Кто не любит быстрой езды. Какой русский не любит быстрой езды

А мы продолжаем публиковать самые интересные цитаты всех времен и народов, и сегодня у нас интересная цитата, точнее отрывок из прозы - Какой же русский не любит быстрой езды?

Автор этой цитаты - Н. Гоголь “Мертвые души”

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все! » - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным охвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вот она понеслась, понеслась, понеслась!. . И вон уже видно вдали, с как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!. . Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства

Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души » (здесь же появляется известный образ «птицы тройки»):

Элемент романтического литературного образа «загадочной русской души». Часто используется как оправдание превышения скорости при движении на автотранспорте, иногда совершении рискованного поступка (вместо «кто не рискует, тот не пьёт шампанское» ).

Существуют производные, адаптирующие фразу к определённой ситуации, явлению, например:

См. также

Литература

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Какой русский не любит быстрой езды" в других словарях:

    Какой русский не любит быстрой езды? - Тот, на котором ездят шутл. о ситуации, когда допущена какая л. несправедливость, когда кого л. беззастенчиво использовали в своих целях, обидели и т. п. Травестирование крылатого риторического вопроса из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» … Словарь русского арго

    См. И какой же русский не пюбит быстрой езды? Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    Из поэмы (ч. 1, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809 1852). Используется как шутливо ироническая характеристика русского характера. Цитируется в порядке самооправдания при превышении скорости вождения автомобиля (шутл.).… … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., м., употр. очень часто Морфология: нар. по русски 1. Русским называют то, что происходит, имеет место в России. Русская история. | Русская природа. | Русский пейзаж. | Русская земля. | При поездке на русский Север мы вчетвером сидели на… … Толковый словарь Дмитриева

    русский - см.: Вот что жиды с русским человеком делают; Даже клевый штатский зиппер пропускает русский триппер; Какой русский не любит быстрой езды?.; отмечать столетие русской балалайки; Перевод с матерного на русский; Ударим русским менталитетом по… … Словарь русского арго

    какой - местоим. прил.; а/я, о/е см. тж. какое 1) а) Обозначает вопрос о качестве, свойстве чего л. Какого вы мнения об этой книге? Какого цвета было платье? Како/й он человек? б) отт. в риторич. вопросе и воскли … Словарь многих выражений

    Ая, ое; местоим. прил. 1. Обозначает вопрос о качестве, свойстве чего л. Какого вы мнения об этой книге? Какого цвета было платье? К. он человек? // (в риторич. вопросе и восклиц.). Означает полное отрицание чего л.; вовсе не, никакой; разве. К.… … Энциклопедический словарь

«И какой же русский не любит быстрой езды?» Этот риторический вопрос, прозвучавший из уст Николая Васильевича Гоголя, вполне точно характеризует нравы и стиль вождения русского человека.

Казалось бы, манера вождения - лишь эмоциональный всплеск, субъективный порыв, разве можно принимать его за критерий, описывающий духовные свойства народа? «Конечно, нет» - ответим мы себе и, возможно, ошибёмся. Посмотрев внимательней, можно увидеть в этой привычке ключик к бессознательному российской действительности, индикатор и показатель нашего душевного состояния. Иностранцам, как людям, находящимся в иной реальности, проще рассмотреть в нас существенное, поэтому русская манера вождения им сразу бросается в глаза.

Слава Богу, права на вождение сегодня просто так не выдаются. Вернее, есть случаи, подтверждающие несовершенство любой правовой и нравственной системы, но эти случаи исключительны и в целом на «скорость не влияют». Вместе с тем, упускать их из виду или пренебрегать ими, неразумно и опасно, но сейчас речь немного о другом. Не так давно, ранним утром, меня разбудил громкий девичий разговор. Выглянув в окно, я увидел двух девушек, которые, помогая друг другу, выполняли маневр по проезду на автомобиле внутри двора. Дорога с этой стороны дома у нас широкая, поэтому даже припаркованные автомобили не мешают разъехаться двум машинам. Однако, отсутствие навыков вождения вносило коррективы в движение - девчата с трудом рисовали синусоиду, критические точки которой совпадали с габаритами мирно спящих авто. Лишь считанные сантиметры отделяли траекторию их движения от встречающихся на пути объектов. В такие моменты одна из девушек, назовем её штурманом, выбегала и начинала корректировать движение, помогая избежать, казалось бы неминуемого, столкновения. Другая девушка - водитель, путая вращение рулевого колеса с направлением движения, железным конем управляла экспериментальным способом, продвигаясь метр за метром по нашему небольшому двору, как ребёнок впервые шагает по земле обетованной. Вот и моя машина оказалась на пути, но повезло… Так и преодолели юные водители свой первый путь. Возвратившись на диван, я продолжил прерванный сон.

Однако, через некоторое время я был вновь разбужен. К уже знакомым голосам присоединился еще один, мужской. Светало. Выглянув в окно, я увидел ошибку в синусоиде, отмеченную контактом «учебного» автомобиля с припаркованным. Рядом стоял «счастливый» обладатель уже не идеального автомобиля. Из разговора выяснилось, что прав на вождение у практиканток нет. Чем была обусловлена эта весёлая поездка - закреплением ли навыков вождения или иными причинами - неважно, но факт остается фактом - вождение без прав явилось причиной этого происшествия.

К сожалению, подобный случай не единичен - в сводках новостей встречается формулировка «водитель был без прав вождения». Такие случаи, раз о них написали, далеко не безобидны, ведь если подобное произойдёт на высокой скорости, то это уже может стать преступлением, приведшим к печальным последствиям. Это одна из особенностей русского менталитета - вседозволенность. Слава Богу, случаи такие не многочисленны, но место своё имеют.

Но оставим этот пример, мы законопослушны, сдав экзамены и научившись водить, получили права и следующий шаг - покупка автомобиля. Для многих - это жизненно важный шаг, ведь для человека автомобиль не только средство передвижения. Это и показатель успешности, статуса и самолюбия. В больших городах России можно встретить много дорогих авто. К примеру, внедорожники, приобретение которых раньше оправдывали возможностью беспрепятственно передвигаться по нашим дорогам. Однако, с видимым улучшением дорог количество внедорожников не уменьшалось, даже выросло - кроме престижных моделей появились и спорткары, и автомобили бизнес-класса. Несмотря на невысокий уровень дохода и низкое благосостояние, которым любят попрекать нашу страну, автомобили люкс-класса, приобретают в России в количестве не меньшем, чем в экономически развитых странах. Понятно, что приобретает та часть населения, у которых материальных ресурсов много больше, чем у всех остальных, но это другой вопрос.

Нас не пугает ни цена самого автомобиля, ни стоимость его обслуживания. Последний факт, сдерживающий потребительские порывы жителей других стран, в которых логично популярны малолитражки, для нас не значителен. Мы пока не обращаем внимания на такие мелочи, как стоимость бензина или дизельного топлива - ведь наша страна богата нефтяными ресурсами. У нас должна быть самая низкая в мире цена на топливо, и никого не должно интересовать: разумно или нет мы его расходуем.

Сегодня уже многие понимают, что проблемы дорожного движения имеют прежде всего социальную основу. К примеру, автомобильные пробки - это не только недостаточное обустройство городской среды, но и чрезмерное количество автомобилей, низкая культура вождения и многое другое, имеющее в основе не технологические, а социально-этические факторы. В последнее время радует внимание к общественному транспорту, публичное обсуждение перспектив его развития. Примечательна тенденция переориентации на двухколесный, более мобильный транспорт, в том числе и велосипедный, являющийся показателем более свободного общества, актуализирующего здоровый образ жизни и состоящего из людей, умеющих разумно распределять личное время и свои ресурсы.

С чего начинается день большого города? Для живущих на первых этажах, первые звуки пробуждения далеко не естественны. Миллионы лет человек слушал звуки природы: животных и птиц, шум ветра, листвы, грома, других явлений. Лишь в последние столетия к природной гармонии добавился фон индустриальный. Резкий, металлический, своей какофонией диссонирующий с привычными ритмами. Он проник повсюду. Как вирус, распространяющийся на все живое, он появился на улице, он льется из динамиков телевизоров и компьютеров, его жесткие аккорды все чаще наполняют мелодию современной музыки.

Но существует ли этот вирус вне нашей воли? Не мы ли своим отношением к миру безоглядно наполняем пространство индустриальными испражнениями? Не мы ли, считающие себя хозяевами всего, создаем разрушающий резонанс родине, которая нас породила и бережёт?

Всё начинается с мелочей. Купил машину, перенес свое большое Я на неё, теперь она часть меня и заботишься ты о ней внимательней, чем даже о своем теле.

Уже давно не нужно греть двигатель перед поездкой. Но мы по старинке волнуемся, что мотор может изнашиваться быстрее, заводим его и тарахтит он «в холостую», пока заняты мы своими домашними делами. Сейчас это просто - не вставая с постели нажал на кнопочку, на десятом этаже, и работает твоя машинка, пуская угарный газ в близлежащие окна. Пусть греется любимая, да и место под попой будет тепленькое. О том, что дым кому-то мешает, шум двигателя надоедает, думать не стоит - это проблемы тех, кого это раздражает.

Сказанное не про нас. Мы, никому не мешая, садимся в свой любимый автомобиль, заводим его и едем на работу. Если приходится спешить (признаемся, бывает…), мы можем немного превысить скорость, либо «случайно» не заметить уже догорающий зеленый. Но никогда не мчимся, никогда не едем по трамвайным путям, никогда не «стопорим» движение на перегруженном перекрестке.

По дороге на работу встречаются хамы. Они пытаются протиснуться в пространство перед нашей машиной. Мы больше всего этого не любим, даже ненавидим. Еще бы, ведь это мое законное, установленное объективным правом место, а им хочет воспользоваться какой-то «наглец». «Братская любовь» возникает и в противоположном случае - когда мы не успеваем и вынуждены проситься в соседний ряд. Нам также не уступают, мы на чем свет кроем «этого жмота».

Что мы теряем в обоих случаях? По-разному: целостность машины, здоровый цвет лица, иногда, рук и ног, хорошее настроение, любовь. Что побуждает? - можно сказать: «справедливость, отсутствие времени и прочее», но правдой будет - нежелание (даже жадность), чтобы другому позволялось больше, чем тебе, тяга к равенству во имя равенства. Что же случится если мы уступим? - Ничего, может, потеряем несколько секунд нашего драгоценного времени. Даже получим благодарность, пусть иногда не выраженную сознательно.

Ну вот, мы ближе к месту назначения. У нас есть автомобиль, значит, он должен довезти нас как можно ближе к цели. Вопрос парковки вторичен: мысль развивается от желания оказаться там, откуда уже идти не нужно, до решения вопроса - как обойти возможные преграды, если останавливаться в этом месте запрещено? Почему запрещено, нас не интересует - вопрос последствий стоянки в неположенных местах у нас сводится к материальным потерям, а не к осмыслению общественных неудобств. Есть автомобилисты, к сожалению, таких немало, которые не приемлют остановку от которой ещё нужно будет пару сотен метров идти пешком. Быстро находится крайний - государство. Оно не предусмотрело строительство парковок в центре города. Возможность этого строительства, как финансовая, так и физическая, в рассмотрение не берется. Обвинения строятся на субъективно прагматичных принципах, не учитывающих иные, в том числе, общественно - государственные интересы.

Платные парковки в умах таких граждан проблемы не решают, ибо они привыкли получать стоянку безвозмездно. Да и вообще мы не рассматриваем стоянку как услугу. Хваля и приводя в пример европейские государства, с высоким уровнем благосостояния, наши товарищи не берут во внимание, что в этих государствах в центральных городских кварталах стоянок днём с огнём не сыщешь, а те, которые есть «приятно удивляют ценой». Мы раздражаемся пробками, кричим на припарковавшихся в неположенных местах, но сами, по возможности, поступаем также.

Прошел день. Нас ждет любимый дом. На всех парах, не взирая на встречные потоки ветра, мы летим к родному гнёздышку. Кто-то с музыкой, так, чтобы слышали все, кто-то без, но все мы смело продвигаемся вперед. Где-то на мигающий зеленый, где-то на еще не погасший красный, где-то превышая скорость, убеждая при этом себя что мастерство вождения не создаст опасностей, да и Бог бережёт. Именно о таком вождении рассказывают иностранцы при вопросе, что первое бросилось им в глаза? Они со страхом и недопониманием наблюдают за нашими рисковыми полётами. Но им нас не понять…

Вот, мы, с Божьей помощью, и дома. Правда, по большей части, Бога мы не упоминаем, когда всё хорошо. Все сводим к собственному уму и опыту - ведь мы те, кто творит мир. Ну да ладно, мы уже дома. Хорошее настроение, близкие люди, домашний очаг, но как некстати бывают разговоры о плохих водителях, встретившихся нам в этот день, и, не приведи Господь, трагических случаях.

Удачи вам, и будьте аккуратны на дороге, будьте вежливы и добры к водителям и пешеходам, даже нарушителям, ведь мало ли что у них в душе. Уступайте людям. Может, почувствовав от нас такое непротивление злу, сердце подскажет им в будущем поступить также.



Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души » (здесь же появляется известный образ «птицы тройки»):

Элемент романтического литературного образа «загадочной русской души». Часто используется как оправдание превышения скорости при движении на автотранспорте, иногда совершении рискованного поступка (вместо «кто не рискует, тот не пьёт шампанское» ).

Существуют производные, адаптирующие фразу к определённой ситуации, явлению, например:

См. также

Литература

  • Гоголь Н. В. Мертвые души. - М.:Эксмо, , 384 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Залог (грамматика)
  • Похвистневский район Самарской области

Смотреть что такое "Какой русский не любит быстрой езды" в других словарях:

    Какой русский не любит быстрой езды? - Тот, на котором ездят шутл. о ситуации, когда допущена какая л. несправедливость, когда кого л. беззастенчиво использовали в своих целях, обидели и т. п. Травестирование крылатого риторического вопроса из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» … Словарь русского арго

    Какой же русский не любит быстрой езды? - см. И какой же русский не пюбит быстрой езды? Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    И какой же русский не любит быстрой езды? - Из поэмы (ч. 1, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809 1852). Используется как шутливо ироническая характеристика русского характера. Цитируется в порядке самооправдания при превышении скорости вождения автомобиля (шутл.).… … Словарь крылатых слов и выражений

    русский - сущ., м., употр. очень часто Морфология: нар. по русски 1. Русским называют то, что происходит, имеет место в России. Русская история. | Русская природа. | Русский пейзаж. | Русская земля. | При поездке на русский Север мы вчетвером сидели на… … Толковый словарь Дмитриева

    русский - см.: Вот что жиды с русским человеком делают; Даже клевый штатский зиппер пропускает русский триппер; Какой русский не любит быстрой езды?.; отмечать столетие русской балалайки; Перевод с матерного на русский; Ударим русским менталитетом по… … Словарь русского арго

    какой - местоим. прил.; а/я, о/е см. тж. какое 1) а) Обозначает вопрос о качестве, свойстве чего л. Какого вы мнения об этой книге? Какого цвета было платье? Како/й он человек? б) отт. в риторич. вопросе и воскли … Словарь многих выражений

    какой - ая, ое; местоим. прил. 1. Обозначает вопрос о качестве, свойстве чего л. Какого вы мнения об этой книге? Какого цвета было платье? К. он человек? // (в риторич. вопросе и восклиц.). Означает полное отрицание чего л.; вовсе не, никакой; разве. К.… … Энциклопедический словарь

"Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды ? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чорт побери всё!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты , летят навстречу купцы на облучках своих кибиток , летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка ! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".

Фразы с близким значением

Фразы с противоположным значением

"Выбравшись из толпы, он обернулся ко мне с предуведомлением:

— Ну, барин, держись! — Заложил правую рукавицу под левую мышку, повел обнаженной рукой над тройкою, гаркнул — и кони взвились как вихорь! Дух занялся у меня от быстроты их поскока: они понесли нас.

Как верткий челнок на валах, кувыркались, валялись и прыгали сани в обе стороны; извозчик мой, упершись в валек ногою и мощно передергивая вожжами, долго боролся с запальчивою силою застоявшихся коней; но удила только подстрекали их ярость. Мотая головами, взбросив дымные ноздри на ветер, неслись они вперед, взвивая метель над санями. Подобные случаи столь обыкновенны для каждого из нас, что я, схватясь за облучок, преспокойно лежал внутри и, так сказать, любовался этой быстротой путешествия. Никто из иностранцев не может постичь дикого наслаждения — мчаться на бешеной тройке, подобно мысли, и в вихре полета вкушать новую негу самозабвения. Мечта уж переносила меня на бал. Боже мой, как испугаю и обрадую я Полину своим неожиданным появлением! Меня бранят, меня ласкают; мировая заключена, и я уж несусь с нею в танцах… И между тем свист воздуха казался мне музыкою, а мелькающие изгороди, леса — пестрыми толпами гостей в бешеном вальсе…"

Изображения

Катание в коляске. Александр II с сыновьями Николаем, Александром, Владимиром на прогулке в Царском селе.

Сверчков Н.Е., 1856-1856 гг. Ярославский художественный музей

Примечания

1) - старая русская мера длины, равная 1,06 километрам.

2) - передок экипажа, на котором сидит кучер.

3) - Крытая повозка.

4) Тройка - тройка лошадей. Старинная русская запряжка лошадей. Коренник - центральная лошадь - должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные - лошади сбоку - должны скакать галопом. Тройка развивала скорость до 45-50 км/ч, что считалось очень высокой скоростью.