Водитель автомобиля профессиональный стандарт. Структура и ключевые моменты. В каких случаях применяется стандарт для водителя

Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения. Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.

Профессиональный стандарт водителя — что это такое?

С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне. Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке. Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.

Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:

  • работа осуществляется в государственных организациях;
  • работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).

По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.

Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?

Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:

  • его масса не превышает 3500 кг;
  • число пассажиров не превышает 8 человек.

Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.

Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин. Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято. Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден. При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.

Что в себя включает профессиональный стандарт водителя

Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Рассмотрим их.

1. Общие сведения

В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функциональная карта

Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:

  • управление автомобилем;
  • его техническое обслуживание;
  • перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.

В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.

3. Характеристика обобщенных функций

Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.

Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.

4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта

В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.

Как применяется профстандарт?

Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:

  1. Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
  2. Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
  3. В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.

Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.

Ответственность за несоблюдение профстандарта

Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять. Скачайте документы для разных транспортных средств

Профстандарт водителя автомобиля в 2019 году

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

Погрузчик

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Автобус

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Итак, водитель:

  • Знает технические характеристики своего ТС.
  • Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
  • Умеет заправлять и обслуживать автобус.
  • Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
  • Соблюдает все необходимые меры безопасности.
  • Следует строго по запланированному маршруту.
  • Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.

Структура и ключевые моменты

Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации. Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности. Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.

Структура профстандартов единообразна. Он включает:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

Новые возможности для карьерного роста

Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

  • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
  • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
  • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
  • Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
  • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

Как правильно внедрять

Пошаговое внедрение профстандарта в организации выглядит так:

Анализ существующей документации на предприятии - штатного расписания, должностных инструкций и т.д.

Внесение корректирующих поправок в локальные нормативные акты и утверждение их.

Проверка квалификации персонала. В зависимости от результатов работодатель может оставить сотрудника на прежней должности, предложить повысить квалификацию либо расторгнуть трудовой договор.

Можно ли обойтись без него

Процесс внедрения профстандартов был начат 5 лет назад, в 2013 году. С 2016 года они стали обязательными к использованию, если такое требование к профессии зафиксировано в Трудовом кодексе, федеральном законодательстве и прочих подзаконных актах. В частности если деятельность работника предусматривает наличие ограничений либо льгот.

Целесообразно брать стандарты за основу требований к навыкам и компетенциям персонала даже в тех случаях, когда закон не требует обязательного применения стандартов.

Предприятие, на котором не соблюдается требования обязательных стандартов, будет оштрафовано как минимум на 50 000 р, причем использовать их придется в любом случае.

Для развития и укрепления экономики для многих профессий были разработаны профстандарты, которые включают требования к претенденту на должность. Обладая должными навыками и умениями, соискатель может легко трудоустроиться на новое рабочее место. При поиске работы для должности водитель, стоит рассмотреть следующие вопросы:

  • для чего применяется профстандарт водителя автомобиля;
  • в каких случаях нужно применять профстандарт для водителя: погрузчика, грузового автомобиля, легкового автомобиля, автобуса;
  • структура профстандарта и ключевые моменты;
  • как правильно применять профстандарт;
  • обязательно ли применять его.

Для чего нужен профстандарт

Профстандарты – это совокупность разработанных навыков, умений, знаний и обязанностей, которые предъявлены к должности . Цель их устранить неясности в должностных обязанностях, и установить единые требования к профессии. Основываясь на данный документ, можно определить свои «слабые» места , повысить знания в данной области и сравнить соответствие своих умений с предъявленными.

Стандарты для профессии раскрывают деятельность работников для разных уровней квалификации. Для каждой специальности документ разбит на общие требования, а также идет ранжирование по уровню квалификации , например для профессии водителя автомобиля прописаны общие навыки и умения, а также дополнительные требования.

Разработанный документ удобен в использовании, является ориентиром для кадровиков при подборе персонала.

Представляет перечень требований, разработанный под вид профессии. Профстандарты должны помогать в:

  • установке уровня заработка сотрудников;
  • разработке внутренних должностных инструкций;
  • формирование политики предприятия при подборе персонала;
  • определение функций персонала;
  • составление трудовых договоров;
  • определение уровня квалификации работников и своевременного ее повышения.

В каких случаях применяется стандарт для водителя

Профстандарт водителя подразумевает достаточно высокие требования к кандидату . Человек, претендующий на данную должность должен уметь управлять ТС в любую погоду, при этом быстро производить оценку рисков и предпринимать необходимые действия. Водитель должен не только знать правила дорожного движения, но и знать как себя вести в случае аварии или поломки автомобиля. В случае любых обстоятельств быть спокойным и знать, как помочь нуждающимся в случае аварии или повреждения ТС.

Применять профстандарты необходимо для защиты от неквалифицированного персонала. Для водителя любого вида ТС существуют общие требования, которые необходимо знать и уметь применять. Для работы на разных видах транспорта необходимо иметь водительские права нужной категории и знать характеристики данного ТС.

Погрузчик

Для водителей погрузчика информация о должностных функциях прописана в профстандарте «Логист автомобилестроения». К основным относят:

  • перемещение ТМЦ в сохранном виде;
  • учет ТМЦ;
  • выполнение заказа по ТМЦ, отчет о проделанной работе по перемещению и сохранению;
  • составление плана и контроль на всех этапах по доставке и перемещению;
  • организация поставок после проделанного анализа;
  • оптимизация рабочих процессов;
  • обеспечение работу предприятия в области логистики.

Грузовой и легковой автомобили

Для водителя грузовика помимо основных, предъявлены следующие требования:

  • знать принципы работы, механизмы, уметь управлять грузовым транспортом, знать устройство транспорта и прицепа;
  • знать и соблюдать инструкции при техническом осмотре;
  • соблюдение безопасности при размещении и закреплении грузов;
  • соблюдение надежного уровня квалификации, а именно поддерживать состояние здоровья, этичность поведения на дороге, режимы отдыха и труда.

Легковой автомобиль — ТС не превышает 3500 кг. и вмещает не более 8 пассажиров – характеристики легкового автомобиля. Определяется тип транспорта в документе на автомобиль. Профстандарт для водителей данного транспорта востребован на предприятиях, где используются легковые автомобили для рабочего процесса.

  • правила страхования ТС;
  • правила поведения на дороге;
  • ответственность за нарушения;
  • как исправить повреждения или как определить неисправность;
  • как управлять ТС в различных погодных условиях;
  • обеспечение безопасности всех участников дорожного движения;
  • телефоны аварийных служб.

Автобус

Для водителей автобуса используют профстандарт «Водитель автомобиля» . Обязательно использовать стандарт в случае предоставления льгот и компенсаций на предприятии. К основным навыкам необходимо отнести:

  • умение управлять ТС в любых обстоятельствах, знать технические характеристики;
  • знать, как устранить небольшие поломки;
  • уметь заполнять транспорт техническими жидкостями и топливом;
  • знать правила организации перевозки пассажиров, их посадки и высадки;
  • следование маршруту;
  • соблюдение всех мер безопасности;
  • отчет о проделанной работе – сдача ТС в благополучном состоянии, заполнение сопутствующей документации.

Структура и ключевые моменты

Профстандарт водителя пока не разработан, но есть его проект, который состоит из следующих частей:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

В общих требованиях предъявлены следующие критерии:

Обязанности:

Навыки и умения:

  • ориентировка на дорогах, умение распланировать маршрут, знание ПДД и дорожных знаков;
  • умение «читать» дорожный атлас и использовать современные инструменты навигации;
  • умение «подстроиться» на дорогах, управлять ТС в общем потоке;
  • умение управлять хорошо транспортом в любое время и в любую погоду;
  • умение соблюдать скорость и дистанцию;
  • совершать простые маневры, помогающие избежать аварии;
  • не создавать помех во время маневров, а также своевременно информировать других участников движения о своих действиях;
  • понимать технические характеристики авто по электронному табло транспорта;
  • подстраивать сидение и зеркала под свой рост;
  • запускать работу транспорта, не зависимо от погодных условий;
  • обладать навыками управления, а именно трогаться с места, на горке, устанавливать необходимую скорость, применять тормозную систему, уметь ездить на задней передаче;
  • умение совершать разворот и парковку транспорта;
  • знать методику оказания первой помощи при ДТП;
  • регулировка температуры в салоне;
  • контроль состояния ТС;
  • реагировать в различных ситуаций в соответствие с техническими характеристиками авто – регулировать скорость, торможение, знать правила управления во время заноса.

Знания:

  • умение перевозить пассажиров, действовать с высокой эффективностью – оптимальная подборка скоростного режима и незначительный расход топлива;
  • знать ответственность за несоблюдение правил движения;
  • соблюдать следующие факторы, которые оказывают влияние на надежность – состояние самочувствия, уровень квалификации, личностные характеристики, иметь представление о последствиях после приема лекарств;
  • знать основы управления;
  • соблюдать безопасность при управлении;
  • правила поведения и оказания помощи пострадавшим при ДТП.

В стандарте прописаны требования для прохождения экзамена – водителю необходимо пройти заданный маршрут, соблюдая все правила, используя безопасный скоростной режим.

Дополнительные требования в документе разбиты на следующие категории:

  • требования к водителям перевозящие пассажиров;
  • к водителям перевозящие грузы.

К профессиональным обязанностям первой категории относят:

К обязанностям водителя, которые перевозят грузы, относят:

  • получение и должное оформление путевой документации;
  • прием груза, необходимо позаботиться о сохранности принимаемых объектов, их крепежа;
  • соблюдение всех мер для обеспечения безопасной перевозки;
  • оформление транспортных документов;
  • следование маршруту согласно документации;
  • доставка груза до места прибытия, сдача;
  • предоставление отчета о проделанной работе.

В информации о сдаче экзамена в профстандарте говорится, что разработанный маршрут по итогам прохождения должен обеспечить проверку способностей кандидата. Главные требования – безопасность, соблюдение скоростного режима и затрат топлива. Для разных категорий автомобилей установлены временные ограничения на прохождение экзамена.

Как правильно внедрять

Применения профстандарта для водителей подразумевает собой ряд следующих мероприятий:

  1. На предприятии перепроверить локальную документацию, включающую должностную инструкцию, штатное расписание. В случае выявления несоответствий со стандартом откорректировать кадровые документы.
  2. Проверить уровень соответствия работников квалификации, установленной в стандарте. В случае несоответствия сотрудника необходимым требованиям с таким работником могут разорвать трудовые отношения, или предложить повысить свои знания, пройдя дополнительное обучение.
  3. Даже если в профстандарте нет обязательных требований к профессиональности сотрудника, работодатель вправе отправить водителя на прохождение аттестации. По результатам будет решен вопрос о дальнейшем сотрудничестве с кандидатом.

Можно ли обойтись без него?

Обязанность следовать разработанному документу установлена для предприятий с 2016 года. Если фирма по каким-либо причинам не следует установленным критериям профстандарта, то может при проверке быть привлечена к ответственности в виде уплаты штрафа от 50 тысяч рублей .

Обязательно применять профстандарт должны работодатели, если установлены в законодательстве требования для конкретной квалификации.

Если же в законе не установлена обязательность применения стандарта, то его берут как основу для предъявляемых требований к знаниям работника. То есть документом необходимо пользоваться как ориентиром при определении функций и обязанностей персонала.

Новые профстандарты для автотранспортников: требования ужесточаются

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.

Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:
www.academy.asmap.ru .

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
- отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
- колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
- диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.


Профстандарт водителя считается относительно новым понятием. Его используют для более удобного регулирования трудовых отношений между работодателем и его подчиненным.

На каждом предприятии, где установлен профессиональный стандарт для определенной должности, документ является обязательным для выполнения .

Каждый сотрудник, который имеет отношение к той или иной должности, обязан соответствовать профстандарту. В противном случае ему грозит увольнение. Последствия при несоблюдении правил профессионального стандарта могут касаться не только сотрудников, но и работодателя, которому будет назначен штраф до 50 тысяч рублей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что такое профессиональный стандарт?

Подобный документ стал появляться на российских предприятиях относительно недавно. Понятие было введено всего 5 лет назад, после чего многие работодатели стали использовать для более качественного регулирования трудовых отношений с подчиненными профессиональный стандарт.

Он может быть установлен для различных профессий, в том числе и для водителей различных категорий, в зависимости от того, какие должности предусмотрены в компании.

Сам термин профстандарта означает список квалификационных требований, которые касаются опыта работы, образования, а иногда и физического состояния.

Правила прописываются отдельно по каждой профессии. При этом следует учитывать, что они должны соответствовать федеральным законам. Профессиональный стандарт является необходимостью, так как для многих предприятий те нормы, которые использовались ранее, не подходят и нуждаются в тщательной корректировке.

Создавая правила профстандарта можно учесть все нюансы и специфику будущей работы. Это особенно важно для профессий, которые связаны с определенным риском.

При использовании новых профессиональных стандартов можно защитить область конкретной деятельности от работников с низкой квалификацией либо неподходящими данными. Для автомобильной сферы это играет очень важную роль.

Первое время подобное понятие использовали в качестве ориентировки, которая считалась рекомендованной для руководителей определенных компаний. Но с 1 июля 2016 года профстандарт стал обязательным условием для приема на работу, особенно по некоторым профессиям.

Законодательное регулирование

Одним из главных законов, который регулирует данный вопрос — 31 глава Трудового законодательства. Она вступила в силу 1 июля 2016 года. С этого момента для ряда профессий, в том числе и водителей, стали обязательными определенные квалификационные требования.

Чаще всего требования российского законодательства распространяются на государственные учреждения . Но и многие коммерческие организации по закону должны их учитывать.

В 2016 году было утверждено более 800 профстандартов для различных профессий. Они относятся к 30 видам деятельности, в числе которых находится и транспорт. Профессия водителя легкового и грузового автомобиля попадает под действие системы профессионального стандарта.

При этом, в разработке документа могут принимать участие работодатели, представители организации и т.д.

Юридическую силу профстандарт начинает иметь только в том случае, если он совпадает с теми документами, которые были утверждены Министерством Труда.

Область применения

Для водителей легковых транспортных средств существуют одни профессиональные стандарты, а для тех, кто управляет грузовиком, несколько иные.

Документ о профессиональном стандарте для водителей легковых машин действует на тех предприятиях, где имеется такая должность и автомобили применяются в хозяйственной деятельности . Если компания использует грузовые транспортные средства либо автобусы, для водителей этих категорий будут установлены другие профстандарты.

Легковой автомобиль

Для водителей таких ТС существуют определенные требования к профессиональным обязанностям. Они должны иметь соответствующие навыки, которые позволят качественно и безопасно выполнять поставленные задачи .

Перечень требований может быть достаточно большим, в зависимости от того, на каком предприятии будет работать водитель.

Но основным профстандартом в таком случае будет:

  1. умение управлять транспортным средством;
  2. иметь соответствующее удостоверение;
  3. знать правила дорожного движения;
  4. при необходимости знать карту дорог населенного пункта;
  5. в некоторых организациях требуется опыт работы в подобной должности.

По профессиональному стандарту водитель легкового автомобиля должен уметь управлять машиной в любой ситуации, в том числе на скользкой дороге, а также в темное время суток. На многих предприятиях от водителя требуется умение пользоваться картами, атласами и обязательно навигатором.

В задачу специалиста может входить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства , а также различного сопутствующего оборудования.

Что касается ремонтных работ, то они могут быть различными. От некоторых автомобилистов требуется лишь визуальный осмотр машины перед поездкой и устранение мелких недочетов, а другим приходится полностью брать на себя все обязанности по ремонту автомобиля.

При этом в профессиональные обязанности водителя должно входить знание правил и техники безопасности при выполнении подобных работ.

В перечень требований по профстандарту для водителей легковых машин входит и заправка транспортного средства . Сюда стоит отнести и топливо, и технические жидкости. Во время проведения подобной работы автомобилист должен соблюдать правила пожарной, экологической безопасности и знать, как правильно вести себя на заправке.

Грузовой автомобиль

Для водителей тяжеловесных транспортных средств в основном действуют те же правила профстандарта, как и для тех, кто управляет легковыми машинами. Тем не менее, тут имеются некоторые особенности:

  1. Водитель грузового транспортного средства должен знать все правила безопасного управления многотонной машиной.
  2. Перед тем, как отправиться в путь, автомобилист должен проверить исправность своего транспортного средства и безопасность груза.
  3. В его обязанности входит максимально качественное, а главное – безопасное выполнение своей работы .

Очень часто в перечень профстандарта для водителей грузовых автомобилей входит умение обращаться с документами и бумагами . Это важно, так как одна из основных сфер применения водительского профстандарта касается логистических компаний. Здесь приходится оформлять множество бумаг, в том числе и международного значения.

Задачей водителя грузового автомобиля может быть перевозка товаров за переделами страны. В таком случае необходимо обязательно знать специфику передвижения по дорогам другого государства . Это тоже может быть обозначено в профстандарте.

Одной из главных задач водителя грузового транспортного средства является перевозка грузов. В список требований профессионального стандарта будет включена не только качественная и безопасная транспортировка, но и прием грузов, а также контроль за ними на протяжении всего пути до момента передачи ответственному лицу в пункте назначения.

Часто в понятие профстандарта для представителей многих профессий входит пункт о постоянном совершенствовании своих профессиональных качеств и поддержке непрерывного профессионального роста.

Автобус

Профессиональные стандарты для водителей автобуса в основном актуальны для компаний-перевозчиков и автопарков . Для этой категории сотрудников требования будут аналогичными, как и для других водителей. Но тут имеется несколько важных дополнений, так как речь идет о транспортировке большого количества людей:

  • Если автобус рейсовый, водитель обязан соблюдать маршрут и график движения транспортного средства.
  • Даже в крайних ситуациях нельзя нарушать правила дорожного движения . Для любого водителя они должны быть в приоритете.
  • Запрещается нарушать технологические требования к транспортному средству, в том числе и перегружать автобус, что грозит поломкой.
  • Водитель должен всеми возможными способами стараться избегать дорожно-транспортных происшествий . Человек, который соответствует профстандарту, должен выполнять свою работу аккуратно и обеспечивать безопасность людей, находящихся в салоне автобуса .
  • Водитель обязан знать маршрут , по которому движется его транспортное средство.
  • Он обязан соблюдать все правила перевозки не только людей, но и багажа. Для этого водитель должен ознакомиться с документами, которые регламентируют работу подобных транспортных средств.
  • Человек, который по профстандарту считается пригодным для управления автобусом, должен уметь проверять техническое состояние своей машины , заправлять ТС топливом и иными ГСМ при необходимости.
  • Сам водитель тоже в обязательном порядке проходит медосмотр перед тем, как выйти на маршрут. Поэтому по профессиональному стандарту к такой работе допускаются только водители с хорошим здоровьем.

Для тех, кто собирается заниматься перевозкой людей, одним из важнейших условий будет наличие водительского удостоверения соответствующей категории и опыта . Зачастую работа предусматривает заполнение многочисленных документов, поэтому умение обращаться с бумагами не будет лишним.

В зависимости от того, где именно применяется профстандарт для водителя автобуса, его пункты могут несколько меняться.

Наибольшая ответственность ложится на тех, кто занимается перевозкой пассажиров, а в особенности детей.

Структура документа

Согласно российскому законодательству, составлять список требований по профессиональному стандарту для той или иной профессии работодатель либо организация могут самостоятельно.

Но для того, чтобы профстандарт имел законную силу, необходимо соблюдать его соответствие макету, разработанному и утвержденному Министерством Труда РФ. Согласно этому документу, все требования для профессии должны записываться по особой схеме . Она включает в себя несколько частей, в том числе функциональную карту и характеристику функций конкретной должности.

1 раздел

В разделе с общими сведениями указывается официальное название должности и краткое описание работ , которые проводятся в ее рамках. Здесь в обязательном порядке указывается код профессии по ОКЗ либо ОКВЭД.

2 раздел

Получил название «функциональная карта». Сюда вносится важная информация относительного того, что должен делать сотрудник на своем рабочем месте при выполнении профессиональных обязанностей .

Что касается непосредственно водителей транспортных средств, то для них существует несколько важных требований. Главными будут качественное и безопасное управление автомобилем либо автобусом , умение выполнять техническое обслуживание транспорта, хотя бы на том уровне, чтобы передвижение на нем не было опасным.

Часто сложные работы выполняют представители других профессий, к примеру, автомеханики, но первоначальную диагностику и исправление мелких неполадок, будет обязанностью водителя, который соответствует профессиональному стандарту.

В разделе «функциональная карта» должна присутствовать информация о необходимом уровне квалификации для сотрудника на той или иной должности . Для автомобилистов на легковых транспортных средствах это будет удостоверение категории В, для тех, кто водит грузовые авто – С, а для водителей автобуса Д.

При этом, чаще всего для выполнения некоторых работ, к примеру, перевозки большого количества пассажиров, а в особенности детей, профессиональные требования заключаются еще и в наличии опыта работы .

Все требования и указание квалификационного уровня должны быть в обязательном порядке зафиксированы кодовыми обозначениями. Они предусмотрены для каждого случая.

3 раздел

Многие требования, которые входят в понятие профстандарт, имеют схожее значение либо характеристики. Такие обязанности могут быть включены в группы. Для этого предусмотрен раздел с характеристиками обобщенных функций .

В этой важной части документа о профессиональном стандарте должны быть указаны группы работ, которые выполняются человеком в определенной должности. Каждый из таких подразделов включает в себя несколько кодировок для отдельных действий.

К примеру, если речь идет именно о водительском профстандарте, то тут может быть указана группа работ по техническому обслуживанию. В расшифровке будет говориться о том, что водитель должен уметь подготавливать транспортное средство к перевозке пассажиров либо грузов, исправлять мелкие технические неисправности, заправлять машину топливом и т.д.

4 раздел

В самом последнем разделе говорится о том, какая организация разрабатывала конкретный профессиональный стандарт . Здесь необходимо перечислить всех лиц, которые принимали участие в подготовке данного проекта.

Работодатель должен учитывать, что стандарт разрабатывается и утверждается Министерством Труда. Однако, в зависимости от специфики компании, профстандарт для некоторых должностей может быть откорректирован. Но эти поправки не должны перечить государственному стандарту.

В том случае, когда компания не в состоянии сама разработать профессиональный стандарт для какой-либо должности, к этой работе могут быть привлечены специалисты из других организаций. Это могут быть государственные и негосударственные разработчики, которые имеют большой опыт и специализируются непосредственно в данной области.

При разработке профессионального стандарта уровень организации большой роли не играет. Одинаково ценятся представители Гостехнадзора и сотрудники небольшой частной коммерческой фирмы. Главное, чтобы в конечном итоге профессиональный стандарт по определенной должности был составлен качественно и без нарушений Госстандарта.

Образец документа

Образец документа профстандарта для водителей можно скачать .

Соблюдение и ответственность

Для некоторых типов предприятий и конкретных должностей считается обязательным условием использование документа о профессиональном стандарте. Если компания обнаружит, что она относится именно к таким организациям, необходимо в обязательном порядке провести ряд важнейший мероприятий .

  1. В первую очередь необходимо разработать профстандарт для каждой из должностей . Для этого могут быть привлечены профессионалы, но часто компании обходятся своими силами.
  2. Далее следует проверить штат сотрудников на соответствие их знаний, опыта и навыков установленному профессиональному стандарту. Для этого руководитель с представителями отдела кадров и начальниками подразделений должны проверить должностные инструкции и . Если будут найдены нарушения либо несоответствия, они должны быть обязательно исправлены. Создаются нормативные акты, на основании которых сотрудники должны улучшить свои профессиональные качества. Это могут быть курсы повышения квалификации и иные подобные мероприятия.

Соответствующие записи должны вноситься в , личную карточку сотрудника и другие кадровые документы, которые касаются конкретного работника.

Проверка сотрудников на уровень квалификации и соответствие профессиональному стандарту должна проводиться так часто, как это предусматривает документ о профстандарте. То есть, периодически работникам придется доказывать свое мастерство.

Случается и так, что работники не соответствуют некоторыми требованиям профессионального стандарта, но при этом прекрасно справляются со своими обязанностями и четко выполняют должностную инструкцию.

К примеру, водитель может качественно и аккуратно перевозить вверенные ему грузы, правильно оформлять документы и в целом не иметь претензий со стороны руководства. Однако у него может быть недостаточно опыта работы по трудовой книжке. В такой ситуации повысить квалификацию невозможно, но это не должно быть поводом для увольнения .

Работник, у которого недостаточно опыта, однако, есть желание работать, может пройти аттестацию в специальном аттестационном центре. Если же результаты этой проверки покажут недостаточный уровень квалификации сотрудника, это может послужить поводом для увольнения.

Проблемы с соответствием по профстандарту встречаются часто. Поэтому организациям разрешено оправлять сотрудников на курсы повышения квалификации. Они могут быть проведены и за счет работников, и за счет предприятия.

Руководители компаний должны внимательно следить за тем, какие должности у них предусмотрены. Еще до середины лета 2016 года наличие профстандарта считалось лишь рекомендацией, но сейчас за невыполнение требований по некоторым профессиям предусмотрено наказание.

Поэтому в организации должны присутствовать нормативные документы, которые разработаны непосредственно для конкретной компании, но с учетом государственных стандартов, утвержденных Минтрудом.

Посмотрите видео о грамотном внедрении профстандарта на предприятии:

На данный момент за несоблюдение профстандарта предусмотрена только административная ответственность. Но штрафы достаточно серьезные и могут достигать 50000 рублей , поэтому к данному вопросу следует относиться предельно внимательно.

Работа водителя предусматривает большую ответственность. Именно поэтому водительский профстандарт считается обязательным, ведь благодаря этой системе качество перевозки пассажиров и грузов становится лучше .

Задачей работодателя является обеспечение предприятия сотрудниками, которые полностью соответствуют профессиональным стандартам, утвержденным российским законодательством.