Ушастый запорожец. Для всех и обо всем. «Запорожец» с новым кузовом

Учитывая опыт Афганистана, для сухопутных войск Советского Союза было разработано буксируемое 120-мм орудие 2Б16 «НОНА-К».
Орудие 2Б16 «Нона-К» создано на базе артиллерийской части 2А51 самоходного орудия 2С9 «Нона-С», созданного ЦНИИ точного машиностроения совместно с Пермским машиностроительным заводом ОАО «Мотовилихинские заводы» в 1970-х годах. Руководитель работ Ю. Калачников.
Испытания орудия 2Б16 «Нона-К» проводились на Ржевском полигоне в 1984-1986 годах и в 1986 году было принято на вооружение Советской Армии, предназначалось для вооружения артиллерийских дивизионов десантно-штурмовых бригад.


2Б16 «Нона-К» является универсальным орудием, сочетающим свойства миномета и легкой гаубицы. Орудие 2Б16 «Нона-К» имеет ствол длиной 24,2 калибра, состоящий из трубы, дульного тормоза и казенника. Труба имеет 40 нарезов постоянной крутизны, многокамерный дульный тормоз поглощает до 30% энергии отката. Противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник), размещены над стволом. Затвор комбинированный, полуавтоматический с клиновым запирающим механизмом и пластическим обтюратором пороховых газов.

Подъемный и поворотный механизмы верхнего станка лафета позволяют наводить орудие 2Б16 «Нона-К» на цель в вертикальной плоскости в рекордно широком диапазоне углов от -10° до +80°. Угол горизонтальной наводки равен 60°. На верхнем станке лафета смонтировано легкое щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин. Нижний станок лафета двухстанинный.
При переводе орудия 2Б16 «Нона-К» из походного положения в боевое разведение станин производится автоматически (сведение - с помощью лебедки). Для обеспечения жесткого контакта с грунтом на огневой позиции орудие с помощью гидравлического домкрата опирается на поддон (центральную опору), а колеса вывешиваются.


При необходимости смены огневой позиции орудие 2Б16 «Нона-К» может перекатываться силами расчета с использованием небольших вспомогательных катков, смонтированных на концах станин.
Для обеспечения жесткой связи с грунтом на огневой позиции «НОНА-К» имеет домкрат. В отличие от самоходного варианта ствол снабжен дульным тормозом, поглощающим до 30 % энергии отката.
По штату 120-мм орудие 2Б16 «Нона-К» буксирует автомобиль ГАЗ-66, но с этой задачей справляется и УАЗ-469. Это орудие отличает малая боевая масса (1,2 т.), низкая высота линии огня (0,66 м), небольшие габариты, непревзойденная гибкость огня, характеризуемая широким диапазоном дальности стрельбы.

Для стрельбы из орудия 2Б16 «Нона-К» используется исключительно широкая номенклатура боеприпасов. Специально для орудия этого типа разработаны артвыстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами с готовыми нарезами на ведущем пояске. Предназначенные для стрельбы из орудия осколочно-фугасные снаряды ОФ-49 и ОФ-51 устроены одинаково, только ОФ-49 имеет стальной корпус и содержит 4,9 кг взрывчатого вещества A-IX-2, а у ОФ-51 чугунный корпус и 3,8 кг A-IX-2.


По эффективности действия эти снаряды приближаются к 152-мм гаубичным гранатам. Например, скорость разлета осколков снаряда ОФ-49 - 1800 м/с, количество осколков - более 3500 шт. (массой от 0,5 до 15 кг). Обеспечивается пробитие стальной брони толщиной 8 мм на удалении от точки разрыва 15-20 м и толщиной 12-14 мм - на удалении от точки разрыва 7-10 м. Толщина пробиваемой брони из легких сплавов в 2-3 раза выше.

Для стрельбы из 2Б16 «Нона-К» используется и активно-реактивный снаряд (ОФАРС) ОФ50, он предназначен для поражения удаленных целей. Снаряд имеет миниатюрный реактивный двигатель, который включается через 10-13 секунд после вылета снаряда из ствола. Дальность стрельбы активно-реактивным снарядом - 13 км.
Для борьбы с легкобронированными и важными малоразмерными целями из орудия 2Б16 «Нона-К» можно вести стрельбу управляемыми (корректируемыми) снарядами «Китолов-2», наведение которых на цель осуществляется с помощью лазерного целеуказателя.
Всего выпущено 188 орудий.


Характеристики орудия 2б16 «Нона-К»
Калибр, мм: 120;
Боевой расчет, чел.: 5;
Масса орудия, кг: 1200;
Габаритные размеры, мм: длина в боевом положении – 4570, ширина – 1790, высота в походном положении – 1350, высота линии огня – 660;
Длина ствола, мм (клб): 2900 (24,2);
Число нарезов: 40;
Боевая скорострельность, выстр./мин: 8-10 ;
Начальная скорость снаряда, м/с: кумулятивного – 560, осколочно-фугасного – 367, мины – 109;
Дальность стрельбы, м: максимальная ОФС (ОФМ) – 8700, максимальная ОФАРС – 12800, минимальная ОФС – 1700, минимальная миной – 400;
Применяемые боеприпасы: 843Б, ЗВОФ-49, ОФ-50, ОФ-51 и др.;
Вес снаряда, кг: до 25;
Углы наведения, град.: в вертикальной плоскости – от -10 до + 80, в горизонтальной плоскости - ± 30;
Прицел: 1П9

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Нона

самоходное орудие для ВДВ


В советские времена командование вооружённых сил СССР уделяло большое внимание развитию воздушно-десантных войск. При этом оно не могло не понимать, что для эффективного применения этого рода войск они должны быть оснащены собственной самоходной и авиатранспортабельной артиллерией.
Уже в первые послевоенные годы авиадесантные самоходные артиллерийские установки и
, предназначенные для борьбы с танками противника . Однако десантникам требовались и более универсальные самоходки.
Поэтому в середине 60-х годов в СССР началось проектирование принципиально новой боевой машины десантных войск БМД-1. На ее основе решили разработать и самоходку, получившую название 2С2 Фиалка.
Первые три опытные САУ были изготовлены в феврале 1968 года и поступили на испытания. Проект оказался неудачным: использование мощного 122-мм артиллерийского орудия, заимствованного от САУ , привело к тому, что шасси БМД-1 не выдерживало перегрузок при стрельбе, и испытания пришлось прекратить. Кроме Фиалки, также на базе БМД-1, для ВДВ был разработан и самоходный 120-мм казнозарядный миномет 2С8 Ландыш. Но и он не был принят на вооружение.
Примерно в то же время на вооружение ВДВ был принят и гусеничный десантный бронетранспортер БТР-Д. Его главным отличием от БМД-1, на основе которой он создавался, было отсутствие поворотной башни и удлиненное на один каток шасси, что позволило повысить грузоподъемность.

В это же время под руководством доктора технических наук Авенира Новожилова конструкторами из ЦНИИ Точного машиностроения, что в подмосковном Климовске, совместно со специалистами знаменитой Мотовилихи в Перми, было создано принципиально новое 120-мм нарезное орудие 2А51 для непосредственной поддержки сухопутных войск. Это позволило разработать и в 1981 году принять на вооружение ВДВ универсальную артиллерийскую систему, совмещающую в себе функции пушки, гаубицы и миномета. Самоходное артиллерийское орудие получило название 2С9 НОНА-С . По одной из легенд, всегда возникающих при создании нового оружия, НОНА – не имя женщины, а аббревиатурное сокращение названия – Новое Орудие Наземной Артиллерии.



Даже для сегодняшнего времени НОНА-С – уникальная артиллерийская система, сочетающая в себе свойства орудий различных видов и предназначенная для непосредственной огневой поддержки подразделений воздушно-десантных войск на поле боя. Возможности САО позволяют применять его не только для поражения живой силы и разрушения оборонительных сооружений противника, но и вести борьбу с танками, для чего в состав боекомплекта входят различные боеприпасы.
В первую очередь, это специальные осколочно-фугасные артиллерийские снаряды с готовыми нарезами на ведущем пояске; такими снарядами можно стрелять на дальность до 8,7 км, а их невысокая начальная скорость (367 м/с) позволяет вести стрельбу с большой крутизной траектории. Эффективность осколочного действия таких снарядов приближается к эффективности обычных 152-мм осколочно-фугасных снарядов отечественных и зарубежных гаубиц.
Важной характеристикой орудия непосредственной поддержки войск на поле боя является его наименьшая дальность стрельбы: для снаряда она составляет 1,7 км, а для мины – 400 м. Поэтому в боекомплект самоходки могут входить обыкновенные 120-мм минометные мины – осколочно-фугасные, осветительные, дымовые и зажигательные. Прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасной миной – 7,1 км. Так как при действиях в тылу противника не всегда можно рассчитывать на своевременный подвоз боеприпасов, то в самоходном орудии предусмотрена возможность использования 120-мм осколочно-фугасных мин от минометов армий других стран. Это позволяет оказать поддержку своих войск с огневых позиций, находящихся в боевых порядках пехоты.

Кроме снарядов и мин, в боекомплект самоходки входят активно-реактивные снаряды. Они имеют специальный реактивный двигатель, который позволяет повысить дальность стрельбы до 13 км.
Последние разработки отечественных конструкторов позволили создать управляемые (самонаводящиеся и корректируемые на траектории) снаряды для артиллерии, которые наводятся на цель с помощью лазерного целеуказателя, атакуют ее в самое незащищенное место, сверху, и поражают танк с вероятностью 0,8-0,9. Такие снаряды под названием Китолов-2 могут использоваться и в самоходке НОНА. Дальность стрельбы Китолова достигает 9 км.
Для борьбы с бронетехникой могут использоваться не только высокоточные боеприпасы, но и обычные кумулятивные снаряды. Относительно большая начальная скорость такого снаряда (560 м/с) обеспечивает ему высокую точность стрельбы по бронированным целям на дальности до 1000 м, а способность пробить более 600 мм стальной брони позволяет, при необходимости, бороться и с основными танками противника.
Поскольку заряжание такого оружия при больших углах возвышения, особенно характерных для стрельбы по-миномётному, довольно трудоемкое занятие, то его снабдили специальным пневматическим механизмом досылания.
Ствол орудия 2А51 представляет собой трубу соединённую с казёнником муфтой. В казённике расположен вертикально-клиновой завтор с затворной рамой, на которой закреплён пластический обтюратор пороховых газов. Рама жёстко соединена с пневматическим цилиндром, приводящим её в движение с помощью сжатого воздуха. Основной функцией рамы является досылка выстрелов в камору. Выстрел из орудия может производиться как в ручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Для первого заряжания справа на казённике расположена рукоятка ручного открывания клина. Люлька сварная, в цилиндрической части расположены места крепления штоков противооткатных устройств, электровоздушных клапанов и сектора подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. Конструкция ограждения сварная из алюминиево-магниевого сплава. На ограждении установлен размещены элементы ударно-спускового механизма, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката веретённого типа, шток которого закреплён в люльке, а цилиндр в казённике орудия, и из пневматического накатника, размещённого в расточке казённика. Для соблюдения установленного режима стрельбы на орудии размещено электрооборудование сигнализирующее о перегреве ствола, а также механизмы блокировки. Для предотвращения загазованности боевого отделения, орудие 2А51 снабжено пневматической системой принудительной продувки ствола.
Необходимость десантирования самоходки парашютным способом потребовала сделать самоходку легкой. Поэтому бронекорпус самоходки выполнен из алюминиевых сплавов, но тем не менее он защищает экипаж и оборудование от ружейно-пулеметного огня.

Рабочее место наводчика оборудовано сиденьем с откидной спинкой, регулируемым по высоте и расстоянию относительно прицела. Рабочее же место заряжающего оборудовано съемным сиденьем и откидывающейся подножкой. Каждым член экипажа имеет свой люк в крыше корпуса.
В качестве силовой установки используется дизельный двигатель 5Д20 производства Барнаултрансмаша. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и таком же оде поршня этот V-образный 6-цилиндровый двигатель имеет 15,9литвый рабочий обём. Его 240-сильная мощность и гидропневматическая подвеска обеспечивают самоходному орудию большую подвижность – максимальную скорость по шоссе до 60 км/ч, а на плаву до 9 км/ч. Управляемая подвеска обеспечивает не только плавность хода, но и дает возможность изменять величину дорожного просвета: при необходимости высоту самоходки можно уменьшить на 35 см.
Опыт боевого применения этой установки, в том числе и в Афганистане, показал ее высокую надежность:
НОНА-С своим огнем не раз выручала наших десантников. Поднятый почти в зенит ствол позволял решать в горах такие задачи, с которыми не могли справиться гаубицы и пушки. Однако там же, в Афгане, выявились и некоторые недостатки самоходки НОНА. В частности, гусеничный движитель забивался мелкими камнями и часто выходил из строя.

Поэтому в дополнение к самоходному варианту специально для оснащения мотострелковых батальонов сухопутных войск было разработано и в 1986 году принято на вооружение буксируемое орудие 2Б16 НОНА-К.
Артсистема была снабжена мощным дульным тормозом, поглощающим до 30% энергии отката, что позволило сделать орудие относительно легким, весом всего 1200 кг. В боевом положении колеса орудия вывешиваются, а само оно опирается на специальный поддон. На марше станины складываются и закрепляются под стволом, что делает орудие довольно компактным. Буксирует НОНУ-К автомобиль ГАЗ-66, но в случае необходимости можно использовать и
. На поле боя расчет орудия может перекатывать его вручную, для чего на концах станин имеются катки.
Кроме буксируемого варианта НОНЫ, конструкторами в Перми под руководством Юрия Калачникова был создан и с 1990 года начал поступать на вооружение еще один вариант этого орудия - 2С23 НОНА-СВК.


Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Запорожский автозавод благодаря «незалежным» бездарям сейчас находится на грани закрытия. А было время, когда предприятие выпускало сотнютысяч машин в год… А первенец завода, «горбатый Запорожец», стал самым популярным «автомобильным» героем советских анекдотов.

После революции 1917 года Запорожский завод «Коммунар», возникший на площадях заводасельскохозяйственных машин Абрагама Коопа, продолжал сохранять свой профиль. Он занимался выпуском машин для сельского хозяйства. В частности, здесь производили первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар», благодаря освоению которого Республика Советов смогла отказаться от импорта таких машин. Ситуация изменилась в 1960 году, когда завод был переименован в автомобильный и начал выпуск малолитражек «Запорожец».


Первая модель завода, ЗАЗ-965, была разработана на заводе «Москвич». Взяв за основу итальянский FIAT-600 , конструкторы создали свою версию на его тему, получившую индекс Москвич-444. Машина изменилась как по агрегатной базе, так и внешне. Из двухобъёмного фастбека она превратилась в трёхобъёмный седан. Малолитражка была нужна народному хозяйству, но выпускать её на и без того перегруженном конвейере «Москвича» было нереально.


Тогда и было принято решение о производстве нового автомобиля в Запорожье, а двигателей для него — в Мелитополе. Первые ЗАЗ-965 (такой индекс получил новый автомобиль) сошли с конвейера в 1960 году. Машина имела расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения мощностью 23 л.с., скомпонованный в один узел с коробкой передач и приводом ведущих задних колёс. За счёт отсутствия карданного вала, салон автомобиля получился относительно просторным. При этом габаритная высота была небольшой, а центр тяжести располагался низко, что положительно сказалось на устойчивости и проходимости.


В народе ЗАЗ-965, благодаря выступающему сзади округлому капоту, сразу же окрестили «горбатым». С 1962 по 1969 годы выпускалась версия ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 с увеличенной до 27 л.с. мощностью.


На смену «горбатому» ЗАЗ-965 в 1966 году пришёл ЗАЗ-966, названный народом «ушастый» за характерную форму боковых воздухозаборников. Машина имела более современный кузов «седан», но компоновка осталась прежней: заднемоторная, заднеприводная.


Первоначально автомобиль имел модифицированный двигатель предыдущей модели МеМЗ-966В мощностью 27…30 л.с., но с 1967 года стал оснащаться новым 40-сильным мотором МеМЗ-968. Впрочем, на некоторые модификации (в частности, для инвалидов), продолжали устанавливать двигатель 966В.


Помимо характерных «ушей» воздухозаборников системы охлаждения двигателя, ЗАЗ-966 имел хромированную фальш-радиаторную решётку спереди, а также новую эмблему: стилизованное изображение плотины ДнепроГЭСа с буквами ЗАЗ, вписанные в пятиугольник. Выпуск ЗАЗ-966 продолжался до 1972 года.


В 1972 году завод освоил новую модель — ЗАЗ-968. Внешне от предшественника его можно было отличить по угловым поворотникам спереди и отдельным сигналам заднего хода. Однако в целом кузов остался прежним, сохранив характерные «уши»-воздухозаборники.


В 1971 году на экраны вышел мега-популярный мультфильм про крокодила Гену и его друзей, и после этого ЗАЗ-968 получил второе народное прозвище «Чебурашка».


С 1974 года выпускалась модификация ЗАЗ-968А со стилизованной накладкой вместо фальш-решётки на передней панели.


Последней моделью ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения стал ЗАЗ-968М. Его выпуск начался в 1979-м, а закончился в 1994-м году. Система охлаждения двигателя на нём изменилась, поэтому «уши» с боковин исчезли. Воздух для охлаждения поступал через прорези в левой части капота, а боковые решётки предназначались для дополнительной вентиляции служили боковые решётки. Круглые задние фонари были заменены большими прямоугольными блок-фонарями.


Передняя часть также подверглась изменениям: центральная часть стала выпуклой, со стильной горизонтальной накладкой и прямоугольными указателями поворота. Бампера получили съёмные боковые части из пластика и резиновую накладку посередине. Изменилась и эмблема, но не к лучшему: вместо «днепрогэсовского» пятиугольника ЗАЗ-968М нёс на крышке багажника чёрную пластиковую букву З с прямоугольной окантовкой. Впрочем, Советского Союза уже не было, а ЗАЗ делал основную ставку на переднеприводную «Таврию»… Но это уже совсем другая история.


Все модели автомобилей Запорожец с двигателями воздушного охлаждения представлены на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос» .

Для того чтобы объяснить причину появления на свет этого чуда советского автопрома, придется опять начать от обезьяны, от которой, если верить дедушке Дарвину, произошло всё прогрессивное человечество. Этой самой обезьяной был голландец Абрагам Кооп, который в 1863 году создал в немецкой городе Александровске Новороссийской губернии завод по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. В 1908 году в соседнем с Александровском Мелитополе предприниматель Израиль Давидович Заферман основал чугунолитейный и машиностроительный завод по производству нефтяных двигателей. После октябрьской революции завод был национализирован и получил название «Второй Советский завод». После окончания гражданской войны в 1923 году на базе завода организована артель «Победа».

Главой артели стал сын Зафермана Моисей, который сразу после революции рассорился с отцом и ушел в Красную Армию. Сам же Израиль Давидович с сыном помирился и был принят в артель бухгалтером-счетоводом. В этой должности он проработал до 1948 года, правда, с перерывом на эвакуацию. Сын же Израиля умер в Израиле в 2001 году. Артель продолжила выпуск нефтяных двигателей. Использовались эти двигатели в основном на малотоннажных судах. В том же 1923 году местные органы советской власти осенила идея наладить на бывших кооповских мастерских, переименованных к тому времени в завод «Красный прогресс», производство тракторов, на которых бы стояли зафермановские нефтяные моторы.

Двигатель у ЗАЗ-966, как и у предшественника, располагался сзади.


Поскольку Александровск незадолго до этого переименовали в Запорожье, трактор решили назвать в честь новопереименованного города. Так появился первый экземпляр техники под брендом «Запорожец». Вскоре завод «Красный прогресс» получил модное в те времена имя «Коммунар».

В первые послевоенные годы Сталин хотел перевести Мелитопольский завод на производство дизельных двигателей с тем, чтобы на «Коммунаре» выпускались дизельные трактора, но Хрущов, бывший тогда первым секретарем КП Украины, убедил его этого не делать. Взамен он предлагал наладить на этом заводе выпуск украинских автомобилей. Для этого предполагалось вывезти оборудование из немецкого Эйзенаха, но тогда идея не нашла воплощения. Однако идею украинского автомобиля Хрущев не оставил и встав во главе партии и правительства стал эту идею настойчиво проталкивать. И вот в октябре 1957 года руководство МЗМА - будущего АЗЛК - представило Хрущеву опытный образец микролитражного автомобиля «Москвич-444». Уши 600-го Фиата торчали изо всех его щелей. Автомобиль в честь только что запущенного спутника так и предполагалось назвать «Спутником».

Однако у Хрущева были другие планы. Всю техническую документацию он велел передать на «Коммунар» и вскоре там начался выпуск горбатого «Запорожца». Тем не менее, Горбатый оказался куда менее удачливее итальянского прототипа. Во-первых, у него была несуразно высокая цена для автомобиля такого класса. В 1960 году он стоил 18 тысяч рублей старыми, что было равно 4,5 тысячи долларов по тогдашнему курсу. Итальянский же прототип продавался на родине за 590 тысяч лир, что составляло тогда 944 доллара.

Но еще бóльшим был второй недостаток Горбатого - невысокий срок службы. 23-сильный мотор-воздушник объемом всего в 746 кубиков исчерпывал свой моторесурс за два летних сезона или за девять месяцев непрерывной эксплуатации. Кроме того, Мелитопольский моторный завод, едва справлявшийся с поставками двигателей на «Коммунар», был не в состоянии выпускать еще и запчасти. Поэтому чтобы отремонтировать двигатель Горбатого, например, в Алма-Ате приходилось за бутылку заказывать детали на АЗТМ, на заводе имени Кирова или на заводе «Поршень».


Интерьер ЗАЗ-966


По всем этим причинам производство Горбатого прекратили сразу после отставки Хрущева, несмотря на то, что в самой Италии 600-й продержался на конвейере до 1969 года, а его младший брат Фиат-500 аж до 1972. Их обоих сменил Фиат-126, имевший более модный по тем временам угловатый кузов, но сохранивший всю начинку предшественников. Горбатый же, будучи снятым с производства, остался без преемника. Поэтому в качестве временной меры год спустя в производство был запущен ЗАЗ-965. А - Горбатый с мотором, увеличенным до 887 кубиков. Увеличение это произошло путем расточки цилиндров с 66 до 72 мм. Однако даже при советском дефиците покупательским спросом он не пользовался. Дело в том, что мотор с более тонкими гильзами цилиндров быстро перегревался и выходил из строя еще быстрее, чем 746-кубовый. И тут конструкторы вспомнили, что еще в 1961 году они создали опытный образец автомобиля, созданного по мотивам Chevrolet Corvair.

Передний багажник ЗАЗ-966


От американского прототипа концепт-кар отличался намного меньшими размерами. Этот прототип был назван тогда ЗАЗ-966, но в серию он не пошел - даже для очень уменьшенного кузова двигатель от Горбатого оказался слабоват. Примерно в это же время появился Printz II, который был тоже похож и на Chevrolet Corvair и на украинский концепт-кар.


За задним сиденьем ЗАЗ-966 имелся маленький дополнительный багажник.


К 1967 году, когда конструкторы вдруг вспомнили своё забытое детище, Принц уже более пяти лет колесил по дорогам Европы. И вот тогда приняли решение возродить strong>ЗАЗ-966 и поставить его на конвейер. Американские примочки с кузова убрали, сделав 966-й больше похожим на Принц. Однако первоначально у нового «Запорожца» было от Принца много отличий. Во-первых, двигатель он унаследовал от ЗАЗ-965А. Диаметр его цилиндра составлял по-прежнему 72 миллиметра - ход поршня - 54,5 мм. Путем увеличения степени сжатия и расточки впускного коллектора мощность подняли еще на три силы - с 27 до 30 л.с. Однако такое решение привело к еще большей склонности двигателя к перегреву. Вот поэтому-то у ЗАЗ-966 и получил главное внешнее отличие от Принца - «уши».

Этими «ушами» в народе обозвали огромные воздухозаборники, установленные по бокам задних крыльев. Эти воздухозаборники были призваны улучшить охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха. В 1969 году на экраны страны вышел мультипликационный фильм «Крокодил Гена», одним из главных героев которого был неизвестного науке вида зверек, получивший за малую статическую устойчивость прозвище Чебурашка. Очень скоро эта кличка стала использоваться и для обозначения Ушастого «Запорожца». Но кличка эта не прижилась - чаще автомобиль называли Запором. Кличка эта перешла по наследству от ЗАЗ-965. А чтобы не путать о каком Запоре идет речь старый Запор стали называть Горбатым запором, а новый - Ушастым.