Виртуальная модель экскаватора

Виртуальная модель это основная часть электронного учебного модуля, разработанного Республиканским мультимедиа центром .


Используя виртуальные модели Вы можете выполнять учебные задания. Для этого Вы должны «кликнуть» по соответствующей картинке. Некоторые модели имеют изменяемые параметры.


Управляя виртуальной моделью, опробуйте все органы управления и получите первоначальные навыки управления экскаватором.
Не допускайте касаний ограничительных столбиков .


Используя кнопку "стабилизации положения ковша ", сделайте выводы о практической пользе данной системы.


Осуществите загрузку двух грузовиков рации . Остановка грузовика - по звуковому сигналу табло на экране.


Не допускайте касания экскаватора с ограничительным столбиком и грузовиком. Старайтесь минимизировать потери перегружаемого материала. Для модели с обратной лопатой при копании необходимо использовать упоры .


Для обоих моделей Вы можете выбрать различные типы грунта, отличающиеся своей сыпучестью .


2. Перегрузка сыпучих материалов

Экскаватор с прямой лопатой
Экскаватор с обратной лопатой

С помощью ковша осуществите планировку откоса выемки в соответствии с "шаблоном"
Не допускайте касаний ограничительных столбиков .

Для модели с обратной лопатой используйте упоры .


С помощью экскаватора со стандартной рукоятью осуществите загрузку грузовика грунтом. Вызов и отъезд грузовика осуществляется с помощью рации . Остановка грузовика - по звуковому сигналу . Контролируйте наполненность ковша, грузовика и размеры потерь перегружаемого материала по табло на экране. Не допускайте касания экскаватора с ограничительным столбиком и грузовиком, при работе используйте упоры .

С помощью экскаватора с телеметрической рукоятью осуществите перегрузку грунта из колодца на площадку . Зона разгрузки ограничена столбиками. Контролируйте наполненность ковша, зоны разгрузки и размеры потерь перегружаемого материала по табло на экране. Не допускайте касания экскаватора с ограничительными столбиками.

Уложите пандус и заедьте на платформу. Разверните ковш назад и зафиксируйте его на щите . После правильной установки экскаватора Вы получите соответственное сообщение .

Затем зафиксируете экскаватор с помощью брусков и растяжек . Установка брусков и растяжек осуществляется «мышью ». При неправильном их расположении они возвращаются назад.

Осуществите перегрузку брёвен со склада на склад . Контролируйте количество перегружаемых брёвен по табло потерь перегружаемого материала.

Осуществите погрузку брёвен со склада в два грузовых автомобиля . Максимальная вместимость одного автомобиля составляет 20 бревен. Контролируйте количество перегружаемых брёвен по табло на экране. Избегайте аварийных ситуаций и не допускайте потерь перегружаемого материала.

Управление экскаватором

Машинист экскаватора должен хорошо знать расположение и назначение рычагов и педалей управления. Перед машинистом находятся рычаги и педали управления основными механизмами, которые переключаются часто (в каждом цикле), например рычаги и педали, обеспечивающие движение рабочего оборудования, механизма поворота и др. Рычаги управления другими механизмами, включаемыми реже, размещаются либо также перед машинистом, либо сбоку от него.

На 235-238 показано расположение рычагов и педалей на пультах управления наиболее распространенных моделей экскаваторов. В табл. 9-12 пояснены функции этих рычагов. Если на экскаваторе установлено другое оборудование, назначение некоторых рычагов изменяется.

Ознакомившись с расположением рычагов и педалей на пульте управления экскаватора, машинист должен усвоить последовательность их включения при работе с различным видом оборудования. Начинать работу - включать главную муфту (двигателя) следует лишь после прогрева двигателя, убедившись в нормальной работе двигателя и компрессора, а также в том, что рычаги пневматического управления находятся в выключенном положении.

Включать главную муфту в начале смены и особенно в первый раз после сборки следует осторожно. В случае неисправности в трансмиссионной передаче главная муфта должна быть моментально выключена. Главная муфта при пуске экскаватора должна включаться прежде всех других муфт и оставаться включенной в течение всего времени работы. Фрикционные муфты главной лебедки и механизма реверса должны быть включены только после включения главной муфты двигателя, а не наоборот, во избежание интенсивного износа главной муфты.

Поскольку рабочий цикл экскаватора с любым видом оборудования включает в себя операцию поворота, в начале работы необходимо рычаг 9 (см. 235) поставить в верхнее положение, включив механизм поворота, а рычаг 4 перевести на себя, выключив тормоз механизма поворота.

Поворотное движение при всех видах оборудования экскаватора, кроме кранового, производится на второй скорости, для чего рычаг 8 ставят в нижнее положение (при крановом оборудовании - в верхнее).

При включении кулачковых муфт хода и поворота (рычаг 9) и переключении скоростей (рычаг8) рекомендуется пользоваться кратковременными неполными включениями фрикционных муфт механизма реверса (рычаг 2 «вправо» и «влево»). Поворотом рычага 6 установить необходимую частоту вращения двигателя. Установить стрелу (при всех видах оборудования, кроме обратной лопаты) в необходимое положение в пределах паспортной характеристики.

На этом подготовительные операции к производству работы заканчиваются. Экскаватор Э-652Б с прямой лопатой. Чтобы правильно установить ковш, его вначале приподнимают, а затем уже устанавливают в требуемое положение. Для этого, подтянув на себя рычаг 2, включают фрикцион правого барабана главной лебедки. При этом педаль 11 должна быть в верхнем положении, соответствующем выключенному тормозу правого барабана главной лебедки.

Вылет ковша по мере его подъема регулируют рычагом 2 (напор-возврат). При нейтральном положении рычага 2 педаль 12 должна быть отжата от себя вниз.

Когда ковш достигнет требуемой высоты, включают педаль 11, а рычаг 1 одновременно выключают. После этого, постепенно ослабляя нажатие на педали 11 и 12, опускают ковш, наблюдая, чтобы он не ударился о гусеницы.

Непосредственно при посадке на грунт ковш плавно затормаживают. Это торможение способствует захлопыванию днища ковша на засов. Приведя ковш в рабочее положение, начинают цикл копания.

Переводя рычаг 1 от себя и одновременно отпуская педаль 11, производят подъем ковша. Как только ковш заполнится, его отводят от забоя движением рычага 2 на себя, одновременно освобождая педаль 12. При этом подъем ковша до необходимой высоты разгрузки не прекращается.

После достижения необходимой высоты подъема ковша рычаг / выключают и одновременно включают педаль 11. Затем начинают поворот платформы в сторону выгрузки грунта. Для этого рычаг 2 переводят влево, если следует повернуть платформу влево, и вправо, если следует повернуть вправо. Не следует рычагом 2 резко включать реверсивные фрикционные муфты во избежание рывков при повороте. В конце поворота, еще до подхода к месту выгрузки, рычаг 2 выключают с таким расчетом, чтобы ковш дошел до места выгрузки по инерции.

Для точной установки ковша над местом выгрузки пользуются рычагом 2 напора и педалью 12 (последнюю выключают при нейтральном положении рычага 2). В момент установки над местом выгрузки ковш разгружают, переводя рычаг 1 влево. Высыпать грунт с большой высоты при разгрузке не следует, чтобы не повредить платформы или автомашины. При погрузке скалистых грунтов ковш предварительно почти опускают на платформу, а затем, открыв днище, поднимают его.

Машинист, обладающий соответствующими навыками, включает поворот на погрузку, как только заполненный ковш отведен от забоя. Причем во время поворота ковш поднимают на необходимую для разгрузки высоту. Точно так же во время поворота в забой перемещают ковш в его исходное рабочее положение.

Если на машине имеется комбинированный напорный механизм, напор при копании осуществляется автоматически, так как натяжение подъемного каната, закрепленного на напорном барабане, стремится выдвинуть рукоять и прижать ковш к грунту. Если при копании все же необходимо увеличить толщину стружки, слегка включают фрикцион левого барабана главной лебедки. Пользоваться фрикционом рекомендуется лишь в том случае, если без этого ковш не заполняется. Если нужно уменьшить величину напора, можно пользоваться тормозом левого барабана лебедки. Необходимость в этом появляется только при работе на легких грунтах. Возврат рукояти производится фрикционом реверса главной лебедки.

Для стряхивания налипшего на козырек ковша грунта включают рычагом 2 фрикцион реверса главной лебедки и, выключив его, резко нажимают на левую педаль 12, Экскаватор ЭО-3322А (см. 236 и табл. 10), Для передвижения экскаватора своим ходом на первой (рабочей) скорости застопоривают поворотную платформу рычагом 16. Если стопор не включается (т. е. не опускается вниз), кратковременно поворачивают платфориу, пользуясь рычагом 2 или 3.

Движение экскаватора начинают, включая рычаг 10 вперед (от себя) или назад (на себя), что соответствует направлению движения. Скорость регулируется автоматически в пределах 1,85-3,58 км/ч в зависимости от сопротивления при передвижении. Для перехода к движению с повышенной скоростью (на второй скорости) рычаг 8 переводят вверх. Движение экскаватора начинают, включая рычаг 10 вперед (от себя) или назад (на себя), что соответствует направлению движения. Скорость регулируется автоматически в пределах 10,2-19,68 км/ч в зависимости от сопротивления при передвижении.

"Управление обратной лопатой r\pv\ копанш начинают с аыкг,к>чений стопора поворотной платформы. Для этого поднимают рычаг 16 вверх, включают тормоза колес поворотом рычага 11 от себя. Копание производят включением рычагов 4 и 5. Направление движения рукояти ковша и стрелы соответствует направлению движения рычагов. Поворот с груженым ковшом производят включением рычага 2 или 3. При этом для поворота вправо рычаг 3 включают от себя, а для поворота влево рычаг 2 - от себя. Поворот платформы для выгрузки ковша или при возвращении в забой тормозят, переводя рычаг 2 или 3 в нейтральное положение. Выгрузку производят при окончании поворота. При этом ковш перемещают на выгрузку, передвигая рычаг 4 от себя. Для повышения производительности экскаватора машинист может выполнять несколько рабочих движений одновременно.

Управление прямой попетой при копании начинают с выключения стопора поворотной платформы. Для этого поднимают рычаг 16 управления стопором, включают тормоза колес поворотом рычага 11 от себя.

Копание производят включением рычагов 7 \л 5, управляющих гидроцилиндрами стрелы и рукояти. Поворот с груженым ковшом осуществляют включением рычага 2 или 3.

Для поворота вправо рычаг 3 включают от себя, а для поворота влево рычаг 2 - от себя.

Для выгрузки ковша или возвращения его в забой платформу тормозят переводом рычага 2 или 3 в нейтральное положение. Выгружают ковш по окончании поворота, для этого включают рычаг 4, управляющий поворотом ковша.

Грейфером управляют в такой последовательности. Набирают грунт закрытием челюстей ковша грейфера, опущенного в раскрытом виде на грунт, перемещая рычаг 4 на себя. Заполненный грейфер поднимают включением рычага 7 на себя и рычага 5 от себя, что соответствует движению стрелы и рукояти вверх. Затем включают рычаг 20 от себя для поворота грейфера вправо или рычаг 20 на себя для поворота грейфера влево. После этого поворачивают платформу включением рычага 2 или 3 и начинают разгрузку грейфера включением рычага 4 от себя. Передвижение экскаватора с заполненным ковшом грейфера запрещается.

Больше информации

Проверьте машину, на которой собираетесь работать. Есть две очевидных причины для этого: первая – так вы знакомитесь с машиной, вторая – убедиться, что она подходит для данной работы.

  • Посмотрите на расположение органов управления, учитывая, что машина управляется из передней и задней части.
    • Лицом вперед вы можете видеть руль, рычаг переключения, передний рычаг управления погрузчиком, педаль тормоза (левый и правый независимые тормоза), педаль газа и контроллер переключения для аксессуаров типа фар, аварийных мигалок, сигнала, экстренного торможения привода, замка зажигания, датчики и другие элементы. С этой позиции экскаватор очень похож на другие тракторы.
    • Лицом назад (повернувшись на 180 градусов), вы должны увидеть элементы управления стрелой. Есть две различные конфигурации управления стрелой: три рычага, которые включают рычаг контроля ковша, и управление джойстиком – это пара джойстиков, которые управляют всем экскаватором. Кроме того, там будет два вспомогательных управления, либо установленная пара со стороны сиденья, или перед контроллером стрелы, чтобы поднимать и опускать стабилизаторы.
  • Посмотрите на оборудование для обеспечения безопасности. Опытные операторы экскаваторов проверяют оборудование для безопасности в начале каждой смены, чтобы убедиться, что они находятся в хорошем состоянии. Это требует некоторых знаний, о том, как работает это оборудование, но даже новички должны иметь возможность проверить такие вещи как состояние ремня безопасности, заправленный огнетушитель, и быть в состоянии увидеть очевидные повреждения, такие как трещины элементов "системы защиты от опрокидывания" и отсутствие защиты.
  • Посмотрите на общее состояние машины. Проверьте шины, чтобы убедиться, что они должным образом накачаны, просмотрите на предмет утечки масла, повреждения гидравлических шлангов и других явных признаков злоупотребления опасными моментами.
  • Посмотрите на размер машины. Экскаватор-погрузчики могут быть от небольших дополнений к садовому трактору до машин весом более 12000 фунтов (5,5 т.) с турбированными дизельными двигателями. Вам нужно решить, какого объема машина вам требуется для выполнения запланированного проекта.
  • Посмотрите на другие особенности аппарата, который будет использоваться, типа кондиционера, полноприводности, удлинения стрелы, различный спецприспособлений, доступных на этой машине.

Прочтите инструкцию по эксплуатации машины, на которой вы будете работать. Бывают существенные различия в экскаваторах, от расположения органов управления до фактической процедуры вращения и расположения секций управления. Очевидно, что эта статья носит обобщенный характер и не охватывает все марки и модели экскаваторов, каждый экскаватор имеет свои особенности, с которыми вам следует ознакомиться.

Заберитесь в выбранную машину. Сядьте на сиденье, закрепите ремни безопасности, сделайте неторопливый обзор вокруг, чтобы увидеть зазоры различных частей машины, а также расположение элементов управления. Избегайте использования управления "на сухую", т.к. многие части могут двигаться, когда рычаги смещены, даже если двигатель не запущен.

Запустите двигатель, чтобы дать ему прогреться в течение нескольких минут, перед началом использования передач или других элементов управления. Этот разогрев будет гарантией того, что гидравлическая жидкость начнет циркулировать и нагреваться.

Проверьте, чтобы все модули располагались на земле, в т. ч. стабилизаторы, передний ковш и стрела экскаватора. Если вам нужно поднять их для начала эксплуатации машины, используйте элементы управления аккуратно, пока вы еще к ним не привыкли. Это особенно правильно в отношении задней стрелы, т.к. подъем или размахивание ею без стабилизаторов может сильно расшатать трактор.

Отпустите стояночный тормоз и переключите переднюю передачу, затем ведите потихоньку, пока не привыкните к рулевому управлению машины и торможению. Начинайте на первой или второй передаче, пока учитесь управлять машиной – это хорошая идея. Даже опытные операторы используют третью или выше передачу только на гладких, ровных поверхностях, т.к. уравновешивание машины затрудняет управление на повышенных скоростях.

Поднимите и опустите переднюю часть фронтального ковша (если укомплектован), чтобы привыкнуть к нему. Рычаг для него расположен слева от оператора, если сидеть лицом вперед. Если тянуть назад, ковш поднимется, если вперед – опуститься, тяните рычаг к центру машины, ковш загребает, толкая наружу, ковш отваливает.

Припаркуйте машину в месте, подходящим для обучения копанию задним ковшом. Убедитесь, что ваш клиренс достаточный с двух сторон, т.к. стрела охватывает 180 градусов и могут достигать 18 футов (5,4 метра).

Установите дроссельную заслонку, чтобы сохранять 850 оборотов двигателя в минуту (не слишком быстро, пока не привыкли).

Опустите стабилизаторы, пока не приподнимется задняя часть трактора, чтоб колеса оторвались от земли, затем опустите переднюю часть ковша до предела, также поднимая передние колеса. Вы можете обнаружить, что вам нужно опустить один стабилизатор дальше, чем другой, чтобы выставить машину по уровню, это зависит от склона поверхности или разности плотности грунта с разных сторон.

Откройте задний ковш. Сделайте это, потянув вперед (по направлению к вам и в переднюю часть трактора) левый рычаг управления, затем, нажимайте его от себя, когда он замирает в крайней точке, пока держите рычаг блокиратора (обычно справа на полу) вашей ногой.

Нажмите левый рычаг дальше наружу, после того как раскрыли главную стрелу или ближайшую секцию к задней части стрелы. Нажмите от себя на правый рычаг, чтобы раздвинуть нижнюю стрелу (внешняя часть с ковшом) от себя (на самом деле это поднимет вторую стрелу) таким образом, чтобы ковш открывался наружу.


К атегория:

Экскаваторы



-

Основы высокопроизводительной работы экскаваторов


Успешное применение экскаваторов зависит не только от вида и сложности земляного сооружения, при строительстве которого они используются, ее мощности и типа рабочего оборудования, но в большой мере также от вида и свойств грунта, который экскаватор должен разрабатывать.

Экскаваторы предназначены для ведения земляных работ в грунтах 1-1У группы. Они могут также разрабатывать и другие группы грунта, например предварительно взрыхленные, скальные и мерзлые грунты (ХШ группы).

Группы грунта характеризуют трудность их разработки. I группа -это наиболее легкие для копания грунты, Ц группа – более трудные для копания грунты, Ш - еще более трудные и т.д. Трудность разработки, грунта зависит от его свойств, плотности, выражающейся в тоннах на кубический метр объема грунта. Чем труднее грунт для разработки, тем меньше производительность экскаватора.

Каждый машинист, приступая к работе, должен знать вид грунта; который ему придется разрабатывать, с тем, чтобы представлять, на какую производительность экскаватора можно рассчитывать в таких условиях.

При взгляде на таблицу видно, что один и тот же грунт может относиться к разным группам, если его состояние изменилось (например, был рыхлый, а стал отвердевшим).

Какое именно земляное сооружение необходимо возвести в данных грунтовых условиях известно машинисту из проекта и технологических карт производства работ. В них приведены размеры земляных сооружений, расстановка транспортных средств, пути передвижения экскаватора и автотранспорта. Каждому машинисту дается исходя из этих документов определенное задание с указанием срока его выполнения. И тут ему важно применить такие методы и приемы работ, при которых производительность экскаватора будет наивысшей.

Прежде чем перейти к рассмотрению передовой организации работы экскаваторов с различным рабочим оборудованием, необходимо коротко познакомиться с видами земляных сооружений, на строительстве которых используются экскаваторы.

Размеры и форма земляных сооружений (рис.37) диктуют применение экскаваторов определенных типов с определенным рабочим оборудованием.

Так, большие каналы (рис.37,а) сооружаются преимущественно с использованием оборудования драглайн. Небольшие по ширине и глубине ирригационные каналы строятся многоковшовыми экскаваторами. Планировка откосов у каналов (рис.37,я), насыпей (рис.37,6) и плотин (рис.37,в) ведется экскаваторами с телескопическим оборудованием или драглайном.

При строительстве котлованов (рис. 37,?) больших размеров применяются экскаваторы с оборудованием драглайн и прямая лопата, а при сооружении небольших котлованов – экскаваторы с обратной лопатой. Сооружение больших полувыемок (рис.37,й) (полувыемка - односторонняя выемка на косогоре) осуществляется экскаваторами с оборудованием прямая лопата, а полных выемок - еще и с применением драглайна. Небольшие выемки, например, в дорожном полотне, разрабатываются экскаваторами с оборудованием обратная лопата. Траншеи (рис. 37, е) успешно сооружаются многоковшовыми экскаваторами.

Помимо строительства указанных земляных сооружений большой объем работы выполняют экскаваторы по разработке грунтов в карьерах (рис.37,лг) с погрузкой в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это объясняется тем, что в такие земляные сооружения, как насыпи, плотины и др., часто необходимо закладывать специально подобранные в карьерах грунты, а не те, что находятся в непосредственной близости от сооружения.

Рис. 37. Земляные сооружения, при строительстве которых используются торы:
а – канал; б – насыпь; в – плотина; г - котлован; д – полувыемка: е – траншея; ж – карьер

Все перечисленные выше земляные сооружения экскаватор копает постепенно, перемещаясь по мере готовности части сооружения на новое место в пределах проектных габаритов. При этом каждый раз он охватывает такую зону работ, какая достижима для его рабочего оборудования. Зону работы экскаватора называют забоем. Под забоем понимается место расположения экскаватора, место копания грунта и место нахождения автотранспорта или выгрузки грунта в отвал, когда автотранспорт не используется.

Размеры забоя выбираются такими, чтобы экскаватор мог работать с наивысшей производительностью, т.е. с минимальными затратами времени на наполнение ковша грунтом, поворот к месту выгрузки грунта, выгрузку грунта и возвращение ковша в исходное для копания положение.

Чтобы обеспечить высокую производительность экскаватора, машинист должен выполнять следующие общие для всех типов экскаваторов условия:
1. Выбирать форму и ширину забоев такими, при которых угол поворота экскаватора к месту выгрузки грунта не превышал бы 70°- При этом учитывать, что чем меньше угол поворота ковша, тем меньше времени будет’затрачено на поворот.
Так как этот угол зависит от положения автотранспорта, то следует предусматривать наиболее выгодные для работы экскаватора пути подъезда автотранспорта и очередность его загрузки.
2. Высоту или глубину забоев необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы ковш был заполнен “с шапкой” за одно движение ковша. Величина “шапки” над ковшом, как известно, зависит от угла естественного откоса грунта (у сухого песка 25-35°, у сухой глины – 40-45°); за счет “шапки” объем грунта в ковше увеличивается на 20-25%.
3. Выбирать длину забоя такой, чтобы число перемещений экскаватора было минимальным, так как маневрирование и перебазирование машины вызывает потери ее производительности.
4. Тщательно подготавливать дно забоя, по которому перемещается экскаватор, сглаживания излишние неровности, убирая камни и валуны, обеспечивая дну уклон для предотвращения скапливания грунтовых и поверхностных вод.

Машинист не должен пытаться загрузить в ковш крупные камни, валуны, обломки скальных пород, затрачивая на это полезное время работы. Их либо обходят, либо отодвигают ковшом в сторону.

Плохие грунтовые условия в забое могут усложнить движение автотранспорта, создать паузы в его загрузке и тем самым снизить производительность экскаватора при работе в забое.

5. Стремиться к уменьшению времени рабочих операций. Если, например, у одноковшовых полноповоротных экскаваторов время полного рабочего цикла (копание – перенос грунта – выгрузка – возвращение ковша в исходное для копания положение) занимает от 10 (небольшие экскаваторы и легкий грунт) до 30 с (большие машины и тяжелый грунт), то сократить время цикла можно благодаря сокращению времени наполнения ковша, совмещению поворота ковша на выгрузку с его подъемом на высоту выгрузки, совмещению окончания поворота с началом выгрузки грунта (особенно при выгрузке в отвал), совмещению возвратного поворота порожнего ковша с его опусканием к месту копания в забое.

Эти рабочие приемы, экономящие по нескольку секунд на каждом цикле, дают большой эффект в течение всей смены. Передовые машинисты берегут, совмещая операции, до 5-6 с на одном цикле.

6. Стремиться к сокращению непроизводительных простоев экскаватора, связанных с техническим обслуживанием машины, очисткой ковша, заправкой горючесмазочными материалами и др.

Техническое состояние зависит от того, насколько своевременно и тщательно машинист проводит техническое обслуживание, смазку, регулировку узлов и мелкий ремонт экскаватора. Работать можно только на полностью подготовленной и исправной машине.

Затраты времени на передвижение экскаватора в забое могут быть сокращены благодаря выбору минимального пути движения и маневрирования машины, а также увеличению скорости ее движения.

Ковш экскаватора необходимо регулярно очищать, так как налипший на внутренние стенки и днище ковша грунт уменьшает его вместимость. Однако проводить очистку лучше в период планируемых простоев экскаватора (при заправке топливом, плановой профилактике и пр.) или при технологических простоях машины (подготовке забоя), а также при возможных организационных простоях (отсутствие автотранспорта).

Заправлять экскаватор топливом и маслом нужно до начала рабочей смены. Дозаправку лучше всего производить во время планируемых остановок.

7. Использовать мощность экскаватора и его конструктивных возможностей как можно более полно исходя из конкретных условий работы в забое. Так, если позволяет грунт и достаточна мощность двигателя, надо копать с максимально возможной толщиной стружки. Это даст возможность сократить путь движения ковша, а следовательно, и время копания.

8. Поддерживать в хорошем состоянии режущие части ковша (зубьев или сплошных режущих кромок у ковшей без зубьев). Они должны быть острыми и не иметь повреждений. Необходимо своевременно производить профилактический ремонт режущих частей ковша и восстанавливать их первоначальные размеры.

Нужно также следить за правильной установкой угла резания ковша по отношению к грунту, так как от этого зависит усилие, затрачиваемое на копание грунта. Неправильно установленный угол резания ковша ведет к непроизводительной перегрузке двигателя экскаватора. Для нормальной разработки грунтов рекомендуется устанавливать между верхней поверхностью зубьев и поверхностью грунта угол, равный 25-45°. У экскаватора с канатным приводом это достигается переменой места крепления ковша на рукояти. На гидравлической машине угол резания устанавливается наклоном ковша с помощью гидроцилиндра.

9. Организовать рациональное движение автотранспорта и мест загрузки с помощью указывающих вешек ограничительных брусьев и др.

10. Аккуратно выгружать из ковша, не допускать касания ковша о кузов автосамосвала.

11. Следить за тем, чтобы полный рабочий цикл экскаватора (копание – поворот ковша на выгрузку – выгрузка – возвращение ковша в исходное положение) был в пределах 11-19 с при копании легких грунтов Ц- 1] группы) с поворотом на угол до 90° и 14-30 с при копании средних и тяжелых грунтов (Ш~!У группы) с теми же углами поворота (меньшие секунды относятся к экскаваторам с меньшей вместимостью ковша).

12. Полностью (но не излишне) загружать автотранспорт, так как недогрузка снижает эффективность его использования, а перегрузка приводит к поломкам автомобилей. Для этого машинист экскаватора должен знать, какой объем грунта помещается в кузов самосвалов различных марок.

13. Сообщать водителям автотранспортных средств с помощью звукового сигнала о конце загрузки, чтобы обеспечить своевременный отъезд загруженного транспорта и подъезд порожнего, и, следовательно, о бесперебойной работе экскаватора.

Размеры и форма забоя зависят в первую очередь от размеров экскаватора вида и размеров его рабочего оборудования и вида автотранспорта. Так, у экскаватора с оборудованием драглайн, снабженного длинной стрелой, забой имеет большие размеры по площади, чем у экскаватора с оборудованием прямая лопата, предельная удаленность ковша которого небольшая. Самые маленькие забои, как правило, у небольших многоковшовых и навесных одноковшовых экскаваторов.

Но размеры забоя зависят также от величины тех земляных сооружений, которые необходимо построить. Есть прямая связь между размерами сооружений, габаритами экскаватора и его рабочими параметрами (вместимостью ковша, мощностью и пр.). Чем значительнее земляные работы, тем мощнее и крупнее требуются для них экскаваторы.

Приступая к работе в забое, машинист должен заранее продумать, как достичь на экскаваторе наивысшей производительности в данных конкретных условиях, и соответствующим образом подготовить машину к работе.

Помимо общих требований и приемов, которые относятся ко всем экскаваторам в целом, экскаваторы каждого типа с конкретным рабочим оборудованием (прямая лопата, обратная лопата и т.д.) для высокопроизводительной работы требуют определенных, специфичных именно для них приемов и организации работы в забое. Эти вопросы рассматриваются в следующих главах.