Техника управления автомобилем с механической коробкой передач. Автоинструктор мкпп — первый учитель

В сегодняшней статье речь пойдет о простых принципах использования МКПП. Конечно, заявлять о каких-либо правилах не стоит: все машины совершенно разные, а различные мощности и типы двигателей предполагают совершенно разную частоту вращения коленчатого вала. Поэтому говорить о каких-либо принципах мы будем, взяв за условную единицу средний двигатель с объемом в 1,3-1,6 л, мощностью 70-110 л.с, работающий на бензине.

Не перемещайте при вращении рулевого колеса

Управление автомобилем при повороте и рулевом управлении настолько важно, и сделать это двумя руками - лучший способ обеспечить максимальный контроль. Переключение передач в то же время явно лишает этот контроль, и поэтому экзаменаторам это не нравится. Просто переключите передачи перед поворотом, если вам нужно.

Изменение передач в перекрестках

Да, вы должны снять руку с рулевого колеса, чтобы сменить шестерни. Просто положите его обратно, перейдя как хорошая привычка. Вы можете переключать передачи на перекрестке; нет закона против него. Некоторые пересечения очень большие, и это необходимо. Имейте в виду, что технически незаконно менять механизмы при движении по железнодорожным путям.

Обычно частота холостых оборотов у подобных двигателей равна 800-900 об/мин, а наибольшая раскрутка 6-7000 об/мин. Тахометр, как правило, разделен на несколько зон. Максимальные цифры расположены на красном фоне, перед которым идет желтый либо красный, но прерывистый цвет. Не лучшее решение - ждать, пока стрелка тахометра окажется на желтом цвете, использование этого запаса прочности совершенно ни к чему, к тому же максимальный крутящий момент остается позади.

Пришло время узнать, как управлять ручной трансмиссией. В настоящее время доступна только несколько новых автомобилей, выпущенных для продажи в США. Около 10 процентов автомобилей на рынке даже предлагаются с помощью руководства, и только около 6 процентов из 16 миллионов новых автомобилей в год оснащены палкой. Есть много причин, чтобы научиться водить один, хотя, не в последнюю очередь, это способность управлять всем, что вам может понадобиться, чтобы заимствовать в какой-то момент.

Вождение механической коробки передач легко, как только вы узнаете, как это работает. Современные намного легче ездить, чем их старые коллеги. Большинство автомобилей, которые предлагают ручные коробки передач сегодня, включают в себя функцию, которая удерживает тормоза до тех пор, пока вы не будете готовы уехать, а это значит, что вы не откатываетесь назад на холме так, как привыкли люди, когда они учатся переносить свои механизмы.

Как правило, переключение передач происходит при 2500 об/мин, что примерно равняется:

  • 20 км/ч при 1 передаче;
  • 40 км/ч при 2 передаче;
  • 60 км/ч при 3 передаче;
  • 80 км/ч при 4 передаче.

Однако на момент переключения передач влияют еще некоторые факторы, которые обязательно нужно учитывать. Это интенсивность разгона, качество дороги, ее уклон, количество пассажиров или наличие груза, ощущения водителя.

Трансмиссия или трансмиссия в переднеприводном автомобиле - это компонент вашего автомобиля, который направляет мощность двигателя на дифференциал, а затем на колеса, чтобы вы могли спуститься по дороге. Без трансмиссии ваш двигатель будет слишком быстро, чтобы вы ушли от мертвой остановки и слишком медленно, чтобы вы могли совершать круиз на более высоких скоростях. Трансмиссия уменьшает скорость вращения коленчатого вала, так что вы можете плавно ускоряться с упора, а затем при переходе на более высокие передаточные числа.

Он также обеспечивает правильное передаточное отношение для комфортного поднятия холмов или круиза по шоссе. Муфта расположена между двигателем и коробкой передач. У узлов сцепления есть два основных компонента: крышка сцепления и диск сцепления. Крышка сцепления представляет собой стальной корпус с пальцами, которые прижимаются к задней части диска сцепления. Когда вы наступаете на педаль сцепления, пальцы на крышке сцепления выдвигают диск сцепления вперед, к маховику двигателя, тяжелый стальной или алюминиевый диск, подключенный к коленчатому валу двигателя.

Другими словами, если вы один двигаетесь по ровной дороге без уклона, ваша машина не загружена, то переключать передачи вы можете на 2000 об/мин. А вот если ваше движение направлено в гору, то следует дождаться 2500 об/мин. Бывают ситуации, когда необходим интенсивный разгон. В таком случае вы можете поднимать стрелку тахометра и до 5000 об/мин. Однако не делайте из этого правила.

Когда диск сцепления контактирует с маховиком, его поверхность волокна скользит вдоль поверхности маховика, создавая трение. Чем больше вы отпускаете педаль сцепления, тем больше мощности двигателя направляется на коробку передач. На автомобилях с механической коробкой передач сцепление позволяет вам регулировать, сколько энергии от двигателя разрешено перейти на коробку передач. Когда педаль сцепления нажата на пол, вы не передадите мощность двигателя на коробку передач, независимо от того, насколько сильно вы переверните двигатель.

Теперь стоит поговорить о работе педалями сцепления и газа. Когда педаль сцепления опущена – то двигатель работает под нагрузкой. Перед тем как переключить передачу, нужно ослабить либо выключить сцепление, т.е. нажать на педаль. При этом нагрузка на двигатель будет ослаблена и он поднимет обороты, если вы в этот момент продолжаете удерживать педаль газа. Поэтому нужно слегка опустить газ одновременно с нажатием педали сцепления.

Обучение передаче ручной передачи

С сцеплением полностью, вы отправляете 100 процентов мощности двигателя на коробку передач. Если вы впервые проводите механическую коробку передач, это хорошая идея, чтобы учиться с пониманием и поощрением друга или члена семьи, который уже владеет палкой. Есть много ужасных историй о людях, которые пытаются научиться управлять учебным пособием на машине, которую они только что купили в представительстве. Вы можете это сделать, но лучше потренироваться на широко открытой автостоянке, не испытывая при этом необходимости учиться управлять ею в пробках.

Каждая следующая передача включается при меньших оборотах. Это значит, что если для переключения первой передачи вы дали возможность двигателю набрать 2500 об/мин, то дальше разгоните его лишь до 1700-1800 об/мин. Необходимо следить за скоростью авто во время переключения передач. Очень важным является соответствие скорости движение частоте оборотов двигателя во время включения сцепления. Если разница будет значительной, и вы при этом резко опустите педаль сцепления, то машина дернется или вовсе заглохнет. Как вы понимаете, переключаясь на следующую передачу, вы должны добиться соответствия оборотов и скорости. Как правило, учат плавно опускать педаль сцепления, однако, если соблюдать вышеописанное правило соответствия, педаль можно просто бросить. Из этого следует, что для того чтобы переключиться на следующую передачу, доведя обороты до 3000 в минуту, мы должны выключить сцепление, нажав на педаль, опустить газ, переключить передачу и, доведя обороты до 2200-2300, включить сцепление, опустив педаль.

Шаг 1: ознакомьтесь с оборудованием

Вы заметите, что третья педаль на полу. Педали акселератора и тормоза находятся вправо, а самая левая педаль - это сцепление. При включенном экстренном торможении вы можете наступать на педаль без запуска двигателя, чтобы понять, насколько она жесткая. Если бы у вас не было экстренного торможения, это было бы похоже на автоматическое переключение на нейтральное положение, позволяющее автомобилю свободно катиться.

Затем взгляните на коробку передач. На нем будет напечатан шаблон, показывающий количество передач и их местоположения. Между шестернями линия, идущая сбоку, нейтральна. Когда сцепление включено и двигатель выключен, вы можете запустить передачу через шестерни, чтобы ознакомиться с тем, как они себя чувствуют.

Приведу некоторые, характерные отличия, чтобы Вы могли приблизительно оценить различия в плане последующего обучения вождению.

На автомобиле с МКПП, перед тем как начать занятия в условиях города, ученик осваивает совместную работу сцепления, "газа", тормоза и рычага МКПП. Для этого есть несколько очень эффективных упражнений, причем они иногда не требуют даже выезда в город, если, конечно, прилегающая территория подходящая. Ученик имеет возможность повторить часть упражнений самостоятельно, даже не выезжая с парковочного места. Это очень важно, чтобы ученик нащупал момент "схватывания" сцепления, запомнил тональность звука работающего двигателя, необходимом для трогания автомобиля. В результате упражнений ученик при трогании с места не глохнет, легко и без отката назад трогается в гору, умеет делать это с ручником и без ручника. Нюансы переключения передач осваиваются потом намного легче, чем вот эта начальная стадия. Хочется отметить, что справляются с упражнениями абсолютно все, после чего, в условиях города, основное внимание уделяется дорожной обстановке, а не коробке передач, а все сложности с МКПП вполне преодолимы.

После того, как вы познакомились с механизмами, найдите нейтральную передачу. Большинство современных автомобилей с ручной коробкой передач требуют, чтобы вы нажимали педаль сцепления до пола, чтобы запустить машину, и это хорошая идея, даже если это старый автомобиль без этой функции безопасности.

Как только автомобиль будет запущен, вы можете поместить правую ногу на тормоз и отпустить стояночный тормоз.


Самая большая проблема, связанная с обучением управлению механической коробкой передач, - это выполнение танца, который позволяет вам остановиться на первой передаче. Сначала нужно немного терпения.

Ученики, которые уже имели практику езды на автомобиле с МКПП, при разгоне машины с АКПП могут по привычке взяться рукой за рычаг переключения передач, а левая нога при этом машинально выжмет «сцепление», на авто с АКПП в этом месте как раз находится педаль тормоза. Торможение в этом случае получается максимально интенсивным. Чем совершеннее машина и тормоза, тем меньше шансов вовремя затормозить автомобилю сзади, особенно, если это старые перекупленные Жигули с неисправными тормозами. Ученику, имевшему продолжительный опыт вождения автомобиля с МКПП, рекомендуется «забыть о левой ноге», никогда её не использовать, а так же не браться во время движения правой рукой за рычаг АКПП.

При выключенном двигателе и стояночном тормозе сдвиньте селектор передач на первую передачу. Две вещи пойдут вам гладко на вашем пути.

  • Правильное количество оборотов двигателя.
  • Устойчивый выпуск педали сцепления.
Затем медленно отпустите сцепление. Ключ должен поддерживать постоянную скорость двигателя и плавно отпускать педаль сцепления с пола.

Если двигатель вращается слишком медленно, автомобиль будет разбрызгиваться, кашлять и, возможно, останавливаться. Если двигатель слишком быстро поворачивается, вы оказываете ненужный износ диска сцепления. Если вы слишком медленно отбрасываете ногу с муфты, вы также можете риск выгорания сцепления. Если вы слишком быстро отпустите ногу с муфты, вы также, вероятно, остановите автомобиль. Есть тонкий баланс, который вы ищете, что позволяет поддерживать постоянную скорость двигателя и плавно, сознательно освобождать сцепление, чтобы двигаться.

На автомобиле с МКПП неопытный водитель разгоняется медленно, ему требуется время, пока он выполнит все действия по переключению передач с низшей на высшую. Такой водитель более заметен для окружающих, от него все держаться подальше. На автомобиле с АКПП даже начинающий водитель может неоправданно быстро увеличить скорость выше безопасного значения для данного участка дороги, что в следующий момент потребует срочного торможения. Отсутствие опыта здесь другим водителям заметно меньше, по манере разгона они не могут «вычислить новичка», его резкое торможение для кого-нибудь окажется весьма неожиданным.

Шаг 4: переход на более высокий уровень

Когда вы сомневаетесь, положите сцепление на пол. Перед тем, как попытаться перейти к следующему более высокому механизму, приготовьтесь немного освободить сцепление на первой передаче, чтобы почувствовать его. Следующие передачи легко сравниваются.


Как только машина прокатится, и вы полностью сцепитесь, ускоряйтесь плавно.

Когда вы приближаетесь к 15 милям в час, надавите на сцепление полностью до пола. С сцеплением полностью, переместите шестерню на вторую передачу и быстро и сознательно поднимите ногу с пола. Все остальные переключатели работают одинаково: втянуть в себя, сдвинуть шестерни, сжать.

Уверенная и осознанная учебная езда ученика на автомобиле с АКПП начинается с момента, когда ученик, освоив первые азы управления автомобилем, начинает видеть обстановку в зеркалах заднего вида и использовать ситуацию сзади в своих интересах. Чем быстрее это достигается, тем эффективнее будут дальнейшие уроки.

На самом деле вам не нужно переключать передачу на более низкую передачу - но это навык, который вы хотите изучить, чтобы не полагаться только на свои тормоза, чтобы замедлить движение автомобиля. Когда вы проедете на любой передаче, если вы отпустите ногу с педали газа, сжатие двигателя начнет замедлять движение автомобиля. Выбор следующей нижней передачи и отпускание муфты замедляет автомобиль еще больше.

Чтобы переключиться на пониженную передачу, установите сцепление полностью на пол и выберите следующую самую низкую передачу, затем отпустите педаль сцепления. Вам также не нужно идти постепенно через шестерни. Резервное копирование - это как начало работы на первой передаче, и требует точно такой же процедуры, за исключением того, что вы будете отставать, а иногда в обратном направлении требует дополнительных усилий.

Видеть обстановку в зеркала ученик начинает после того, как его действия рулем при выдерживании полосы движения становятся автоматическими, и для этого ученик перестает задействовать 100% своего внимания, а так же начинает использовать периферическое зрение. Со стороны это сразу заметно, ученик начинает свободно смотреть по сторонам, а машина при этом не уклоняется из выбранной полосы (направления). Для обучения контроля обстановки сзади в зеркала имеются специальные упражнения.

Шаг 7: Парковка ручной трансмиссии

В зависимости от автомобиля вы можете переключиться прямо в обратном направлении, или вам, возможно, придется нажать на рычаг переключения передач или надавить рычаг далеко на ту или другую сторону, чтобы включить реверс. Это напряжение называется «стопором», и оно там, поэтому вы не переходите в обратную сторону, когда идете вперед. Ручные трансмиссии не имеют «паркового» положения, как это делает автоматический. Вы можете оставить трансмиссию в нейтральном положении и установить стояночный тормоз, но это не самая лучшая идея, потому что стояночный тормоз может выйти из строя и позволить машине свернуть.

Зеркала - важнейший элемент в обучении вождению на автомобиле с АКПП. Ученик на автомобиле с АКПП по основным навыкам вождения может уже вполне способен управлять автомобилем в городе, но его способности анализировать обстановку сзади автомобиля могут сильно отставать, что может привести к нежелательным последствиям. Важно это сразу объяснить ученику, иначе он не будет понимать, почему инструктор, глядя в зеркала, просит его, то слегка притормозить, то разогнаться.

Лучшим вариантом для парковки является выбор механизма с самым высоким коэффициентом передачи. Пятая передача, в то же время, имеет отношение 66, что означает, что для каждого оборота коленчатого вала пятая передача поворачивается 66 раз. Требуется больше усилий для того, чтобы двигатель мог перенести первую передачу, чем на пятую передачу, поэтому лучше всего выбрать первую парковку.

Иногда обратная передача имеет немного более высокое числовое соотношение, но вы никогда не ошибаетесь, чтобы выбрать первый или наоборот при парковке. Наконец, всегда не забудьте установить стояночный тормоз, прежде чем покинуть автомобиль. Единственный способ, которым вы становитесь лучше водить руководство, - это управлять ручным движением. Это нормально, чтобы ваши ноги мокрые на стоянке, но выходить в движение, как только вы можете это сделать, сделает вас лучшим ручным водителем.

На автомобиле с МКПП такое отставание случается реже, так как времени на освоение коробки передач требуется больше, и за это время ученик успевает до начала интенсивной езды по городу научиться пользоваться зеркалами.

Обучение вождению на автомобиле с МКПП значительно сложнее и имеет серьезные отличия от обучения вождению на автомобиле с АКПП. Можно услышать много критики в адрес автошкол, с их "закрытыми площадками", «автошкольными флажками», но выезжать с закрытой площадки в город с учеником, который не довел свои действия с механической коробкой передач до автоматизма, весьма опасно, а автошколы в основном и обучают на механике.
Помимо простейших азов, механическая коробка передач имеет большое количество нюансов и тонкостей. Работа с рычагом переключения передач, с педалью сцепления и акселератором идет независимо от работы рулем, причем руль в это время держит одна левая рука, иногда все это нужно делать одновременно, что поначалу, конечно же, сложно. Зато потом управление автомобилем с МКПП приносит водителю гораздо больше удовольствия и открывает широкие возможности по выбору режима движения, увеличивает возможности автомобиля. Рычаг МКПП решает все вопросы, которые на автомобиле с АКПП решаются с помощью дополнительных многочисленных функций (программ переключения передач): "Ручное переключение", "Спортивный режим", "Индивидуальная настройка". Все эти манипуляции по выбору передачи водитель с МКПП производит по звуку и тяге мотора, причем легко и без напряжения. Все это, конечно, на любителя, о вкусах не спорят.

Подумайте о том, над чем вам нужно работать - например, на холмах, - и потратите дополнительное время на эти упражнения. Прежде чем вы начнете водить палку, мы предлагаем вам поехать с кем-то, кто знает, как управлять автомобилем с механической коробкой передач. Наблюдайте за тем, когда он или она сдвигается и переключается на пониженную передачу. Наблюдайте за тем, что происходит, когда она запускает машину, останавливается при свете, начинает с остановки и начинает после остановки при свете на холме.

Вы будете намного лучше подготовлены, когда придет ваше время. Научитесь управлять автомобилем сначала. Если вы научитесь ездить на автомобиле с автоматической коробкой передач, прежде чем научиться водить палку, вы будете иметь огромное преимущество.

При выборе автомобиля учитывайте, что обучение вождению с МКПП сложнее и продолжительнее, чем с АКПП. Если у Вас нет свободного времени и Вы не имеете навыков вождения, выбирайте автомобиль с АКПП и Вы относительно быстро освоите вождение по городу. Имея большую практику вождения с АКПП, переход на "механику" трудности не представляет, это одно - два занятия.