Когда нужен развал схождение. Сход-развал — что это и зачем он нужен.

Каждый автомобилист со стаже м знает, что развал-схождение — это два разных, но очень важных параметра регулировки углов колес автомобиля. Но когда проводить процедуру замера и настройки развала-схождения, знают, увы, не все автолюбители.

После замены хотя бы одной из составляющих деталей подвески. Даже самая незначительная поломка подвески требует ремонта, которыйможет повлиять на угол развала-схождения автомобильных колес . Самостоятельно провести процедуру восстановления угла развал— схожденияможно, но сложно, требуется время и внимательность. В условиях обычного гаража эти параметры недосягаемы. На станциях технического обслуживания на специальном оборудовании мастер быстро смоделирует необходимый угол развал-схождения колес . При этом будут учтены даже незаметные люфты, которые в дальнейшем повлекли бы серьезный ремонт ходовой части авто. После изменения дорожного просвета. Если меняется дорожный просвет автомобиля, например, при помощи приставок или других приспособлений обязательно требуется процедура развала-схождения колес . При этом развал-схождение не требуется при замене колес на больший или меньший диаметр, так как их замена не влияет на угол установки. Главное — чтобы при замене оказывалось несильное механическое воздействие на ходовую часть, влияющую на угол наклона колес .

После установки новых пружин. Со временем дорожные просветы незначительно уменьшаются, даже если не было ремонтного вмешательства в подвеску автомобиля. Это происходит из-за просиживания пружин под нагрузкой. Поэтому специалисты рекомендуют проверять угол развала и угол схождения хотя бы раз в год (желательно весной). Если же на машину установить новые пружины, то требуется проведения двух процедур развала- схождения: сразу после замены пружин и через 1 месяц, потому что за это время дорожный просвет может уменьшиться на 2-3 см. Пружины рекомендуется менять перед зимой вместе с установкой резины по сезону.


После установки дополнительного оборудования весом от 30 кг на заднюю ось или от 100 кг на переднюю. Независимо от размещения добавочного оборудования по площади автомобиля, процедура измерения и корректировки углов развал-схождения необходима для всех 4 колес.


Специалисты советуют придерживаться вышеперечисленных случаев для проведения процедуры развала-схождения колес авто для минимизации износа резины и приемлемого для вас поведения автомобиля на дороге.

Для многих автовладельцев сход-развал не является основной процедурой, которую нужно делать. Многие не задаются даже вопросом, что же такое сход развал и зачем он нужен.

Рассмотрим основные понятия.

Процедура сход-развал заключает в себе регулировку углов установки колес авто относительно дороги и направления движения — углов «схождения» и «развала» колёс.

Каждый производитель на заводе для каждого автомобиля устанавливает индивидуальные параметры. Важность правильной установки довольно высока, т.к. от этого может зависеть Ваша жизнь. Правильный сход-развал обеспечивает комфортное вождение и хорошую управляемость.

Суммарный угол между продольной осью автомобиля и плоскостями, проходящими через передние колёса (схождение передних колёс) это и есть угол «схождения» колес. Для каждой марки авто, завод устанавливает параметры угла в градусах и минутах.

Если на автомобиле есть функция «подруливающей» задней подвеской (современные этим оснащены), то нужно еще выставлять «схождение» и для задних колес автомобиля. Так как параметры для каждого автомобиля свои, то не все автосервисы могут делать сход-развал на любые авто, а только на те, на которых специализируются.

К первому признаком не правильного сход-развала относится заметное изнашивание резины, а также тяга авто в сторону. Это может произойти по многим причинам. От банального попадания колеса в глубокую яму до ДТП.

Углом «развала» колёс обозначается угол между плоскостью, проходящей через колесо и плоскостью дороги. Бывает положительный и отрицательный угол «развала». Отрицательным считается развал, когда колеса наклонены внутрь автомобиля, если наружу, то положительный.

Угол развала, также как и угол схождения задается индивидуально для каждой модели на заводе, от правильности которых зависит поведения авто.

Если сделать угол развала более отрицательным, то можно повысить устойчивость авто на поворотах, но это в свою очередь сильно вредит покрышкам авто, но любители спортивной езды часто этим пользуются.

Еще один важный параметр в данном процессе – кастер. Кастером называют угол наклона оси поворота передних колес относительно направления движения автомобиля.

От этого показателя зависит стабильность езды, чем больше ось наклонена назад, тем стабильней вождение, но переусердствовать тоже не нужно, т.к. при этом увеличивается нагрузка на руль. При повороте, мы привыкли, что руль сам возвращается в исходное положение, именно этот показатель позволяет добиться такого управления.

Как регулируются углы установки колёс?

Во всех специализированных центрах имеются профессиональные стенды, на которых можно увидеть на мониторе все параметры. Для этого на колеса авто вешаются датчики, которые передают информацию в компьютер, после чего мастер может установить необходимые параметры заданные заводом производителем.

Чтобы сход-развал был наиболее точным, следует соблюсти некоторые нюансы:

  • Должны быть одинаковые покрышки, равного износа шин
  • Не должно быть лишнего груза в машине
  • Давление в шинах должно быть точное

Бывает сход-развал только передней оси и всех колес сразу, если автомобиль имеет такую возможность. Не стоит на этом экономить время, т.к. стоимость процедуру не такая большая, а польза заметна.

Как часто нужно делать регулировку?

Многие делают сход-развал по необходимости, например, после ремонтных работ подвески. Но по мере эксплуатации автомобиля могут сбиться правильные параметры углов, езда по не ровной дороге, ямы или небольшие столкновения, могут стать этому причиной. Поэтому завод производитель рекомендует каждые 15-20 тысяч делать сход-развал.

Если же не делать сход-развал, то можно не избежать серьезных последствий, в плоть до серьезной аварии. Нарушается управляемость авто, чрезмерно израсходуется топливо, изнашиваются покрышки и резины, автомобиль постоянно уводит в сторону и может непредсказуемо себя вести.

Итак, регулировке подвергаются три основных параметра подвески, о них и следует рассказать в теоретической части статьи.Развал – это угол наклона колес по отношению к поверхности дороги. Он может быть отрицательным – если верхняя часть колеса имеет наклон к центру автомобиля, и положительным – если верхняя часть колеса, соответственно, наклонена от центра машины. И каждого из положений есть свои положительные стороны и недостатки. Например, если угол развала отрицательный, то увеличивается пятно контакта колеса с дорогой, улучшается сцепление с дорогой, но при этом резина быстрее изнашивается.Второе важное понятие, это кастер – угол продольного наклона оси поворота колеса, или, проще говоря, горизонтальное положение колес в арках. Это положение влияет на управляемость: немного увеличенный кастер делает рулевое управление более острым, но в случае излишне увеличенного кастера руль становится тяжелым.Третье понятие, которое следует знать, – это схождение. Суммарным схождением называют сумму всех углов между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр левого и правого колес. Схождение может быть положительным (для передних колес) – в таком случае автомобиль становится более стабильным на высоких скоростях, но при этом возрастает недостаточная поворачиваемость. Отрицательно схождение передних колес делает рулевое управление более точным, но при этом увеличивается износ резины и все неровности дороги отзываются на руле – появляется так называемое «биение».Как проводят саму процедуру? В разных мастерских ее проводят по-разному. Некоторые мастера подходят к делу ответственнее: прежде чем отрегулировать сход-развал, специалист сначала проверяет давление в колесах, обычно используя для этого переносной компрессор. Далее на все колеса устанавливаются датчики, а при помощи специальной распорки зажимается ножной тормоз. Особенно квалифицированные мастера также осматривают подвеску на наличие видимых неисправностей – однако такие специалисты встречаются крайне редко. Автомобиль «загоняют на яму» и «прожимают». Данные с датчиков передаются в компьютер, после чего результаты заносятся в таблицу, при этом первая строка – это показатели автомобиля с грузом в багажнике, следующая строка – без него. Все потому, что даже небольшой дополнительный вес способен повлиять на результаты замера. При этом большинство рабочих сервисных мастерских обычно опускают этот момент и проводят замеры с нагруженным автомобилем.

Две самые частные причины, по которым автомобилисты приезжают делать сход-развал - это плохая управляемость или увод автомобиля в сторону, а или же повышенный износ покрышек.Однако проверить и отрегулировать сход-развал следует и на новом автомобиле. Завод-изготовитель выставляет средние параметры с расчетом на то, что дилер пред продажей подготовит автомобиль и сделает необходимую доводку. Но, как показывает практика, продавцы в большинстве своем этот момент опускают.Производители же рекомендуют осуществлять эту процедуру каждые 15-20 тысяч километров, то есть приблизительно пару раз в год. Чтобы не тратить деньги попусту, следует регулировать сход-развал после сезонной смены покрышек.Есть и другие ситуации, при которых следует отрегулировать сход-развал. Во-первых, после некоторых ремонтных работ: замены наконечников, шаровых опор, рулевых тяг, рулевого редуктора или рейки, маятникового рычага, стоек, пружин и сайлент-блоков. Во-вторых, при определенном поведении автомобиля – например, если машинууводит в сторону, а руль стоит криво, или если автомобиль начинает «плавать» в колее, а также если запаздывает в управлении. В-третьих, сход-развал нужно сделать после изменения высоты посадки автомобиля (обычно это делается при помощи специальных подставок или утолщенных резинок, которые устанавливаются под пружины подвески). И наконец, четвертое – сход-развал следует сделать, если руль перестал «возвращаться» при выходе из поворота, или если у автомобиля разный радиус поворота влево и вправо.Итак, сход-развал нужно делать при плохой управляемости автомобиля, повышенном износе резины, после некоторых ремонтных работ, связанных с подвеской, а также после каждой перебортовки колес или установке новой резины. При этом мастеру следует предварительно осмотреть подвеску автомобиля, поинтересоваться у водителя о грузах в багажнике и, если они тяжелые, вынуть их на время регулировки. Также специалист должен проверить давление воздуха в колесах, диагностировать свободный ход рулевого колеса и осмотреть диски колес на предмет деформации. Невыполнение какой-либо из перечисленных процедур может повлиять на показатели датчиков.

При большом пробеге машины без соответствующего ухода и посещения периодических осмотров для проверки технического состояния транспортного средства в сервисном центре, водитель может заметить значительное ухудшение комфорта вождения автомобиля. Это происходит из-за езды по плохим дорогам, переезде на большой скорости неровностей, игнорирование износа деталей ходовой части машины. Причиной же плохой управляемости автомобиля чаще всего оказывается нарушенное значение сход-развала колес. Угол развала указывает на наклон колес транспортного средства по отношению к дорожному покрытию. Значение угла развала влияет на сцепление автомобиля с дорогой, его устойчивость и маневренность. Угол схождения является суммарным значением углов между осью машины и центрами колес. Значение угла схождения влияет на скорость износа резины, точность управления машиной, а также ее управляемость, маневренность и динамичность движения. Угол кастера определяет горизонтальное положение колес в автомобильных арках. Значение угла кастера оказывает влияние на эффективность рулевого управления, проворачивание рулевого колеса и на управляемость машины. Как часто следует корректировать сход-развал? Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру через каждые 15-30 тысяч километров. Для машины со средним пробегом получается хотя бы раз в год, в идеале же - несколько раз в год. При это делать сход-развал в Москве лучше не самостоятельно, а в специализированных мастерских, обладающих всем необходимым оборудованием. Заметьте, что значения углов сход-развала не одинаково для всех машин. Оно зависит от марки автомобиля, от его индивидуальных характеристик и габаритов. При правильно установленном развал схождении транспортное средство в нейтральном положении колес должно двигаться строго прямо и не менять произвольно направления. Это необходимо для того, чтобы машина имела хорошее сцепление с дорогой и показывала отличную управляемость и динамичность езды.

Как определить, когда пора делать развал схождение?

При проявлении следующих признаков автомобилисту стоит отправиться в сервисный центр, чтобы провести корректировку сход-развала колес своей машины:

• резкое ухудшение управляемости и маневренности транспортного средства;

• слишком быстрый износ шин или же неравномерность их износа;

• резко возросло потребление топлива;

• машину заносит на поворотах;

• при движении прямо машину водит из стороны в сторону;

• колеса не реагируют при смене направления рулевым колесом;

• изменилось положение и тяжесть поворота рулевого колеса;

рулевое колесо не возвращается в первоначальное положение после поворота;

• изменился радиус поворота.

• установки новых колес или резины;

• ремонта шаровых опор, рулевой рейки, рулевого редуктора или маятникового рычага;

• замены наконечников, стоек, сайлентблока и пружин;

• изменения высоты посадки транспортного средства.;

• приобретения нового автомобиля.

Как проводится корректировка сход-развала?

Установка правильных значений углов сход-развала в сервисном центре производится обычно следующим образом:

• проверяется уровень давления в колесах при помощи компрессора;

• на колеса устанавливают датчики;

• проверяется состояние ходовой части автомобиля;

• значения с датчиков передают на компьютер и сравнивают при загруженном и свободном багажнике машины (это делается по причине того, что увеличение нагрузки на ходовую часть транспортного средства может значительно повлиять на итоговые значения замеров);

• выставляются правильные углы сход-развала.

Чтобы автомобиль был устойчивым и легко управляемым, колёса устанавливают под определёнными углами относительно подвески и элементов кузова. Эти углы называют «сход-развал», или «развал-схождение».

Если вы обнаружили, что резина на вашем автомобиле съедается неравномерно, знайте: это первый признак неправильного схождения. Если при езде по прямой стоит лишь слегка отпустить руль, и машину уводит в сторону, выводы те же.

Углы установки колёс меняются при любом вмешательстве в ходовую часть машины. На них также влияют износ резины, давление в шинах, зазоры в ходовой части и т.д. Даже если автомобиль не попадал в аварии, и не было ремонта ходовой части, со временем углы всё равно нарушаются. Причины:

  • Углы установки колёс зависят от клиренса, который меняется с возрастом авто. Происходит это по причине просадки упругих элементов подвески: сайлентблоков, пружин и т.д.
  • Появляются и накапливаются микроскопические зазоры в шарнирных соединениях подвески. В сумме они дают заметные изменения углов установки колёс.
  • Кузов естественным образом стареет. Он испытывает постоянные изгибающие и крутящие нагрузки, постепенно изменяется геометрия и, как следствие, углы установки колёс.

Для чего нужен сход-развал?

Не нужно это объяснять тому, кто хотя бы раз в жизни прокатился на машине с отрегулированным сходом-развалом. Начинаешь очень хорошо чувствовать автомобиль и минимальные отклонения от нормы. Инженеры для того и придумали углы установки колёс, чтобы мы с вами могли чувствовать себя безопасно и комфортно на дороге.

  1. имеет отличную управляемость;
  2. обладает курсовой устойчивостью (минимальные отклонения от прямолинейного движения);
  3. маневренный;
  4. меньше склонен в экстремальных ситуациях к опрокидыванию и заносам;
  5. комфортен при движении;
  6. экономит топливо;
  7. имеет хороший накат;
  8. минимально изнашивает шины.

Машина с нарушенными углами подведёт, когда не ожидаешь. К примеру, при езде по сухому асфальту всё нормально, но вот вы попали на скользкий или мокрый участок, и автомобиль вдруг поехал совсем не туда, куда хотелось бы.

Машину то и дело приходится корректировать («ловить») на дороге. Авто становится фактором повышенного риска для пешеходов и окружающих машин. Поэтому в Европе проверка схода-развала обязательна при прохождении техосмотра.



Схождение

Сход, или схождение - угол между продольной осью авто и плоскостью вращения колеса. Он определяет правильное положение передних колёс при различных углах поворота и на разных скоростях движения. Чаще всего схождение регулируют за счёт изменения длины боковых рулевых тяг.

Признаки, что схождение отклонилось от нормы:

  • визг шин на повороте;
  • даже при небольших отклонениях - сильный износ шин;
  • увеличился расход топлива в связи с тем, что передние колёса больше сопротивляются качению.

Развал

Развал - это угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью в положении движения по прямой. Он определяет правильную позицию катящегося колеса при работе подвески.

Если верхняя часть колеса отклонена от центра, то развал положительный, если к центру - отрицательный. При нулевом развале минимально изнашиваются шины, дольше служат покрышки. Отрицательный развал делает автомобиль более устойчивым на поворотах.

Если значение сильно отклонилось от нормы, может возникнуть односторонний износ протектора, в результате чего машину будет уводить в сторону при прямолинейном движении. Разница между правым и левым развалом должна быть не больше 30° (минут).

Кастер

Кастер - это угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси авто.

Кастер - очень важный параметр. От него зависит выравнивание передних колёс при движении по прямой. Гонщики даже устанавливают кастор на несколько градусов выше параметров изготовителя, чтобы сделать ход автомобиля более устойчивым и повысить его стремление к прямолинейному движению.

Признаки того, что угол не соответствует норме:

  • при движении автомобиль уводит в сторону;
  • вы прикладываете к рулевому колесу разные усилия при правом и левом поворотах;
  • визг шин на поворотах;
  • протектор больше изнашивается с одной стороны.

Если разница между значениями кастера правого и левого колёс превышает 30° (минут), это приведёт к тому, что авто будет уводить в сторону колеса с меньшим углом.

Поперечный наклон оси поворота

Этот угол задаёт конструкция поворотного кулака, его нельзя отрегулировать. Поперечный наклон необходим для стабилизации передних колёс по весу.

Включённый угол

Это суммарный угол поперечного наклона оси поворота и развала.

Плечо обкатки

Это расстояние между двумя точками. Первая - место пересечения центральной плоскости вращения колеса с дорогой. Вторая - место пересечения опорной поверхности с осью поворота колеса.

На значение плеча обкатки влияют параметры колёс и конструкция подвески. Плечо обкатки отрицательное, если точка, в которой ось поворота колеса пересекает дорогу, лежит с наружной стороны от плоскости вращения колеса. Если же точка контакта с землёй, наоборот, находится с внутренней стороны, то плечо обкатки положительное.

При ненулевом плече колесо действует как рычаг, воздействуя на элементы рулевого управления и подвески. Возникший эффект необходимо нивелировать рулём.

При положительном плече, если сопротивление одного из колёс случайно повысится, руль автомобиля может повернуться в ту же сторону - нарушится курсовая устойчивость авто.

Если установить диски с нулевым или минимальным вылетом, сдвинется наружу плоскость вращения колеса. Плечо обкатки приобретёт высокие положительные значения, руль будет вырываться из рук на каждой кочке, усилие на нём увеличится, а ступичные подшипники будут сильнее изнашиваться.

Плечо стабилизации

Это расстояние между точкой контакта колеса с дорогой и точкой пересечения дорожного покрытия с осью поворота колеса на виде сбоку. Плечо стабилизации влияет на силы в рулевом управлении и курсовую устойчивость при повороте.

Смещение передней оси

Передняя ось - это линия между центрами вращения правого и левого колёс. Смещение передней оси определяет, насколько симметрично расположены передние колёса относительно оси симметрии авто.

Это очень важный параметр. Он должен быть как можно ближе к нулю! Отрицательное значение говорит о том, что правое переднее колесо расположено ближе к заднему, чем левое, при положительном - наоборот. По этому параметру диагностируют состояние передней части авто. В теории допустимо отклонение 20-30° (минут), но лучше, если оно меньше.

Угол движения

Угол направления тяги говорит о том, как повёрнут задний мост относительно оси симметрии машины. Чем ближе к нулю этот важный параметр, тем лучше. Отрицательное значение означает повёрнутость влево, положительное - вправо. При нуле мост строго перпендикулярен оси симметрии авто. Допускается величина угла до 20° (минут), но лучше меньше. Потому что даже при таком отклонении машина едет немного боком. Это незаметно с виду, но на автомобиль влияет не лучшим образом - он может плохо себя вести на скользкой дороге. Отклонения выше нормы требуют быстрого вмешательства.

Если у автомобиля правильно отрегулированы углы задних колёс, угол движения равняется нулю. Значение больше 20° (минут) может свидетельствовать о нарушенной геометрии кузова.

Когда угол осевого давления отличен от нуля, передние колёса стремятся повернуть в одном направлении с задними, пытаясь таким образом выправить траекторию движения в прямую линию. В итоге кузов будет перемещаться под углом к направлению движения.



Когда делать сход-развал?

  • После изменения клиренса. Виды работ:
    1. установка толстых резинок под пружины подвески или проставок;
    2. установка более высоких, или коротких, или усиленных пружин подвески;
    3. замена амортизаторов.
  • После ремонта ходовой части.
  • Авто начало уводить в сторону. Руль изменил положение при прямолинейном движении.
  • Машина плохо держит дорогу.
  • Руль слишком лёгкий или тугой. Автомобиль заторможенно реагирует на движения рулём.
  • При торможении машину тянет в сторону, или она норовит развернуться на скользкой дороге (при этом тормозная система в порядке).
  • После наезда на препятствия с последствиями: пробой подвески, погнутость дисков.
  • Быстро изнашиваются шины.
  • Отличаются радиусы разворота вправо и влево.
  • Руль с затруднением возвращается назад при выходе из поворота.
  • После обкатки недавно купленного подержанного автомобиля.
  • Машина проехала больше 15 000 км со времени последней регулировки схода-развала.
  • После сезонной «переобувки» автомобиля.

Самые частые вопросы после регулировки схода-развала

Почему машину ведёт в сторону при отрегулированном сходе-развале?

  • Надо проверить влияние резины. Поменяйте местами правое и левое передние колёса. Если направление увода изменится, причина в резине. Поочерёдно меняйте колёса и ищите пару, на которой автомобиль поедет ровно. Потом приведите в соответствие направление вращения колёс (должна быть стрелка на покрышке, указывающая его). Иными словами, если это необходимо, переверните шины на дисках. После этой процедуры обязательна балансировка колёс. Такая причина увода встречается в последнее время очень часто, причём даже на новой резине. Всему виной - качество производства шин. По словам изготовителей, дело в силовой неоднородности каркаса покрышки.
  • Есть скрытые повреждения ходовой части, не обнаруженные до регулировки схода-развала.
  • Кривизна колёсных дисков. Повышен дисбаланс колёс.
  • Обследовали и отрегулировали только переднюю ось. Необходимо продиагностировать также задний мост. Очень вероятно, что причина в нём (деформация, погнутости, нарушения регулировок).

До регулировки сильно изнашивалась резина, но автомобиль никуда не вело. После регулировки появился увод в сторону

Вероятнее всего, причина кроется в резине (см. выше). Машина раньше ехала ровно, так как увод из-за резины уравновешивался уводом из-за неправильного схода-развала в другую сторону. Убрали один дефект - появился увод.

Почему руль неровно стоит при движении по прямой после регулировки схода-развала?

Тому может быть несколько причин:

  • Повышен свободный ход рулевого управления - это приводит к небольшому наклону.
  • Повёрнута задняя ось. Отрегулировали сход-развал только передней оси и не учли смещения задней.
  • Существенная разница в развале задних колёс. Тем более, если одно колесо имеет отрицательный развал, а другое - положительный.
  • Значительная разница в давлении задних и передних колёс.
  • Есть скрытые повреждения ходовой части, по какой-то причине не обнаруженные перед регулировкой.

Обратите внимание: если помимо наклона руля, автомобиль одновременно уводит в сторону, значит, сперва необходимо найти причину увода и устранить её, а уж потом выставить положение руля.

Резину не ест, машину не ведёт, но руль стал «тугим» - теперь автомобиль тяжеловат в управлении

  • При ремонте установили тугие рулевые тяги или шаровые опоры, перетянут рулевой редуктор или маятниковый рычаг. Со временем всё может наладиться само собой, исключая перетяжки - их нужно отрегулировать.
  • Неверно отрегулирован сход-развал.
  • Вылет дисков не соответствует параметру, рекомендованному заводом-изготовителем.
  • В покрышках низкое давление.

Прежде чем отдать деньги за регулировку углов, убедитесь:

  • что подвеска не требует ремонта;
  • давление в шинах в норме (в иномарках оптимальное значение указано на табличке на стойке или левой двери);
  • колёсные диски не деформированы;
  • износ протектора на правом и левом колёсах примерно одинаковый;
  • нет люфта в рулевом управлении и подшипниках.