращения скоростей. От состояния синхронизаторов зависит исправность самой коробки.

Расходы, связанные с КПП

Существуют некоторые очень существенные различия между механической и автоматической коробкой передач, и в зависимости от того, что вы ищете, они могут быть преимуществами или недостатками. Давайте быстро рассмотрим лишь некоторые из основных различий между двумя системами, чтобы вы могли решить, какие факторы важны для вас.

Изначальные затраты

Почти во всех случаях механика будет более дешевой при покупке нового автомобиля. Экономия варьируется в зависимости от модели авто, но стоимость будет ниже более, чем 1000 долларов при сравнении с покупкой того же автомобиля, но с автоматом. Например, Honda Accord LX-S Coupe 2017 года выпуска с 6-ступенчатой механической коробкой передач стоит от 23 775 долларов, в то время как такая же модель, но с автоматом – 24 625 долларов. Экономия средств распространяется и на подержанные автомобили.


Начальные затраты также нужно учитывать

Примечание! Экономию затрат следует рассматривать как эмпирическое правило, а не как жесткий и категоричный факт. Особенно если речь идет об автомобилях класса high-end или sport, где механическая коробка передач будет стоить на одном уровне с автоматической или даже немного больше.

Затраты при эксплуатации

Ручная коробка передач является победителем в этой категории. Механика почти всегда будет лучше экономить топливо, чем автомат. Например, Chevrolet Cruze Eco расходует 8 л/100 км с автоматической КПП, а с механической – 9-10 л. Согласно статистике, сбережения в топливных расходах в течение года составляют примерно 100 долларов.


Расходы на техническое обслуживание

Коробки автомат сложны и содержат много движущихся частей, и по этой причине они, как правило, более дороги в обслуживании. Ожидайте более регулярные расходы на техническое обслуживание, а также на ремонт, если устройство перестанет нормально функционировать. Например, замена или перенастройка автоматической коробки передач будет стоить десятки тысяч, а стоимость замены муфты обойдется намного дешевле.

Примечание! В конце концов, коробка автомат рано или поздно должна быть заменена или перенастроена. Это вопрос времени, ведь они почти никогда не будут работать на протяжении всего эксплуатационного периода автомобиля .

Устройство ручных трансмиссий намного проще, поэтому они могут работать безупречно в течение всего срока службы автомобиля. В большинстве случаев диск сцепления необходимо заменить на весь срок службы автомобиля лишь один раз, но в целом затраты на обслуживание ниже, чем на автомате.



Независимо от того, говорим ли мы об начальных затратах, эксплуатационных расходах или даже расходах на техническое обслуживание, ручная коробка передач является победителем.

Мощность транспортного средства

Существуют определенные различия в том, как автоматическая и механическая передача передают мощности двигателя на колеса. В большинстве случаев вы получаете максимальную мощность от транспортного средства, оснащенного механической коробкой передач, но есть исключения. Также нужно рассматривать некоторые компромиссы в выборе, например, комфорт вождения.

Автомобили с низким энергопотреблением

Если вы выбираете автомобиль с низким энергопотреблением, часто лучше всего отдавать предпочтение моделям с механикой. Автомобиль в базовой комплектации с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем лучше всего будет сочетаться с механической коробкой передач. Это позволит вам максимально использовать ограниченную мощность, предлагаемую автомобилем.



Как только вы перейдете на более мощные транспортные средства, такие как V-6 или V-8, автоматический вариант может быть более подходящим.

Автомобили с высокой нагрузкой

Мощный спортивный автомобиль обычно оснащается также механической коробкой передач, хотя многие экзотические модели успешно выпускаются с автоматами. Механика позволяет вам выкручивать каждый бит мощности перед переключением, автомат в свою очередь часто переключает передачу слишком рано. Вот почему бывает значительное различие в времени ускорения между механической и автоматической коробкой передач, поэтому, если для вас важны ускорение, то наилучшим вариантом является механическая коробка передач.



Мощные автомобили (многолитражки)

Это не сложное правило, но если вы покупаете экзотический автомобиль, система автоматического переключения должна быть запрограммирована на максимальную отдачу от всех передач, но это определенно повлияет на более тяжелые транспортные средства.

Образ жизни

Правда в том, что машину на автомате проще и удобнее водить. При выборе между ручной и автоматической системой вы должны тщательно учитывать свой образ жизни и привычки вождения.

Ручная коробка передач может стать настоящим адом для людей, которым приходится много времени проводить в пробках. Постоянное перемещение рычага и нажатие педали сцепления может стать утомительным. Известно, что некоторые модели автомобилей оснащаются тяжелой муфтой, поэтому регулярные переключения скоростей могут обернуться для водителя болью в ногах или суставах.



Движение в пробках создает свои условия

Обучение

Вождение на автомате очень простое, поэтому учиться вождению с автоматической коробкой передач будет намного легче. Неопытные водители могут сталкиваться с проблемами во время строгания с места, если они едут на механике. Кроме того, трогаться с места на холме будет немного страшно, пока вы не научитесь правильно работать с сцеплением. Коробка автомат в этом плане подходит лучше всего.



Научиться водить на автомате намного проще

Веселье от вождения

Нельзя отрицать, что управлять автомобилем с механической коробкой передач – это весело, особенно на широкой дороге, свободной от других участников дорожного движения. Механическая коробка передач обеспечивает уровень контроля над транспортным средством, которое просто недоступно в автоматическом режиме. К сожалению, большинство из нас не ездит изо дня в день в таких условиях, но если вы это сделаете, то механическая коробка передач может стать именно той машиной, в которой вы нуждаетесь. Механика или автомат: вечное противостояние

Несмотря на то, что в большинстве стран это является незаконным, если вы используете свой мобильный телефон за рулем, то с механической коробкой передач это будет ужасной идеей. Управление телефоном, рулевым колесом и переключение скоростей может создать действительно опасный сценарий вождения. Решить эту проблему можно, выбрав автомобиль с автоматической коробкой передач.

Рассмотрим полуавтоматическую коробку передач

Если вы все еще не можете решить с выбором, есть специальная опция, которая позволяет вам переключать вручную, когда вы хотите, и возвращать автомобиль обратно в автоматический режим. Полуавтоматическая коробка передач (ПКП) имеет несколько разных наименований: полуавтомат, типтроник и так далее.



Независимо от того, как это называется, ПКП – это система, которая позволяет вам переключать передачи, когда вы хотите, но педаль сцепления при этом отсутствует. Она оснащена системой датчиков, процессоров, исполнительных механизмов и пневматики для переключения передач. В большинстве этих автомобилей по умолчанию используется автоматическая коробка передач с возможностью перемещения в специальный режим.

Теперь вы должны быть в курсе преимуществ и недостатков различных вариантов КПП, а это значит, что пришло время принять решение. Всегда осматривайте и тестируйте автомобиль перед покупкой столько раз, чтобы убедиться, что вам комфортно не только с автомобилем, но и с трансмиссией. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео – Автомат или механика. Просто о сложном

При выборе автомобиля обычно обращают внимание на тип его кузова, мощность двигателя, комплектацию… Не последнюю роль при этом играет тип трансмиссии, которой оснащена машина. Если суровые советские автомобилисты выбора типа коробки передач были лишены и, в лучшем случае, весь «выбор» в конце 80-х сводился к четырехступенчатой или пятиступенчатой «механике», то наши современники могут выбирать между традиционной механической коробкой передач, уже привычной автоматической трансмиссией и некоторыми её подвидами - бесступенчатым вариатором и роботизированной «механикой».
Не бывает идеального типа трансмиссии, одинаково подходящего всем автомобилям и всем водителям. Главное - четко понимать различия между разными коробками передач и определиться с выбором, исходя из собственных предпочтений, условий эксплуатации и назначения транспортного средства.

Механика

Старейшим типом трансмиссии является, разумеется, традиционная «механика». Водитель сам выбирает нужную передачу, руководствуясь дорожными условиями и интенсивностью движения. Переключения передач осуществляются «через нейтраль» при выключении сцепления. Передаточные числа подбирают таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя во всем диапазоне скоростей. На большинстве легковушек старт с места необходимо выполнять на первой передаче, после чего последовательно переключаться «вверх». Изначально «механика» отличалась от современной коробки по конструкции и способу управления. К примеру, у легендарного Ford Model T коробка передач планетарного типа была двухступенчатой и приводилась в действие при помощи педали, у которой было три позиции: нейтраль, первая, вторая передачи. Для включения задней передачи и тормоза использовались две другие педали.

Со временем механические трансмиссии стали трехступенчатыми, а в 60-е большинство производителей остановилось на четырехступенчатой конструкции (четыре передачи для движения вперед, и одна - назад). В начале 80-х в массовый обиход вошли пятиступенчатые коробки, а в конце ХХ века на автомобили начали устанавливать шестиступенчатую механику. И это не предел: компания BMW ведет работы по созданию семиступенчатой механической трансмиссии, а Porsche уже оснащает такой коробкой новый Porsche 911.

Как правило, четвертая передача выполнена «прямой», то есть её передаточное отношение близко к единице, а пятая (шестая) - повышающей, для экономичного движения с равномерной скоростью. Большое количество «ступенек» позволяет конструкторам сблизить передаточные числа и сделать первые передачи более «короткими», а последние, напротив, «длинными». Благодаря этому автомобиль получает хорошую динамику в городском движении с сохранением требуемой экономичности за городом на высоких скоростях. Для этой же цели иногда используют несколько вариантов передаточных чисел (рядов КП) в зависимости от типа двигателя и его мощности. Иногда конструкторы не изменяют передаточные числа передач, но применяют разную главную пару - на модификациях с более слабым двигателем устанавливают «короткую» пару, чтобы обеспечить приемлемую динамику, в то время как на мощных версиях применяют «длинную» (скоростную) главную передачу.
Кроме увеличения количества передач, «механика» также совершенствовалась «качественно». Со временем все передачи переднего хода получили синхронизаторы, благодаря которым переключение передач происходит легко и мягко, не требуя от водителя выполнения особых приёмов с перегазовкой и двойным выжимом сцепления. С каждым новым поколением автомобилей механическая коробка передач становилась все более тихой и долговечной, что позволило некоторым производителям довести её ресурс до общего срока службы автомобиля даже без регулярной смены масла!

Новейший Porsche 911 оснащен семиступенчатой (!)
МКП

Недостаток у «механики» только один - она требует постоянного внимания со стороны водителя, ведь он должен постоянно переключать передачи в зависимости от скорости движения и дорожных условий. Именно поэтому «механика» долго оставалась «камнем преткновения» для большинства водителей слабого пола, для которых «автомат», напротив, стал настоящим спасением. Впрочем, и многие водители-мужчины в наше время не очень-то жалуют «механику», особенно если они живут (и ездят) в мегаполисах с вечными пробками и интенсивным движением.
Сегодня «механика» является уделом лишь самых доступных (бюджетных) авто, а также используется на спорткарах. Но в большинстве случаев производители предлагают потенциальному владельцу альтернативу в виде автоматической трансмиссии.

Таким образом, имеем:

Плюсы механики (механической коробки передач)

1) Разгонная динамика автомобиля у рядовой механики лучше, чем у автомата. С механикой вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме автомата), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее у механики, чем у автомата.

2) При определенном мастерстве вождения и быстром переключении скоростей, а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива на механике, на автомате сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку передач вообще не рекомендуется включать на нейтральную скорость при движении.

3) Механика в сравнении с автоматом требует меньше масла. В автомат нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механику около 3 литров.

4) Зимой автомобиль с механикой легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5) Ремонт. Механическую коробку передач, отремонтировать значительно дешевле автомата, да и сделать механику могут практически любые, даже не официальные компании.

6) Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

1) Итак, первый минус механики в нашей статье «автомат или механика » - удобство вождения. Самый значительный минус механики, это удобство вождения. Начинающие водители очень долго привыкают к механической коробке передач. Особенно у них плохо получается «трогание с места на автомобиле» , а также движение с места в подъем.

2) Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой передач, могут запросто спалить сцепление автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, на автомате такого не произойдет по принципу.

3) Ресурс двигателя. Ресурс двигателя на автомобиле с механикой значительно ниже, чем на автомобиле с автоматом. Все потому что автомат не даст вам «насиловать» двигатель, раскручивать его до предела.

Автомат

Главная особенность автоматической трансмиссии для водителя - самостоятельное переключение передач. Это обеспечено примененим специальных механизмов - например, планетарной передачи и гидромеханического привода.
Гидротрансформатор имеет три рабочих колеса и отличается более низким КПД, чем «чистая механика» или промежуточный вариант с гидромуфтой. Однако благодаря ухищрениям конструкторов потери на передачу крутящего момента в гидромеханической трансмиссии со временем снизились и почти достигли уровня традиционной трансмиссии.

Сам гидротрансформатор не может обеспечить весь необходимый диапазон передаточных чисел, вследствие чего вместе с гидравликой стали использовать коробку передач с фрикционными муфтами и гидроприводом. Сложная гидромеханика позволяет менять передаточные числа при переключении передач без разрыва потока мощности. Благодаря этому автомат при переключениях работает плавно и не требует участия водителя - достаточно включить режим «драйв» в самом начале поездки и более не отвлекаться на переключения.

«Интеллектуальную роль» у классического автомата с гидротрансформатором выполнял гидроблок управления и насос гидросистемы. Сначала необходимость в переключении передач определялась по показаниям центробежного регулятора, «измерявшего» скорость автомобиля и по силовому регулятору, который разными способами определял нагрузку на двигатель.
При всей прогрессивности и сложности конструкции у классического "гидроавтомата" был ряд недостатков, самым существенными среди которых являлись медлительность и невысокий КПД по сравнению с традиционной механикой, что особенно ощущалось на малолитражных автомобилях.

Поэтому со временем гидротрансформатор с "механическим" управлением уступил место более совершенным и сложным типам автоматической трансмиссии.
Пионером в категории «умный автомат» стала немецкая компания Porsche, первой реализовавшая полуавтоматический режим работы АКП с электронным управлением.

Сегодня "типтроником" ("tiptronic") нередко называют все виды подобных "автоматов" на любых автомобилях, хотя это название является торговой маркой Porsche. Ключевое отличие «типтроника» от обычного автомата - возможность ручного переключения. В режиме M(manual) такая коробка позволяет выбирать нужную ступень принудительно как "вверх", так и "вниз", благодаря чему водитель при желании может переключать передачи самостоятельно. К тому же трансмиссия такого типа является «адаптивной», то есть она словно «подстраивается» под манеру вождения водителя и переключает передачи в соответствии со стилем его езды.
Впрочем, у большинства автоматических трансмиссий расход топлива все равно чуть выше, чем у аналога «на механике», а время разгона до 100 км/ч на пару секунд дольше. Однако для большинства адептов автоматической трансмиссии его главный плюс - самостоятельное переключение передач - перекрывает все недостатки. Поэтому многие водители при выборе трансмиссии отдают предпочтение именно «автомату», который не требует от водителя постоянного внимания и не заставляет отвлекаться от собственно управления автомобилем.
Как и «механика», автоматические коробки передач "не любят" агрессивной манеры езды с резкими разгонами, особенно в непрогретом состоянии, а постоянное "насилие" над автоматом заметно снижает его ресурс, что особенно актуально для мощных автомобилей. Кроме того, "автоматы" требуют не только бережной эксплуатации, но и правильного обслуживания - в частности, замены масла и фильтров в строгом соответствии с регламентом.

Роботизированная механика

Дальнейшее развитие автоматических трансмиссий привело к изобретению довольно интересных гибридов - так называемых «роботов». Такая трансмиссия, по сути, является обычной механической коробкой передач со сцеплением, но процессом переключения управляет не водитель, а умная электроника.
Сначала подобные "роботы" стали применяться на компактных городских малолитражках, для которых традиционный "гидроавтомат" не подходит из-за слабого двигателя. У разных производителей эта трансмиссия называлась по-разному: Opel — Easytronic, Fiat — Dualogic, Citroеn — Sensodrive и т.д.

Поскольку на электронику в этом случае возложена очень непростая задача, то даже довольно совершенная роботизированная механика работала не очень плавно из-за резкого прерывания крутящего момента. Грубо говоря, «робот» переключал передачи примерно так же, как не очень опытный водитель. Вдобавок такая трансмиссия не отличалась высокой надежностью, из-за чего «роботы» с одним сцеплением практически исчезли с рынка.

Второе поколение, называющееся преселективной трансмиссией, стало стало более совершенным. Каждый производитель называет «преселекты» по-разному: Volkswagen - DSG, Audi — S-tronic, Porsche — PDK, Ford — PowerShift…. Конструктивная особенность и главное отличие от первых "роботов" - пара сцеплений, каждое из которых "обслуживает" свой ряд передач с отдельными валами для четных и нечетных "ступеней". Такая схема позволяет мгновенное переключение передач без разрыва крутящего момента, что обеспечивает высокую плавность работы на уровне обычного «автомата», а по динамике и топливной экономичности преселективные трансмиссии как минимум не уступают «механике».
Единственный недостаток «роботов» - не самая высокая надежность и нестабильный ресурс. К сожалению, некоторые коробки выходят из строя еще в гарантийный период, а также ведут себя странно - работают с рывками при переключении передач.

Вариатор

Cамым необычным вариантом автоматической трансмиссии является вариатор - механическая передача, основанная на передаче вращения (момента) трением через промежуточное тело (ремень, ролик), которое можно переводить в любую точку переменного радиуса ведущего и/или ведомого колёс, получая изменение передаточного отношения. На автомобилях применяется клиноременной или цепной вариатор, а сама бесступенчатая трансмиссия получила название CVT (англ. Continuously Variable Transmission).
Благодаря конструкции вариатор способен плавно изменять коэффициент передачи (отношение скоростей вращения и вращающих моментов двигателя и движителя) во всём рабочем диапазоне скоростей и тяговых усилий.

Для водителя эта конструктивная особенность вариатора означает максимально плавную работу двигателя и трансмиссии - ведь переключений передач, по сути, просто не происходит! Правда, чтобы не «пугать» водителей подобной бесступенчатостью и избежать занудного завывания мотора во время разгона, конструкторы придумали «виртуальные» ступени.
Всем хорош вариатор - и работает плавно, и КПД у него даже выше, чем у традиционной «механики». Однако при реальном применении такой трансмиссии на автомобилях конструкторы столкнулись с проблемой передачи значительного крутящего момента от двигателя на колеса. Ременной привод подходит для мопедов, скутеров и слабосильных машин особого малого класса, а вот на более тяжелых автомобилях применяют цепь.
Вариатор идеально сочетается не только (и не столько) с традиционным ДВС, сколько с гибридной силовой установкой и электродвигателем. Поэтому большинство автопроизводителей относятся к вариаторам прохладно - в частности, после некоторых экспериментов «немцы» выбрали для себя в качестве наиболее перспективной преселективную трансмиссию, а большинство американских и азиатских компаний применяет классический гидротрансформаторный автомат. А вот японцы используют вариатор не только на малокубатурной двухколесной технике, но и на авто - к примеру, Nissan серийно оснащает трансмиссией Xtronic CVT свои многие автомобили, а Toyota активно применяет вариатор на гибриде Prius (Hybrid Synergy Drive — гибридный синергический привод).

Минусы автоматической коробки передач.

1) Классический автомат разгоняется медленнее, чем механика

2) Опять же классический автомат, расходует больше топлива

3) Необходимость земены масла в автоматической трансмиссии

4) Зимой заводится сложнее

5) Стоимость автомобиля с автоматом дороже

6) Стоимость ремонта автомата дороже, чем механики

Плюсы автомата

Вот про плюсы я хочу поговорить по подробнее, потому как автоматы различны и не стоит их так сказать валить в одну кучу.

1) Разгон автомата различен. Да классический гидротрансформаторный автомат на 4 -ре передачи медлительнее, чем механика. Но сейчас существуют вариаторы и автоматы на 6 и 7 - ть передач с двумя дисками сцепления, они не уступают по эффективности механики, а иногда ее превосходят. Например, вариатор превосходит механику, также как и автоматическая коробка DSG от Volkswagen.

2) Автомат классический (4 - ре передачи) расходует больше топлива, но если взять современные автоматы или вариаторы (на 6 ть передач или бесступенчатые трансмиссии), то у них уже потребление топлива намного ниже, иногда, даже ниже чем на механике.

3) Удобство вождения автомобиля с автоматом намного выше. Даже не опытный водитель сможет спокойно без нервов и рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации.

4) Ресурс двигателя и узлов трансмиссии, намного выше, автомат контролирует обороты и не даст перегреть двигатель.

Советы по выбору трансмиссии
Какую именно трансмиссию выбрать, зависит от конкретных предпочтений, стажа водителя и типа выбираемого автомобиля. Ведь далеко не всегда выбор возможен, а иногда он состоит из пары вариантов - «механика или автомат» и «механика или робот».
Если предстоит эксплуатация в условиях городских пробок, то хорошим выбором будет именно «автомат» (независимо от его подвида). При езде по загородным дорогам не напрягает и обычная «механика». Нужно помнить, что для большинства автомобилей мощностью до 100 л.с. наличие автоматической транмсиссии означает удорожание на 2000-3000 у.е. и заметное ухудшение динамических показателей. Для мощных же автомобилей (свыше 200 л.с.) тип трансмиссии не имеет принципиального значения, а начиная с определённой ценовой категории и рабочего объема «автомат» входит в список стандартного оснащения, в то время как «механика» предлагается далеко не везде и только в виде исключения.

Олег Полажинец

Осознанный подход при выборе типа коробки передач может сделать только опытный водитель. Практика же показывает, что в большинстве случаев первый автомобиль приходится покупать, не имея достаточного стажа за рулем.

Чем руководствоваться при покупке, если среди знакомых мнения разделились: одни ратуют исключительно за автомат, опираясь на безусловные преимущества, другие же не представляют себе, как можно ездить на машине с АКПП, ведь это лишает их возможности «чувствовать» автомобиль. Ответить на этот сложный вопрос можно только после того, как потенциальный покупатель узнает все тонкости и нюансы обоих типов коробки и на практике попробует почувствовать разницу.

Механическая коробка передач (МКПП)

Первенство в изобретении первого механизма, который явился прообразом современной КПП, принадлежит Карлу Бенцу. Придуманный им блок из двух валов со шкивами разных диаметров и ременной передачи смог решить одну важную задачу. Маломощная машина (0,8 л.с.) без этого механизма не способна была подняться даже на небольшую горку. Дальнейшая эволюция не обошлась без заимствований в области станкостроения, где уже использовался узел с шестеренчатыми валами для изменения скорости рабочего вала относительно основного. Основной задачей при проектировании коробки передач было:

  1. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии с возможностью изменения частоты вращения. Силовой агрегат в силу особенностей своей работы не может эффективно регулироваться. Частота вращений увеличивается при увеличении мощности. Коробка передач позволила конструировать мощные двигатели, способные разгонять автомобили до высоких скоростей, достижение которых стало возможным только путем последовательного переключения пониженных передач.
  2. Решить конструктивную задачу органа управления системой так, чтобы небольшими усилиями переключать сложный механизм. Сегодня механика коробки доведена практически до совершенства. Пользоваться МКПП могут и женщины, и люди с ограниченными возможностями.

История эволюции механической коробки передач насчитывает более ста лет. За это время был накоплен колоссальный опыт и проведены тысячи экспериментов. Результатом этой деятельности стал механизм, имеющий следующие характеристики:

  • МКПП в высшей степени надежный механизм;
  • простота в управлении. Сцепление и синхронизаторы позволяют мягко, без рывков и практически без потери мощности переключать передачи;
  • механика недорога в обслуживании. Хорошо развитая сеть обслуживания и доступные по цене запчасти делают необременительным необходимый ремонт. Потребление масла чувствительно меньше, чем у АКПП или вариатора:
  • вождение самостоятельно выбранным стилем. Особенно любят механику опытные водители, которые пользуются возможностью полностью использовать потенциал машины;
  • Экономия топлива. По разным оценкам потребление бензина при пользовании МКПП меньше, чем автомата до 15%.

Единого, эталонного образца механической коробки передач нет. Плюсы одной конструкции, в том числе и экономические, с лихвой компенсируются недостатками у другой. Разнообразие скорее плюс, чем минус, поскольку дает возможность выбрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая, хотя иногда этим приходится жертвовать, не всегда имеет смысл приобретать или не приобретать машину по одному, пусть самому замечательному механизму. Но такие тонкости удел профессионалов, большинство же пользователей ориентируются на общие показатели. Например, кинематическую конструкцию коробки:

  • Двухвальная коробка. Блок шестерен располагается на ведущем и ведомом валах. Механизм переключения находится отдельно от корпуса и соединен с органами управления посредством тяг и тросов. Такая схема характерна для переднеприводных автомобилей;
  • Трехвальная коробка. Отличается от предыдущей схемы наличием промежуточного вала. В большинстве случаев трехвальная МКПП используется в заднеприводных машинах.

Немаловажное значение имеет и количество передач, то есть отдельных, независимых режимов работы трансмиссии. Первая промышленная коробка передач имела 2 позиции, не считая переключения на задний ход. Затем к 60-м годам прошлого века добавилась еще одна. Сегодня подобную модель практически не встретишь. Покупателю придется выбирать автомобиль имеющий большее количество положений у МКПП:

  • Четырехступенчатая. Машин, в базовой комплектации имеющих подобную коробку остались единицы. Промышленность продолжает в небольших количествах выпускать запчасти, чтоб поддерживать в рабочем состоянии миллионы автомобилей с четырьмя скоростями, но с каждым годом их становится меньше;
  • Пятиступенчатая. Самая распространенная конструкция сегодня. Подавляющее большинство машин среднего и бюджетного класса оснащено именно такой системой;
  • Шестиступенчатая. Подобные МКПП устанавливают исключительно на спортивных и сверхмощных автомобилях, чтобы эффективнее использовать крутящий момент. Появившиеся коробки с седьмой передачей, скорее перспективные разработки, чем реальность ближайших лет, хотя такие модели уже есть. Некоторые производители впрочем, проектируют коробки и с восьмой передачей.

Момент переключения передач находится под контролем водителя. При умелом пользовании это дает преимущества в динамике разгона и при переходе в экономичный режим.

Автоматическая коробка передач (АКПП)

Поменять традиционную ручку на более совершенный механизм пытались еще в первой трети прошлого столетия. Успешно реализовать идею удалось только в 1947 году в модели Buick Roadmaster. В 1960 году американцы утвердили нынешний стандарт маркировки переключателя с буквенными обозначениями функций - P-R-N-D-L. АКПП не стоит путать с роботизированными коробками, которые являются полными аналогами обычной механики с электронным управлением или сервоприводами и вариаторами, которые вообще работают в бесступенчатом режиме. В отличие от стандартного автомата они дороже в ремонте, и обслуживаются главным образом в специальных дилерских центрах, которые не всегда легко найти. Классической АКПП считается та, в которой реализован гидромеханический принцип работы. Состоит такая коробка из следующих элементов:

  1. Планетарный механизм. Главная деталь АКПП. Набор шестерен, переключаемых автоматически и обеспечивающих работу в нескольких режимах, количество которых означает число заявленных передач.
  2. Гидротрансформатор. Бесступенчато передает крутящий момент на ведомый вал.
  3. Гидроуправление. Система механизмов, переключающая планетарный редуктор.
  4. Масляный насос. Обеспечивает смазку всех деталей АКПП.
  5. Радиатор охлаждения. Он эффективно охлаждает рабочую жидкость, оберегая всю систему от перегрева.

Кроме указанных выше элементов, которые являются базовыми, в АКПП есть и другие механизмы. Их количество и функциональные возможности могут существенно отличаться в различных моделях. Преимуществами автомата считаются следующие качества:

  • Отпадает необходимость вручную переключать передачи — самое большое достоинство АКПП;
  • Увеличение ресурса двигателя. Автомат не дает двигателю работать в критических режимах, что благотворно влияет на состояние и работоспособность отдельных механизмов и узлов. Система управления спроектирована таким образом, что не при работе не выходит за пределы заданных параметров;
  • Облегчает передвижение по мокрой и скользкой дороге. Особенно ценно это качество для неопытных водителей.

Кроме плюсов, у автомата есть и недостатки, которые следует учитывать при покупке автомобиля:

  • Стоимость. Разница в цене на одну и ту же модель машины, но с разной трансмиссией существенна и иногда становится решающей при выборе:
  • Дорогое обслуживание. Касается это как ремонта коробки в случае ее выхода из строя, так и регламента. Для замены масла требуется приобретать рекомендуемое, количество которого существенно больше, чем заливается в МКПП;
  • Динамика. АКПП медленно разгоняется, и все переключения регулируются автоматикой, что не всякому водителю нравится;
  • Неудобства передвижения при поломке. Для перемещения в большинстве случаев необходим эвакуатор. Буксировать автомобиль с автоматом не получится, так же как и завести его с «толкача».

Принципиальные отличия механики от автомата

Разница в вождении автомобиля с АКПП относительно умений управлять машиной оборудованной МКПП существенна, и это отражено в законодательствах многих стран.

Права выдаются двух типов. Первый - экзамен сдается на автомобиле с автоматом без права вождения транспортным средством оборудованным механикой. Второй - обучение и тестирование проводится на машине с МКПП. Выданный документ дает права владельцу управлять и механикой, и автоматом. Это резонно, поскольку человек ни разу не пользовавшийся классической механикой не имеет навыков пользования и в принципе не способен управлять машиной с МКПП. Обратная ситуация, когда водитель переходит с автомата на «ручку» не вызывает никаких затруднений. Резюмируя информацию можно выделить следующие различия между двумя типами коробок:

  1. Цена. Автомат дороже. Разница может достигать 1000 и более долларов.
  2. Комфорт. АКПП полностью освобождает водителя от необходимости отвлекаться на переключение передач. В автомобиле с МКПП необходимо вовремя и последовательно переходить на другую скорость.
  3. Ремонт. Механика значительно дешевле в обслуживании относительно автомата. Доступнее запчасти и сделать ремонт можно практически в любой СТО или даже самостоятельно.
  4. Вес. АКПП тяжелее. Фактор не столь значительный, но сбрасывать его со счетов не стоит.
  5. Управление. Кардинальные отличия. Механика дает полную свободу водителю, и раскрыть полностью динамический потенциал автомобиля можно только с МКПП. Однако некоторые современные модели АКПП и вариаторов вплотную подошли по этим параметрам к механике, но стоят они дороже.
  6. Экономия топлива. МКПП дает возможность собственнику машины выбирать оптимальные режимы работы двигателя. Чем больше водительский опыт, тем эффективнее используется это преимущество.
  7. Влияние на ресурс автомобиля. Механика позволяет использовать критические режимы двигателя, что не лучшим образом сказывается на сроке службы силовой установки и трансмиссии. За динамику и удовольствие полностью чувствовать все заложенные в автомобиле возможности приходится платить ускоренным износом некоторых узлов и агрегатов. Гораздо бережнее относится к машине автомат. Установленные пороговые параметры автомат не позволяет превышать и при эксплуатации машина выдерживает все сроки, гарантированные производителем на все системы.

Опытные водители и инструкторы советуют проходить обучение на машинах с механикой. Пересесть потом на автомобиль с АКПП не составит труда. Кроме того, это даст возможность лично сравнить типы трансмиссии и выбрать тот вариант, который по душе. Переучивание же на механику приравнивается к повторному обучению вождению .

Автомобили с автоматом дороже и если разница в цене принципиальна, то приходится остановиться на механике. Однако критерии при выборе часто другие — машины с АКПП выбирают ради удобства и простоты обучения. Особенно любят автомобили с автоматами женщины и люди, не желающие себя обременять лишними навыками. Надо признать, что в городских условиях, со множеством светофоров и пробок, необходимостью точно парковаться — автомат предпочтительнее.