Ваз 2107 отопление салона доработки. Модернизируем и меняем печку на «Семерке» своими руками

Расположена в салоне и крепится к перегородке отсека силового агрегата на четыре шпильки. Место, где печка соединяется с кузовом герметизировано. В комплект печки входит кожух вентилятора, кожух радиатора (с крышкой воздухопритока), а также кожух вентилятора (с крышкой воздухораспределителя).

При необходимости, подаваемый воздух подогревается жидкостным радиатором. Последний оснащен патрубками для подвода и отвода воздуха. Они подводятся к системе охлаждения двигателя. Непосредственно под радиатором монтируется вентилятор. Электродвигатель, оснащенный крыльчаткой, монтируется на двух эластичных подушках. Вентилятор может работать в двух скоростных режимах. Специальный переключатель находится на центральной панели.

Воздух с помощью дефлекторов направляется не только в салон автомобиля, но и на боковые и ветровое стекла. Несмотря на то, что все, вроде бы неплохо продумано, штатная печка вызывает массу нареканий среди автолюбителей. Среди основных проблем, с которым сталкиваются владельцы «Семерок» можно перечислить следующие:

  • слабый обдув в боковых дефлекторах;
  • отсутствие обдува и обогрева пассажиров, находящихся сзади;
  • недостаточный поток воздуха;
  • шум при работе печки.

И это далеко не весь список проблем, с которыми сталкиваются владельцы этой модели. Некоторые специалисты рекомендую устанавливать печку от восьмой модели (при это, оставляя родную крыльчатку). Но такие манипуляции позволяют лишь частично решить проблему. Вы сможете добиться лишь незначительного улучшения в подаче воздуха в салон. При этом, шумы тоже усилятся.

В общем, это не совсем подходящий вариант. Поэтому мы рекомендуем вносить изменения в штатную печку «Семерки» (путем установки улитки в сборе). Также, мы советуем заняться доработкой нижней части печки с целью размещения улитки и получения более равномерного потока в разные стороны.

Тюнинг печки ВАЗ 2107: какие потребуются инструменты и комплектующие

В первую очередь, для того, чтобы произвести изменения в печке и кардинально решить все ее проблемы, необходимо запастись улиткой от «Восьмерки». Далее, потребуется также пластик, плексиглас, текстолит (все эти материалы можно использовать для того, чтобы построить новый корпус). Наконец, для преобразования печки в «Седьмой» модели, вам потребуются болты, гайки и герметик.
Важная информация! Перед тем, как приступать к работам, внимательно ознакомьтесь с инструкцией к . Одна неверная операция может привести к тому, что вы вообще останетесь без печки.

Перед тем, как вы приступите к доработке печки, необходимо демонтировать ее нижнюю и среднюю часть. После этого, детали тщательно промываются. Затем срезается вся нижняя часть (необходимо оставить лишь немного пластика и места креплений). Из плексигласа или пластика вырезаются боковые стенки. Их размеры должны подгоняться по месту, так как все зависит от выбираемого материала. Вырезанная заготовка крепится к боковой стенке печки. Эти же манипуляции производятся и со второй стенкой. Когда этот этап завершен, можно переходить к средней части печки. Здесь отрезается диффузор. Здесь важно обратить внимание на наличие по бокам двух выпуклостей (упоры для радиатора). Их обрезать не нужно. После того, как средняя и нижняя часть готовы, можно начинать примерку улитки. Она должна становиться как можно выше, но при этом, не выходить за уровень упоров радиатора. Наконец, необходимо вырезать и установить дно. Важно помнить о том, что задняя часть печки будет самым узким местом. Она делается как можно меньшей. Сопло улитки размещается по центру для того, чтобы получить равномерный обдув. Когда все эти манипуляции завершены, конструкция промазывается герметиком. После этого можно устанавливать переднюю стенку и примерять печку в автомобиль.

После примерки можно снимать боковые воздуховоды и готовиться к итоговым работам. Для системы воздуховодов можно использовать обычные сантехнические шланги. Для этого, в корпусе сверлятся отверстия, куда вставляются манжеты, а затем и сантехнические шланги. Здесь важно предусмотреть, чтобы часть шлангов шла на обогрев пассажиров, сидящих сзади. После этого, шланги одеваются на штатные воздуходувы. Для того, чтобы в местах соединения не было воздухопотерь, можно дополнительно прихватить их саморезами и промазать швы герметиком.

Что получается в результате? Воздух дует из всех дефлекторов равномерно. Причем даже на первой скорости печки поток воздуха превышает тот же показатель на второй скорости в штатном варианте. Стекла больше не запотевают (кстати, с такими доработками можно избавиться и от запотевания заднего стекла). А при движении автомобиля, работу печки вообще не слышно.

Доработка обдува печки своими руками

Предыдущий вариант достаточно неплох, но он трудозатратен. В принципе, можно обойтись лишь доработкой обдува (особенно это касается левого патрубка). В результате, боковые стекла перестанут запотевать и вы добьетесь хорошего результата. Основная суть такого «тюнинга» заключается в том, чтобы установить в левый патрубок вентилятор, который и будет принудительно подавать воздух из печки на дефлектор. Для реализации этой задачи, необходимо снять дефлектор с патрубка. Делается это очень просто - деталь поддевается отверткой и вытаскивается вперед. Та же операция проводится и с другой стороны.

Как только вы сделаете это, извлечь дефлектор можно будет без труда и без рисков его повреждения или порчи панели. После извлечения дефлектора, необходимо достать держатель из торпедо. Он устанавливается на специальных усиках и эта операция занимает всего несколько секунд. Хитрость такого тюнинга заключается в том, что для принудительной подачи воздуха будет использоваться обычный компьютерный вентилятор (50 миллиметров). Для того, чтобы его установить, необходимо для начала примерить вентилятор на корпус дефлектора. Затем наносится разметка и с помощью канцелярского ножа производятся разрезы в пластике.

В итоге, вентилятор должен плотно «садиться» на корпус, чтобы в процессе эксплуатации он не болтался. После установки необходимо проверить, чтобы лопасти вращались нормально. Если им что-то мешает, проводится подгонка. Для того, чтобы вентилятор тянул воздух из печки и не было обратной тяги, необходимо сделать конструкцию герметичной. Поэтому лишние проемы можно заклеить теми деталями, которые мы получили при резке крепления дефлетора (для установки вентилятора). При монтаже полученной системы, необходимо в первую очередь разместить вентилятор в площадке патрубка, а уже затем установить корпус дефлектора. Как только все механические операции выполнены, можно переходить к подключению электрики. Лучший вариант - соединить вентилятор с проводом, на котором появляется напряжение только с включением зажигания. Можно также подключать непосредственно к проводу печки.

Все эти манипуляции позволяют достичь действительно очень хороших результатов. Первый вариант дает возможность доработать печку конструктивно, сделав ее более эффективной. Снижение шума - это приятный бонус, которым вы будете вознаграждены за все ваши труды. Второй способ позволяет поработать непосредственно с силой воздушных потоков. Он дешевле и менее трудозатратен. Такой вариант подходит для тех, кого не очень раздражают шумовые эффекты, которыми сопровождается работа печки.

Видео доработка печки ВАЗ 2107

В зимнее время года возрастает необходимость отопления салона автомобиля, и те, кто занимаются самостоятельными доработками своих машин, решаются на . Если установить дополнительную печку на ВАЗ-2107, в машине станет гораздо теплее, а на прогревание уйдёт меньше времени.

Где взять ещё одну печку

Так как на отечественных автомобилях, например, на ВАЗ-2107, не позволяет постоянно поддерживать комфортную температуру в салоне из-за самого устройства, то водители могут установить дополнительную печку на ВАЗ-2107. В самом деле, если на улице температура ниже минус 10, то радиатор уже плохо справляется со своей задачей, и сделать обогрев быстрее смогут только две печки в ВАЗ-2107.

Чаще всего для дополнительного обогрева салона используется аппарат китайского производства на 12 вольт, с шестью каналами справа и шестью каналами слева (по 3 на каждый вентилятор).

При заказе второй китайского производства необходимо учитывать расположение выходных патрубков, которые запитываются в систему. От них будет зависеть положение вашей новой отопительной системы при установке.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

Система позволяет производить забор воздуха из салона двумя вентиляторами. Регулировка скорости обычно есть в каждом устройстве, и лучше остановиться на трёхступенчатой регулировке.

Печные системы могут быть не только на два, но и на один вентилятор с тремя выходными патрубками. Даже такая маленькая дополнительная печка способна прогреть салон до плюс 25 за 2–3 минуты.

Установка китайской печки

Установка дополнительной печки на ВАЗ-2107 очень проста. В дополнительной печке запитываются только вентиляторы. Одни провод (обычно чёрного цвета) необходимо кинуть на массу. Вентиляторы располагаются в пластиковом корпусе, и с железом самой коробки никак не контактируют.

Бросаем провод на реле, которое позволяет переключать скорость. Оно обычно трёхступенчатое, и располагается на панели приборов. Там же располагается и помпа, и кнопки-переключатели скорости. В общем, ничего сложного, главное, найти место на панели приборов, куда можно установить свою печку.

Ещё одна помпа

Дополнительная помпа на печку ВАЗ-2107 также способна улучшить обогрев в автомобиле. Помпа обычно устанавливается рядом с аккумулятором и шлангами. При установке необходимо снять один шланг, который идёт непосредственно от блока. Одеваете этот шланг к дополнительной помпе. От блока шланг должен отходить к носовой части помпы, а шланг на выход идёт уже к печке.

Питание на дополнительную помпу берётся с кнопки обогрева заднего стекла. От двигателя дополнительной помпы идёт всего один плюсовой провод, а сам корпус является массой.

Питание помпы проводится просто:

  1. Снимается самый первый штекер с проводами, и второй серый провод, отвечающий за обогрев заднего стекла, будет нашей основой.
  2. К нему подматываем питание от помпы и выводим под капот.
  3. Чтобы провод держался надёжнее, его можно припаять.
  4. После установки штекера назад можно сказать, что помпа готова к работе.

Иногда дополнительный насос на ставят из-за слабой циркуляции воздуха. Кроме того, на малых холостых оборотах циркуляция, вообще, может отсутствовать, а тосол на печку поступать плохо.

Дополнительный отопитель на ВАЗ-2107 по итогу работы будет включаться каждый раз, когда будет включаться обогрев заднего стекла.

Но можно подключить помпу и по-другому. Для этого понадобится разъём от форсунок/датчика детонации от ВАЗ. Его можно купить в любом магазине автозапчастей.

К концам разъёма детали необходимо припаять два провода, после чего всё спрятать в гофре и заклеить изолентой.

Отдельно выводим провод для подключения массы. Его находим на кронштейне поблизости. Жгут проводим наверх, подключаем резисторы печки к колодке, откуда и был взят плюс.

В результате при включении отопления включается ещё одна помпа, потребляющая всего 1,5 А в режиме эксплуатации. В таком случае можно не устанавливать реле и подключаться напрямую к плюсовому проводу в колодке.

Возможные сложности

Если вы не хотите связываться с ВАЗовской помпой, можно присмотреть насос от иномарки. Подойдёт, к примеру, BOSCH 0 392 020 034, с производительностью 750 л/ч. А заодно стоит купить 10 метров тонкого тюбинга (гофры) и хомуты.

Не забудьте слить весь антифриз из системы. Сложность установки помпы в первую очередь в несоответствии диаметров патрубка и штуцеров помпы: диаметр патрубка составляет 16 мм, а помпы - 20 мм. Если патрубок немного эластичен, можно попытаться натянуть его на выходной штуцер.

Чтобы штуцер вставить в патрубок, стоит смазать его маслом. В условиях ограниченного пространства работать сложно, поэтому необходимо зафиксировать патрубок самоблокирующейся струбциной, а струбцину на стяжке зафиксировать к опоре двигателя. Это облегчит вашу работу. Помпу лучше зафиксировать стяжками к трубке кондиционера.

Работа с резистором

Для того чтобы была возможность регулировать скорость поступления тепла в салон, можно установить дополнительный ВАЗ-2107. Обычно у резистора имеются две спирали с сопротивлением 0,23 и 0,82 Ом.

Новый резистор устанавливается под педаль газа так, чтобы доступ к нему был свободный. При включении печки на первую скорость, ток будет идти через 2 спирали. На второй скорости ток пойдёт через спираль с сопротивлением 0,23 Ом. Мимо резистора ток идёт при включении третьей скорости.

Резистор располагается справа от педали акселератора и крепится на задней части блока управления кондиционированием воздуха.

Таким образом, машина будет прогреваться гораздо быстрее и качественнее. Дополнительным плюсом является уменьшение запотевания стёкол и циркуляция воздуха в салоне. В целом подогрев воздуха в машине будет более равномерным.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Как хотелось бы видеть работу отопительной системы? В первую очередь практически бесшумной, чтобы в салон поступало достаточно свежего воздуха через боковые сопла и, конечно, чтобы ноги обогревал теплый воздух. Все это поможет получить самостоятельный тюнинг, который должен производиться поэтапно. Печка не дает желаемого эффекта в ВАЗ-2107 из-за не совсем доработанного вентилятора. Самостоятельно изготавливать новый элемент не стоит, а вот пополнить арсенал вентилятором, который используется в отопительной системе ВАЗ-2108, очень даже необходимо.

Анализируемая модель вентилятора обладает большей частой вращения и требует при этом меньших затрат.

Процесс модернизации печки ВАЗ-2107 осуществляется в следующей последовательности:

  • изнутри аккуратно снимается защитная оболочка с нижней части автомобильной печи, на которой расположен действующий вентилятор;
  • используемый элемент удаляется со своего «гнезда»;
  • аккуратно отсоединяется так называемый гребень, который отвечает за подачу воздуха к ногам;
  • на смену вентилятора с двумя лопастями устанавливают модель, оснащенную пятью. Перед установкой нового элемента нужно проверить его дееспособность;
  • рабочий вентилятор устанавливают на место старого, надежно зафиксировав его качественными крепежами;
  • уменьшить шум системы поможет замена резистора, который также подойдет от ВАЗ-2108;
  • тюнинг не будет полностью законченным, если старые кнопки включения и регулировки не заменить на новые, более усовершенствованные.

На этом процесс модернизации печки можно считать законченным. Благодаря самостоятельному, верно сделанному тюнингу печки, водители непременно почувствуют, что комфорт внутри салона в несколько раз повысится.

Следует признать тот факт, что классические модели отечественных автомобилей, к которым относится и ВАЗ 2107, имеют определенные конструктивные недостатки. Но это, в свою очередь, предоставляет их владельцам широкое поле для деятельности в плане доработок в соответствии с их потребностями. При этом сделанное своими руками зачастую оказывается эффективнее заводского.

У многих владельцев вызывает недовольство работа отопителя салона, или печки. Действительно, у автомобилей ВАЗ 2107 эффективность печки очень низкая. Но доработка печки своими руками может решить эту проблему. При этом нет необходимости в применении специальных навыков или инструментов, улучшение отопителя выполняется с помощью подручных средств.

Как показывает практика, радиатор печки отдает достаточное количество тепла и его усовершенствование не требуется. Значит, для повышения эффективности отопителя нужно улучшить систему обдува. В первую очередь следует позаботиться о герметизации всех воздуховодов, особенно в местах их соединений. Это требование особенно справедливо для автомобилей ВАЗ 2105 – 2107, из-за особенностей конструкции воздуховодов.

Самый простой тюнинг, не требующий практически никаких конструктивных изменений – замена стандартного двигателя вентилятора на используемый в ВАЗ 2108-2109. Моторчик, используемый в этих моделях, отличается от семерочного большей мощностью и повышенным числом оборотов. Для его установки потребуется небольшая доработка корпуса печки – из-за большего размера придется удалить гребенку, предназначенную для направления потока воздуха вниз, к ногам.

Крыльчатку можно оставить родную, предварительно просверлив в ней отверстие диаметром 7 мм, под вал восьмерочного моторчика. Выполнить эту операцию своими руками совершенно несложно.

Такая модернизация печки потребует также замены резистора и выключателя. Обе детали берем от той же модели, что и моторчик. Следует обратить внимание, что тюнинг будет эффективным при соблюдении всех перечисленных требований. Ведь выключатель ВАЗ 2107 рассчитан на меньший ток, и при использовании с более мощным двигателем может попросту расплавиться. А родное сопротивление ВАЗ 2107 не позволит использовать моторчик на полную мощность.

Для автолюбителей, привыкших не бояться трудностей, и для которых тюнинг автомобиля своими руками стал привычным делом, есть более эффективный, но и более сложный способ улучшить печку. Он заключается в установке вместо двигателя с крыльчаткой улитки, используемой в моделях ВАЗ 2108-2109. Такой тюнинг позволит значительно снизить шум и увеличить поток воздуха.

Доработка начинается с полной разборки корпуса отопителя. После демонтажа, от нижней части печки отрезается практически все, кроме рамки и креплений. Далее, необходимо изготовить корпус для улитки. Для этой цели можно использовать любой подходящий по прочности материал – плексиглас, поликарбонат, пластик и т. д. Из него вырезаются все четыре стенки будущего корпуса и прикручиваются к нижней части печки.


После этого на нижнюю часть одевается средняя, с предварительно удаленным диффузором. Размеры необходимо подгонять таким образом, чтобы улитка точно вошла в корпус и не выступала за упоры для радиатора, расположенные на средней части.


Этот этап работы требует особого внимания, так как слишком большой корпус не позволит установить печку на штатное место. После тщательной подгонки, убедившись в правильно подобранных размерах нового корпуса, все стыки промазывают герметиком.



Осталось выполнить тюнинг воздуховодов. Для этой цели можно использовать доступные в свободной продаже сантехнические манжеты и шланги. По обоим бокам и в дне нового корпуса печки вырезаются отверстия, соответствующие наружному диаметру манжет. В них вставляются сантехнические шланги — боковые соединяются, соответственно, с левым и правым воздуховодами, нижние же предназначены для вывода теплого воздуха в сторону от ног, иначе они будут излишне нагреваться прямым потоком воздуха.

Для обогрева ног задних пассажиров можно дополнительно врезать дополнительно пару шланг большей длины. Мощности улитки и количества тепла, отдаваемого радиатором печки, вполне хватит на все. Места соединения шлаг и боковых воздуховодов необходимо также тщательно загерметизировать, для исключения утечек теплого воздуха.

Такой тюнинг, выполненный своими руками, позволит повысить ее эффективность в 2-3 раза, как в части обогрева салона, так и относительно качества обдува стекол. Ведь именно недостаточный поток теплого воздуха не позволяет предотвращать запотевание окон у автомобилей ВАЗ 2107. Вместе с тем модернизация не требует значительных затрат и доступна каждому.

Следует помнить, что установка улитки, так же как и замена двигателя, требует замены выключателя. К тому же необходимо убедиться, что установленный в цепи печки предохранитель имеет номинальный ток, достаточный для работы модернизированной печки. Перед окончательным монтажом сделанной своими руками конструкции рекомендуется включить электрооборудование печки напрямую, чтобы убедится в его работоспособности и правильности подключения.

Отопление салона вазовской классики хорошее, но доработка печки ВАЗ 2107 своими руками преследует только одну цель, это сделать его ещё лучше. Для владельцев авто, которые проживают в южных районах, этот вопрос не столь актуален. А вот жителей северных областей это заинтересует в большей степени. Им гораздо чаще приходится сталкиваться с сильными морозами и ледяным холодом в салоне машины. О том, что доработка имеет место, свидетельствуют «семёрки» на зимних дорогах, водители которых хорошо себя чувствуют на зимних дорогах без громоздкой верхней одежды.

Доработка печки ВАЗ 2107 своими руками позволяет увеличить производительность тепла в салоне автомобиля, а это значит, что повышается комфортность пребывания в салоне автомобиля в холодное время года не только водителя, но и пассажиров. Особых работ при выполнении таких работ не предвидится, а это значит, что она под силу самостоятельного выполнения владельцам этой модели ВАЗ.

Несколько слов о недостатках обогрева семерки

Их отмечено не так много, но всё же они имеются. К ним относят следующие проблемы:

  • Недостаток тёплого воздуха в районе задних сидений;
  • Слабый поток воздуха из левого дефлектора;
  • Шумная работа электродвигателя отопителя;
  • Частые протечки крана.
Как видно из перечня, недостатки вполне устранимы самостоятельно, о чём и поговорим в этой статье. В ней будут рассмотрены следующие вопросы:.
  • Как меняется штатный кран печки;
  • Устранение проблем радиатора;
  • Модернизация левого дефлектора

Замена штатного крана обогревателя

Этот узел установлен в салоне автомобиля в районе ног переднего пассажира. Многие владельцы не знают о его существовании до тех пор, пока не случается протечка охлаждающей жидкости в салон. Для салона, пол которого устлан ковролином, это не очень хорошо. Возникает много проблем по его очистке, сушке, особенно в холодное время года.

Установка нового крана решает проблему, но бывает что только на короткое время. Это вынуждает владельцев придумывать что-то новое, и они придумывают. Вместо штатного крана, устанавливают изогнутую трубку. Протечки устраняются, но появляются другие проблемы. Отсутствие крана в системе не даст возможности для регулирования подачи охлаждающей жидкости в радиатор печки. Это приведёт к тому, что в тёплое время года в машине будет слишком жарко.

Авторы этой идеи предлагают на лето перекрывать подачу жидкости в радиатор печки, а в холодное время возобновлять её. Это не совсем удобно, так как и в летнее время могут возникнуть ситуации, когда потребуется подача тёплого воздуха в салон. Например, чтобы исключить .

Поэтому лучшим выходом в такой ситуации будет установка водопроводного крана в моторном отсеке машины. Это тоже не лишено недостатков, так как каждый раз для регулирования подачи жидкости в радиатор печки, необходимо останавливаться и лезть в моторный отсек.

Как избавиться от проблем с радиатором печки?

Специалисты утверждают, что более 30% всех проблем с обогревом салона происходит именно из-за радиаторов. На семёрках могут быть установлены различные радиаторы, медные или алюминиевые. Они имеют свои особенности эксплуатации и несколько отличаются габаритными размерами. Наиболее частой причиной неудовлетворительной их работы является засорение сот радиаторов, которые необходимо очистить.

Чтобы проблем с засорением было меньше, нужно применять качественную охлаждающую жидкость, стараться не применять порошковые герметики для устранения протечек, Исключить использование воды в качестве охлаждающей жидкости. Она способствует быстрому разрушению тонких стенок алюминиевых трубок радиатора. «Левый» тосол, в котором в большинстве случаев отсутствуют присадки, также ускоряет износ деталей системы охлаждения и отопления.

В качестве более радикальной меры можно попробовать заменить вентилятор в системе отопления. Нужно сразу предупредить, что просто взять другой и поставить вместо штатного узла, не получиться, нужна определённая работа по доработке. Наиболее часто при переделке используют вентилятор от ВАЗ 2108. Чем он привлекает владельцев классики? Электродвигатель этого узла имеет более высокие обороты, менее шумный, более экономичный.

О порядке проведения такой замены

Работу можно выполнить примерно в такой последовательности:

  • В снятом пластмассовом кожухе печки нужно срезать оболочку в нижней части кожуха. Это связано с тем, что «восьмерочный» вентилятор несколько длиннее штатного устройства;
  • Нужно обрезать гребень, который подаёт воздух к полу машины;
  • Следующим шагом будет установка нового узла вместо штатного вентилятора и надёжное его крепление;
  • Подключают прибор к бортовой сети авто. При этом используют кнопку и добавочные резисторы от ВАЗ 2108 .
После такой доработки в салоне будет заметно теплее.

Модернизация переднего левого дефлектора

Как уже отмечалось ранее, одним из недостатков системы отопления этой модели ВАЗ, является слабый поток воздуха из левого переднего дефлектора. Это доставляет неудобства водителю во время движения, так как запотевает боковое стекло. Этим ухудшается обзор, что может привести к созданию аварийной ситуации. Умельцы нашли выход и из такой ситуации.

Для увеличения подачи тёплого воздуха в дефлектор стали устанавливать малогабаритные вентиляторы. Очень хорошо справляются с этой работой компьютерные приборы, они малогабаритные и экономичные. Для их установки нужно снять дефлектор и в нём подготовить место для вентилятора. При подключении его к бортовой сети, нужно предусмотреть отдельный выключатель.

Как видите, возможностей для усовершенствования довольно много. Доработка печки ВАЗ 2107 своими руками в домашних условиях выполнима. Всё зависит от ваших навыков и умения, а также финансовых возможностей для приобретения тех или иных материалов и инструментов.