Всесезонная резина отличие от летней. Что такое всесезонные шины. Характеристики всесезонной резины

В зависимости от климата, в котором Вы живёте, сезонные изменения могут быть как незначительными, так и экстремальными. Некоторые районы России имеют очень умеренный климат с дождливым зимним сезоном и жарким летом. В других наблюдается короткое жаркое лето, за которым следует долгая, очень холодная и снежная зима. Всесезоные шины хороши не для всех регионов и условий использования. Так, климат, в котором Вы живёте, и должен определять Ваше отношение к всесезонной резине.

В статье мы рассмотрим плюсы и минусы всесезонных шин, как их выбрать, в том числе какая бывает всесезонная резина для внедорожников (УАЗа Патриота и других моделей в частности), Газели и какие типоразмеры бывают у всесезонки.

Что такое всесезонка

Всесезонные шины относятся к покрышкам, которые лучше всего работают в умеренных условиях. По сравнению с зимней резиной или летней, всесезонные шины управляют множеством погодных условий лучше, чем другие. Они универсальны, и это хорошая новость. Плохая же заключается в том, что универсальность эта означает, по мнению многих отзывов о всесезонке, что она плохо себя ведёт и в жару, и в мороз.

Плюсы и минусы всесезонных покрышек

Но выше мы отметили не единственные достоинство и недостаток всесезонки. На самом деле, резина имеет свои характеристики, а требования к эксплуатации в разных погодных условиях диктуют её производителям высокое качество материалов, из которых нужно делать такую резину.

Плюсы Минусы
Экономия за счёт круглогодичного использования: отсутствия необходимости держать для одного автомобиля 2 комплекта резины и платить за услуги шиномонтажа Сниженная эффективность ездовых характеристик при температурах в среднем ниже 2-10 o C
Комфорт езды Не подходит для сильного мороза или снегопада
Сниженный уровень шума зимой Плохие характеристики на льду
Универсальность Более высокая цена на всесезонку, чем на летнюю резину
Превосходные характеристики для большинства всесезонных шин в дождливую погоду
Более длительный срок службы протектора

Тем не менее, при использовании разных моделей доступных шин индивидуальная производительность будет различной. У некоторых шин также есть маркировка M+S, что означает, что они лучше подходят для движения по грязи и снегу. Эти шины будут иметь лучшую тягу.

Также не стоит забывать, что поведение всесезонных шин на внедорожниках, а также небольших грузовых автомобилях, вроде Газели, будет различным. В целом, всесезонные шины неплохо чувствуют себя на УАЗах Патриот и других моделях в типоразмерах 75 r16c и выше, то есть, при не сильно широких размерах и достаточно высоком профиле и радиусе, но ведущим критерием является, конечно, масса самой автомашины, которая использует всесезонные шины.

Как спроектированы такие шины?

Когда производители шин разрабатывают всесезонные шины, основными факторами, которые они учитывают, являются:

  • долговечность износа протектора,
  • возможность отвода воды во влажных условиях,
  • дорожный шум,
  • комфорт езды.

Другие факторы, такие как холодная погода, играют как фактор, но в меньшей степени.

Долговечность износа протектора оценивается на основе среднего использования в нормальных условиях эксплуатации для различных типов транспортных средств. Она у всесезонных шин зависит, главным образом, от состава и плотности каучука, а влияет на способность поддерживать сцепление при минимальном количестве износа. Более твёрдый резиновый состав будет иметь более длительный срок службы протектора, но потеряет сцепление с дорогой легче, тогда как более мягкое резиновое соединение будет иметь лучшее сцепление с дорогой в различных условиях, но более восприимчиво к износу.


Способность всесезонной резины удалять воду из своего протектора предотвращает состояние, известное как гидропланирование . Гидропланирование - это когда контактное пятно шины не может вывести из-под себя воду на дороге достаточно быстро, чтобы касаться полотна дороги, и, по сути, едет поверх водянистой поверхности. Это очень опасное явление для водителя и пассажиров машины. Производители шин проектируют свои блоки протектора таким образом, чтобы вода отводилась от середины протектора наружу. Каналы и линии, разрезанные на блоки протектора, известны как "канавки".

Рисунок протектора шины также играет роль в количестве шума, передаваемого в салон транспортного средства. Конструкции шин включают чередующиеся или ступенчатые блоки протектора, чтобы минимизировать гудящий шум от контакта с дорогой. Дорожный шум является проблемой на скоростях по трассе, а плохо спроектированные шины заметно шумнее, чем шины более высокого качества.

Каучук, используемый во всесезонной шине, упругий и достаточно жёсткий, чтобы создать суровые удары, которые передают вибрацию от ударов в салон. Чтобы повысить комфорт езды, производители шин стратегически проектируют боковину, чтобы та была более мягкой и позволяла более мягко проходить ямы и выбоины на дороге. В общих же случаях, чем меньше боковина, называемая профилем, тем жёстче будет Ваша поездка. Причём, профиль измеряется в процентах от ширины покрышки, и его больший показатель не всегда означает, что реально профиль больше. Например, шины для легковых автомобилей размера 235 65 r17 будут выше, чем покрышки 215 65 r16c, но ниже, чем 205 70 r15. Последние часто используются на внедорожниках и кроссоверах, устанавливаются такие шины на Ниву, некоторые модели УАЗ и зарубежных внедорожников.

Что лучше: всесезонные шины или зимние?

Всесезонные шины являются лучшим вариантом для универсальных условий вождения, когда Вы принимаете решение сэкономить или по другим причинам не менять покрышки между сезонами, но они лучше всего работают в условиях выше 2-10 градусов. Ниже этой температуры резиновый состав в шине становится значительно твёрже (дубеет), что увеличивает тормозной путь и значительно снижает вероятность потери тяги.

Можно ли ездить зимой на всесезонных шинах? Если Вы ездите в холодных и снежных условиях только изредка - проживаете в южных регионах нашей страны, то всесезонные шины могут быть лучшим выбором для Вас. Если Вы живёте в климате, который испытывает несколько месяцев холодной погоды и снега, рассмотрите отдельный комплект зимних автошин для температур ниже 0 градусов. Они улучшат сцепление в холодную погоду и скользких условиях.


А вот типичные отзывы владельцев о всесезонной резине в российских условиях:

Я никогда не катался на зимней резине. Вы могли бы подумать, что я сумасшедший, но в условиях Краснодарского края Вы будете выглядеть с ними глупо даже глубокой зимой. Всесезонка - мой выбор.

Я ездил на шипованных покрышках и липучках, но после того, как пересел на всесезонку, она в принципе справляется с несильно плохой погодой. Но мне нравится кататься на них по снегу; по слякоти ездить сложнее, чем на липучке, а если выпадет глубокий снег, то в этом случае могут потребоваться цепи. Хотя в большинстве случаев я не беспокоюсь о безопасности, и я всё ещё жив... пока... (владелец тяжёлого внедорожника)

Всесезонная шина - это такая шина с тяжёлой эмблемой гор и снежинки, казалось бы, для зимы, но производитель также не рекомендует использовать её круглый год. Единственная всесезонная шина, которая подошла бы для России - это Nokian WRG3.

Всесезонная резина и законодательство

Можно ли ездить зимой и летом на всесезонке? Законодательство 2019 года чётко регулирует по месяцам использования зимних и летних шин. Вот только о всесезонных шинах в нашем законодательстве не упоминается, а касательно зимних речь идёт не о конкретно покрышках для зимы, а о шипованной резине. В частности, летом запрещается эксплуатация любых зимних шин, а всесезонка относится не к зимним. А вот зимой запрещается эксплуатация летних шин, а также покрышек с остаточной глубиной протектора не более 4 мм (пункты 5.5 и 5.6.3 в законопроекте, называемом Техрегламентом). Единственный момент - на всесезонке должна быть одна из маркировок:

  • обозначение знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё (см. рис. ниже).


Таким образом, по закону на всесезонных шинах не запрещается ездить круглый год вне зависимости от условий.

Как выбрать всесезонную резину

С точки зрения покупки всесезонных шин следует посмотреть на такие критерии их выбора:

  • цена всесезонки,
  • долговечность/срок службы автошин и гарантия по сроку эксплуатации,
  • местная погода в Вашем регионе,
  • тип транспортного средства (Газель, легковой автомобиль или внедорожник),
  • манера вождения,
  • размер всесезонных шин.

Эти соображения помогут Вам выбрать лучшие всесезонные шины по хорошей цене. Ищите типы протектора и оценку скорости по маркировке, которые соответствуют типу Вашей манеры езды, но знаёте, что более высокая производительность также стоит дороже.

Всесезонная резина - отличный выбор для поздних весенних, летних и ранних осенних месяцев. Они хорошо работают в сухих условиях и могут выдерживать влажную погоду в эти сезоны. Но поскольку в большинстве регионов России зимы холодные, длинные и часто приносят серьёзные неблагоприятные погодные условия в виде буранов и снегопадов, зимние шины на сегодняшний день являются более безопасными.


Лучшие всесезонные шины 2019 г.

Мы проанализировали около десятка тест-драйвов всесезонных покрышек разных производителей от разных обзоров при различных условиях. Многие всесезонные шины там пересекались, на основе чего мы смогли выбрать лучшие из лучших модели всесезонной резины, рейтинг которой и представляем в списке ниже. В списке приводим название всесезонки и общий средний балл, который она набрала по результатам общих рейтингом из разных источников.

Лучшая всесезонка для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников

  1. Michelin Defender T+H – 9.2/10
  2. Bridgestone Ecopia EP422 – 9.1/10
  3. Bridgestone Dueler H/L 422 Ecopia – 9.1/10
  4. Michelin Latitude Tour – 9.1/10
  5. Yokohama Avid Ascend – 9.0/10
  6. Toyo Versado Noir – 9.0/10
  7. Falken Sincera SN250 A/S – 9.0/10
  8. BFgoodrich Advantage T/A Sport – 8.9/10
  9. Goodyear Assurance Fuel Max – 8.8/10
  10. Goodyear Assurance TripleTread AS – 8.8/10
  11. Michelin Primacy MXV4 – 8.8/10

Впрочем, если дело касается всесезонных шин на Газель или другие лёгкие грузовые автомобили, то Кама на 2019 год лидирует по продажам в этом сегменте. Всё дело в дешевизне на всесезонку Кама при её не самых худших ездовых характеристиках.

Сводная таблица сравнения типов резины

Теперь давайте сравним зимнюю нешипованную ("липучку"), зимнюю ошипованную и всесезонную резину по различным условиям использования!

Зимняя шипованная Зимняя "липучка" Всесезонная
Шаблон протектора

Протектор имеет отверстия с металлическими шпильками. Агрессивный дизайн протектора и просеивание (тонкие прорези в протекторе) цепляются за снег и лёд и отталкивают слякоть.

Агрессивный дизайн протектора и просеивание обеспечивают стабильность, вытесняя снег и отталкивая воду и слякоть.

Образец протектора для уменьшения шума и обеспечения комфортной езды с низким сопротивлением качению во время тёплых температур. Зимой снег и слякоть забивают каналы.

Условия использования Суровые зимние условия с большим количеством снега и льда. Суровые зимние условия с большим количеством снега. Тёплые, сухие и мягкие влажные условия
Состав резины Предназначен для поддержания мягкости при низких температурах для максимального сцепления на льду. Лучший выбор для тяжелого снега и скользкого льда. Предназначен для поддержания мягкости при низких температурах для максимального сцепления со снегом. Как правило, более сложный состав для увеличения срока службы протектора, который теряет сцепление при 7 °C и ниже.
Влажный лед
Твёрдый лёд
Мягкий снег
Утрамбованный снег
Мокрый асфальт (+7 o C)
Сухой асфальт

Всесезонные шины – универсальная автомобильная «обувь» с частью эксплуатационных свойств зимних и . Один из плюсов всесезонной резины в том, что можно использовать один комплект резины (с определёнными ограничениями) вместо двух, экономить денежные средства и время на шиномонтаже, эксплуатировать их круглый год. Подходят для езды по южных регионам РФ. Используются в климатических зонах с непродолжительной и малоснежной зимой, небольшими температурными перепадами. Минус всесезонних шин — они проигрывают в сцепных характеристиках и летним, и зимним специализированным автошинам. Плохо приспособлены для использования в сильный мороз и знойную жару.

Особенности маркировки

Всесезоннаые покрышки, в зависимости от производителя и модели, маркируется аббревиатурой AS или надписью All Season, All Weather, Any Weather, Tous Terrain и т.п.

В качестве дополнительного указания на высокую эффективность универсальной резины в противостоянии аквапланированию наносится надпись Rain (Aqua) или маленький зонтик. В остальном системы маркировки «всесезонок» и сезонных покрышек соответствуют друг другу.

Однако наличие одного из таких обозначений не является гарантией допуска покрышек к круглогодичной эксплуатации. Согласно новому требованию, указанному в Техническом Регламенте для стран Таможенного союза, у модели всесезонных шин должно быть предусмотрено два сертификата соответствия (летним и зимним нормативам).

Отличительные черты

1. Уникальный химический состав резиновой смеси

Шинные производители используют специальные компоненты и добавки для получения усреднённых сцепных характеристик на сухих летних дорогах, в зимнюю слякоть, на скользких дорожных покрытиях. Резиновая смесь устойчива к температурным перепадам, но не приспособлена к эксплуатации при очень низких и высоких температурах.

2. Универсальный протекторный рисунок

Большинство автошин для круглогодичной эксплуатации имеют летний рисунок протектора с увеличенной площадью и глубиной канавок. Спроектированы для мягкой европейской зимы. Хорошо приспособлены к эксплуатации в сухую погоду на дорогах высокого качества. Производятся компаниями Pirelli и Goodyear.

Также встречаются покрышки с протектором в виде «паутинки» с многочисленными прорезями. Такие всесезонные покрышки изготовляются производителем Hankook.

Ещё один вариант исполнения протектора – асимметричный рисунок с разной внутренней и внешней сторонами. Первая разработана для эффективного сцепления с влажной дорогой, вторая – для точного управления и надёжного сцепления с сухими дорожными покрытиями.

Всесезонная резина с более агрессивным V-образным рисунком протектора лучше всего проявляет себя в мокрую погоду (летом и зимой).

О покрышках All Terrain

Ошибочно полагают, что универсальная резина с маркировкой A/T является всесезонной, подходит для летней и зимней эксплуатации. На самом деле, это – особый подкласс автошин, предназначенный для разных дорожных покрытий.

Для протектора All Terrain характерно наличие крупных шашек, между которыми предусмотрено большое количество свободного пространства (для быстрого и эффективного отведения грязи).

Видео: Всесезонные шины

Универсальные вседорожные покрышки используются на асфальтовых дорогах в городе, сельских гравийных трассах. Подходят для езды по лёгкому бездорожью, небольших грязевых и болотистых участков. Не предназначены для эксплуатации в зимний период времени.

Преимущества

  • экономия свободного времени на шиномонтаже в межсезонье;
  • покупка одного комплекта покрышек вместо двух;
  • приемлемые эксплуатационные характеристики при нечастом использовании транспортного средства в зимнее время (преимущественно в городской черте).

Недостатки

  • недостаточно хорошие сцепные свойства на заснеженных и обледенелых дорогах в сильный мороз;
  • не рекомендуется использовать на машинах с задним приводом;
  • из-за универсальности страдает уровень сцепления, надёжность управления и тормозные характеристики в разных погодных условиях. Проигрывают по сцеплению с дорогой и тормозным свойствам как качественным летним, так и зимних автошинам.

Видео: Всесезонная шина. Плюсы и минусы, а также мой отзыв. Просто о сложном

Обзор трёх хороших всесезонных моделей

Покрышки от итальянского производителя для , разработанные для североамериканского рынка. Относятся к классу HP (High Performance). Гарантированный пробег – 110 000 км. Подходят для эксплуатации в южных регионах РФ. Имеют асимметричный протекторный рисунок.

Лучшие всесезонные шины, разработаны на основе уникальной методики IDP, включающей виртуальное математическое моделирование. Повышенное внимание уделено характеристикам сопротивления качению и высоким сцепным свойствам в тёплую сухую погоду. Обеспечивают машины BMW 3 Series, Audi A3, Mercedes C-Class и другие точной управляемостью на больших скоростях, отличными характеристиками торможения.

Плохо приспособлены к глубокому снегу и скользким дорожным покрытиям (особенно при наличии наледи на дорогах).

2. Michelin LTX M/S2

Одни из лучших всесезонных шин для внедорожников, пикапов и небольших грузовиков. Имеют новый состав резиновой смеси. Cпециалистами Michelin было уделено особое внимание добавлению большого количества высококачественной силики для получения сбалансированных эксплуатационных характеристик.

Наделены эффективной системой водоотведения за счёт 4 глубоких канавок. Увеличивают сопротивляемость аквапланированию, повышают уровень сцепления на влажных дорогах.

В покрышках предусмотрена прочная каркасная система на основе 3-слойного брекера. Это способствует увеличению грузоподъёмности, повышению прочностных характеристик и продлению срока эксплуатации шин.

LTX M/S2 позволяют ездить по пересеченной местности, но плохо проявляют себя в условиях серьёзного бездорожья.

Относится к классу всесезонных туринг-шин. Привлекательная модель в плане соотношения «цена-качество», разработанная дочерним предприятием гигантского шинного концерна Continental. Обеспечивает достаточно высокий уровень комфорта при езде по хорошим ровным дорогам. Отличается сбалансированными сцепными характеристиками. Заводская гарантия на износостойкость протектора составляет 120 тыс. км.

Имеет S-образный симметричный рисунок. В протекторе находится 5 продольных рёбер, одно из которых располагается в центре. Благодаря ему покрышки обладают прекрасной курсовой устойчивостью.

Стоит ли брать всесезонные шины?

«Всесезонки» – шины для мягких европейских зим, качественных асфальтовых дорог, которые постоянно чистятся. Отличаются сбалансированными характеристиками, но откровенно пасуют при неблагоприятных погодных условиях (сильном морозе, продолжительных осадках, большой жаре).

Таким образом, покупка всесезонных покрышек не является правильным выбором для большинства россиян. Гораздо лучше приобрести зимние шины (например, «липучки» для городской эксплуатации или «шипы» для частых загородних поездок) и отдельно летние покрышки под свою манеру вождения.

Всепогодняя резина проявляет лучшие качества в регионах, где разница между летом и зимой не столь значительна, в не очень холодную погоду. В противном случае она не обеспечивает необходимый уровень безопасности при движении, особенно на льду и в глубоком снегу.

По назначению всесезонные шины подобны демисезонной обуви: несколько недель до начала холодов, десяток дней - после того. Для средней полосы России, в зависимости от конкретных метеорологических условий, время эксплуатации: в конце года - это ноябрь (или в начале декабря). Весной - последняя декада марта (или в первые теплые дни апреля).

Всесезонные шины, как ошибочно полагают многие автолюбители, - это не универсальный, дешевый и эффективный вариант, подходящий для всех случаев в нелегкой шоферской жизни. С усилением морозов эластичные свойства резины падают, а рискованность поездки намного возрастает. При жаре всесезонные шины показывают худшие результаты, если сравнивать их со специализированными покрышками.

Родина их создателей - Германия. Подавляющее большинство потребителей продукции - страны с характерными (для них) небольшими перепадами температур, когда снег - редкость, а на период продолжительных ливней приходятся несколько дней в году.

Всесезонные покрышки: "за" и "против"

Люди с позитивным отношением к данному типу резины подтверждают свое отношение такими данными:

  • по сравнению с шипованным вариантом - это меньший уровень шума (по сухому асфальту);
  • вполне сопоставимая с летними шинами стоимость;
  • отсутствует необходимость в замене полного комплекта.

Пессимисты, в свою очередь, аргументируют следующим образом:

  • на твердом дорожном полотне экономия от покупки "съедается" необходимостью частого обновления (из-за снижения ресурса износа);
  • узкий рекомендованный температурный диапазон эксплуатации, что чрезмерно уменьшает период использования и делает их малопригодными для широкого круга автолюбителей из России;
  • "лишний" запас эластичности у всесезонных шин служит плохую службу при торможении на сухом асфальте;
  • рискованны для малоопытных водителей, особенно на зимних трассах ;
  • не могут быть применены для гоночного автотранспорта.

Всесезонные шины - это "среднеарифметический" вариант между летней резиной и зимними покрышками.

Во-первых, они должны быть достаточно твердыми, чтобы на дозволенной скорости нестись по асфальтовой трассе. Во-вторых, резина обязана обладать эластичностью, чтобы на скользкой трассе держать пятно контакта с дорожным полотном.

Показатели ходовых характеристик у всесезонные шин можно охарактеризовать: "Ни хорошо, ни плохо". Это вытекает из следующего:

  • процесс торможения на обледенелой трассе у универсальной резины хуже, чем у зимних покрышек;
  • сцепление с асфальтовым покрытием (мокрым или сухим) менее прочное, нежели у летних "башмаков";
  • возможность преодоления площадей с подтаивающим снегом выражена гораздо слабее, чем у специализированных изделий.

Всесезонные шины по узору протектора отличаются и от покрышек для холодного периода, и тех, что предназначены для жары. По сравнению с первым вариантом, выступов меньше. Они с большим промежутком распределены по площади основания.

Всесезонные шины - это компромиссное решение. У летних шин для них "позаимствовали" округлый переход от протектора к боковине, а от зимних покрышек - широкие и глубокие прорези в протекторе (ламели). Идеальны для чистых городских шоссе, правительственных магистралей, дорог, находящихся в частной собственности.

Всесезонные шины, в зависимости от интенсивности использования, служат 3-4 периода, после чего выступающие части стираются, и приходит пора обзавестись новыми.

"Всесезонные шины или зимние, что выбрать?"

Ответ на этот вопрос зависит от комплекса факторов:

  1. Интенсивности использования автотранспорта.
  2. Климатических условий местности. Например, для жителей центральной части Сочи подойдут всесезонные покрышки с "европейским" рисунком протектора. А для москвичей - со "скандинавскими" выступами типа "шашечек", как у многих внедорожников.
  3. Качества полотна, а также соотношения разных участков пути. Шипованная резина хорошо держит пятно контакта, отличается курсовой устойчивостью на трассах с покрытием (льдом, снегом, лужами). Но тормозной путь у нее длиннее. К тому же, выступающие части быстро стираются на асфальте.
  4. Степени должного исполнения своих обязанностей муниципальными службами. В районах расположения правительственных учреждений уборочные машины функционируют постоянно. Отдаленные "спальные" районы техника для чистки льда и снега посещает крайне редко.
  5. Специализированные покрышки производят больше шума, поэтому для тех, кто высоко ценит комфорт, выбор зимнего варианта сопряжен с неприятными ощущениями.
  6. Величины денежных суммы средств, предназначенных для покупки покрышек, (например, таких как всесезонные шины R15, либо для внедорожника 4х4).

Оперируя конкретными данными, автолюбитель сам принимает решение.

Всесезонные шины. Мнения авторитетных водителей

После составления собственного впечатления, всегда интересно соотнести его с тем, что думают о предмете исследования профессионалы, к примеру Auto Bild.

Тест всесезонных шин, проводимый ими в 2013 году на образце 195/65 R15, определил девятку сильнейших.

Тройка лидеров - это Bridgestone A001 Weather Control, Falken Euroall Season AS200, а также Goodyear Vector 4Season.

Ставшая уже традиционной для внесезонных шин маркировка "M+S", у бренда Bridgestone отсутствует. Несмотря на это, поведение автомашины на мокрой трассе удовлетворительное. Кроме того, тест показал, что на укатанном снегу данная торговая марка показала наилучшие результаты.

Среди середнячков: Hankook Optimo 4S H730, Kleber Quadraxer, Matador MP 61 Adhessa evo.

Замыкают список лучших внесезонных покрышек: Nexen N"Priz 4S, Uniroyal AllSeasonExpert, Vredestein Quatrac 3. Стоит заметить, что шины Uniroyal в соревнованиях по тяге на снегу выдали лучшие результаты (на 5%), чем специализированные (зимние) покрышки.

Всесезонные шины. Маркировка

Правила нанесения символов на поверхность покрышки едины для всех типов. На ней обязательно указаны параметры профиля (например R13, R14, R16 или R17, то есть радиальный тип конструкции с соответствующим размером обода в дюймах). Должны быть в наличии важные эксплуатационные характеристики, как то: индексы скорости и нагрузки, параметры места посадки, «M+S», прочее.

Всесезонные шины хороши своими особенностями, но использовать их необходимо с разумной долей сомнения.

Насколько важно соответствие шин различным погодным условиям, можно понять, посмотрев хотя бы один заезд «Формулы 1». Больше половины комментариев составляет обсуждение того, какие шины на каком болиде стоят, нужно ли их менять, сколько они прошли кругов и т. п. В гран-при изменение температуры воздуха или асфальта на пару градусов может серьёзно повлиять и на результат, и на безопасность. Что же говорить про сезонные колебания в нашем континентальном климате?

Так какая связь между температурой и выбором покрышки? - Прямая. Все когда-нибудь видели эффектные кадры, как разбиваются предметы, опущенные в жидкий азот: супернизкие температуры разрушают связи и предмет становится хрупким. Но даже разница в 10-20 ˚С может кардинально изменить свойства материи. Всё это справедливо и по отношению к резине как основному компоненту автомобильных шин. Чем ниже температура, тем твёрже покрышка. При этом снижаются её сцепные свойства, что отрицательно сказывается на управляемости и торможении. При повышении температуры увеличиваются сцепные свойства, возникает большее сопротивление качению, и как следствие, растёт расход топлива и износ шины.

Для того чтобы эти процессы сбалансировать, шинные компании разработали летние и зимние покрышки, которые отличаются химическим составом и рисунком протектора.

Резина, используемая в летних шинах, более жёсткая , выдерживает контакт с разогретым в жару асфальтом, достаточно износостойка. Её свойства сбалансированы между сцеплением с поверхностью и сопротивлению качению, шина достаточно эластична, чтобы «держать» автомобиль на заложенном курсе, но при этом не изнашивается за 100 км пробега. При низких температурах покрышка становится жёсткой, а способность к уверенному контакту с дорогой стремительно уменьшается, процесс качения начинает больше походить на скольжение.

Зимние шинные имеют более мягкий состав резины , поэтому при плюсовых температурах она становится очень мягкой и быстро изнашивается. Но когда показания термометра ниже 0, зимняя шина достаточно эластична, чтобы давать возможность уверенно управлять автомобилем. Помимо самого химического состава, зимняя шина может быть более пористой для увеличения площади контакта. Особенно это хорошо сказывается на движении по льду, когда мельчайшие неровности цепляются за почти гладкую поверхность, сокращая тормозной путь.

Пограничной температурой для обоих типов шин является +10 ˚С. При её установлении лучше «переобуться».

Что же касается рисунка , то в летнем варианте он имеет больше продольных и выводящих канавок, которые необходимы для увода влаги из пятна контакта и уменьшения последствий аквапланирования. Такие же выводящие канавки характерны и для зимних шин, но они более глубокие, а блоки, которые они разделяют, более крупные. Часть рисунка имеет поперечную направленность для лучшего сцепления со скользкой поверхностью.

Этому же служит большое количество ламелей (мелких разрезов в блоках профиля), которые делают покрышку более эластичной и приспосабливаемой к поверхности. Для улучшения сцепления на скользких поверхностях и снегу на зимних шинах могут устанавливаться шипы.

Есть ещё и так называемые «всесезонные» шины . Это самый бюджетный вариант, но он имеет больше недостатков, позаимствованных у летних и зимних покрышек, чем достоинств. Так, летом эти шины из-за большей мягкости быстрее изнашиваются, а зимой менее эластичны. Лучше всего «всесезонка» ведёт себя в околонулевых температурах.