Правила поведения за рулем. Автомобильный этикет. Движение в пробках. Остановка и стоянка

Садясь в автомобиль, вы как будто попадаете в другое измерение - мир дорог и автомобилей. Тут все иначе, чем в обычной жизни, вы вроде находитесь среди других, но в то же время отгорожены от них и находитесь в своем личном пространстве. Тем не менее, правила этикета существуют и здесь.

Должно быть, вы уже знаете (или скоро изучите) правила дорожного движения. Важно с самого начала стремиться действительно соблюдать их, тогда вы автоматически получаете статус джентльмена (леди) и пользуетесь уважением других. Пропустить пешеходов на переходе - обязательно! Не превышать скорость, особенно на дорогах, где известно что люди имеют привычку переходить улицу, ведь это непосредственно связано с безопасностью. Самое плохое, что может случиться на дороге - это наезд на пешехода. Не паркуйтесь ближе 5 метров перед пешеходным переходом - это ограничивает обзор перехода проезжающим автомобилям и увеличивает вероятность ДТП.

Отдельная проблема - это автомобильные пробки. Как ни странно, создаем их часто мы сами - нарушая правила и создавая аварийные ситуации, или поворачивая не из своего ряда. Вам конечно знакома ситуация, когда перед съездом с трассы скапливается множество машин - в несколько рядов, загораживая проезд тем, кто едет прямо. Таким образом, образуется классическая пробка, создаются задержки, от которых страдают все. У того, кто пытается вклиниться, проехав впереди очереди, возникает иллюзия, что он в результате проедет быстрее. Тогда как на самом деле он экономит несколько минут, а окружающие, особенно те, кто едет прямо, теряют уже десятки минут - это на порядок больше мнимой экономии, а если умножить это на количество людей, получивших дополнительную задержку - потери будут еще больше. Да и сам «съэкономивший» через несколько километров попадет в такую же пробку, которую устроили такие же как он. А ведь так просто следовать правилам: если предназначено для съезда две полосы, встаньте в одну из них, уважайте окружающих. Поступая так, кроме ответного уважения водителей, вы получаете внутреннее удовлетворение и ощущение себя джентльменом (леди), а это дорогого стоит.

Другой пример: две полосы, из одной поворот направо. Бывает что желающих проехать прямо больше, чем желающих повернуть и тогда может найтись такой, мягко говоря, невежливый водитель, который встанет в полосу для поворота и не даст проехать тем, кто поворачивает. Такому не грех и посигналить.

И немного о негласных сигналах на дороге. Водитель-новичок, попадая на дорогу, может растеряться в многообразии световых и звуковых сигналов, подаваемых участниками движения. О сигналах светофора, регулировщика и дорожных знаках вам расскажут в автошколе, но опытные водители могут получить гораздо больше информации о действиях других автомобилистов (и, в свою очередь информировать других), используя негласный язык общения на дороге. Автомобилисты, знающие язык и правила «хорошего тона на дороге» имеют меньше шансов попасть в неприятность.

1) Для выражения благодарности -
- включение аварийной световой сигнализации- «аварийки» (пару раз моргнуть).
Применяют в знак благодарности за действия соседнего авто, если кто-то пропустил вас на трассе или в городе, дал вам возможность выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда, дал обогнать. Можно щелкнуть сначала левым, а потом правым «поворотником», что аналогично сигналу «аварийкой».
- поднятая от руля рука ладонью к лобовому стеклу. - для встречного авто, например, предупредившего об опасности на дороге, также можно использовать этот знак, чтобы поблагодарить водителя, пропускающего вас (когда он находится спереди и навряд ли увидит сигнал аварийной сигнализации).

2) Выражение возмущения -
- короткие звуковые сигналы. Один - предостережение, два - недовольство, три - раздражение, четыре и более - брань.
многократное мигание дальним светом.

Для обозначения своего возмущения многие водители просто обгоняют автомобиль и притормаживают перед ним или вообще полностью останавливаются. Но следует помнить, что на дороге очень много нервных водителей и данная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.

3) Впереди опасность -
- включение аварийной световой сигнализации.
Для движущихся сзади - информация о том, что впереди какая-либо опасность, не обозначенная соответствующими дорожными знаками (затор, ДТП, ремонт проезжей части т т.п.)
Кроме этого, информировать следующий за вами автомобиль об опасности впереди можно нажатием несколько раз на педаль тормоза. Водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал означает «держи дистанцию».
- два кратковременных включения дальнего света.
Для встречных - впереди по ходу движения сотрудники ДПС или по стороне движения встречного транспорта какая-нибудь опасность (см. выше). Получив такое предостережение от встречных водителей, вежливо поблагодарите их жестом руки, обращенной ладонью вперед (см. пункт 1).

4) Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний -
-кратковременное включение дальнего света фар.
Применяется ночью, как просьба к встречному, который едет с дальним светом или слепящими противотуманками.

5) Пропустите, дайте дорогу -
- один длинный сигнал дальним светом.
Применяют с включенным левым поворотом и без левого поворотника. Возможно добавление длительного звукового сигнала - на трассе применяется в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы благополучно разъехаться.

6) Выхожу из машины -
- приоткрыть левую дверь и слегка покачать ею
- слегка приоткрыть дверь и повернуть голову назад.
- включить левый поворотник и приоткрыть дверь.

7) Обгоняйте -
- включить правый поворотник (и, возможно, притормозить) .
Для идущего сзади.
- помахать левой рукой.
Кроме того, левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, - сигнал для остальных, движущихся, например, за грузовиком машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.

8) Не обгоняйте -
- включить левый поворотник.
Для автомобиля, следующего сзади. Можно также кратковременно зажечь тормозные огни. Этот прием часто применяют дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка, для информирования идущих сзади легковых авто.
- открыть левую дверь или высунуть левую руку ладонью назад.
- попеременно включать правый/левый поворотники и стоп-сигналы.

9) Не пропущу -
- уменьшить расстояние, необходимое другой машине для маневра, например, прижаться к осевой, не давая обогнать.
- уменьшить дистанцию до впереди идущей машины, не давая встроиться.

10) Нужно горючее -
- водитель стоит у дороги с канистрой (ведром) и шлангом.
- кулак с опущенным вниз большим пальцем.

10) Нужна техническая помощь -
- водитель стоит у открытого капота или багажника с поднятой рукой.

Пользуясь этими знаками, соблюдайте правила дорожного движения, будьте взаимно вежливы на дороге - и счастливого вам пути!

К сожалению большинство водителей не знают об этикете на дороге. Тем не менее водительский этикет существует, и включает в себя несколько несложных правил в виде простых сигналов или знаков.
Конечно же использование данных «правил» не трактуется в книгах по ПДД , им не обучают в автошколах и их не требуется знать для получения водительского удостоверения. Но при движении в городском потоке или по трассам страны, знание этих правил может порой помочь избежать неприятных ситуаций или даже обезопасить Ваше или чье-то движение.
Необязательно знать все «сигналы этикета», но основные желательно помнить. Как раз несколько основных сигналов, мы и рассмотрим в этой теме.

Начнем с простого и наиболее распространенного «сигнала» — Моргать дальним . В данном случае можно разделить этот «сигнал» на две категории:
a) Просьба к водителю попутного транспорта уступить дорогу;
б) Предупреждение водителей встречного транспорта об приближении, например, к препятствию на пути их следования.
Хотя это и самый распространенный вариант, но многие не знают как правильно использовать эти сигналы и часто только запутывают других участников движения, умеющих ими пользоваться.
Поговорим о сигнале «уступить дорогу». Возможно в городском режиме не каждый водитель встречного транспорта обратит внимание на данный сигнал, а вот на трассе могут посчитать предупреждением. Следовательно для того, чтобы Вас правильно поняли и встречные и попутные водители, согласно правилам этикета, достаточно всего лишь дополнительно включить указатель левого поворота. Если быть наиболее точным, то сначала включают указатель левого поворота, а затем моргают дальним светом. В данном случае правильным считается подача длительного светового сигнала. С точки зрения водительского этикета это наиболее правильный сигнал с просьбой уступить Вам путь.
Наиболее распространенные ошибки в данном случае — это интенсивное моргание дальним, приближение в упор к впереди идущему транспорту или наоборот слишком отдаленное использование сигнала. Интенсивность вспышек, может быть воспринята как другой сигнал, который рассмотрим ниже. А вот самый частый случай, это когда автомобиль с просьбой уступить дорогу приближается слишком близко к движущемуся впереди транспорту. В этом случае даже правильно поданый сигнал считается нарушением этики, так как может спровоцировать водителя впереди идущего автомобиля на необдуманный поступок с печальными последствиями — он может резко затормозить или, испугавшись, перестроиться не убедившись в безопасности своего маневра. Отдаленно подаваемый сигнал, может быть просто не замечен. И конечно же не стоит сигналить, если впереди движущееся авто не может вас пропустить, по причине какой либо помехи.
Из перечисленного следует, что просить попутного водителя пропустить Вас, надо на безопасном для обоих водителей, но разумном расстоянии. Даже если у Вас выросли крылья, и вы «летите», постарайтесь сбавить пыл и правильно использовать данный сигнал.

С сигналом «предупреждение «, вроде бы все проще — посигналил — предупредил. При этом встречный (предупреждаемый) водитель обычно дает «отмашку» рукой — благодарит за предупреждение. Для этого сигнала считается правильной подача двух — трех коротких вспышек дальним светом. Но и этот сигнал умудряются использовать так, что не всегда поймешь его предназначение.
Основными ошибками, являются попытки предупредить каждого встречного, даже движущейся навстречу колонны автомобилей, предупреждение на слишком удаленной от «препятствия» дистанции или при движении близко к попутному транспорту
Не надо мограть для каждого, просто стоит оценить сколько встречных водителей могли увидеть предупреждение. Также не надо сигналить, если вы отъехали на достаточно большое расстояние, ведь встречный водитель может посчитать, что Вы или он ошиблись — в данном случае достаточно пары километров от «препятствия», но также в зависимости от обстановки на дороге и интенсивности движения за вами. Ну и конечно не следует стараться предупредить встречных, если Вы сами движетесь слишком близко к попутному автомобилю — таким образом вы введете в заблуждение оба направления.
Следует также заметить, что вспышки дальним светом могут применяться и в качестве уступающих сигналов или просьбой пропустить в городском цикле. Например, встречная вспышка дальним в пробке, совмещаемая с включенным поворотником, может означать просьбу пропустить для совершения поворота. Вспышка дальнего в бок или в лицо, когда Вы намерены выехать на полосу движения «моргающего», означает «пропускаю». В данных случаях непомешает совместить световой сигнал с взмахом руки — жестом указывающим Ваши намерения. Тоже в правилах хорошего тона поблагодарить пропускающего водителя жестом руки как приветствие или сигналом аварийки.
Учтите, сигналить дальним в темное время суток, даже правильно используя сигналы — строго запрещено. Таким образом Вы только навредите другим участникам движения.
Дале рассмотрим несколько «сигналов» с использованием указателей поворотов и аварийной сигнализации. Помимо стандартной функции, указывающей направление поворота или перестроения, а также поломку или вынужденную остановку, используются и как сигналы помощи водителю обгоняющего транспорта или благодарность. Очень полезны для водителей легковых автомобилей двигающихся за грузовым транспортом. Судите сами — водители грузовиков и автобусов видят дорожную обстановку впереди намного лучше водителей легковых автомобилей, если конечно перед ними нет других высоких транспортных средств закрывающих обзор или не присутствуют какие-либо другие факторы, поэтому они могут предупредить обгоняющий транспорт о том стоит ли производить данный маневр. Однако и водители легкового транспорта могут использовать данные сигналы для предупреждения обгоняющих транспортных средств. Ну и конечно всегда стоит поблагодарить за помощь.

Сигнал — Не обгоняй.

Сигнал — обгоняй (пропускаю).

Сигнал — благодарность.

Сигнал левым указателем поворота. Используется как предупреждение водителя обгоняющего транспортного средства о том, что в данный момент обгон лучше не производить. Сам сигнал трактуется исходя из ПДД «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево». Само собой не стоит пренебрегать данным сигналом, поскольку водитель обгоняемого автомобиля может видеть то, что не заметил обгоняющий, а может этот маневр помешает ему совершить свое перестроение, объезд препятсвия или поворот. Для подачи сигнала достаточно 3 — 4 «вспышки» иначе его можно будет трактовать как указание маневра.

Сигнал правым указателем поворота. Этот сигнал оповещает водителя транспорта движущегося сзади о том, что его пропускают или о том, что в данный момент можно спокойно совершать обгон. Главное не перепутать этот сигнал с действительным перестроением или поворотом транспорта включившего «поворотник». Также следует помнить, что если даже вам «сигнализировали» о том, что вас пропускают, нелишним будет самостоятельно убедиться в безопасности обгона. Пропускающий, покажет хороший тон, если в данном случае, по возможности, прижмется правее и слегка сбросит скорость.

Существует еще одно обозначение с использованием указателей поворота — это предупреждение другого водителя о том, что он забыл выключить сигнал указателя поворота. Однако использовать данный сигнал стоит только если Вы не введете в заблуждение других участников движения и уверены, что предупреждаемый водитель точно не использует включенный «поворотник» в своих целях. Если же Вы точно знаете, что водитель забыл выключить указатель поворота, то достаточно обогнав его включить и выключить сначала левый, а затем правый указатель поворота вашего авто. Если предупреждаемый водитель не реагирует, то не стоит навязывать свое мнение и «щелкать поворотниками» до тех пор пока он не выключит свой. В принципе этот сигнал больше нужен не предупреждаемому водителю и даже не вам, а скорее для того, чтобы водитель, забывший выключить свой указатель поворота, не сбивал других водителей с толка.

Сигнал аварийкой. Этот сигнал используется в качестве благодарности. Даже если Вам сначала сигнализировали о том, что лучше не обгонять, но сигнал «пропускаю» вы так и не увидели — все равно стоит поблагадарить другого водителя, особенно если он вам действительно помог своим сигналом. Применение не затруднительное — просто обогнав предупреждающего или пропускающего, достаточно на 2 — 3 щелчка включить аварийку. Кстати этот же сигнал можно использовать и в качестве извинения, например в случае когда Вы совершая маневр помешали кому-то.
В любом из случаев стоит помнить, что применение данных сигналов надо предусмотрительно оценивать так, чтобы их использование не ввело в заблуждение других участников движения. Подавая сигнал, не перебарщивайте с количеством «вспышек» указателей поворота или аварийной сигнализации.
Также стоит запомнить одно важное правило, если Вы подали сигнал о том, что пропускаете попутного водителя, то не надо увеличивать скорость своего автомобиля. Пропуская кого-либо, постарайтесь не препятствовать его маневру и будьте готовы сбросить скорость если это понадобиться для завершения маневра обгоняющего вас авто.

Теперь рассмотрим несколько правил этикета в темное время суток или на плохо освещаемых участках дорог.

Ослепление. Данный сигнал существует в двух вариантах, один из которых трактуется в ПДД. Начнем с водительского варианта, который используется для встречных автомобилей. Необходимо 2 — 3 раза Выключить и включить ближний свет фар. ЗАПОМНИТЕ! Никакого дальнего — даже одна вспышка и вы также нанесете вред встречным и возможно попутным участникам движения. Если предупреждаемый водитель не отреагировал, то не стоит уподобляться дуракам и врубать дальний свет, создавая аварийную обстановку, просто воспользуйтесь правилом из ПДД.
В ПДД ослепление и дальнейшие действия водителя трактуются следующим образом:

Также в темное время суток, стоит помнить о последовательности использования света фар как обгоняемого так и обгоняющего авто. Само собой данный вариант предусматривает отсутствие на дороге встречного или попутного транспортного средства движущегося впереди обгоняемого авто. Если вы приближаетесь к автомобилю, который хотите обогнать, с включенными у вас фарами дальнего света, то вам необходимо переключить их на ближний свет и только после этого приближаться к обгоняемому автомобилю и совершать маневр. При совершении маневра обгона у вас должен оставаться включенным ближний свет фар. В тот момент когда вы поравняетесь с обгоняемым автомобилем можно включить дальний свет и продолжить маневр.

В свою очередь обгоняемый автомобиль должен в момент обгона, когда автомобили поравнялись, выключить (если используется) дальний свет фар, и не включать его пока обгоняющий автомобиль не закончит маневр и не покинет зону в которой дальний свет фар сможет ослепить водителя через зеркала.
Если в темное время суток или при плохой видимости Вас обгоняет фура или машина с прицепом, то хорошим тоном считается также указать обгоняющему водителю, что он может перестраиваться, при этом вам он не помешает. Для этого используется либо кратковременный сигнал дальним светом, либо 2 — 3 сигнала правым указателем поворота (в том случае если дальним можно ослепить).

Напоследок рассмотрим несколько распространенных знаков с просьбой помочь. Эти «знаки» относятся к жестам водителей чаще всего стоящих на обочине дороги. Но о них также не стоит забывать — ведь каждый из нас не застрахован от лопнувшего колеса или поломки при которой дальнейшее самостоятельное движение невозможно.

Трос в руке. Само собой означает просьбу «взять на буксир». Обычно просят «дотащить» до сервиса или до ближайшего населенного пункта по трассе. Конечно же у нас сейчас полно возможностей заказать эвакуатор, но не все могут себе позволить такое недешевое удовольствие, особенно на трассе.

Канистра в руке или рядом. Вполне объяснимый жест — необходимо топливо. В данном случае не обязательно сливать свое, тем более большинство современных автомобилей имеют защиту от попыток засунуть шланг в бак. Если человеку с канистрой нужно топливо, то его можно подвезти до ближайшей АЗС. Также водитель с канистрой может просить помочь доехать от АЗС до своего авто, оставленного ранее.

Колесо, домкрат, балонный ключ. Этими предметами водитель просит помощи связанной с колесами. Опять же маловероятно, что будут просить вашу запаску. Скорее всего это все также просьба довезти до ближайшей СТО или Шиномонтажки. Хотя могут быть и другие варианты, например, нужен баллонный ключ, нужен домкрат (соответственно просить балонник держа его в руках никто здравомыслящий не будет).

Поднятые вверх и скрещенные буквой Х руки. Мало кто знает об этом, но этот жест применяется при необходимости медицинской помощи. Обычно может понадобиться только таблетка или бинт из аптечки, а может понадобиться и более серьезная помощь.

Ну вот пожалуй все известные сигналы, знаки и жесты водительского этикета. Не забывайте, что на дороге все равны и помощь может понадобиться любому, а правильно и своевременно используемые предупреждения, просьбы и благодарность всегда приятны для других участников движения.
Удачи на дорогах и Ни гвоздя Ни жезла Вам!

Материалы были взяты частично: http://www.luxurynet.ru/cars/6037.html ,http://rivzone.narod.ru/avto/avinf/drvetik/drvetik.html

Уступайте дорогу

  • «Скорой помощи» и пожарной машинам. Иногда минутная задержка врачей или пожарных может стоить кому-то жизни. представьте на минуту, что «скорая» едет к вашим детям!
  • Всегда уступайте дорогу полицейским машинам с включенными сиренами и маячками.
  • Уступайте дорогу маршрутным автобусам и троллейбусам. Их водителям приходиться следить не только за дорогой, но и за тем, что происходит в салоне, поэтому не стоит создавать им дополнительные трудности. Не забывайте, что в населённых пунктах автобусы и троллейбусы пользуются преимуществом перед другими участниками движения.
  • Осторожнее с грузовиками. Никогда не подъезжайте вплотную к заднему борту грузовика, так как здесь вы не видите дорогу, а водитель грузовика не видит вас. Не вставайте в повороте сбоку от грузовика (в правом — справа, в левом — слева), особенно о длинномерного. Он просто вас прижмёт, причём сделает это не нарочно: у его машины такая геометрия.
  • Уступайте дорогу тем, кто попал по глупости, по неопытности или даже из-за собственного нахальства в опасную ситуацию, например встал поперёк дороги или застрял на перекрёстке. Чем быстрее водитель-неудачник из этой ситуации выйдет, тем легче будет остальным автомобилистам.

Помогайте другим участникам движения

Иногда бывает трудно заставить себя сделать это, но со временем вы привыкните и с удивлением заметите, что ездить стало проще и что вы спокойнее чувствуете себя за рулём.

  • Если вы видите, как в час пик одна машина тщетно пытается отъехать от тротуара или выехать из переулка на забитую транспортом улицу, притормозите, мигните фарами или жестом предложите водителю проехать. В ответ вы всегда получите улыбку или благодарный жест, а в следующий раз пропустят уже вас.
  • Если кто-то собирается обогнать вас на загородном щоссе, а вы видите, что из-за поворота навстречу едет машина, мигните один- два раза левым сигналом поворота, предупредите, что на ваш взгляд обгонять опасно. Никогда, ни при каких условиях не мешайте обгоняющему. Он выполняет сложный и опасный маневр, а за рулём сидит, может быть, всего второй день.

Осматривайтесь.

В городе (да и не только) всё время контролируйте обстановку вокруг своей машины. Следите за теми, кто едет сзади, особенно «мёртвые зоны», которые не просматриваются через зеркала.

Не ослепляйте светом фар встречных водителей.

О том, что перед встречной машиной дальний свет нужно переключать на ближний, знают все, а о том, что, догоняя машину на ночной дороге, тоже нужно это сделать, думает только половина водителей. Включать ближний свет нужно и тогда, когда вас обгоняют.

Соблюдайте правило трёх «Д» («Дай дорогу дураку»).

Если вы видите на дороге автомобиль, то и дело резко перестраивающийся из ряда в ряд, выскакивающий на встречную полосу, мигающий фарами, гудящий клаксоном, мстительно подрезающий тех, кто его как будто бы не пропустил, значит, в нём сидит «лихач». Держитесь подальше от «взбесившегося» автомобиля — целее будете.

Рядом с велосипедистом.

Большинство велосипедистов — это дети, которые вообще могут не знать ПДД. Поэтому обгоняя велосипедистов оставляйте им как можно больше свободного места. Особенно опасны велосипедисты в тёмное время суток.

этикет поведение водитель пассажир

Люди, которые задумываются о найме личного водителя, занимают, как правило, солидный пост и имеют большой достаток. Поэтому они выдвигают особые требования к людям, которые будут находиться рядом с ними. Основная функция водителя - доставка начальника в конкретное место и часто к конкретному времени. Поэтому персональный водитель должен безупречно водить автомобиль, оперативно реагировать на изменение дорожных условий, не нарушать правил и хорошо ориентироваться на дорогах. Водитель должен отдавать себе отчёт в том, что от его профессионализма зависит экономия времени руководителя. Поэтому водитель должен грамотно составлять маршрут и планировать время поездки. Причем часто прибытие к месту назначения заранее не приветствуется: ведение бизнеса предполагает пунктуальность.

Персональный водитель - особый тип должности. Это человек, находящийся в так называемом ближнем круге начальника. К нему и особые требования, ему же и особые поощрения. В большинстве случаев работодатели требуют от персонального водителя готовности к ненормированному рабочему дню.

На него обычно могут возложить обязанности по обеспечению комфортного сопровождения на автомобиле работодателя, членов его семьи, в случае необходимости, сотрудников организации. Выполнение различных мелких поручений профессионального или личного характера, конфиденциальных поручений. Порой водитель получает слишком много информации не только о членах семьи, но и о самом бизнесе, так как является постоянным свидетелем разговоров, бесед своего начальника. Важно, чтобы все то, что слышит водитель, он мог быстро забыть.

В отдельных случаях водителем осуществляются и представительские функции.

Подача автомобиля должна быть строго в назначенное работодателем место и время. Не создавать на дороге аварийных ситуаций, выбирая скорость движения и соблюдая достаточную дистанцию. Обеспечение безопасности вверенных пассажиров во время движения, отвечать за их жизнь и здоровье. Осуществление контроля за техническим состоянием рабочего автомобиля. Уход за автомобилем, содержание его в чистоте. Своевременная заправка автомобиля топливом.

Во время исполнения должностных обязанностей проявлять спокойствие и терпеливость, стрессоустойчивость. Очень часто наниматели излишне эмоциональны. И, находясь в плохом расположении духа, они могут с легкостью выместить весь свой гнев на постороннем человеке, а именно, на личном водителе. Далее ситуация может иметь развиваться в зависимости от того ответа, который получит работодатель. В первом случае, если водитель грубо ответит начальнику, то его могут уволить. Во втором случае, если водитель проявит терпимость и понимание, то он будет работать, так как это качество - одно из самых ценных.

Соблюдать правила этикета в отношениях с пассажирами. Знать правила подачи автомобиля и размещения пассажиров в салоне.

Машина подается таким образом, чтобы правая дверца была обращена к тротуару. Местом руководителя обычно является место на заднем сидении справа по ходу движения автомобиля. На переднем сидении может располагаться охранник. При посадке и высадке пассажира водитель, по договоренности с работодателем, может открывать дверцу, а затем закрыть её за ними. А также при необходимости встречать его на улице в ненастную погоду с открытым зонтом и провожать к автомобилю или от него. Подносить багаж.

Персональный водитель должен иметь представление и о правилах организации встреч гостей и посадки их в автомобиль согласно этикету.

Например, что первым садится и выходит из машины более важный гость, занимающий наиболее почетное место. Если он приехал со своей супругой, то почетное первое место по, диагонали от водителя, в автомобиле занимает она, супруг же садится с ней рядом.

Внешний вид должен быть всегда опрятным, чистым, аккуратным.

Соблюдение правил личной гигиены и использование дезодорантов должно быть неукоснительным. Парфюм лучше не использовать, или он должен быть совсем незаметным. Ни один из работодателей не будет терпеть прокуренный салон или запах спиртного в салоне автомобиля.

Если не оговорено иное, то одежда и обувь должна быть в первую очередь удобная, но не спортивная. Если намечается торжественное мероприятие, встреча важных гостей, то можно надеть классический черный костюм с белой сорочкой и однотонным, обычно темного цвета, галстуком. Из обуви также подойдут классические туфли черного цвета.

В современной практике личному водителю часто приходится совмещать собственно водительские обязанности с другими задачами. Личный водитель, в частности, может одновременно быть помощником руководителя, механиком, телохранителем, сопровождающим или даже переводчиком.

Также будет не лишним умение слушать и слышать, умение отвечать на вопросы, владение искусством поддержание разговора, знание правил пользования столовыми приборами.

Руководитель подбирает водителя под себя, важна совместимость характеров. Водителю нужно проявлять себя хорошим психологом и уметь подстраиваться. От личных качеств персонального водителя зависит, как долго он продержится на этом месте, как будет выполнять свои профессиональные обязанности, насколько будет надежным, сможет ли обеспечивать безопасность заказчика. Персональные водители - это особый тип людей. Сработавшись с руководителем, личный водитель становится практически членом семьи и хорошим другом.

Знаки для водителей стали неформальной этикой для всех автовладельцев, и их незнание может серьезно усложнить жизнь на дороге не только «непосвященному», но и другим участникам движения. Наиболее важные знаки для водителей.

Самый популярный сигнал для водителей

Днем на магистралях Два коротких мигания дальним светом от встречной машины - предупреждение о препятствии впереди: инспектор ГИБДД в кустах либо серьезное ДТП, из-за которого придется снижать скорость. В ответ принято поднимать ладонь: «спасибо». Кроме того, мигание дальним светом в темное время суток может означать просьбу встречной машине переключить дальний свет на ближний. Ночью на магистралях Мигание левого поворотника - опасность или засада. Мигание дальним светом - «слепишь дальним».

Если машина мигает сзади

Традиционно — это просьба ее пропустить, уступить дорогу, когда нет возможности безопасно перестроиться. Если вам мигают аварийной сигнализацией в темное время суток, значит, водитель предупреждает, что дальний свет едущей сзади машины его слепит, отражаясь в зеркале дальнего вида.

Какие еще знаки должен знать водитель

— Попросить едущего сзади «соблюдай дистанцию» можно, помигав стопами. Если приближаетесь к хвосту «пробки» или впереди началось внезапное торможение, нужно мигать «аварийками», пока задняя машина не подъедет достаточно близко, чтобы было ясно, что сигнал понят. Если сзади никого нет, следует мигать «аварийками», пока кто-то не примет эстафету.
— Если при обгоне на трассе впереди идущая машина не возвращается в свою полосу и не выключает левый поворотник, значит, водитель показывает, что автомобилей на встречной полосе нет и можно обгонять.
— Правый поворотник и несколько миганий дальним от сзади идущей машины - просьба остановиться у обочины.
— Сигналы опасности: Если у соседа по потоку что-то с машиной, можно привлечь его внимание клаксоном и показать на источник проблемы.

Знаки благодарности

За проявленное внимание на дороге принято благодарить. Обычно это поднятая в салюте рука — самый популярный сигнал благодарности. Кроме того, можно пару раз мигнуть «аварийкой». В ответ иногда можно услышать короткий гудок — мол, да ладно, чего уж там…

Про дальнобойщиков

Своеобразного джентльменского кодекса придерживаются дальнобойщики. На узких трассах, когда фура закрывает вам весь обзор, дальнобойщик старой закалки посигналит правым поворотом в знак того, что впереди дорога пустая и можно обгонять; или левым, что значит — обгонять нельзя.

Система жестов

— Показанная фига с указанием на колесо — КАМЕНЬ В КОЛЕСЕ!!! (между двух колес) / обычно дальнобойщикам показывают…
— Два коротких сигнала дальним светом — ВПЕРЕДИ ЗАСАДА, ВПЕРЕДИ ОПАСНОСТЬ (ЗАТОР, ДТП);
— Похлопать себя по плечу (погоны) — ВПЕРЕДИ ГАИ!!!;
— Моргание фарами и изобразить жест фотографирования — ФОТОРАДАР!!!;
— Один длинный сигнал дальним светом с задней полусферы — УСТУПИ ДОРОГУ!!! ;
— Один длинный сигнал дальним светом «в лоб» или сбоку — «ПРОПУСТИ!». (Может сочетаться с звуковым сигналом);
— Один короткий сигнал фарами дальнего света «в лоб» или в бок в городском заторе — ПРОПУСКАЮ!. (Для лучшего понимания желательно совместить с соответствующим жестом рукой);
— Левый указатель поворота на прямой дороге — ОПАСНО! НЕ ОБГОНЯЙ! ВСТРЕЧНЫЙ!»;
— Правый указатель поворота — ВПЕРЕДИ СВОБОДНО! ПОМЕХ ОБГОНУ НЕТ!;
— После этого обязательно — несколько раз мигнуть аварийкой — СПАСИБО, БРАТ!;
— Гудок «в спину» после предыдущего пункта — НЕ ЗА ЧТО!!! УДАЧИ!;
— Впереди идущий автомобиль настойчиво мигает аварийкой ПЕРЕКЛЮЧИСЬ НА БЛИЖНИЙ СВЕТ!!!
— При обгоне Вас фурой мигните дальним светом — ФУРА МОЖЕТ ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ В СВОЮ ПОЛОСУ ОБГОН ЗАКОНЧЕН!;
— Водитель сидит в машине с выключенным двигателем и включенными фарами — УКАЗАТЕЛЬНЫМ И СРЕДНИМ ПАЛЬЦАМИ ПОКАЖИТЕ ЕМУ НА СВОИ ГЛАЗА И НАПРАВЬТЕ ПОСЛЕ ЭТОГО УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ НА ЕГО АВТОМОБИЛЬ;
— Согнутая в локте поднятая левая рука сжимающаяся и разжимающаяся в кулак — ЗАБЫТЫЙ ВО ВКЛЮЧЕННОМ СОСТОЯНИИ ПОВОРОТНИК;
— Махание рукой вверх-вниз с раскрытой ладонью, направленной вниз после обгона и указание большим пальцем на автомобиль — У ТЕБЯ НЕПОЛАДКА!!!
— Указание рукой на обочину (возможно с гудком или светом фар) — У ТЕБЯ НЕПОЛАДКА!! СРОЧНО ОСТАНОВИСЬ!!!
— Кисть руки описывает круг и указывает вниз — У ТЕБЯ СПУЩЕНО КОЛЕСО!!!;
— Хлопают ладонью по воздуху — ОТКРЫТ БАГАЖНИК!;
— Жест рукой в сторону двери вашего авто — НЕПЛОТНО ЗАКРЫТА ДВЕРЬ!!!;
— Короткий гудок — БЛАГОДАРНОСТЬ;
— Частое мигание фарами встречных авто — ПЕРЕКЛЮЧИСЬ НА БЛИЖНИЙ СВЕТ!!! ИЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ;
— «Моргание» ладошкой (как клюв у птицы) — ВКЛЮЧИ ФАРЫ!!!.

А как на это смотрит ГИБДД

Понятно, что от подобного использования светотехники сотрудники ГИБДД далеко не в восторге, однако формально это не запрещено ни «Правилами», ни законом. Но только у нас, в России. В Европе, например, полиция действует по принципу «что не разрешено, то запрещено», поэтому за мигание фарами могут наказать довольно строго. Зато упомянутые подсказки мигалками и благодарности «аварийкой» в Европе так же широко используются.

(по материалам mail.ru, F-Motors Club, newsland.ru)

В догонку…

Если Вас пытаются оштрафовать за то, что поморгали фарами, предупреждая, что впереди пост ГАИ

Во-первых, моргание фарами на языке водителей означает «Внимание, опасность!» и любой водитель приведет пример, когда моргание фарами к ГАИ не имело никакого отношения.

Во-вторых, в ПДД ни слова не сказано о том, что водителю запрещается подавать сигналы внешними световыми приборами другим участникам дорожного движения. Главное, чтобы эти сигналы были правильно поняты – а здесь, судя по всему, разночтений быть не должно.

В-третьих, и в КоАП ничего не говорится о каких-либо наказаниях за мигание фарами. Обычно водители в таких случаях безропотно платят, чувствуя себя уличенными на месте преступления. Некоторые начинают оправдываться тем, что случайно задели за рычаг, самые умные придумывают что-то вроде того, что хотели предупредить встречный автомобиль о неровностях дорожного покрытия. А на самом деле нужно просто сказать правду: «Да, я действительно хотел предупредить встречные машины о том, что впереди их ждет электронный контроль скорости. Это не запрещено, и в этом нет ничего плохого. На дорогах ведь стоят знаки «Пост ГАИ через столько-то километров», висят предупреждения «На трассе осуществляется скрытый контроль скорости». Цель ведь не в том, чтобы оштрафовать, а в том, чтобы предупредить нарушение. И водитель, сигнализирующий другим о «засаде», ровно это и делает.
Если протокол начали составлять, то напомните им, что согласно «Методическим рекомендациям» их министра, они обязаны указать статью КоАП, соответствующую правонарушению, а также пункт ПДД, который собственно раскрывает событие правонарушения, и позволяет «избегать формулировок общего характера.»

В-четвертых, постарайтесь, чтобы инспектор обвинения в мигании фарами выдвигал при свидетелях.
После этого с чистой совестью – в прокуратуру с заявлением на незаконные действия ГАИ и ссылкой на ст.12.35 – незаконная остановка.

(по материалам oldjoy.narod.ru)

Этика - это система норм поведения человека, класса, профессиональной группы.

От участников дорожного движения зависит моральный климат, который во многом определяет безопасное движение транспортных средств и пешеходов.

Этика поведения водителя означает совокупность моральных правил в отношениях к другим участникам движения. Согласно этим правилам недопустимы грубость, агрессивное поведение, невнимательность, пренебрежение к нормам поведения на дороге.

Довольно заметно различие в отношениях водителей разных квалификаций к другим участникам движения. У мастера своего дела стиль поведения на дороге, как правило, внимательный и вежливый. Таких водителей объединяет единство интересов, высокий уровень водительского мастерства.

Некоторые водители при интенсивном движении в транспортном потоке вклиниваются между автомобилями, вынуждая других резко тормозить, препятствуют обгону увеличением скорости и т. п., создавая нервозную обстановку на дороге и «рваный» ритм движения.

Одним из опасных конфликтов является конфликт между водителями маршрутных транспортных средств и водителями частных автомобилей. Последним не хватает мастерства, поэтому они, нередко, создают препятствия на дороге. Водители маршрутных транспортных средств со своей стороны не проявляют к ним должного понимания и терпения. Более того, во многих случаях в погоне за прибылью эти водители сами допускают грубые нарушения Правил. Они часто резко отъезжают от остановки, резко тормозят и останавливаются для высадки и посадки пассажиров в запрещенных местах, на второй и даже на третьей полосе, на пешеходных переходах, на перекрестках, сужая проезжую часть и создавая опасные ситуации для разъезда.

Отдельные водители пренебрежительно относятся к ученикам за рулем.

Они могут сократить дистанцию, угрожая наездом, могут «подрезать», совершая маневр непосредственно перед автомобилем, эмоциональными жестами выказывают свое недовольство по поводу допущенных огрехов. А ведь новички должны учиться этике поведения прежде всего у опытных водителей. Начинающим требуется поддержка, внимание и тактичное отношение.

Правилами дорожного движения предусмотрено особое отношение к таким участникам дорожного движения, как дети, лица пожилого возраста и лица с явными признаками инвалидности.

Водитель-профессионал - это вежливый и предсказуемый водитель. Неотъемлемым условием этичности является его поведение на дороге, а это - точное выполнение требований Правил дорожного движения в единстве с уважительным отношением к другим участникам движения. Такой водитель никогда не припаркует свой в таком месте, где создаст помеху для движения пешеходам и затруднит движение транспорта. Он не позволит себе выехать со второстепенной дороги на главную, не пропустив автомобили, движущиеся по ней. Никогда не позволит себе рисковать жизнью людей.

Недопустимы на дороге проявления чувства мщения (увеличением скорости в случаях обгона, «подрезанием» транспорта, резким торможением, уменьшением интервала или дистанции и т. п.).

Важное этическое значение имеет реагирование водителя на обращение за помощью. По устоявшимся неписаным правилам водитель должен прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Настоящий водитель никогда не останется в стороне, если его коллега обратится к нему за технической помощью.

Обязательно нужно оказать доврачебную помощь потерпевшим в , вызвать скорую помощь, при необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Много конфликтных ситуаций возникает во взаимоотношениях водителя или кондуктора частных маршрутных транспортных средств и пассажиров, водителей и пешеходов, в случаях нарушений на пешеходных переходах. Некоторые водители не задумываются о состоянии пассажиров, когда резко стартуют или тормозят.

Этичными должны быть взаимоотношения между водителями и инспекторами ГАИ. Этичность определяется общей культурой и системой обучения и воспитания граждан. В свою очередь, от этичности поведения в определенной степени зависит безопасность дорожного движения, здоровье и жизнь всех его участников.

Основные этические советы водителям следующие.

  1. Обратите внимание, какие действия водителей вас раздражают тогда, когда вы являетесь пешеходом, и наоборот, обратите внимание, что в поведении пешеходов раздражает вас как водителя, и никогда не поступайте так же. Отметим, что культурный и воспитанный человек соответствующим образом ведет себя в любом месте и в любой ситуации, в том числе и за рулем. То же самое относится к хамам и грубиянам. Если человек в семье, на работе, в обществе ведет себя безобразно, то и за рулем он будет всячески демонстрировать свое дурное «я».
  2. Не стоит адекватно реагировать на поведение агрессивных водителей, вы их все равно не перевоспитаете, только впустую потратите свои нервы. Более того, отвечая им тем же, вы вольно или невольно ставите себя на один уровень с ними, а точнее, опускаетесь до их уровня. Относитесь с уважением к другим участникам дорожного движения, соблюдайте правила водительской этики и солидарности, не позволяйте себе раздражаться за рулем - и ваша езда будет комфортной и безопасной.
  3. Старайтесь доставлять как можно меньше неудобств другим участникам движения. Культурный водитель всегда пропустит женщину с ребенком, инвалида или обычного пешехода и вне пешеходного перехода. Не забывайте, что при езде по крайней правой полосе в дождливую погоду вы можете случайно забрызгать пешехода грязью.
  4. Если вы паркуетесь на стоянке, где мало свободных мест, ставьте машину компактно, чтобы не занимать сразу два места. Отвратительный поступок - «подпереть» чужую машину и уйти. Если у вас нет иного выхода - оставьте под стеклом на приборной панели лист с номером своего мобильного телефона, чтобы вас могли вызвать в случае необходимости.
  5. Не торопите водителя стоящей впереди машины громким и длинным звуковым сигналом. Если он не тронулся с места вовремя на разрешающий сигнал светофора, лучше «моргните» ему фарами - это будет уважительнее и этичнее.
  6. Никогда не отказывайте попавшим в беду коллегам, помогите завести машину, одолжите насос или домкрат, не жалейте нескольких литров бензина. От неприятностей никто не застрахован, в том числе и вы.
  7. Если едущий впереди автомобиль подает сигнал маневрирования, но не может его осуществить, пропустите его.
  8. Не создавайте помех, если вас кто-то обгоняет, и, наоборот, всячески содействуйте выполнению этого сложного маневра.
  9. Не пытайтесь объехать поток в крайнем правом ряду. Вы обязательно упретесь в припаркованную машину и начнете вклиниваться в левый ряд. Этим вы создадите проблемы другим водителям, нарушите ритм движения.
  10. Прежде чем проявлять свое недовольство, подумайте, почему водитель едущей впереди машины ведет себя так. Посмотрите на номера (приезжий), на водителя (женщина, пенсионер), состояние машины.
  11. По тому, какой ряд занимает едущая впереди машина, какие знаки впереди, какая марка машины (что дает знание мощности, маневренности, психологии водителя), можно с максимальной точностью предсказать, как поведет себя водитель этой машины. Исходя из этого, вы можете планировать свои маневры.
  12. Помните об ответственности за сидящих рядом пассажиров, никогда не рискуйте.
  13. Используйте наиболее безопасные приемы управления своим транспортным средством.
  14. Никогда не садитесь за руль в нетрезвом состоянии.
  15. Постоянно следите за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.
  16. Не забывайте, что безопасное движение требует не соревнования, а сотрудничества между водителями.
  17. Если на автомагистрали вы кого-то догоняете, вежливый водитель передней машины обязательно примет вправо, создавая максимально удобные условия для обгона; когда вас догоняют, то ждут таких же действий.

За нарушения этических норм поведения за рулем законодательством не предусмотрены меры наказания, но однако сами нарушения являются признаком плохого тона.