Техника езды по бездорожью на ниве. Вездеходная Шевроле Нива: езда по грязи – обзор и видео

Лада-Нива. Внедорожная поездка

ТАМ, ГДЕ НЕТ И ТРОПИНКИ

Необходимость двигаться по «джунглям» возникает редко: прокладывать дорогу через поле, кустарник или редколесье чаще всего приходится охотникам или рыболовам.

При движении в условиях такого бездорожья следует быть готовым к любым сюрпризам, а если вы твердо решили их избежать, сделайте предварительную разведку. Халтурить не стоит: даже невысокая трава может очень хорошо маскировать всевозможные ямы, пни и камни. Исход незапланированной встречи с ними напрямую зависит от скорости: чем быстрее двигается Нива, тем неприятнее будут последствия. Отсюда делаем вывод, что в условиях абсолютного бездорожья двигаться следует с минимальной скоростью, причем чем хуже видимость, тем осторожнее должна быть «поступь» вашего автомобиля.

Используйте пониженный ряд раздаточной коробки и, если нет необходимости заниматься «слаломом», заблокируйте межосевой дифференциал.

Если в движении Нива начинает «клевать носом» или резко теряет обороты, — остановитесь, сдайте назад и проверьте грунт. Вполне возможно, что вы въехали на болотистую почву.

Движения по полям с густым травяным покровом по возможности стоит избегать, ну а если другого пути к цели вашего путешествия не существует, знайте, что при наезде на брошенную колхозниками борону или торчащий из земли лемех плуга, вы рискуете не только разрезать шину, но и значительно повредить автомобиль. Так что если вы не уверены, что поблизости никогда не работали сельхозмашины, не поленитесь проверить фунт в пешем порядке. Только не забудьте при этом поберечь собственные нош!

Продираясь на Ниве сквозь густые травяные заросли, приучите себя чаще, чем обычно, поглядывать- на указатель температуры охлаждающей жидкости, а выехав на дорогу, внимательно осмотрите его и облицовку радиатора. Застрявшую траву и листья необходимо осторожно удалить, в противном случае радиатор перестанет обеспечивать необходимый теплообмен.

В кустарник лучше не лезть: даже если в передней части Нивы установлена большая защитная решетка, острые ветки могут сильно поцарапать боковины кузова, а самая длинная обязательно сработает как хлыст и разобьет фонарь или фару.

САМОВЫТАСКИВАНИЕ

Умение выбираться из сложной ситуации без посторонней помощи относится к самым необходимым внедорожным навыкам, а последовательность действий водителя при застревании определяет главное — вероятность успеха.

В этой связи имеет смысл рассмотреть несколько типичных ситуаций и построить алгоритм эвакуации машины. Итак, если Нива «сидит» очень прочно, и попытками тронуться с места расшевелить ее не удается, прекратите бессмысленное буксование и осмотритесь.

На первом этапе ваша задача сводится к определению направления эвакуации, и здесь надо учитывать следующие факторы.

Наличие уклона. Машину всегда лучше вытаскивать вниз.

Если вы застряли на бездорожье или в снегу, выезжать лучше назад по своей колее.

В случае, когда машина уперлась в препятствие или провалилась в яму, также выезжайте назад.

Ну а коль вас угораздило встать так, что направление выезда безразлично, двигайтесь вперед: в глубокой грязи, песке или снегу движению назад мешают грязезащитные фартуки.

Постарайтесь заглянуть под машину или выяснить наошупь, что же мешает дальнейшему продвижению. Чаще всего Нива цепляется за препятствие элементами подвески: в передней части — рычагами и поперечинами, а в задней — редуктором моста и местами крепления амортизаторов. Если вы застряли в песке или снегу, эти места можно попробовать откопать. В колее и густой грязи окапывание бесполезно, так что прячьте лопату в багажник и доставайте домкрат. Ваша задача — поочередно поднять каждое из четырех колес и подложить под них то, что найдете вокруг камни, ветки, доски. Чтобы осью рукоятки не повредить боковину кузова, домкрат устанавливайте наклонно, больше, чем обычно, задвинув его опорную площадку под машину. Чтобы при подъеме домкрат не проваливался в фунт, ставить его следует на искусственную опорную поверхность, в качестве которой могут использоваться доски или несколько веток, сложенных крест-накрест.

Поставив Ниву на «постамент» из подручного материала, запускайте двигатель, блокируйте межосевой дифференциал и, используя верхний ряд трансмиссии, плавно (без пробуксовки!) трогайтесь с места.

ВЫТАСКИВАНИЕ С ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩЬЮ

Очень часто бывают ситуации, когда имеет смысл попробовать вызволить машину из плена силами экипажа. Определив направление выезда, расположите людей так, чтобы, с одной стороны, они могли действовать с максимальной эффективностью, а с другой — не оказались заляпанными с головы до ног летяшей из-под буксующих колес грязью. Так, удобно встать вдвоем по бокам машины и упереться руками в открытые оконные проемы дверей.

Действия добровольных помощников обязательно должны быть согласованными

В высокой траве вас могут подстерегать самые неожиданные сюрпризы

Прикладывая толкающие усилия к панелям кузова, можно сильно продавить металл, и чтобы этого не случилось, попросите ваших помощников по возможности упираться в углы или ребра кузова.

Наиболее эффективный способ трогания с места при таком раскладе — раскачка, и дабы получить положительный результат, усилия помощников должны быть скоординированы с действиями водителя. Неплохо, если при раскачке автомобиля кто-то будет подавать громкие команды.

Как только почувствовали, что при очередной попытке машина тронулась с места, двигайтесь без остановки до места, где вы уверенно сможете тронуться без посторонней помощи.

ВЫТАСКИВАНИЕ БУКСИРОВКОЙ

Вне зависимости от того, застряли вы сами или же вынуждены работать в качестве тягача, начинайте эвакуацию с выбора направления выезда. Кроме ранее оговоренных факторов, в данном случае следует учитывать еще и возможность подъезда автомобиля-эвакуатора.

Лучше всего пользоваться капроновым тросом: он мягче, компенсирует рывки и, в отличие от металлического, более безопасен для рук. Неплохо, если на его концах есть металлические карабины или заводные кольца — это позволит легко и быстро прицеплять и отцеплять трос и исключить возможность его перерезания узкими буксирными проушинами Нивы. Практика показывает, что длина троса в большинстве случаев не должна превышать 6 метров — иначе он будет излишне вытягиваться и пружинить.

Прежде, чем цеплять буксир за проушины, проанализируйте направление действия тягового усилия и постарайтесь организовать все так, чтобы при рывке исключить повреждение грязезащитных фартуков или глушителя. Помните: капроновый трос не выдерживает высокой температуры и при задевании за горячую выхлопную трубу может простонапросто расплавиться. И вообще, если на Ниве установлено буксирное устройство для прицепа, смело цепляйте трос за него — так будет лучше всего.

Перед началом эвакуации на тягаче стоит заблокировать межосевой дифференциал и при необходимости включить понижающую передачу.

Если автомобиль-эвакуатор стоит на твердом фунте, то трогаться он должен плавно, предварительно натянув трос.

Если же сцепления под колесами недостаточно, застрявший автомобиль надо вытаскивать «с рывка»: натяните трос, затем сдайте примерно на полметра назад и резко троньтесь с места. Трос при этом лучше сложить вдвое и надежно зафиксировать: известны случаи, когда вырвавшийся из проушины конец пробивал заднее стекло Нивытягача и травмировал водителя. Ни в коем случае не разрешайте присутствующим придерживать в этот момент трос руками! Наблюдающие за эвакуацией люди должны стоять от сцепки на расстоянии, превышающем общую длину троса минимум на 2 метра — это гарантия безопасности.

Буксирные проушины Нивы имеют острые грани, поэтому цепляться за них лучше всего с помощью железных крюков

Нелишне напомнить, что Нива имеет несущий кузов, поэтому, вытаскивая автомобиль трактором, цепляйте трос не за одну проушину, а за две. Таким образом вы перераспределите действующее на кузов усилие и предупредите его деформацию.

Методички, советы, заочные уроки зимнего вождения. Так ли они нужны новичкам, заменят ли инструктора? В свое время перелопатил тонны литературы на контраварийную тему . На мой взгляд, почти все авторы излагают правильно, но чересчур наукообразно. Деление автомобилей по типу привода, рассказ о коэффициентах сцепления, тренировочные упражнения с рисунками. Все изложено - не придерешься, только за деревьями леса не видать. Впечатление, что самое главное либо затерялось за обилием подробностей, либо про него не вспомнили.

А не хватает яркого образа, позволяющего почувствовать суть скользкой дороги или, если хотите, включить интуицию, как технарю, так и гуманитарию. За рулем далекие от железок актеры, пианисты, домохозяйки тоже ездят.

Вспомните движения человека на обледенелом тротуаре. Аккуратный, не слишком длинный шаг. Иногда почти крадучись. Надо повернуть - семенит и бочком-бочком по плавной дуге. Спроси, почему не идет по-летнему размашисто, сразу ответит - так скользко же, грохнуться можно. Значит, во всех нас уже заложен алгоритм - на льду не делать резких движений.

Почему за рулем на зимней дороге должно быть иначе? Про силовые, резкие, грубые воздействия на органы управления надо забыть. Не провоцируйте автомобиль, не делайте резких движений! Справедливо как для штатных режимов, так и для вывода из сноса или заноса. И вообще, на скользкой дороге чем выше скорость, тем мягче воздействия на органы управления и меньше их амплитуда.

Переходим к конкретике.

Независимо от типа привода и мощности мотора уменьшите ход педали газа. Чай, не кнопка, позволяет дозировать точно. Поясню. При троганье с места и при разгоне после переключения передачи не надо давить педаль в пол. И торможение двигателем, описываемое расхожим словосочетанием «прикрыть газ», не означает, что надо едва ли не снять ногу с педали. Достаточно ее слегка приотпустить. Все потому, что срыв ведущих колес в скольжение может спровоцировать и резкая подача, и резкий сброс газа. Особенно на низших передачах.

Представьте - площадка. Расставлена змейка из конусов. На небольшой скорости между ними маневрирует автомобиль. Несчастный водитель вспотел от усердия, перехватывая обод. Руки уже заплетаются. Правильно - скоростное руление надо тренировать. Все же знают - повернул колеса в сторону заноса, значит, выровнял машину. Только вращение рулевого колеса с перехватом - страховка на случай очень грубой ошибки, когда автомобиль уже провалился в глубокий занос.

На обычной дороге, где скорости повыше, лучше до заноса вообще не доводить. Как? Без рывков поворачивать руль на малые углы, то есть не провоцировать срыв управляемых колес в скольжение и раскачку кузова. Если потащило корму - парировать едва заметным поворотом руля в сторону заноса, не доводя до критических углов. Главное, не держать колеса вывернутыми, не ждать реакции автомобиля. Качнули ободом туда и тут же обратно. Если «подзависли» - рискуете раскачать автомобиль, перекладывая из одного заноса в другой. К сожалению, тренировать вывод из сноса или заноса на высокой скорости практически негде - подходящих, да еще толково оборудованных площадок очень мало.

Водителям автомобилей с механической коробкой передач при переключении нужно приучить себя не бросать сцепление и своевременно нажимать газ. Задача - исключить рывки. Летом они не так страшны, зимой приводят к скольжению колес. Автоматические коробки передач тоже требуют деликатной работы газом. Можно приноровиться и добиться от них мягкого троганья и переключения. Иногда имеет смысл перейти на ручной режим управления и зафиксировать нужную передачу, чтобы избавиться от переключения (читай - снятия тяги с ведущих колес) в неподходящий момент.

Торможение: тот же принцип - на скользкой дороге не провоцируйте блокировку колес. В финальной стадии замедления уменьшите усилие на педали. Что летом дискомфортный клевок, зимой - срыв в скольжение. Научиться тормозить на грани блокировки колес нетрудно - тренировать этот прием вполне можно на дорогах общего пользования.

Современные электронные системы - хороший экзаменатор. Если зимой в поворотах система стабилизации не душит двигатель, при разгоне не мигает лампочка «противобукса», а при остановке не стрекочет АБС - значит в штатных ситуациях вы все делаете правильно. То есть не провоцируете автомобиль.

Вывод прост: нау читесь мягкому стилю управления - обретете уверенность зимой. А появившееся «чувство автомобиля» поможет в освоении приемов контраварийной подготовки, если захотите совершенствоваться дальше.

Любой шофер-профессионал и даже гонщик подтвердит - чем более плавно водитель управляет автомобилем, тем выше его мастерство. Дерганая езда с частыми разгонами и торможениями с головой выдает новичка. Особенно на заснеженной или обледенелой дороге.

Отзыв владельца о проходимости

Я с приятелем на его Ниве уезжая на рыбалку, много намотал километров по Уральским горам. Никогда не подводила в дороге, хотя после рыбалки требовала хорошенького ремонта.

Езда на Ниве по трассам, хорошим дорогам не очень комфортная. Хоть и разгоняется и скорость держит хорошо примерно 100 км. час но в салоне становится шумновато от работающей раздатки. Но в целом машина великолепна, от езды больше положительных эмоций, чем отрицательных.

Достоинства:
Высокий дорожный просвет. четыре ведущих колеса. Крепкие, надежные бампера. Легко найти запчасть
Недостатки:
На ВАЗе прекратили серийный выпуск. «Сверчки» в панели управления. Шумно в салоне при езде на большой скорости.

Нива ВАЗ 2131 «Крокодил» — универсал повышенной проходимости

Поездив на Кроке, понял,что это совершенно особая машина, к которой подходят запчасти от Нивы-трехдверки. Буду потихоньку выкладывать наблюдения, может, кому поможет выбрать недорогой и очень практичный машинСразу наталкиваешься на партии скептиков. Правоверные ниваводы-коротышки толкуют о «геометрической проходимости». Где не проходит крок в небезумии — молчок. Уазоводы горят, мол, есть на свете един внедорожник и Уаз — имя его. Хочу Уазик и как нибудь он появится в стойле. Но менять универсальногт Крока на него — не вижу никакого смысла. Есть любители иномарок.

Типа, не накопил, зачем тогда из квартиры вылез. При этом притормаживающие перед каждой кочкой или ку том-вдруг няша поцарапается Старые джиперы-вариант, но их неушатанных все меньше и запчасти с обслугой все дороже. Есть шанс выиграть капиталку на полляма. Ну и пузотерочники — вполне здравый бы класс, чтобы в охотхозяйстве пересесть на местные уазы и нивы… если бы не российские дороги. Крок, с длинной базой и сильной подвеской их просто жрет и провоцирует ездить больше. Эта машина — настоящее открытие России для себя и семьи!

Что имеем. Нива стоковая 2007 года, куплена в 2009 у пенсионера за 220 тыр. Он ее побаивался, ездил только на дачу и хранил всю зиму в гараэе рядом с малолитражной городской Окой. Я Крока взял в 23 тык пробега, сейчас под 60. Кушает около 9-10 на трассе, может поменьше, может побольше, в зависимости от газа и ветра (аэродинамика не скоростная).

Что ломалось и менялось

1. Брызговики. Лазишь по яма и ледяным сугробам, вот и рвет иногда.
2. Год назад 1 января вырубился ближний свет. Праздники. Загнал знакомым жестянщикам, они честно предупредили, что с электрикой не очень, но праздники, ехать надо. Часов 5 вошкались и поменяли пару деталей. В результате нашли болтик за печкой разболтавшийся и потерявший контакт. Закрутили — год с лишним -без проблем.

Средняя оценка: 5,00 (2 из 5)

Лучшим отечественным автомобилем для бездорожья по праву считается Нива: езда по грязи - видео материал в избытке имеется в сети - даст возможность окончательно убедиться во внедорожных свойствах машины. Изначально, Шевроле Нива позиционировалась на рынке, как достойная замена легендарного ВАЗ-2121. И действительно, у нового авто показатели прохода бездорожья поистине великолепные: не хуже, чем у предшественника.

Благодаря такой особенности, а также ввиду надежности, неприхотливости в эксплуатации и обслуживании и, естественно, по причине низкой рыночной стоимости, новая Нива обрела ошеломляющую популярность. Давайте детальнее ознакомимся с внедорожным потенциалом автомобиля, а также посмотрим некоторые видеоматериалы в подтверждение приведенных ниже фактов.

Технические параметры Нивы

Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на Ниве далеко за пределы асфальтных дорог. Наличие в конструкции машины шнорхеля обеспечит прохождение транспортным средством бродов, глубиной до полуметра. Также версия Limited Edition имеет штатное место для крепежа лебедки.

Габариты и конструкционные особенности

Для грамотного управления Нивой по городу и бездорожью, владельцу обязательно необходимо знать размеры и массу автомобиля. Фактическая протяженность машины составляет 4 метра, а ширина - 1,7 метра. При этом тоннаж авто равен всего 1 800 кг. Сравнительно с марками других внедорожников, это большой плюс, поскольку очень мало шансов сесть «на брюхо» при прохождении грязи или пересеченной местности.

Бездорожье для Нивы не страшно: конструкционно в моделе предусмотрен солидный 200-миллиметровый клиренс. Отправляясь на рыбалку или охоту, водитель может спокойно грузить в свой автомобиль все необходимые вещи, ведь грузоподъемность «Шеви» составляет 450 кг, а вместительность багажника - 650 литров (при сложенных задних сидениях).

Конструкция пружинных подвесок автомобиля такова:

  • передняя - независимая и 2-х рычажная;
  • задняя - зависимая и 5-ти рычажная.

Двигатель и КПП

Простой 4-х цилиндровый движок обеспечит резвый ход Шеви Нива в грязи: видео материал, представленный на странице, тому откровенное подтверждение. Объем мотора автомобиля равен 1,7 л. Параметр мощности - 80 л.с., что вполне достаточно для бездорожья. Работает движок с 5-ти ступенчатой механикой и 2-х ступенчатой раздаточной коробкой.

При езде можно полностью полагаться на пониженную передачу на Ниве - она выручит всегда, даже в чрезвычайно сложных ситуациях. Активация пониженной передачи позволит машине медленно, но верно продвигаться вперед по самой коварной грязи. Сочетается раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом.

Шевроле Нива оборудована постоянным полным приводом - основополагающим элементом, без которого прохождение бездорожья было бы немыслимым.

Поведение авто на бездорожье

Описание технических характеристик Нивы, безусловно, позволило опытным автомобилистам по достоинству оценить ее главные внедорожные способности. Однако описание того, как автомобилю приходится ходить по бездорожью, позволит составить более полную картину. Ведь езда по пересеченной местности и прохождение вязких грязевых "каш" требует исключительной работы авто и мастерства водителя.

Прохождение по пересеченной местности

Заход на бездорожье на средней скорости сразу же позволяет дать первый комментарий: Шеви уверенно проходит по пересеченной, однако относительно твердой поверхности. Без капли сомнения машина буквально сминает под собой ухабы, кочки и бугры, благо подвеска достаточно мягкая. Разогнаться особо не получится, но бездорожье и не предполагает быстрой езды

Не стоит злоупотреблять способностью внедорожника легко преодолевать препятствия, поскольку велик риск приземления на защиту поддона картера после прохождения очередной крупной горки, неказисто разместившейся на пути следования авто.

Шевроле нива спокойно покоряет ямы, крутые горки, склоны и т.п. Достигается это благодаря тому, что автомобиль имеет высокий дорожный просвет. Однако значительная роль здесь принадлежит специально обустроенным углам въезда и съезда. Измерения первого соответствуют 37°, а второго - 35°. Также важно, чтобы при езде водитель был внимателен во избежание контактов днища с поверхностью земли.

Преодоление грязевой колеи

При езде на Ниве по глубокой грязной колее, очевидным становится тот факт, что автомобиль легко преодолевает серьезные препятствия бездорожья, которые встречаются на пути. Весомую положительную роль для стремительного хода авто играет его небольшая масса.

Даже когда машина заседает в грязи, благодаря малой массе она может запросто вырваться, главное, чтобы водитель достаточно ее раскачал.

При прохождении автомобилем глинистого вязкого месива, в которое превратилась разбитая грунтовка после дождя, становятся ощутимы плавь машины и ее постоянное стремление уйти куда-то в сторону. И все это при прохождении глубокой колеи - настоящей мышеловки для авто. Однако Chevrolet Niva в очередной раз показывает высший пилотаж и заслуженность титула «Внедорожник года 2009».

Противоречия, которые обнаруживаются при езде на Ниве по грязи:

  • плюс заключается в том, что блокирующийся дифференциал и понижающая передача отлично выполняют свои функции, ввиду чего автомобиль уверенно «тянется» вперед даже из тяжелой грязи;
  • минус обнаруживается в недостаточной, как для автомобиля с внедорожным потенциалом, мощности двигателя.

Наглядно демонстрируют, как ходит Нива Шевроле по грязи - видео, имеющиеся в интернет сети благодаря любителям этого внедорожника. При просмотре таких отчетов, становится очевидно, что Нива блестяще преодолевает грязь и по праву достойна называться гордостью отечественного автопрома. Этот автомобиль стал достойной сменой ВАЗ-2121, а в чем-то и превзошел своего предшественника. Нива - царица бездорожья.