Пусковой двигатель на тракторах МТЗ: конструкция и устранение неполадок. Пусковой двигатель

На дизеле Д-240Л трактора МТЗ-80Л установлен пусковой двигатель ПД-10У мощностью 7,37 кВт (рис, 2.1 .65, 2.1.66).

Рис 2.1.65. Общий вид пускового двигателя ПД-10У:
1 - механизм передачи и включения пускового двигателя;
2 - воздухоочиститель;
3 - головка цилиндра;
4 - свеча;
5 - цилиндр;
6 - поршень;
7 - палец поршня;
8 - шатун;
9 - стартер;
10 - маховик;
11 - щека

Рис. 2.1.66. Взаимное.расположение корпусных деталей (а) и деталей кривошипно-шатунного механизма (б) пускового двигателя:
1, 14 - плиты;
2, 10, 15, 17, 19 - прокладки;
3 - кронштейн;
4, 5 - патрубки;
6 - головка цилиндра;
7 - свеча;
8 - наконечник;
9 - провод;
11 - цилиндр;
12 - передний кожух;
13 - задний кожух;
16 - задний картер;
18 - передний картер;
20, 21, 36 - шестерни;
22 - палец;
23, 24, 32 - подшипники;
25 - передняя полуось;
26 - втулка шатуна;
27 - палец поршня;
28 - поршень;
29 - кольца;
30 - шатун;
31 - задняя полуось;
33 - втулка;
34 - маховик;
35 - щеки

Снижение мощности пускового двигателя, сопровождаемое уменьшением частоты вращения его коленчатого вала и характеризуемое падением компрессии (давления в цилиндре), указывает на износ цилиндропоршневой группы.

Компрессию проверяют компрессиметром КИ-861 при прокручивании коленчатого вала стартером на прогретом двигателе. Величина компрессии должна быть не менее 0,45 МПа. Снижение компрессии до 0,3 МПа указывает на предельный изною цилиндропоршневой группы или на притирание и закоксовывание поршневых колец.

Перебои в работе двигателя и потеря мощности могут определяться неисправностями системы питания, чрезмерно малой или большой величиной зазора между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето, установкой слишком позднего или раннего зажигания.

Затрудненный пуск двигателя указывает на недостаточную компрессию в цилиндре, нарушение герметичности уплотнений картера и коленчатого вала, размагничивание ротора магнето.

Замедленное прокручивание коленчатого вала дизеля при номинальной частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя свидетельствует о пробуксовке сцепления вследствие износа его дисков, о пробуксовке обгонной муфты при износе ее роликов или фигурной втулки.

Преждевременное отключение пускового двигателя вызывается ослаблением или поломкой пружин толкателя, автомата отключения ведущей шестерни, износом выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя.

Скрежет ведущей шестерни при включении и правильно отрегулированном механизме включения свидетельствует о короблении дисков сцепления (сцепление «ведет»), поломке пружин разжима дисков.

Техническое состояние пускового двигателя можно определить, замеряя максимальную частоту вращения его коленчатого вала при прокручивании коленчатого вала дизеля. В этом случае двигатель прогревают до нормального теплового состояния и с помощью тахометра определяют максимальную частоту вращения коленчатого вала без нагрузки (па холостом ходу).

Основные показатели, номинальные и допустимые размеры деталей пускового двигателя ПД-10У

Заниженная частота вращения на холостом ходу является следствием засорения воздухоочистителя, нарушения регулировки карбюратора, неисправности свечи зажигания, неправильной регулировки пружины регулятора частоты вращения.

Если максимальная частота вращения на холостом ходу находится в пределах нормы, то проверяют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании коленчатого вала дизеля с выключенной подачей топлива.

Если частота вращения при прокручивании коленчатого вала дизеля и исправных системах питания и зажигания ниже указанного предела, то это свидетельствует об износе деталей цилиндропоршневой группы пускового двигателя.

Поршень, поршневые кольца, цилиндр заменяют, как правило, без снятия пускового двигателя с трактора.

Предварительно отсоединяют тросики управления и рукава системы охлаждения (рис. 2.1.67). Затем снимают головку, цилиндр двигателя и проводят техническую экспертизу деталей цилиндропоршневой группы.

Цилиндр, поршень и поршневые кольца заменяют, если разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4 мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09 мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке превышает 3,5 мм или если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм.

Зазор в замке поршневых колец, установленных в цилиндр, должен быть 3,15-3,30 мм. Кольца должны свободно перемещаться и утопать в канавках поршня под действием собственной массы.

При установке цилиндра на поршень используют обжимку для (сжатия колец, изготовленную из металлической ленты (рис. 2.1.70).

Перед установкой рабочую поверхность цилиндра и поршень смазывают дизельным маслом. Гайки крепления фланца цилиндра к картеру затягивают по диагонали моментом 35 Н-м, а гайки шпилек головки цилиндра - моментом 50 Н-м.

При неисправностях механизма передачи и включения пускового двигателя (рис. 2.1.71) механизм снимают, разбирают (рис. 2.1.72-2.1.79) и проводят техническую экспертизу деталей.


Рис. 2.1.71. Взаимное расположение деталей механизма передачи и включения пускового двигателя:
1 - нажимной упор; 2, 8, 17, 44 - подшипники; 3 - нажимной диск; 4 - упругий упор; 5 - палец; 6 - ступица; 7 - плунжер; 9, 14, 18, 21 - втулки; 10 - ролик; 11 - ведомый диск; 12 - ведущий диск; 13 - прижимной диск; 15 - ведущий барабан с зубчатым колесом; 16, 19 - кольца; 20 - манжета; 22 - корпус; 23 - специальная шайба; 24 -- зубчатое колесо; 25 груз; 26 - держатель; 27 - шайба; 28 - толкатель; 29 - пружина толкателя; 30, 33 - пружины; 31, 40 - рычаги; 32 - вал редуктора; 34 - поводок; 35 - штифт; 36, 41 - валики; 37, 38, 42 - крышки; 39 - валик рукоятки; 43 - стопорная шайба

Рис. 2.1.72. Снятие крышки механизма включения:
1 - крышка;
2 - корпус механизма

Рис. 2.1.73. Отворачивание гайки вала механизма включения:
1 - ганка;
2 - крышка



Рис. 2.1.74. Выпрессовка вала в сборе из крышки:
1 - крышка;
2 - выколотка

Рис. 2.1.75. Снятие ступицы, ведущего, ведомого и прижимного дисков:
1 - ступица;
2 - ведомый диск;
3 - ведущий диск;
4 - прижимной диск



Рис. 2.1.76. Спрессовка подшипника с вала:
1 - подшипник;
2 - вал;
3 - съемник



Рис. 2.1.77. Разборка автомата выключения:
1 - гайка крепления втулки толкателя;
2 - толкатель;
3 - держатель грузов

Рис. 2.1.78. Выпрессовка втулки ведущего барабана:
1 - втулка;
2 - барабан;
3 - цанговый съемник



Рис. 2.1.79. Установка механизма включения в корпус:
1 - втулка подшипника;
2 - лыска;
3 - штифт;
4 - корпус механизма

После сборки пусковой двигатель и редуктор обкатывают без нагрузки и с нагрузкой.

При отсутствии испытательного стенда в мастерской обкатку пускового двигателя и редуктора можно проводить непосредственно на тракторе.

«Горячую» обкатку пускового двигателя без нагрузки проводят в течение 2 мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200-2450 мин -1 и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900-4000 мин -1 .

Обкатку ведут на смеси бензина А-72, A-76 (15 частей) и дизельного масла (1 часть).

Нагрузку пусковому двигателю в процессе обкатки создают путем прокручивания коленчатого вала дизеля при выключенной подаче топлива в течение 3 мин и частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя 3750 мин -1 , а затем в течение 5 мин при частоте вращения 4500 мин -1 .

В процессе обкатки проверяют работу редуктора и механизма сцепления. Течь топлива, масла и воды, а также прорыв газов в местах стыковок корпусных деталей двигателя не допускаются.

Не многим известно, но тем не менее следует знать, что на дизельном двигателе Д-240Л трактора МТЗ-80, МТЗ-82 может размещаться пусковой двигатель ПД-10У мощностью 7,37 кВт (рис, 2.1 .65, 2.1.66). Может, но не обязан. Вы вольны установить свою пусковую установку под свои нужды...

Мы же определим и рассмотрим основные неполадки и неисправности этого "пускача".

Произошло снижение мощности пускового двигателя. Сопровождается снижением частоты вращения его коленвала и отличается падением компрессии (давления в цилиндре). Такой симптом при работе означает износ цилиндропоршневой группы.

Компрессию можно замерить прибором КИ-861 при прокручивании коленвала стартером на прогретом двигателе. Компрессия должна находится не менее 0,45 МПа. Если величина компрессии снижена до 0,3 МПа, это может означать, что цилиндропоршневая группа предельно изношена или произошло закоксовывание поршневых колец.

Рис 2.1.65. Общий вид пускового двигателя ПД-10У:
1 - механизм передачи и включения пускового двигателя;
2 - воздухоочиститель;
3 - головка цилиндра;
4 - свеча;
5 - цилиндр;
6 - поршень;
7 - палец поршня;
8 - шатун;
9 - стартер;
10 - маховик;
11 - щека

Рис. 2.1.66. Взаимное расположение корпусных деталей (а) и деталей кривошипно-шатунного механизма (б) пускового двигателя (практически 3D модель):
1, 14 - плиты;
2, 10, 15, 17, 19 - прокладки;
3 - кронштейн;
4, 5 - патрубки;
6 - головка цилиндра;
7 - свеча;
8 - наконечник;
9 - провод;
11 - цилиндр;
12 - передний кожух;
13 - задний кожух;
16 - задний картер;
18 - передний картер;
20, 21, 36 - шестерни;
22 - палец;
23, 24, 32 - подшипники;
25 - передняя полуось;
26 - втулка шатуна;
27 - палец поршня;
28 - поршень;
29 - кольца;
30 - шатун;
31 - задняя полуось;
33 - втулка;
34 - маховик;
35 - щеки

Сбои в работе пускача и потеря мощности могут зависеть от исправности системы питания. Возможен либо малый, либо большой зазор между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето. Сказывается так же слишком позднее или раннее зажигание.

Тяжелый запуск ПД-10 может быть из-за на недостаточной компрессии в цилиндре, негерметичном уплотнений картера и коленвала, размагничивание ротора магнето.

Если прокручивание коленвала двигателя замедлилось при номинальной частоте вращения коленвала пускача, то нужно копать в сторону пробуксовки. Она (пробуксовка) может возникнуть в сцеплении из-за износа его дисков. Также пробуксовка обгонной муфты при истирании ее роликов или фигурной втулки может давать такой эффект.

Ранее отключение пускового двигателя может возникнуть по следующим причинам: ослаблены или поломались пружины толкателя; неисправен автомат отключения ведущей шестерни; произошло изнашивание выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя.

Скрежетание ведущей шестерни в момент включения и верно настроенном механизме включения дает знать, что мы имеем дело с искореживанием дисков сцепления (сцепление «ведет»), либо выходом из строя пружин разжима дисков.

Насколько пускач МТЗ исправен можно судить, проверяя максимальную частоту вращения его коленвала при прокручивании коленчатого вала двигателя трактора. Для этого двигатель прогревают до нормы и, используя тахометр, смотрят, какая максимальная частота вращения коленвала без нагрузки (на холостом ходу).

Основные показатели, номинальные и допустимые размеры деталей пускового двигателя ПД-10У

Если снизилась частота вращения на холостом ходу, проверьте не засорился ли воздухоочиститель. Обратите внимание на правильность регулировки карбюратора, рабочее состояние свечей зажигания. Уделите внимание на регулировку пружины регулятора частоты вращения. Возможно она неправильная.

При нахождения в норме максимальной частоты вращения на холостом ходу, анализируем частоту вращения коленвала пускача при вращении коленвала двигателя с отключенной подачей топлива.

Ухудшение свойств деталей цилиндропоршневой группы пускового двигателя диагностируется при прокручивании коленвала двигателя и исправных системах питания. Частота вращения и зажигания при этом находятся ниже указанного предела.

Поршень, поршневые кольца, цилиндр обычно заменяются даже без снятия пускача с трактора.

Последовательность действий по нормализации процесса следующая: неторопясь отделяют управляющие тросики и рукава системы охлаждения (см. рис. 2.1.67). Далее отделяют головку, цилиндр двигателя и внимательно осматривают детали цилиндропоршневой группы.

Рис. 2.1.67. Как снять тросики управления и рукава системы охлаждения пускача МТЗ:
1 - тросик управления;
2 - рукава системы охлаждения

Рис. 2.1.68. Как измерить диаметр юбки поршня микрометром пускача МТЗ

Рис. 2.1.69. Как измерить диаметр цилиндра пускача МТЗ индикаторным нутромером



Рис. 2.1.70. Как установить цилиндр пускача на поршень:
1 - поршень; 2 - обжимка; 3 - цилиндр пускового двигателя

В каких случаях меняют цилиндр, поршень и поршневые кольца пускового двигателя трактора? Такую важную работу производят при обнаружении разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4 мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09 мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).

Ну а эти самые поршневые кольца меняют при превышении зазора в замке более 3,5 мм, а так же если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм.

В поршневых кольцах зазор, должен находится в следующем диапазоне 3,15 - 3,30 мм. Кольца обычно без напряга проваливаются в канавках поршня под действием собственной массы.

Как установить цилиндр в поршень? Для этой цели используют обжимку для сжатия колец. Она из металлической ленты (см. рис. 2.1.70).

Перед установкой рабочую поверхность цилиндра и поршень смазывают дизельным маслом. Гайки крепления фланца цилиндра к картеру затягивают по диагонали моментом 35 Н·м, а гайки шпилек головки цилиндра - моментом 50 Н·м.

Если что-то поломалось в механизме передачи и включения пускового двигателя (рис. 2.1.71) механизм демонтируют, разбирают (рис. 2.1.72-2.1.79) и осматривают на предмет технического состояния узлов и деталей.


Рис. 2.1.71. Схема расположения деталей механизма передачи и включения пускача МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - нажимной упор; 2, 8, 17, 44 - подшипники; 3 - нажимной диск; 4 - упругий упор; 5 - палец; 6 - ступица; 7 - плунжер; 9, 14, 18, 21 - втулки; 10 - ролик; 11 - ведомый диск; 12 - ведущий диск; 13 - прижимной диск; 15 - ведущий барабан с зубчатым колесом; 16, 19 - кольца; 20 - манжета; 22 - корпус; 23 - специальная шайба; 24 -- зубчатое колесо; 25 груз; 26 - держатель; 27 - шайба; 28 - толкатель; 29 - пружина толкателя; 30, 33 - пружины; 31, 40 - рычаги; 32 - вал редуктора; 34 - поводок; 35 - штифт; 36, 41 - валики; 37, 38, 42 - крышки; 39 - валик рукоятки; 43 - стопорная шайба

Рис. 2.1.72. Как снять крышку механизма включения пускача:
1 - крышка;
2 - корпус механизма

Рис. 2.1.73. Как отвернуть гайки вала механизма включения:
1 - ганка;
2 - крышка



Рис. 2.1.74. Как выпрессовать вал в сборе из крышки пускача:
1 - крышка;
2 - выколотка

Рис. 2.1.75. Как снять ступицу, ведущий, ведомый и прижимной диск пускача:
1 - ступица;
2 - ведомый диск;
3 - ведущий диск;
4 - прижимной диск



Рис. 2.1.76. Как спрессовать подшипник с вала пускача:
1 - подшипник;
2 - вал;
3 - съемник



Рис. 2.1.77. Как разбрать автомат выключения пускового двигателя МТЗ:
1 - гайка крепления втулки толкателя;
2 - толкатель;
3 - держатель грузов

Рис. 2.1.78. Как выпрессовать втулку ведущего барабана пускового двигателя МТЗ:
1 - втулка;
2 - барабан;
3 - цанговый съемник



Рис. 2.1.79. Как установить механизм включения в корпус пускача МТЗ:
1 - втулка подшипника;
2 - лыска;
3 - штифт;
4 - корпус механизма

Произведя после ремонта пускача сборку, его и редуктор нужно обкатать. Под нагрузкой и без таковой.

Если у вас нет испытательного стенда, ничего страшного, обкатку пускового двигателя и редуктора можно вполне эффективно провести на самом тракторе.

«Горячую» обкатку пускача в отсутствии нагрузки осуществляют в течение 2 мин при частоте вращения коленвала двигателя 2200-2450 об/мин и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900-4000 об/мин.

Обкатку производят на смеси бензина A-76, A-80 (15 частей) и дизельного масла (1 часть).

Нагрузку пускачу МТЗ на обкатке организовывают прокручиванием коленвала двигателя при отключенной подаче топлива в течение 3 мин и частоте вращения коленвала пускового двигателя 3750 об/мин, далее в течение 5 мин при частоте вращения 4500 об/мин.

По ходу обкатки наблюдают работу редуктора и механизма сцепления. Не допускается протекание топлива, масла и воды, а также выход газов в местах корпусных деталей двигателя.

Двухтактный, бензиновый, одноцилиндровый. Мощность его 10 л. с. при 3500 об/мин. Установлен с правой стороны дизеля на площадке кожуха маховика. Основанием двигателя является картер, состоящий из передней 4 и задней 12 половин (рис. 85, а). Обе половины шлифованными плоскостями прижаты друг к другу и образуют герметически закрытую кривошипную камеру.

Схема пускового двигателя ПД-10

Рис. 85. Пусковой двигатель ПД-10М - схема (пускач ПД-10).
а) Продольный разрез , 1—промежуточная плита; 2—шестерня коленчатого вала; 3—промежуточная шестерня; 4—передняя половина картера; 5—шариковый подшипник; 6 и 14—сальники; 7—передний роликовый подшипник; 8 — передняя полуось коленчатого вала; 9—щека коленчатого вала; 10—шатунный роликовый подшипник; 11—палец (шатунная шейка) коленчатого вала; 12—задняя половина картера; 13—задний роликовый подшипник; 15—войлочный сальник; 16—маховик; 17 - задняя полуось коленчатого вала; 18—шатун; 19—смазочный канал; 20—поршень; 21—стопорное кольцо поршневого пальца; 22—поршневой палец; 23—газоотводящий патрубок; 24—выпускное окно; 26—недоотводяший патрубок; 26—запальная свеча; 27—заливной краник; 28—головка цилиндра; 29—прокладка головки; 30—цилиндр; 31—продувочное окно; 32—впускное окно; 33—карбюратор; 34—тяга от регулятора к карбюратору; 35—магнето ,
б) Разрез цилиндра в горизонтальной плоскости,
в) Шестерни: 36—шестерня привода регулятора; 37—шестерня привода регулятора.

Для плотности соединения плоскости смазывают шеллаком.

Устройство ПД-10М

Цилиндр 30 в ПД-10М отлит за одно целое с водяной рубашкой, крепится четырьмя шпильками и гайками на картере и центрируется в нем нижним обработанным пояском. С задней (по ходу трактора) стороны цилиндр имеет два расположенных рядом выпускных окна 24. С противоположной стороны расположены всасывающие окна 32.

В плоскости качания шатуна диаметрально друг другу расположены продувочные окна 31, которые соединены перепускными каналами с полостью кривошипной камеры. Касательное расположение продувочных каналов к окружности цилиндра (см. рис. 85,6) уменьшает утечку горючей смеси вместе с отработавшими газами через выпускные окна при продувке цилиндра.

Между головкой цилиндра 28 и цилиндром имеется прокладка 29. Внутренняя выемка головки образует полусферическую камеру сгорания. В резьбовые отверстия головки ввернуты запальная свеча 26 и заливной краник 27.

Поршень 20 в двигателе ПД-10 из алюминиевого сплава имеет выпуклое сферическое днище, обеспечивающее хорошую очистку цилиндров от отработавших газов. Поршень снабжен тремя компрессионными кольцами с прямыми замками. Чтобы предотвратить поломку поршневых колец , их замки фиксируются штифтами, запрессованными в канавках поршня. Правильное положение поршня в цилиндре определено стрелкой, набитой па его днище, которая при сборке должна быть обращена в сторону задней полуоси 17 коленчатого вала.

Поршневой палец 22 изготовлен из стали 20Х; наружная поверхность его цементирована и закалена. Крепление пальца плавающее, от осевого перемещения он удерживается стопорными пружинными кольцами 21.

Пускач ПД-10 имеет Шатун 18 из стали 12ХНЗА, с неразъемными головками. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Шатунный подшипник роликовый, двухрядный. Ролики монтируются без сепараторов и колец непосредственно в теле шатуна и на пальце 11 коленчатого вала. Поэтому эти поверхности цементированы, закалены и обработаны до высокой степени чистоты.

Коленчатый вал составной, собирается вместе с шатуном и его подшипником. Полуоси 8 и 17 и палец кривошипа 11 запрессованы в соответствующие отверстия щек 9. Для уравновешивания центробежной силы колена щек имеют противовесы.

Опорами вала служат два роликовых подшипника 7 и 13. Концы полуосей уплотнены резиновыми каркасными сальниками 6 и 14, которые обеспечивают герметичность камеры. Конец задней полуоси дополнительно уплотнен войлочным сальником 15.

На конусном конце задней полуоси шпонкой и гайкой закреплен маховик 16, имеющий кольцевую выточку для закладки пускового шнура. На конце передней полуоси установлены шестерня 2 и шариковый подшипник 5, который удерживает вал от осевых перемещений.

Шестерни пускового двигателя помещаются в полости передней половины картера, которая спереди закрыта промежуточной плитой 7. Чтобы обеспечить правильное взаимное положение коленчатого вала и ротора магнето, шестерни соединяют по меткам, как показано на рисунке 85, в.

Система охлаждения пускового двигателя ПД-10 объединена с системой охлаждения дизеля.

Система смазки пускача ПД-10 - устройство . Все детали кривошипно-шатунного механизма смазываются дизельным маслом, которое подается в двигатель с горючей смесью. Шестерни двигателя ПД-10 старт также смазываются дизельным маслом; его заливают в колодец картера маховика через горловину в полости шестерен пускового двигателя до уровня контрольной пробки.

Система питания пускового двигателя ПД-10М . Для пускового двигателя применяют автомобильный бензин А-66. В бачок пускового двигателя заливают смесь 15 частей бензина и 1 части масла по объему.

Топливо из бачка, закрепленного под верхним листом капота трактора, через отстойник самотеком подводится к карбюратору. Горючая смесь из карбюратора поступает в кривошипную камеру двигателя.

В передней части картера размещены передаточные шестерни двигателя. В верхней стенке передней половины картера над передаточными шестернями расположено отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 35, через которое заливают масло в корпус регулятора пускового двигателя.

Снизу у картера пускового двигателя расположены лапы для крепления его к картеру маховика. В нижней части картера расположено отверстие для слива конденсата бензина и масла, закрываемое пробкой 31.
Цилиндр 5 установлен направляющим пояском в расточку верхнего фланца картера и прикреплен к фланцу четырьмя болтами. Цилиндр имеет двойные стенки, пространство между которыми представляет собой водяную рубашку. Охлаждающая вода к цилиндру поступает по патрубку от блок-картера основного двигателя. На рабочей поверхности цилиндра расположено по два впускных, продувочных и выпускных окна.

Впускные окна 14 сообщаются каналами в цилиндре с карбюратором 15, прикрепленным к фланцу цилиндра. Продувочные окна 13 соединены двумя вертикальными каналами с кривошипной камерой двигателя. Выпускные окна 12 сообщаются с выпускным патрубком. Окна расположены так, что газораспределение происходит в соответствии с диаграммой (рис. 42).

Рис. 42. Диаграмма газораспределения пускового двигателя.

Головка 3 цилиндра (см. рис. 41) крепится к нему при помощи четырех шпилек. Стык между ними уплотнен асбостальной прокладкой 4 с металлической окантовкой центрального отверстия.

Снизу в головке расположена сферическая выемка, образующая камеру сгорания двигателя. Пространство между стенкой камеры сгорания и наружными стенками головки цилиндра служит водяной рубашкой, которая сообщается четырьмя отверстиями с рубашкой цилиндра и соединена патрубком с водоотводящей трубой основного двигателя.

В верхнее резьбовое отверстие головки цилиндра ввернута свеча 1. В наклонном боковом отверстии головки установлен краник 2, через который перед запуском заливают топливо.

Коленчатый вал двигателя составной, установлен в картере на двух роликовых подшипниках 21 и 29.

Коленчатый вал состоит из двух полуосей, двух щек, выполненных заодно с противовесами, и пальца кривошипа. Полуоси и палец кривошипа запрессованы в отверстие щек с большим натягом.

На конусном конце задней полуоси, на шпонке, установлен маховик 11. Он имеет зубчатый венец, входящий в зацепление с шестерней стартера. Для ручного пуска двигателя шнуром, применяемого в случае неисправности стартера, на маховике имеется кольцевая канавка с двумя выемками. Маховик закрыт кожухом с установленным на нем стартером. При ручном пуске кожух маховика снимают.
На передней ступенчатой полуоси установлены шариковый подшипник 20 и ведущая шестерня 18, притягиваемые к бурту полуоси гайкой. Подшипник 20, наружная обойма которого закреплена в картере двумя стопорными кольцами, фиксирует коленчатый вал от осевого перемещения и уменьшает радиальные нагрузки на опорный подшипник 21 от ведущей шестерни.

Шатун штампованный. В его верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Смазка к ее внутренней поверхности подводится через четыре отверстия в верхней головке. Нижняя головка шатуна неразъемная, сочленена с кривошипом через два ряда роликов 25. Радиальный зазор в кривошипном подшипнике составляет 0,008-0,020 мм. Такая величина зазора получается подбором шатуна, пальца кривошипа и роликов соответствующих размерных групп. В нижней головке шатуна имеются две сквозные прорези на цилиндрической поверхности головки и две канавки на торцовых поверхностях, по которым поступает масло для смазки кривошипного подшипника.

Поршень 8 отлит из алюминиевого сплава АЛ-10В. В канавках поршня размещены два поршневых кольца. Для повышения износостойкости верхнее кольцо хромируют. Чтобы замки колец не располагались против окон цилиндра, кольца фиксируют в определенном положении латунными штифтами.

Поршень в цилиндр устанавливают в определенном положении. Стрелка, выбитая на днище, должна быть обращена в сторону выпускных окон. В зависимости от диаметра юбки поршни подразделяют на три группы. Производственные и ремонтные размеры поршня и цилиндра даны в таблице 7.

Таблица 7


Поршневой палец 9 плавающего типа. Его продольное перемещение ограничивается стопорными кольцами. Поршневой палец и отверстия в поршне под него изготовляют по двум размерным группам (табл. 8).

Таблица 8


Перед запрессовкой поршневого пальца в отверстие поршень нагревают до температуры 100° С.

Распределительные шестерни пускового двигателя помещаются в передней части картера. Вращение от шестерни 18 коленчатого вала передается через промежуточную шестерню 33 шестерне 32 привода регулятора, шестерне 34 привода магнето и шестерне передаточного механизма.

Промежуточная шестерня установлена на двух шариковых подшипниках 19, внутренние обоймы которых насажены на ось, запрессованную в картер. Осевое перемещение шестерни ограничивается стопорным кольцом, расположенным между наружными обоймами подшипников.
Шестерню привода магнето устанавливают так же, как промежуточную шестерню. Шестерня привода магнето имеет на торце паз, которым она соединена с полумуфтой магнето.

Шестерню коленчатого вала, промежуточную шестерню и шестерню магнето устанавливают по меткам К и М.

Шестерни закрыты плитой 39, к которой крепят магнето и корпус регулятора.

____________________________________________________________________________________________

На дизеле Д-240 трактора МТЗ-80 установлен пусковой двигатель ПД-10-У мощностью 7,37 кВт (рис, 2.1 .65, 2.1.66).

Рис 2.1.65. Общий вид пускового двигателя ПД-10

1 - механизм передачи и включения пускового двигателя; 2 - воздухоочиститель; 3 - головка цилиндра; 4 - свеча; 5 - цилиндр; 6 - поршень; 7 - палец поршня; 8 - шатун; 9 - стартер; 10 - маховик; 11 - щека

Рис. 2.1.66. Взаимное расположение корпусных деталей (а) и деталей кривошипно-шатунного механизма (б) пускового двигателя

1, 14 - плиты; 2, 10, 15, 17, 19 - прокладки; 3 - кронштейн; 4, 5 - патрубки; 6 - головка цилиндра; 7 - свеча; 8 - наконечник; 9 - провод; 11 - цилиндр; 12 - передний кожух; 13 - задний кожух; 16 - задний картер; 18 - передний картер; 20, 21, 36 - шестерни; 22 - палец; 23, 24, 32 - подшипники; 25 - передняя полуось; 26 - втулка шатуна; 27 - палец поршня; 28 - поршень; 29 - кольца; 30 - шатун; 31 - задняя полуось; 33 - втулка; 34 - маховик; 35
- щеки

Снижение мощности пускового двигателя ПД-10У, сопровождаемое уменьшением частоты вращения его коленчатого вала и характеризуемое падением компрессии (давления в цилиндре), указывает на износ цилиндропоршневой группы.

Компрессию проверяют компрессиметром КИ-861 при прокручивании коленчатого вала стартером на прогретом двигателе. Величина компрессии должна быть не менее 0,45 МПа. Снижение компрессии до 0,3 МПа указывает на предельный износ цилиндропоршневой группы или на притирание и закоксовывание поршневых колец.

Перебои в работе пускача и потеря мощности могут определяться неисправностями системы питания, чрезмерно малой или большой величиной зазора между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето, установкой слишком позднего или раннего зажигания.

Затрудненный пуск двигателя указывает на недостаточную компрессию в цилиндре, нарушение герметичности уплотнений картера и коленчатого вала, размагничивание ротора магнето.

Замедленное прокручивание коленвала дизеля Д-240 при номинальной частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя ПД-10 свидетельствует о пробуксовке сцепления вследствие износа его дисков, о пробуксовке обгонной муфты при износе ее роликов или фигурной втулки.

Преждевременное отключение пускового двигателя вызывается ослаблением или поломкой пружин толкателя, автомата отключения ведущей шестерни, износом выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя.

Скрежет ведущей шестерни при включении и правильно отрегулированном механизме включения свидетельствует о короблении дисков сцепления (сцепление «ведет»), поломке пружин разжима дисков.

Техническое состояние пускача можно определить, замеряя максимальную частоту вращения его коленчатого вала при прокручивании коленчатого вала дизеля. В этом случае двигатель прогревают до нормального теплового состояния и с помощью тахометра определяют максимальную частоту вращения
коленчатого вала без нагрузки (па холостом ходу).

Основные показатели, номинальные и допустимые размеры деталей пускового двигателя ПД-10У

Частота вращения коленчатого вала, мин-1:

На холостом ходу - 3900-4200
- под нагрузкой при прокручивании коленчатого вала дизеля - 3500-3800

Диаметр цилиндра, мм:

Номинальный - 72,00-72,03
- допустимый - 72,17

Диаметр поршня, мм:

Номинальный - 71,79-71,82
- допустимый - 71,50

Зазор между кольцом и канавкой поршня, мм - 0,23

Толщина дисков сцепления, мм:

Ведомого или ведущего - 7,5
- прижимного - 5,5

Заниженная частота вращения на холостом ходу является следствием засорения воздухоочистителя, нарушения регулировки карбюратора, неисправности свечи зажигания, неправильной регулировки пружины регулятора частоты вращения.

Если максимальная частота вращения на холостом ходу находится в пределах нормы, то проверяют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании коленчатого вала дизеля Д-240 с выключенной подачей топлива.

Если частота вращения при прокручивании коленчатого вала дизеля и исправных системах питания и зажигания ниже указанного предела, то это свидетельствует об износе деталей цилиндропоршневой группы пускового двигателя.

Поршень, поршневые кольца, цилиндр заменяют, как правило, без снятия пускача ПД-10 с трактора МТЗ-80.

Предварительно отсоединяют тросики управления и рукава системы охлаждения (рис. 2.1.67). Затем снимают головку, цилиндр двигателя и проводят техническую экспертизу деталей цилиндро-поршневой группы.

Рис. 2.1.67. Демонтаж тросиков управления и рукавов системы охлаждения

1 - тросик управления; 2 - рукава системы охлаждения


Рис. 2.1.70. Установка цилиндра на поршень

1 - поршень; 2 - обжимка; 3 - цилиндр пускового двигателя ПД-10У

Цилиндр, поршень и поршневые кольца заменяют, если разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4 мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09 мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке превышает 3,5 мм или если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм.

Зазор в замке поршневых колец, установленных в цилиндр, должен быть 3,15-3,30 мм. Кольца должны свободно перемещаться и утопать в канавках поршня под действием собственной массы.

При установке цилиндра на поршень используют обжимку для (сжатия колец, изготовленную из металлической ленты (рис. 2.1.70).

Перед установкой рабочую поверхность цилиндра и поршень смазывают дизельным маслом. Гайки крепления фланца цилиндра к картеру затягивают по диагонали моментом 35 Нм, а гайки шпилек головки цилиндра - моментом 50 Нм.

При неисправностях механизма передачи и включения пускового двигателя (рис. 2.1.71) механизм снимают, разбирают (рис. 2.1.72-2.1.79) и проводят техническую экспертизу деталей.


Рис. 2.1.71. Взаимное расположение деталей механизма передачи и включения пускача ПД-10

1 - нажимной упор; 2, 8, 17, 44 - подшипники; 3 - нажимной диск; 4 - упругий упор; 5 - палец; 6 - ступица; 7 - плунжер; 9, 14, 18, 21 - втулки; 10 - ролик; 11 - ведомый диск; 12 - ведущий диск; 13 - прижимной диск; 15 - ведущий барабан с зубчатым колесом; 16, 19 - кольца; 20 - манжета; 22 - корпус; 23 - специальная шайба; 24 -- зубчатое колесо; 25 груз; 26 - держатель; 27 - шайба; 28 - толкатель; 29 - пружина толкателя; 30, 33 - пружины; 31, 40 - рычаги; 32 - вал редуктора; 34 - поводок; 35 - штифт; 36, 41 - валики; 37, 38, 42 - крышки; 39 - валик рукоятки; 43 - стопорная шайба

Рис. 2.1.72. Снятие крышки механизма включения

1 - крышка; 2 - корпус механизма

Рис. 2.1.75. Снятие ступицы, ведущего, ведомого и прижимного дисков

1 - ступица; 2 - ведомый диск; 3 - ведущий диск; 4 - прижимной диск


Рис. 2.1.76. Спрессовка подшипника с вала

1 - подшипник; 2 - вал; 3 - съемник


Рис. 2.1.77. Разборка автомата выключения

1 - гайка крепления втулки толкателя; 2 - толкатель; 3 - держатель грузов

Рис. 2.1.78. Выпрессовка втулки ведущего барабана

1 - втулка; 2 - барабан; 3 - цанговый съемник


Рис. 2.1.79. Установка механизма включения в корпус

1 - втулка подшипника; 2 - лыска; 3 - штифт; 4 - корпус механизма

После сборки пусковой двигатель ПД-10 и редуктор обкатывают без нагрузки и с нагрузкой. При отсутствии испытательного стенда в мастерской обкатку пускового двигателя и редуктора можно проводить непосредственно на тракторе МТЗ-80.

Горячую обкатку пускового двигателя без нагрузки проводят в течение 2 мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200-2450 мин-1 и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900-4000 мин-1. Обкатку ведут на смеси бензина А-72, A-76 (15 частей) и дизельного масла (1 часть).

Нагрузку пусковому двигателю в процессе обкатки создают путем прокручивания коленчатого вала дизеля при выключенной подаче топлива в течение 3 мин и частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя 3750 мин-1, а затем в течение 5 мин при частоте вращения 4500 мин-1.

В процессе обкатки проверяют работу редуктора и механизма сцепления. Течь топлива, масла и воды, а также прорыв газов в местах стыковок корпусных деталей двигателя не допускаются.