Зона действия знака 5.16. Остановка автобусная и правила для водителя, связанные с ней

ОСТ 218.1.002-2003

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ НА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

Москва 2003

1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Государственным предприятием «Росдорнии».

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р.

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

Автобусные остановки на автомобильных дорогах

Общие технические требования

Bus stops on roads

General technical requirements

Дата введения 2003-06-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

3.5.2. Дорожную одежду на переходно-скоростных полосах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.

3.5.3. Сопряжение переходно-скоростных полос с обочиной следует предусматривать через краевые укрепительные полосы шириной 0,75 м на дорогах I и II категорий и шириной 0,5 м - на дорогах III - IV категорий.

3.6. Заездной карман

3.6.1. Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.

3.6.2. Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. , а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.

3.6.3. Дорожную одежду на заездных карманах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.

3.7. Разделительная полоса

3.7.1. Разделительная полоса служит для отделения остановочной площадки и переходно-скоростных полос от основных полос проезжей части.

3.7.2. Разделительную полосу устраивают на дорогах I -б - III категорий по всей длине остановочной площадки и в обе стороны за ее пределами на расстоянии 20 м.

3.7.3. Ширина разделительных полос для дорог I -б и II категории должна составлять 0,75 м, а для дорог III категории - 0,5 м.

3.7.4. Разделительные полосы устраивают на одном уровне с прилегающими полосами движения и их границы обозначают с помощью разметки 1.16.2 и 1.16.3 по ГОСТ Р 51256 .

3.8. Тротуары и пешеходные дорожки

3.8.1. Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.

3.8.2. Ширину тротуаров или пешеходных дорожек принимают не менее 1,5 м.

3.13. Контейнер и урны для мусора

3.13.1. На дорогах I - III категории на автобусной остановке в санитарной зоне размещают контейнер, а у автопавильона и на площадке ожидания устанавливают урны для мусора. Одну из урн размещают с внешней стороны боковой стенки (границы) павильона, а другую на площадке ожидания в месте размещения скамьи.

3.13.2. На дорогах IV категории размещают одну урну для мусора рядом с павильоном или у скамьи.

3.14. Технические средства организации дорожного движения

Автобусная остановка должна быть оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии с ГОСТ 10807 ; ГОСТ Р 51256 ; ГОСТ 25695; ГОСТ 23457 и разделом .

3.15. Освещение автобусных остановок

3.15.1. Автобусные остановки на дорогах I - III категорий, находящиеся в пределах населенных пунктов, должны иметь электрическое освещение. Нормы освещения автобусных остановок должны соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 .

3.15.2. Состояние осветительных установок должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597 .

3.16. Размещение торговых киосков и рекламы

3.16.1. Торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.

3.16.2. Элементы автобусной остановки не следует использовать для размещения рекламы.

3.16.3. В непосредственной близости от автобусной остановки запрещается размещение средств наружной рекламы, которые могут ограничивать видимость автобусной остановки водителям, приближающимся к остановке, и пешеходам, находящимся на остановке.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК

4.1. I -а категории

4.1.1. Автобусные остановки на дорогах I -а категории размещают вне пределов земляного полотна.

4.1.2. Въезды на остановки вне пределов земляного полотна и выезды на основную дорогу могут быть как совмещенные, так и раздельные. Въезды и выезды на таких остановках устраивают в соответствии со строительными нормами для пересечений и примыканий автомобильных дорог.

4.1.3. У пересечений автомобильных дорог на разных уровнях в целях обеспечения безопасности и удобства пересадок автобусные остановки располагают в секторе пересечения, ближайшем к путям движения основных пешеходных потоков.

4.1.4. На дорогах I -а категории автобусные остановки располагают не чаще чем через 3 км.

4.2. Размещение автобусных остановок на дорогах I -б - III категории

4.2.1. Автобусные остановки располагают на прямых участках или на кривых с радиусом не менее 1000 м для дорог I -б и II категорий, 600 м - для дорог III категории и 400 м - для дорог IV категории.

4.2.2. Продольные уклоны в местах размещения автобусных остановок не должны превышать 40 %.

4.2.3. В местах размещения остановок должно быть обеспечено расстояние видимости для остановки автомобиля для дорог соответствующих категорий.

4.2.4. Автобусные остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии пешеходных переходов в разных уровнях их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом.

4.2.5. В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки располагают от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки автомобиля.

Допускается размещать остановки для автобусов, движущихся в противоположных направлениях, до или после пересечения или примыкания со смещением их по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов.

4.2.6. На дорогах I -б - III категорий автобусные остановки располагают не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - 0,4 км.

5. ОБУСТРОЙСТВО АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

5.1. Расстановка дорожных знаков

Автобусные остановки оборудуют дорожными знаками по ГОСТ 10807 , которые размещают по ГОСТ 23457 .

Знак 1.20 «Пешеходный переход» устанавливают при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода на расстоянии 150-300 м перед ним. На участках дорог, проходящих через населенные пункты, знак устанавливают на расстоянии 50-100 м только перед теми переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.

Знаки 5.8.3 «Начало полосы» и 5.8.5 «Конец полосы» устанавливают перед началом участка отгона переходно-скоростных полос автобусных остановок.

Знак 5.9 «Полоса для маршрутных транспортных средств» устанавливают в начале полосы, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств.

Знак 5.12 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне (вне населенных пунктов на высоте до 3,0 м) над его краем, обращенным в сторону приближающихся к остановочному пункту маршрутных транспортных средств, или на самостоятельной опоре на уровне этого края.

При необходимости указания протяженности остановочной площадки, не имеющей ярко выраженных признаков, или обозначения нескольких расположенных друг за другом остановочных пунктов, допускается применять знак 5.12 с табличкой 7.2.1 «Зона действия», на которой указывают соответственно длину остановочной площадки или суммарную длину всех остановочных площадок. Для этого допускается использовать нижнюю часть поля знака. Знак при этом устанавливают в начале остановочной площадки.

Знак 5.12 должен быть двусторонним. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.

На автобусных остановках на внутренней стороне стенки автопавильона размещают информацию о маршрутах движения автобусов в соответствии с ГОСТ 25869.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» устанавливают у мест, выделенных для организованного перехода пешеходов через проезжую часть.

Знак 5.16.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.16.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой, где каждая из проезжих частей имеет три или более полос движения, знак 5.16.2 устанавливается слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 устанавливаются так, чтобы знак 5.16.2 находился у ближней границы перехода относительно приближающихся к переходу транспортных средств, а знак 5.16.1 - у дальней.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 не должны быть удалены от линии границы перехода в сторону приближающихся к переходу транспортных средств на расстояние более 1 м.

Ширину пешеходного перехода, заключенного между створами установки знаков 5.16.1 и 5.16.2, определяют в соответствии с .

Знаки 5.16.1 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.16.2.

Знаки 5.17.1, 5.17.2 «Подземный пешеходный переход» и 5.17.3, 5.17.4 «Надземный пешеходный переход» устанавливают у лестничных сходов пешеходных тоннелей и мостиков навстречу основным пешеходным потокам.

5.2. Нанесение дорожной разметки

Автобусные остановки оборудуют дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 , которую наносят по ГОСТ 23457 .

Разметку 1.1 применяют для обозначения границы полосы движения в зоне заездного кармана на протяжении остановочной площадки.

Разметку 1.8 применяют для обозначения границы между полосой разгона или торможения и основной полосой движения. Ее наносят от начала отгона переходно-скоростной полосы до разделительной полосы, отделяющей остановочную площадку и часть переходно-скоростных полос от основных полос движения.

Разметку 1.16.2 и 1.16.3 применяют для обозначения разделительной полосы, отделяющей остановочную площадку и часть переходно-скоростных полос от основных полос движения.

Разметку 1.2.1 применяют для обозначения края проезжей части (краевая линия) на переходно-скоростных полосах и в карманах для остановки автобусов, а также на въездах и выездах с автобусной остановки при ее размещении вне пределов земляного полотна дороги. Разметку наносят на расстоянии 0,1-0,2 м от края покрытия переходно-скоростной полосы, кармана, въезда и въезда со стороны обочины. При наличии бордюра разметку 1.2.1 не наносят.

Разметку 1.11 применяют для обозначения мест выезда и выезда из заездного кармана. При этом прерывистая линия должна быть обращена в сторону въезжающих в карман и выезжающих из него автобусов.

Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения наземных пешеходных переходов. Тип разметки выбирают в зависимости от ширины пешеходного перехода по ГОСТ Р 51256 , а его ширину - в зависимости от интенсивности движения пешеходов в соответствии с .

Разметку 1.1 7 применяют для обозначения остановочной площадки автобусов и наносят на всей ее длине.

Разметку 1.23 применяют для обозначения переходно-скоростных полос, предназначенных исключительно для движения маршрутных транспортных средств. Первую разметку наносят в начале участка торможения, а вторую - через 20 м.

Разметку 2.7 наносят на боковые поверхности бордюра посадочной площадки и пешеходного накопительного островка.

5.3. Установка пешеходных ограждений

5.3.1. Для упорядочения движения пешеходов на автобусных остановках, имеющих надземные или подземные пешеходные переходы, устанавливают пешеходные ограждения, размещаемые от границы посадочной площадки до пешеходного перехода через проезжую часть.

5.3.2. На разделительной полосе дорог I категории пешеходные ограждения устанавливают на разделительной полосе на расстоянии по 100 м в обе стороны от места расположения подземного или наземного пешеходного перехода.

5.3.3. При необходимости допускается установка пешеходных ограждений на автобусных остановках с наземными пешеходными переходами. При этом ограждения размещают от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода.

5.4. Установка пешеходных светофоров

5.4.1. Пешеходные переходы на автобусных остановках оборудуют пешеходными светофорами типа П.1 или П.2 по ГОСТ 25695 в случаях, когда:

Автобусные остановки размещаются у пересечений и примыканий с регулируемым движением;

Автобусные остановки размещаются вне пересечений и примыканий дорог с интенсивностью движения в каждые из любых 8 ч рабочего дня не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) и не менее 150 пешеходов пересекают проезжую часть этой дороги в каждый из тех же 8 ч, а также когда за последние 12 месяцев на переходе совершено не менее трех наездов на пешеходов;

5.4.2. Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии накопительного островка на разделительной полосе - и на нем, если число полос движения в одном направлении более четырех.

Рис. Б.6. Разметка дорог у автобусных остановок на дорогах II - IV категорий

Первый заместитель генерального директора ГП «Росдорнии»А.В. Лебедихин

Руководитель разработки

В.Д. Белов

Ключевые слова: автобусные остановки на автомобильных дорогах; требования к элементам автобусных остановок; правила размещения и оборудования

Место остановки общественного транспорта - специально оборудованный участок, используемый для посадки/высадки пассажиров троллейбусов, автобусов, маршрутных такси, трамваев. Правила его оборудования, а также основные элементы устанавливаются госстандартами. Рассмотрим далее, какой должна быть остановка общественного транспорта.

Ключевые элементы

Участок, в пределах которого расположена остановка общественного транспорта, включает в себя:

  1. Площадки для подъезда, ожидания и посадки.
  2. Переходно-скоростные полосы.
  3. Павильон.
  4. Скамьи.
  5. Урны для мусора.
  6. Техсредства организации движения.
  7. Освещение.
  8. Пешеходные дорожки, тротуары.

На дорогах I-III кат. на участках оборудуется также туалет.

Общие характеристики

В простейшем случае ближайшая остановка общественного транспорта обозначается соответствующим знаком. Например, для автобусных пунктов - это зн. 5.16. Как правило, остановка общественного транспорта в городе оборудуется навесом от дождя. Почти всегда в павильоне присутствует табличка с графиком движения. В некоторых случаях на участках оборудуются пункты по продаже билетов. В крупных мегаполисах на остановках присутствует наружная реклама. В пределах зоны, относящейся к участку, наносится разметка, запрещающая автомобилистам парковаться.

Требования для пунктов на I а

Остановка общественного транспорта должна находиться за пределами земляного полотна. Допускается устройство как раздельных, так и совмещенных въездов и выездов на основную дорогу. При их оборудовании необходимо руководствоваться строительными нормами, предусмотренными для примыканий и пересечений автодорог. Остановки должны размещаться на расстоянии не меньше 3 км. У пересечений автодорог на различных уровнях для обеспечения удобства пересадок и безопасности пункты посадки/высадки пассажиров располагают в секторе, находящемся рядом с путями движения пешеходных потоков.

Правила для участков на автодорогах категории I б - III

Остановка общественного транспорта должна находиться на прямой местности. Допускается устройство пункта на кривом участке, с радиусом не меньше 1 тыс. м для дорог I б - II кат., 600 м - III и 400 - IV кат. Продольный уклон в месте остановки не должен быть больше 40 %. В зоне посадки/высадки пассажиров необходимо обеспечить расстояние видимости для парковки автомобиля. Остановки смещают по ходу дорожного движения не менее чем на 30 м между ближайшими перегородками павильонов. На участках примыканий и пересечений автодорог пункты высадки/посадки располагают на равное или большее, чем предусмотренное для обеспечения видимости парковки автомобиля, расстояние. Разрешается размещать остановки для транспорта, двигающегося в противоположном направлении, до либо после примыкания/пересечения. При этом они смещаются по ходу своего движения не менее чем на 30 м между рядом расположенными стенками павильонов. В общих случаях остановки размещаются через каждые 3 км. В густонаселенных или курортных районах расстояние между пунктами сокращается до 400 м.

Классификация

Остановка общественного транспорта может быть:

  1. Постоянной. Прибытие ТС осуществляется по расписанию, как правило, через определенные временные промежутки.
  2. По требованию. Транспортное средство останавливается по просьбе пассажира. Гражданин, которому нужно выйти, может нажать на специальную кнопку или сказать о своем желании вслух. Человек, который ожидает прибытия транспорта на остановке, поднимает руку, сигнализируя о том, что ему нужно сесть в ТС.

Как правило, не обозначаются специальными знаками. В некоторых регионах, однако, такие пункты отличаются от обычных. К примеру, в Москве название остановочного участка по требованию подчеркивается или рядом с наименованием присутствует соответствующее указание. Проезд от такого пункта может устанавливаться вне предусмотренного тарифа.

Дополнительно

В настоящее время оснащаются полупостоянные остановки. Прибытие ТС на такие пункты осуществляется через фиксированные временные промежутки. При этом на таких остановках пассажиропоток распределяется неравномерно. Такие участки посадки/высадки располагаются за пределами населенных пунктов с целью обеспечения безопасности или вводятся на специализированных маршрутах. Если водитель не увидит на остановке желающих сесть в ТС или никто из пассажиров не захочет выйти, то он не остановится. В последнее время стали распространены фальшивые пункты. Они обустраиваются недалеко от домов престарелых, больниц. Такие остановки помогают быстро обнаружить пациентов, страдающих краткосрочной потерей памяти или иными патологиями и самовольно покинувших учреждение.

Остановка общественного транспорта - это опасная зона, где постоянно скапливается много человек, а также останавливаются маршрутные такси, автобусы, троллейбусы.

К сожалению, многие водители легковых видов транспорта забывают о запрете остановки и парковки в этих местах, создавая дополнительные помехи и повышая опасность участка. И если некоторые делают это осознанно, то часть водителей просто не осведомлены о правилах, распространяющихся на автобусные остановки.

Стоянка и парковка на автобусной остановке

Пункт 12.4 ПДД указывает, что стоянка и парковка на территории автобусной остановке запрещена. Это же правило распространяется на прилегающий участок — 15 метров до и столько же после остановки. Расстояние измеряется от знака 5.16 или дорожной разметки.

Что вкладывается в понятие "стоянка"? Это когда автомобиль находится в неподвижном состоянии более 5 минут. При этом водитель может быть в машине или отсутствовать. Стоянкой признается парковка на время, превышающее 5 минут, независимо от работы двигателя.

Разрешена ли остановка?

Остановка подразумевает кратковременную стоянку (до 5 минут). Но даже она запрещена на территории автобусных остановок. Есть лишь два исключения, предусмотренные пунктом 12.4 ПДД:

  1. Посадка или высадка пассажиров.

Остановка разрешена при условии, что автомобиль не мешает общественному транспорту и ожидающим людям.

Перечисленные правила действительны в отношении не только легковых автомобилей, но и других автобусов, не являющихся общественным транспортом. Например, корпоративный транспорт с завода может высадить пассажиров на остановке, и это не будет считаться нарушением.

Но есть одно важное условие — остановка разрешена при условии, что отсутствует знак 3.27, запрещающий любой вид остановки, даже для высадки пассажиров.

Когда не положен штраф?

Есть несколько ситуаций, когда остановка и даже стоянка на автобусной остановке не относится к нарушениям, а водителю не грозит штраф. Это:

    плохое самочувствие водителя (например, прихватило сердце или резко потемнело в глазах);

    маневр для предупреждения аварии (например, когда автомобиль вынесло на встречную полосу);

    поломка автомобиля, требующая экстренную остановку.

В любом из перечисленных случаев водитель должен остановиться, выставить знак аварийной остановки и исправить неполадки. Если водителю стало плохо, нужно подать сигнал другим участникам движения или пешеходам.

При каких поломках можно останавливаться в неположенных местах:

Перечисленные поломки являются веской причиной для парковки и устранения неполадок. По необходимости можно вызывать эвакуатор или мобильную бригаду автослесарей.

Наказание за нарушение

А теперь о наказании за нарушение правил стоянки на автобусных остановках. Оно предусмотрено статьей 12.19 КоАП:

    Остановка или парковка без создания помех общественному транспорту — 1000 рублей;

    Стоянка с созданием помех для пешеходов или общественного транспорта — штраф в размере 2000 рублей.

В Москве и Санкт-Петербурге штраф за указанные правонарушения больше — 3 тысячи рублей.

Но штраф — это не единственное наказание, предусмотренное для нарушителя. Если водитель припарковался на остановке и покинул автомобиль, то машина будет эвакуирована на штрафстоянку. В этом случае заплатить придется значительно больше. При этом вы можете отсутствовать всего несколько минут — дорожная полиция и эвакуаторы работают быстро — на задержание автомобиля достаточно 10 минут.

Что говорить инспектору?

Если вы нарушили ПДД и припарковались на автобусной остановке или на расстоянии менее 15 метров до или после знака, ваши действия зависят от причины такого маневра. Подошедшему инспектору ГАИ потребуется объяснить, что автомобиль сломан. Будьте готовы доказать это — на слово полиция не верит.

Если уважительной причины остановки нет, стоит ожидать составления протокола и штрафа. Инспектор ГАИ должен будет зафиксировать нарушение, собрать показания свидетелей. В этом случае избежать наказания практически невозможно. Чтобы не платить штрафы, нужно соблюдать ПДД и не игнорировать знаки.

Все автолюбители знают, что запрещены разворот остановка и стоянка в местах остановки маршрутных транспортных средств, но иногда возникают вопросы с обозначением этого места и как именно определить границы запреты остановки. Ниже рассмотрим все возможные способы обозначения остановок маршрутных транспортных средств.

Обозначаются остановки МТС дорожными знаками 5.16 “Место остановки автобуса и (или) троллейбуса”, 5.17 “Место остановки трамвая” и (или) дорожной разметкой 1.17., а с 6 августа 2013 года установлен запрет остановки в местах стоянки легковых такси, обозначенных знаком 5.18 и (или) дорожной разметкой 1.17. Обратите внимание, разметка не дублирует знак и может применяться самостоятельно.

Обозначение остановки МТС только знаком

8.11. Разворот запрещается:

в местах остановок маршрутных транспортных средств.

12.4. Остановка запрещается:

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии – от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

Обратите внимание, место остановки МТС начинается после знака. Согласно ГОСТ знак 5.16 устанавливается вначале посадочной площадки, то есть остановившееся маршрутное транспортное средство будет находиться полностью после знака. Так исключается, что автобус закроет видимость знака. Это важно при выполнении разворота. Перед знаком разворот не запрещен. Разворот запрещен только в местах остановки МТС – из крайней правой полосы и в крайнюю правую полосу.

Если место остановки маршрутных транспортных средств обозначено только знаком, то зона запрета остановки и стоянки определяется по 15 метров до и после знака по направлению движения для которого установлен знак. Остановка на противоположной стороне дороги не запрещена.


Обозначение остановки МТС знаком и разметкой

Если в обозначении места остановки МТС присутствует разметка 1.17, то никаких спорных вопросов не возникает. При развороте запрещается заезжать на эту разметку, а для остановки и стоянки следует отступить 15 метров с обоих сторон по направлению движения.


Не обозначенные места остановки МТС

Приведенные выше требования Правил дорожного движения относятся только к обозначенным остановкам маршрутных транспортных средств и легкового такси. Если место остановки не обозначено соответствующим знаком и/или разметкой разворот и остановка в таких места не запрещена.



Экспериментальная разметка места остановки трамвая

При организации движения трамвая с высадкой пассажиров на проезжую часть в экспериментальных целях в некоторых местах была нанесена разметка справа от трамвайных путей по левому краю проезжей части.


Подобное применение разметки носит только информационный характер. Остановка в таком месте запрещена по общим правилам, а разворот без выезда на трамвайные пути в месте остановки трамвая не получится, то есть на образование нарушения разметка не влияет.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

В основном, правила дорожного движения РФ требуют, чтобы дорожный знак «Остановка автобуса» в обязательном порядке имел двустороннее исполнение. Это делается специально с той целью, чтобы попутные, а также встречные автомобили заранее были проинформированы об остановке пассажирского транспорта и предпринимали меры безопасности. Например, снижали скорость, не совершали обгон, были предельно внимательны на дороге, совершали маневрирование по ПДД.

Правила дорожного движения допускают возможность применения данного знака совместно с дорожной разметкой, расчерченной в горизонтальном направлении ломаной линией желтого цвета. В данном случае она обозначает место или участок, на котором останавливаются маршрутные транспортные средства. Дорожный знак остановки общественного транспорта на водителя налагает весомую ответственность.

Согласно разделам 8 и 12 ПДД, в местах, где находятся остановки транспортных автомобилей, категорически не допускаются следующие маневры: движение задним ходом, разворот и стоянка или остановка на расстоянии 15 м, как до, так и после остановки. Правда, последнее правило имеет исключение: если водитель не препятствует маршрутному транспортному средству, то ему для высадки или посадки пассажиров разрешено останавливаться в зоне действия знака «Автобусная остановка». Помимо этого, водитель должен знать и помнить, что на территории населенных пунктов он обязан маршрутному транспорту уступить дорогу.

Жизнь – непредсказуемая штука, и попасть в неприятную ситуацию может каждый. Например, представим случай на участке трассы, подпадающем под действие знака «Остановка автобуса». Водитель совершил остановку, разворот либо движение задним ходом, либо задумался о чем-то и принял свое направление за главную дорогу, и в результате не уступил остановку автобусу или маршрутке. И вот, этот маневр попал в поле зрения сотрудника дорожно-постовой службы.

Иными словами, здесь есть остановка маршрутных автомобилей, но не соблюдена неотъемлемая формальность таких участков в виде разметки или знака. В таком случае водитель юридически не нарушил ПДД, а значит, на него не могут быть наложены какие-либо санкции административного характера.

Место остановки МТС (маршрутного транспортного средства) согласно действующему законодательству должно быть обозначено с помощью специальных знаков.

Наряду с пешеходными переходами, места остановок автобусов, трамваев и маршруток представляют собой особое пространство. Данное правило является важным не только для водителей МТС.

Хочу обратить внимание, что на практике знаки пешеходный переход на разных сторонах дороги иногда устанавливаются строго напротив друг друга, т.е. получается, что начало перехода совпадает с его концом. Естественно, пешеход не может передвигаться по такому сооружению без нарушения правил и в некоторых случаях это можно использовать в свою пользу.

Напомню, что пункт 12.4 правил дорожного движения запрещает остановку и стоянку транспортных средств на расстоянии менее 15 метров от рассматриваемого знака 5.16. Исключение - остановка для посадки или высадки пассажиров, которая не создает помех движению общественного транспорта.

301. Береговые линии рек и озер на топографических планах масштабов 1:5000 и 1:2000 следует, как правило, показывать в соответствии с выраженным на местности положением их уреза в межень, т.е. в период с наиболее устойчивым низким уровнем воды. На планах масштабов 1:1000 и 1:500 данные линии наносят по их положению в натуре на момент съемки.

316 (221). На топографических планах при воспроизведении водоемов с осыхающими береговыми полосами подлежат показу как верхняя, так и нижняя их границы. Верхней границей является береговая линия. Нижнюю же границу наносят зеленой сплошной линией толщиной 0,2 мм.

Если надо указать протяженность площадки остановки, которая не сильно выражается, или обозначить расположенные следующие остановочные пункты, разрешается применение знака автобусная остановка с таблицей 7.2.1., которая указывает ее или общую длину остальных площадок.

Также возможна погрузка и выгрузка груза в автомобиль, при условии стоянки не более 5 минут, при этом не мешая пассажирам и движению маршрутным автобусам. Экстренная остановка автомобиля разрешается на автобусной в случае поломки и возможности ее быстро исправить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вестерн юнион какие данные нужны для перевода

В соответствии с пунктом правил знак 5.16, который служит для обозначения места остановки городского автобуса, устанавливается на участках дороги, где расположены остановки общественных транспортных средств. Установка соответствующего знака должна проводиться в середине или конечной точке зоны, предназначенной для остановки.

Чтобы не попадать в ситуации, когда приходится спорить с сотрудниками ГИБДД о правомерности своих поступков, следует досконально изучать нововведения в ПДД, именно они помогут разрешить конфликты и неурядицы на дороге. Итак, наличие знака, свидетельствующего о расположении автобусной остановки, говорит о том, что водитель любого транспортного средства может при необходимости совершать остановку в месте остановки общественного транспорта.

Однако следует задуматься, не противоречит ли это основным правилам? И что имеется в виду под разрешённой остановкой? Совершить остановку, иными словами принудительное торможение, автомобилист может только в том случае, когда ему необходимо произвести высадку или посадку человека из/в его авто. Кроме того, разрешается даже производить разгрузку и погрузку грузов в авто с условием, что транспортное средство будет остановлено в этом месте не более чем на 5 минут.

1.3. При разработке ПОДД необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правилами, стандартами, техническими нормами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

· Сводная ведомость объёмов горизонтальной дорожной разметки должны включать номенклатуру дорожной горизонтальной разметки с покилометровой разбивкой, видами разметки, приведением объёмов разметки к линии 1.1 (указать коэффициент приведения по каждому виду, по разным видам разметки показывается объём в м 2) с указанием площади разметки по каждому километру (в последней графе сводной ведомости) в м 2 , а также указанием объёмов по данному участку дороги в конце таблицы в линейных километрах, приведённых километрах, площадь (м 2) (см. Приложение 6).

Как можно понять этот знак

По правилам знак обязательно должен быть с двух сторон дороги. В попутном направлении и со встречной стороны его изображение должно хорошо быть видно. Пассажирские автобусы, увидев его, могут спокойно производить посадку и высадку на этом участке дороги.

При этом в обязанности других водителей входят:

  • снижение скорости движения;
  • пропуск пассажирского автобуса;
  • внимательный контроль за пешеходным переходом;
  • совершение маневров только по правилам.

Знак ставится на дороге или рядом с остановкой, предназначается он для того, чтобы обозначить участок дороги, на котором можно совершать остановку автобусным средствам.

Ставиться он может либо посередине либо в конце данного участка дороги. Если территория для общественного транспорта отведена большая, то знак устанавливается в двух местах.

Указатель общественного транспорта распознать легко, он сине-белого цвета и на нём нарисован автобус. Такой указатель ставится вначале остановки. Если рядом имеется павильон, то он крепится с краю так, чтобы водитель без проблем смог его увидеть.

На городских дорогах знак должен обязательно по ГОСТу быть двусторонним, а за городом односторонним. Иногда ставятся указатели с надписями, это делается, если участок довольно протяжённый. Дополнительные надписи прописываются снизу, устанавливается знак в начале остановки.

Повышенное внимание

Конечно же, ни для кого не секрет, что некоторые водители нарушают правила, превышают скоростной режим и до знаков дорожных им просто нет дела. Этот указатель должен дисциплинировать водителей, чтобы они ездили по правилам и ничего не нарушали.

Увидев его, автомобилист должен сразу же снизить скорость, убедиться, что никто не переходит дорогу на пешеходном переходе и, конечно же, пропустить общественный транспорт, отъезжающий от остановки.

На таком участке дороге могут делать остановку только транспортные средства, предназначенные для пассажиров.

Остановка общественного транспорта - знак и типы

Остановки общественного транспорта многофункциональны по своей природе. Они являются действующим элементом системы организации дорожного движения: аккумулирую вокруг себя потоки пассажиров, создают им комфортные условия ожидания транспорта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как оплатить транспортный налог онлайн

Знак «Автобусная остановка» помогает и пешеходам, и автомобилистам сориентироваться на дороге и принять нужное для себя решение.

Обычно на остановке муниципалитет вывешивает информационные таблички в которых должны быть указаны:

  • номера автобусов, которые останавливаются здесь;
  • режим работы автобусов;
  • карты маршрутов.

Современные технологии пришли и на автобусные остановки. В крупных городах можно встретить электронные информационные табло, на которых в режиме реального времени демонстрируется передвижение маршрутов городского транспорта, которые имеют именно здесь остановку. Видно, сколько времени осталось ожидать тот или иной маршрут.

На любой автобусной остановке должны быть специальные заграждения, дорожные знаки и соответствующая разметка.

Автобусный павильон по ГОСТу может быть двух различных типов: с навесом и тот, который закрывается в трёх сторон. Уже давно нормой жизни горожан стали остановки со встроенными павильонами быстрого питания, продажей книг и прессы.

В стены остановок вставляют терминалы оплаты и кофе-автоматы, а также лавки для удобного ожидания транспорта.

Различают два вида остановок:

  1. Остановка постоянного типа. Автобусы останавливаются только по определённому расписанию, через какой-то официально установленный промежуток времени.
  2. Остановка по требованию. Здесь не всегда можно увидеть дорожные знаки. Пассажирждёт транспорт на обочине дороги либо на тротуаре, останавливая машину рукой. В некоторых случаях он нажимает на специальную кнопку на столбе.В противном случаеавтобус проедет мимо.

Конференция ЮрКлуба

Но при этом на табличках, помимо наименования маршрута и интеревала движения транспорта, указывается наименование гипермаркета и слова «бесплатные автобусы». То есть табличка информирует о том, что на этих бесплатных автобусах можно (и нужно!) доехать только до гипермаркета такого-то, где пассажир и оставит все свои накопления.

Ведь по смыслу п.п. 14, 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112) и п. 3.10 ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» такая информационная табличка является знаком дорожного регулирования. А размещение рекламы на таком знаке запрещена ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Штраф за стоянку на остановке

Автолюбитель может поставить машину на стоянку до знака только на определённом расстоянии. Время стоянки может быть любое, правилами это не регулируется.

Важно знать, что парковку запрещается производить до и после 15 метров на остановке общественного пользования. Расчёт следует вести от установленного указателя. Не зависит, с какой стороны дороги располагается автомобиль.

На остановке можно:

  • остановиться легковой машине для высадки или посадки пассажиров;
  • можно грузить и выгружать груз.

Главное в таких ситуациях - чтобы время стоянки не занимало больше 5 минут. Остановка разрешается в случае поломки, когда автомобилист способен её устранить практически сразу.

В любом случае другой транспорт, кроме городского маршрутного, для которого остановка и создана, не должен создавать своими действиями помех общественному.

Нарушением ПДД является остановка на расстоянии менее пятнадцати метров от обозначенного знаками пространства. Если остановка будет занята автомобилями, то водителю МТС будет крайне сложно остановиться в положенном месте. Пассажиры не смогут выйти из автобуса/трамвая, как предусмотрено правилами. Вследствие этого снижается безопасность и существенно возрастает риск ДТП.

Помимо этого, внимание следует уделить разметке № 1.17. Согласно ПДД разметка № 1.17 указывает на запрет разворота в зоне остановки маршрутных транспортных средств.

В каких случаях легковая машина может остановиться на остановке

Поломки могут быть различными:

  • неисправность тормозов или руля;
  • поломка «дворников» в непогоду;
  • неисправность в фарах или габаритах и так далее.