АвтоКлондайк История корпорации Chrysler. История компании Chrysler

Американская компания Chrysler Group LLC - дочернее предприятие, входящее в состав итальянского концерна Fiat Chrysler Automobiles, который занимает седьмое место по производству автомобилей в мире. Компания состоит из нескольких подразделений, которые производят автомобили и продукты под марками: Chrysler, Dodge, Ram Trucks, Jeep, SRT, MOPAR.

По своей сути автомобили этих марок совмещают в себе такие отличительные черты, как качество, уникальный дизайн, производительность, эффективность, инновации в технологии, и все это по очень доступной цене. Компания Крайслер стала пионером в разработке таких узлов автомобиля, как гидравлические тормоза, усилитель руля, электронная система зажигания, электронный регулятор напряжения, компьютерная навигация и многих других.

История Chrysler

Основателем компании Крайслер стал американский промышленник и автомобилестроитель Уолтер Перси Крайслер.

Родился Уолтер в семье инженера-железнодорожника, с ранних лет увлекся механикой, поэтому рано начал свою карьеру, с успехом продвигаясь по служебной лестнице в железнодорожной промышленности.

В 1910 году Уолтер приобрел себе первый автомобиль. Эта покупка стала переломной в жизни Крайслера. Конструкция машины настолько произвела на него впечатление, что поменял место работы и занялся автомобилестроением.

Устроившись в Бьюик в 1912 году менеджером по производству автомобилей, через 7 лет он уже стал вице-президентом компании Дженерал-Моторс. Конфликтные отношения с президентом компании привели Крайслера к решению оставить компанию, став за эти годы достаточно обеспеченным человеком.

Имея солидный опыт управленца в автомобильной промышленности, он успешно реанимировал несколько компаний.

Организовав команду из трёх знаменитых автоконструкторов и руководя ею, Уолтер собрал свой первый автомобиль Chrysler Six, с которого и началась история Крайслер. Огромный успех данной модели позволил Крайслеру в 1925 году создать на базе Maxwell Motor свою компанию Chrysler, которая со временем расширилась за счет покупки Dodge, Plymouth, De Soto.

В 1955 году выделяется отдельная линия моделей Chrysler - «Imperial». Компания Крайслер одна за другой покупает европейские автопредприятия.

В 70-е годы из-за непродуманной производственной политики на фоне энергетического кризиса финансовое состояние компании пошатнулось и в 1978 году европейским отделением «Крайслера» стал руководить «Пежо—Ситроен». Для восстановления былого успеха Крайслер был приглашен выдающийся менеджер Ли Якокку, который успешно провел ряд изменений в управлении компании. В 1983 году появляется принципиально новая модель минивэн Voyager, а 1984 году выпускает кабриолет LeBaron, вернув бренду блестящий стиль и элегантность. В 1987 году Крайслер покупает Lamborghini и American Motors.

В 1998 году происходит слияние Крайслера с концерном Daimler-Benz, что дает новое название компании DaimlerChrysler. В этот период появляется большое количество популярных моделей Chrysler 300C, PT Cruiser Cabrio, Crossfire и др. В этом же году автомобили Крайслер официально начали продаваться в России.

Где собирают «Chrysler»

Официальный сайт: www.chrysler.com
Штаб-квартира: США


Когда Крайслера спросили о секрете его успеха, он перечислил несколько привычных качеств (трудолюбие, энергичность), но в конце добавил, что настоящий успех заключается в энтузиазме.

Уолтер Перси Крайслер родился 20 апреля 1875 года в городке Вомего, в центре аграрного Канзаса. Как и большинству мальчишек из небогатых семей, ему пришлось работать с раннего детства. Правда, первая зарплата юного обходчика железной дороги (11 долларов за 60 часов работы в неделю) пошла на возмещение убытков - Уолтер умудрился угнать мотодрезину и на переезде врезался на ней в подводу бакалейщика. После этого он меняет профессии: в 17 лет - помощник машиниста, в 24 - мастер-механик, в 33 - суперинтендант на Западной железной дороге в Чикаго, а в 35 - менеджер «Американской компании локомотивов». Вот тут в цепочке профессий Уолтера Крайслера намечается резкий поворот: в 1910-м он приобрел себе автомобиль. Говорят, Крайслер был настолько заинтригован самой конструкцией машины, что успел ее разобрать и собрать, прежде чем научился водить. Как видно, первое авто произвело на него большое впечатление, потому что через два года Крайслер устроился в «Buick», а в 1917-м уже был президентом и генеральным директором этого отделения «General Motors».

Еще два года спустя Крайслер стал вице-президентом по производству в General Motors, однако оставался на этом посту недолго. Известно, что два человека с мощными административными способностями редко могут ужиться вместе. Вскоре между Вильямом Дюрантом (президентом GM) и Уолтером Крайслером возникли серьезные разногласия. Конфликт дошел до того, что Крайслер, посчитав себя достаточно обеспеченным, уволился в 1920 году.

В том же 1920 году, приняв приглашение компании Willys-Overland, Уолтер стал ее вице-президентом. При нем дышавшая на ладан фирма не просто удержалась на плаву, а за три года твердо встала на ноги. Потом пришло приглашение от «Maxwell Motor Car». Эта компания была реанимирована с помощью уникального и очень действенного средства - автомобиля Chrysler Six, который Уолтер разработал сам с помощью трех инженеров. Эта машина предлагалась по невысокой цене, но отличалась комфортом и запоминающимся стилем. За год было продано 32 тысячи автомобилей. В то время многие ломали головы над тайной успеха Крайслера. А тайны никакой не было. Просто он немножко обогнал время и предложил в серийном исполнении то, что конкуренты предлагали в качестве эксклюзивного варианта и не дешевле, чем за 5 тысяч долларов. А Крайслер просил меньше полутора тысяч.

Наконец, в 1925 году родилась корпорация «Крайслер», которая явилась наследником Maxwell Motor. Крайслер, ставший президентом новой компании, не терял времени даром. В том же году на рынок был выставлен «Крайслер 4 Серия 58». В полном соответствии со своим названием машина развивала скорость 58 миль в час (93 км/ч). Скорость, безусловно, была бешеной для того времени, и вскоре около 4 000 дилеров продавали эти автомобили.

Далее «Chrysler» делает мощный рывок, за год поднявшись с 57-го на 5-е место среди американских производителей автомобилей. Фирма продолжала строить высокоскоростные модели. Следующая серия развивала скорость в 130 км/ч, что почти в два раза превышало скорость знаменитой модели Т компании «Ford».

«Встав на ноги», Крайслер по примеру GM и Ford занялся созданием собственной автомобильной империи. Но он не просто скупал более мелкие фирмы, а расставлял их строго по рыночным нишам и максимально стандартизировал выпускаемые ими модели. В 1928-м он спасает от банкротства (точнее, от неумелого управления) выпускавшую легковушки и грузовики Dodge. В том же году для конкуренции с массовыми Ford и Chevrolet создаются отделения Plimouth и De Soto. Вряд ли Крайслер подозревал, насколько дальновидным был этот шаг - во многом благодаря этим маркам молодая компания выжила во время Великой депрессии. Позже для соперничества с люкс-марками Lincoln и Cadillac основывается Imperial.

Специалисты «Chrysler», не переставая, внедряют технические новинки: подвеска мотора на сайлент-блоках, автоматические включаемые сцепление и дополнительная передача overdrive, синхронизированная и полуавтоматическая КПП. Одновременно концерн готовил прорыв - революционную модель Airflow с несущим кузовом, впервые разработанным по всем правилам аэродинамики. Благодаря обтекаемой форме, полученной после продувок в аэродинамической трубе, не самый мощный седан разгонялся до 145 км/ч. Из-за смещенного к передней оси мотора и пониженного карданного вала, салон получился очень просторным, с низким ровным полом. В паре с независимой передней подвеской это делало Airflow одним из самых комфортабельных авто на рынке США. И снова очень доступным - цена в 1345 долларов оказалась одной из самых низких в классе.

Увы, специфическая, подчиненная законам аэродинамики внешность явно опередила свое время и была признана покупателями уродливой. Малый сбыт Airflow (30673 штуки за 4 года) серьезно подорвал финансовое положение концерна, который на долгое время занялся выпуском машин с более традиционной внешностью и проверенной конструкцией. В чем и преуспел - к 1936 году, когда производственная линейка насчитывала пять базовых типов легковушек и три - грузовиков, доля концерна на внутреннем рынке выросла до 25%.

Всего через 12 лет после основания, Chrysler стал вторым по величине в мире, потеснив Ford Motor Со! Впереди оставался только GM, с которым у Уолтера были давние счеты. Увы, до противостояния двух крупнейших автоконцернов планеты дело не дошло - в 1940 году Крайслера не стало.

Во время Второй мировой войны компания неплохо заработала. Среди популярной продукции, выпускаемой «Chrysler», были танки (18 000 штук), военные грузовики (500 000 штук), моторы для самолетов В-29, пушки для самолетов и т.п. Всего к 1945 году «Chrysler» поставил военного оборудования на 3,4 млрд. долларов.

После войны на вырученные средства были куплены 11 новых заводов. В то же время качественные преобразования не успевали за количественными. Если все производители представили множество новых моделей, то «Chrysler Corporation» ограничивалась лишь несколькими. В результате в начале 50-х корпорация опустилась на третье место среди американских автомобильных компаний.

Зато было введено множество новшеств в технике. Во-первых, в 1951-м был представлен первый автомобиль с усилителем руля. Затем все машины были оборудованы ключом зажигания. Вскоре была усовершенствована система подвески. Наконец, в 1952 году «Крайслер» прорвался в космос. Победив в конкурсе NASA, ракеты Jupiter завоевали почетное право поднять двух подопытных обезьянок на высоту 350 миль.

В 1957 году на кузовах «крайслеров» появились знаменитые задние «плавники». В этом же году стали серийными автоматические гидромеханические коробки передач «Торк Флайт» (Torque Flite), управлявшиеся нажатием кнопок на панели приборов. В 1959 году было освоено производство новых двигателей V8 в 6,3 и 6,8 л. На следующий год родились первые автомобили с несущими кузовами, а «Крайслер-ЗООС» установил очередной рекорд скорости в 283,4 км/ч. 60-е годы стали временем борьбы за уменьшение размеров американских автомобилей. Вычурные формы сменили более скромные и плавные очертания кузовов европейского стиля.

С приходом 70-х годов обострились топливные проблемы, резко снизившийся спрос на большие и неэкономичные машины привел к упразднению в 1971 году самой престижной серии «Империал». В 1975 году была выпущена экономичная «Кордоба» (Cordoba), оснащавшаяся двигателями с низким содержанием вредных веществ в отработавших газах, чем и была вызвана их невысокая мощность в 90 и 120 л.с., при рабочих объемах в 3,7 и 5,2 л. На «Кордобе» впервые установили люк в крыше с электроприводом. Огромные усилия приблизиться к конкурентам и удовлетворить новые требования рынка привели к тому, что убытки «Крайслер» достигли миллиарда долларов и поставили его на грань краха. Спасли третий по величине американский автомобильный концерн огромные государственные субсидии и продажа практически всех иностранных филиалов.

Выйдя из кризиса, «Крайслер» приступил к выпуску новой серии «К» - семейства компактных переднеприводных машин. Впервые они появились в 1981 году под марками «Додж» и «Плимут». Они помогли найти выход из финансового тупика. Dodge Aries, Plymouth Reliant завоевали рынок, обеспечили прибыль компании, что позволило «Крайслеру» уже в 1983-м выплатить долг правительству. В том же 1983 году «Крайслер» открыл новый сектор рынка, начав производство микроавтобусов. Это произвело революцию, изменив жизнь многих американских семей.

Рост прибыли, как всегда, вызвал расширение. «Chrysler» создал множество совместных компаний (в том числе и «Diamond-Star» вместе с «Mitsubishi»). В 1987-м была приобретена знаменитая итальянская фирма «Lamborghini». Но, пожалуй, самым большим и самым выгодным капиталовложением стала покупка «American Motors». Вместе с ней к «Chrysler» перешли права на такие автомобили, как Eagle и Jeep. А эти марки отдельно представлять не надо.

К концу 80-х «Chrysler» улучшил качество выпускаемых машин. Корпорация давала 7-летнюю гарантию как на агрегаты и узлы, так и на кузов машины. Специалисты «Chrysler» утверждали, что через 100 000 миль на кузове не должно появиться ржавчины. Заботясь о безопасности, в 1988-м «Chrysler» первым поставил подушки безопасности во все свои автомобили, сделав их стандартным оборудованием.

Хотя в 1991 году компания потеряла около 800 млн. долларов из-за спада в экономике, в том же году был заложен «Большой технологический центр «Chrysler», а в 1992-м, после инвестиций в 1,6 млрд. долларов, построен новый завод в Детройте. Финансовое процветание началось с 1994 года - компания вновь поставила рекорд, заработав 3,7 млрд. долларов. В том же году публике представили новые седаны Chrysler Cirrus, Dodge Stratus. Кстати, Cirrus победил в почетном конкурсе «Motor Trend» и был назван «Машиной года».

В 1995-м в том же конкурсе впервые победил микроавтобус Dodge Caravan и стал самой продаваемой машиной. Невероятный спрос на продукцию «Chrysler Corporation» привел к тому, что компания получила еще 19 наград за продажи в том же году. Не стоит забывать, что в середине девяностых многие предрекали смерть кабриолетам. В корпорации Chrysler придерживались иного мнения и в 1996 году представили публике свой новый кабриолет Sebring, который сразу стал самым любимым кабриолетом Америки.

В 1998-м произошло ещё одно важное событие. На дорогах появился наследник 300-й модели, популярной в пятидесятых и шестидесятых годах, - Chrysler 300M. Этот автомобиль хорошо продаётся как в США, так и на других ключевых для Chrysler рынках.

В мае 1998 года руководители двух известнейших корпораций-производителей автомобилей Daimler-Benz AG и Chrysler Corporation приняли решение об объединении.

Эта сделка привела к созданию корпорации, которая по показателям прибыльности, рыночной капитализации и доходности заняла достойное место в тройке лидеров мировой автомобильной промышленности.

Новая компания DaimlerChrysler демонстрирует растущие возможности мирового автомобильного рынка. В 1999-м журнал Motor Trend назвал Chrysler 300M «Автомобилем года». В январе 2001-го на Североамериканском международном автосалоне с большим успехом был представлен Chrysler PT Cruiser. Дизайн этого автомобиля - «современная классика» - объединяет самые передовые технические решения с замечательными традициями Chrysler.

Концерну Chrysler в спортивной дисциплине "бег по граблям", будь она олимпийским видом спорта, не было бы равных. Сегодня посмотрим вкратце основные вехи этого самого "бега с препятствиями".

Великую Депрессию удалось пережить благодаря очень удачно приобретённой в 1928 году марке Dodge и созданной в том же году незадолго по начала экономического кризиса марке Plymouth.
В середине тридцатых передовой по дизайну Chrysler Airflow крепко пошатнул империю Уолтера Крайслера, появившись лишь чуть раньше, чем нужно. Он "протоптал дорожку" конкурентам - таким как Lincoln Zephyr, да и вообще "эйрстриму", но сам оказался "первым блином".

Chrysler Airflow Sedan"1934

В 1930 г. главный стилист фирмы Сhrysler Рей Дитрих (Ray Dietrich) возглавил работу своей дизайнерской студии по созданию автомобиля с романтическим именем Airflow - "Воздушный поток". Это был тот редкий случай, когда американский стайлинг выступал как бы заодно с функциональным дизайном. Автомобиль отличали пониженная рама и смещенный вперед двигатель, который позволил разместить задних пассажиров в более комфортной зоне - перед задней осью. Оригинальным получился и силуэт двухобъемного кузова, который впервые в мировой практике получил передний свес.

Главный конструктор Chrysler Карл Брир с макетом кузова Airfow

Chrysler Airflow Coupe "1934

Airflow должен был стать главным хитом 1934 года. Машина получила суперсовременный обтекаемый кузов, разработанный по последним веяниям в аэродинамике на основе исследований Камма, Ярая, Румплера и Ледвинки и жёсткий полунесущий пространственный каркас кузова в дополнение к раме.

Причем, если Chrysler сохранил в своей линейке и более традиционные модели с мотором V6, то De Soto предлагал только свою версию Airflow. А автомобиль вдруг взял и "не пошел"! Большой и дорогой автомобиль не приняла достаточно консервативная публика - именно та покупательская аудитория, на которую он и был рассчитан. Для неё он оказался слишком прогрессивным. Обычные Chrysler продавались в два с половиной раза лучше, чем Airflow. А продажи более короткого и кургузого De Soto и вовсе чуть не заставили прикрыть лавочку под этим названием вовсе. Спешное переоформление в более традиционном ключе помогло модели дотянуть до 1937 года, когда вышла новая, более консервативная машина, оказавшаяся даже слишком консервативной к тому моменту - ибо камешек провального "Эйрфлоу" потянул за собой лавину и на долгие десятилетия стилисты становятся чуть ли не главными людьми в стане разработчиков. А хитом года тем временем стал аэродинамический Lincoln Zephyr, обеспечивший Lincoln 80% продаж.

Chrysler Airflow C10 Imperial "1936

Chrysler Airflow Sedan "1937

Интерьер Chrysler Airflow Coupe "1937

Концерн вытащили тогда дешёвые и непритязательные Dodge и Plymouth, позволив "дотянуть" до начала Второй Мировой, когда посыпались военные заказы, сильно поправившие дела компании. "Обжёгшись на молоке" - начали "дуть на воду": с конца тридцатых до середины пятидесятых стайлинг автомобилей концерна отличается консервативностью. Вполне удачны оказались и запущенные перед войной модели Chrysler Windsor, New Yorker и Saratoga из "престижного сегмента".

Plymouth DeLuxe Coupe (P10) "1940
После войны концерн даже ненадолго вышел на второе место по продажам, оттеснив Ford на третье.

1951

Что меня всегда удивляло у "крайслеровцев" - это потрясающее умение попадать впросак у руководства, утверждающего новые модели к производству. При том, что на отсутствие хороших дизайнеров и конструкторов в отделах стиля и проектных бюро концерна никогда не жаловались. Сотрудничество с итальянцами из Ghia в 50-х тоже вылилось лишь в создание десятка красивейших прототипов, но практически никак не повлияло на общий стиль автомобилей концерна - американцы лаконичный европейский дизайн не оценили. Но денег было вбухано много.

"Итальянцы":
Chrysler D"Elegance Concept Car by Ghia "1953

Chrysler GS-1 Coupe Concept by Ghia "1954

Plymouth Explorer Concept Car by Ghia "1954

DeSoto Ghia Adventurer II Concept Car by Ghia "1955


Dodge Firearrow III Sport Coupe Concept Car by Ghia "1954

В "эпоху Экснера" маятник качнулся от спокойного консерватизма, хотя и привлекательного, и увлечения "европейским стилем", в сторону буйства форм и цветов - словно Вирджил Экснер старался наверстать то, что не успел воплотить в бытность свою шеф-дизайнером Studebaker. Опять оказались "впереди планеты всей" - на сей раз с "плавниками" в 1957 году. Конкуренты в спешке тоже принялись приращивать "крылья, ноги и хвосты" своим моделям, но вот у "первопроходца" скачка продаж почему-то не случилось. Прирост был, но вовсе не такой, как хотелось бы. Вот графичек продаж концерна для наглядности:


Chrysler Saratoga Hardtop Coupe (C75-2 256) "1957

Dodge Custom Royal Lancer Convertible "1957


"Пост-экснеровская" эпоха, 60-е - в целом спокойное и достаточно удачное время. Особенно вторая половина 60-х. Макл-кары концерна той поры вошли в золотой фонд автомобилестроения, да и другие модели отделений концерна демонстрировали стабильный рост. Седаны Dodge Coronet/Polara/Monaco были очень популярны в полиции.

Концерну вечно не везло с толковым руководством - отсюда и постоянные проблемы. Вот вроде бы могли бы "сорвать банк" с моделью Barracuda - небольшим, недорогим и привлекательным фастбеком, оснащённым большим панорамным задним стеклом, да ещё и дебютировавшим раньше знаменитого Mustang. Но именно это стекло сыграло злую шутку: на солнце салон автомобиля превращался в микроволновку... Моторы Hemi, на разработку которых было потрачено много сил, времени и средств, были самыми мощными, но получились очень дорогими. Неудивительно, что клиент уходил к конкурентам Chevrolet или Ford. На протяжении всех 60-70-х продолжаются эксперименты с газотурбинными двигателями - темой, очень модной с наступлением "космической эры", но тупиковой веткой в автомобилестроении, поглотившей огромные деньги. Экспериментировали на этом поле многие, но лишь Chrysler довёл дело до постройки опытно-промышленной партии в 50 с небольшим экземпляров и с упорством, достойным лучшего применения, продолжал программу, даже когда всем остальным стало ясно, что эта кривая дорожка ведёт в болото.

Chrysler Turbine Car "1963

Plymouth Barracuda Sport Coupe (AV1_2-P V89) "1965

В 1961 отказались от марки De Soto как "от не оправдавшей". Однако вроде как всё складывалось вполне радужно: кризис 1958-го породил спрос на компактные автомобили, а концерну было, что предложить в этом сегменте - модели Dodge Dart и Polara, Plymouth Valiant, Belvedere, Savoy продавались очень хорошо. К 1965 году объем продаж Chrysler увеличился на 65%, и бренд переместился с 11 на 9 место в национальном рейтинге.

Dodge Dart 440 Hardtop Sedan (534) "1962

Компания активно начинает вести скупку европейских автопроизводителей: в 1963 покупает 40% акций испанской компании Barreiros Diesel, в 1964 - 30% акций британского автомобильного консорциума Rootes Group, включавшего в себя марки Commer, Hillman, Humber, Karrier, Singer, Sunbeam, Talbot; в 1966-67 - около 80% акций французской фирмы Simca. Эти фирмы именуются соответственно Chrysler España, Chrysler UK, Chrysler France и объединяются впоследствии в единый автоцентр Chrysler в Европе. Но... Как в японских фильмах: "все умерли".

В 1964 году куплен британский Singer. Через шесть лет его не стало, а ведь марка существовала с 1905 года! 1970-е - вот когда Chrysler действительно захандрил. Hillman, Humber, Karrier, Sunbeam, Simca, Barreiros, Commer, которые американцы скупили в 60-е, были закрыты в 70-х. Так что косвенно британцы могут "сказать спасибо" американцам за почти полное добивание и без того к тому времени полудохлой британской автомобильной промышленности. Хороши инвестиции! Причем многие марки только что поставили на конвейер новые модели.

К семидесятым корпорация подошла с хорошей гаммой "мидсайзов" и великолепными "масклами", но вот компактных моделей практически не было. "Компакты" первой половины 60-х согласно требованиям рынка всё десятилетие неуклонно росли в размерах, а к 1973 году был запланирован старт целого ряда "полноразмерных" машин, в которые было вложено аж 450 миллионов долларов - огромные по тем временам деньги. Потому-то стрясшийся как всегда не вовремя нефтяной кризис 1973 года так больно ударил по "Крайслеру". Своих небольших и экономичных моделей не было. Понадеялись на импорт из своих иностранных филиалов.

Plymouth Fury III Hardtop Sedan (PE1/2-M PM43) "1969

Dodge Charger 500 "1969

Dodge Monaco Hardtop Sedan (DH43) "1970

Dodge Monaco two-door hardtop and station wagon "1970

Chrysler New Yorker Hardtop Coupe (CH23) "1971

Chrysler Newport Custom Hardtop Sedan "1972

Plymouth Satellite Sebring "1972

Корпорация Chrysler покупает 15% акций Mitsubishi Motors Corporation и в 1970 под марками Dodge и Chrysler ушлые японцы из Mitsubishi Motors начинают продавать в США свои малолитражные модели. Началось всё с Mitsubishi Colt Galant, перекрещёной в Dodge Colt. Собственно, в 70-е "крайслеровцы" под марками исконно американскими чего только не пытались продавать - тут и Hillman Avenger, ставший на рынке Бразилии Dodge 1800 "1973–77, а в Штатах - Plymouth Cricket (с 1971), и разновсяческие Mitsubishi, и японские же грузовички Fuso (дочерняя марка Mitsubishi), и французский Talbot Horizon "1978–86 как Dodge Omni/Plymouth Horizon.

Dodge Colt Sedan "1970–73

Plymouth Cricket Sedan "1971–73

Арабо-израильская война 1973 года, революция в Иране, начало серьёзной экспансии японских производителей, "игравших" на поле, вплотную примыкающем к "компактной линейке" концерна, "удачные" инвестиции, бесстыдный "бэдж-инжиниринг", да и общая стагнация в американской экономике очень сильно ударили по благополучию концерна, - штаны "Крайслера" затрещали по швам. Бестолковая производственная политика, проблемы с качеством, ряд провальных моделей - таких как братья-близнецы Dodge Aspen/Plymouth Volare, вышедшие в свет "полуфабрикатами", в очередной раз подвели концерн под монастырь.

Plymouth Volare Premier Station Wagon (HH45) "1976–77


Plymouth Arrow GT "1976. Он же Mitsubishi Lancer Celeste "1975–77 и Dodge Lancer Celeste "1976–80

Поздние эксперименты с газотурбинными двигателями: Chrysler LeBaron Turbine Concept "1977

Собственные модели продавались хуже и хуже, и их в линейке корпорации всё больше замещали слегка перелицованные модели Mitsubishi. Пытались продавать и европейскую модель Simca Horizon (с 1978) как Dodge Omni/Plymouth Horizon.
Продукты ребрендинга:
Plymouth Sapporo "1978/Mitsubishi Galant "1977–1978

Dodge Omni "1978

Рыночная доля упала с 21 процента в 1952 году до 9% в 1979. Для сокращения расходов были проданы все иностранные ещё не закрытые к тому времени подразделения. Полтора миллиарда долларов кредита (тогдашних долларов, а доллар в 70-е был куда повесомее нынешнего) от федерального правительства и гений Ли Яккоки, очень удачно "подвернувшегося под руку", уйдя из Ford, "за уши" вытащили концерн из болота, из которого уже торчали одни ноздри. Ему-то и удалось выбить из правительства Джимми Картера гарантии займов, доказав, что закрытие заводов такой гигантской корпорации, как "Крайслер", было бы катастрофой для американской экономики. В 1979 году специальный акт был проведен через Конгресс и подписан президентом. Была спешно разработана линейка компактных автомобилей на новой переднеприводной платформе K-Car, скроенных согласно американским вкусам прежде всего внешне, "подтянули" качество. Машины на этой платформе "К", стайлинг которых был разработан под руководством пришедшего вместе с Якоккой с "Форда" Дональда Де Ля Росса (Donald de la Rossa), хоть и получили за внешность "в стиле кубизма" прозвище "стальной кирпич", были "в тренде", к тому же отличаясь экономичностью, компактностью и хорошим оснащением при весьма умеренном ценнике. Dodge Aries и Plymouth Reliant завоевали рынок. Эффект не замедлил проявиться - продажи пошли вверх. Большой удачей оказался запуск нового класса автомобилей - "универсал повышенной вместимости" - нечто среднее между традиционным легковым station wagon и коммерческим van. По правде сказать, всё новое - хорошо забытое старое и велосипеда крайслеровцы не изобрели, а лишь возродили на новом уровне "стейшн-вэгоны" 30-40-х годов. (Хоть американцы и колотят себя пяткой в грудь, что современный минивэн - их изобретение, однако ж японцы начали выпускать свой Mitsubishi Space Wagon в феврале 1983 и с того же года продавать в Штатах как Plymouth/Dodge Colt Vista, а троица Plymouth/Chrysler Voyager/Dodge Caravan появилась в ноябре 1983. А Nissan Prairie дебютировал и того раньше - в августе 1982. Так что оставим эти заявления на совести рекламщиков.)

Plymouth Reliant "1981–85

Dodge 400 Coupe "1982–83


Chrysler LeBaron Town & Country Wagon "1981

Крайне неудачной F-платформе, на которой базировались Dodge Aspen/Plymouth Volare, пришла на смену М-платформа, на которой были созданы Chrysler Fifth Avenue и Dodge Diplomat классической компоновки. Покупатели однако предпочли более экономичные "Кей-платформенные" машины, а основными покупателями "М-каров" стали таксисты и полиция.

Dodge Diplomat Sedan Police San Jose 1988

В 1983 году долг правительству был выплачен, и в истории концерна началась золотая эра. Тут же был куплен обанкротившийся концерн AMC, главным образом из за марки Jeep, которая много лет и держала его на плаву. Были созданы совместные предприятия с GM, продолжалось сотрудничество с Mitsubishi. Кроме того, зачем-то в 1987 была приобретена компания Lamborghini, не принёсшая, правда, ничего, кроме убытков, но зато на деньги американцев запустившая в производство новую модель Diablo. Продажи росли, неудачные проекты сворачивались, удачные, вроде минивэна Plymouth/Chrysler Voyager/Dodge Caravan, цвели и приносили стабильный доход. Концерн процветает.

Plymouth Voyager "1984–87


Dodge 600 Convertible "1985

В девяностых начинается очередной глобальный мировой кризис. Сперва малозаметный, к середине десятилетия он приложил от души. В 1997 году 1800 рабочих начали месячную забастовку, обошедшуюся в потерю 450 млн. долларов, а через год Chrysler покупают немцы Daimler-Benz. Хоть это обтекаемо называли "слиянием", но на деле немцы просто купили "Крайслер" с потрохами. Какое-то время помучившись с приобретением, они предпочли избавиться от неудачной покупки, перепродав в 2007 году Chrysler за $7,4 млрд инвестфонду Cerberus Capital Management. А затем грянул могучий финансовый кризис 2008 года, когда всем стало тоскливо. Продажи в 2008 году упали на 30%, а в 2009 еще на 36%. Концерн, который уже давным-давно уступил свое третье место на рынке и Toyota, и Honda, опять пришлось вытягивать правительству США, но даже кредит в шесть с гаком миллиардов долларов уже не помог: 30 апреля 2009 года Chrysler объявил о техническом банкротстве. Часть акций была продана, на сей раз итальянцам из Fiat. А с этого года Chrysler принадлежит им полностью.

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Предупреждение: Данная новость взята отсюда .. При использовании указывайте ЭТУ ССЫЛКУ как источник.

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Логотип chrysler

Собственно говоря, эта история уже закончена. Не так давно компания Крайслер объединилась с Даймлер-Бенц. На свет появилась корпорация Даймлер-Крайслер. Крайслер стал менее независим. Правда, своей индивидуальности он не утратил.

Прошлое этой корпорации очень интересно. В наши дни Крайслер находится на третьем месте среди автомобилестроительных фирм Америки. Такие марки, как Dodge, Chrysler и, коенчно же, Jeep, среди автолюбителей пользуются огромной популярностью. Как же фирма смогла добиться такого успеха?

Конечно, как уникальный сервис, так и оригинальные решения очень важны для успеха фирмы. Но в истории всех известных фирм огромную роль сыграли их основатели и руководители. Организовал фирму Крайслер и буквально вдохнул в нее жизнь Уолтер Крайслер (Walter Chrysler). Он же дал фирме и имя. Крайслер родился в 1875 году. Начав свою карьеру в 17 лет помощником машиниста, в 35 лет он стал менеджером Американской компании локомотивов.

1933 Chrysler cl sport phaeton, 1933

В 1920 году Крайслер приобретает свой первый автомобиль. Его так заинтересовала конструкция, что прежде чем начать водить, Крайслер полностью разобрал, а затем собрал ее. Видимо, это очень впечатлило Крайслера. В 1911 году он устраивается в Buick и в 1917 году становится генеральным директором и президентом этой фирмы.

Еще через два года Крайслер становится вице-президентом по производству в General Motors, в состав которой входил и Buick. Но на этом посту он задерживается недолго. Как известно, двум медведям в одной берлоге не ужиться. Между президентом компании Вильямом Дюрантом и Уолтером Крайслером стали постоянно возникать серьезные конфликты. Все кончилось тем, что в 1920 году Крайслер уволился, считая, что он уже достаточно обеспечен.

Но талант его не остался не замеченным. Вскоре Крайслер стал работать на несколько необычной должности восстановителя компаний. Сначала он помог преодолеть финансовый кризис фирме Willy-Overland, потом его пригласила фирма Maxwell Motor Car. Эта фирма была оживлена очень действенным способом. Крайслер вместо с тремя инженерами разработал автомобиль Chrysler 6. у машины был очень оригинальный стиль, она отличалась комфортностью и, в то же время, невысокой ценой.

В 1925 году на свет появилась корпорация Крайслер. Ее можно считать наследницей фирмы Maxwell Motor. Президентом этой компании стал Крайслер. В том же году был представлен автомобиль Chrysler 4 series 58. Как можно судить уже по названию модели, скорость ее достигала 58 миль в час (93 км в час). Для того времени это была огромная скорость. Продажей этого автомобиля очень скоро стали заниматься около 4000 дилеров. За год фирма поднялась среди американских производителей с 57 на 5 место. Компания продолжала ориентироваться на скорость автомашин.

Скорость следующей серии достигала уже 130 км в час. Прибыль компании увеличивалась, и в 1928 году фирма смогла открыть новые отделения (Plymouth и De Soto) и даже купить компанию Dodge. Это были очень удачные приобретения. Цены на автомобили De Soto и Plymouth позволяли приобретать автомобиль даже тем, у кого доход был невелик. Это очень значительно увеличило рынок сбыта. Но в то же время вместе с приобретением самой фирмы Dodge, фирма Chrysler приобрел и репутацию производителя, которому можно верить.

В 1929 году фирма Chrysler вошла в первую тройку производителей автомобилей вместе с концернами General Motors и Ford.

В годы Великой депрессии фирма понесла значительные убытки. Но это не заставило ее уменьшить затраты на исследования и науку. К 1933 году такая политика стала приносить свои плоды. Корпорация к тому времени была единственной, чьи продажи увеличились с 1929 года. В этом же году по объему продаж Ford остался позади.

В 1934 году появилась на свет серия Airflow («поток воздуха»). Эти модели отличались тем, что ветровое стекло в них впервые было изогнуто. Это значительно улучшило АКПП и аэродинамику. Крайслер занимался разработкой и продажей как автомобилей для гражданских лиц, так и военной техники. Фирма до 1945 года выпустила военные грузовики (500 000 шт.), танки Sherman М4 (18 000 шт.), пушки для самолетов, моторы для самолётов В-29 и многое другое. Это составило почти 3,4 миллиарда долларов.

На все эти средства после войны были приобретены еще 11 заводов. Но изменения качества несколько отставали от количества. Почти все производители представили очень много новых моделей. У Крайслера их было очень немного. Это привело к тому, что в начале 50-х годов корпорация перешла на третье место среди американских компаний. Но в технике появилось очень много нового. 1051 год ознаменовался появлением первого автомобиля с усилителем руля. У всех автомобилей появились ключи зажигания. Несколько позже было произведено усовершенствование подвески.

После того, как началась война в Корее, фирма снова стала работать на военную промышленность. На этом удалось заработать около 1.1 миллиарда долларов. Автолюбители хорошо запомнили два двигателя, специально разработанные фирмой.

В 1951 году был разработан двигатель Hemi V8. Свойства его были поистине уникальными. Недостатком его была дороговизна. Но именно этот двигатель послужил основой для создания знаменитого 426 Hemi. Это был очень мощный двигатель. Его изготовляли специально для спортивных машин.

Был разработан еще один двигатель - Chrysler Turbine. Но он не пошел дальше этапа испытаний. Некоторые знатоки до сих пор уверены, что Hemi – один из лучших двигателей.

В 1963 году был представлен автомобиль Turbine. В нем был установлен турбинный двигатель, что для того времени было новинкой. Работал этот двигатель по принципу, очень похожему на нынешние реактивные двигатели. Было изготовлено 50 машин. Но проект заинтересовал военных, и вскоре разработки перешли в их ведение. Дальнейшая судьба двигателя не известна.

В течение шестидесятых годов фирма очень прочно стояла на ногах. Но несколько непродуманное руководство приносило большие неприятности. Все началось еще много лет назад. Началось это еще в начале 50-хгодов. Все фирмы производили автомобили обтекаемой формы. Chrysler же выпускал машины прямоугольной формы, очень напоминавшие комбинацию прямоугольных коробок. В начале 60-х годов потребитель хотел получить большие и комфортные автомобили. Компания же начала выпускать небольшие машины.

Конечно, довольно скоро спрос на небольшие машины увеличился. Это было связано с известным всем нефтяным кризисом. Но фирма не почувствовала веяний времени. Как раз накануне кризиса начинается выпуск больших автомобилей с очень низкой экономичностью. В результате этого рынок наводнили японские автомобили. Японцы почувствовали веяние времени и очень быстро начали выпускать то, что быо нужно в данный момент потребителю. Перед фирмой Chrysler встал призрак финансового краха.

Для того, чтобы спасти положение, компания пригласила Ли Якокка. До этого он работал на компанию Ford почти 32 года. Для того, чтобы найти средства для оживления работы компании, фирма попробовала обратиться к правительству Америки. В этом очень помогли выступления Якокка. Он очень подробно описал, что будет в том случае, если все заводы корпорации будут закрыты. Все понимали, что это далеко не лучшим образом отразится на состоянии экономики всей страны. Результатом всех этих действий сталспециальный акт, проведенный через Конгресс и подписанный президентом. Chrysler получил 1.5 миллиарда долларов.

Это было очень вовремя. К тому времени доля продаж фирмы на рынке Америки составляла уже не 21%, как в 1952 году, а всего 9%. Многие заводы были закрыты, сотрудники уволены. Все автомобили стали изготовлять с передним приводом. Это позволило удвоить показатель экономичности.

Разработчики вовсю старались, чтобы их машины были лучшими. В 1981 году начался выпуск новых автомобилей. Это позволило преодолеть финансовый тупик. На рынке появились такие автомобили, как Plymouth Reliant и Dodge Aries. Прибыль компании была такова, что уже в 1983 году долг правительству был полностью выплачен. В этом же году фирма начала производить микроавтобусы. В наши дни микроавтобусы Chrysler составляют порядка 20% европейского рынка. На американском же рынке равных им нет.

Все это позволило расширить сферу деятельности. Было создано большое количество совместных компаний, например, Diamond-Star совместно с Mitsubishi.

В 1987 году концерн приобрел известную всем компанию Lamborghini. Но самой крупной и выгодной покупкой было приобретение American Motors. Приобретя эту фирму, Chrysler приобрел права на такие марки, как Jeep и Eagle. В 1989 году была образована довольно оригинальная совместная компания по производству компонентов трансмиссии. Для того, чтобы создать ее, Chrysler объединилась с General Motors. Это был первый случай объединения двух конкурентов.

К концу 1980 года Chrysler значительно улучшает свой сервис. На все машины стали давать гарантию на 7 лет. Это касалось и кузова машины, и всех компонентов ее двигателя. В 1988 году фирма начала устанавливать в свои автомашины подушки безопасности. С тех пор они становятся стандартным оборудования автомобилей фирмы.

Спад в экономике в 1991 году привел к тому, что фирма потеряла около 800 000 000 долларов. Но в том же году Chrysler закладывает Большой Технологический Центр. В 1992 году был построен новый завод в Детройте. Он отличался тем, что построен был не в сельской местности, а в самом городе. С точки зрения финансов это было не очень выгодное расположение завода. Но таким образом было завоевано расположение жителей города, а они были основной квалифицированной рабочей силой. Да и сам город получил очень хорошую поддержку.

С 1994 года начинается процветание компании. В этом году увидели свет новые седаны Dodge Stratus и Chrysler Cirrus. В почетном конкурсе Motor Trend автомобиль Cirrus стал абсолютным победителем и получил почетный титул «Машина года». В этом же конкурсе в 1995 году впервые победа досталась микроавтобусу. Спрос на продукцию Chrysler был просто огромный. Это привело к тому, что в том же году компания получила 19 наград за продажи. 1996 год ознаменовался постройкой главного офиса. Все автомобильное производство было сконцентрировано под одной крышей. Это существенно сократило расходы на транспортировку. Затраты Chrysler стали меньше, чем у всех других производителей. С каждой единицы продукции фирма стала получать максимальный доход.

Но любое процветание когда-то кончается. В результате забастовки 1997 года фирма потеряла 450 000 000 долларов. Это была самая длинная забастовка за всю историю фирмы. Но и после забастовки корпорация продолжила сотрудничество с различными фирмами по всему миру. Достаточно быстро был заключен небольшой договор о производстве микроавтобусов с компанией Daimler-Benz. В 1998 году эти компании объединились.

Трудно сказать, что ожидает фирму в дальнейшем. Конечно, произошло значительное укрупнение производства. Это позволяет завоевать на рынке выгодные позиции и нарастить мощности. Но сейчас создается впечатление, что, хоть корпорация и называется Daimler-Chrysler, но это скорее не Chrysler, а Daimler. Рабочие Америки очень недовольны тем, что наблюдается явная тенденция к германизации фирмы.

Но что бы ни происходило, автомобили Chrysler не теряют своей популярности. Вполне возможно, что в истории фирмы уже перевернута последняя страница. Но история новых автомобилей Chrysler только еще начинается.

Дизайнер Брайан Несбитт разработал очень стильный хэтчбек Chrysler PT Cruiser. Это автомобиль стал настоящим законодателем мод в дизайне. Именно после его появления производители стали увлекаться ретростилем. Сейчас появились новые модели с задним приводом - Dodge Magnum, Charger и 300C. На заднем приводе – и полный вперед!

История корпорации Крайслер уже, по существу, закончена. Сравнительно недавно произошло объединение Крайслер с Даймлер-Бенц, и родилась корпорация Даймлер-Крайслер. Так что Крайслер утратил часть своей независимости, хотя и не потерял своей индивидуальности. Прошлое этой корпорации, безусловно, заслуживает внимания. За несколько лет Крайслер умудрился ворваться в Большую тройку и прочно занял там своё место.

Сегодня Крайслер стоит третьим среди производителей американских автомобилей, уступая лишь Ford и General Motors. Машины таких известных марок, как Chrysler, Dodge, и, конечно, Jeep, давно завоевали необыкновенную популярность среди потребителей. Рынок сбыта - в основном Северная Америка. Благодаря чему Chrysler достиг такого успеха в первые годы? Вообще-то, правильнее было бы спросить не «благодаря чему», а «благодаря кому».

Действительно, история знаменитых фирм прежде всего связана не с оригинальными решениями, не с уникальным сервисом (это всё второстепенно), а с их основателями и руководителями. Поэтому, когда мы говорим о Крайслере, мы не можем не вспомнить человека, давшего имя компании и вдохнувшего в неё жизнь: Уолтера Крайслера (Walter Chrysler). Уолтер родился в 1875 году. Вот его захватывающая карьера: 17 лет - помощник машиниста, 24 - мастер-механик, 33 - суперинтендант на Западной железной дороге в Чикаго, 35 - менеджер Американской компании локомотивов.

И тут в цепочке профессий Уолтера Крайслера намечается резкий поворот: в 1910-м он приобрёл себе автомобиль. Говорят, что Крайслер настолько был заинтригован самой конструкцией машины, что успел её разобрать и собрать, прежде чем научился водить. Как видно, первая машина произвела на него большое впечатление, потому что через два года Крайслер устроился в Buick, а в 1917-м уже был президентом и генеральным директором этого отделения General Motors.

Ещё два года спустя Крайслер стал вице-президентом по производству в General Motors, однако оставался на этом посту недолго. Известно, что два человека с мощными административными способностями редко могут ужиться. Вскоре между Вильямом Дюрантом (William Durant) (президентом GM) и Уолтером Крайслером возникли серьёзные разногласия. Конфликт дошёл до того, что Крайслер, посчитав себя достаточно обеспеченным, уволился в 1920 году.

Его талант не остался невостребованным, и вскоре Уолтер работал на своеобразной должности восстановителя компаний. Вначале к нему обратилась Willy-Overland с просьбой помочь выбраться из финансового кризиса, потом пришло приглашение от Maxwell Motor Car. Эта компания была реанимирована с помощью уникального и очень действенного средства - автомобиля Chrysler 6, который Уолтер разработал сам с помощью трёх инженеров. Эта машина предлагалась по невысокой цене, но отличалась комфортом и запоминающимся стилем. В один год было продано 32 тысячи автомобилей.

Наконец, в 1925 году родилась корпорация Крайслер, которая явилась наследником Maxwell Motor. Крайслер, ставший президентом новой компании, не терял времени даром. В том же году на рынок был выставлен Chrysler 4 series 58. В полном соответствии со своим названием машина развивала скорость 58 миль в час (93 км/ч). Скорость, безусловно, была бешеной для того времени, и вскоре около 4000 дилеров продавали эти автомобили. Chrysler сделал мощный рывок, за год поднявшись с 57-го на 5-е место среди американских производителей автомобилей. Компания продолжала производить высокоскоростные модели.

Следующая серия развивала уже 130 км/ч. К 1928 году прибыли стали достаточными для того, чтобы открывать новые отделения (De Soto, Plymouth) и даже купить компанию братьев Dodge. Все новые приобретения были на редкость удачными. Цены на De Soto и Plymouth колебались в пределах от 670 до 725 долларов. Таким образом, машину мог купить даже потребитель с небольшим доходом, что существенно расширило рынок сбыта. В то же время, приобретая Dodge, Chrysler приобрёл и репутацию очень надёжного производителя. - считались сиононимом качества. Ведь именно братья Dodge создали знаменитую машину, которая смогла заехать в Большой Каньон и выехать оттуда.

Уже к 1929 году Chrysler стал членом Большой тройки автопроизводителей, вместе с концернами Ford и General Motors. Однако компания сильно пострадала в ходе Великой депрессии. Представители Chrysler с гордостью отмечают, что, несмотря на все трудности и форсированное снижение производственных расходов, затраты на науку и исследования не стали меньше. Это здорово помогло корпорации в 1933 году. Тогда она была единственным производителем, чьи продажи выросли с 1929 года. В том же году Chrysler впервые обошёл Ford по объёмам продаж. Что ни говори, а это была настоящая победа.

Успех был закреплён в 1934 году выпуском серий Airflow («поток воздуха»). На этих моделях Chrysler впервые поставил изогнутое ветровое стекло, значительно улучшающее аэродинамику, и АКПП. Во время второй мировой войны компания неплохо заработала. Среди популярной продукции, выпускаемой Chrysler, были танки Sherman М4 (18 000 шт.), военные грузовики (500 000 шт.), моторы для самолётов В-29 , пушки для самолётов и т.п. Всего к 1945 году Chrysler поставил военного оборудования на 3,4 миллиарда долларов.

После войны на вырученные средства были куплены 11 новых заводов. В то же время качественные преобразования не поспевали за количественными. Если все производители представили множество новых моделей, то Chrysler ограничился лишь несколькими. В результате в начале 50-х корпорация опустилась на третье место среди американских автомобильных компаний. Зато было введено множество новшеств в технике. Во-первых, в 1951-м был представлен первый автомобиль с усилителем руля. Затем все машины были оборудованы ключом зажигания. Вскоре была усовершенствована подвеска. Наконец, в 1952 году Chrysler прорвался в космос. Победив в конкурсе NASA, ракеты Jupiter завоевали почетное право поднять двух подопытных обезьянок на высоту 350 миль.


Двигатель Hemi V8 мощностью 426 л.с. ставился под капоты множества масл-каров. Сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры этих монстров стоят до нескольких миллионов долларов.

Неизвестно, что чувствовали обезьянки, но нетрудно предположить, как относились к корпорации Chrysler корейцы. После начала корейского конфликта в 1950 г. Chrysler вновь начал работать на оборонную промышленность. После успешного сотрудничества с правительством во многих проектах корпорация заработала 1,1 миллиарда долларов. На долгие годы запомнились автолюбителям два специально разработанных двигателя Крайслера.

В 1951 году был разработан Hemi V8, обладавший уникальными свойствами. К сожалению, двигатель получился несколько дороговатым - его цена равнялась трети общей стоимости машины. Эта платформа послужила точкой опоры для создания легендарного 426 Hemi. Этот двигатель мощностью более чем 400 л.с. производился специально для спортивных машин.

Всего их было произведено 11 тысяч, и некоторые ценители считают, что Hemi до сих пор остаётся одним из лучших. 426-й побеждал на различных соревнованиях, а в 1963 году появилась машина Turbine. Турбинный двигатель в автомобиле - это было что-то новенькое. Принцип его работы был очень похож на современные реактивные двигатели. Для предварительных испытаний было выпущено 50 машин, однако вскоре проект был закрыт, и новым двигателем заинтересовались в Министерстве обороны, где и была произведена дальнейшая разработка. Вот только мы о ней пока ничего не знаем…


В 60-х годах Chrysler прочно держался на плаву, но сильно страдал от непродуманного руководства. Просчёты были допущены ещё много лет назад. В начале 50-х Chrysler производил машины, похожие на комбинацию разнокалиберных прямоугольных коробок, представляя прямоугольный стиль, а все остальные компании производили модели с обтекаемыми формами. В начале 60-х компания запустила в производство маленькие машины, в то время как потребитель нуждался в роскоши и необъятном пространстве.

Казалось бы, всё ничего - ведь мы знаем, что скоро наступит нефтяной кризис и спрос на маленькие машины поднимется. Однако как раз перед началом кризиса Chrysler начал предлагать большие машины с низкой экономичностью. В результате, несмотря на то, что в 1972 и 1973 годах были поставлены рекорды по продажам, последствия кризиса всё-таки сказались. Рынок был захвачен японскими производителями, которые смогли быстро перестроиться согласно новым запросам потребителей. Chrysler оказался на краю пропасти - потери были очень большими.


В конце концов, для спасения компании был приглашён мистер Ли Якокка с 32-летним опытом работы на компанию Ford. Для воскрешения компании требовались немалые средства, и Chrysler попытался искать помощи у американского федерального правительства. Скорее всего, в помощи было бы отказано, если бы Якокка не провёл серию выступлений. В своих речах он подробно описал, что произойдёт после закрытия всех заводов корпорации. Несомненно, банкротство такой крупной компании нанесло бы сильный удар по американской экономике. В результате выступлений в 1979 году специальный акт был проведен через Конгресс и подписан президентом Картером. Этот акт обеспечивал Chrysler 1,5 миллиарда американских долларов.

Помощь подоспела как раз вовремя. В том же 1979-м доля продаж Chrysler на автомобильном рынке упала с 21% (1952) до 9%. Chrysler закрыл несколько заводов, уволил достаточно много сотрудников, перевёл весь парк автомобилей на передний привод, удвоил показатель экономичности. Как видим, восстановление удавалось. Лозунгом тех времён были слова «Если ты можешь найти лучшую машину - купи».


Разработчики старались вовсю, чтобы лучших машин не было. В 1981-м начали производиться новые машины. Они помогли найти выход из финансового тупика. Dodge Aries и Plymouth Reliant завоевали рынок, обеспечили прибыль компании, что позволило Chrysler уже в 1983-м выплатить долг правительству. В том же 1983 году Chrysler открыл новый сектор рынка, начав производство микроавтобусов. Это произвело революцию, изменив жизнь многих американских семей. И сегодня микроавтобусы Chrysler доминируют на американском рынке и составляют около 20% европейского. Рост прибылей, как всегда, вызвал расширение. Chrysler создал множество совместных компаний (в том числе и известную Diamond-Star вместе с Mitsubishi).

В 1987-м была приобретена знаменитая компания Lamborghini. Так что самый быстрый серийный автомобиль своего времени - Diablo - также относится к корпорации Chrysler. Пожалуй, самым большим и самым выгодным капиталовложением была покупка American Motors. Вместе с ней к Chrysler перешли права на такие автомобили, как Eagle и Jeep. Эти марки, очевидно, представлять не надо. Достаточно оригинальной была совместная компания по производству компонентов трансмиссии, основанная в 1989 г. Для её создания General Motors объединилась с Chrysler. Это было первым объединением двух американских конкурирующих компаний.


К концу 80-х Chrysler улучшил свой сервис. Корпорация давала 7-летнюю гарантию на свои машины. Гарантия касалась как самих компонентов двигателя, так и кузова машины. Специалисты Chrysler утверждали, что через 100 000 миль на кузове не должно появиться ржавчины. Заботясь о безопасности, в 1988-м Chrysler первым поставил подушки безопасности на все свои автомобили, сделав их стандартным оборудованием.

Хотя в 1991 году компания потеряла около 800 миллионов долларов из-за спада в экономике, в том же году был заложен Большой технологический центр Chrysler, в 1992-м, после инвестиции в 1,6 миллиарда долларов, был построен новый завод в Детройте. Интересно отметить тот факт, что завод был построен в самом Детройте, а не в сельской местности. Несмотря на то, что такое расположение было менее выгодным с финансовой точки зрения, Chrysler заполучил доверие жителей Детройта - квалифицированной рабочей силы - и поддержал сам город. Финансовое процветание началось с 1994 года - компания вновь поставила рекорд, заработав 3,7 миллиарда долларов.

В том же году были представлены новые седаны Chrysler Cirrus и Dodge Stratus. Кстати, Cirrus победил в почётном конкурсе Motor Trend и был назван Машиной года. В 1995-м в том же конкурсе впервые победил микроавтобус. Dodge Caravan стал Автомобилем года и самой продаваемой машиной. Невероятный спрос на продукцию Chrysler привёл к тому, что компания получила ещё 19 наград за продажи в том же году. В 1996 году был построен главный офис Chrysler. В этом громадном здании, которое примыкает к Технологическому центру Chrysler, можно принимать важнейшие решения, разрабатывать дизайн, тестировать, строить и развивать производственные линии, выпускать сами машины. Под одной крышей было сосредоточено всё автомобильное производство. Удобство здания и сокращение расходов на транспортировку привели к тому, что Chrysler достиг минимальных затрат среди производителей, и это дало возможность получать максимальный доход с единицы продукции.

Однако процветание не может продолжаться долго. Это доказала забастовка 1997 года, в результате которой были потеряны 450 миллионов долларов. Забастовка была самой длинной за тридцатилетнюю историю завода, она продолжалась месяц, и в ней приняло участие 1 800 рабочих. Корпорация продолжала своё международное сотрудничество с различными фирмами. Вскоре был заключен небольшой договор с компанией Daimler-Benz на производство микроавтобусов. Видимо, сотрудничество оказалось весьма плодотворным, потому что в 1998 году произошло слияние этих крупнейших компаний.


Сложно сказать, какая судьба ждёт Chrysler сегодня. С одной стороны, произошло укрупнение производства, что позволит нарастить мощности и завоевать более выгодное место на рынке. Но, с другой, как нам кажется, новая корпорация, хотя и называется Daimler-Chrysler, скорее всё-таки Daimler, чем Chrysler. Идет германизация корпорации, чем весьма недовольны американские рабочие. Тем не менее, какие бы процессы ни проходили в сфере большого бизнеса, как бы ни сливались различные компании, все равно автомобили Chrysler останутся такими же популярными, как раньше. Эта корпорация подарила нам знаменитые джипы Cherokee и Grand Cherokee, она разработала Dodge Viper, Chrysler 300M и многие другие. Пусть история Chrysler уже написана и перевернута последняя страница. История новых автомобилей Chrysler только начинается.

Разработанный дизайнером Брайаном Несбиттом стильный хэтчбэк Chrysler PT Cruiser не только стал настоящим хитом, но и законодателем мод в дизайне - именно после него увлечений ретро-стилем стало массовым явлением у производителей. За ним последовало и стильное купе Crossfire. Как раз сейчас с конвейера на заводе Brampton, Канада, сходят новые заднеприводные крайслеровские модели - «близнецы» 300C и Dodge Magnum и Charger.

Известно, что на шасси и 300C, и Magnum нашли место многочисленные агрегаты и узлы от братского Mercedes. Как рассказывает Burke Brown, главный инженер Chrysler Group, - на добрые 20%. От старшего немецкого партнёра поступают 5-скоростной гидромеханический «автомат», рулевой механизм, передняя и задняя подвески, главная передача с дифференциалом, остовы сидений - и разнообразная электроника. Но двигатели свои, крайслеровские: хорошо известные 2,7- и 3,5-литровые 24-клапанные V-образные «шестёрки». Козырная карта - мощная 5,7-литровая «восьмёрка» Hemi. А с недавнего времени Chrysler всерьёз взялся и за спортивные модели, обозначаемые как SRT (Street and Racing Technologies).

Тот же Chrysler 300C в версии SRT-8 получил двигатель Hemi, формированный до 425 л.с. Это цельноалюминиевая, но вполне традиционная конструкция, столь дорогая сердцу американских автомобилистов. Hemi (hemisphere - полусфера) с полусферическими камерами сгорания, единственным центральным распредвалом и штанговым приводом клапанов (по 2 на цилиндр). Мотор из романтических 50-х и 60-х; победы на треках NASCAR… Полный вперёд - на заднем приводе!


По материалам Интернет-журнала Drive.ru (http://www.drive.ru/ )

Любые запчасти со склада в Москве для автомобилей марки Chrysler Вы всегда можете приобрести в компании Джип-Автоклондайк.