Волга для спецслужб ссср. Догнать и обезвредить: история спецавтомобилей ГАЗ для КГБ

В цехе малых серий, в котором делали и саму Чайку. По советской классификации имел обозначение ГАЗ-24-24, в документах КГБ именовался машиной сопровождения, в народе его звали «догонялкой».

Волга Газ 24 с двигателем V8


Выпускался с 1968 года. В 1985 году, когда на конвейер встала , на ее базе стали выпускать аналогичную машину ГАЗ-24-34.

Автомобили с мотором повышенной мощности на ГАЗе выпускали с 30-х годов XX века. Сначала это была «эмка» с импортным силовым агрегатом FORD V8. После войны производилась с двигателем ГАЗ-12 ЗИМ мощностью 90 л. с. После Победы — с двигателем V8 от Чайки, имевшая индекс ГАЗ-23.

Двадцать третью Волгу сменила ГАЗ-24-24. Основным заказчиком автомобилей было девятое управление КГБ, которым нужна была мощная машина, способная сопровождать правительственные ЗИЛы и Чайки, идти на равных с немногочисленными иномарками, имевшимися в СССР, а еще быть внешне неотличимой от выпускавшихся в то время Волг.


Исходя из этого задания было принято решение устанавливать в слегка модифицированные Волги моторы и КПП от Чаек. Кроме КГБ, некоторое количество машин было приобретено членами Политбюро и другими партийными чиновниками высшего ранга. Незначительное количество машин досталось спортсменам. Автомобиль поставлялся и спецслужбам союзных социалистических стран.

Особенности конструкции

Автомобиль ГАЗ 24 V8 overpower (с англ. переводится как сверхмощный) отличался от обычной Волги мелкими деталями, известными только специалистам. Во-первых, антеннами спецсвязи. Во-вторых, рычагом коробки передач. У 8-цилиндровой Волги была автоматическая коробка передач, напольный рычаг был изогнут у основания. Отличались еще и педали. Часть машин комплектовалась двумя педалями (газ и тормоз), часть тремя, из которых две были спаренными (псевдосцепление и тормоз). Выхлопная система тоже имела свои отличия.

Установленный на газ 24 двигатель v8


У мощной машины было 2 выпускных коллектора, которые в районе глушителя соединялись в 1 выхлопную трубу. Пятое отличие — это чуть более низкая посадка автомобиля, связанная с более высокой массой машины.

Мощный 8-цилиндровый двигатель Чайки был почти вдвое тяжелее 4-цилиндрового от Волги, поэтому стандартная ГАЗ 24 требовала некоторых конструктивных доработок.

Усиливались передние лонжероны, пружины передней подвески, стабилизатор поперечной устойчивости. Кстати, по оценкам специалистов, кузов ГАЗ-24 подвергался меньшему количеству модификаций, если сравнивать с кузовом ГАЗ-21. Это связано с тем, что при проектировании Волги 24 конструкторы заложили запас прочности под возможные модели двигателей с 6 и 8 цилиндрами.

Процесс установки на ГАЗ 2410 мотора COUPE CUSTOM V8


Крупногабаритный двигатель едва влезал в подкапотное пространство Волги, поэтому его установка осуществлялась с наклоном 13 градусов влево. Из-за больших размеров мотора Чайки потребовались изменения в рулевом механизме и воздушном фильтре. Гидроусилитель руля был выполнен с отдельным рабочим цилиндром, а на стандартной Волге он был интегрированным (встроенным).

Читайте также

Литые диски на "Волгу" ГАЗ-24

Корпус воздушного фильтра сделали ниже. Стандартная для Волги механическая коробка передач со сцеплением была не в состоянии «переварить» огромный крутящий момент 8-цилиндрового мотора, поэтому в Волгу 24 ставили автоматическую коробку передач. Передаточное число главной передачи уменьшали до 3,38.

Пример пятиступенчатой коробки передач для Волги газ 24


Коробка передач была трехступенчатая, с гидротрансформатором. Рычаг коробки имел 4 положения: задний ход, нейтраль, движение и пониженный ряд (если переключать спереди назад). Как и у многих того времени, режима парковки в коробке нет. На месте автомобиль с работающим двигателем удерживался ножным или стояночным тормозом.

Учитывая тот факт, что такие машины собирались в цехе малых серий, все переоборудование осуществлялось исключительно вручную. Окраска с несколькими слоями эмали и лака, антикоррозийная обработка кузова была такой же, как у Чайки, то есть существенно качественнее конвейерного варианта.
Машины, собираемые под заказ партийных чиновников, часто оснащали кондиционером, салон обивали велюром или плюшем, ставили электростеклоподъемники.

Особенности эксплуатации

В повседневной эксплуатации мощные Волги были сложнее обычных. В связи с тем, что на передние колеса приходилась значительно большая нагрузка, управляемость на дороге ухудшилась. Изменилась и развесовка. После установки мощного двигателя большая часть веса теперь приходилась на передние колеса, задние были постоянно разгружены. Даже на асфальте при резком открытии дроссельной заслонки задние колеса срывались в пробуксовку. На скользких покрытиях эта проблема преследовала водителей постоянно. Особенно опасен был срыв колес в пробуксовку при прохождении поворотов, машину сразу заносило.

Частично эту проблему решал балласт — бетонные или металлические балки, укладывавшиеся в багажник. В багажном отделении сохранившихся экземпляров можно встретить чугунные или свинцовые плиты массой 90 кг, иногда дополняемые бордюрными камнями или крышками от водопроводных люков.


Дополнительная тяжесть несколько ухудшала динамику, зато позволяла более-менее контролировать машину на дороге. Проблему управляемости усугублял гидроусилитель руля. Уплотнения постоянно текли, из-за чего и так невысокий коэффициент усиления постоянно падал. Водители на многих машинах самостоятельно отключали гидроусилитель. На ровной прямой Волга легко разгонялась до 160 км/час. Но стандартные тормоза не справлялись с нагрузкой и остановить машину было проблематично.

Кстати, вопрос максимальной скорости такого автомобиля до сих пор достоверно не выяснен. Завод-изготовитель гарантировал максимальную скорость 160 км/час, но известно, что Волга V8 могла идти 170 и даже 180 км/час.

Также нет точных данных о количестве выпущенных Волг-«догонялок». В официальной статистике ГАЗа они не учитывались, но примерно их должно было быть произведено от 1000 до 2000 экземпляров.

Готовый к установке на ГАЗ 24 двигатель и коробка передач


Существенным недостатком мощного мотора был и расход топлива (до 30 л на 100 км). С такой прожорливостью бензобака хватало на 100-200 км пути. Двигатель питался только бензином сорта «Экстра» АИ-95. В Советском Союзе его не производили, а закупали в Финляндии. Распределялся он по специальным талонам среди чиновников, которым по рангу были положены ЗИЛы или Чайки. Некоторое количество продавали спортсменам.

В конце 60-х на базе Горьковского автомобильного завода был разработан специальный быстроходный автомобиль для спецслужб ГАЗ-24-24, который получил неофициальное название «догонялка».С момента основания Горьковского автомобильного завода на предприятии существовала специальная производственная программа по выпуску быстроходных автомобилей среднего класса для силовых ведомств. В рамках этой серии выпускались модернизированные ГАЗ-М1 (с американским двигателем Ford Flathead V8), «Победы» (ГАЗ-М20Г с 90-сильным двигателем от ЗИМа) и ГАЗ-21 (ГАЗ-23), а в 1968-м году на свет вышел автомобиль ГАЗ-24-24 на базе серийного седана ГАЗ-24.В закрытых документах машину именовали как «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения», уже после введения в эксплуатацию сотрудники КГБ нарекли его «догонялкой» , поскольку автомобиль представлял из себя более мощную версию базового агрегата для спецслужб.ГАЗ-24-24 предназначался для службы охраны руководителей КПСС и СССР (легендарное 9-е управление КГБ). Основная задача «догонялки» заключалась в сопровождении правительственных ЗИЛов и «Чаек». Самым простым и дешевым методом обеспечить это оказалась установка двигателя и трансмиссии от той же «Чайки» в модифицированный кузов ГАЗ-24. Помимо «догонялки», неофициально в КГБ её называли также «дубль».Дизайн модернизированной техники не отличался от базового. Единственным заметным только в салоне отличием был напольный рычаг автоматической коробки передач, форма которого слегка отличалась от штатного (он был изогнут у основания). Часть машин имела только педаль тормоза. В другом случае, устанавливались две спаренные педали, обе работали как тормоз.Что же касается технической начинки, то «дубль» представлял собой доработанный под реалии большого мотора стандартный кузов ГАЗ-24 с усовершенствованным агрегатом. Конструкторы оснастили ГАЗ-24-24 усиленными пружинами в подвеске, усиленным стабилизатором поперечной устойчивости, гидроусилителем рулевого управления с отдельным рабочим цилиндром, новой коробкой передач с автоматической трёхступенчатой трансмиссией с переключением рычагом-селектором в полу и, самое главное, мощнейшей силовой установкой - алюминиевым верхнеклапанным V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗМЗ-2424 с одним распредвалом в развале блока цилиндров, рабочим объёмом 5526 см³, мощностью 195 л. с.Согласно обнародованным техническим параметрам, максимальная скорость автомобиля составляла 160 км/ч, однако автомобиль мог развивать скорость 170-180 км/ч. Вопрос технических характеристик и динамических возможностей автомобиля остаётся не до конца прояснённым до настоящего времени.Стоит отметить, что производство автомобилей осуществлялось вручную, поэтому каждый автомобиль был практически эксклюзивом. Машины красились по «чайковской» технологии, с хорошим антикором, иногда по спецзаказу могли снабжаться нестандартным интерьером из велюра или плюша, возможно, кондиционером.В1985-м году производство ГАЗ-24-24 было прекращено. Точной информации о количестве выпущенных экземпляров нет, однако, судя по масштабам выпуска предшественника (ГАЗ-23), можно предположить, что «догонялок» в СССР было чуть более тысячи.Материал подготовил Сергей Перелесов

Автомобиль ГАЗ-2424 не предназначался для гражданской эксплуатации. Это для спецслужб. В закрытых бумагах ее называли просто - быстроходный автомобиль или же машина сопровождения. А неофициально сотрудники завода называли ее «догонялка». Это наиболее мощная версия базовой ГАЗ-24. Сегодня спецслужбы используют уже совсем другие автомобили, а поэтому давно уже не секрет, что представляет собой ГАЗ-2424, и об этом можно рассказать.

Общее описание автомобиля

Это советское авто среднего класса, которое выпускалось на с 1968 по 1985 год. Выпуск был запущен в 1973 году. Основой для «догонялки» служит обыкновенный серийный ГАЗ-24. С технической стороны это модернизированный стандартный ГАЗ-24. Но здесь значительно усилена подвеска, рулевое управление оснащено гидроусилителем, используется другая коробка передач. В конструкции имелась даже автоматическая трехступенчатая КПП. А самое главное в этой машине - V8 ЗМЗ-503 с четырехкамерным карбюратором или же ЗМЗ-505, оснащенный двумя

При этом машина должна была выглядеть так же, как и гражданская версия, но технические возможности должны быть максимальными.

Краткая история

Еще с 30-х годов на небольшими сериями производили быстроходные машины среднего класса для силовиков и спецслужб. Выпуск был налажен на базе ГАЗ-М1, «Победы» и ГАЗ-21.

Основная задача, которую выполняла Волга ГАЗ-2424, - это эксплуатация в 9-м управлении КГБ СССР. Автомобиль предназначался для сопровождения ЗИЛов и «Чаек», в которых находились высшие правительственные лица. Для этого нужна была машина, которая сможет двигаться наравне с ними. Наиболее простым и сравнительно недорогим способом сделать такую машину оказалась установка мотора и системы трансмиссии от «Чайки» в серийный кузов ГАЗ-24.

Особенность этих автомобилей в том, что все сборочные работы велись только с использованием ручного труда. Покраску выполняли по старым технологиям - по ним еще окрашивались «Чайки». На заводе делали качественную антикоррозионную защиту. В некоторых случаях по специальному заказу делали нестандартный плюшевый или велюровый салон, что было тогда настоящей роскошью. Также автомобиль мог оснащаться кондиционером. Но для рядовых кагэбэшников салон был обычным, тканевым.

Внешний вид

Снаружи ГАЗ-2424 не имел никаких отличий от серийных гражданских «двадцать четверок». Не изменили и посадку, даже если учесть, что на “Волгах” можно сидеть по-разному. Также автомобиль отличается одной выхлопной трубой.

Отличить машину КГБ можно было по салону. Если заглянуть туда, то можно увидеть немного другой рычаг селектора КПП. Он изогнут у основания. Переключается коробка по принятой схеме для автоматических трансмиссий.

Что касается окраски, то зачастую машины эти красили в обыкновенные, неяркие цвета. Автомобиль должен был легко теряться в потоке. Самый популярный цвет для «догонялок», конечно, черный. А вот серых машин было выпущено очень мало. Черные "Волги" отличались более улучшенной отделкой салона и качественной покраской.

Кузов

Многие думают, что эту машину делает уникальной ее двигатель и характеристики. Но нет, уникальный здесь кузов. При полностью неотличимом от гражданской версии дизайне шасси полностью оригинальное. Кузов оснащен специальными усиленными лонжеронами. А иначе тяжелый двигатель ГАЗ-2424 просто бы выпал из отсека в момент торможения. Вес силового агрегата составлял около 200 кг. Плюс стоит добавить сюда массу гидротрансформатора, массу системы охлаждения, а также остальные мелочи.

Стоит учитывать, что шасси варилось методом сплошного шва по всему периметру. Но этого было недостаточно. При тряске автомобиля на советских дорогах в силовом каркасе по этому шву образовывались трещины. Эти автомобили не предназначены для плохих дорог. Ямы - враг для тяжелого кузова. На заводе хотели перейти к использованию местного усиления, но это также мало помогало.

Ходили слухи, что кузовы оцинковывали - это неверная информация. Кузовы могли быть лужеными, но даже это большая редкость. Тем не менее много «догонялок» дожило до наших времен в оригинальной краске, без гнили.

Интерьер

Единственная заметная внутри этого автомобиля деталь - это Форма рычага отличалась от штатного переключателя. Он был немного изогнут у своего основания. В некоторых версиях была лишь педаль тормоза. Также на некоторых моделях были установлены сдвоенные педали, и работали они как тормоза. Также в салоне были тросы, управляющие замками капота и багажного отсека. Отличить “догонялку” от гражданской "Волги" можно было и по другой личинке замков.

Здесь установлено две педали - это были газ и тормоз. При этом тормозная могла быль более широкой, как это популярно в автомобилях с АКПП. Еще имелись модели с тремя стандартными педалями. Но здесь сцепление работало как тормоз.

Что касается общей отделки салона, то она значительно качественнее, чем на гражданских версиях. Существует даже информация, что некоторые модели ГАЗ-2424 оснащались электрическими стеклоподъемниками.

Двигатели

Силовые агрегаты, используемые в этом авто, - плоды развития ЗМЗ-13/23. На «догонялки» ставился ЗМЗ-2424 объемом в 5,53 л и один карбюратор на четыре камеры. Мощность этого двигателя составляла 195 л. с. при крутящем моменте в 420 Нм. Для ГАЗ-2424 характеристики максимальной скорости с этим мотором составляют 170 километров в час.

ЗМЗ-503 представляет собой фактически то же самое, но агрегат немного модернизирован. Мощность его - тоже 195 сил, но распространен он гораздо шире. ЗМЗ-505 - это более мощная версия, здесь имелось два четырехкамерных карбюратора. Мощность составляла уже 220 л. с. с крутящим моментом в 460 Нм. Также есть информация, что существовал еще и инжекторный агрегат ЗМЗ-504. Мощность его составляет 250 сил при крутящем моменте в 520 Нм. Ранее такие двигатели ставили лишь на грузовики. Вот что еще интересно про эти моторы: на всех автомобилях использовался и тот же блок. Менялась лишь его маркировка. Особо тюнинговать этот мотор не выйдет. Если ГАЗ-2424 не едет, то ремонт такого мотора может выполнить только человек, понимающий в этих агрегатах. А их почти не осталось.

Трансмиссия

На эти автомобили устанавливалась автоматическая КПП от «Чайки». Но на ГАЗ-2424 5,5 механика переключения была другой. Картер коробки остался прежним, в конструкции появился удлинитель. Интересно, что она разрабатывалась по лицензии на основе американского автомата от «Форда» для ГАЗ-21. Секрета из этого не делалось.

Коробка имела три передачи для движения вперед, а также одну заднюю. Все скорости были длинные, поэтому особых проблем с использованием не было. Естественно, эта конструкция не способствовала хоть какой-то экономии. Но «догонялка» создавалась не для этих целей. Отзывы говорят, что на сотню машина тратит под 30 литров топлива. Установить механическую коробку на эти машины является невыполнимой задачей. Стыковочные размеры здесь лишь под гидротрансформатор.

Рулевое управление

А здесь все было практически эксклюзивным. Гидроусилитель был сделан по образу и подобию ГАЗ-13 - он имел отдельный редуктор гидроцилиндр, который действовал непосредственно на трапецию. Конструкция была очень похожа на американские системы, которые создавались в 60-х. Та же система затем устанавливалась в экспериментальные модели ГАЗ-3102.

Особенностью этих гидроусилителей было то, что они текли. Отзывы говорят, что практически на всех автомобилях моторных отсек щедро забрызган жидкостью ГУР. Также имеются проблемы по системе зажигания (здесь она трамблерного типа, с бегунком). Хотя есть и взаимозаменяемые запчасти с ГАЗ-53 (например, генератор и помпа).

Итоги

Нужно признать, что эксплуатировать такие автомобили сейчас невозможно. Их можно использовать лишь для нечастых поездок так, чтобы не перегреть двигатель. Да и в органах давно уже не используют его уже давно устарели. Сейчас гораздо дешевле приобрести иномарку. Ведь расходных материалов и запчастей на «Волгу-догонялку» уже не найти.


Советского Cоюза больше нет, а три буквы КГБ сегодня звучат как «страшилка» из давно минувших времен. Однако, все еще живы ветераны разведывательных служб и память о их противостоянии в послевоенные годы. Вместе с ними живет и интерес автомобильных коллекционеров к машинам, на которых проворачивались настоящие шпионские операции. В СССР такие машины (те кто о них знал) любя называли «догонялки».

1. Сколько всего было спецмашин в СССР?


За весь советский период на ГАЗе по заказу КБР было сделаны сотни машин. Первой была «Победа» М20Г в 6-цилиндровой модификации, с механической коробкой передач. Всего таких было выпущено 100 штук. Второй была «Волга»-23, которых было выпущено 603 штуки для КГБ. После этого была 24 и 25 модели с мотором от «чайки», а также их модификации.

2. Шпионский автомобиль выглядел, как обычная «Волга»?


Советские шпионские автомобиль (как и шпионские авто других стран) внешне были неотличимы от серийных гражданских машин. Однако начинка таких автомобилей всегда значительно превосходила не только серийные модели, но и некоторые опытные образцы. Так, например, «Победа» М20Г была на 10 км\ч быстрее самого скоростного гражданского авто своего времени. Более того, машины КГБ часто получали автоматическую коробку передач. Кстати, даже в этом случае, рычаг автоматической коробки передач внешне выглядел как самый обычный «гражданский».

3. Можно ли было распознать шпионскую «Волгу»?


Сделать это мог только настоящий профессионал. Дело в том, что звук двигателя машин КГБ все-таки отличался от звука двигателя серийных моделей по очевидной причине: звучание 8 цилиндров отличается от 4 и 6. Также, из-за более мощных двигателей такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Конструкторы смогли «изящно» замаскировать их, соединив на выходе в одну, однако заглянув под такую «Волгу» в ней быстро узнавалась совсем не гражданская версия.

4. Разведчики гоняли на черных «Волгах»?


Выражение «черный воронок» настолько плотно вошло в народное сознание с самых темных советских времен, что вместе с ним укоренился миф, будто бы все машины КГБ были черного цвета. Конечно, это не так. Красились шпионские «Волги» в самые разные расцветки, даже под такси. Все для того, чтобы сливаться в потоке автомобилей. Коллекционеры, к которым в руки попадали специальные продукты ГАЗ, рассказывали, что находили на «Волгах» по 5-10 слоев краски. Это указывает на то, что машину могли перекрашивать, если она «засветилась».

Государственные, в том числе специальные «Волги» могли быть черного цвета, однако, как правило, это были кортежные автомобили.

5. Для чего нужны были специальные «Волги»?


С самого начала КГБ позиционировало специальный автомобиль как «машину наружного наблюдения». В первую очередь они были нужны для слежки за гостями из других стран. Иномарки в Советском союзе были редкостью, как правило, на них ездили журналисты и сотрудники иностранных посольств. Для наблюдения за ними и создавались такие машины. Больше всего сотрудников КГБ интересовали иномарки с индексом Д004 – это были американские послы. К слову, на таких номерах обозначала профессию владельца авто, а цифры – страну.

6. «Волга» КГБ была засекречена?


Нет, ни одна машина, поставленная на вооружение КГБ, не была засекречена. Вся техническая документация по улучшенным автомобилям была свободная доступна и не являлась государственной тайной. Так что о создании «заряженных» моделей все знали. Подвох был в том, что засекречена от и до была абсолютно вся дополнительная начинка таких машин, например, средства связи.

К слову, многие из этих аксессуаров не рассекречены КГБ и сегодня, а потому данный вопрос представляет собой этакую область мифов, легенд и писательских фантазий. Были ли у КГБ меняющиеся номера – сказать сложно, но достоверное известно, что автомобиль мог включать фары по отдельности.

7. А как «хоронили» шпионские машины?


Рано или поздно любая «Волга» КГБ вырабатывала свой ресурс или выходила из строя. В этом случае, с машины снималось все дополнительное оборудование и улучшенные механизмы, например, более мощный двигатель менялся на тот, что устанавливали на серийные авто. Так, ветеран советской разведки маскировался в последний раз и уходил на пенсию, попадая на вторичный рынок.

У Советского Союза до самого его конца было много секретов и тайн. Некоторые из них очень страшны и пугающие. Хотите ли вы узнать, и для чего он был создан?

Волга 24 V8 – это выпускавшийся в СССР мелкими партиями автомобиль Волга ГАЗ-24 с двигателем и коробкой передач от Чайки ГАЗ-13. Производилась машина на Горьковском автомобильном заводе, в цехе малых серий, в котором делали и саму Чайку. По советской классификации имел обозначение ГАЗ-24-24, в документах КГБ именовался машиной сопровождения, в народе его звали «догонялкой».

Выпускался с 1968 года. В 1985 году, когда на конвейер встала новая Волга ГАЗ-24-10, на ее базе стали выпускать аналогичную машину ГАЗ-24-34. Двигатели Очеидная конструктивная основа - ГАЗ-13. То есть, «Чайка». Но конструктивно ближе всё же мотор ГАЗ-23 от предыдущего поколения быстроходных.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 24 v8

Технические характеристики двигателей ЗМЗ 13-й серии (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 88 мм, рабочий объем 5529 см. куб., поршневые пальцы имеют диаметр 28 мм.) ЗМЗ-13 максимальная мощность: 195 л.с. при 4400 об/мин ➤ максимальный крутящий момент: 412 Нм при 2000-2500 об/мин ЗМЗ-14 ➤ максимальная мощность: 220 л.с. при 4400 об/мин ➤ максимальный крутящий момент: 450 Нм при 2800 об/мин ➤ степень сжатия 8.5 ➤ октановое число бензина 95-98 Алюминиевые блок и головы (по тем временам, хай-тек, своего рода). Рабочий объём - 5,53 литра. В целом унифицированы с ГАЗ-13, -14 и БРДМ (армейский бронированный вездеход). С грузовыми V8 напрямую унифицированы очень мало, хотя конструкции родственные. Кстати, хронологически первым был двигатель «Чайки», а грузовиковые V8 - вторичны относительно него.

Мне известно три варианта двигателей: ЗМЗ-24-24: устанавливался на ГАЗ-24-24. Один четырёхкамерный карбюратор. 195 л.с. ЗМЗ-503.10: то же самое, но модернизированное, устанавливалось на ГАЗ-24-34 и 31013. 195 л.с. По моим наблюдениям, более распространён, чем следующий вариант. ЗМЗ-505.10: «горячая» версия ЗМЗ?503, облагороженная двухкарбюраторным питанием от ГАЗ-14. Мощность судя по всему 220 л.с. как у ГАЗ-14, или немного менее того. Ставился на 24-34 и 31013. Топливо - АИ-98 или АИ-95. Это по данным на 1979 год. Для справки, на ГАЗ-13 топливо было АИ-93. АКПП АКПП отличалась от «Чайки» механизмом переключения. Картер свой, с удлинителем. Любопытно, что в своё время разработана она была на основе американской АКПП Ford-O-Matic Drive для установки на ГАЗ-21. Из американских корней ГАЗ-овского автомата секрета не делалось, утверждение об этом встречалось мне в литературе советского периода. Кстати там же упоминается, что прототипом для АКПП ЗиЛ стала крайслеровская трансмиссия с автомобиля Crown Imperial 1953 года. Полная история отечественных АКПП изложена по ссылке. Задний мост Картер штатный. Главная пара - насколько я знаю, от «Чайки» (точнее, от ГАЗ-23, по данным Дмитрия Гвоздева, на ранних «Чайках» стояла другая главная пара, потом стали ставить именно 23-ю). Передаточное число 3,38:1. Передняя подвеска В целом штатная. Пружины от ГАЗ-23, усиленные - из прутка диаметром 17 мм (по данным Дмитрия Гвоздева, производятся до сих пор). Амортизаторы свои. Задняя подвеска Судя по всему, штатная. Амортизаторы телескопические, возможно свои, поставлены как штатные - под углом (на ГАЗ-23 были рычажные). Есть информация, что заднюю подвеску в ГОН-ах усиливали, ставили рессоры с универсала чтобы меньше проседала на скорости. Однако, на управляемости такая переделка должна была сказаться на мой взгляд трагически. Тормоза Тормоза - на 24-24 штатные, на 24-34 - могли быть передние дисковые от 3102. Мне встречались 24-34 полность с барабанными. Существует информация о машинах со всеми дисковыми тормозами. Тормозная жидкость использовалась специальная, с увеличенной температурой кипения. В «Чайках» ГАЗ-13 и ГАЗ-23 использовалась некая жидкость АСК - на касторовой основе, как и БСК, но с повышенной температурой кипения. Видимо на ГАЗ-24-24 тоже, во всяком случае ранних вариантах. На ГАЗ-14 использовалась импортная тормозная жидкость, «Кастрол Гирлинг». Подозреваю, что на поздних выпусках «быстроходных» - тоже. Рулевое Эксклюзив. Имелся гидроусилитель по типу «Чайки» ГАЗ-13 - с отдельными рулевым редуктором и силовым гидроцилиндром, действующим непосредственно на рулевую трапецию (как выяснилось, очень похож на ГУР-ы американской классики, в частности, первого «Мустанга»). По отзывам, отличался невысокой надёжностью уплотнений, не постоянным и не слишком большим коэффициентом усиления. Сегодня на многих машинах в силу этих особенностей, а главным образом - естественного износа, отключён.

История автомобиля

Автомобили с мотором повышенной мощности на ГАЗе выпускали с 30-х годов XX века. Сначала это была «эмка» ГАЗ М1 с импортным силовым агрегатом FORD V8. После войны производилась Победа с двигателем ГАЗ-12 ЗИМ мощностью 90 л. с. После Победы - Волга ГАЗ-21 с двигателем V8 от Чайки, имевшая индекс ГАЗ-23. Двадцать третью Волгу сменила ГАЗ-24-24. Основным заказчиком автомобилей было девятое управление КГБ, которым нужна была мощная машина, способная сопровождать правительственные ЗИЛы и Чайки, идти на равных с немногочисленными иномарками, имевшимися в СССР, а еще быть внешне неотличимой от выпускавшихся в то время Волг.

Исходя из этого задания было принято решение устанавливать в слегка модифицированные Волги моторы и КПП от Чаек. Кроме КГБ, некоторое количество машин было приобретено членами Политбюро и другими партийными чиновниками высшего ранга. Незначительное количество машин досталось спортсменам. Автомобиль поставлялся и спецслужбам союзных социалистических стран.

Характеристики и особенности конструкции

Автомобиль ГАЗ 24 V8 overpower (с англ. переводится как сверхмощный) отличался от обычной Волги мелкими деталями, известными только специалистам. Во-первых, антеннами спецсвязи. Во-вторых, рычагом коробки передач. У 8-цилиндровой Волги была автоматическая коробка передач, напольный рычаг был изогнут у основания. Отличались еще и педали. Часть машин комплектовалась двумя педалями (газ и тормоз), часть тремя, из которых две были спаренными (псевдосцепление и тормоз). Выхлопная система тоже имела свои отличия.

У мощной машины было 2 выпускных коллектора, которые в районе глушителя соединялись в 1 выхлопную трубу. Пятое отличие - это чуть более низкая посадка автомобиля, связанная с более высокой массой машины.

Мощный 8-цилиндровый двигатель Чайки был почти вдвое тяжелее 4-цилиндрового от Волги, поэтому стандартная ГАЗ 24 требовала некоторых конструктивных доработок.

Усиливались передние лонжероны, пружины передней подвески, стабилизатор поперечной устойчивости. Кстати, по оценкам специалистов, кузов ГАЗ-24 подвергался меньшему количеству модификаций, если сравнивать с кузовом ГАЗ-21. Это связано с тем, что при проектировании Волги 24 конструкторы заложили запас прочности под возможные модели двигателей с 6 и 8 цилиндрами.

Крупногабаритный двигатель едва влезал в подкапотное пространство Волги, поэтому его установка осуществлялась с наклоном 13 градусов влево. Из-за больших размеров мотора Чайки потребовались изменения в рулевом механизме и воздушном фильтре. Гидроусилитель руля был выполнен с отдельным рабочим цилиндром, а на стандартной Волге он был интегрированным (встроенным). Корпус воздушного фильтра сделали ниже. Стандартная для Волги механическая коробка передач со сцеплением была не в состоянии «переварить» огромный крутящий момент 8-цилиндрового мотора, поэтому в Волгу 24 ставили автоматическую коробку передач. Передаточное число главной передачи уменьшали до 3,38.

Коробка передач была трехступенчатая, с гидротрансформатором. Рычаг коробки имел 4 положения: задний ход, нейтраль, движение и пониженный ряд (если переключать спереди назад). Как и у многих АКПП того времени, режима парковки в коробке нет. На месте автомобиль с работающим двигателем удерживался ножным или стояночным тормозом. Учитывая тот факт, что такие машины собирались в цехе малых серий, все переоборудование осуществлялось исключительно вручную. Окраска с несколькими слоями эмали и лака, антикоррозийная обработка кузова была такой же, как у Чайки, то есть существенно качественнее конвейерного варианта. Машины, собираемые под заказ партийных чиновников, часто оснащали кондиционером, салон обивали велюром или плюшем, ставили электростеклоподъемники.

Особенности эксплуатации

В повседневной эксплуатации мощные Волги были сложнее обычных. В связи с тем, что на передние колеса приходилась значительно большая нагрузка, управляемость на дороге ухудшилась. Изменилась и развесовка. После установки мощного двигателя большая часть веса теперь приходилась на передние колеса, задние были постоянно разгружены. Даже на асфальте при резком открытии дроссельной заслонки задние колеса срывались в пробуксовку. На скользких покрытиях эта проблема преследовала водителей постоянно. Особенно опасен был срыв колес в пробуксовку при прохождении поворотов, машину сразу заносило. Частично эту проблему решал балласт - бетонные или металлические балки, укладывавшиеся в багажник. В багажном отделении сохранившихся экземпляров можно встретить чугунные или свинцовые плиты массой 90 кг, иногда дополняемые бордюрными камнями или крышками от водопроводных люков.

Дополнительная тяжесть несколько ухудшала динамику, зато позволяла более-менее контролировать машину на дороге. Проблему управляемости усугублял гидроусилитель руля. Уплотнения постоянно текли, из-за чего и так невысокий коэффициент усиления постоянно падал. Водители на многих машинах самостоятельно отключали гидроусилитель. На ровной прямой Волга легко разгонялась до 160 км/час. Но стандартные тормоза не справлялись с нагрузкой и остановить машину было проблематично.

Кстати, вопрос максимальной скорости такого автомобиля до сих пор достоверно не выяснен. Завод-изготовитель гарантировал максимальную скорость 160 км/час, но известно, что Волга V8 могла идти 170 и даже 180 км/час.

Также нет точных данных о количестве выпущенных Волг-«догонялок». В официальной статистике ГАЗа они не учитывались, но примерно их должно было быть произведено от 1000 до 2000 экземпляров.

Существенным недостатком мощного мотора был и расход топлива (до 30 л на 100 км). С такой прожорливостью бензобака хватало на 100-200 км пути. Двигатель питался только бензином сорта «Экстра» АИ-95. В Советском Союзе его не производили, а закупали в Финляндии. Распределялся он по специальным талонам среди чиновников, которым по рангу были положены ЗИЛы или Чайки. Некоторое количество продавали спортсменам. Рядовым советским гражданам приобрести подобную Волгу было почти невозможно. А те, кому это удавалось, сталкивались с рядом проблем при ее эксплуатации. Прежде всего, с невозможностью достать бензин нужного качества. И бензин - это всего лишь верхушка айсберга.

Для коробки передач требовалось специальное масло, для двигателя - расходные материалы и запчасти, которые тоже просто так в магазинах не продавались. Со временем у ГАЗ-24-24 проявлялся и еще один недостаток. Тяжелый силовой агрегат и плохое качество дорожного покрытия преждевременно изнашивали переднюю подвеску и лонжероны, даже несмотря на то, что они были усилены. Поэтому многие переделывали машину своими силами под родной двигатель. В настоящее время из оригинальных Волг с «чайковским» мотором остались единицы. Сказался их мелкосерийный выпуск, жесткая и безжалостная эксплуатация в органах госбезопасности. В 80-е и 90-е годы много машин было переделано гражданами в обычные Волги.

ГАЗ 24 V8 4,3л ЗМЗ 53

Модификации ГАЗ-24-24

Официально на ГАЗе в дополнение к обычной Волге V8 выпускали модификацию с экранированным электрооборудованием и модификацию с аппаратурой спецсвязи «Кавказ» и световой сигнализацией. Эта аппаратура не сохранилась ни на одной машине, так как перед списанием автомобиля из КГБ она в обязательном порядке демонтировалась и уничтожалась. Непосредственно в органах госбезопасности и в гаражах особого назначения некоторые машины модифицировались. Передняя часть могла быть усилена на случай тарана, устанавливались устройства для смены номерных знаков, специальные замки багажника с управлением из салона и многое другое.

Установка двигателя V8 на Волгу ГАЗ-24

Как ни крути родной двигатель ГАЗ-24 с трудом вписывается в современные стандарты динамики движения. Низкая литровая мощность и крутящий момент с трудом перемещают Волгу в пространстве. Умы пытливых российских автолюбителей классических автомобилей Волга ГАЗ-24 привлекает возможность установки отечественного, родного, более мощного восьмицилиндрового двигателя ЗМЗ V8. А именно двигатели автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-66, автобуса ПАЗ, или более мощные двигатели от БТР и ГАЗ-13, ГАЗ-14 Чайка. Моторы ГАЗ-53 и ГАЗ-66 имеют рабочий объем 4.3 литра, у автобуса ПАЗ 4.7 литра соответственно. Двигатель чайки ГАЗ-13, ГАЗ-14 и двигатель БТР имеет рабочий объем 5.5 литра. Итак как я уже выше перечислил имеем варианты V8 от ГАЗ-53, ГАЗ-66, ГАЗ-13, ПАЗ, БТР и их модификации. Так вот среди них только двигатель Чайки ГАЗ-13 - ЗМЗ-13 имеет степень сжатия пригодную для эффективного сжигания высокооктанового бензина, все остальные довольствуются 76-м. Это следует учесть при покупке двигателя. Естественно «чайковский» двигатель будет стоить на порядок дороже, обслуживание его выйдет на порядок сложнее. Но в результате можно приблизиться максимально к характеристикам заводских автомобилей ГАЗ 24-24, и ГАЗ-24-34 с завода оборудованных этим двигателем. Конечно степень сжатия двигателя V8 можно повысить но есть один очень важный нюанс - это сделать отнюдь не так просто как в случае с двигателем ЗМЗ-2401. Здесь сложности возникают с подгонкой впускного коллектора хитрой конструкции, ведь при фрезировании головки на пару мм, после установки они «разойдутся» в стороны и возникнут проблемы с совмещением деталей. Более логичный и эффективный путь в этом случае - установка нагнетателя, однако учитывая общий размер двигателя и его компоновку в моторном отсеке это не так просто. Легче установить механический нагнетатель, турбонагнетатель сложнее из-за проблем с компоновкой выхлопной системы. Далее следует учесть нюанс с установкой в моторном отсеке - естественно более широкому двигателю будут мешать укосины. Их нужно удалить и усилить лонжероны для компенсации потери жесткости. Также нужно будет подрезать моторный щит для того чтобы двигатель встал на место. Крепления двигателя придется изготовить самостоятельно по месту. Радиатор также потребуется повышенной теплоотдачи - старый и забитый от ЗМЗ-24 не подойдет по теплоотводящей мощности. Отдельная тема - коробка передач, можно использовать Волговскую через переходную плиту, процесс достааточно подробно описан и я не буду на нем останавливаться.

Итак двигатель у нас установлен, но в исходном варианте ГАЗ-53, он все равно не отличается особо высокой мощностью, тут следует проявить смекалку. Поскольку двигатель изначально грузовой то на нем стоит ограничитель оборотов, дабы водители в затяжных подъемах не использовали длительное время высокие обороты и тем самым не перегружали трансмиссию большой мощностью. Следует удалить вакуумный ограничитель оборотов. Теперь двигатель будет крутиться ничуть не хуже родного и обеспечивать повышенную отдачу. Эта статья была написана, чтобы ответить на наиболее часто задаваемые мне вопросы по поводу установки восьмицилиндрового газоновского мотора. Она не является руководством к действию и не призывает кого-либо производить данную модификацию. Я лично придерживаюсь мнения, что лучшим есть автомобиль в оригинальном заводском состоянии.