В России провели первый показательный полёт летающего мотоцикла

Когда два года назад калифорнийская компания Aerofex представила публике свое революционное средство передвижения, ее закидали письмами с вопросом, когда ховербайк (hoverbike - от английского слова hover, означающего "полет" или "парение") поступит в продажу.

И вот наконец она объявила о том, что начнет продажи коммерческих моделей в 2017 году. Правда, за индивидуальное средство воздушного передвижения, не зависящее ни от пробок, ни от светофоров,

Взявшись за разработку нового «летающего мотоцикла», компания исходила из того, что представленные на рынке легкие вертолеты и самолеты дороги и сложны в эксплуатации и недоступны большинству потребителей. В основе аппарата Aero-X - два канальных (туннельных) вентилятора, которые создают подъемную силу. По словам разработчиков, коммерческие модели в управлении будут не сложнее мотоцикла или квадроцикла. Ховербайк рассчитан на полет одного или двух человек над относительно ровной поверхностью земли со скоростью 72 км в час и на высоте 3,7 м.

Однако техническая реализация проекта оказалась возможной только благодаря тому, что инженерам после долгих усилий удалось решить главные проблемы, возникающие при создании подобных роторных аппаратов в последние десятилетия, - вопросы стабильности и управляемости.

«Мы проделали немало работы, чтобы узнать, как убрать эффект сопряжения. Это главное, с чем надо научиться справляться тем, кто умеет ездить только на мотоцикле, чтобы сесть на аппарат и чувствовать себя комфортно», - сказал Марк де Рош, основатель фирмы Aerofex.

Этот феномен возникает и на аппаратах с канальными пропеллерами, и на машинах с открытым винтом, например вертолетах. Когда пилот наклоняет машину вперед, чтобы лететь прямо, аппарат может поворачиваться влево благодаря аэродинамическим эффектам, возникающим во вращающихся роторах. Обычно этот эффект пилоты компенсируют приборами управления.

Управлять движением Aero-X пилоты могут, просто наклоняя машину рулем наподобие мотоциклетного.

Существующие прототипы используют упоры для коленей, помогающие отслеживать наклон тела седока. В будущем инженеры намерены ограничиться рулем. По словам де Роша, Aero-X будет способен поднимать 140 кг и находиться в воздухе 1 час 15 минут при полной заправке бензином. Несмотря на то что летательные аппараты, использующие для подъема канальные роторы, менее экономичны, чем машины с открытым винтом как у вертолетов, они гораздо дешевле и проще в управлении.

Инженеры заявили, что в процессе создания аппарата защитили девять патентов, которые помогли найти решения для стабильности и управляемости машины.

Одно из них - особые бандажи на нижней стороне переднего и заднего роторов, которые помогают в управлении. Если все пойдет по плану, компания намерена начать тестовые полеты к 2016 году.

Еще одна проблема, которую удалось решить создателям ховербайка, - противодействие резким порывам ветра. Инженеры обратились к опыту создания популярных ныне квадрокоптеров, которые имеют на борту гироскопы и акселерометры, измеряющие силу и направление ветра и помогающие бортовому компьютеру компенсировать его влияние без участия человека. Новшеством станет и система, ограничивающая высоту и скорость полета машины. Она также будет снабжена рамой, защищающей ездока в случае опрокидывания, и, возможно, подушками безопасности.

«Если мы не сделаем его безопасным, то не станем его продавать», - сказал де Рош.

ТАСС, пилот на летающем мотоцикле HoverBike S3 поднялся на высоту около метра над землёй и пролетел около километра. По мнению разработчика летающего мотоцикла и директора компании Александра Атаманова, личный воздушный транспорт это единственный шанс решить транспортную проблему в мегаполисах. Нужно лишь «открыть воздух» для таких компактных и экологичных летальных аппаратов, как ховербайк или аэротакси. Правда, у нас пока с этим большие проблемы с точки зрения законодательства: любому пилоту необходимо проходить государственную регистрацию воздушного судна и получать лицензию. Зоны, над которыми запрещён полёт любых аппаратов, есть даже в Московской области, не говоря уже про закрытую для полётов Москву.

Летающий мотоцикл HoverBike S3 является разработкой российских инженеров и представляет из себя гибрид квадрокоптера и мотоцикла, работающий на электрических моторах. Концепция и сиденье напоминают обычный мотоцикл, однако вместо колёс — четыре винта на специальных кронштейнах, а на приборной панели, кроме обычных переключателей — два джойстика управления. Высота полёта пока ограничена пятью метрами. Грузоподъёмность ховербайка составляет 150 килограммов при собственной массе в 100 кг, половину из которых составляет аккумуляторная батарея. Одной зарядки будет достаточно для полёта продолжительностью 30 минут, а время полной зарядки аккумулятора составляет четыре часа.

Как на гидроцикле, перед полётом пилот надевает на руку чеку, чтобы в случае аварийной ситуации отключить систему питания. Подушки безопасности у HoverBike S3 нет. Максимальная скорость летающего мотоцикла составляет 70 км/ч. У него есть три способа управления: по радиоканалу с пульта, ручное управление посредством джойстиков, либо путём введения координат по GPS. По словам разработчиков, ховербайк работает при -20 °C, свободно проходит в любую дверь и позволяет хранить его в квартире. Для взлёта и посадки мотоцикла хватает стандартного парковочного места для автомобиля.

Компания HoverSurf занимается разработкой трёх видов летательных аппаратов: грузового дрона, летающего мотоцикла и дрона-такси. Грузовой дрон — беспилотный летательный аппарат, задача которого заключается в доставке различных грузов весом до 100 килограммов. Назначение летающего мотоцикла — спорт, соревнования, экстрим, развлечение, а летающего такси — персональный транспорт и перевозка людей. Так или иначе, Внешэкономбанк уже готов инвестировать в HoverSurf несколько миллионов долларов, чтобы завершить испытания и вывести ховербайк на рынок. Его стоимость составит от 50 до 80 тысяч долларов в зависимости от комплектации.

Мы стоим на пороге новой эры. Эры, когда автомобилю больше не нужен водитель, электричество заменит горючее топливо, сенсоры и дисплеи заменяют аналоговые приборы. Мотопроизводство не стоит на месте вместе с автомобилями. Американская компания Aerofex Corp представили в свет концепт будущей модели Aero-X — Ховербайк.

Принцип работы летающего мотоцикла


Данный летательный аппарат представляет собой конструкцию схожую с мотоциклом, где вместо колёс встроены турбины создающие эффект воздушной подушки. Удержаться на туннельных винтах помогает гироскоп и множество датчиков контролирующих наклоны аппаратами корректирующих полет.
На данный момент максимальная скорость Ховербайка составляет 72 км/ч, максимальная высота дозодит почти до 3,7 м, а вот безопасность данного транспортного средства ставится под сомнение. Именно это и тормозит запуск проекта в серию. Хотя, грубо говоря, безопасность обычных байков до сих пор оставляет желать лучшего. Даже самые последние передовые изобретения, такие как подушка безопасности мотоциклиста успевает сработать лишь на скорости не более 60 км/ч. Hoverbike способен поднять двух людей и передвигаться на полном баке бензина более одного часа. Такой расход обусловлен роторным двигателем, в котором топливо сгорает на порядок быстрее. Кроме ротора, на сегодняшний день Ховербайки оснащаются ионным и гравитационным двигателями, но пока каждый из них имеет недостатки не позволяющих пустить их в эксплуатацию. Проблему с порывами ветра, сдувающих аппарат удалось решить благодаря популярным ныне квадрокоптерам. В них за порывы ветра отвечает тот же гироскопы и акселерометры, контролирующийся электроникой и стабилизирующие положение Аэро-Х.

Цена ховербайка – цена безопасности


Чудо техники из Калифорнии поступит в продажу уже в 2017 году. Aerofex уже получило большое количество писем от желающих сделать предзаказ на летательный апппарат. Цена Ховербайка Aero-X составит в районе $ 85 000 анонсировал выход в продажу коммерческой модели в 2017 году за цену около $85 тысяч. Сделать предзаказ можно уже сейчас внеся $ 5 000.

Летающий мотоцикл – вещь практичная, ведь ему не нужный дороги, а значит можно покорять бесконечное бездорожье. Не будет проблем согласования полетов т.к. максимальная высота подъема будет ограничена. Управление летающим мотоциклом – это интуитивное, понятное, а главное безопасное занятие – заверяют Aerofex. Современный, передовой дизайн делают данный аппарат более желанным среди людей желающих выделиться.
Основатель компании, а ныне технический директор Марк Де Рош, считает большим прорывом избавление от «стыковочного эффекта». Это позволит людям умеющим управлять мотоциклом, сразу же научиться управлять Аэро-Иксом. Будущие прототипы будут управляться наклоном пилота и поворачивать аппарат рулем.
Чтобы будущие владельцы, обезумевшие от покупки, не свели счеты с жизнью в аппарате настроены системы ограничивающие набор скорости и высоты. Также русским олигархам понравится идея добавления подушек безопасности в Ховербайк.

Привет всем почитателям байков! Наверняка вам интересно изучать информацию о диковинках в мире мотоциклов и байкеров. «Все о мото» станет вашим гидом в мире двух - и трехколесной техники. Стальные агрегаты заслуживают особого внимания. Жаль, что не все представители русскоязычного мира до этого осознания сумели дойти на данный момент.

Сегодня мы расскажем вам о весьма необычном байке, который сумел завоевать море симпатий и у нас, и на Западе. Речь пойдет не о наземном транспорте, так что готовьтесь пристегнуть ремни и поехали…

Hoverbike – первый в мире летающий мотоцикл

Ясное дело, что люди всегда стремились и будут стремиться в небо. Голубая бездна с облаками манит нас своим величеством и грациозностью в одночасье. Фантазиям о летающих байках и автомобилях не будет предела до тех пор, пока люди не покинут земной транспорт и не устремятся в высь на летающих мотоциклах будущего.

Особенно озабочены этим желанием американцы . Запад привычно развивается, а у нас с космосом что-то не складывается из-за финансовых проблем макроуровня. Вот и создали нечто диковинное именно первые.

Летающий мотоцикл Hoverbike представляет из себя что-то издали похожее на железного коня с монтированными на него вертолетными пропеллерами, видеть которые нам доводилось в кино или же игре-стратегии «Generals». Как бы там ни было, а любому покажется фантастической конструкция этого летающего мотоцикла своими руками.

Летательный мото Hoverbike в деталях

Будучи летающим байком будущего, этот красивый и необычный транспорт еще не скоро пойдет в массовое производство. Создал его никому не известный у нас австралийский инженер. Имя его Крис Маллой. Изобретатель утверждает, что именно ему наконец-то удалось осуществить мечту целых поколений, которые бредили реализацией фантастических идей. Креатив эти поколения черпали с фантастических книг, а также с кадров фантастических фильмов. Как бы там ни было, а этот человек смог создать летающий мотоцикл , которым можно активно пользоваться. Для его родной Австралии, где мало людей, но много территории, такое изобретение может стать панацеей. До выхода в свет «Хавербайка» не было на земле работающих прототипов летающих байков.

Благодаря вот таким-вот летающим мотоциклам своими руками будущее начинается уже сегодня! Последние десятилетия стали особенными для научно-технического прогресса и повышения комфорта человечества. Сегодня мы видим фото летающих мотоциклов, а завтра такие могут появиться и в нашем гараже. Все было бы прекрасно, да кто-то из олигархов наверняка тормозит прогресс. Только так мы можем объяснить медленные темпы перевода летающих байков в массовое производство.

Австралийское летающее мотоциклетное ноу-хау

Инженер-создатель Hoverbike заявил, что создал самый первый на планете рабочий прототип парящего в небе транспортного средства, используя свои скромные возможности и не самую впечатляющую материальную базу. Он стал примером успешности человека, который много работал и ни перед чем не останавливался в достижении мечты.

Летающий мотоцикл оснащен двумя четырехтактными моторами, располагающими мощностью в 80 кВт. При этом, каждый силовой агрегат соединен с винтами для целей создания тяги. Предварительно проведенные технические расчеты впечатлят. Летающий байк Hoverbike наверняка способен подняться на высоту в три километра. Там он тоже сможет развивать впечатляющую

Офис компании ОКБ «АТМ грузовые дроны», которой принадлежит бренд Hoversurf, находится на 2-й Магистральной улице. Он напоминает микс из кибер- и стимпанка. На стенах висят скетчи собственных летающих мотоциклов, дронов-такси, летающих автомобилей и фантазий дизайнеров со всего мира на эту же тему, включая летающие мотоциклы с гипердрайвами. В углу стоит полуразобранный прототип моноколеса, выполненный в стимпанковской манере. А через полчаса после начала нашей беседы в офис заехал и сам его конструктор Макс на очередном своем колесе. Выглядит он столь колоритно, что, смеясь рассказывают его коллеги, часто пугает окрестных бабушек. Но о моноколесах в следующий раз, сейчас у нас не менее интересная тема — летающие мотоциклы.

Верхом на мечте

Главный инвестор, вдохновитель, мотор и идеолог компании — Александр Атаманов. У Александра три высших образования, одно — техническое, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, второе — юридическое, Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС), и третье — менеджмент, магистратура в ВШЭ по программе «менеджмент инноваций». В секторе высоких технологий он человек неслучайный, за свои предыдущие проекты стал лауреатом государственной премии в области инноваций. Так что ховербайк — это не первый его опыт в инновационной сфере, а скорее мечта. «Мои ранние проекты превратились в бизнесы, что позволило получать постоянный доход и финансировать свою мечту», — рассказывает Александр. На деньги от предыдущих проектов он и запустил новое направление, набрав в компанию лучших специалистов из МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, а также из США, Латвии, Украины, Китая.


Scorpion-1 Первый ховербайк компании Hoversurf, который своим полетом летом прошлого года наделал столько шума в прессе.

Проект изначально замысливался Александром как некоммерческий и призван был в первую очередь вдохновить людей. «Мы представляли себе следующую картину: идет по улице молодой парень, а над ним проносится летающий мотоцикл. Вау! Круто! Я тоже хочу! — загорается Атаманов. — На этой волне у нас и сформировалась первая команда энтузиастов, и мы начали проект. В какой-то момент ребята почувствовали, что пошли подвижки на рынке: Intel проинвестировал в немецкий проект E-Volo (большой электрокоптер), на CES выстрелил китайский E-Hang, забрал Гран-при и получил кучу денег, Uber выпустил отчет совместно с Airbus, где они прогнозируют уже через три года летающие городские такси, сам Airbus засветил тему грузовых беспилотников, Google начал исследования в этой области. И мы подумали, почему бы нет, раз у нас уже есть технологии и летающие прототипы. Давайте упакуем все это в классический инновационный стартап и займемся тяжелыми беспилотниками для перевозки грузов и людей. Получили инвестиции, и сейчас компания активно развивается».


Сказано — сделано

Компания стартовала в 2014 году, а в 2016-м летом аппарат впервые взлетел вместе с человеком. Эту презентацию проводили в Сколково, в рамках Startup Village 2016. Новость имела самый большой охват аудитории за всю историю Сколково, при этом Hoversurf не является сколковским резидентом. Ребята решили остановиться на квадрокоптерной схеме. Первый квадрокоптер с бензиновыми приводами на все четыре пропеллера поднялся в далеком 1930 году. Система была сложна в управлении, и с изобретением автомата перекоса о ней, казалось, все забыли. Но в 2008 году китайская компания DJI по сути создала новый рынок дронов-коптеров — электрические двигатели и электронные полетные контроллеры решили проблему стабилизации и управления. После этого коптеры стремительно завоевали рынок игрушек, а потом — аэросъемки, мониторинга и военной разведки. Это не привычный летающий аппарат, а скорее летающий компьютер. Идеальная платформа для беспилотных полетов. Причем с большим КПД, так как нет тяжелых деталей типа автомата перекоса, хвостов, гигантских лопастей. Словом, это новый вид транспорта XXI века. Остался последний шаг — создать большие коптеры для перевозки людей и грузов.


Безопасность

Первый вопрос, приходящий в голову при взгляде на ховербайк Scorpion-1, — как у него с безопасностью? Возможна ли авторотация, как у современных вертолетов? «Для квадрокоптера это, к сожалению, нереализуемо, и система безопасности у нас иная», — видно, что этот вопрос Александру задают чаще всего. Летающий мотоцикл Scorpion-1 — транспорт для экстремалов. У него программно ограничена высота полета — не выше 5 м. Кроме того, пилот обязательно находится в самой совершенной на данный момент защите. В этом случае при падении с пятиметровой высоты он не получит тяжелых травм.


Все существующие прототипы ховербайков свободно размещаются в кузове пикапа Volkswagen Amarok и легко проходят в стандартный дверной проем. Проверено на практике при затаскивании в редакционную фотостудию на шестом этаже.

Для более грузоподъемных и менее экстремальных дронов есть два пути. Первый, по которому идут E-Hang и E-Volo, — увеличение количества движителей. У этого решения есть куча недостатков. Например, огромные габариты, увеличение числа пропеллеров приводит к уменьшению КПД системы в целом. «Двигатель и пропеллер, я точно могу сказать, — самые надежные детали в коптере, — продолжает Александр Атаманов. — А самые слабые — электроника и ПО. И именно там скрыто максимальное количество рисков и отказов». Поэтому системы безопасности должны быть автономными от систем полета, и увеличение количества пропеллеров проблемы не решает. Атаманов делает ставку на выстреливающиеся парашюты, которые позволяют спустить транспортное средство на землю без повреждений. Для того чтобы полет квадрокоптера был безопасным, компанией Hoversurf разработана электронная система X-BI, предотвращающая аварию при разрушении одного пропеллера или поломке мотора на низких высотах (ниже зоны парашютирования). При активации система плавно сажает дрон на землю, однако управление при этом теряется. Помимо X-BI разработана связь «дрон-пилот» для исключения бесконтрольных действий и нештатных ситуаций, связанных со смещением пилота с основной позиции или потерей управления. Системы сонара и компьютерного зрения помогают избегать столкновений с другими объектами, в том числе дублируя барометр основного компьютера для удержания безопасной высоты.


С безопасностью связан и материал винтов. Когда начинали проект, ребята прогнали на испытательном стенде все доступные винты — немецкие, чешские, американские, китайские, а это очень дорогое удовольствие. В итоге они сами разработали необходимую нам форму винтов, которые, кстати, производятся в России. Первоначально их делали из углепластика, но сейчас перешли на российскую березу. Композитный пропеллер очень прочный, и при попадании человека под него работает как ножи мясорубки. А березовый при контакте с защитой разлетается на щепки и более безопасен для пилота.


Летающий компьютер

А почему пилот сидит сверху? «Для классических авиаконструкторов вынесение центра тяжести вверх — это нонсенс, — отвечает Атаманов. — Но наш аппарат гораздо устойчивее мотоцикла. Компьютер тысячу раз в секунду отрабатывает положение ховербайка. Для такого коптера центр тяжести вообще не важен — вы можете на него столб поставить, и он будет держаться. Этим компьютер отличается от пилота, для которого держать баланс — огромная работа». Традиционно квадрокоптеры относятся к IT-проектам, что показывает, что самое главное ноу-хау лежит именно в области ПО. И программирование ховербайка составляет около 60% всех работ.


Для увеличения продолжительности полета Hoversurf работает над гибридной установкой FPE на базе линейного генератора, который не содержит ни одного подшипника, шатуна или коленвала и поэтому легче классического ДВС. Несколько мировых институтов и компаний уже представили свои прототипы линейных двигателей. Благодаря появлению микрокомпьютеров удалось внедрить в его концепцию обмотки генератора для создания компактного и легкого устройства с высоким КПД. Применение FPE-генератора позволяет увеличить время полета с 27 минут на аккумуляторах до двух часов. А работа на обычном топливе дает возможность использовать существующую инфраструктуру АЗС для дозаправки. При этом гибридная схема в платформах взаимозаменяемая: можно использовать или гибрид, или исключительно АКБ — в зависимости от задач.

В полет

Но можно ли прямо сейчас сесть на Scorpion-1, Scorpion-2 или новый Scorpion-3 и полететь? «Технических препятствий нет, — говорит Атаманов. — Главная проблема в законодательстве, которое пока никак не регулирует эту область. Второе — инфраструктура, посадочные места и трассы. Но все эти вопросы решаемы. Поэтому пройдет совсем немного времени, вы даже не представляете, насколько мало, и мы все начнем не ездить, а летать. В прямом смысле этого слова».

Иллюстрации предоставлены Hoversurf