Застряло колесо в земле как вытащить машину. Вытаскиваем автомобиль из кювета или сугроба

Из кювета или снежного плена. Эти советы пригодятся в тех случаях, если у машины нет серьезных повреждений и поломок ходовой части.

Не справился с управлением

Улетел с дороги, въехал в сугроб , наскочил на бордюр и беспомощно на нем повис… Сегодня это довольно частые явления. Автоинструкторы утверждают, что одной из наиболее частых причин дорожных происшествий является «не справился с управлением». Особенно это касается зимнего периода.

Причин подобных аварий много. Самая распространенная — превышение скоростного режима и шины, подобранные не по сезону (или лысая резина).

И не важно, кроссовер у вас или старенькая Лада. Чтобы не пришлось пользоваться лопатами и тросами, а потом не выкладывать деньги на дорогостоящий ремонт подвески и кузова, более внимательно отнеситесь к покрышкам своего авто, своевременно меняйте шины и следите за износом протектора.

Если же самое неприятное уже произошло, и без посторонней помощи вам не выбраться? Или кто-то другой просит вас о помощи? Что делать?

Тросы и лопата

В каждой машине должен быть трос! И не какой-нибудь парашютный строп, который может легко порваться, а самый настоящий специальный трос.

Самый важный параметр, на который следует обратить внимание при покупке троса, это максимальная нагрузка, которую он может выдержать. Металлические тросы (чаще всего ими пользуются водители грузовиков) могут навредить при неумелом обращении. При рывке они часто вырывают буксировочные проушины или деформируют раму.

Основной минус металлического троса — его неэластичность. Таким машину следует вытягивать только внатяг. А буксировку осуществлять вообще очень сложно, так как при рывках на дороге металлом можно повредить обеим машинам.

Оптимальный вариант — динамический строп. Благодаря эластичности такой трос без проблем вытащит застрявший автомобиль. В идеале лучше иметь два троса: динамический — для буксировки автомобиля или сдергивания машины с места, и стальной — для вытаскивания внатяг.

Еще один обязательный атрибут вашего багажника — лопата, особенно зимой. И лучше выбрать полноразмерную, а не складную. Например, с помощью железной штыковой можно легко расколоть лед и раскидать рыхлый снег.

Как вытащить машину?

Если машина села в снег не очень глубоко, то попытайтесь вытащить ее внатяг, без рывков. Для этого на авто-буксире включите пониженную передачу и все блокировки, которые есть на автомобиле, иначе он будет сам буксовать.

Если же машина застряла глубоко, то на помощь придет лопата. Для начала максимально уберите снег под днищем и колесами . Это поможет снизить сопротивление при вытаскивании.

Если рядом с застрявшим автомобилем стоит, например, дерево, то советуем защитить борт машины. Сделать это можно обычной телогрейкой или запаской. Это лучше, чем тереться о ствол голым кузовом.

Передние колеса у застрявшего автомобиля следует поставить прямо. Если они будут вывернуты в сторону, то начинают работать как тормоз, нагребая под себя снег. Перед началом движения можно попробовать вывернуть руль в нужную сторону.

Работайте газом плавно, в противном случае машина закопается еще глубже.

Если другой машины рядом нет, и помочь некому, берите в руки лопату и опять же по максимуму откапывайте своего железного коня. А затем, плавно двигаясь вперед и назад, накатывайте колею . Самое главное — не спешить и не газовать.

Видео о том, как вытащить машину из сугроба:

Вождения без пробок и проблем!

В статье использовано изображение с сайта fishki.net

Движение по незнакомой местности, дорогам часто приводит к тому, что автомобиль застревает в грязи, песке или снеге, особенно в плохую погоду. Безопасным методом вытаскивания автомобиля считается вызов эвакуатора. Но это не всегда возможно.

Если принято решение своими силами освобождать авто, нужно знать, как вытащить машину самостоятельно, не нанося вред узлам, конструкции.

Что делать, если машина застряла

Если автомобиль застрял, нельзя паниковать, усиленно давить на педаль газа. Следует выйти из него, оценить ситуацию. Схема дальнейших действий определяется конкретной ситуацией и местом происшествия.

  • используют лопаты для удаления грязевого плена, расчистка ведется перед машиной или за ней;
  • силовой прием в виде толкания подходит, если есть пассажир;
  • раскачивание используется, если нет никаких подручных средств; предполагается включение передачи, плавное давление на газ, периодическое включение и отключение сцепления; когда машина сильно раскачается, стоит попытаться выбраться из ловушки;
  • домкрат – надежный помощник, устанавливающийся на твердую землю или специальную опору; поднимая колеса, под них подкладывают ветки, камни, что создает условия для выезда.
  • раскачка – самый действенный метод в этой ситуации; для переднеприводных моделей поворот руля для выезда выполняют при включении передней передачи, а для заднеприводных используют заднюю и ручник;
  • песок, соль, средство для очистки стекол – вещества, разъедающие лед под колесами, облегчающие выезд.
  • рекомендуется снизить давление в колесах, увеличивая площадь соприкосновения с основанием, попытки освобождения проводят без резких движений, важно избегать пробуксовки;
  • пневматическая подушка – автомобиль оставляют на ручнике, очищается пространство под днищем, устанавливается подушка, шланг крепится к выхлопной трубе; происходит поднятие кузова, позволяющее подложить под колеса ветки, камни для выезда.

Продумывая, как вытащить автомобиль в одиночку, стоит помнить – если попытки не дают результата, потребуется помощь службы эвакуации или проезжих авто.


Эксплуатируя авто, лучше хранить в багажнике специальный инструмент – лопату, домкрат, веревку. Это поможет вытащить транспорт, если он застрянет. Также стоит знать, как вытащить машину с помощью веревки.

Действенные способы:

  1. Используется веревка, дерево, палка или монтировка. Здесь необходимо закрепить концы троса на буксировочной петле, предварительно обернув его вокруг дерева. По центру, между автомобилем и деревом, вставляется монтировка, палка, позволяющая закручивать трос. Так, образуется рычаг, происходит сокращение расстояния, авто сдвигается.
  2. Вторая схема сложнее, необходима веревка и дерево. Один конец троса привязывают к петле, затем, на расстоянии 1,5 м делается петля, так, чтобы она не скользила и не затягивалась. Веревку пропускают через эту петлю для образования новой, более широкой. Оставшийся конец пропускают вокруг дерева, а потом захватывают большую петлю, вытягивают транспорт.

Подобные схемы – это мощные рычаги, позволяющие с меньшими усилиями сдвинуть авто, особенно когда нужно сделать все самому.


Буксировка – метод, способствующий быстрому освобождению другого авто, если оно застряло или у водителя не получается выбраться своими силами. Автомобили с АКПП требовательнее к нагрузкам, условиям эксплуатации, в сравнении с МКПП.

Но если возникает вопрос, можно ли на автомате вытаскивать другую машину, ответ – можно. Главное, правильно подойти к выполнению задачи.

Тонкости буксировки на автомате:

  • исключают резкие движения, рывки;
  • включается передача L 1 (2), активируется ручное управление, если есть такая функция;
  • автомобиль начинает тихонько двигаться, пока трос не натянется;
  • после натяжения троса, когда буксируемое авто начнет двигаться, давят на газ, вытаскивают машину;
  • нужно быстро преодолеть порог 1500–1800 оборотов, после натяжения разогнать авто, перейдя в режим D.

Важно исключить повреждения АКПП, поэтому учитывают характеристики машины и вес авто, которое вытаскивают. Если оно крупнее, стоит исключить буксировку, даже на МКПП.


Машины с автоматической коробкой также застревают в снегу, песке или грязи. И если обычные методы не позволяют выбраться, рекомендуется вызвать эвакуатор или буксировать. Стоит обратить внимание, можно ли вытаскивать машину на автомате.

Метод подходит не для всех моделей, некоторые только эвакуируют. В инструкции к транспорту указывается возможность буксировки, скорость, допустимое расстояние.

Например:

  • для авто с 3-скоросной КПП допускается 25 км при скорости 40 км в час;
  • 4-скоростная модификация предполагает 50 км на скорости 50 км в час.

Превышать показатели нельзя – масляный насос не работает, возрастает износ элементов, произойдет перегрев. Предварительно заливают дополнительную рабочую жидкость, ее сольют потом в сервисе. В процессе вытаскивания мотор работает, АКПП находится в режиме N.


Ситуации, когда автомобиль садится на брюхо, возникают во время путешествий, поездок за пределами города. Преимущественно, в осенний, весенний период, когда погода меняется.

Если предполагается дальняя поездка, желательно подготовить снаряжение, которое может потребоваться для вытаскивания машины. Не лишним будет узнать и номер службы эвакуации, действующей в этом районе. Но если помощи нет или ее придется ждать долго, а машина села на днище, как вытащить ее могут подсказать опытные водители.

Для начала нужно выйти и оценить ситуацию, затем следовать плану:

  1. Если машина не села полностью, сохраняется небольшой ход. Тогда поочередно колеса поднимают домкратом, подкладывая ветки, камни, доски. Далее, пробуют выезжать враскачку.
  2. Когда авто застряло без движения, нужно откапывать снег, грязь. Под ведущие колеса также подкладывают ветки, пробуют выезжать. Сильно давить на газ нельзя.
  3. Расчищают грязь, снег, крепят буксировочный трос, предварительно обвязав вокруг дерева, делают рычаг, используя палку, монтировку.

Главное условие успешного освобождения – это возможность понять, что держит машину и постараться быстрее устранить причину.


Если все методы испробованы или подручных средств нет, а машина села на пузо, как вытащить ее – звонить знакомым с большими джипами, искать трактор. Для вытаскивания лучше использовать стропы, но не стальные тросы, вырывающие проушины, бампера, элементы кузова.

Важные моменты:

  • вытаскиваемое авто нельзя дергать, необходимы плавные движения тракториста или ведущей машины;
  • при неуспешных попытках газовать не стоит, застрянут оба автомобиля;
  • буксирующему транспорту нужно выбирать твердые, устойчивые участки, чтобы не застрять самому и не создать колею, из которой также придется вытаскивать машину;
  • правильная оценка ситуации позволит избежать разворота, повреждения застрявшего авто.

Осторожности, внимания требуют моменты буксирования большой техникой, тракторами.

  • важно договориться о сигналах с водителем трактора, джипа, чтобы контролировать ситуацию;
  • когда тягач вытаскивает авто, ему помогают силовым агрегатом, но это требуется не всегда, в зависимости от ситуации, иногда легче проехать накатом;
  • при неудачных попытках пробуют выехать с разгона;
  • если сохранился небольшой ход, вместе с тягачом используют способ раскачки.

Если перечисленные способы не дают требуемых результатов или нет трактора, подключают пассажиров, ищут помощь, чтобы своими силами вытолкнуть транспортное средство.

Что делать, если автомобиль застрял в грязи, а под рукой нет трактора? В этой ситуации можно предпринять попытку самостоятельно освободиться из грязевого плена. А о способах, как выехать из грязи с помощью подручных средств, читайте в этой статье.

Как не застрять в грязи?

Как говорят врачи, лучшее лечение — это профилактика. Это справедливо и к езде по плохим дорогам — лучше не решать проблему, как выехать из грязи, а постараться не застрять. Здесь помогут несколько простых рекомендаций.

Снизьте давление в шинах. При движении по сложному участку дороги рекомендуется несколько снизить давление в шинах — так вы увеличите пятно контакта и понизите удельное давление на грунт, тем самым повысив шансы преодоления бездорожья. Но слишком спускать колеса нельзя, так как есть риск потерять или испортить шины.

Двигайтесь ровно. Преодолевать сложные участки дороги необходимо ровно, на небольшой скорости (рекомендуется двигаться на второй передаче), без рывков, торможений и разгонов. Любое резкое изменение скорости может вызвать пробуксовку колес с последующим зарыванием в грязь.

Двигайтесь без остановок. Остановившись, вы рискуете больше не сдвинуться с места — при трогании почти гарантированно возникнет пробуксовка колес с зарыванием в грязь.

Постоянно подруливайте. При движении по плохому участку дороги рекомендуется часто, но с небольшой амплитудой поворачивать руль вправо-влево, слегка ослабив хват руками. В таком режиме движения колеса будут цепляться за твердый грунт, снижая вероятность пробуксовки.

Избегайте колеи. Обычно на сложных участках дорог есть глубокие наезженные колеи — от них необходимо держаться подальше, так как попав в колею, вы рискуете сесть «на брюхо».

Но избежать неприятностей получается не всегда, и, если вы застряли в грязи, необходимо вспомнить все доступные способы выехать без посторонней помощи.


Есть несколько способов выехать из грязи, используя лишь подручные материалы, или вовсе без них:

  1. Раскачивание автомобиля;
  2. Выезд из колеи с помощью домкрата ;
  3. Доска или палка на колесе (дополнительные грунтозацепы);
  4. Трос и мускульная сила (простейшие блоки из веревок);
  5. Архимедов винт (простейшая лебедка из троса и лома/лопаты).

Более подробно об этих способах читайте ниже.

Способ первый: раскачивание автомобиля

Это самый простой способ, который должен использоваться в первую очередь. Раскачивание эффективно только в тех случаях, когда автомобиль застрял одним или двумя колесами в небольшой яме и не сел «на брюхо». Порядок действий зависит от типа коробки передач (МКПП, АКПП), опыта вождения и наличия помощников.

Для авто с «механикой» нужно действовать следующим образом:

  1. Включить первую передачу, начать движение;
  2. Как только автомобиль достигнет крайней точки (колесо начнет пробуксовывать), выжать сцепление, быстро включить заднюю передачу, начать движение назад;
  3. Как только автомобиль снова достигнет крайней точки, выжать сцепление, быстро включить первую передачу, начать движение вперед;
  4. Повторять пункты 2-3 до того момента, пока автомобиль за счет приобретенного импульса не выберется из ямы.

Главная сложность данного способа — быстрое переключение передач, также нужно аккуратно работать сцеплением. Наиболее эффективно раскачивание на тяжелых автомобилях.

Если у вас не получается быстро переключать передачи, можно действовать упрощенно:

  1. Включить первую или заднюю передачу (в зависимости от того, в какую сторону проще выбраться), начать движение;
  2. При достижении крайней точки выжать сцепление и дать автомобилю скатиться под собственным весом;
  3. При достижении нижней точки снова начать движение;
  4. Повторять пункты 2-3 до тех пор, пока автомобиль приобретет достаточный импульс для выезда из ямы.

Для автомобилей с коробкой-автоматом подойдет только модифицированный второй способ:

  1. Перевести селектор КП в позицию «D», начать движение;
  2. При достижении крайней точки переключиться на нейтраль («N»), и дать автомобилю скатиться под собственным весом;
  3. В нижней точке вновь переключиться на «D» и начать движение;
  4. Повторять пункты 2-3 до тех пор, пока автомобиль не сможет выехать из грязи.

Если вы едете в компании, то призовите своих родственников или друзей на помощь — пусть они толкают автомобиль в такт раскачиванию. Усилия помощников увеличат импульс автомобиля, что позволит быстрее выбраться из ямы.

Также эффективность способа можно повысить, если яму заполнить ветками, камнями и другими предметами. Можно подбрасывать камней в яму каждый раз, когда колесо будет выезжать из нее, однако для этого необходим помощник.

Способ второй: ветки и домкрат

Этот способ следует применять в тех ситуациях, когда автомобиль сел на днище в колее или в глубоком мягком грунте, и колеса просто не имеют точки опоры. Чтобы вызволить автомобиль из плена, нужно использовать домкрат, ветки, доски и другие подручные материалы. Здесь все достаточно просто:

  1. Подложить под место установки домкрата доску или ветки — сделать площадку, чтобы домкрат сам не углубился в грунт;
  2. Поднять ведущие колеса автомобиля так, чтобы днище автомобиля не задевало грунт;
  3. Подложить под колеса ветки или доски, также следует выложить «дорожки» из веток, чтобы автомобиль мог выехать из колеи или ямы.

Наиболее просто этот способ применим к легким автомобилям, под тяжелые машины придется подкладывать довольно много веток или досок, а в некоторых случаях эту операцию придется выполнять несколько раз, пока не удастся преодолеть сложный участок дороги.

Способ третий: доска на колесе

Если сложный участок дороги имеет большую протяженность, а раскачиванием или с помощью веток выбраться из грязи не удалось, нужно использовать подобие грунтозацепов на колесах — их роль может играть обломок доски или палка. Причем возможны два варианта.

Поперечный грунтозацеп. В этом случае необходимо взять не слишком длинную палку или доску — на 30-50 см шире покрышки. Данную палку веревкой, скотчем или на крайний случай шнурками крепко привязать к шине. Нужно следить, чтобы с внутренней стороны палка не царапала арку колеса, с наружной стороны длина палки может быть увеличенной. Можно привязать палки на оба ведущих колеса.

Радиальный грунтозацеп. В этом случае необходимо взять доску или палку, длина которой чуть больше диаметра колеса с покрышкой. Эту палку привязать точно по радиусу колеса так, чтобы она с обеих сторон на 5-10 см выступала за покрышку. Чтобы палка не царапала кузов, под нее необходимо подложить две других палки или иные предметы (да хотя бы пластиковые бутылки).

Такие грунтозацепы повышают сцепление колеса с грунтом, и позволяют выбраться даже из самых сложных участков дороги.

Способ четвертый: только трос и мускульная сила

При наличии троса и надежной опоры можно изготовить простейшие средства спасения автомобиля.

Первое средство — это трос, натянутый между автомобилем и деревом или другой опорой. Трос необходимо натянуть с большим усилием, чтобы он не провисал. Теперь нужно трос потянуть вбок в его средней части — созданное таким образом усилие будет достаточно большим, чтобы вытянуть автомобиль на несколько сантиметров из грязи. Трос немного ослабнет — его необходимо снова натянуть и повторить описанное выше. Так постепенно удастся вытащить машину на твердый грунт.

Второе средство выглядит сложнее — в сущности, это блок, собранный только из одного троса. Для работы такого блока необходима опора в виде дерева или столбика. Принцип его действия понятен из рисунка.

Способ пятый: архимедов винт и прочие суррогаты лебедки

Если автомобиль крепко увяз в грязи, а у вас в багажнике помимо троса есть лом или лопата, а также обычный винтовой домкрат, то можно попробовать выбраться с помощью одного из трех вариантов простейшей лебедки.

Самый простой вариант требует лишь троса, монтировки или прочной палки, и наличия перед автомобилем дерева (или иной прочной опоры). Трос необходимо сложить вдвое, с одной стороны обернуть вокруг дерева, а с другой стороны зацепить за автомобиль. Примерно в середине троса пропустить монтировку/палку, и начать вращать ее — трос постепенно будет закручиваться, его длина будет сокращаться, и создаваемого усилия будет достаточно для вытягивания из грязи автомобиля.


Еще один вариант требует только троса и домкрата. Домкрат необходимо упереть о надежную опору (лучше всего камень или палку, но в крайнем случае можно сделать углубление в грунте), а на его подвижной части закрепить конец троса. При подъеме домкрата автомобиль будет постепенно вытягиваться из грязи, при одном полном подъеме домкрата автомобиль может сдвинуться на 25-30 см.


Третий способ требует только троса, железного лома или лопаты, и монтировки. Лом или лопату необходимо прочно заглубить в грунт, на свободном конце троса сделать петлю, этот конец обмотать вокруг лома или стальной части лопаты. Трос необходимо протягивать над самой землей. В петлю вставить монтировку, и, используя ее в роли рычага, начать наматывать трос на лом/лопату. Эта конструкция называется архимедовым винтом, она имеет достаточно высокую эффективность и помогает вытянуть из грязи даже тяжелые автомобили.


Большинство из указанных способов позволяют самостоятельно выехать из грязи на легковых автомобилях, а некоторые можно применять на грузовиках и тракторах.

Неслучайно говорится, что в России нет дорог - есть только направления. В истинности подобного утверждения, думается, убедился каждый автомобилист, застрявший в грязи или в снегу. Да и грязь у нас какая-то особенная: если машина застряла в грязи, вытащить ее удается с великим трудом. Что делать в подобной ситуации? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Но сначала нужно определиться, в какую именно ситуацию вы попали -от этого будут зависеть ваши последующие действия. Вариантов здесь может быть несколько:

  • вы оказались в грязи или глинистой почве;
  • машина застряла в снегу;
  • вы заехали в песок или песчаную почву.

Универсальным вариантом выхода из всех трех ситуаций станет возможность использовать услуги буксировки. То есть вытащить машину при помощи остановленной машины или позвонить друзьям или знакомым, способным помочь в этой беде. Можно обратиться к услугам организаций, специализирующихся на решении подобных проблем. Но стоит ли применять кардинальные меры вместо того, чтобы справиться своими силами? Любой из указанных выше вариантов имеет свою специфику. В соответствии с ней можно попробовать использовать собственные усилия, чтобы избавиться от проблемы.

Случай с попаданием в грязь относится к наиболее тяжелым, поскольку ее обычно сопровождает пробуксовка колес автомобиля. Если авария случилась на грунтовой дороге или на бездорожье, действовать надо быстро, иначе можно завязнуть всерьез и надолго. Самый простой способ - выехать враскачку, то есть совершая движения вперед-назад. Иногда этот метод бывает весьма эффективным, и уже через пару минут вы можете продолжать движение. Но в некоторых случаях раскачка приводит к тому, что вы еще глубже погрузитесь в грязь. Принимать решение, как вытянуть машину, необходимо оперативно. Для увеличения сцепления можно использовать подложенные под колеса доски, ветки, тряпки - все, что вы можете найти, вплоть до автомобильных ковриков. Можно прокопать колею для выезда, но здесь вам понадобится лопата или саперная лопатка.

При попадании в глубокий снег тактика несколько отличается от предыдущего варианта. Чтобы решить, как вытащить застрявший автомобиль, достаточно вспомнить о качествах снега. Для увеличения сцепления его можно растопить, для чего используются соль и обычная вода. Также можно применить методы раскачки и подкладывания под колеса различных предметов. Можно просто раскидать снег, освобождая путь, для чего использовать лопату. Если ее нет - в случае со снегом можно использовать, к примеру, колесные колпаки.

Если застрял автомобиль в песке, необходимо увеличить сцепление, для чего нужно немного приспустить шины. В результате площадь сцепления увеличится, и вы выбираетесь из «плена». Песок создает затруднения благодаря своей сыпучести - попытайтесь полить его водой или обложить поверхность тряпками, ветками, камнями. Очень эффективным считается подкладывание досок под колеса. Менее эффективным - прокоп колеи, поскольку вам необходимо будет работать до появления твердого грунта.

Если вытащить машину из грязи, снега или песка самостоятельно не удалось, придется отбуксировать автомобиль при помощи других транспортных средств.

Если нужно отбуксировать машину

Для осуществления буксировки существует несколько вариантов, каждый из которых может быть опробован.

  • Можно остановить машину на трассе и попросить помощи.
  • Дозвониться друзьям или знакомым.
  • Воспользоваться услугами специального транспорта.

Что делать, если машина застряла,- решать вам, но необходимо помнить несколько правил. Не останавливайте первый попавшийся автомобиль - для того чтобы вытянуть машину из грязи или снега, необходимо мощное транспортное средство. Это может быть внедорожник, грузовик или даже трактор. Если серьезно застряла машина, вытащить еев состоянии только подобная техника.
Вытаскивать застрявшую машину нужно по направлению ее движения, при этом важно использовать прочный буксировочный трос. Рекомендуется в подобной ситуации применять не металлический, а нейлоновый трос. По прочности он не уступает металлическому, но более гибок и удобен в креплении.

Чтобы отбуксировать машину, крепление троса должно производиться за обе проушины, но ни в коем случае не за бампер. При наличии в конструкции фаркопа воспользуйтесь его возможностями. Если при буксировке используется грузовик или мощный внедорожник, трос можно зацепить и за раму. Чтобы точно вытянуть автомобиль, нужно определить сложность его положения. В некоторых случаях необходимо тянуть медленно, чтобы не дать автомобилю завязнуть ещебольше. В других ситуациях можно применить способ раскачки, тоже достаточно эффективный. Однако иногда, если автомобиль серьезно застрял, вытащить его можно одним мощным рывком, не прекращая при этом движение.

Таким образом, если машина застряла в грязи, попытайтесь вытащить ее самостоятельно или при помощи мощной техники. Для того чтобы как можно реже попадать в такую неприятную ситуацию, рекомендуется содержать свою машину в идеальном состоянии. Это касается как работы двигателя, так и наличия новой резины на колесах и регулярного прохождения общего технического осмотра. Большое значение имеет также выбор маршрута, по которому вы собираетесь перемещаться на своей машине.