В 2015 году, впервые с начала XXI века, Росстат зафиксировал снижение количества грузовых автомобилей (средне- и многотоннажных - HCV и CV класса*) на российских дорогах — на 10 тыс. единиц - до 3 млн. 830 тыс. На протяжении предыдущих полутора десятилетий отечественный парк грузовиков, пусть и с колебаниями, рос. Снижение числа грузовиков, безусловно, связано с общими экономическими трудностями (объем перевозок в 2015 году сократился на 7 %). Хотя общий тоннаж перевозок продолжал оставаться значительным - более 5 млрд. тонн. Протяженность автодорог общего пользования с 2000 года выросла практически вдвое. Удвоилась и средняя дальность перевозки грузов (до 50 км).
Объективно снижение численности грузового автопарка вызвано, в первую очередь, его физическим старением. На начало 2016 года средний возраст грузовых автомобилей в России превысил 19 лет. Три четверти автомобилей - старше 10 лет, две третьих - старше 15 лет. При этом экономический кризис привел к обвалу инвестиций транспортных операторов в обновление основных средств: с 2012 (313,2 тыс. шт.) по 2015 (125,6 тыс.) продажи грузовых автомобилей упали в 2,5 раза. Вместе с тем, с «возрастом» автомобиля нарастающим темпом увеличиваются удельные затраты на его содержание и ремонт, и падают показатели экономической эффективности на единицу пробега.
Таким образом, очевидно, что в ближайшие годы указанные факторы плюс государственные меры поддержки льготного кредитования и лизинга обеспечат достаточно быстрое восстановление рынка. Действительно, уже в достаточно сложном 2016 году рынок показал рост, хотя и очень скромный (4,2 %).
Структура грузового автопарка
По данным агентства Автостат на 01.07.2016 года в России насчитывалось 3,704 млн. грузовых автомобилей (CV и HCV). Из них:
- «иномарки» - около 30 %
- с дизельным двигателем - 64 %.
По маркам грузовиков картина представляется следующей (данные на 01.07.2016 г.):
Производитель |
Количество, тыс. шт. |
Доля от общего числа, % |
По итогам продаж в 2011-2016 году самыми популярными из крупнотоннажных автомобилей были признаны КамАЗ-65115, КамАЗ-43118 и КамАЗ-6520. Вообще, Камский автозавод продолжает удерживать лидерство в своем сегменте - 38 % рынка в 2016 году.
Смотрите также: запчасти на КАМАЗ
Как уже отмечалось выше, 75 % грузового автопарка составляют машины старше 10 лет. Больше всего машин 2007 года выпуска (около 150 тыс. шт.), меньше всего - 2009 года (менее 40 тыс.).
По концентрации автомобилей. Наибольшая плотность CV-HCV наблюдается в Центральном и Южном федеральных округах. Так, в Москве и в Московской области зарегистрировано 321,8 тыс. автомашин (8,72 % от общего числа), а в Краснодарском крае и Ростовской области 246,2 тыс. (6,7 %).
Интересно сравнить данные автопроизводителей по выручке от продажи продукции (в 227 млрд. руб. нетто в 2015 году) с данными об объемах рынка запасных частей на грузовые авто и расходных автокомпонентов. Последняя цифра составила в 2016 году 415 млрд. руб. (231 млн. товарных единиц). Структура затрат операторов на «расходники» такова: 148 млрд. руб. - автошины, 39 млрд. руб. — масла. Оставшиеся 228 млрд. руб. приходятся на запасные части. Самыми востребованными запчастями остаются детали топливных систем - 30 млрд. руб.
Как мы видим, валовые затраты собственников на поддержание транспорта в работоспособном состоянии сопоставимы с объемом рынка новых автмобилей. Учитывая достаточно скромные темпы обновления автопарка (53 тыс. машин или 1,4 % в 2016 г.) при неуклонном старении машин, следует готовится к дальнейшему росту спроса на запасные части наиболее популярных автомобилей.
Экологические тренды
Вектор предложения на рынке грузовых автомобилей в России сегодня задается ужесточением экологических стандартов. В связи с этим интересно рассмотреть структуру грузового автопарка по соответствию современным требованиям к уровню токсичных выбросов (данные 2015 года):
Как видим, действующим стандартам экологичности (Евро 4 и 5) соответствует только каждый 10-й автомобиль, а более 70 % не соответствует даже требованиям стандарта Евро 2.
Здесь заметим, что последние два десятилетия, именно жесткие требования по экологии, предъявляемые развитыми странами (США и ЕС), защищают их рынки от наплыва дешевой техники из Китая.
Повышение экологичности двигательных установок идет несколькими параллельными путями: снижение токсичных выбросов двигателей внутреннего сгорания на традиционном топливе, переход на природный газ, создание грузовых электромобилей и грузовиков с гибридной силовой установкой. Магистральным направлением здесь остается совершенствование традиционных двигателей: повышение эффективности каталитических нейтрализаторов, применение турбонаддува, систем прямого впрыска топлива и роботизированных коробок передач, улучшение аэродинамических показателей.
Ежегодно в мире продается порядка 100 тыс. грузовых машин с электрической или гибридной энергетической установкой (объем продаж коммерческих автомобилей в мире — 23 млн. шт., включая малотоннажные LCV и автобусы). Серьезным недостатком электромобилей остается малый запас хода. Так, на автосалоне в Ганновере IAA-2016 Daimler представил 3-хосный концепт Urban eTruck полной массой 26 тн. При суммарной мощности двух мотор-колес в 340 л.с. его «дальнобойность» составляет лишь 200 км, что требует очень высокой плотности авто-зарядных станций. Для грузовых гибридов серьезным ограничением остается конструктивная сложность (КПП-«робот», насыщенность электроникой) и, соответственно, высокая стоимость. Конкурентоспособная цена таких автомобилей в настоящее время обеспечивается только государственным субсидированием.
Более привлекательным на сегодня экологически чистым видом грузового автотранспорта выглядят машины, работающие на газомоторном топливе. Выставленный на том же автосалоне прототип Iveco Z использует в качестве топлива сжиженный биометан и харатеризуется нулевым выбросом СО 2 . Полной заправки горючего (1200 л) хватает на 2200 км пути.
Беспилотное будущее
Другим перспективным трендом развития является оснащение автомобилей цифровыми системами коммуникации: внутренней (обмен данными между отдельными агрегатами и системами автомобиля) и внешней (подключение автомобиля к глобальным сетям хранения и обработки данных). Широкое распространение получает онлайн-обмен информацией между водителем и интегратором данными о состоянии дорожной инфраструктуры: информацией о пробках, ремонтах, авариях на дороге, доступности автозаправок...
Кроме того, все в большей степени, контроль и анализ технического состояния узлов, систем и автомобиля в целом возлагается на бортовой компьютер. Детализируется и усложняется контроль состояния систем автомобиля с одновременным его анализом бортовым компьютером. Развитие таких технологий обеспечивает выявление неисправностей на самых ранних стадиях, что повышает долю времени эффективного использования машин и делает их вождение более безопасным. С 2011 года Daimler Trucks устанавливает на грузовики Actros для европейского рынка систему FleetBoard: бортовой компьютер подключен к CAN-шине грузовика и считывает данные блоков управления двигателем, коробкой передач и, приводом. В режиме онлайн данные передаются в дата-центр (Штутгарт), где хранятся на сервере 12 месяцев. В США к внешним системам навигации подключены 5,8 млн. единиц коммерческого автотранспорта (в ЕС - 5,3 млн.). Создание полноценных систем автономного вождения автотранспорта представляется делом ближайшего будущего. В это вкладываются достаточно серьезные средства, в т.ч. и в нашей стране. Так, КамАЗ планирует до 2020 года выделять на создание беспилотных автомобилей не менее 400 млн. руб. ежегодно.
Российские новинки
В текущем году отечественный лидер грузового автомобилестроения запустил в серию дальнемагистральный бортовой тягач КамАЗ-65208 с колесной формулой 6х2. Инновацией здесь стала неведущая задняя ось, которая может приподниматься при движении порожняком. Ось может подниматься как по команде водителя, так и автоматически - в зависимости от нагрузки на ось. Такое решение снижает трение качения и, следовательно, расход топлива и износ шин, повышает маневренность (снижается радиус разворота). Автомобиль оснащен мерседесовским дизелем OM 457LA рабочим объемом 11,9 л и заявленной мощностью 401 л.с. Полная масса автомобиля 26 тн, грузоподъемность - 16,8 тн. Кроме того, грузовик отличается повышенной допустимой нагрузкой на переднюю ось (9 тн) и широкие шины (385/55R22,5). Кабина Axor со спальником тоже от Мерседеса. Коробка передач - 12-и ступенчатый «автомат» AS Tronic. В конце 2016 года автомобиль получил европейское Одобрение Типа Транспортного Средства (ОТТС), дающее возможность использования в странах ЕС.
Новый КАМАЗ с подъемной осью
Также, планируется приступить к оснащению всех серийных машин ADAS-системами распознавания препятствий, дорожной разметки и контроля полосы. Изменится и экстерьер: на смену пластиковому бамперу придет металлический, будут внедрены электропривод и обогрев зеркал заднего вида, солнцезащитные козырьки. Появится светодиодная оптика.
Вообще, Камский автогигант основную ставку делает на широкое применение адаптированных компонентов иностранной разработки - результат многолетней политики локализации производства. Так для соответствия стандарту Евро-5 устанавливаются немецкие двигатели Dimler и американские Cummins.
Урал NEXT с газодизельной опцией
Уральский автозавод запустил в производство модель Урал-Next с газодизельным двигателем ЯМЗ. В планах - автомобили, работающие на чистом метане и биотопливе.
Минские автостроители начали производство шасси МАЗ -6318H9 (формула 6х6) полной массой 33,9 тн, грузоподъемностью 21,5 тн (передняя ось - 7,9 тн), максимальная масса автопоезда - 65 тн. Машина оснащена рядным 6-и цилиндровым дизелем ЯМЗ мощностью 412 л.с. По требованию заказчика могут устанавливаться двигатели производства Mercedes-Benz, MAN или Cummins. Варианты КПП: 12-ступенчатая «механика» Fast Gear 12JS200TA или 16-ступенчатая ZF 16S2525T0.
В условиях государственной защиты отечественного рынка грузовиков высокими ввозными пошлинами и мерами льготного кредитования основным конкурентным преимуществом российских производителей является низкая цена продукции. В последнее десятилетие «низкого рынка» средняя загрузка мощностей отечественных производителей грузовиков колебалась около 35 %. Следовательно, повышение объемов производства позволит за счет эффекта масштаба снизить себестоимость и удержать ценовые преимущества своей продукции.
Однако, меры государственной поддержки распространяются и на иномарки, произведенные на территории РФ и с ростом локализации иностранных производств (Ford Sollers, Scania, Mitsubisi) для потребителя сохранится возможность выбора в рамках одного ценового сегмента. Кроме того, на российский рынок достаточно агрессивно вошли китайские автопроизводители. Так в марте 2017 года JAC Motors запустил в России программу trade-in.
Дополнительной фактором при выборе в пользу иностранного автомобиля традиционно становится предсказуемость поведения (безотказность и долговечность) в зависимости от условий эксплуатации. Но здесь же и дополнительный запас для роста отечественных конструкторов и производителей автомобилей и запасных частей.
*В настоящей статье применяется адаптированная международная классификация грузового автотранспорта по полной массе:
- - малотоннажные коммерческие автомобили полной массой до 3,5 тн;
- - среднетоннажный транспорт - от 3,5 до 16 тн;
- CV - многотоннажные грузовики полной массой свыше 16 тн.
По оценкам «АСМ-холдинга», продолжается рост производства автомобильной техники. За предыдущий год рост составил 19 % по сравнению с 2016 годом. Согласно прогнозам холдинга, в течение 2018 года рост производства будет продолжаться и достигнет 1 736 000 автомобилей в год, что на 11,9 % больше, чем в прошлом году.
Производство грузовых автомобилей, включая шасси и легкие грузовики, выросло за прошлый год на 18,6 % по сравнению с 2016 годом. «АСМ-холдинг» прогнозирует дальнейший рост производства грузовиков - 167 000 автомобилей в год, что на 3,9 % больше, чем в прошлом году.
За 2017 год на 8,3 % выросло производство техники отечественных брендов, в то время как производство иностранных увеличилось на 110 %. По прогнозу Александра Ковригина, заместителя генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», в текущем году производство российских грузовых автомобилей вырастет до 145 000 в год, а иностранные бренды произведут не более 20 000.
Производство легких коммерческих автомобилей выросло за 2017 год, по сравнению с 2016 г., на 5,5 %. По данным компании, в текущем году производство LCV достигнет 125 000 автомобилей. Доля производства автобусов в целом снизилась в прошлом году до 2,6 %. При этом производство отечественных брендов снизилось до 2,6 %, а иностранных - до 5,8 %. Однако «АСМ-холдинг» прогнозирует рост производства автобусов в текущем году до 44 000. По данным компании, производство отечественных моделей в текущем году составит 35 000 автобусов, что на 2,6 % больше, чем в 2017 году, в то время как доля производства автобусов иностранных брендов составит лишь 9000 в год. Также в прошлом году на 19 % выросло производство троллейбусов. Компания прогнозирует спад на текущий год производства в этой сфере на 4 %.
В России рост производства автомобильной техники за прошлый год составил 18,6 % по сравнению с 2016 годом. Что касается производства грузовой техники по странам СНГ, по данным холдинга, рост производства грузовых автомобилей в РФ за 2017 год составил +18,6 %, а в Беларуси - 45,1 %. При этом в Казахстане наблюдается спад производства в течение 2017 года до -13,6 %, а Азербайджан показывает стабильное производство 247 автомобилей в год.
Производство автобусов в России снизилось за прошлый год до 2,6 %, а в Беларуси до 2,1 %. Однако за 2017 наблюдается рост производства автобусов в Казахстане - до 79 %.
За прошедший год среди марок грузовых автомобилей лидировали КАМАЗ и ГАЗ с долей рынка 34,9 % и 11 % соответственно. Также достаточно большой сегмент занимали грузовики иностранных брендов: Volvo (7,5 %), Scania (7,2 %), Mercеdes (7,1 %). Далее идут бренды с меньшей долей на российском рынке - MAN (6 %), Isuzu (4,9 %), DAF (4,4 %), МАЗ (3,7 %), УРАЛ (3,4 %). Соотношение российских и иностранных брендов составило 53,6 % и 46,4 % соответственно. В 2016 году это соотношение было следующим: 61,9 % (российские бренды) и 38,1 % (иностранные).
В целом на начало 2018 года в России работает 3,25 млн. грузовых автомобилей. Среди лидеров в парке грузовиков - КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ.
Следует заметить, что средний возраст парка на начало 2018 года составляет 20 лет. Доля в парке российских автомобилей составляет 73 %, доля иностранных - 27 %. Автомобилей, находящихся в собственности юридических лиц,- 56 %, а физических лиц - 44 %. Возраст 66 % автомобилей - старше 15 лет. Следовательно, 87 % автомобилей оборудовано двигателями стандарта ниже Евро‑4.
На рынке легких коммерческих автомобилей за 2017 год насчитывалось 106 155 единиц, из них 95,1 % приходилась на грузовые LCV, 4,9 % - на автобусы. При этом лидировали российские марки LCV с долей рынка 70,4 %, по сравнению с автомобилями иностранных брендов, их доля составила 29,6 %. В целом доля легких коммерческих автомобилей на российским рынке выглядит следующим образом: автобусы LCV составляют 4,9 % рынка, при этом грузовые LCV - 95,1 %. За прошлый год рынок LCV показал прирост на 16,9 %. На рынке в прошлом году лидировали отечественные LCV - ГАЗ и УАЗ (44,2 % и 18,6 % соответственно). Доля марок Mercеdes, Volkswagen, Peugeot составила 7,5 %, 5,5 %, 2,2 % соответственно. Другие иностранные бренды - Fiat, Citroen, Hyundai - составили 1,8 %, 1,7 %, 1,5 % соответственно. На начало 2018 года, по данным холдинга, весь парк LCV составил 3,66 млн. автомобилей. Среди них лидируют ГАЗ (1590 шт.), УАЗ (655 шт.), Volkswagen (222,5 шт.), Ford (157,9 шт.) и Mercеdes (144,1 шт.). При этом средний возраст LCV составляет 15 лет. Старше 15 лет - 41 % автомобилей. Эти автомобили оборудованы двигателями стандарта ниже Евро‑4. Только 25 % всех LCV принадлежит юридическим лицам, остальные находятся в собственности физических лиц.
За 2017 год рынок автобусов выглядел следующим образом: 91,9 % проходилось на российские марки и 8,1 % на иностранные. Парк автобусов на начало 2018 года составил 438 тысяч машин. При этом на конец 2017 года на российские марки автобусов приходилась 91,9 % доли рынка, а на иностранные - 8,1 %. В структуре парка лидируют автобусы российских марок. Доля ПАЗ, ЛИАЗ, НЕФАЗ составляет 60,2 %, 11,9 %, 7,1 % соответственно. На долю марок «Волжанин» и КАВЗ приходится по 3 %. Доля марок УРАЛ, Yutong, ГАЗ, Higer составляла 2,4 %, 2,2 %, 1,5 %, 1,4 % соответственно.
На начало 2018 года лидерами среди LCV (исключая автобусы) являются ПАЗ (175 тыс.), КАВЗ (53 тыс.) и ЛИАЗ (30 тыс). На долю иномарок приходится, в частности: Hyundai (9,3 тыс.), Mercеdes (7,6 тыс.), Deawoo (4,5 тыс.). В целом парк автобусов на начало 2018 года составляет 438 машин. Средний возраст - 16 лет, старше 15 лет - 46 %. Среди них 85 % российских автобусов и 15 % иностранных. Эти автобусы оборудованы двигателями стандарта ниже Евро‑4.
Структура продаж дорожно-строительной техники в 2017 году выглядела следующим образом: гусеничные экскаваторы (32 %) и экскаваторы-погрузчики (22 %) составляли большую часть рынка. Наименьшую долю составляли cочлененные самосвалы (2 %), самосвалы с жесткой рамой (3 %) и колесные экскаваторы (5 %).
Однако, согласно прогнозу на текущий год, продажи дорожно-строительной техники вырастут на 34 % по сравнению с 2017 годом.
На продажи автомобилей специального назначения окажут влияние необходимость обновления изношенного парка, а также реализация мер господдержки. По итогам прошлого года, рынок спецтехники впервые за последние 5 лет показал рост, когда совокупные продажи увеличились на 49 %. В 2017 году наблюдалась положительная динамика по всем видам спецтехники. Наименьший прирост показали погрузчики с бортовым поворотом (+16 %) и самоходные грейдеры (+29 %).
Основные факторы, оказавшие влияние на рынок спецтехники, следующие:
- Реализация отложенного спроса на спецтехнику. В последние годы продажи новой строительной техники показывали отрицательную динамику, что связано с уходом потребителей на рынок подержанной техники. Тем не менее растущий износ парка спецтехники будет стимулировать игроков проводить обновление основных средств;
- Предоставление льгот. Выделение Минпромторгом РФ субсидий общим размером 1 млрд. руб. по лизинговым договорам техники российских производителей позволило нарастить не только продажи спецтехники, но и объемы производства отечественных предприятий. Действие льготных условий лизинга спецтехники, на которое направлено 2,5 млрд. руб., также поддержит рынок;
- Экономика. Восстановление смежных отраслей экономики, эксплуатирующих технику специального назначения, в частности строительство, окажет благоприятное воздействие на рынок спецтехники;
- Государственная поддержка. Комплекс мер государственной поддержки для продвижения отечественных брендов на внешних рынках способствовал значительному росту экспорта в 2017 г.(+73 % по состоянию на сентябрь 2017 г.).
Итак, наблюдается рост производства, предложения и спроса на отечественные грузовые автомобили.
Однако следует учесть, что в категорию российских ТС попадают все автомобили иностранных брендов, произведенные в России, а также спецтехника, смонтированная в РФ на иностранных шасси.
Рынок новых грузовых автомобилей
В 2017 году продажи новых грузовых автомобилей в России выросли на 52,7% - до 79,1 тыс. ед. Ежемесячно рынок рос относительно 2016 г. интенсивными темпами, а с августа 2017 г. ежемесячные приросты продаж превышали 50%.
В структуре рынка по маркам в 2017 г. произошли значительные изменения. Если в 2016 г. в ТОР-5 марок входили КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ, Scania и УРАЛ, то по итогам 2017 г. в ТОР-5 поднялись три европейские марки - Volvo, Scania и Mercedes-Benz. К слову, шестую строчку занимает MAN. И хотя КАМАЗ сохраняет лидерство на российском рынке, а грузовики ГАЗ занимают второе место по продажам, позиции европейских марок в России значительно укрепились благодаря интенсивному росту продаж в 2017 г.
В целом, доля рынка российских марок грузовиков по итогам года сократилась достаточно сильно: с 64% до 50%.
2017/2016 гг., тыс. ед.
Источник: Russian Automotive Market Research
Динамика рынка новых грузовых автомобилей, по месяцам,
2017/2016 гг., %
Источник: Russian Automotive Market Research
Продажи ТОР-10 марок на рынке новых грузовых автомобилей,
2017/2016 гг., тыс. ед.
Марка |
2016 г., тыс. ед. |
2017 г., тыс. ед. |
|
KAMAZ |
22,2 |
26,1% |
|
GAZ |
8,5 |
8,7 |
2,4% |
VOLVO |
1,7 |
252,9% |
|
SCANIA |
2,5 |
5,7 |
128,0% |
MERCEDES-BENZ |
5,6 |
180,0% |
|
MAN |
2,1 |
4,8 |
128,6% |
MAZ |
3,9 |
30,0% |
|
DAF |
3,6 |
260,0% |
|
ISUZU |
3,2 |
60,0% |
|
URAL |
2,4 |
25,0% |
|
Другие |
4,4 |
6,9 |
56,8% |
Всего |
51,8 |
79,1 |
52,7% |
Источник
Структура рынка новых грузовых автомобилей, по маркам, 2017 г., %
Источник : Russian Automotive Market Research
Рынок новых автобусов
Рынок новых автобусов в 2017 году показал рост на 10,6%. Продажи составили 11,87 тыс. ед. В течение года рынок демонстрировал различную динамику продаж. Год начался значительным ростом продаж автобусов в январе-феврале (по сравнению с теми же месяцами 2016 г.), однако затем темпы роста стали снижаться, чередуясь с периодами спада продаж.
В 2017 г. на российском рынке значительно – более чем 6 раз – выросли продажи автобусов китайских марок. Доля автобусов российских марок сократилась на 2% и составила по итогам 2017 г. 88% рынка.
Среди ТОР-10 марок на российском рынке автобусов наиболее резкий рост продаж показали китайские HIGER, YUTONG и KING LONG. Снижение продаж было характерно для автобусов марок ЛИАЗ, НЕФАЗ, КАВЗ, МАЗ и VSN.
2017/2016 гг., тыс. ед.
Источник: Russian Automotive Market Research
Динамика рынка новых автобусов, по месяцам,
2017/2016 гг., %
Источник: Russian Automotive Market Research
Продажи ТОР-10 марок на рынке новых автобусов,
2017/2016 гг., тыс. ед.
Марка |
2016 г., тыс. ед. |
2017 г., тыс. ед. |
Динамика продаж, % |
PAZ |
5,91 |
7,50 |
27,0% |
LIAZ |
1,89 |
1,51 |
-19,9% |
NEFAZ |
0,57 |
0,55 |
-3,0% |
KAVZ |
0,37 |
0,36 |
-1,1% |
VOLGABUS |
0,28 |
0,36 |
31,2% |
MAZ |
0,80 |
0,35 |
-56,2% |
YUTONG |
0,05 |
0,28 |
430,8% |
HIGER |
0,01 |
0,17 |
2666,7% |
KING LONG |
0,05 |
0,15 |
204,2% |
VSN |
0,53 |
0,09 |
-82,7% |
Другие |
0,28 |
0,55 |
96,4% |
Всего |
10,73 |
11,87 |
10,6% |
Источник : Russian Automotive Market Research
Структура рынка новых автобусов, по маркам, 2017 г., %
Источник : Russian Automotive Market Research
В январе-июне 2017 г. продажи новых легковых автомобилей выросли на 13,7% по сравнению с тем же периодом 2016 г. и достигли 639,5 тыс. ед. В июне 2017 г. рынок новых легковых автомобилей показал рост на 19,7%, а продажи составили 121,9 тыс. ед. Традиционно крупнейшими рынками остаются Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на которые в первом полугодии 2017 г. в совокупности пришлось 32% продаж новых легковых автомобилей.
Динамика продаж в ТОР-10 регионов на рынке новых легковых автомобилей,
Регион |
Январь-июнь 2017 г. |
Доля рынка, % |
Январь-июнь 2016 г. |
Доля рынка, % |
Динамика |
Москва |
107,2 |
16,8% |
99,7 |
17,7% |
7,5% |
Московская область |
49,6 |
7,8% |
47,2 |
8,4% |
5,1% |
Санкт-Петербург |
47,3 |
7,4% |
41,3 |
7,3% |
14,5% |
Республика Татарстан |
31,5 |
4,9% |
26,3 |
4,7% |
19,8% |
Республика Башкортостан |
23,7 |
3,7% |
18,8 |
3,3% |
26,1% |
23,6 |
3,7% |
21,1 |
3,8% |
11,8% |
|
21,6 |
3,4% |
19,8 |
3,5% |
9,1% |
|
Свердловская область |
18,6 |
2,9% |
14,3 |
2,5% |
30,1% |
Ростовская область |
16,9 |
2,6% |
14,6 |
2,6% |
15,8% |
16,3 |
2,5% |
13,8 |
2,5% |
18,1% |
|
Другие |
283,2 |
44,3% |
245,3 |
43,6% |
15,5% |
Всего |
639,5 |
100,0% |
562,2 |
100,0% |
13,7% |
Рынки коммерческой техники – грузовых автомобилей, автобусов и легких коммерческих автомобилей – в январе-июне 2017 г. также показали рост. Самый большой прирост продаж был характерен для рынка грузовых автомобилей. За первую половину 2017 г. в России была реализована 31 тыс. новых грузовиков, что на 46,2% больше, чем за тот же период 2016 г. В июне 2017 г. продажи грузовых автомобилей увеличились на 58,8%, достигнув 6,4 тыс. ед.
Доля рынка грузовой техники российских марок за отчетный период значительно сократилась, хотя отечественные бренды сохраняют лидерство на рынке.
Динамика продаж ТОР-10 марок на рынке новых грузовых автомобилей,
январь-июнь 2017/2016 гг., тыс. ед.
Марка |
Январь-июнь 2017 г. |
Доля рынка, % |
Январь-июнь 2016 г. |
Доля рынка, % |
Динамика продаж, % |
KAMAZ |
11,8 |
38,1% |
9,7 |
45,8% |
21,7% |
GAZ |
12,9% |
18,9% |
0,0% |
||
VOLVO |
2,1 |
6,8% |
0,5 |
2,4% |
320,0% |
SCANIA |
1,9 |
6,1% |
0,7 |
3,3% |
171,4% |
MERCEDES-BENZ |
1,9 |
6,1% |
0,5 |
2,4% |
280,0% |
MAZ |
1,7 |
5,5% |
1,2 |
5,7% |
41,7% |
MAN |
1,5 |
4,8% |
0,8 |
3,8% |
87,5% |
DAF |
1,4 |
4,5% |
0,2 |
0,9% |
600,0% |
ISUZU |
1,3 |
4,2% |
0,7 |
3,3% |
85,7% |
URAL |
1,2 |
3,9% |
1,2 |
5,7% |
0,0% |
Другие |
2,2 |
7,1% |
1,7 |
8,0% |
29,4% |
Всего |
31,0 |
100,0% |
21,2 |
100,0% |
46,2% |
Продажи новых автобусов по итогам шести месяцев 2017 г. выросли на 26,2% и составили 5,3 тыс. ед. Нужно отметить, что реализация автобусов в июне 2017 г. сократилась по сравнению с июнем 2016 г. на 30,1%, прервав положительную динамику предыдущих пяти месяцев. Более половины продаж новых автобусов в первом полугодии 2017 г. пришлось на марку ПАЗ.
Динамика продаж ТОР-10 марок на рынке новых автобусов,
январь-июнь 2017/2016 гг., тыс. ед.
Марка |
Январь-июнь 2017 г. |
Доля рынка, |
Январь-июнь 2016 г. |
Доля рынка, |
Динамика |
PAZ |
56,6% |
2,2 |
52,4% |
36,4% |
|
LIAZ |
0,9 |
17,0% |
0,6 |
14,3% |
50,0% |
NEFAZ |
0,3 |
5,7% |
0,3 |
7,1% |
0,0% |
MAZ |
0,3 |
5,7% |
0,3 |
7,1% |
0,0% |
VOLGABUS |
0,2 |
3,8% |
0,2 |
4,8% |
0,0% |
YUTONG |
0,1 |
1,9% |
0,02 |
0,5% |
400,0% |
KAVZ |
0,1 |
1,9% |
0,1 |
2,4% |
0,0% |
HIGER |
0,1 |
1,9% |
0,002 |
0,0% |
4900,0% |
KING LONG |
0,1 |
1,9% |
0,003 |
0,1% |
3233,3% |
VSN |
0,1 |
1,9% |
0,4 |
9,5% |
-75,0% |
Другие |
0,1 |
1,9% |
0,1 |
2,4% |
0,0% |
Всего |
5,3 |
100,0% |
4,2 |
100,0% |
26,2% |
Рынок новых легких коммерческих автомобилей за первое полугодие 2017 г. вырос на 22,9%. Реализация LCV за шесть месяцев составила 54,2 тыс. ед., за июнь – 9,7 тыс. ед. (+12,9%). Российские марки легких коммерческих автомобилей по итогам января-июня 2017 г. заняли более 70% рынка.
Динамика продаж ТОР-10 марок на рынке новых легких коммерческих автомобилей,
январь-июнь 2017/2016 гг., тыс. ед.
Марка |
Январь-июнь 2017 г. |
Доля рынка, |
Январь-июнь 2016 г. |
Доля рынка |
Динамика
|
GAZ |
21,6 |
39,9% |
17,8 |
40,4% |
21,3% |
UAZ |
12,8 |
23,6% |
9,9 |
22,4% |
29,3% |
LADA |
4,2 |
7,7% |
2,4 |
5,4% |
75,0% |
MERCEDES-BENZ |
3,2 |
5,9% |
2,4 |
5,4% |
33,3% |
VOLKSWAGEN |
3 |
5,5% |
2,7 |
6,1% |
11,1% |
FORD |
3 |
5,5% |
2 |
4,5% |
50,0% |
TOYOTA |
1,6 |
3,0% |
2,2 |
5,0% |
-27,3% |
FIAT |
1 |
1,8% |
1,2 |
2,7% |
-16,7% |
PEUGEOT |
0,9 |
1,7% |
0,5 |
1,1% |
80,0% |
CITROEN |
0,8 |
1,5% |
0,5 |
1,1% |
60,0% |
Другие |
2,1 |
3,9% |
2,5 |
5,7% |
-16,0% |
Всего |
54,2 |
100,0% |
44,1 |
100,0% |
22,9% |
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) огласила итоги прошлого года на российском автомобильном рынке. И они не могут не радовать: спрос на новые машины увеличился на 11,9%. В последний раз объем продаж рос в 2012-м, когда был установлен российский рекорд, после чего сбыт начал постепенно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до конца года, а в результате, по данным АЕБ, за двенадцать месяцев у нас реализовано 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.
Декабрь стал самым успешным месяцем в году (166 тысяч автомобилей): по традиции покупатели ринулись к дилерам за новыми машинами, клюнув на новогодние скидки и опасаясь повышения цен после новогодних праздников. Да и в целом ситуация на рынке в прошлом году была относительно стабильной: курс валют, цены на нефть и общая экономическая ситуация обошлись без серьезных потрясений, покупатели начали привыкать к новым ценам, а вдобавок сказался отложенный спрос, накопившийся за последние годы.
Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.
Основную прибавку дали лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 5 до 22%, причем традиционно занимающая первое место Лада прибавила сразу 17%! И только Toyota закончила год с нулевой динамикой, пропустив вперед Volkswagen. К концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru, Chery и Suzuki. Но премиум-сегмент чувствует себя не лучшим образом: Mercedes не прогрессировал, Land Rover и Porsche просели на 3-8%, продажи Audi упали на 18%. А УАЗ на растущем рынке потерял 15%.
Самой продаваемой моделью 2017 года, по официальным данным, стал Kia Rio: 96689 машин и рост на 14%. К концу года, когда закончились запасы автомобилей прошлого поколения, спрос пошел вниз, но ситуацию должен исправить кросс-хэтчбек Rio X-Line. Второе и третье места заняли Лады: Гранта (93686) и Веста (77291). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 55 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.
Чем порадует 2018 год? Это удивительно, но впервые за всю практику в АЕБ отказались давать прогноз: повышение акцизов и утилизационного сбора может обернуться серьезным ростом цен на новые автомобили. И если прибавка окажется большой, то дальнейшего роста может не случиться. Впрочем, под удар попадут в основном импортные машины, а их доля у нас незначительна. Поэтому многие игроки рынка сходятся во мнении, что рост продаж в 2018 году продолжится, хотя темп снизится до 5-10%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 311588 | 266296 | +17% |
Kia | 181947 | 149567 | +22% |
Hyundai | 157927 | 145326 | +9% |
Renault | 136682 | 117225 | +17% |
Volkswagen | 96459 | 80621 | +20% |
Toyota | 94238 | 94568 | 0 % |
Nissan | 76000 | 70464 | +8% |
Skoda | 62302 | 55386 | +12% |
ГАЗ | 58617 | 55803 | +5% |
Ford | 50360 | 42528 | +18% |
Mercedes-Benz | 43312 | 43216 | 0 % |
УАЗ | 41632 | 48848 | –15 % |
Chevrolet | 32071 | 30463 | +5% |
BMW | 30018 | 27507 | +9% |
Mazda | 25910 | 21543 | +20% |
Datsun | 24510 | 18772 | +31% |
Mitsubishi | 24325 | 16769 | +45% |
Lexus | 23693 | 24117 | –2% |
Lifan | 16964 | 17460 | –3% |
Audi | 16878 | 20705 | –18 % |
Ravon/Daewoo | 15078 | 10385 | +45% |
Land Rover | 8883 | 9122 | –3% |
Volvo | 7011 | 5585 | +26% |
Subaru | 6080 | 5638 | +8% |
Chery | 5905 | 4758 | +24% |
Suzuki | 5001 | 4520 | +11% |
Infiniti | 4972 | 4517 | +10% |
Peugeot | 4931 | 3602 | +37% |
Porsche | 4578 | 4961 | –8% |
Citroen | 4377 | 3803 | +15% |
Honda | 2435 | 1747 | +39% |
Fiat | 2323 | 2159 | +8% |
Geely | 2234 | 4473 | –50% |
Jaguar | 2173 | 2073 | +5% |
Haval | 1894 | нет данных | нет данных |
Mini | 1580 | 1360 | +16% |
Changan | 1411 | 540 | +161% |
Cadillac | 1365 | 1274 | +7% |
Jeep | 1274 | 1269 | 0% |
Zotye | 1088 | 301 | -* |
Genesis | 1031 | 46 | -** |
smart | 934 | 696 | +34% |
Dongfeng | 913 | 1152 | –21 % |
Isuzu | 736 | 617 | +19 % |
FAW | 553 | 829 | –33 % |
Foton | 534 | 75 | +612% |
IVECO | 469 | 518 | –9% |
Brilliance | 219 | 863 | –75% |
SsangYong | 123 | 1141 | –89% |
Hawtai | 99 | нет данных | нет данных |
BAW | 91 | 171 | –47% |
Chrysler | 9 | 30 | –70% |
Alfa Romeo | 0 | 100 | - |
Acura | 0 | 163 | - |
Haima | 0 | 114 | - |
* Продажи начались в марте 2016 года | |||
** Продажи начались в октябре 2016 года |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Модель | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Kia Rio | 96689 | 87662 | +10% |
Лада Гранта | 93686 | 87726 | +7% |
Лада Веста | 77291 | 55174 | +40% |
Hyundai Solaris | 68614 | 90380 | –24 % |
Hyundai Creta | 55305 | 21929 | -* |
Volkswagen Polo | 48595 | 47702 | +2% |
Renault Duster | 43828 | 44001 | 0% |
Лада Ларгус | 33601 | 29341 | +15% |
Лада XRAY | 33319 | 19943 | -** |
Toyota RAV4 | 32931 | 30603 | +8% |
Chevrolet Niva | 31212 | 29844 | +5% |
Renault Kaptur | 30966 | 13926 | -*** |
Renault Logan | 30640 | 29565 | +4% |
Renault Sandero | 30210 | 28557 | +6% |
Skoda Rapid | 29445 | 25931 | +14% |
Лада 4х4 | 29091 | 27274 | +7% |
Toyota Camry | 28199 | 28063 | 0% |
Volkswagen Tiguan | 27666 | 10660 | +160% |
Kia Sportage | 24611 | 19003 | +30% |
Skoda Octavia | 22648 | 21759 | +4% |
Nissan X-Trail | 20626 | 17886 | +15% |
Nissan Qashqai | 20223 | 18723 | +8% |
Лада Калина | 19989 | 20982 | –5% |
Datsun on-DO | 19712 | 14565 | +35% |
Mazda CX-5 | 18723 | 15790 | +19% |
* Продажи начались в августе 2016 года | |||
** Продажи начались в феврале 2016 года | |||
*** Продажи начались в июне 2016 года |