В каком городе делают мотоцикл ява. Мотоциклы Ява: на какие модели обратить внимание

Знаете, где мотоциклы Jawa популярнее, чем в бывшем Советском Союзе и бывшей же Чехословакии? В далекой Индии! Начиная с шестидесятых годов прошлого века двухколесные машины чешской марки считались здесь весьма престижными и супернадежными. На индийской земле эти мотоциклы по лицензии выпускало предприятие Ideal Jawa из Майсура - сначала под оригинальной маркой, а затем под собственным брендом Yezdi, пришедшим из славянских языков.

Под натиском японской и китайской продукции та фирма закрылась еще в 1996 году, однако любовь к марке не ушла бесследно: в Индии до сих пор немало тематических клубов, члены которых берегут культовые чешские мотоциклы. Поэтому концерн Mahindra and Mahindra, взявшийся за освоение громадного, крупнейшего в мире местного рынка двухколесной техники, всеми способами попытался включить бренд Jawa в свою обойму.

Выкупить марку подобно мотоотделению Peugeot или британскому бренду BSA у индийцев не вышло. Однако чехи согласились продать лицензию на использование бренда и классического дизайна своих мотоциклов в странах Азии. Два года назад в Индии была основана компания Classic Legends, на 60% принадлежащая Махиндре, и закипела работа над новыми байками. Ее результатом стали три новые оригинальные модели мотоциклов Jawa, представленные на специальном мероприятии в Мумбае. Первая из них называется просто Jawa, вторая - Jawa Forty Two, а третья машина - перспективный боббер Jawa Perak.

Главный мотоцикл тщательно воспроизводит внешность модели 353/04, известной в Индии как Jawa 250 Type A. У машины двухцветный, хромированный по бокам бензобак и хромированный же картер двигателя, телескопическая передняя вилка, пара задних амортизаторов, однодисковый передний тормоз и барабанный задний. На блоке единственного цилиндра и его головке - развитые ребра, хотя на деле это четырехтактный 293-кубовый мотор жидкостного охлаждения с двумя верхними распредвалами. Конструктивно это двойник двигателя мотоцикла Mahindra Mojo, хотя создатели уверяют, что внесли значительные изменения не только во внешний вид, но и в конструкцию. Мотор с отдачей 27,4 л.с. и 28 Нм установлен в дуплексную раму и сопряжен с шестиступенчатой коробкой передач. А по бокам мотоцикла от двигателя идут две хромированные выхлопные трубы классического явовского вида.

Модель Jawa Forty Two - бюджетный вариант флагманской модели. Если за «настоящую» Яву в Индии просят 2280 долларов, то Forty Two, лишенная хромированного бензобака, на 130 долларов дешевле. Зато для этой версии предложено шесть вариантов окраски (три из них - матовые), в то время как модель Jawa может быть только черной, синей или вишневой. Боббер Jawa Perak с одним седлом, дисковым задним тормозом, 334-кубовым мотором мощностью 31 л.с. и рядом прочих доработок начнут выпускать позже, однако его цена тоже объявлена: 2600 долларов.

Jawa Perak (фото gaadiwaadi.com)

Разумеется, новые Явы компании Mahindra будут выпускать в самой Индии на фирменном мотозаводе в Питгемпере. Главным конкурентом станет другая классическая модель - Royal Enfield Classic 350, которая стоит лишь немногим дешевле. На сайте компании Classic Legends заявки на новые мотоциклы можно подавать с сегодняшнего дня, а в 64 действующих дилерских центрах прием заказов начнется 5 декабря. Увы, в России эти машины не будут доступны: у нас продают только чешские Явы с китайскими или итальянскими двигателями. Впрочем, все может измениться, если опыт Махиндры с собственными Явами окажется удачным: маленькая чешская фирма вряд ли сможет долго противостоять индийскому промышленному гиганту.

Кто из нас не помнит красивые вишневые мотоциклы из Чехословакии? Вспоминаем, чем была знаменита модель"Ява", почему ее любили больше советских "Ижей", где тусовались ее владельцы в СССР и почему чешская марка потеряла мировое лидерство.

В послевоенные годы восстанавливающейся экономике Европы нужен был простой, дешевый транспорт - так появились первые малолитражные автомобили. Все хорошо знают Citroen 2СV и VW Kaffer (он же "Жук"), покорившие сердца европейцев. В Стране Советов автопром еще не полностью сформировался, и производство дешевых малолитражек было налажено на заводе МЗМА (позже - АЗЛК). Но что европейцу доступно, то советскому человеку дорого. Поэтому-то в нашей стране пользовались популярностью мотоциклы.

Мотопромышленность в СССР была более-менее развита и до войны. С 1928 года выпускались достаточно интересные модели марки "Иж" в Удмуртии, в том числе весьма передовые по тем временам крупные модели "Иж"-1 и "Иж"-2 с большими V-образными "двойками" объемом 1 200 кубических сантиметров.

Но все планы по серийному производству мотоциклов так и остались планами - началась война. Ну а после войны советское руководство решило не изобретать велоси… то есть мотоцикл, а воспользоваться трофеями.

Немецкие чертежи и оборудование с завода фирмы DKW получили как "ИжМаш", так и Минский мотовелозавод. Ижевцы освоили выпуск техники посолиднее - "Иж"-350 с двухтактным мотором в 350 "кубов". Велосипедному заводу из Минска достался легкий мотоцикл с мотором 125 "кубов". Позднее к выпуску мотоциклов по чертежам DKW приобщился Завод имени Дегтярева, создавший марку "Восход".

В советской провинции предпочитали примитивную технику, которую не то что бы было просто ремонтировать… но которую в идеале можно было вообще не обслуживать, пока что-нибудь не отвалится. В селах "на убой" укатывались "Ижи", "Восходы" и "Мински".

Городская же публика предпочитала иномарки, и вовсе не из пижонства. MZ - из ГДР, Pannonia - из Венгрии и, конечно же, чешскую Jawa.

Рождение легенды

История знакомых с детства вишневых мотоциклов начинается в 1929 году, когда чешский предприниматель Франтишек Янечек начинает на своем заводе лицензионный выпуск мотоциклов Wanderer. Над названием своих мотоциклов он особо не раздумывал и собрал название марки из первых букв своей фамилии и названия мотоцикла. Получилось JaWa.

Тяжелый немецкий мотоцикл с полулитровым мотором был дорогим, а потому не пользовался популярностью. Поэтому в 1932 году завод Jawa явил миру свою собственную разработку - легкий мотоцикл с 175-кубовым мотором, в 1934-35 годах наладил производство моделей с моторами 250 и 350 "кубов". В предвоенной истории марки было много интересных моментов, но полную победу Jawa одержала над своими покупателями в 1946 году.

Первый мирный год после войны. Страны отходят от потрясений. В Париже проходит выставка авто- и мототехники. Большинство фирм представляет свои предвоенные разработки, иногда наспех доработанные. А вокруг стенда Jawa не стихает ажиотаж. Чехи представили абсолютно новый мотоцикл!

Во время оккупации Чехии завод Jawa занимался ремонтом и обслуживанием немецких мотоциклов. И, конечно же, никаких своих разработок на заводе вести было нельзя. Но инженеры и механики завода в тайне от немецкого руководства разработали, испытали, подготовили документацию к серийному выпуску и даже изготовили чуть меньше тысячи сборочных комплектов для производства мотоцикла, имеющего мало общего с типичным двухколесным транспортом 40-х годов.

Двухтактный двигатель 250 с возвратно-переменной продувкой, четырехступенчатая коробка передач с автоматическим выключением сцепления, передняя телескопическая вилка и задняя свечная подвеска, одинарная рама из стальных труб квадратного сечения… По тем временам - настоящий прорыв.

Дизайном мотоцикл тоже выделялся на фоне других. Развитая облицовка фары, плавно перетекающая в перья вилки, бензобак каплевидной формы с хромированными боковинами… Довершали облик хромированные глушители в стиле "рыбий хвост". А главное - какая аккуратность! Вся проводка убрана заподлицо, и даже карбюратор прикрыт алюминиевым кожухом.

Конечно же, столь современный, красивый и к тому же недорогой мотоцикл сразу нашел своего покупателя. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую модель 350. С этих двух моделей Jawa Perak 250 и 350 начлась современная история марки.

Легенда едет в Союз!

В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть "Пераку" приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.

Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием "Кивачка". В Советском Союзе вначале прижилось название "Чекушка" из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название "Старушка".

Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители "рыбий хвост".

Но перед советской публикой будущая "Старушка" предстала уже в другом виде: с сигарообразными глушителями. В СССР "Ява" продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные - белые, черные, алые и известные у нас вишневые.

Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой "дубовый", как советские "Ижи"! "Яву" было за что любить. Выпускавшийся тогда же "Иж"-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у "Ижа", Jawa стала крайне популярной в городах.

Тусовки любителей Jawa в СССР

Во всех крупных городах нашей необъятной Родины существовал свой фирменный магазин запчастей Jawa. К концу 50-х вишневые мотоциклы на дорогах были настолько частым явлением, что их владельцы стали регулярно собираться вместе. Традиционно местом встречи становился как раз магазин явовских запчастей.

Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.

Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных "Яв", не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).

Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster - со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с Jawa Californian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.

Классификация владельцев

Около магазина люди собирались стайками по интересам. Они все были принципиально разные для одной большой компании.

Самыми спокойными были "неклубные" люди. Они просто тихо-мирно подъезжали к магазину, здоровались со знакомыми и ехали дальше своей дорогой. Мотоциклы их описывать бесполезно, потому что это был "полный сток". Максимум могли быть привинчены зеркала и поворотники.

Барыги, то есть нелегальные торговцы запчастями, общались исключительно между собой - кому надо, сами подойдут и спросят. Одеты в потертые коричневые кожаные курки, достать которые простому смертному в те времена было невозможно. Мотоцикл в обязательном порядке оснащался "южным багажником" - конструкцией для перевозки трех внушительных кофров (обычных чемоданов). Иногда их "Явы" к тому же имели и коляску. Из запчастей у них было все, что нужно. В том числе и то, что нельзя было достать в широкой продаже, - на то они и барыги.

Мажоры (пижоны, дэнди) ездили компаниями по 2-3 мотоцикла, всегда самой последней модели. Когда появилась Jawa 634, сразу пересели на нее. Стиль одежды вызывал почти что отвращение у весьма однотипно одетых прохожих. В прикид дэнди входили: темные очки по последней моде, свежайшая кожаная куртка и такие же ботинки. Дополняла этот облик яркая, чаще желтая, рубашка. Общаться с ними, естественно, мало кто желал, и поэтому надолго они у магазина не задерживались и ехали "мажорить" дальше.

Спортсмены ездили по одному и редко. Но друг друга, конечно, знали. Общего облика самих спортсменов не выявить, одевались кто во что горазд. Но мотоциклы каждый раз привлекали внимание почтенной публики. Первое, что сообщало о приближении спортсмена, - звук грамотно обрезанных глушителей. Далее появлялся и сам мотоцикл.

Обычно - "двухгоршковая" "Старушка" с цилиндрами и головками от 634-й модели (когда это стало возможно). Стоковая фара заменена на что-нибудь менее массивное. Вместо спидометра - тахометр от "Жигулей". Опиленные, иногда поднятые глушители и полное отсутствие лишних деталей. Ради экономии веса мотоцикл лишался центральной подставки, части облицовок. Оба крыла опиливались, а переднее приподнималось повыше.

Туристы, высшая каста владельцев Jawa, для молодежи были куда авторитетнее, чем весь ЦК вместе взятый. Эти загорелые люди в возрасте побывали во всех уголках страны. О них ходили разнообразные легенды, имевшие немало общего с истиной. Они могли перебрать мотор в поле за пару часов и имели привычку чинить мотоцикл, не имея под рукой никаких запчастей.

Есть пара случаев, которые были рассказаны лично мне одним из путешественников…

После незначительного ДТП у "Явы" погнулась вилка, так что ехать стало невозможно. Но поскольку ехать было нужно, она была прямо на обочине разобрана и приведена в чувство при помощи подручных инструментов.

Также был момент, когда внезапно разболтался ступичный подшипник. Конечно же, новые ступицы не входили в список обязательных запчастей в дорогу, поэтому в зазор между подшипником и ступицей были вставлены куски обычного бритвенного лезвия, и мотоцикл успешно вернулся домой.

Сами мотоциклы туристов заслуживают отдельного разговора. Большинство предпочитало 350-й мотор, но мой знакомый, например, предпочитал "младшую" 250-ю модель. В обязательном порядке мотоцикл, вне зависимости от года выпуска, оснащался глубокими крыльями. Дуги безопасности на мотоцикле были в порядке вещей. Кстати, кроме своих прямых обязанностей, дуги были еще и резервуарами для масла или любой другой жидкости - для этого они оснащались парой пробок. Частенько дуги ставились не только спереди, но и сзади.

Багажник - естественный атрибут туризма. Иногда - с кофрами, сделанными на заказ. Центральная подставка, не держащая утяжеленный мотоцикл на грунте, заменялась боковой подставкой и большой плоской пластиной, удерживавшей его даже на рыхлом песке.

Общаться туристы предпочитали между собой. Расставляли мотоциклы по периметру своей территории, в центр клали "Глобус Советского Союза" и начинали строить планы своих "прогулок". К слову сказать, поездка из Ленинграда в Крым через Украину со счастливым возвращением через Керчь считалось почти увеселительной прогулкой. И уж точно не являлась подвигом.

Туристы и спортсмены в среде владельцев "Яв" были вовсе не случайными людьми. Они, как никто другой, оценили надежность удобство и универсальность "Явы". На одних и тех же мотоциклах одни ездили тысячи километров, загруженные сотней килограммов пожитков и необходимых запчастей, а другие свечкой спрыгивали с бордюров и могли перемещаться на заднем колесе, пока не надоест.

После Второй мировой войны Чехословакия стала социалистической страной, со всеми издержками дружбы с СССР. В 1973 году, через 20 лет после начала производства, безнадежно устаревшая и пользующаяся спросом только в странах соцблока "Чекушка" была заменена новой моделью. Но новой весьма условно: старый двухцилиндровый двигатель 350 в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, новые - рама и подвеска.

Ходовая часть у модели 634 была на мировом уровне, но двигатель сильно подкачал. В Европе все уже хотели тихий и недымный четырехтактный мотор. Поэтому основным рынком сбыта оставался СССР, где на фоне своих мотоциклов, производящихся все еще на трофейном оборудовании, новая модель была просто высшим шиком.

Еще через 10 лет выходит в свет модель 638, отличающаяся от предыдущей обликом и повышением напряжения в бортовой сети с 6 до 12 вольт, новой коробкой передач и передней вилкой разработанной на CZ. Она в Европе не просто не пользовалась популярностью, она там откровенно не продавалась. Некогда передовой, а теперь отсталый завод держался на плаву только за счет рынков коммунистических стран.

Большинство современных "Яв" построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.

От редактора:

Эта статья, присланная в редакцию в рамках оказалась одной из самых сложных для оценки. С одной стороны – всесторонняя проработка вопроса и отличный стиль, а с другой… о мотоциклах Jawa у нас выходила совсем недавно – в январе 2015 года. Подумав, мы решили все-таки опубликовать эту работу. Ну а вы можете прочитать обе публикации и выразить в комментариях свое мнение, какая из них получилась лучше. Приятного чтения!

Марка Jawa хорошо известна тем, кто родом из СССР и других стран соцлагеря. Мотоциклы, узнаваемые и по сей день, ставшие классикой. Все начиналось еще до войны, в 20- х годах прошлого века в Чехословакии — стране, которой два десятка лет уже нет на карте мира. Марка Jawa существует и по сей день, но, увы, уже не так как когда-то…



На фото: основатель фирмы Франтишек Янечек; здание фабрики в Праге в районе под названием «RED FOX»

Как все начиналось

Он родился 23 января 1878 года в маленькой деревушке Кластер, в Восточной Чехии. С малых лет мальчик интересовался техникой, учился в технической школе в Праге, а потом перебрался в Берлин, где поступил в Берлинский колледж машиностроения. По окончании сего учебного заведения Франтишек Янечек – так звали будущего инженера – вернулся в Прагу, где устроился работать на мануфактуру Kolben.

Его карьера шла семимильными шагами, в 23 года он стал управляющим филиалом завода в Голландии. В начале первой Мировой войны он отправился на фронт, но вскоре был отправлен в тыл и сел за чертежи оружия. В 1922 году Янечек, обладатель нескольких десятков патентов, решает открыть собственную фабрику оружия. Здание нашлось довольно быстро – после войны на территории Чехословакии хватало полузаброшенных, но вполне крепких сооружений. Как отличный специалист своего дела, он получает хорошую финансовую поддержку и через год превращает свою некогда скромную фабрику в солидное производство.

Но в мирное время нужны и мирные вещи. Война отгремела, народ оправился от потерь военного времени, восстановил покупательскую способность, но все-таки не с былым размахом. Автомобили, например, были большой роскошью, а вот мотоциклы пришлись бы весьма ко двору. В то же время фабрика теряет крупный контракт на поставку оружия, и Янечек решает реорганизовать предприятие и перейти от оружия к мототехнике. В Германии он покупает лицензию у фирмы Wanderer на модель с 500-кубовым двигателем – Wanderer 500 cc. Кстати, название Jawa никак не связано с островом Ява — оно было образовано от двух первых букв фамилии создателя чехословацкой фабрики мотоциклов и марки «донора»: Janecek-Wanderer, Ja-Wa.


Старший брат

Дебют состоялся 23 октября 1929 года. На пути к конвейеру мотоцикл претерпел некоторые изменения, в основном внешние. Большой топливный бак каплеобразной формы, другие крылья, шины большей размерности. В остальном Jawa повторяла конструкцию своего немецкого прототипа. Она оснащалась одноцилиндровым четырехтактным двигателем с сухим картером и централизованной системой смазки под давлением, объемом 498,7 куб. см и мощностью 18 лошадиных сил. Трехступенчатая коробка передач управлялась установленным на ней рычагом, а крутящий момент передавался на заднее колесо через приводной вал с демпфером. Торможением заведовал ленточный тормоз, на том самом валу расположенный. Первые мотоциклы, показанные на Пражском автосалоне в октябре 1929 года, были выкрашены в красный цвет и украшены декоративными желтыми полосками — «нитями» по всей раме. С тех пор красный стал фирменным цветом для марки.

Экономический кризис был для новоиспеченной марки совсем некстати. Цена в 14890 крон за одноместную модель оказалась для многих слишком высокой, не говоря уже про доплату за «опции» вроде второго сиденья, и тем более за версию с боковой прицепной коляской–за нее нужно было выложить целых 17 тысяч крон! Кроме того, сразу выявились некоторые конструктивные просчеты, и пришлось оперативно вносить изменения – усиливать переднюю вилку, менять фару на импортную, производства фирмы Bosch. А заодно — снижать цену на базовую модель до 14 тысяч крон.

До 1931 года мотоцикл перенесет еще одну модернизацию (появится новый глушитель, за доплату станет доступна четырехступенчатая коробка передач), базовая модель подешевеет еще на две тысячи крон, но в планах Янечека – создание новой, гораздо более доступной модели мотоцикла. «Пятисотка» со всеми изменениями неплохо зарекомендовала себя и пользовалась устойчивым спросом — за два года было выпущено и продано 1016 машин. Часть из них оснащались коляской – мощный двигатель это позволял. Однако массовому потребителю требовалось что-то поскромнее и подешевле.


На фото: Jawa 175cc Villiers


Получился простой, но быстрый и неприхотливый мотоцикл. Цена в 6950 крон казалась вполне приемлемой для народа, а динамика 12-сильной машины позволяла и в соревнованиях участвовать. Модель быстро облюбовали поклонники быстрой езды и спортсмены, и в том же 1934 году фабрика подготовила гоночную версию мотоцикла для профессиональных соревнований – на таких чехословацкие мотогонщики Витвер и Дусил привезли к финишу шестидневных гонок в Германии каждый по золотой медали. Так становилась история марки Jawa в мотоспорте.

Впрочем, в гражданской версии Jawa 350 не снискала особой популярности – за три года было выпущено всего две с половиной тысячи экземпляров. Спортивное направление марки развивалось активно – команда Франтишека Янечека вкусила радость побед. Созданная в 1935-м году модель 350OHV не слишком сильно отличалась от простой «триста пятидесятки». Более мощный (15 л.с.) двигатель с увеличенной с 5:1 до 6:1 степенью сжатия, коробка передач с алюминиевым картером, широкие колеса – все это подняло цену на две тысячи крон, почти на треть.

Для покупателей это вовсе не стало помехой. Через два года свет увидела люксовая версия Special с богатой хромированной отделкой, иной фарой и спидометром с подсветкой. За такую просили еще на 500 крон больше. Таким образом, в 1935-ом году модельный ряд Jawa был представлен двумя моделями с двигателями 350 куб. см в трех версиях, младшей моделью Villiers с двигателем 175 «кубиков» и автомобилем.

Да-да, мало кому известно о существовании четырехколесных Jawa! Впрочем, машина не была плодом трудов чехословацких инженеров, а представляла собой лицензионную копию довоенного DKW. Позже были попытки создавать другие автомобили схожей конструкции, но выяснилось, что делать мотоциклы получается гораздо лучше.

Средний брат

Так вот в вышеупомянутом тридцать пятом году Янечек решает добавить в модельный ряд еще один мотоцикл – 250-кубовый, средненький. Модель обрела потрясающий успех! Проверенная на предсерийном прототипе конструкция сразу была доведена до ума: к примеру лицензионный двигатель Villiers с петлевым контуром охлаждения нередко перегревался, так что на серийном мотоцикле контур охлаждения был основательно доработан.

Впрочем, дорабатывались мотоциклы каждый год. Это сегодня автомобиль или мотоцикл может не меняться в течение нескольких лет, а то и десятилетий конвейерной жизни, а тогда без ежегодных модернизаций не обходились. Или просто совершенствовались быстрее? Так уже к 1937-му модельному году Jawa 250 Special имела управление переключением передач на бензобаке взамен длинного рычага, уходящего прямо в коробку, новый стильный глушитель, похожий на рыбий хвост, карбюратор Amal, превосходивший старые Villiers или Gretzin. За одиннадцать лет «двести пятидесятая» модель разошлась по всему миру в количестве 14000 штук, став визитной карточкой марки не только в Чехословакии, но и за пределами своей Родины.

«Бэйби-Ява»

В том же 1937 году в модельном ряду появляется еще одна модель – крохотный стокубовый мотоцикл. Слово «мопед» тогда скорее относилось к велосипедам с мотором, чем к самостоятельным моделям, но Jawa 100 четко попадала в их класс по мощностным и массо-габаритным параметрам. Соответственно и возрастных ограничений для управления им не действовало.

Впрочем, младшая модель по прозвищу Robot обрела популярность не только среди молодого населения, и до 1946 года разбрелась по миру в количестве 12 тысяч штук! Имя, кстати, было выбрано, как и следует в социалистическом государстве, волей народа, то есть общественным голосованием, видимо на волне популярности романа «Р.У.Р (Россмусовские универсальные Роботы)» чехословацкого писателя Карела Чапека, который это само слово «робот» выдумал.

Моделей становилось все больше. Слишком много, чтобы всем им умещаться на одной фабрике, и в 1937 году задействовали еще один завод в городе Бродце. До войны увидела свет еще одна модификация с двигателем объемом 250 «кубиков» — Jawa250 Duplex,- но их успели выпустить всего 900 штук, и еще около сотни собрали из оставшихся машинокомплектов только в 1946 году.


Война

В марте 1939 года германский рейхсканцлер Адольф Гитлер предложил президенту Чехословакии Эмилю Гаха принять протекторат Германии над Чехией и Моравией с предоставлением независимости Словакии. Гаха долго не колебался, и на следующий же день протекторат был утвержден. Чехия и Моравия были объявлены протекторатом Германии с сохранением поста президента и лица, этот пост занимающего.

Правда, президентские полномочия Эмиля Гаха были, прямо скажем, формальными, поскольку Гитлер, конечно же, начал наводить свои порядки. В протекторате главенствующей должностью являлся пост рейхспротектора, на который был назначен барон Константин фон Нейрат, в прошлом – министр иностранных дел Германии, годом ранее уволенный со своего поста за несогласие с гитлеровской внешней политикой. Тем не менее, неизвестно с какого перепугу, тем же Гитлером назначенный на ответственную работу, да еще и через недолгое время награжденный Орденом Германского орла – за большие заслуги перед Германией.

Укомплектованное германскими должностными лицами правительство сразу вычистило из своих рядов евреев, коммунистов, запретило политические партии. В период фашистской оккупации чешское население обязано было работать на фабриках, оружейных, металлургических предприятиях для снабжения германских войск оружием и техникой. Производство техники для гражданского населения было полностью исключено. Обе фабрики Jawa занимались ремонтом немецкой военной техники, а в 1945 году, уже после окончания войны, были национализированы.


На фото: Jawa Perak

Новые герои

Франтишек Янечек не увидел этого – он умер в 1941 году. Несмотря на оккупацию, запреты, нормирования и прочие фашистские ограничения, на заводе, в строжайшей тайне, создавался полностью новый мотоцикл, хотя для тех, кто работал над ним это дело в случае его огласки, вероятнее всего, окончилось бы смертной казнью. Выпуск мотоцикла смогли наладить только спустя два года, уже после окончания войны и падения протектората. На заводе еще хватало полуготовых машинокомплектов старых моделей, но именно с новой модели Jawa 250 Perak начался самый знаменательный период в истории марки.

Новая рама из труб прямоугольного сечения, внутри которой была скрыта проводка, вилка с телескопическими амортизаторами, увенчанная большой фарой с элегантно вписанным в ее корпус спидометром, хромированная облицовка топливного бака – эти черты мотоциклы Jawa сохранят надолго. Двухтактный одноцилиндровый двигатель мощность 9 л.с и объемом 248 куб.см. агрегатировался с четырехступенчатой коробкой передач. Сцепление выключалось автоматически при перемещении рычага коробки.

В первый же год выпуска с конвейера завода сошло 1360 таких мотоциклов. Через два года к «двести пятидесятой» добавилась старшая сестра – модель 350. Более мощный 12-сильный мотор понравился покупателям и пришелся весьма кстати, но этого было уже маловато. Спрос на технику начал набирать обороты и стала очевидной нехватка в модельном ряду «старшей» модели.

В 1952 году она предстала перед публикой. Внешне похожая на Яву 250 рама была усилена под более тяжелый 500-кубовый мотор и рассчитывалась на установку коляски. Двигатель, полностью новый, двухцилиндровый четырехтактный, развивал 26 л.с., и позволял разгоняться мотоциклу до 135 километров в час. А всего через год, претерпев модернизацию, этот двигатель стал мощнее на две «лошадки», тем самым обеспечив максимальную скорость в 147 км/ч.


На фото: Jawa 500 OHC

Jawa 500 OHC простояла на конвейере шесть лет. Спрос на тяжелый мотоцикл был явно меньше, чем на доступные «народные модели». Не сказать, что модель была провальной, но и гордиться было особо нечем. Больше таких «больших» мотоциклов завод не выпускал, да и от четырехтактных двигателей по окончании ее выпуска отказался вообще.

Новые модели с двигателями 250 и 350 куб. см. увидели свет в 1953 году. Принципиальных отличий от прежней модели не было. Двигатель остался прежним, но в ходовую часть был внедрен ряд новшеств. Один из них – качающаяся задняя вилка, которая позволила увеличить ход задней подвески и сделать ее мягче. Впрочем, модернизации двигателя долго ждать не пришлось – уже к 1955 году общество заявило о своем желании ездить на более мощных мотоциклах.

Надо заметить, мотоциклы такие у других производителей были. Так что на чехословацком заводе не стали ждать, пока покупатели начнут смотреть в сторону других марок, и с того же объема двигателя научились снимать ощутимо большую мощность – 12 л.с. у модели 250, и 16 л. с. у модели 350 (против 9 и 12 сил соответственно). Однопедальная конструкция пуска двигателя и переключения передач, еще пару лет назад предлагаемая только на экспорт, стала для этих моделей стандартной. Тормозные механизмы были расположены внутри ступиц колес, что позволило сделать тормозные колодки во всю ширину ступицы и таким образом повысить их эффективность.

Символ эпохи

Следующее поколение тоже было представлено моделями 250 и 350, и внешних отличий у них было не так много. Но именно этой модели посвящена наша статья. Поколение с заводским индексом 559/02 (для модели Ява-250) и 354/06(модель 350 соответственно) и к истории относить сложно – на территории бывшего СССР их сохранилось достаточно, немалая часть и сейчас на ходу.


Пожалуй, эти мотоциклы, как их современники – автомобили ГАЗ-21 Волга или Москвич-408, стали символом той эпохи, сохранившимся до наших дней. Мотоциклы образца 1962 года отличались от предыдущих моделей и с эстетической, и с практической точки зрения.

Фирменный темно-красный цвет, обилие хрома, но больше всего привлекает форма передней фары, корпус которой представляет единое целое с основаниями ручек руля. Большое двухместное седло откидывалось только после отпирания замка, чтобы никакой злоумышленник не похитил расположенный под ним аккумулятор или какой-нибудь инструмент. Откинутое седло также открывало доступ к фиксаторам крышек боковых ящичков, снаружи их открыть тоже не представлялось возможным. Практично.

Двигатель объемом 350 куб. см серьезных изменений по сравнению с прежним поколением не претерпел, стал лишь на две силы мощнее (18 л.с.) за счет модернизации газораспределительного механизма, а вот «младший» двигатель доработали заметно. Оптимизировали систему охлаждения, появился новый карбюратор. Глушитель присоединялся за счет резьбового соединения.

Поначалу конструкторы решили избавиться от одного «лишнего» подшипника распределительного вала, их у всех других двигателей Jawa было три – один со стороны генератора и два со стороны коробки передач. Однако экономия вышла боком — удешевление конструкции на этапе производства оказалась менее ценна, чем надежность в процессе эксплуатации и к концу 1964 года третий подшипник вернули на положенное место.


К тому времени подоспели и общие для обеих моделей модернизации – изменилась конструкция передней вилки, усилен и дооснащен гасителями крутильных колебаний привод заднего колеса. Кроме того, за два года с начала производства появились жалобы владельцев на недолговечное сцепление. Конструкцию узла пришлось переработать, отныне оно выполнялось преимущественно из штампованных деталей, достоинством которых помимо прочности были также простота и дешевизна в производстве.

Модели последней генерации носили индекс 559/04 (Ява-250) и 360 (Ява-350). Пожалуй, это был самый массовый и конструктивно совершенный для своего времени мотоцикл чехословацкой марки. С 1962 по 1973 год, претерпев минимум модернизаций, мотоцикл находил своих покупателей и на внутреннем, и на внешнем рынке, в том числе и в Советском Союзе.

Кто хоть немного успел пожить в СССР, может вспомнить, как часто встречалась вишневая Ява на дорогах, во дворах, в городах и деревнях… А у кого-то из читателей был такой мотоцикл, с коляской или без, с мотором 250 или 350 «кубиков» — пожалуй, не важно. Ведь на фоне отечественных моделей Ява выглядела явно предпочтительнее. Как-никак, иномарка, по сути – единственно доступная новая иномарка. Отношение к этим мотоциклам было соответствующее.

В годы советского дефицита любая вещь была холена и лелеяна, а уж автомобиль или мотоцикл — подавно. Так они сохранились до наших дней, не все в первозданном виде, но вполне подлежащие реставрации. Этим благородным делом занимается Санкт-Петербургский Ява-Клуб. За последние несколько лет силами энтузиастов было отреставрировано несколько различных моделей, таких как серия 353, 354, 559, 360 или более поздние 634 и 638. Все они на ходу и нередко выезжают покрасоваться на дороги города, для участия в пробегах, мероприятиях, выставках. Есть на что посмотреть!


На фото: современные модели мотоциклов Ява на выставке Мотопарк 2011

Ява – марка мотоциклов, знакомая нам с юных лет. Кто из нас не мечтал прокатиться на этом роскошном звере? Каждый подросток хотел однажды собрать денег, и купить это красивое и блестящее произведение мотоциклетного гения.

Тогда мы видели все эти Судзуки и Кавасаки только по телевизору. А Ява была той вожделенной реальностью, приблизиться к которой мог каждый.

История развития производства

Продажа мотоциклов Ява в СССР шла очень успешно. И причиной было то, что они на голову превосходили все марки советской техники, производимой в те времена.

Производство этого мотоцикла проходило в Чехословакии, а названию он обязан фамилии главы компании – Франтишеку Яничеку и фирме Вандерер, у которой он и приобрёл все права и лицензии.

Впервые Яничек выпустил мотоцикл под маркой «Ява» в 1929 году. Сейчас уже вряд ли кто-то, кроме ценителей знает, как выглядела эта модель. К тому же, первый блин получился, как всегда, комом, и мотоцикл не обрёл успеха. Зато следующее детище чеха, созданное в 1931 году – 175-кубовый лёгкий мотоцикл, стало популярным. Три года спустя появилась модель с 4-тактным двигателем, объёмом 350 см3, а в 1937 выпустили очень интересный мотовелосипед, получивший необычное название Ява-Робот.

После того, как в Чехию вошли немцы, работы на заводе не прекратились. Начался выпуск двухтактных двигателей на 250 и 350 кубов.

В 1945 году, когда страна была освобождена от оккупантов, завод перешёл в государственную собственность. Год спустя Ява 250 нового образца получила золото на выставке в Париже.

Мотоцикл Ява не раз становился победителем в спидвее и мотокроссе. Чемпионаты мира выигрывались без особых проблем. Пиком славы стали 60-70 годы. На Яве выступали такие известные личности в мире спидвея, как Барри Бригс, Оле Ольсон и Айвен Мейджер. Не забываем мы и про кроссовые мотоциклы, которые массово выпускались в 70-80 годы и имели немалую популярность.

Во все времена мотоциклы этой компании славились своим высоким качеством и отличными характеристиками.

Ява с двигателями объёмом 250 и 350 см3 выпускаются до сих пор.

Мотоцикл Ява 350-634 пошёл в серийное производство к 1973 году. Это одна из самых популярных моделей в странах соцлагеря. Она имела не только прекрасные ходовые характеристики, но и превосходный дизайн. К слову, далеко не все в кусе, что в начале восьмидесятых эта модель Ява 350 пережила своеобразное перерождение и превратилась в то, что мы сегодня знаем, как мотоцикл Ява 638.

Эта техника была настолько знаменитой, что не раз попадала в советский кинематограф. Причём, в самые известные киноленты. 350 – ка с коляской попала в фильм «Бриллиантовая рука». На ней ездит герой А. Миронова. А Караченцов водит Jawa 634 в фильме «Приключения Электроника».

Ява всегда была живой легендой. И если какой-нибудь становился героем анекдотов, то эта техника всегда ценилась. За 350-кой стояли очереди, потому, многие предпочитали покупать мотоцикл с меньшим объёмом двигателя, чтобы просто не ждать так долго.

Эта компания производила как отличные спортивные мотоциклы, так и надёжные модели для городских поездок.

Развал СССР сильно ударил про производству, но чудо случилось, и завод смог выстоять, сохранив производство. Начался выпуск моделей с двигателями Хонда и Rotax большей мощности.

В 2007 году появился очень интересный новый мотоцикл Jawa 250 Travel.
Простой по дизайну и созданный на базе Ява 350, он получился очень надёжным и качественным.

Машина получила 2-х цилиндровый четырёхтактный двигатель, мощностью 13 кВт, при 7500 об/мин. Скорость – 120 км/ч.

Хороший мотоцикл для поездок по городу и просёлочным дорогам приличного качества. Если не пытаться утопить машину в грязи, она показывает себя весьма неплохо. Jawa 250 Travel – надёжная рабочая лошадка, которая прослужит вам верой и правдой много лет. Эти мотоциклы Ява новые и достаточно современные. Здесь хорошая подвеска, удобное управление, качественные тормоза – передние дисковые, задние – барабанного типа.

Со времён советской славы прошло немало лет. Тогда заводу удалось продать более миллиона 250-ти и 350-ти кубовых мотоциклов в нашу страну. С тех пор Ява переоборудовала производство в Чехии, открыла дилерские центры во многих странах. Старые классические модели по-прежнему популярны в мире, а новые обретают известность.

Даже на самый современный мотоцикл Ява цена ниже, чем на японскую, или корейскую технику.

Видео-история мотоциклов Ява:

Актуальная информация по моделям

Расскажем о том, какие модели можно приобрести сейчас, и чем они интересны:

  • JAWA 125 Dandy. Дэнди – простая классика и один из самых продаваемых на сегодня мотоциклов компании в классе 125 кубиков. Простота, удобство и надёжность сочетаются в этой модели и делают её привлекательной для тысяч покупателей во всём мире. Он оснащён одноцилиндровым четырёхтактным двигателем с воздушным охлаждением. Мощность агрегата 9,4 кВт при 8200 оборотах в минуту. Оснащён электростартером. Коробка очень даже приличная, пятискоростная. Тормоза надёжные, дисковые. Максимальная скорость этого мотоцикла – 108 км/ч. Ява мотоцикл видео обзор можно посмотреть в конце статьи.

  • К восьмидесятилетию предприятия была выпущена юбилейная модель 350-кубового мотоцикла, JAWA 350 Lux. К юбилею мотоцикл обновили не только внешне. Он получил новую тормозную систему. По-прежнему хорош 17-киловаттный двухцилиндровый двигатель с 4-ступенчатым полуавтоматом в комплекте. Хороша и подвеска. Передняя имеет ход 150 мм, а задняя – 80 мм. В целом, это классическая 350-ка, в меру хромированная и без каких-то явных недостатков. Всё-таки, к юбилею инженеры постарались и сделали действительно отличный мотоцикл. Продажа мотоцикла ра 350 люкс шла довольно неплохо. Мотоцикл и сейчас очень популярен в кругах ценителей марки.
  • Ещё один мотоцикл Ява новый и очень интересный тоже стоит вспомнить в нашем обзоре. Это Ява 650 Dakar образца 2010 года. Лёгкий, с хорошими тормозами и достаточно быстрый (165 км/ч), он заслуживает внимания. Этот мотоцикл относится к классу эндуро и обладает отличными внедорожными качествами. Двигатель одноцилиндровый, четырёхтактный, мощностью 47,5 л.с при 6500 об/мин. Передний амортизатор – телескопическая вилка 150 мм. Передний тормоз – двухдисковый, задний – однодисковый.

Мотоцикл Ява фото которого вы видите ниже, это тот самый Dakar.

Возможно, современная Ява – не самый быстрый мотоцикл в мире, и не самый совершенный из существующих, но в наших сердцах он навсегда останется лучшим в своей эпохе.

Известно, что правительство Чехии оказало финансовую помощь руководству предприятия, и в ближайшие годы можно ждать новые модели.

Несомненный плюс этой торговой марки в нашей стране в том, что запчасти на мотоцикл Ява до сих пор производятся и поставляются к нам, стоят недорого и доступны в большинстве сервисов.

Благодаря этому, до сих пор велик спрос даже на старые модели, возраст которых – двадцать и более лет. В России и Украине до сих пор сохранились тысячи классических мотоциклов, привезённых в период 70 – 90 годов 20-го столетия.

Профессиональный ремонт мотоциклов Ява, выполненный в хорошей мастерской, может продлить и без того долгую жизнь этого чуда инженерной мысли.

Существует немало легендарных мотоциклов. Американцы назовут вам Harley-Davidson, англичане – Royal Enfield, итальянцы – Moto Guzzy… На территории бывшего постсоветского пространства, включающей в себя страны восточной Европы, таким мотоциклом, безусловно, является Ява 350.

Сегодня, зайдя на сайт компании, там можно обнаружить адаптированные под современные требования модификации, вроде Jawa 350 Replica или Jawa 350 Premier. Легендарная марка продолжает пользоваться популярностью. Но чтобы понять причины этой популярности, следует обратиться к её истокам, познакомиться с Явой поближе.

Движение вперёд

Мало кто знает об этом, но история мотоцикла с таким названием началась ещё в 1934 году. Появившийся в то время байк оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 12 л. с., четырёхступенчатой КПП, имел вес 125 кг. и разгонялся до скорости 100 км/час. Он участвовал в международных соревнованиях и побеждал, доказывая своё качество. Назывался он – Jawa 350 SV.

Война внесла свои коррективы в планы чешского производителя, и модель, получившая индекс Ява 350 тип 12, появилась только в 1948 году. В силу определённых обстоятельств, она недолго продержалась на конвейере. Широкому российскому потребителю довелось познакомиться уже со следующей модификацией – Ява 350 354/06, запущенной в производство в 1954 году. Именно эту удачную машину следует считать первой строкой в истории успеха популярной марки в нашей стране.

Достойные характеристики Ява 350

Байк, в отличие от предшественников, получил двухтактный двухцилиндровый двигатель объёмом 350 куб. см, имеющий воздушное охлаждение. Мощность возросла до 16 л. с., а в поздних версиях, после установки нового карбюратора, до 18 л. с.

К слову сказать, карбюратор Ява 350 модифицировался впоследствии неоднократно. Максимальная скорость составляла 115 км/час (при прямой посадке мотоциклиста). Барабанные тормоза работали надёжно, а передняя и задняя вилки с телескопическими амортизаторами обеспечивали комфортное передвижение по дорогам с твёрдым покрытием.

Особенно заметно это стало в 1958 году, когда амортизаторы конусного типа заменили на поршневые. Напряжение батареи и генератора, используемых для работы электрооборудования мотоцикла Ява 350 – 6 вольт. Масса – 139 кг. Расход, по тому времени, был весьма умеренным – 3,6 литра.

Внешний вид модели не просто соответствовал веяниям того времени, а был прогрессивным и хорошо продуманным. Именно на модификацию 354/06 усадил Виктора Цоя автор памятника знаменитому рок-музыканту, Алексей Благовестнов. В качестве элемента монументальной композиции старушка Ява выглядит очень гармонично.

Совершенству нет предела

В 1964 году, после проведённой модернизации, Ява 350 получила новое обозначение — Kývačka Automatic typ 360/01. Основные характеристики, такие как мощность и максимальная скорость, остались на прежнем уровне.

А вот переключать передачи, за счёт установки полуавтоматического сцепления, стало значительно удобнее. Изменили конструкцию оптических элементов. Подкорректировали форму крыльев. Популярность Ява 350 росла и, несмотря на довольно высокую стоимость техники, в магазинах за ней выстраивались очереди.

Эту модель уже смело можно назвать культовой. Её тюнинг – не лучшее решение. Немало любителей истории мототехники желают заполучить в свою коллекцию раритетов мотоциклы Ява 350 354/06 и 360/01.

Редкие и красивые

Не следует думать, что чешская мототехника продавалась исключительно в восточной Европе. Продукция Jawa поставлялась и на запад. В 1969 году была разработана экспортная модификация Jawa 350 Californian IV typ 362, 363, отличавшаяся оригинальным дизайном. Но произведено таких машин было относительно немного.

Ещё чуть позже, в 1970 году, выпустили модификацию Jawa 350 UŘ typ 633/1 Bizon, характерными чертами которой стали специфической формы топливный бак и обилие отделений для хранения инструмента и багажа. Сегодня такой байк – большая редкость, и если в вашем распоряжении оказалась подобная модель, то, в отличие от какого-нибудь станет просто безумием.

Следующий шаг

Но время брало своё, и руководство чешской компании решилось на серьёзные изменения. В 1973 году любители мототехники получили возможность познакомиться с Ява-350 тип 634. На новом байке изменили конструкцию рамы и серьёзно переработали конструкцию двигателя, увеличив мощность до 23 л. с.

Максимальная скорость, указанная в техническом описании, несмотря на прибавку в весе до 160 кг, возросла до 125 км/час. Правда, больше стал и расход топлива, составив 4,5 литра бензина на сотню километров при скорости 80 км/час. Достоинствами модели стали:

  1. Лёгкость в управлении и устойчивость на высоких скоростях что, в сочетании с комфортной подвеской и удобной посадкой, благоприятно сказывалось на утомляемости мотоциклиста. Преодолеть за рулём значительное расстояние можно было без проблем.
  2. Эксплуатационная надёжность и солидный ресурс конструкции.

Основным недостатком считалась высокая цена.

Близкое родство

Почти одновременно с этой моделью появился мотоцикл CZ 350, отличавшегося конструкцией рамы, формой топливного бака, настройками подвески. Если Ява 350 с коляской была нормальным явлением, то Чезет 350 продавался только в одиночном варианте. Модель, производимую на предприятиях Сeskа Zbrojovka было принято считать более спортивной, хотя она и имела схожие с Ява 350 характеристики.

Новые стандарты

В 1984 году в производство пошла новая модификация – тип 638. Изменения коснулись силового агрегата. Изменили профиль и проходное сечение каналов впуска и выпуска, улучшив продувку цилиндров. Двигатель Ява 350 получил алюминиевый блок цилиндров и облегчённые поршни. Мощность возросла до 27 л. с., а расход топлива снизился до 4,2 литра. Максимальная скорость осталась без изменений.

Важным нововведением стала установка электрооборудования, работающего при напряжении 12 вольт. Новая 12-и вольтовая система позволила существенно уменьшить массу генератора и других электрических компонентов. Предпринятые меры привели к снижению веса до 149 кг. Именно по мотивам этой модели сегодня выпускается Jawa 350 Replica.

За время производства дизайн на этих явах несколько раз корректировался. Изменялась форма и отделка топливного бака. На руль был установлен небольшой обтекатель. Каким бы изменениям ни подвергалась Ява 350, технические характеристики находились на высоком уровне.

Перед кризисом

Дальнейшим развитием модели стала Jawa 350 typ 639, запущенная в производство в 1990 году и уже спустя год уступившая место на конвейере модификации Ява 350 640. К особенностям этой машины следует отнести появившийся в поздних версиях дисковый передний тормоз.

Серьёзного изменения технических параметров не произошло. Это была последняя модификация, выпуск которой был налажен до распада СССР. Что до Ява 350 спорт, то, вопреки расхожему мнению, такой вариант никогда не производился. Приставки спорт удостаивались только мотоциклы с объёмом двигателя 250 куб. см.

Ява сегодня

В начале 90 годов XX века для чешского производителя мототехники, как и для многих предприятий на постсоветском пространстве, наступили тяжёлые времена. И всё же фирма осталась на плаву. Не в последнюю очередь – благодаря большому количеству поклонников Ява 350.

Компания продолжает не только производить мотоциклы, но и поставлять их в Россию. Часть представленных в каталоге моделей являются прямыми наследниками былой славы бренда:

  1. Jawa 350 Premier – дорожный байк, который, в качестве опции может оснащаться электрическим стартером. Внешность машины изменили в соответствии с современными представлениями о дизайне, но опытный глаз наверняка распознает под новомодным макияжем знакомый российскому потребителю Ява 350 640. Такой вот Премьер!
  2. Ява 350 люкс, как и Jawa 350 Premier, это тоже реинкарнация выпускавшейся в 1991 году модели. Модификация получила в качестве оснащения оригинальной формы топливный бак, цифровую панель приборов и закреплённый на багажнике пластиковый кофр.
  3. Jawa 350 Replica. Тут и говорить ничего не надо. Модификация не только создана на агрегатах классических мотоциклов Ява 350, но и стилизована под модели времён расцвета фирмы.

Популярность производимых компанией реплик довольно велика. Главное для этих моделей не скорость, а надёжность, комфорт и узнаваемость. Завидев подобную технику в потоке транспорта, многие иногда полагают, что это тюнинг.

Копия или оригинал?

Впрочем, и Jawa 350 Premier, и Jawa 350 Replica едва ли удовлетворят истинного ценителя продукции легендарной марки. Зачем им копии, когда есть возможность приобрести оригинал? Ведь в нашей стране ещё можно найти и восстановить до оригинального состояния классические мотоциклы Ява. И тюнинг здесь неуместен!

Если же вы всё-таки хотите заняться переделкой какой-нибудь мототехники по своему вкусу, то на нашем сайте вы сможете узнать про – советского мотоцикла, массово выпускавшегося на заводе имени Дегтярёва в городе Ковров.