Заз 968 ушастый. Модификации для инвалидов. Одометр, сокращающий расстояния

- Запорожский автомобильный завод , который размещен на(в) Украине. Данная компания известна тем, что производит самые ходовые в этой стране легковые и грузовые автомобили, а так же прицепы и автобусы. Главный завод ЗАЗ размещен в Коммунарском районе. Автомобили на заводе производятся по полному циклу. Сегодня это предприятие является главным автомобильным заводом страны.

Начало истории создания ЗАЗ

История создания ЗАЗ начинается в 1863 году, когда человек по имени Абрагам Кооп создал фабрику по производству соломорезок и деталей к мельницам. Через некоторое время завод был реорганизован, и начал производить сельскохозяйственну технику. В 1908 году на базе компании родился Мелитопольский моторный завод, который с 1960 года начал создавать моторы для ЗАЗ. В 1975 году это предприятие соединилось с «АвтоЗАЗ».

ЗАЗ Горбатый

На ранних порах предприятие отличилось созданием новаторского сельско-уборочного комбайна Коммунар, который долгое время работал на полях по всему Советскому Союзу. В 1961 году на свет появился автомобиль -965, который долгое время был единственной моделью легкового автомобиля данного предприятия. Эта машина больше известна, как Горбатый ».


"А теперь Горбатый! Я сказал Горбатый!" (из фильма "Место встречи изменить нельзя")

Ушастый 966 Запорожец

В 1970 году появилась новая версия ЗАЗ - -966 Ушастый . Он, как мы помним - серьезно был переработан, и уже не имел ничего общего с прежней моделью. С тех времен по девяностые всего с конвейеров сошло 3 422 444 штук Запорожцев .

В 1979 году в производство поступила модель ЗАЗ-968М.


Чертёж с размерами ЗАЗ

Были весьма скромные. Тем не менее, как показала практика, вместить автомобиль мог до 10 человек.


Кто хотел недорогое, компактное купе 1974 года?

Вес ЗАЗ 968

Снаряжённый вес ЗАЗ 968 был равен 780 кг. Что такое снаряжённый вес? Это вес автомобиля с полным баком горючки, запаской, маслом в двигателе, омывайкой в бачке, но без водителя, пассажиров и их багажа. Поэтому поднять Запорожец могли 4 крепких мужика и даже перенести его на соседнее место. Это если нужно было.

Кстати, именно благодаря своему весу ЗАЗ 968 может проезжать там где не сможет проехать Hammer или другой большой и тяжёлый внедорожник.

ЗАЗ-1102 Таврия

Династия запорожцев прервалась с появлением в 1987 году автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые модели компании ЗАЗ, которые были оборудованы жидкостным охлаждением. В 1994 году остановил создание заднеприводных автомобилей ЗАЗ-968М. В девяностые годы завод оказался на грани закрытия. Руководство компании искало инвесторов. В результате круг поисков был сужен до нескольких брендов: , General Motors и .

Далее история ЗАЗ начинает новый свой виток. После долгих обсуждений, решение было принято неожиданное - компания решила уйти под руководство «Daewoo». После этого начинается совместное производство автомобилей-химер на базе разработок двух компаний. Первой совместной моделью стала ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова».

«Ушастый Запорожец»

ЗАЗ-968 «Запорожец» («ушастый», «чебурашка» (ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А), «мыльница») - советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийсяЗапорожским автомобильным заводом. Производился с 1972 по 1994 годы.

С 1973 по 1979 год выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А, а в 1979 году в серию пошёл ЗАЗ-968М с обновлённым внешним оформлением. Экспортировался под брендом «Yalta».

Характерные особенности модели: заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, автономный отопитель.

ОТЛИЧИЯ ЗАЗ-968А ОТ ЗАЗ-968

ОТЛИЧИЯ ЗАЗ-968М ОТ ЗАЗ-968А

  • Задние фонари (у 968А круглые, у 968М - усовершенствованные, прямоугольные).
  • Модернизированная панель приборов (как ранее на ЗАЗ-968АЭ).
  • Панель передка поменяла форму, стала выпуклой (за счёт этого дополнительно увеличен объём багажника), на ней появились прямоугольные - вместо круглых - указатели поворотов, окантовка фар - из чёрной резины, орнамент спереди заменён на чёрную полосу с надписью «968М». Бамперы обрели съёмные боковые части из пластика и срединную резиновую полосу. Таким образом, у ЗАЗ-968М намного меньше хромированных деталей.
  • Запасное колесо перенесено из багажника под капот, справа от двигателя.
  • На ЗАЗ-968М устанавливались три двигателя МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ и МеМЗ-968БЭ. Для всех трех двигателей базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Э (41 л. с.). Двигатель МеМЗ - 968ГЭ (45 л. с.) отличается от базового двигателя установкой новой конструкции двухкамерного карбюратора типа ДААЗ 2101-20, а также новым выпускным патрубком. Двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л. с.) отличается теми же элементами, что и двигатель 45 л. с. и дополнительной конструкцией новых головок цилиндров с уменьшенным объемом камер сгорания. Модификация 968МР оснащалась вакуумным полуавтоматом управления сцепления.
  • Изменена схема охлаждения двигателя. Воздух для охлаждения стал поступать через штампованную решётку в крышке капота. Вместо боковых воздухозаборников («ушей») в задних крыльях остались небольшие решёточки для вентиляции моторного отсека.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЗАЗ-968 И ЗАЗ-968А

  • ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968АБ - для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги, но здоровые руки;
  • ЗАЗ-968Б2 и ЗАЗ-968АБ2 - для инвалидов, у которых повреждена правая нога, но здоровые руки.
  • ЗАЗ-968АБ4 - для инвалидов, у которых повреждена левая нога, но здоровые руки;
  • ЗАЗ-968Р - для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
  • ЗАЗ-968АП - пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта.

ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р имеют автоматическое электромагнитное сцепление. ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Б2 имеют двигатель 887 куб. см./27 л. с. и по примерному числу лошадиных сил получили народное название «тридцатка», в отличие от «сороковок», к которым относили модификации с мощностью двигателя 40 л. с.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЗАЗ-968М

  • ЗАЗ-968МР - для людей с одной повреждённой рукой и одной ногой;
  • ЗАЗ-968МП - пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
  • 3A3-968МБ - для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
  • ЗАЗ-968МД - для инвалидов, у которых повреждена одна нога
  • ЗАЗ-968МГ - для инвалидов, у которых повреждена одна нога - единственная модификация ЗАЗ-968М с двигателем мощностью 27 л. с., других указанных производителем отличий от ЗАЗ-968МД нет.

Запорожский автозавод благодаря «незалежным» бездарям сейчас находится на грани закрытия. А было время, когда предприятие выпускало сотнютысяч машин в год… А первенец завода, «горбатый Запорожец», стал самым популярным «автомобильным» героем советских анекдотов.

После революции 1917 года Запорожский завод «Коммунар», возникший на площадях заводасельскохозяйственных машин Абрагама Коопа, продолжал сохранять свой профиль. Он занимался выпуском машин для сельского хозяйства. В частности, здесь производили первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар», благодаря освоению которого Республика Советов смогла отказаться от импорта таких машин. Ситуация изменилась в 1960 году, когда завод был переименован в автомобильный и начал выпуск малолитражек «Запорожец».


Первая модель завода, ЗАЗ-965, была разработана на заводе «Москвич». Взяв за основу итальянский FIAT-600 , конструкторы создали свою версию на его тему, получившую индекс Москвич-444. Машина изменилась как по агрегатной базе, так и внешне. Из двухобъёмного фастбека она превратилась в трёхобъёмный седан. Малолитражка была нужна народному хозяйству, но выпускать её на и без того перегруженном конвейере «Москвича» было нереально.


Тогда и было принято решение о производстве нового автомобиля в Запорожье, а двигателей для него — в Мелитополе. Первые ЗАЗ-965 (такой индекс получил новый автомобиль) сошли с конвейера в 1960 году. Машина имела расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения мощностью 23 л.с., скомпонованный в один узел с коробкой передач и приводом ведущих задних колёс. За счёт отсутствия карданного вала, салон автомобиля получился относительно просторным. При этом габаритная высота была небольшой, а центр тяжести располагался низко, что положительно сказалось на устойчивости и проходимости.


В народе ЗАЗ-965, благодаря выступающему сзади округлому капоту, сразу же окрестили «горбатым». С 1962 по 1969 годы выпускалась версия ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 с увеличенной до 27 л.с. мощностью.


На смену «горбатому» ЗАЗ-965 в 1966 году пришёл ЗАЗ-966, названный народом «ушастый» за характерную форму боковых воздухозаборников. Машина имела более современный кузов «седан», но компоновка осталась прежней: заднемоторная, заднеприводная.


Первоначально автомобиль имел модифицированный двигатель предыдущей модели МеМЗ-966В мощностью 27…30 л.с., но с 1967 года стал оснащаться новым 40-сильным мотором МеМЗ-968. Впрочем, на некоторые модификации (в частности, для инвалидов), продолжали устанавливать двигатель 966В.


Помимо характерных «ушей» воздухозаборников системы охлаждения двигателя, ЗАЗ-966 имел хромированную фальш-радиаторную решётку спереди, а также новую эмблему: стилизованное изображение плотины ДнепроГЭСа с буквами ЗАЗ, вписанные в пятиугольник. Выпуск ЗАЗ-966 продолжался до 1972 года.


В 1972 году завод освоил новую модель — ЗАЗ-968. Внешне от предшественника его можно было отличить по угловым поворотникам спереди и отдельным сигналам заднего хода. Однако в целом кузов остался прежним, сохранив характерные «уши»-воздухозаборники.


В 1971 году на экраны вышел мега-популярный мультфильм про крокодила Гену и его друзей, и после этого ЗАЗ-968 получил второе народное прозвище «Чебурашка».


С 1974 года выпускалась модификация ЗАЗ-968А со стилизованной накладкой вместо фальш-решётки на передней панели.


Последней моделью ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения стал ЗАЗ-968М. Его выпуск начался в 1979-м, а закончился в 1994-м году. Система охлаждения двигателя на нём изменилась, поэтому «уши» с боковин исчезли. Воздух для охлаждения поступал через прорези в левой части капота, а боковые решётки предназначались для дополнительной вентиляции служили боковые решётки. Круглые задние фонари были заменены большими прямоугольными блок-фонарями.


Передняя часть также подверглась изменениям: центральная часть стала выпуклой, со стильной горизонтальной накладкой и прямоугольными указателями поворота. Бампера получили съёмные боковые части из пластика и резиновую накладку посередине. Изменилась и эмблема, но не к лучшему: вместо «днепрогэсовского» пятиугольника ЗАЗ-968М нёс на крышке багажника чёрную пластиковую букву З с прямоугольной окантовкой. Впрочем, Советского Союза уже не было, а ЗАЗ делал основную ставку на переднеприводную «Таврию»… Но это уже совсем другая история.


Все модели автомобилей Запорожец с двигателями воздушного охлаждения представлены на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос» .

Весной 1961 года, почти сразу после запуска в серию модели ЗАЗ-965, завод приступил к разработке новой модели ЗАЗ-966

    В 1969 году стабильно выпускался стандартный 966-ой "запорожец". В 1970 году изменился цвет руля, в 1969 году он был белый и к концу того же 1969 его начали делать из другого пластика, и он стал черным, бампера вместо двухсоставных стали 4-х составными,
    появились отдельные боковые клычки, в 1971 году бампер потерял соединительную площадку по середине. В 1968 году на эти автомобили спереди ставили по одному рабочему цилиндру на передние колеса, вентилируемые задние барабаны и присутствовали рассекатели в ушах, а так же кольцевая кнопка сигнала и другой материал салона.
    В 1969 году пришли к стандартному дермантину, от 1968 года остались только карманы в обшивках передних дверей, сзади их уже не было, так же изменились крепления заднего сидения, изменена конструкция личинки открывания воительской двери, изменены резинки стекол,убраны замки. В период с 1968 по 1972 год на автомобилях с силовым агрегатом 40 л.с. вместо датчика заднего хода ставилась шлицевая заглушка, в 1971 году появилась выштамповка на задней панели кузова, но дырок под фонари не было, они появились в 1971 году, появились брызговики. Заглушки на задней панели шли до конца выпуска "ушастых" запорожцев. В 1971 году комбинация передних поворотникових габаритов изменилась, габариты в решетке имели как функцию габаритов, так и основных поворотников, на крыльях стояли повторилели от предшественника ЗАЗ 965. В 1971 году машина обрела небольшую выемку на переднем крыле под фарой, затем функция основных поворотников перешла к тем что начали устанавливать под фарой,они были оранжевого цвета.
    В 1971 году в свет вышел ЗАЗ 968, который параллельно выпускался с 966-ым, отличить их можно было по мелочам, так как внешне они были практически одинаковы и имели много общего. На Запорожце 968 появилась другая панель приборов,пепельница была пластмассовой до 1974 года, переключатели света фар и указатели поворотников нашли свое место под рулем, зеркало заднего вида стало пластмассовым. В 1976 году начали ставить такое же как на жигулях, появились механизмы открывания дверей однотипные с ВАЗ 2101, на 966-ых до конца выпуска ставились механизмы однотипные с Москвичем 408, это первое и не мало важное отличие, хотя первые 968 ими тоже оснащались но не долго, от них быстро ушли, укоротили воздухо заборники и изменили их крепления.
    В 1972 году они так же ставились на ЗАЗ-966. В 1973 году появилась новая задняя панель,на ней увеличили место под задний номер, другой бензобак, багажное отделение за спинкой заднего сидения убрали, произошло это практически сразу с наступлением 1973 года, хотя в 1973 году попадались машины со "старыми" бензобаками. Так же в период с 1970 по 1973 гг были разные коврики салона. В 1973 году на машинах экспортного варианта появилась двухконтурная тормозная система, в этом же году ушли от нижнего расположения тормозного цилиндра. В 1974 году у запорожца изменилась передняя панель, появились круглые поворотники, а оранжевые подфарники стали белыми габаритами, появился стояночный свет на задних крыльях, фонари заднего хода стали пластмассовыми, так же появились отдельные катафоты под решетками на задней панели,изменились кнопки дверных ручек, они стали более округлыми, появился жигулячий замок зажигания с противоугонным устройством, воздуховод печки остался старый так как и на запорожцах выпускавшихся с 1972года. В 1976 году исчезли катафоты из стекол стоп сигналов, катафоты могли устанавливаться вверху задней панели в хромированных пластмассовых корпусах, чаще такая комбинация встречалась на экспортных вариантах. С 1971 года появился новый спидометр, "аварийка". На моделях ЗАЗ968а ставились сидения однотипные с сидениями ВАЗ 2101, так же на моделях 968А появился электрический стеклоомыватель, появились хромированные клычки бамперов, в январе 1977 года с машины убрали фонари стояночного света, на машинах марки ЗАЗ-968а появилась новая торпеда, травмобезопасная, с шильдиком на бордачке "968А". В период с 1977 по 1978 модели 968а могли встречаться как со старой торпедой так и с новой травмобезопасной. А с 1976 по 1979 на машинах с травмобезопасной торпедой могли иметь разное расположение выключателей.

Характеристика ЗАЗ-966 «ушастый»

    В первые послевоенные годы Сталин хотел перевести Мелитопольский завод на производство дизельных двигателей с тем, чтобы на «Коммунаре» выпускались дизельные трактора, но Хрущов, бывший тогда первым секретарем КП Украины, убедил его этого не делать. Взамен он предлагал наладить на этом заводе выпуск украинских автомобилей. Для этого предполагалось вывезти оборудование из немецкого Эйзенаха, но тогда идея не нашла воплощения. Но идею украинского автомобиля Хрущев не оставил и встав во главе партии и правительства стал эту идею настойчиво проталкивать. И вот в октябре 1957 года руководство МЗМА - будущего АЗЛК - представило Хрущеву опытный образец микролитражного автомобиля «Москвич-444». Уши 600-го Фиата торчали изо всех его щелей. Но у Хрущева были другие планы. Всю техническую документацию он велел передать на «Коммунар» и вскоре там начался выпуск горбатого «Запорожца».
    По некоторым причинам производство Горбатого прекратили сразу после отставки Хрущева, несмотря на то, что в самой Италии 600-й продержался на конвейере до 1969 года, а его младший брат Фиат-500 до 1972. Горбатый будучи снятым с производства, остался без преемника. Поэтому в качестве временной меры год спустя в производство был запущен ЗАЗ-965А - Горбатый с мотором, увеличенным до 887 кубиков. Но при советском дефиците покупательским спросом он не пользовался. Дело в том, что мотор с более тонкими гильзами цилиндров быстро перегревался и выходил из строя еще быстрее, чем 746-кубовый. И тут конструкторы вспомнили, что еще в 1961 году они создали опытный образец автомобиля, созданного по мотивам Chevrolet Corvair. От американского прототипа концепт-кар отличался намного меньшими размерами. Этот прототип был назван тогда ЗАЗ-966 , но в серию он не пошел - даже для очень уменьшенного кузова двигатель от Горбатого оказался слабоват. К 1967 году, когда конструкторы вдруг вспомнили свое забытое детище. И вот тогда приняли решение возродить ЗАЗ-966 и поставить его на конвейер. Американские примочки с кузова убрали, сделав 966-й больше похожим на Принц. Однако первоначально у нового «Запорожца» было от Принца много отличий. Во-первых, двигатель он унаследовал от ЗАЗ-965А. Диаметр его цилиндра составлял по-прежнему 72 миллиметра - ход поршня - 54,5 мм. Путем увеличения степени сжатия и расточки впускного коллектора мощность подняли еще на три силы - с 27 до 30 л.с. Такое решение привело к еще большей склонности двигателя к перегреву. Вот поэтому у ЗАЗ-966 и получил главное внешнее отличие от Принца - «уши». Этими «ушами» в народе обозвали огромные воздухозаборники, установленные по бокам задних крыльев. Эти воздухозаборники были призваны улучшить охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха. В 1969 году на экраны страны вышел мультипликационный фильм «Крокодил Гена», одним из главных героев которого был неизвестного науке вида зверек, получивший за малую статическую устойчивость прозвище Чебурашка. Очень скоро эта кличка стала использоваться и для обозначения Ушастого «Запорожца».
    Автомобиль имел в длину 3765 миллиметров. При этом его колесная база составляла 2160 мм. Именно такой автомобиль в 1972 году получил 19-летний ленинградец Володя Путин. Выиграл он его в лотерею ДОСААФ. Жил он тогда в доме № 12 в Басковом переулке и ездил оттуда на нем на Васильевский остров, где учился на международном отделении юрфака ЛГУ. В том же 1972 году 966-ю модель сменили на более продвинутую 968-ю модель.

Технические характеристики ЗАЗ-966 «ушастый»

    «Запорожец» всегда был самым доступным советским автомобилем. Понятно, что рассчитывать на какие-либо удобства при эксплуатации этого транспортного средства не приходилось, но свою утилитарную задачу типа «едет, ну и чудесно» ЗАЗ-966 выполнял не хуже других отечественных автомобилей. А что касается проходимости, то благодаря особенностям заднемоторной компоновки только вседорожные монстры вроде УАЗа и КрАЗа могли соперничать с «мыльницей» в умении преодолевать многочисленные болотистые топи и снежные сугробы.
    Кузов . Выглядит «Запорожец» вполне достойно: небольшой, пропорциональный, с забавным силуэтом и весьма разумной отделкой, но слово «дизайн» лучше к нему не применять. Правда, искушенный глаз узнает в его облике... NSU Prinz тридцатилетней давности, хотя в СССР подобные утверждения гневно отвергали, заявляя: «У советских - собственная гордость». Самая запоминающаяся деталь - аккуратные воздухозаборники на задних крыльях и низко опущенные задние арки. Окрашен «Запорожец» весьма прилично, а стойкость к коррозии удивляет - без каких-либо обработок значительной коррозии не наблюдается.
    Салон . Если снаружи «Запорожец» выглядит полноценно, то внутри настоящий автомобиль он напоминает лишь отдаленно, и то только благодаря наличию кое-каких органов управления, а вовсе не уюта и комфорта. Хотя производитель в свое время определял пассажирский потенциал «Запорожца» как «четырехместный автомобиль особо малого класса». К тому же в отделке использован мрачноватый черный винил, поэтому зимой в «Запорожец» лучше не садиться. Но больше всего «достают» сиденья, которые буквально через год превращаются в подобие гамаков и нормальная посадка становится невозможной; если ездить на этой машине регулярно, то замена сидений становится неизбежной. Из «опций» можно отметить обивку потолка, противосолнечные «козырьки», зеркало заднего вида, «бардачок» и вполне информативную комбинацию приборов. А вот отопитель неработоспособный в принципе, и ездить на «Запорожце» зимой - все равно что кататься на кабриолете без крыши под проливным дождем.
    Багажник у «Запорожца» по размерам напоминает хороший «бардачок». Однако хозяйственные владельцы легко выходят из положения, демонтировав переднее пассажирское сиденье либо же установив дополнительный багажник на крышу, который зачастую играет роль основного.
    Двигатель . «Воздушники» объемом 1,2 л в зависимости от модификации развивают мощность от 41 до 50 л.с., при работе издавая жуткий грохот, хотя при исправной выпускной системе «голос» двигателя не поражает раскатами грома и «клубным» звуковым давлением. Ресурс двигателей небольшой (40-50 тыс. км). Двигатели удивительно неприхотливы к топливу и спокойно работают на «семьдесят шестом» с примесями воды, керосина и нафталина, причем не утрачивают своих качеств даже после серьезных поломок. Правда, у них очень напряженный тепловой режим, а также повышенная склонность к перегреву, которая летом проявляется постоянно. Часто течет масло через многочисленные сальники, хотя в этом отношении «Запорожец» не лучше и не хуже других машин. Слабое место двигателя «Запорожца» - люфты в подшипниках коленвала, в приводе распредвала, в шестернях привода прерывателя-распределителя, из-за чего он работает неустойчиво, не развивает максимальную мощность и т.д. Бензонасос, унифицированный с автомобилями ВАЗ, летом часто перегревается, и возникают паровые пробки, вследствие чего насос не работает.
    Электрооборудование «Запорожца» не хуже «жигулевского» и лучше «восьмерочного». Чаще всего выходит из строя аккумулятор, причем по вине беспечных владельцев, подолгу «гоняющих» неисправный двигатель стартером.
    Трансмиссия . 4-ступенчатая механическая коробка передач «Запорожца» поначалу работает, но со временем разбалтываются тяги, из-за чего переключение и быстрое включение нужной передачи становится крайне затруднительным. У некоторых авто из-за варварских условий эксплуатации коробка «воет», передачи «вылетают», а у самых «экстремальных» экземпляров не работает задняя передача. Бывает, что срезаются шлицы полуоси, вследствие чего при включенной передаче автомобиль стоит на месте - в целях безопасности обязательна регулярная проверка состояния полуосей.
    Подвеска и другие агрегаты. Подвеска не отличается исключительной надежностью - уже через 20-40 тыс. км многие узлы передней подвески требуют замены. У «Запорожца» больше, чем у других машин, причин, по которым нарушаются углы установки колес и раньше положенного изнашиваются шины. После длительной эксплуатации появляются ощутимые зазоры в шарнирных соединениях подвески, а также сильный люфт рулевого управления, из-за чего при движении появляется неприятное виляние передних колес. Для устранения люфта необходимо дотянуть винт, крепящий механизм к брызговику, а также установить под головку регулировочного винта рулевого механизма более толстую шайбу. Часто износ задних колес вызван деформацией рычагов задней подвески, после чего схождение колес не соответствует норме.
    Тормоза «Запорожца» не отвечают современным требованиям. Часто подтекают тормозные цилиндры, а со временем ухудшается сцепление колодок с тормозным барабаном, из-за чего может возникнуть занос автомобиля при торможении. Иногда после большого пробега рабочая поверхность тормозного барабана становится овальной - об этом свидетельствуют рывки при торможении.

Описание модели ЗАЗ-966 «ушастый»

Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом началось в 1967 году.

    С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль действительно стал совершеннее и современнее своего предшественника, однако нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ, по формальным показателям и оставаясь в «особо малом» классе, оказался заметно крупнее (длина — 3730 мм) и тяжелее предшественника, по габаритам, массе и стоимости довольно близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них существенно, и не в лучшую сторону. Несмотря на увеличение внешних габаритов, салон не стал намного просторнее, причем за счет уменьшения высоты кузова посадка водителя и пассажиров стала менее вертикальной, то есть требующей больше места по длине. Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров, не дал существенного улучшения динамики. Появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объема двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600». Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счет заднего расположения двигателя с коробкой передач и вынесенной далеко вперёд балки торсионной передней подвески, простоту в обслуживании и ремонте, а также очень хорошую для обычного легкового автомобиля проходимость, причина которой — большой сцепной вес на ведущих колесах, независимая подвеска всех колес и плоское днище без выступающих уязвимых деталей вроде карданного вала или деталей выпускной системы. Среди автолюбителей «Запорожец» обычно считался малонадежной машиной, однако это не вполне соответствовало действительности и заметно было лишь в сравнении с другими советскими автомобилями, более высоких классов. Согласно литературе тех лет, моторесурс двигателя МеМЗ до капитального ремонта при соблюдении правил эксплуатации, в том числе относительно допустимых нагрузок, мог достигать до 100 тыс. км. Сцепления — до 60…80 тыс. км, коробки передач — до 150…200 тыс. км, тормозных колодок — до 30…50 тыс. км. При этом указывалось, что кузов «Запорожца» превосходил по ресурсу «Москвичи» и «Жигули», и даже без дополнительной антикоррозийной обработки начинал ржаветь лишь на 5-7 год при постоянной эксплуатации в городе, а живучесть автомобиля позволяла ему сохранять способность самостоятельно передвигаться даже при серьезных неполадках и повреждениях.

Специальные модификации ЗАЗ-968

    ЗАЗ-968АП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
    .ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов, у которых повреждена левая нога;
    .ЗАЗ-968Р — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
    .ЗАЗ-968АБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
    .ЗАЗ-968АБ2 — для инвалидов, у которых повреждена правая нога.
    Специальные модификации ЗАЗ-968М
    .3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
    .ЗАЗ-968МД — с двигателем мощностью 40 л.с. и ЗАЗ-968МГ — с двигателем мощностью 28 л.с. — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;
    .ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
    .ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу

ЗАЗ-966 «ушастый» в кино

    ЗАЗ-966 «ушастый» снялся в таких фильмах:
    . "Приморский бульвар"
    . "Америкэн бой"
    . "Мимино"
    . "Не послать ли нам гонца?"
    . "Хочу в тюрьму"
    . "Русский спецназ"
    . "Груз 200"
    . "Тачки 2"

ЗАЗ-966 «ушастый» в игровой и сувенирной индустрии

    Масштабная модель автомобиля 1:43 в СССР и России в заводском производстве выпускалась только из пластмассы, в крайне примитивном, практически игрушечном качестве московским заводом «Прогресс» с 1978 года. Модель 1:43 выпущена в Китае фирмой IST Models и в серии Автолегенды СССР. В 2011 году в мультфильме «Тачки 2» фигурирует в парочке кадров ЗАЗ-966.

Закрыть