Все о профессии водителя. Где можно получить профессию водителя? Профессиональный водитель должен

Профессия водителя (или шофера) одна из самых распространенных. Это настоящие профессионалы в вождении легковых и грузовых авто. В зависимости от навыков и специфики деятельности водителя делятся на: таксистов, перевозчиков грузов, курьеров, экспедиторов, дальнобойщиков и пр.


Заработная плата

35.000–60.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Как правило, водитель полностью несет материальную ответственность за транспортное средство. Поэтому в его интересах проверять наличие масла и топлива, износ двигателя, исправность всех механизмов. Помывка и техническое обслуживание — это так называемый «бэкстейдж» профессии шофера.

Основная работа начинается на проезжей части. Профессионалу доверяют материальные ценности и жизни людей, необходимо всегда быть на чеку, чтобы в нужное мгновение осуществить тот или иной маневр.

От опыта и стажа вождения нередко зависит и зарплата водителя. Поэтому необходимо повышать квалификацию на различных курсах.

Важные качества

Внимательность и ответственность — важные качества, без которых не обойтись на дороге. Отличная реакция, физическая выносливость, хорошее зрение присущи опытным водителям.

Отзывы о профессии

«Важнейшими качествами в моей работе являются внимательность, сосредоточенность и наличие хорошей реакции. Очень важно иметь хорошее здоровье. Ведь если с водителем что–то случится в дороге, то могут пострадать пассажиры. Но это уже не качества, а критерии отбора».

Григорий Федоров, частный водитель.

Стереотипы, юмор

Водители или шоферы — это излюбленные персонажи анекдотов и афоризмов.

Стоит человек на дороге, навстречу ему едет автомобиль. Человек думает:
— Не трамвай, объедет.
Водитель думает:
— Не столб, отойдет!

Блондинка едет в трамвае. Водитель объявляет:
— Следующая остановка «9 января».
Блондинка в панике начинает метаться по салону:
— А что, раньше никак нельзя?!

Обучение

В теории стать шофером может каждый совершеннолетний гражданин, обладающий правами с категорией, соответствующей специфики работы. По факту на работу устраиваются шоферы с внушительным опытом вождения. Предпочтение также оказывается кандидатам со средним специальным или высшим техническим образованием. Целевую подготовку по профессии водителя можно пройти в колледже или училище.

На сегодняшний день профессия водитель является весьма и весьма востребованной. Причем это относится как к крупным фирмам, находящимся в больших многомиллионных городах, так и маленьким компаниям в небольших областях и поселках, всем нужны водители.

Без данной профессии сегодня не может обойтись практически не одна организация, и неважно является ли она государственной или относится к частному малому или крупному бизнесу. Без водителей «встало» бы производство многих заводов и фабрик, супермаркетов, деятельность большинства общественных и государственных деятелей.

Но, к сожалению, многие ошибочно считаю, что профессия – водитель, одна из самых простых и легких и кроме наличия прав соответствующей категории никаких особых знаний и навыков больше не нужно. На самом деле это не так, и данная профессия имеет множество подводных камней. В данной статье будет подробное описание профессии водитель.

При устройстве на работы по профессии водитель стоит учесть массу факторов:

1) В первую очередь стоит учесть специфику деятельности организации: предстоит, возить высокопоставленных государственных персон или быть личным водителем начальника отдела или крупной организации, осуществлять перевозку продуктов питания, непродовольственных товаров, либо осуществлять перевозку людей.

2) Так же берется во внимания географическое положение и дальность поездок: передвижение осуществляется в пределах поселка, города, области, страны без пересечения государственной границы, либо передвижение осуществляется на более дальние расстояния с пересечением государственных границ между странами.

3) Не менее важным фактором является масштабность перевозки и тип автомобиля. Одно дело если управлять приходится легковым автомобилем и перевозить несколько человека, либо это будет маршрутное такси или автобус по перевозке пассажиров от 15 и более. Либо осуществляется перевозка мелкого габаритных грузов на небольшом автомобиле, например, газели, или перевозка крупногабаритных грузов на фурах.

4) Отдельным пунктом стоит выделить водителей, управляющих крупногабаритной специализированной строительной и не только техникой. К данной категории водителей можно отнести: асфальто уклащиков, водителей строительных подъемных кранов и другой строительной техники, сельскохозяйственных машин, водителей пожарных и т. п.

При выборе места работы по специальности водитель, стоит учесть все выше перечисленные факторы.

Требования к современным водителям:

1) На сегодняшний день предъявляются весьма высокие профессиональные требования к водителям. Уже недостаточно иметь водительские права соответствующей категории, более того, наличие нескольких водительских категорий в настоящее время так же не является большим преимуществом. Современное общество строиться таким образом, что наличие двух и более водительских категорий является на сегодняшний день нормой, а не исключением из правил как это было несколько десятков лет назад.

2) Многие особо развитые компании при устройстве на работу проводят психологическое тестирование кандидатов на должность водитель, для определения их стрессоустойчивости и уровня логического мышления в критических и непредвиденных (нестандартных) ситуациях.

3) Немало важным требованием к современным водителям является наличие технических знаний автомобиля. Более того, наличие опыта осуществления ремонтных работ различных автомобилей весьма и весьма приветствуется и выгодно выделяет кандидатов, обладающих знаниями в данной области среди остальных. Ситуации бывают разными, и от поломок автотранспортного средства никто не застрахован. Хорошо, если есть возможность вызова авто эвакуатора. Если все случилось на трассе, далеко загородом и нет физической возможности вызова помощи, ремонт придется осуществлять самостоятельно. Именно в этих случаях технические навыки ремонта автотехники очень пригодятся.

4) Очень важным критерием отбора персонала на должность водитель является отсутствие вредных привычек. Есть компании, которые не рассматривают кандидатов, которые имеют привычку курить за рулем. Другая негативная привычка чрезмерное употребление алкоголя, является просто недопустимой при данной профессии. Для многих организаций даже запах алкоголя после вчерашнего мероприятия не приемлемым за рулем, и ведет к строгому выговору или увольнению с работы.

5) Помимо всего прочего важно безукоризненное знание всех правил дорожного движения и строгое их соблюдения в любых, даже критических ситуациях.

6) Немаловажным фактором является пунктуальность.

6) Опрятность и привлекательность так же всегда приветствуется.

Так же советуем вам ознакомиться с профессиями маркетолога , логиста и повара


И так, водитель вредная ли профессия? Как любая другая профессия, должность водитель имеет ряд негативных факторов:

1) Малоподвижный образ жизни. В лучшем случае это может привести к лишнему весу, в более серьезных случаях, когда за рулем человек находится по 8-9 часов в сутки, практически непрерывно по 5-6 дней в неделю на протяжении многих лет, могут возникнуть ряд весьма серьезных и неприятных заболеваний, например, таких как геморрой. Это болезнь является постоянным спутником всех водителей со стажем. Не смертельно, но весьма неприятно.

2) В случае работы на больше грузах, возможны длительные командировки, соответственно появляется мало свободного времени и редкие встречи с родными.

3) Практически полное отсутствие карьерного роста, поскольку в данной области особых передвижений по карьерной лестнице просто нет (разве что стать главным водителем).

3) Очень часто рабочий день водителя не нормирован, а иногда приходится работать в выходные и праздничные дни.

4)Конечно же водитель опасная профессия, так как на вас лежит ответственность за автомобиль, груз и других участников движения.

Заработная плата обычно весьма высока, правда ее размер зависит в основном от количества и продолжительности командировок и сверхурочно отработанных выходных и праздничных дней. В связи, с чем возможны внеплановые премиальные, а иногда и повышенные отпускные.

Не смотря на это, профессия водитель имеет ряд положительных аспектов:

1) Рабочий день проходит весьма разнообразно, а наличие рабочего автотранспорта иногда позволяет совместить рабочие дела с личными делами.

2) Данная профессия не требует постоянного саморазвития и повышения квалификации. Достаточно следить за поправками в правилах дорожного движения, иметь несколько категорий водительских прав. Работа совершенно не связана с физическими и умственными нагрузками.

3) Весьма интересная работа, связанная с посещением большого количества мест, а также общения с различными людьми. Если вы хотите стать водителем, чтобы иметь возможность посещать другие города и страны, то можно рассмотреть так же профессию водителя дальнобойщика.

4) Не требует наличия высшего образования, достаточно просто закончить автошколу и получить права нужной категории.

В настоящее время профессия водитель считается одной из самых востребованных на рынке вакансий.

Поэтому предлагаем вам ознакомиться с данной профессией поближе, посмотрев видео ниже. Приятного просмотра!

Дорогие ребята! Попробуйте разгадать такую загадку:

Умело он ведет машину —

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везет.

Правильно, это водитель!

Что же это за профессия — водитель?

Водитель легковой машины возит людей, а грузовой — перевозит различные грузы. Но и тот и другой должны отлично знать устройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где много машин и пешеходов.

Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их!

Водитель, который работает таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает все городские улицы и переулки.

Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легкового. Управлять такой большой машиной не так-то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию.

Послушайте стихотворение о работе водителя грузовой машины.

Мой грузовик

Вот огромный грузовик!

Я водить его привык,

Грузы я вожу на нем,

Если строят новый дом.

Всем машинам он машина —

Настоящая махина!

Возит кирпичи, песок,

Он бы гору сдвинуть мог!

Целый день мы с ним вдвоем,

Я — в кабине за рулем.

Он послушный, как живой,

Словно он товарищ мой.

Тихо музыку включу

И баранку закручу,

Дождь ли хлещет, снег идет,

Едем, едем мы вперед!

Перед выездом водитель тщательно проверяет исправность своей машины. При малейшей неисправности машина не должна выходить на трассу, ею должен заняться специалист — механик.

Многие водители работают на общественном транспорте — трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь он в ответе за жизнь многих людей.

На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, трамвая или троллейбуса, а другие входят.

Очень многие ребята на вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, отвечают: водителем!

В самом деле, эта профессия интересная! Машина все время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются и люди в салоне автомобиля.

Но к человеку профессия водителя предъявляет высокие требования: быстроту реакции, отличную память, выносливость, силу, умение мгновенно принять правильное решение в сложной ситуации, крепкое здоровье, прекрасное зрение.

Водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Профессия водителя привлекает к себе людей живых, любящих разнообразие и частую смену впечатлений.

Расскажите о работе водителя.

На каких видах транспорта работают водители?

Почему работа водителя считается очень ответственной?

Что должен знать водитель?

Какими качествами должен обладать водитель?

Хотели бы вы стать водителем?

Цель: познакомить детей с профессией водитель, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. <Приложение 1 > <Слайд 2>

2. Создание положительного эмоционального настроя.

Какое у Вас сейчас настроение? Нарисуйте на листе бумаги, который есть у каждого на столе, кружок того цвета, которого душа просит, какое сейчас у Вас настроение. (Дети рисуют.) <Слайд 3>

3. Вызов ассоциаций.

Отгадайте загадку:

Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт. (Водитель ) <Слайд 4>

Правильно, водитель! Запишите на листочке слово “водитель” и слова, которые приходят вам на ум, когда Вы слышите это слово, т.е. ассоциации. (Дети записывают на листе бумаги.) <Слайд 5>

Назовите слова-ассоциации, которые Вы записали. (Запись слов учителем на доске.)

К словам, которые вы записали, добавьте слово-признак, имя прилагательное, чтобы получилось словосочетание. (Дети записывают на листе бумаги.)

Прочитайте словосочетания. (Дети читают, учитель добавляет слова-признаки на доске.)

4. Работа в группах.

Профессия, о которой мы сегодня говорим, всем очень хорошо знакома, так как Вы встречаетесь с ней почти ежедневно.

Составьте в группе рассказ о профессии водитель. (Дети составляют рассказ , затем один человек от каждой группы рассказывает о профессии водитель.) <Слайд 6>

5. Отрывок из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле” (сценка).

А легко ли быть водителем? Давайте посмотрим. <Слайд 7>

(Дети показывают отрывок из произведения Н. Носова. Можно использовать вместо инсценировки отрывок из мультфильма)

Незнайка: Дай мне поездить на автомобиле. Я тоже хочу научиться управлять.

Торопыжка: Ты не сумеешь. Это ведь машина. Тут понимать надо.

Незнайка: Чего тут ещё понимать! Я видел, как ты управляешь. Дёргай за ручки да верти руль. Всё просто.

Торопыжка: Это только кажется, что просто, а на самом деле трудно. Ты и сам убьёшься, и автомобиль разобьёшь.

Незнайка: (обиделся ) Ну ладно, Торопыжка! Попросишь ты у меня что-нибудь, я тоже тебе не дам.

Коротышки: (кричат ) Что ты делаешь? Убьёшься!

Незнайка: Не убьюсь…

Трах-трах! Будка рассыпалась в щепки. Хорошо ещё, что Булька успел выскочить, а то и его раздавил бы.

Знайка: (кричит ) Вот видишь, что ты наделал! Остановись сейчас же!

Автор: Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина, вместо того, чтобы остановиться, поехала ещё быстрей. Трах-тарарах! Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайку с головы до ног забросало щепками. Одной доской его зацепило по спине, другой треснуло по затылку. Незнайка ухватился за руль и давай поворачивать. Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во всё горло:

Незнайка: Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут всё во дворе переломаю!

Услышав шум, со всех дворов выбегали коротышки.

Легко ли быть водителем? Почему?

Как вы считаете, что должен знать и уметь делать водитель?

6. Обобщение устных ответов в виде краткого описания.

Итак, эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности.)

7. Беседа.

Какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю?

Зачем ему нужны математика, русский и иностранные языки, история и география?

Какими способностями должен обладать водитель? (Сначала ответы дают дети)

8. Задание на внимание.

Очень важно для водителя, находящегося на дороге, быть предельно внимательным.

Эту способность Вы сейчас у себя и проверите. <Слайд 8>

Задание 1.

На рисунке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество за 5 секунд и показать карточку с номером. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

Задание 2. < Слайд 9>

На рисунке надо найти тень изображённой машины за 5 секунд и показать карточку с порядковым номером машины. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

9. Задание “Восстанови план”.

Почему водитель быстро находит пункт назначения, то есть место, куда следует приехать? (Умеет ориентироваться по карте, имеет хорошую зрительную память.)

С помощью следующего задания Вы проверите у себя эти способности. <Слайд 10>

(Каждая команда имеет лист с планом и заданием на столе)

Задание3.

Вставьте в план недостающие фрагменты, чтобы Вы смогли проехать по дороге вдоль реки. (Проверка)

10. Игра “Виды транспорта”.

Водитель должен уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, быстро соображать. Эту способность можно проверить с помощью игры. <Слайд 11>

Игра

Один из Вас, бросая кому-нибудь мячик, должен сказать, например, “Воздушный транспорт” (варианты – наземный, морской).

Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство, относящееся к воздушному (наземному, морскому) виду транспорта, и даёт задание следующему ученику.

Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому ученику, а сам выходит из игры.

(В конце игры подсчитывается количество оставшихся игроков, которые отмечаются как обладатели хорошей реакции.)

11. Работа с предметным материалом. <Слайд 12>

Чинит свою машину водитель не хуже слесаря. Хороший водитель – мастер на все руки!

Достаньте, не глядя, первый же попавшийся Вам в руки инструмент из коробки, скажите, как он называется и как его может использовать водитель.

(Каждая команда достаёт только один инструмент из коробки.)

(Зубило. Приставил к металлу острым концом зубило, ударил по другому концу молотком – кусок металла отрубил!

Напильник. Помогает сделать поверхность металла совсем гладкой.

Отвёртка. Вкручивает винты.

Гаечный ключ. Помогает отвинтить или завинтить болты и гайки.

Молоток. Им что-то забивают или используют с зубилом, чтобы отрубить кусок металла.)

12. Упражнения “Кто дольше? Кто больше?”. <Слайд 13>

Для Вас, я думаю, не секрет, что водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом. Водитель должен быть выносливым и сильным, иметь крепкое здоровье. Ведь он в ответе за жизнь многих людей.

(Приглашаются по 3 представителя от каждой команды)

Первые представители от каждой команды отжимаются от пола. Кто больше ?

Вторые представители прыгают на одной ноге. Кто дольше ?

Третьи представители приседают на одной ноге, держа вторую ногу выпрямленной вперёд. Кто сделал больше приседаний ?

13. Задания на знание правил дорожного движения. <Слайд 14>

Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их! Давайте проверим, а как Вы знаете правила дорожного движения.

Задание 1.

Один человек из команды берёт карточку с загадкой . Команда читает её, отгадывает.

  1. Заболел живот у Ромы –
  2. Не дойти ему до дома.
    В ситуации такой
    Нужно знак найти какой? (“Пункт первой медицинской помощи)

  3. Красный круг, прямоугольник
  4. Знать обязан каждый школьник!
    Это очень строгий знак:
    И куда б Вы не спешили
    С папой на автомобиле –
    Не проедете никак! (Знак “Въезд запрещён” ) <Слайд 15>

  5. Едет мальчик Федя
  6. На велосипеде…
    Отгадайте, отчего же
    Недовольство у прохожих.
    Назовите мне тот знак,
    Что не видит он никак. (Знак “Движение на велосипедах запрещено” )

  7. Восклицательный знак
  8. Замечательный знак.
    Значит, можно здесь играть,
    Петь, шуметь, озорничать?
    Не попасть бы нам впросак –
    Это очень строгий знак! (Знак “Прочие опасности” )

  9. По полоскам чёрно-белым
    Пешеход шагает смело.
    Кто из Вас, ребята, знает,
    Знак о чём предупреждает? (Знак “Пешеходный переход” ) <Слайд 16>

Задание 2.

А теперь – блиц-опрос . Здесь требуется быстрее всех ответить на вопросы, но ответы должны быть верными. <Слайд 17>

1. Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный.)

2. Место пересечения дорог. (Перекрёсток.)

3. Человек, идущий пешком. (Пешеход.)

4. Часть улицы, предназначенная для транспорта. (Проезжая часть.)

5. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой.)

6. Сколько всего существует поворотов? (Два: левый и правый.)

7. Как нужно поступить, если Вас кто-то окликнул в то время, когда Вы переходите улицу? (Продолжить путь.)

8. Сигнал светофора, разрешающий движение. (Зелёный.)

9. Самое опасное место на улицах города. (Перекрёсток.)

10. Человек, который едет в автобусе, трамвае. (Пассажир.)

11. Часть улицы, предназначенная для пешеходов. (Тротуар.)

12. По какой стороне дороги должен идти пешеход, если нет тротуара? (По левой, навстречу транспорту.)

13. Какой переход должен быть на перекрёстке с интенсивным движением? (Подземный.)

14. Что должны держать в руках люди, сопровождающие группу? (Флажки.)

15. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части? (С 14 лет.)

Задание 3. <Слайд 18>

Каждая команда получает лист с изображением 5 дорожных знаков. Нужно правильно подписать название каждого дорожного знака и определить, к какой группе знаков они относятся.

1 группа – “Железнодорожный переезд без шлагбаума” (предупреждающий )

“Въезд запрещён” (запрещающий )

“Движение направо” (предписывающий )

“Подземный пешеходный переход” (информационный )

“Место отдыха” (сервиса)

2 группа – “Светофорное регулирование” (предупреждающий )

“Движение запрещено” (запрещающий )

“Велосипедная дорожка” (предписывающий )

“Надземный пешеходный переход” (информационный )

“Мойка автомобилей” (сервиса )

3 группа – “Неровная дорога” (предупреждающий )

“Движение на велосипедах запрещено” (запрещающий )

“Пешеходная дорожка” (предписывающий )

“Автозаправочная станция” (сервиса )

“Место стоянки” (информационный)

4 группа – “Пешеходный переход” (предупреждающий )

“Движение пешеходов запрещено” (запрещающий)

“Место остановки трамвая” (знак особого предписания )

“Тупик” (информационный )

“Пункт питания” (сервиса )

5 группа – “Дорожные работы” (предупреждающий )

“Подача звукового сигнала запрещена” (запрещающий )

“Жилая зона” (знак особого предписания )

“Техническое обслуживание автомобилей” (сервиса )

“Дети” (предупреждающий ))

Проверка: <Слайд 19, 20, 21, 22, 23>

14. Беседа. <Слайд 24>

На чём ездили люди раньше?

На чём ездят сейчас?

На чём будут ездить в будущем?

15. Задание в группах. <Слайд 25>

Попробуйте нарисовать автомобиль будущего. Опишите его. Как он будет передвигаться? Понадобится ли ему горючее? Если да, то какое? Какую скорость он сможет развить? На какие расстояния на нём можно будет передвигаться?

(Создание проектов транспорта будущего и защита проектов групп. Проекты вывешиваются в классе.)

Какой проект автомобиля будущего, на Ваш взгляд, наиболее удачный? Почему?

16. Обсуждение результатов. <Слайд 26>

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

Какие задания вызвали у Вас интерес?

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

17. Рефлексия. <Слайд 27>

Составим синквейн о нашем занятии. Правила составления синквейна есть у Вас на столе. (Составляют и читают по цепочке) <Слайд 28>

А теперь мне хотелось бы знать, какое настроение у Вас в конце нашего занятия. Нарисуйте на листочке кружок того цвета, которого душа просит, какое у Вас сейчас настроение. (Дети рисуют.)

У кого к концу занятия настроение улучшилось? Почему, как Вы думаете? <Слайд 29>

(Вручение призов командам)

Наше занятие окончено.

18. Организационное окончание занятия.

Список используемой литературы

  1. Газета “Первое сентября”, Начальная школа, спецвыпуск “Профильное обучение” № 2, январь, 2007.
  2. Давыдова М.А., Оригинальные праздники в начальных классах, Творческий Центр Сфера, М., 2005.
  3. Комплект из газет “Педсовет” и “Шик”, ноябрь, 2006.
  4. Носов Н.Н., Рассказы о Незнайке, Как Незнайка катался на газированном автомобиле, издательство “Радуга”, М., 1983.
  5. Потапова Т.В., Беседы с дошкольниками о профессиях, Творческий Центр Сфера, М., 2005.
  6. Правила дорожного движения Российской Федерации (с иллюстрациями), М., “Третий Рим”, 2006.

Описание профессии водитель, выбор профессии водитель

ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ

  • Введение


Водитель автомобиля – одна из наиболее массовых профессий в мире.
Нет ни одной отрасли экономики, где бы ни работал водитель. Большой отряд водителей строительной отрасли вносит заметный вклад в общее дело строителей-созидателей.
Профессия водителя появилась после создания в 1769 году французским инженером Никола-Жозефе Кюньо паровой повозки. На трехколесную повозку весом 3,5 тонны был установлен огромный паровой котел. Человека, который его топил, называли шофером (в переводе с французского – кочегар). Шофер управлял паровой машиной и постоянно подбрасывал уголь в топку. При помощи рычага поворачивал переднее колесо. Скорость такой машины развивалась до 7 километров в час.
В 80-х годах ХIХ века Г. Даймлер и К. Бенц создали первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который был установлен на новом транспортном средстве – безрельсовой самодвижущейся повозке, получившей название «автомобиль». В России первый автомобиль и, соответственно, профессия «шофер» появились в 1895 году.
В настоящее время в официальных и профессиональных документах слово «шофер» было заменено словосочетанием «водитель автомобиля». Слово «шофер» является просторечным, несмотря на то, что «шофер» исторически первое название профессии «водитель автомобиля», ставшей сегодня профессией миллионов.
Автомобиль в строительстве незаменимый вид транспорта. 85% всех перевозок грузов в строительстве осуществляется автомобилями.
Автотранспорт в строительстве бывает внешний, внутрипостроечный и объектный.
Крупные строительные предприятия имеют собственный автотранспорт, который находится в ведении управления механизации транспортного предприятия, которое кроме эксплуатации всех автотранспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку к выходу на линию.

Небольшие строительные организации не имеют на своем балансе парка грузовых автомобилей. Обычно они заключают договоры с автотранспортными предприятиями на аренду автомобилей и услуги водителя автомобиля.
Водитель автомобиля в строительном предприятии осуществляет перемещение грузов и пассажиров.
В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5–40 тонн. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.
По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы:
- автомобили общетраспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов);
- специализированные автотранспортные средства.
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные автобетоносмесители. При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки. Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы. К специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.
Профессиональная деятельность водителя автомобиля в строительной отрасли – это работа на автомобилях общетранспортного назначения и специализированных автотранспортных средствах: грузовых бортовых машинах, самосвалах, бензовозах, КАМАЗах, МАЗах, ГАЗелях, технике с прицепами и полуприцепами, а также на автобусах и легковых автомобилях.
Работая в автомобильном парке строительной компании, водитель должен иметь навыки вождения разных видов автотранспорта: и общетранспортного назначения, и специализированного.
Многое надо знать и уметь, чтобы управлять грузовой машиной. Ведь только за один километр пути водителю приходится выполнять до 40-50 операций.
Профессию водитель автомобиля можно назвать «сквозной», так как нет ни одной отрасли экономики, в которой бы не трудились водители. Поэтому эта профессия остается наиболее привлекательной для тех, кто выбирает профессию или думает о смене места работы.

  • Профессиональная самоидентификация

В большинстве своем водители автомобилей очень увлеченные своей профессией люди. Они идентифицируют себя с шоферами, водителями. «Я не извозчик, а водитель машины».
Водители со стажем работы отмечают большую привязанность к своей профессии. Они любят технику и, особенно, свою машину.
Как правило, люди, однажды выбравшие для себя профессию водителя, связывают с ней всю свою жизнь. Меняются места работы, марки машин, но неизменной остается любовь к технике, которая не позволяет сменить профессию, сложную и очень ответственную.
«Я водитель! Всегда хотел им быть и в дальнейшем хочу работать только водителем. Не представляю себя в другой профессии», - это слова водителя полуприцепа с стажем работы.
Ни один этап строительства не может обойтись без труда рабочего – водителя автомобиля, поэтому многие водители, работающие в отрасли строительства, с гордостью называют себя «строителями».
  • Причины выбора профессии

В рядах водителей редко оказываются случайные люди. В эту профессию идут по призванию.
Желание освоить профессию водителя автомобиля возникает у молодых людей, как правило, еще в детстве. По мнению профессиональных водителей, любовь к технике, которая и является главным условием для работы водителем, зарождается именно в этом возрасте, а у некоторых и еще раньше. Сначала объектом пристального внимания для мальчика становится велосипед, на котором он учится азам передвижения, маневрирования и элементарным слесарным работам. По мере взросления формируется тяга к освоению более сложной техники. Часто для мальчика (юноши) примером является его отец, работающий водителем автомобиля.
«Профессия водителя мне нравилась всегда. Отец был водителем, и я всегда мечтал посидеть за рулем. Я считаю, что к машине тянет любого парня»; «В профессию пришел осознанно. Еще ребенком был, а уже к технике тянуло, нравились разные механизмы. Мечтал машиной управлять. Так что моя профессия – мечта детства».
Человек, мечтающий стать водителем и не сумевший сразу реализовать свои намерения по каким-либо обстоятельствам, в дальнейшем обязательно «приходит» в профессию. «Профессия водителя модная, престижная. Целенаправленно стремился пойти учиться на водителя. С первого раза не поступил, пошел учиться на сварщика. И все равно не отступил от выбранного пути – поступил на вечерние курсы и освоил профессию водителя. Работа очень нравится».

Большинство водителей отмечают, что для того, чтобы овладеть профессией водителя автомобиля специальное образование необходимо. «Обучение следует пройти, иначе не поедешь. Особенно важно получение образования в условиях постоянной модернизации транспорта».
Каждый, кто собирается стать профессиональным водителем, должен в совершенстве овладеть искусством вождения автомобиля. А для этого необходимо не просто знать правила дорожного движения, а уметь правильно применять их, постоянно анализировать свои действия на дороге. Для рациональной эксплуатации автомобиля необходимо хорошо знать его устройство, правила обслуживания механизмов, агрегатов, приборов.
Некоторые водители считают, что овладение профессией водителя автомобиля – это дар от Бога, и человек, имеющий этот дар, может и без образования стать профессиональным высококлассным специалистом. «Конечно, теорию знать необходимо, но практические навыки все-таки важнее». Однако трудоустройство по данной профессии возможно лишь при наличии водительского удостоверения на управление транспортными средствами категории «В», «С», «Д» и «Е», а его можно получить только после прохождения обучения.
Успешному освоению профессии способствует наличие интереса к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах.
Необходимые теоретические знания и практическую подготовку можно получить в учреждениях начального профессионального образования, а также на курсах профессиональной подготовки.
Перспективы профессионального роста: повышение профессионализма и автоматизма выполняемых действий.
Возможна переквалификация на другие виды транспорта, а также в специалиста родственных профессий
Родственные профессии: специалист по эксплуатации и ремонту транспорта, инструктор по обучению вождению.
  • Особенности профессионалов и профессиональной деятельности
Особенности профессионалов

Профессия водителя автомобиля предъявляет особые требования к психологическим и психофизиологическим особенностям человека, а также к состоянию его здоровья.
Водителю важно обладать такими качествами, как память на движение, внимание на дороге, быстрая реакция и ориентация, хорошее цветоразличие.
Высокие требования предъявляются к такому качеству водителей, как внимание. С одной стороны, необходима длительная концентрация внимания в течение нескольких часов работы. С другой стороны, внимание водителя все время переключается во время движения с одного объекта на другой. Особенно необходимо внимание при работе на строительном объекте.
У водителя должна быть хорошая реакция на неожиданные ситуации, которые возникают на дороге, на строительном объекте. Часто решающее значение имеют доли секунды.
По мнению профессионалов, «водителю важна не только хорошая координация рук и ног, но и работа головой». Особенность профессионального мышления водителя состоит в том, чтобы предугадывать действия других людей, прогнозирование ситуации. Необходимость принятия решений при аварийных ситуациях требует от водителя оперативного мышления и умения сосредоточиться.
Профессионалы считают, что «водитель должен обладать хорошим пространственным воображением, которое помогает совершать маневрирование автомобилем, иногда достаточно сложные развороты на строительном объекте. Тут необходим и глазомер, чтобы точно остановиться или проехать там, где нужно, и ни сантиметра в сторону. В этом высшее мастерство водителя на стройке».
Водители считаю, что рабочему необходимо обладать такими личностными качествами, как трудолюбие, терпеливость, исполнительность. Приобретенными в ходе деятельности чертами характера они называют ответственность, настороженность, умение прогнозировать ситуацию и, что не очень приятно, нервозность и грубость.
Выбирая профессию водителя автомобиля важно учитывать состояние здоровья. Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппарата.


Особенности профессиональной деятельности

Водитель автомобиля в строительстве – квалифицированный рабочий.
Доминирующие виды деятельности:
- осуществление транспортных и пассажирских перевозок;
- эксплуатация, управление автомобилем;
- наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.);
- техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.);
- регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража;
- обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге;
участие в ремонте автомобиля в стационарных условиях.
Типичный рабочий день водителя автомобиля зависит от предприятия и машины, которой он управляет. Работа может быть в одну смену с 8-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед, может быть в две смены, возможны командировки на отдаленные объекты, в другие города. Водитель автомобиля рассказывает: «Мы доставляем на строительные объекты предприятия строительные материалы из Екатеринбурга, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и других городов России».
В связи с различной грузоподъемностью машин и разнообразием строительных материалов, водители специализируются на перевозке разных грузов. «В мои обязанности входит заправка строительной техники горючими материалами, в частности, бензином. Нужно заправиться на бензоколонке и доставить бензин по месту требования». «Сейчас я работаю в бригаде электриков, развожу рабочих по объектам. Также перевожу стройматериалы (провода, электроприборы».
Результатом профессиональной деятельности водителя является в срок и аккуратно доставленный груз.
Рабочее место водителя – кабина автомобиля, а также гараж или стоянка, где осуществляется парковка и уход за автомобилем.
Водитель управляет машиной, сидя в удобном кресле, когда даже при интенсивной нагрузке мышцы не очень напрягаются: ведь водитель не «катается» на машине, а совершает многочасовые и многодневные рейсы. Окна современных машин дают возможность хорошо видеть дорогу впереди и сбоку, а специальные зеркала позволяют наблюдать обстановку сзади автомобиля. Водитель систематически смотрит в такие зеркала, так как ему важно знать, не сдерживает ли он движение других, более скоростных машин, не собирается ли кто обогнать его. Особенно важно ориентироваться в дорожной обстановке при многорядном движении. Передние стекла кабины, как наиболее важные, оборудованы специальными омывателями и щетками, так называемыми «двориками». Главное здесь – наблюдать, анализировать и предвидеть. Дорога узкая и надо быть начеку. Водитель должен быстро оценить, проанализировать сложившуюся дорожную обстановку и заблаговременно принять необходимое решение: снизить или увеличить скорость, осуществить необходимый маневр. «На дороге с другими водителями мы вступаем в своеобразные молчаливые отношения. Со всеми нужно найти общий язык».
Условия труда водителя имеют ряд специфических трудностей:
Во-первых, особенностью и не очень приятной этой профессии является то, что при всей внешней динамике и свободе передвижения у водителя сидячая работа. Это источник большого напряжения.
Во-вторых, в профессиональной деятельности водителей существует возможность экстремальных условий труда, когда возникает стрессовая аварийная, катастрофическая ситуация на дороге.
В-третьих, бывают плохие погодные условия – снегопад, гололед, туман, которые требуют особого внимания. В тумане можно не заметить дорожных указателей, в результате чего может произойти столкновение с встречным транспортом.
В-четвертых, одной из неприятных сторон профессии является необходимость ремонта машины в пути. В любую погоду (и в грязь, и снег) приходится залезать под машину в поисках неисправности, менять колесо или разбираться в моторе.
В-пятых, находясь в командировке, водитель может оказаться далеко от населенного пункта, поэтому иногда ему приходится ночевать в кабине машины в любую погоду.
К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относится также загазованность и запыленность воздушной среды. А движение машины и работа двигателя оказывают на водителя повышенное шумовое воздействие.
Такие условия труда водители считают для себя привычными. «Со временем привыкаешь к своей работе, многие трудности не замечаешь», - говорит водитель.
Основная проблема, волнующая водителей автомобилей, - это разбитые дороги. «Выбоины, к сожалению, на пути встречаются чаще, чем ровное полотно. От этого встряска, качка, вибрация и в результате поломка техники. На объектах также разбитые дороги. Машину мотает в разные стороны, а груз надо беречь».
Волнует водителей большой износ техники. «Конечно, это проблема постепенно решается руководством компаний. Строительные предприятия стремятся закупать новую технику, более совершенную, удобную в эксплуатации».
Несмотря на трудности водители удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Причастность к возведению строительных объектов рождает в их душе гордость за свой труд «Ты как ветер, когда мчишься по дороге и везешь необходимый для стройки груз», - так описывает свое состояние водитель грузовой машины.
Водителей привлекает в профессии то, что она связана с техникой «Когда душу отдаешь своей машине, она отвечает тебе тем же», «Я – хозяин машины, она послушна моим рукам», «Моя профессия – это движение, это радость, это труд, это дорога, это хорошая профессия, и я ее уважаю».
В Сыктывкаре средняя заработная плата водителей от 10 тысяч рублей. Большую роль при начислении заработной платы играет классность водителя и сложность выполняемой работы. Заработная плата устраивает водителей относительно, всегда хочется получать больше.

  • Рынок труда профессии


Профессия водителя автомобиля в строительстве достаточно распространена и имеет стабильный спрос на рынке труда. По данным Министерства экономического развития Республики Коми, прогнозная потребность в водителях до 2010 года в республике составляет 4455 человека, в том числе, в Сыктывкаре – всего 1360 человек (270 чел. в год), в Воркуте – 409 человек (75-85 чел. в год), в Инте – 95 человек (20 чел. в год), в Печоре – 194 человек (40 чел. в год), в Усинске – 308 человек (55-64 чел. в год), в Ухте – 704 человека (130 чел. в год).
Объемы строительного производства в Республике Коми наращиваются. Перспективы трудоустройства по профессии можно рассматривать, как благоприятные. Водители говорят: «Шофер не пропадет. Возможностей трудоустройства у нас много. Чем больше у водителя категорий, тем выше его конкурентоспособность на рынке труда».
В связи с постоянным усовершенствованием техники, в частности, оснащением транспорта электронными приборами, требуются водители, обладающие знаниями и навыками вождения модернизированной техники.
Водители называют свою профессию перспективной и считают, что она будет нужна всегда. «Груз на плечах не понесешь», - говорит водитель. «Профессия будет востребована, пока есть стройка».
Помимо строительной отрасли водитель автомобиля может работать в любой другой сфере человеческой деятельности, где необходимо перемещение грузов и пассажиров: автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т.д.); промышленные предприятия; автомобильный спорт; частный извоз.
Работать водитель автомобиля может как в государственном, так и в частном секторе экономики.
Без дополнительного обучения водитель автомобиля может выполнять работу слесаря по ремонту автомобилей. «Могу быть слесарем по ремонту. В работе с этим приходится сталкиваться довольно часто», - говорит водитель.
В профессии существуют производственные риски. Работа водителя автомобиля относится к травмоопасным видам труда, поэтому всегда есть риск угрозы для жизни.