Типы шин радиальные и диагональные. Радиальные и диагональные шины - в чем разница? Прочность и сопротивление порезам

В связи с тем, что в последнее время, особенно в рекламе, часто говорят о различных характеристиках покрышек, которые ранее мало кого интересовали, многим автомобилистам необходимо больше информации о том, как ставить радиальные шины, и какой им нужен уход.

Какова радиальная конструкция шины?

Можно выделить два типа автомобильных шин, в зависимости от ориентации нитей корда: диагональные и радиальные. В первом случае нити корда располагаются под определенным углом к радиусу колес, во втором – вдоль него. Кроме того, чаще всего, имеют несколько слоев корда, причем нити каждого слоя перекрещиваются. Корд же радиальных шин натянут без пересечения нитей.

Радиальная конструкция шины способствует значительному снижению напряжений нитей. Кроме того, их прочностные характеристики значительно повышают надежность покрышек в зоне беговой дорожки, каркас надежно защищен от разного вида повреждений, и существует меньшая вероятность появления трещин в протекторе. Имеются, конечно, и слабые места, но о них мы скажем позже, ибо они имеют влияние на работу покрышки лишь в определенных условиях эксплуатации.

Что значит радиальная шина – плюсы и минусы

Можно очень просто распознать радиальные шины, маркировка таких покрышек всегда имеет букву R, например 315/80R22.5. На их боковине указывается еще и количество слоев корда, а также материал. Кстати говоря, из-за того, что абсолютно каждый слой работает самостоятельно, благодаря радиальному расположению нитей, их количество не обязательно должно быть четным.

Жесткий брекер (слой между протектором и каркасом) значительно снижает вероятность деформации рисунка протектора и способствует тому, чтобы пятно контакта практически не изменялось по форме. Сцепление с дорожным покрытием у таких покрышек значительно лучше, чем у диагональных, это обеспечивается большей площадью контакта . Таким образом, благодаря всем своим достоинствам они практически вытеснили с рынка другие типы.

В принципе, слабых мест у радиальных покрышек не много, но они есть. У них стенок, это связано с радиальным расположением нитей, поэтому надо быть предельно осторожными при движении по глубоким колеям, и следить, чтобы давление воздуха было всегда в пределах нормы. Также они очень боятся ударов о бордюрные камни, и намного чаще в этом случае получают повреждения, чем диагональные.

Как ставить радиальную шину – несколько особенностей, что вас ждут

Узнав более подробно, что значит радиальная шина, следует разобраться и со следующими вопросами, как их ставить, и в каком уходе они нуждаются. Устанавливая такие покрышки на своего «железного коня», придерживайтесь следующих правил. Если вы приобрели направленную шину, то на ней обязательно должна быть стрелка, которая указывает направление движения вперед, и устанавливать ее надо соответственно.

Пятая шина, в основном, монтируется из расчета установки с правой стороны, так как по статистике именно правые колеса страдают больше всего.

А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Если же типы рисунков протектора радиальных шин относятся к несимметричным, то с одной стороны вы увидите надпись «Inside» что в переводе означает «наружу», и устанавливать их следует так, чтобы данная надпись находилась с внешней стороны. Что же насчет симметричных радиальных вариантов, то обязательно при снятии отметьте направление движения, дабы потом установить их правильно. Ну, и в завершении, даже когда прикатываете радиальную шину к месту монтажа, обязательно соблюдайте направление вращения .

За свою пятитысячелетнюю историю колесо прошло грандиозный эволюционный путь от деревянного диска до каучуковой шины. Колесо — узел транспортного средства, закреплённый и свободновращающийся на оси, что позволяет телу катиться. В настоящее время многочисленные точки продаж шин предлагают товары разных торговых марок. Существует два : радиальные и диагональные. Предлагаем разобраться в отличиях шин этих двух видов.

Различия между диагональной и радиальной шинами.

Как устроена шина

Для начала стоит разобраться в строении автомобильных пневматических шин. Любая покрышка имеет несколько слоёв:

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

  • Каркас — образует форму и упрочняет шину.
  • Брекер — плавный переход от каркаса к внешнему слою покрышки. Именно он принимает на себя нагрузку колеса. Армирующую функцию здесь выполняет корд — слои металлических и полимерных нитей.
  • Протектор — , осуществляющий непосредственный контакт с дорожным полотном.

Радиальная шина имеет стальные или полимерные нити каркаса, которые идут в направлении радиуса от боковой части покрышки к её профилю. Эти нити не пересекаются и в каждом слое лежат параллельно. Такая шина имеет одно бортовое кольцо. В маркировке, нанесённой на боковину покрышки, ставится «R» или «Radial». Очень часто в продаже мы встречаем именно бескамерные (с пометкой «TUBELESS») радиальные шины. На боковой стороне шины можно увидеть подобно -195/65 R15. В данном примере ширина профиля 195 мм., отношение высоты профиля к ширине 65%, R-радиальная шина, диаметр обода 15 дюймов.

Преимущества шин данного типа

Среди плюсов радиальных шин можно выделить:

  • более долгий срок службы;
  • радиальные шины обладают невысокой сопротивляемостью для качения;
  • данный тип автомобильной покрышки имеет меньшее количество слоёв брекера — это способствует хорошему отводу тепловой энергии, что появляется при трении шины и дорожного полотна. При езде с большой скоростью, шины меньше перегреваются;
  • при проколе бескамерной шины — давление падает с неё очень быстро, что даёт возможность водителю доехать до ближайшего шиномонтажа;
  • пятно контакта протектора гораздо больше, чем у диагональных шин, а следователь, и сцепление с дорожным покрытием гораздо лучше. Управление и стабильность транспортного средства будут практически одинаковыми в хорошую и плохую погоду;
  • небольшой вес покрышки и нагрузку на узлы трансмиссии, также такие покрышки более удобные в установке на автомобиль.


Недостатки шин радиального типа

Не стоит забывать и про минусы:

  • незащищённая боковина боится порезов и перегрузок. Так при наезде на бордюр или попадании колеса на скорости в яму, шина продавливается до диска, давление поднимается и синтетический слой волокон внутри рвётся, в результате ;
  • повреждения радиальных шин ведёт к их неизбежной замене на новые;
  • главной проблемой для изделий этого типа является их высокая стоимость.

Диагональная шина имеет попарно переплетённые нити корда, которые расположены по диагонали от одной боковой части к другой. Нити корда пересекаются под углом в области протектора. Имеет два бортовых кольца. По классификации диагональные шины являются камерными. Данный вид шин предназначен для установки на спецтехнику (трактора, погрузчики и т. д.).

Почему люди покупают диагональные шины

Следует отметить достоинства диагональных покрышек:

  • простая конструкция таких шин серьёзно снижает стоимость;
  • боковая часть имеет высокую прочность;
  • диагональная шина активно поглощает нагрузки, что возникают при попадании колеса в яму;
  • хорошая ремонтоспособность.


Недостатки шин этого типа

Все достоинства шин этого типа не могут перекрыть их минусов:

  • большой вес покрышки негативно сказывается на узлах трансмиссии, увеличивается расход горючего;
  • при возникновении значительных нагрузок наблюдается деформация протектора. Это значит, что такая шина гораздо раньше будет направлена на утилизацию;
  • небольшое пятно контакта протектора с дорожным полотном станет большой проблемой при езде в плохую погоду или при работах с нагрузками;
  • при движении со скоростью выше 40 км/ч, смещение боковин шины вызывает трение, что повышает температуру покрышки;
  • по данным статистики, пробег диагональных шин в 2 раза меньше, чем у радиальных.

Так какая лучше: радиальная или диагональная

Присутствие на рынке продаж шин радиального и диагонального типа объяснимо. Можно сказать, что каждый покупатель видит лучшее для себя, руководствуясь при этом собственными поставленными целями и задачами. Для коммерческой техники радиальные шины слишком дорогие — вот почему предприятия используют диагональные покрышки. Хотя совсем недавно одной известной французской компанией проводились исследование в выборе типов покрышек для крупной промышленной спецтехники. В них была учтена и стоимость покрышек разного типа, и КПД техники при работах, и расход топлива. Результатом стала полная победа шин радиального типа.

Этот раздел для экскаваторщиков, операторов техники и механиков.

Для владельца, и даже пользователя экскаватора-погрузчика с обратной лопатой, экскаватора, вилочного погрузчика, фронтального погрузчика, карьерного самосвала, телескопического погрузчика и многого другого - рано или поздно встает вопрос приобретения новой резины, т.к. это расходный материал, и его нужно обновлять. Самая типичная ситуация, когда человек представляет себе что такое колесо, и чем это колесо отличается от других (помимого геометрически округлой формы, цвета резины, рисунка протектора и т.п.), однако знания того, что шина имеет определенный размер (помимо посадочного радиуса на диск) - не достаточно чтобы самостоятельно выбрать товар "шина для спецтехники".

Одной из ключевых характеристик, которые определяют сегментацию шин, является ТИП КОНСТРУКЦИИ: это может быть "радиальная шина " или "диагональная шина ".

Диагональная шина может быть камерной (TT) и бескамерной (TL) . Камерная диагональная шина как правило более экономичный вариант ската, однако в эксплуатации такая резина труднее - для ремонта даже простейшего прокола необходимо разбортировать колесо, отремонтировать камеру и снова осуществить монтаж на диск. Соответственно бескамерная диагональная шина не подразумевает установку камеры внутрь - т.е. давление и контакт резины удерживается между железным диском и непосредственно покрышкой. Ремонт такой шины проще, быстрее и долговечнее.

Характеристика диагональной шины

Любая диагональная (diagonal tyres) шина - это экономичная и очень эффективная альтернатива радиальным шинам. На технике, которая эксплуатируется на скорости до 40-50 км/ч, и имеет стандартные нагрузки - допустимо и даже рекомендуется устанавливать именно диагональные шины. Давление и скорость - ключевые факторы, которые отличают диагональную конструкцию от радиальной. Объясняя "на пальцах", диагональная конструкция шины - это скелет из "тикстиля " или "полимера ", облаченный в резиновую смесь, в то время как радиальная конструкция подразумевает металлический скелет (корд). Учитывая всемирную тенденцию, стоимость машин, оборудования и материалов - стремиться к минимизации издержек, поэтому при соответствии требованиям, диагональная шина со своим "облегченным" не металлическим кордом полностью выполняет задачу экономичной альтернативы дорогим радиальным шинам.

Производители диагональных шин

В мире погрузчиков (экскаваторов, фронтальных погрузчиков, вилочных погрузчиков, складской техники, и т.д.) - фаворитами и локомотивами шинной промышленности являются компания гиганты - Michelin, Goodyear, Nokian, Titan. Эти компании производят очень много шин для погрузчиков и крупногабаритных шин. Как правило, производимая номенклатура - радиальная, и поэтому цены на шины этих брендов очень высоки. Многие другие компании, и фавориты в т.ч. - производят и радиальные и диагональные шины, есть и еще один ряд компаний - которые производят только диагональные шины. Наиболее популярными и известными производителями диагональных шин для спецтехники можно считать.

Диагональная шина имеет каркас из одной или нескольких пар слоев корда, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются. А в радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей; тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, стального или текстильного. Радиальная шина всегда маркируется буквой R в размерной надписи на боковине. Кроме того, на ее боковине имеется крупная дополнительная надпись Radial, к которой иногда добавляют Steel Belted ("Опоясанная сталью") или просто Belted. Чем радиальная лучше диагональной? У радиальной выше стойкость к износу, она долговечнее. Пробег лучших моделей диагональных шин составляет 20-40 тыс. км, а пробег самых обычных, неэлитных моделей радиальных - 60-80 тыс. км. У радиальной шины меньше сопротивление качению, что дает ощутимую экономию топлива.

Радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля: она в отличие от диагональной в поворотах и при боковом скольжении не "ложится на бок" - "отлипания" протектора от дороги не происходит.

Радиальная шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна контакта. При изменении нагрузки и колебаниях во время движения жесткий брекер не дает протектору радиальной шины деформироваться; выступы протектора не сминаются и не проскальзывают.

Камерные и бескамерные шины - что лучше?

Главное достоинство бескамерной шины - длительное сохранение давления при проколе, а следовательно, - безопасность. Камерная шина при проколе теряет давление почти моментально, т. к. воздух быстро выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. А из бескамерной шины воздух выходит только в месте прокола, и если дыра не слишком велика (от гвоздя, например), то давление теряется очень медленно. Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску и подшипники ступиц колес, а также меньше нагревается при длительной скоростной езде. Бескамерная шина маркируется надписью на боковине Tubeless. Камерная - Tube Type.

Предупреждаем!Ни в коем случае не пытайтесь ставить камеру в бескамерную шину, как это делают некоторые водители, рассчитывая, что "двойное дно" добавит шине надежности. В этом случае все преимущества бескамерной шины перед камерной исчезают. Кроме того, между покрышкой и камерой неизбежно образуется воздушный волдырь, который во время езды становится очагом резкого местного перегрева - причины на первый взгляд непонятных разрушений каркаса шины. Уповая на "двойное дно" для бескамерной шины, рискуете получить совсем другой результат - "ни дна, ни покрышки".

Конструкция радиальной бескамерной шины

Индексы скорости

Индекс скорости Максимальная скорость км/ч
A1 5
A2 10
A3 15
A4 20
A5 25
A6 30
A7 35
A8 40
B 50
C 60
D 65
E 70
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
H 210
V 240
W 270
Y 300
ZR >240

Индексы нагрузки

Инд. Нагр. кг Инд. Нагр. кг Инд. Нагр. кг Инд. Инд. Нагр. кг Инд. Нагр. кг
50 190 74 375 98 750 122 1500 146 3000 170 6000
51 195 75 387 99 775 123 1550 147 3075 171 6150
52 200 76 400 100 800 124 1600 148 3150 172 6300
53 206 77 412 101 825 125 1650 149 3250 173 6500
54 212 78 425 102 850 126 1700 150 3350 174 6700
55 218 79 437 103 875 127 1750 151 3450 175 6900
56 224 80 450 104 900 128 1800 152 3550 176 7100
57 230 81 462 105 925 129 1850 153 3650 177 7300
58 236 82 475 106 950 130 1900 154 3750 178 7500
59 243 83 487 107 975 131 1950 155 3875 179 7750
60 250 84 500 108 1000 132 2000 156 4000 180 8000
61 257 85 515 109 1030 133 2060 157 4125 181 8250
62 265 86 530 110 1060 134 2120 158 4250 182 8500
63 272 87 545 111 1090 135 2180 159 4375 183 8750
64 280 88 560 112 1120 136 2240 160 4500 184 9000
65 290 89 580 113 1150 137 2300 161 4625 185 9250
66 300 90 600 114 1180 138 2360 162 4750 186 9500
67 307 91 615 115 1215 139 2430 163 4875 187 9750
68 315 92 630 116 1250 140 2500 164 5000 188 10000
69 325 93 650 117 1285 141 2575 165 5150 189 10300
70 335 94 670 118 1320 142 2650 166 5300 190 10600
71 345 95 690 119 1360 143 2725 167 5450 191 10900
72 355 96 710 120 1400 144 2800 168 5600
73 365 97 730 121 1450 145 2900 169 5800

Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС), с 1 января 1992 г. требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна 1,6 мм. Необходимо, чтобы такая величина остаточной высоты рисунка протектора сохранялась по меньшей мере на центральных трех четвертях области с протектором по всей окружности шины.

Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к законодательно установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызывать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится исключительно важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора (на боковине шины отмечена буквами TWI). В соответствии с международными нормативными требованиями к безопасности необходимо помещать отметки остаточной высоты рисунка протектора (TWI), соответствующие высоте в 1,6 мм, в канавках протектора, делая это в нескольких местах вдоль окружности шины.

Как известно, все шины для спецтехники разделяют на и диагональные. Так что означает радиальная шина, где она применяется и чем отличается от диагональной? Особенности и маркировку радиальных шин рассмотрим в нашей статье.


Любая шина имеет определенную конструкцию: она состоит из каркаса, внутренней основы шины, и брекера. Каркас изготавливается из нескольких слоев резины, а необходимую жесткость и прочность ему придает текстильная нить. Радиальные шины отличает нить, располагающаяся перпендикулярно колее движения. Что обеспечивает технике высокую проходимость.


Брекер представляет собой внешнюю основу, на которой строится протектор. Корд шины представляет собой ее силовую часть, он проходит по диагонали с большим углом.

Преимущества радиальных шин

  • Благодаря своему устройству радиальная шина лучше сохраняет форму, в отличие от своих диагональных коллег. За счет этого спецтехника становится более маневренной и легче управляется, что делает работу более безопасной.

  • Устройство радиальной шины позволяет спецтехнике лучше сцепляться с поверхностью, такие покрышки имеют более ровную и стабильную форму.

  • Износостойкость протектора значительно выше, чем диагональной.

На боку каждой спецшины находится ряд различных надписей, которые характеризуют покрышку. Как правило, маркировка радиальных шин содержит информацию о фирме-изготовителе, типе и модели, размере покрышки, а также указываются индексы грузоподъемности и скорости.


Маркировка может также содержать ряд условных обозначений. К примеру, кружок, закрашенный светлой краской, - это балансировочная метка, важный элемент шиномонтажа. А буква «Е» с числовыми значениями указывает на сертификацию согласно европейскому стандарту безопасности.

Особенности установки радиальных шин

Правильная установка радиальных шин влияет не только на долгий срок их пригодности, но и на важные ходовые характеристики. Если шина будет установлена неправильно, она будет больше подвержена износу, а безопасность работы будет под угрозой.


При установке радиальной шины необходимо ориентироваться на ее маркировку.

  • Большая стрелка и надпись «Rotation» указывают направление движения колеса.

  • Ассиметричные покрышки могут содержать надписи «Outside» и «Inside», обозначающие внутреннюю и внешнюю сторону. Они показывают правильное расположение боковых поверхностей по отношению к машине.

  • Направленные шины также имеют обозначение стороны техники, на которую подойдет шина. Так шины с обозначением «Left» подойдут для колес, находящихся слева, а с «Right» - для правых.

  • «Tabelles» или TL – обозначение маркировка радиальных шин бескамерных. Если такой надписи на покрышке нет, то установка радиальной шины возможна только с камерой.

Большой выбор радиальных шин для различных моделей спецтехники Вы сможете найти в нашем интернет магазине. В каталоге представлены спецшины